С начало II тысячелетия до н.э. на огромных пространствах Евроазии – начиная южнорусских степей России, Урала-Казахстанские степи и Алтая, степные и предгорные районы Средней Азии в том числе Ферганской долины были заселены скотоводческими племенами. Культуру этих племен специалисты называли «степной», теперь чаще всего «андроновской», выделяя при этом, местных, локальных вариантов [Аванесова, 1995. С. 82-86].
К культурам этих племен в Ферганской долине Б.А. Литвинский относил «кайраккумскую культуру», название, которого происходит от названия местности обнаружения этого типа памятников [Литвинский., Окладников., Ранов., 1962. С. 91-195; Литвинский., Ранов, 1961].
Во время обнаружения этой культуры насчитывалось около 70 пунктов, представляющих собой остатки полуразвеянных поселений и производственных участков, обитавших здесь племен. Поселения этих племен были большие и малых размеров - от 0,1 до 3 га и располагались группами, дома еще были близкими к домам кельтаминарской культуры, т.е. были легкими и составляли с собой дома типа «мазанок». Судя по сохранившимся остаткам, очаги были каменными и имели округлую форму. Они занимались производством металла, потому что археологи в этих поселениях часто находили остатки шлака каменных форм для отливки металла. Кайраккумцы жили вблизи Наукатского медного месторождения, где основная медная руда выходит на поверхность земли [Литвинский, 1956]. Судя по Б.А.Литвинскому «кайраккумская культура» в культурном отношении были более близкими к андроновской культуре и в меньшей степени к срубной и суярганской. Вместе с тем Б.А.Литвинский и В.А.Ранов изучая стратиграфию навеса Ак-танги, пришли к такому заключению, что «кайраккумская культура» происходит в результате развития местной неолитической «гиссарской культуры» [Литвинский., Ранов, 1961].
По Б.А. Литвинскому время существования «кайраккумской культуры» состоит в основном из двух этапов: ранний этап – вторая половина II – начало I тыс. до н.э. и поздний – конец первой – вторая четверть I тыс. до н.э.
Кроме западной Ферганы следы синхронных скотоводческих племен были обнаружены и на территории южной Ферганы. В частности археологу Г.П. Иванову, 5-6 км восточнее от г. Ферганы был обнаружено погребение эпохи бронзы–«Кашкарчинский могильник» [Иванов, 1988. С. 44-47], погребальный инвентарь, который очень близок к инвентарям Муминабадского могильника [Аскаров, 1965. С. 53-60], расположенного близ Ургута. Как известно, на территории долины Зарафшана имеются еще несколько пунктов, где четко зафиксированы наличие следов скотоводческих племен эпохи поздней бронзы [Аванесова., Шайдуллаев., Еркулов., 2005. С. 12-33; Аванесова, 1991].
Перед нами вырисовывается картина ареала, распространения одинаковых андроновских племен, как в бассейне Зарафшана, так и в Ферганской долине. Вместе с тем, судьба этих скотоводческих племен недостаточно известно. Они постепенно растворялись в среде местных земледельческих племен, или продолжали свои привычные занятие – скотоводство. Если судить по формированию культуры племен Южного Приаралья эпохи саков, большую роль сыграли скотоводческие племена эпохи бронзы.
К такому выводу пришел Л.Т.Яблонский, изучавший памятники Сакар-чага, Уйгарак и Южный Тагискен [Яблонский, 1991. С. 72-89]. Они отметили также близость материальной культуры Сакар-чагы и Куюсая. Непосредственно предшествующее сакарчагинским погребениям, время ближайшее аналогии элементам конструкции погребальных камер, обнаруживаются в мавзолеях Северного Тагискена, где центральная камера, прямоугольной формы, окружалось кольцом огня [Толстов, 1963].