Специфика Казахстана определяется полиэтническим и многоконфессиональным составом населения. В условиях многообразия культур в республике назрела необходимость разработки официальной политики государства в сфере межэтнических отношений, которая, в первую очередь, служит целям сохранения самобытности различных культур, их развитию и взаимодействию между ними в интересах общенационального единства.
Образование является одной из ключевых сфер реализации этнокультурных интересов населения. Основной идеей является модель образования, ориентированная на сохранение самобытности этнических групп и одновременно освоение ценностей и стандартов других культур. Здесь важно обратить внимание на то, что при этом не утрачивается этническая идентичность. Стратегия этнокультурного образования направлена на осуществление двух взаимосвязанных целей: этнокультурная идентичность и государственная интеграция. Состояние этнической идентичности, т.е. самосознание как представитель своей культуры, своего народа, носителя духовных ценностей своих предков достигается, прежде всего, через созданную народом социокультурную сферу, в которой одной из ключевых позиций, после семьи, занимает учебное заведение, вуз [1].
Государственная интеграция - это достижение единого интегративного поля успешного взаимодействия представителей всех этносов в государстве. Этническая идентификация народа, населяющего Казахстан, способствует утверждению единого поликультурного пространства, где образование является средством формирования национального самосознания, реализации культурно-языковых интересов. Ведь именно образованный человек является частью исторической и культурной традиции. Он осознает принадлежность к определенному этносу, у него сформированы культурные характеристики, стремление к осмыслению своей деятельности, высшим духовным ценностям. В первую очередь человек осознает себя как представитель этноса, носитель культурных ценностей народа, преемник национальных традиций родной культуры.
Концепция этнокультурного образования в Казахстане, одобренная распоряжением Президента Республики Казахстан (№3058 от 15 июля 1996 года), определила 4 главные функции этнопедагогического образования:
1) транслирующую, т.е. этнос, как носитель культуры, является целостным и преемственным;
2) развивающую, т.е. образование способствует формированию и развитию национального самосознания;
3) дифференцирующую, т.е. образование способствует этнической идентификации народа, населяющего Казахстан, выявлению потребностей этнических групп;
4) интегрирующую, т.е. обеспечение взаимообогащения и взаимопроникновения культур, интеграция личности в мировой и национальной культуре, вхождение личности в мировое пространство [1].
Продуктом этнокультурного образования является поликультурная личность. Гуманизация личности происходит через призму поликультурности и билингвизма.
Знание родного и государственного языков, изучение иностранного языка расширяют кругозор личности, содействуют ее многогранному развитию, способствуют формированию установки на толерантность и всестороннее видение мира. Гуманизация личности предусматривает поликультурное образование, через сознание истории своего народа, осмысление этнической принадлежности, национальный менталитет, преемственность поколений, изучение народов, символов, традиций, стереотипов. Знание истории родного народа порождает чувство общности судеб народа, живущих вместе многие века.
Религиозное осознание - неотъемлемый компонент духовности народа, без представлений о религиозных ценностях, имеющих нравственное и эстетическое значение невозможно успешное проникновение в культуру и языковую среду. В наши дни на Западе, во многих светских государствах Востока, в том числе и у нас, религия выступает большей частью как интеграционно-контрольный механизм гражданского общества. Функцией религии в гражданском обществе является сохранение целостности социокультурной системы, частью которой она сама является. Ряд религиозных конфессий совмещает религиозную пропаганду с хозяйственной деятельностью, создает на территории республики малые частные предприятия и фирмы, способствуя развитию экономики и созданию новых рабочих мест. Церкви, мечети ведут благотворительную деятельность, оказывая материальную помощь особо нуждающимся, инвалидам, престарелым, одиноким и т.д. Вся деятельность религиозных организаций направлена на претворение идеалов мира, терпимости и любви по отношению к себе подобным человеческим существам независимо от их конфессиональной принадлежности. Религия в гражданском обществе выполняет важную роль в деле нравственного возрождения общества, в упрочнении мира и взаимопонимания, в подъеме духовной культуры, в возрождении национальных традиций и обычаев. Мировые религии имеют не только различия, но и общность духовности, эстетических норм народа, населяющего наше государство. Связь этнопедагогики с религией является обширным полем для исследований. Духовность народа - это его культура. Культура невозможна без религии, а значит, гуманизация личности через этнокультурное образование означает духовное начало, дающее предпосылки для всестороннего, поликультурного развития личности. Преподавание географии, страноведения, этнографии, экологических дисциплин способствует географическому сознанию, т.е. сознанию родного края, родного очага, чувство Земли как общего дома, Казахстана, как общей родины, чувства ответственности за общий дом и за природу страны. Экологическое образование лучше всего воспитывает в детях чувство патриотизма, уважение к родной земле, народу. Ощущение личной причастности к культуре народа происходит через художественно-эстетическое сознание: тягой к прекрасному, способностью ценить красоту, художественный вкус, изучение лучших образцов родной и мировой литературы, музыки, живописи, театрального искусства. Межнациональное единство Казахстана на территории предполагает, в первую очередь, правовое сознание личности, которое формируется вследствие соблюдения и применения в государстве конституции и законов РК. Казахстанская государственность является объективным фактором гуманизации личности. Исследование этнических проблем в условиях гуманизации образования имеет важное идеологическое значение: позволяет понять роль народной культуры и мировоззрение в педагогике, содействует осознанию духовного и творческого потенциала народа [2].
