Этносоциальный аспект социальной работы

Процесс этносоциализации личности как важная часть включения индивида в культуру общест­ва зависит от условий, создаваемых самим обществом, определением его позиции по отношению к межкультурным и внутрикультурным этноконтактам его членов. Характер этносоциализации отдель­ного индивида при этом во многом определяется и закладывается содержанием, в первую очередь, семейного воспитания. Обнаруживается тесная связь последнего с состоянием этносоциальных про­цессов в обществе, реальными межэтническими отношениями, что также диктует выявление спектра этносоциальной проблематики и особенностей соответствующих направлений работы, способствую­щих эффективному межэтническому взаимодействию и социальной защищенности граждан незави­симо от их этнического происхождения.

Выделение социальной работы как особого вида деятельности, обеспечивающего «лечение» и профилактику социальных проблем личности, подчеркивает возможность решения на основе инди­видуального подхода представителями данной профессиональной категории проблем, связанных с включением индивида в широкие этносоциальные связи, с оказанием максимального содействия их успешности. Социально-педагогическое направление социальной работы позволяет оказать значи­тельное воздействие на социальную микросреду личности; ее расширение либо сужение посредством активного влияния на ее агентов и их максимального использования в социально-позитивном плане, параллельно содействуя процессу социализации данных агентов. Это подтверждается следующими положениями Исследователи (Ю.В.Сычев, Л.И.Буева, В.Г.Бочарова, Г.Сатканова, Е.А.Мясоедова, А.С.Ахиезер, Н.Р.Маликова, Ю.С.Мануйлов, А.Г.Харчев) подчеркивают, что сложность взаимодей­ствия личности с обществом зависит от характера ее микросредовых связей с ним.

Принимая во вни­мание данные позиции, есть основание полагать, что микросреда представляет собой объективную актуальную социальную реальность взаимодействия личности и определенных сторон социальной действительности, опосредованную субъективным уровнем личностного развития и объективными условиями влияния среды. Сущность микросредового влияния, в том числе его этносоциального сег­мента, как части целостной системы общественных отношений, заключается в потенциальной воз­можности создания через него максимально целесообразных деятельности и общения, соответст­вующих индивидуальной социальной ситуации развития и опосредованных потребностно- мотивационной сферой личности, при условии выбора социально-позитивного ее компонента.

Следовательно, этнокультурную микросреду индивида составляет его ближайшее этническое окружение, с которым он в силу необходимости удовлетворения культурных потребностей вступает в социальные взаимоотношения. Ей также свойственна подвижность, в зависимости от состояния лич- ностно-средовых отношений, детерминируемых характером взаимного воздействия личности и среды.

Среди основных проблем, определяющих возможность этнонегативных явлений асоциального характера и обусловливающих обращение к социальной работе в этносреде, необходимо особенно выделить: 1) характер миграций; 2) состояние этнонастроения молодежи как гаранта перспективного социального развития.

Для современного общества характерны проявления широких волн миграций, где в этносоци­альном плане особую категорию представляют реэмигранты и беженцы, поскольку они характеризу­ются противоречивыми тенденциями поведения и требуют детального анализа при выявлении со­держания социальной работы с ними.

Беженцы, как лица, вынужденно покинувшие место постоянного жительства, на территории другого государства, чаще всего в силу совершенного в отношении них насилия либо реальной опас­ности подвергнуться насилию или иному преследованию, независимо от признака, не являются граж­данами страны переселения [1]. Находясь в ситуации стресса, отражающающейся в социальной дез­ориентации, раздражительности и эмоциональной выключенности (А.Тоффлер), в психологическом плане характеризуются повышенной внимательностью (чаще негативным отношением) к лицам дис­криминирующей группы, в том числе на месте переселения. Потенциально подвержены как этно­культурной маргинализации в силу утраты первичных этносоциальных связей, так и проявлениям этноцентристской направленности поведения на основе повышения остроты чувства этнической идентичности и консолидации группы в пределах нового места жительства. Одновременная марги- нальность от социально-экономической и духовной жизни несет в себе потенциал дестабилизации межэтнических отношений.

Особую категорию представляют реэмигранты, социальное настроение которых зачастую мар­гинализовано, в том числе в этнокультурном плане. Это объясняется психологической неудовлетво­ренностью выбором среды эмиграции, связанной с различными причинами, чаще всего экономиче­ского характера. Для этнокультурной ситуации они представляют угрозу этнокультурной целостно­сти и дальнейшего развития последней.

При этом важно отметить, что отсутствие адаптирующих действий со стороны новой культур - ной среды потенциально провоцирует рост преступности среди всех категорий мигрантов.

