Процесс этносоциализации личности как важная часть включения индивида в культуру общества зависит от условий, создаваемых самим обществом, определением его позиции по отношению к межкультурным и внутрикультурным этноконтактам его членов. Характер этносоциализации отдельного индивида при этом во многом определяется и закладывается содержанием, в первую очередь, семейного воспитания. Обнаруживается тесная связь последнего с состоянием этносоциальных процессов в обществе, реальными межэтническими отношениями, что также диктует выявление спектра этносоциальной проблематики и особенностей соответствующих направлений работы, способствующих эффективному межэтническому взаимодействию и социальной защищенности граждан независимо от их этнического происхождения.
Выделение социальной работы как особого вида деятельности, обеспечивающего «лечение» и профилактику социальных проблем личности, подчеркивает возможность решения на основе индивидуального подхода представителями данной профессиональной категории проблем, связанных с включением индивида в широкие этносоциальные связи, с оказанием максимального содействия их успешности. Социально-педагогическое направление социальной работы позволяет оказать значительное воздействие на социальную микросреду личности; ее расширение либо сужение посредством активного влияния на ее агентов и их максимального использования в социально-позитивном плане, параллельно содействуя процессу социализации данных агентов. Это подтверждается следующими положениями Исследователи (Ю.В.Сычев, Л.И.Буева, В.Г.Бочарова, Г.Сатканова, Е.А.Мясоедова, А.С.Ахиезер, Н.Р.Маликова, Ю.С.Мануйлов, А.Г.Харчев) подчеркивают, что сложность взаимодействия личности с обществом зависит от характера ее микросредовых связей с ним.
Принимая во внимание данные позиции, есть основание полагать, что микросреда представляет собой объективную актуальную социальную реальность взаимодействия личности и определенных сторон социальной действительности, опосредованную субъективным уровнем личностного развития и объективными условиями влияния среды. Сущность микросредового влияния, в том числе его этносоциального сегмента, как части целостной системы общественных отношений, заключается в потенциальной возможности создания через него максимально целесообразных деятельности и общения, соответствующих индивидуальной социальной ситуации развития и опосредованных потребностно- мотивационной сферой личности, при условии выбора социально-позитивного ее компонента.
Следовательно, этнокультурную микросреду индивида составляет его ближайшее этническое окружение, с которым он в силу необходимости удовлетворения культурных потребностей вступает в социальные взаимоотношения. Ей также свойственна подвижность, в зависимости от состояния лич- ностно-средовых отношений, детерминируемых характером взаимного воздействия личности и среды.
Среди основных проблем, определяющих возможность этнонегативных явлений асоциального характера и обусловливающих обращение к социальной работе в этносреде, необходимо особенно выделить: 1) характер миграций; 2) состояние этнонастроения молодежи как гаранта перспективного социального развития.
Для современного общества характерны проявления широких волн миграций, где в этносоциальном плане особую категорию представляют реэмигранты и беженцы, поскольку они характеризуются противоречивыми тенденциями поведения и требуют детального анализа при выявлении содержания социальной работы с ними.
Беженцы, как лица, вынужденно покинувшие место постоянного жительства, на территории другого государства, чаще всего в силу совершенного в отношении них насилия либо реальной опасности подвергнуться насилию или иному преследованию, независимо от признака, не являются гражданами страны переселения [1]. Находясь в ситуации стресса, отражающающейся в социальной дезориентации, раздражительности и эмоциональной выключенности (А.Тоффлер), в психологическом плане характеризуются повышенной внимательностью (чаще негативным отношением) к лицам дискриминирующей группы, в том числе на месте переселения. Потенциально подвержены как этнокультурной маргинализации в силу утраты первичных этносоциальных связей, так и проявлениям этноцентристской направленности поведения на основе повышения остроты чувства этнической идентичности и консолидации группы в пределах нового места жительства. Одновременная марги- нальность от социально-экономической и духовной жизни несет в себе потенциал дестабилизации межэтнических отношений.
Особую категорию представляют реэмигранты, социальное настроение которых зачастую маргинализовано, в том числе в этнокультурном плане. Это объясняется психологической неудовлетворенностью выбором среды эмиграции, связанной с различными причинами, чаще всего экономического характера. Для этнокультурной ситуации они представляют угрозу этнокультурной целостности и дальнейшего развития последней.
При этом важно отметить, что отсутствие адаптирующих действий со стороны новой культур - ной среды потенциально провоцирует рост преступности среди всех категорий мигрантов.