При изучении иностранного языка огромную роль играет культурологический аспект, вторичная языковая личность должна обладать знаниями о культуре, традициях и обычаях страны изучаемого языка наряду с лингвистическими знаниями для успешного взаимодействия и во избежание конфликта культур и «культурного шока». Но эти знания человек способен усвоить только тогда, когда он в полной мере познал культуру, духовный потенциал, наследие своего родного народа, умеет успешно взаимодействовать на иностранном языке, и осведомлен о некоторых важных культурных реалиях этого народа, его духовных ценностях. И чтобы выйти на такой уровень общения ему необходимо, в первую очередь, постичь культурные, духовные ценности своего народа. Выход на межкультурный уровень общения возможен только через призму родной культуры, а именно в рамках изучении этнопедагогических воззрений, исследование этнопедагогических проблем в условиях гуманизации образования.
Концепция народной педагогики включает множество проблем воспитания и обучения, сохранивших свою актуальность до наших дней. Научно-педагогический интерес в этнопедагогике вызывает также вопросы, использование средств, методов и приемов воспитательного воздействия на детей и молодежь. Культура - это всеобъемлющий компонент педагогического процесса и неотъемлемый атрибут любого языка мира, т.е. другая сторона одной медали.
Как фактор преемственности накопленного человечеством опыта, социальных и нравственных ценностей, культура оперирует понятием «справедливость», «красота», «добро» и т.д. Она определяет ведущие ценностные категории для всех поколений и не может существовать вне и помимо человека. Богатство его способностей, форм общения и видов деятельности направлено на создание различных ценностей. Одна из особенностей культуры в том, что обладая множеством ценностей, она объективно дает возможность человеку при их приятии сделать самостоятельный выбор [3].
В современном образовании происходит ориентация на индивида, на развитие личности, что превращает культуру в важнейший фактор духовного обновления как общества в целом, так и отдельной личности.
Именно культура выступает связующим фактором между социальным и генетическим в личности, делает человека членом цивилизованного общества.
Пренебрежение национальным, мировым, историческим и культурным наследием, законами общественного развития, развития природы приводит к снижению уровня образованности и культуры, а также социальной зрелости специалистов, вследствие чего возникают социальная напряженность, экономические осложнения, конфликты на национальной почве. В результате дестабилизации общества ухудшается его морально-нравственное состояние, и оно становится менее гуманистичным.
Гуманитарная подготовка, которая предполагает знание в области истории, культуры своего родного народа, культуры страны изучаемого языка, помогает сформировать у будущих специалистов ценностные ориентиры и этические нормы, в том числе и профессиональные, а также развивать критическое мышление - одно из важнейших качеств, позволяющих ориентироваться в современном мире.
Гуманитарные знания - это все то лучшее, что было когда-то задумано, сказано, написано об опыте человечества. Знания облагораживают человека, расширяют его кругозор, развивают в нем чувство долга перед своим народом и человечеством в целом, направляют его на истинный путь, помогают разбираться в сути вещей.