В современном обществе страна как макрофактор социализации (А.В.Мудрик) несколько утра­тила роль воздействия на формирование чувства причастности личности к конкретной географиче- ски-культурной среде. Сложность ситуации усугубляется крупными социально-экономическими пе­ременами. Последние вызывают негативные последствия в сфере определения нравственно­ценностных ориентиров, имеющих направленность в современной ситуации на введение личности в общественные связи на основе парадигмы культуры полезности (при наблюдающемся дефиците ду­ховности). Обстановка осложняется общим фоном глобальных социально-экономических изменений, несущих настроения неустойчивости существующего положения. Их влияние отражено в росте уров­ня аддитивных форм девиантности.

А.И.Долгова отмечает, что означенные выше категории миграции негативно воздействуют на уровень гражданской идентификации с одновременным усложнением сферы межэтнического взаи­модействия. Кроме того, систематическое нарушение установившихся взаимоотношений с опреде­ленной социально-культурной средой, влияя на психологическое состояние, требует постоянной со­циально-психологической переадаптации (Ш.Омаров). Возникает отчуждение мигрантов от традиций и ценностей новой культурной среды, проявляющееся в неприятии ее содержания. Проблема напря­мую воздействует на формирование центричности и маргинальности этноповедения и позволяет су­дить об этнокультурном риске данной социальной группы. Опасность заключается в проявлении же­стких дискриминирующих действий (иногда внутри одной и той же этнической группы), а также де­градации духовности общества, особенно его молодежной прослойки. Это способствует взаимному отдалению «принимающей» и иммигрирующей сторон. В данной связи Б.Абдыгалиев указывает на решающую роль социальной защиты мигрантов, которая была бы направлена на создание условий, реально способствующих становлению адекватного восприятия иноэтнического окружения и чувства гражданственности. Наличие осознанной гражданской позиции, по его мнению, проявляется в непре­ложном осуществлении возможности процесса развития культуры и содействует стабилизации обще­ственных отношений, в том числе и межэтнических. Основное содержание должно быть связано с решением проблемы создания среды, отвечающей интересам сохранения и развития на единой терри­тории исконной и «вливаемых» этнокультур, что способствовало бы снижению беспорядочного про­цесса эмиграции и реэмиграции.

Отмечается наличие реальной потребности общества в центрах социальной адаптации и реаби­литации рассмотренных выше категорий, обеспечивающих постепенность включения в сферу новых для личности социальных взаимоотношений. Наблюдающаяся сложность процесса в силу сопровож­дающегося увеличения беспорядочного потока миграций требует определения четких ориентиров социальной работы с мигрантами.

Мигрантов характеризует тот же комплекс социальных проблем, что и коренное население: без­работица, невысокие размеры пенсий и пособий, все формы инвалидности и т.д. Положение усугуб­ляется жесткой социально-экономической конкуренцией с местным населением, сопровождающейся эмоциональным неприятием последними всех групп мигрантов и их активное игнорирование.

Опыт в области социальной работы с мигрантами показывает состоятельность таких объедине­ний, как службы социальной поддержки беженцев и вынужденных переселенцев (Россия), бюро по реализации программ для беженцев, управление по проблемам переселения беженцев, добровольче­ские организации по оказанию помощи беженцам и эмигрантам (США). При этом практически неза­тронутыми остаются группы реэмигрантов и репатриантов. В Казахстане наблюдается наличие сис­темы работы с мигрантами в контексте взаимодействия служб социальной защиты населения и ми­грационной полиции. Вместе с тем анализ имеющегося опыта подчеркивает необходимость органи­зации комплексной работы по созданию психологически адаптирующей среды с целью выявления и конкретизации социальных проблем мигрантов и оказания им действенной оперативной помощи.

В этой связи имеющийся опыт национально-культурных объединений, определяемых в качестве стратегического звена этнополитики современного Казахстана, по содержанию своей деятельности способствует созданию условий для развития этнических культур, представленных на его террито­рии. Ситуация реального внутриэтнического общения в них направлена на реализацию объединения этногрупп, возможность наиболее полного транслирования молодому поколению традиций, обычаев, родного языка через предоставляемую ими возможность содержательного удовлетворения этнокуль­турных интересов и потребностей. Вместе с тем становится важной согласованность их деятельности, как этносоциально адаптирующего звена, с деятельностью органов социальной защиты.