В современном обществе страна как макрофактор социализации (А.В.Мудрик) несколько утратила роль воздействия на формирование чувства причастности личности к конкретной географиче- ски-культурной среде. Сложность ситуации усугубляется крупными социально-экономическими переменами. Последние вызывают негативные последствия в сфере определения нравственноценностных ориентиров, имеющих направленность в современной ситуации на введение личности в общественные связи на основе парадигмы культуры полезности (при наблюдающемся дефиците духовности). Обстановка осложняется общим фоном глобальных социально-экономических изменений, несущих настроения неустойчивости существующего положения. Их влияние отражено в росте уровня аддитивных форм девиантности.
А.И.Долгова отмечает, что означенные выше категории миграции негативно воздействуют на уровень гражданской идентификации с одновременным усложнением сферы межэтнического взаимодействия. Кроме того, систематическое нарушение установившихся взаимоотношений с определенной социально-культурной средой, влияя на психологическое состояние, требует постоянной социально-психологической переадаптации (Ш.Омаров). Возникает отчуждение мигрантов от традиций и ценностей новой культурной среды, проявляющееся в неприятии ее содержания. Проблема напрямую воздействует на формирование центричности и маргинальности этноповедения и позволяет судить об этнокультурном риске данной социальной группы. Опасность заключается в проявлении жестких дискриминирующих действий (иногда внутри одной и той же этнической группы), а также деградации духовности общества, особенно его молодежной прослойки. Это способствует взаимному отдалению «принимающей» и иммигрирующей сторон. В данной связи Б.Абдыгалиев указывает на решающую роль социальной защиты мигрантов, которая была бы направлена на создание условий, реально способствующих становлению адекватного восприятия иноэтнического окружения и чувства гражданственности. Наличие осознанной гражданской позиции, по его мнению, проявляется в непреложном осуществлении возможности процесса развития культуры и содействует стабилизации общественных отношений, в том числе и межэтнических. Основное содержание должно быть связано с решением проблемы создания среды, отвечающей интересам сохранения и развития на единой территории исконной и «вливаемых» этнокультур, что способствовало бы снижению беспорядочного процесса эмиграции и реэмиграции.
Отмечается наличие реальной потребности общества в центрах социальной адаптации и реабилитации рассмотренных выше категорий, обеспечивающих постепенность включения в сферу новых для личности социальных взаимоотношений. Наблюдающаяся сложность процесса в силу сопровождающегося увеличения беспорядочного потока миграций требует определения четких ориентиров социальной работы с мигрантами.
Мигрантов характеризует тот же комплекс социальных проблем, что и коренное население: безработица, невысокие размеры пенсий и пособий, все формы инвалидности и т.д. Положение усугубляется жесткой социально-экономической конкуренцией с местным населением, сопровождающейся эмоциональным неприятием последними всех групп мигрантов и их активное игнорирование.
Опыт в области социальной работы с мигрантами показывает состоятельность таких объединений, как службы социальной поддержки беженцев и вынужденных переселенцев (Россия), бюро по реализации программ для беженцев, управление по проблемам переселения беженцев, добровольческие организации по оказанию помощи беженцам и эмигрантам (США). При этом практически незатронутыми остаются группы реэмигрантов и репатриантов. В Казахстане наблюдается наличие системы работы с мигрантами в контексте взаимодействия служб социальной защиты населения и миграционной полиции. Вместе с тем анализ имеющегося опыта подчеркивает необходимость организации комплексной работы по созданию психологически адаптирующей среды с целью выявления и конкретизации социальных проблем мигрантов и оказания им действенной оперативной помощи.
В этой связи имеющийся опыт национально-культурных объединений, определяемых в качестве стратегического звена этнополитики современного Казахстана, по содержанию своей деятельности способствует созданию условий для развития этнических культур, представленных на его территории. Ситуация реального внутриэтнического общения в них направлена на реализацию объединения этногрупп, возможность наиболее полного транслирования молодому поколению традиций, обычаев, родного языка через предоставляемую ими возможность содержательного удовлетворения этнокультурных интересов и потребностей. Вместе с тем становится важной согласованность их деятельности, как этносоциально адаптирующего звена, с деятельностью органов социальной защиты.