Понятие «ценность» стало одним из наиболее употребляемых в сфере гуманитарного знания. Рассмотрение специфики, содержания и структуры общечеловеческих ценностей следует начать с введения ее первого элемента - субъекта ценности. Это, во-первых, природа как источник и условие жизни и ее духовного потенциала, выступающая в качестве самоценного субъекта, а не только условия и среды межсубъектных отношений. Во-вторых, человек и любая общность: семья, социальная группа, школьный класс, группа, нация, народность, общество. Отдельный человек в этих отношениях предстает как индивид, личность, гражданин. На это наслаиваются различные типы отношений: межличностные, межвозрастные, наконец, межнациональные.
Вторым исходным элементом является объект - носитель ценности. Природа здесь выступает не только как источник жизни, самоценный субъект и среда обитания, но и как непосредственный объект -посредник межчеловеческих отношений. Объектом, им может быть лишь такое явление, событие, факт, идея, которые приобретают в процессе оценки их субъектом положительную или отрицательную значимость. Эта значимость и делает объект оценки носителем соответствующих экономических, политических, правовых, моральных, нравственных, религиозных или эстетических ценностей [4].
В последние годы в Казахстане идея возрождения национальных основ культуры и искусства сопрягаются с феноменом архетипа. Духовно -творческое сокровище носителя культуры составляет коллективное подсознание. Составные части этого подсознания, неотчетливого разума называют архетипами. Архетипы влияют на формирование духовного мира человека, они определяют его действие, систему характера, ценности и потребности. К главным признакам понятия «архетип» относятся время и пространство. Именно оно имеет непосредственно хронотопный характер - одно из основных условий для освоения человеком культурного мира во времени и пространстве. Каждая нация при получении возможности свободного развития своей культуры часто возвращается к своим архетипам. Идея «возрождения национальных основ» в каждой области культуры и искусства созвучна с этим.
Возрождение архетипного времени - явление, отличающееся от встречающихся в мировой культуре фундаментализма (превозношение корней) и партикуляризма (культурная изолированность, особый путь). В пространстве диалога культур идея возрождения архетипного времени не противоречит идеи культурной универсальности.
Нынешний момент в истории нашей страны представляет собой некий переходный этап к новому состоянию общества. С точки зрения педагогики, этот переход означает наличие установки на перемены, провозглашающие в качестве одного из главных приоритетов образования гумманизацию, ставящую в центр педагогических усилий личность ребенка [4].
Выдвигая концепцию гуманистического образования, необходимо иметь в виду, что атмосферу обращенности к личности, всю атмосферу демократизации создает учитель. Именно он должен быть носителем накопленных общечеловеческих ценностей. Освоение культурного наследия будущими учителями - одна из важнейших задач педагогических учебных заведений.
Итак, роль и значение этнопедагогической подготовки специалистов иностранных языков, мы считаем, является очевидной и бесспорной. Изучение культурного наследия родного народа - это ключ к лингвострановедческим знаниям. Гуманизация образования - это, бессомненно, одна из основ демократии, стабильности, всестороннего развития нашего общества и республики в целом.
Идея диалога культур жизненно важна для Казахстана, который в течение многих веков находился в поле перекрещивающихся влияний Востока и Запада. В образовании данная идея способствует улучшению качества образования и ставит личность как основополагающий компонент в процессе обучения.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Этнопедагогика жэне этнопсихология/Жалпы ред. К. Жарыкбаев. -Алматы: Респ. Баспа кабинеті, 1995. - 129 с.
- Кожахметова К.Ж.. Казахская этнопедагогика: методология, теория, практика. - Алматы: Гылым, 1998. - 316 с.
- Узакбаева С.А., Мухтарова Ш.М.. Формирование национального самосознания студентов при изучении курса «Этнопедагогика»: На материале педагогической прессы. - Алматы: Изд-во Алмат. Ун-та им. Абая, 2000. - 55 с.
- Карагандинский гос.ун-т. Материалы педагогической прессы по курсу «Этнопедагогика»/Сост. Ш.М. Мухтарова. - Караганда: Изд-во КарГУ, 2001. - 236 с.
- Волков Г.Н.. Этнопедагогика: Учеб. Для студ. Сред. И высш. Пед. Учеб. Заведений. - М.: Академия, 1999. - 168 с. - (Высшее образование).