Акцентированность внимания на проблеме этнонастроения молодежи связана с представитель­ностью последней в обществе в качестве социально-культурного потенциала с одновременным про­явлением таких черт, как высокая степень динамичности и восприимчивости к инновациям, низкий объем социального опыта, несовершенство личностной позиции, конформность, которые указывают на возможность развития при соответствующих условиях внеинституционально-микросредового воз­действия, этнокультурной маргинальности либо этноцентричности поведения личности и неблаго­приятной межэтнической обстановки в обществе.

Итоги экспериментальных исследований (Ж.Кендирбекова) указывают на возможность решаю­щего воздействия на результативность позитивного включения молодежи в систему открытых этно­социальных связей социально-педагогического направления социальной работы на основе диагно­стики интересов молодых людей и интеграции деятельности общественных объединений, в частно­сти, национально-культурных центров (НКЦ), институтов культуры и образования. При этом инте­грация направлений социальной работы с мигрантами и социально-педагогическое направление эт­нокультурно-образовательной работы с молодежью могли бы во многом способствовать развитию адекватного внутри- и межэтнического взаимодействия, что позволит взаимно адаптировать «прибы­вающих» и «принимающих». Включение мигрантов в работу НКЦ как общественных объединений, осуществляющих заботу о сохранении и развитии этнической культуры и способных представлять культурно-адаптирующую среду для данной категории, может обеспечить снижение этноцентрист­ских настроений и привлечь к работе центров этнокультурно-маргинализованные группы молодежи. НКЦ могут также содействовать мигрантам в преодолении социальных проблем посредством собст­венных усилий и связи со службами социальной защиты и миграции. Однако работа в НКЦ показы­вает отсутствие таких видов деятельности, которые бы способствовали расширению возможностей этно- и межкультурной адаптации через:

  •    совместное обсуждение и решение таких социальных проблем, как правовые основы граждан­ства и проживания в Республике Казахстан, возможности получения медицинской помощи, образования, в том числе переквалификации, обучение на родном языке и т.д.;

  •    формирование постоянных связей с другими общественными объединениями, в том числе и вне НКЦ (например, комитетами по делам молодежи при вузах, дворовыми клубами в соци­альной инфраструктуре микрорайонов и т.д.);

  •    организацию контактов с миграционными службами по выявлению иммигрантов (беженцев, реэмигрантов и др.) с целью создания адаптирующей среды и социальной защищенности [1].

В этой связи, подчеркивая особую роль НКЦ в решении проблем мигрантов, как среды, способ­ствующей наиболее комфортной ре- и адаптации к новым культурным условиям, а также содейст­вующей становлению адекватной этнокультурной позиции молодежи, необходимо указать на прояв­ление актуальности и важности социальной работы в них. Социальная работа в НКЦ в области соци­альной защиты мигрантов и этносоциальной адаптации молодежи видится в следующих направлениях:

  •    организация системного воздействия условий этнокультурного образовательного пространства с опорой на диагностируемые интересы личности; ее включение в деятельность этнокультур­но-группового объединения; выявление микросредового этнокультуротворческого потенциала личности и его активизация;

  •    организация социально-психологической помощи по преодолению негативных этнических стереотипов; социально-групповая терапия по профилактике межэтнических конфликтов (де­ловые игры, тренинги);

  •    помощь в этно- и межкультурной адаптации; пропаганда деятельности этнокультурно­образовательных институтов и объединений; организация и проведение групповых культурно­досуговых мероприятий этнокультурно-образовательной направленности через установление и координацию связи институтов социума; координация связи социальных институтов и этно­культурных объединений;

  •    представление и защита этнокультурных интересов и потребностей членов НКЦ в правовых и общественных организациях;

  •    выявление групп этнокультурного «риска», связь со службами миграции, занятости;

  •    содействие становлению правовой и этнополитической образованности;

  •    контроль за соблюдением прав и социальных гарантий мигрантов;

  •    содействие в приеме и размещении иммигрантов;

  •    диагностика материального и социального положения мигрантов с учетом всего спектра про­блем, оказание единовременной материальной помощи и различных видов социальных услуг;

  •    помощь в трудоустройстве, получении медицинских и образовательных услуг.

Таким образом, анализ этносоциальных проблем современного казахстанского общества, харак­тера их влияния на процесс межэтнического взаимодействия обнаруживает решающую роль соци­альной работы в поиске путей эффективной реализации политики межнационального согласия и со­хранения стабильного развития общества.

 

Список литературы

  1. Социальная работа: Словарь-справочник / Под ред. В.И.Филоненко. — М.: Контур, 1998. — 480 с. М.Т.Баймұқанова, В.В.Боброва, Ж.Х.Кендірбекова, А.Н.Сакаева
Год: 2012
Город: Караганда
Категория: Педагогика