Акцентированность внимания на проблеме этнонастроения молодежи связана с представительностью последней в обществе в качестве социально-культурного потенциала с одновременным проявлением таких черт, как высокая степень динамичности и восприимчивости к инновациям, низкий объем социального опыта, несовершенство личностной позиции, конформность, которые указывают на возможность развития при соответствующих условиях внеинституционально-микросредового воздействия, этнокультурной маргинальности либо этноцентричности поведения личности и неблагоприятной межэтнической обстановки в обществе.
Итоги экспериментальных исследований (Ж.Кендирбекова) указывают на возможность решающего воздействия на результативность позитивного включения молодежи в систему открытых этносоциальных связей социально-педагогического направления социальной работы на основе диагностики интересов молодых людей и интеграции деятельности общественных объединений, в частности, национально-культурных центров (НКЦ), институтов культуры и образования. При этом интеграция направлений социальной работы с мигрантами и социально-педагогическое направление этнокультурно-образовательной работы с молодежью могли бы во многом способствовать развитию адекватного внутри- и межэтнического взаимодействия, что позволит взаимно адаптировать «прибывающих» и «принимающих». Включение мигрантов в работу НКЦ как общественных объединений, осуществляющих заботу о сохранении и развитии этнической культуры и способных представлять культурно-адаптирующую среду для данной категории, может обеспечить снижение этноцентристских настроений и привлечь к работе центров этнокультурно-маргинализованные группы молодежи. НКЦ могут также содействовать мигрантам в преодолении социальных проблем посредством собственных усилий и связи со службами социальной защиты и миграции. Однако работа в НКЦ показывает отсутствие таких видов деятельности, которые бы способствовали расширению возможностей этно- и межкультурной адаптации через:
-
совместное обсуждение и решение таких социальных проблем, как правовые основы гражданства и проживания в Республике Казахстан, возможности получения медицинской помощи, образования, в том числе переквалификации, обучение на родном языке и т.д.;
-
формирование постоянных связей с другими общественными объединениями, в том числе и вне НКЦ (например, комитетами по делам молодежи при вузах, дворовыми клубами в социальной инфраструктуре микрорайонов и т.д.);
-
организацию контактов с миграционными службами по выявлению иммигрантов (беженцев, реэмигрантов и др.) с целью создания адаптирующей среды и социальной защищенности [1].
В этой связи, подчеркивая особую роль НКЦ в решении проблем мигрантов, как среды, способствующей наиболее комфортной ре- и адаптации к новым культурным условиям, а также содействующей становлению адекватной этнокультурной позиции молодежи, необходимо указать на проявление актуальности и важности социальной работы в них. Социальная работа в НКЦ в области социальной защиты мигрантов и этносоциальной адаптации молодежи видится в следующих направлениях:
-
организация системного воздействия условий этнокультурного образовательного пространства с опорой на диагностируемые интересы личности; ее включение в деятельность этнокультурно-группового объединения; выявление микросредового этнокультуротворческого потенциала личности и его активизация;
-
организация социально-психологической помощи по преодолению негативных этнических стереотипов; социально-групповая терапия по профилактике межэтнических конфликтов (деловые игры, тренинги);
-
помощь в этно- и межкультурной адаптации; пропаганда деятельности этнокультурнообразовательных институтов и объединений; организация и проведение групповых культурнодосуговых мероприятий этнокультурно-образовательной направленности через установление и координацию связи институтов социума; координация связи социальных институтов и этнокультурных объединений;
-
представление и защита этнокультурных интересов и потребностей членов НКЦ в правовых и общественных организациях;
-
выявление групп этнокультурного «риска», связь со службами миграции, занятости;
-
содействие становлению правовой и этнополитической образованности;
-
контроль за соблюдением прав и социальных гарантий мигрантов;
-
содействие в приеме и размещении иммигрантов;
-
диагностика материального и социального положения мигрантов с учетом всего спектра проблем, оказание единовременной материальной помощи и различных видов социальных услуг;
-
помощь в трудоустройстве, получении медицинских и образовательных услуг.
Таким образом, анализ этносоциальных проблем современного казахстанского общества, характера их влияния на процесс межэтнического взаимодействия обнаруживает решающую роль социальной работы в поиске путей эффективной реализации политики межнационального согласия и сохранения стабильного развития общества.
Список литературы
- Социальная работа: Словарь-справочник / Под ред. В.И.Филоненко. — М.: Контур, 1998. — 480 с. М.Т.Баймұқанова, В.В.Боброва, Ж.Х.Кендірбекова, А.Н.Сакаева