Публицистика казахского народа с древнейших времен и до наших дней представляет собой важнейшую часть всемирной СМИ, поэтому изучение ее занимает важное место в формировании печати сознания студентов. Но в чрезвычайно больших государствах в древности устные формы распространения сведений, актуальные сообщения были малоэффективны и потому всегда шел поиск лучших способов письменного информирования. В статье рассматривались неиследованные стороны некоторых проблем.
Публицистика казахского народа.
Публицистика казахского народа с древнейших времен и до наших дней представляет собой важнейшую часть всемирной СМИ, поэтому изучение ее занимает важное место в формировании печати сознания студентов. Публицистика казахского народа получила освещение в основном в трудах дореволюционных, а затем советских авторов, в которых она трактовалась с позиции имперской великодержавной идеологии. Отдельные ученные, пытавшиеся написать более или менее объективную историю печати казахского народа.
Сегодня перед истории печати Казахстана стоят огромные и ответственные задачи.
Потребность в обмен информацией между людьми возникла еще в глубокой древности. Особенно она усилилась после изобретения письменности - могущественного средства общения на дальние расстояния (считается, что первый письменный текст появился в различных странах за 8-6 тысячелетий до н. э.). Жизнь людей не проходит на земле бесследно, она оставляет «следы». Изучая эти «следы», ученые узнают, какой была и сама жизнь. Уже в древности люди вели записи по хозяйству, описывали происходящие события. Они писали на коре деревьев, на камне, на обработанной коже животных и на другом материале. Самые древние записи были сделаны около 5 тысяч лет назад. Недостаточно, однако, найти древние записи. Многие из них написаны знаками, на которых давно уже никто не говорит. Ученные разобрали письменность большинства народов древнего мира. Непонятные ранее знаки «заговорили»; они рассказали о могущественных государствах древности, о народных восстаниях, о возникновении научных знаний и о многом-многом другом. Обращение к новому типу общения -знаковому письму, связанное с нарастанием сложности в экономических и политических отношениях родоплеменных сообществ, усилилось в период формирования государственности, когда надо было фиксировать товары, налоги, учетные и обменные операции. С образованием государства развиваются устные формы распространения информации, огромную роль играют ораторы, воздействующие на мнение и поведение слушателей. Например, весьма разнились стили выступлений грека Демосфена и римлянина Цицерона. Когда выступал Цицерон, народ ликовал: «Как красиво говорит Марк Тулий!» А когда слышал «филиппики» Демосфена, речи, направленные против Македонского царя Филиппа, то кричал: «Войну - Филиппу!» Информацию распространяли и правительственные гонцы, глашатаи, герольды, дьяки, зачитывая послания реляции, рескрипты, буллы.
Всестороннее развитие человека - великая цель, в выполнении которой немалое место отведено журналистике. Произведения литературы и искусства, научно-популярные и научно-художественные произведения, информация о культурной жизни, образовательные программы -все это составляет значительную часть материалов журналистики, особенно «толстых» журналов радио и телевидения [1].
Во множестве учебников и монографий, связанных с историей журналистики, в течение десятилетий повторялось одно и то же. Возникновение печати тесно связано с развитием и укреплением буржуазии. Первые газеты и журналы возникли в странах Западной Европы - в Германии, Англии, Франции - на рубеже XVI и XVII веков, в пору укрепления национальных государств, становления абсолютной власти. Это было время обоснования национального, а затем - интернационального рынка, установления и расширения экономических и финансовых связей. Печать появилась на определенном этапе общественного развития, когда буржуазия выходила на политическую арену и готовилась к борьбе за власть. Она зародилась тогда, когда в обществе возникла потребность в ней. Это была политическая потребность в средстве управления обществом и государством. Это была и идеологическая потребность в эффективном инструменте идеологической борьбы, в ходе которой сталкивались интересы враждебных классов, выразителей и защитников различных религий, противоположенных философских концепций. Это, наконец, была и экономическая информация, в которой так нуждались купцы и предприниматели, деятельность которых приобретала все более важное значение...
Многие печатные периодические издания, едва родившись, действительно становились органами государственного управления. Вспомним первую российскую газету «Ведомости», которую Петр 1 основал как орган управления государством, как средство поддержки реформ, которые он проводил. Другие газеты и журналы действительно становились острейшим идеологическим оружием, оказывались в центре политических, классовых схваток, религиозной борьбы, торжествовали победу или истекали кровью и умирали вместе с политическими партиями и деятелями, взгляды которых они защищали.
Первопричиной появления первых периодических изданий была все-таки потребность в экономической информации. Купцы нуждались в сведениях о стоимости товаров на рынках в городах своей страны и других государств. Финансисты - в данных о ситуации на первых международных биржах, о соотношении стоимости денег, чеканившихся на монетных дворах в столицах европейских государств. Фабрикантам требовалась информация, где и за какую цену они могли приобрести новые станки для своих предприятий и где они могли выгоднее продать их продукцию. И все готовы были платить за сведения. Чтобы их получать, долгое время посылали гонцов. Но это было дорого, и необходимая информация поступала, таким образом, нерегулярно. Требовалось иное средство, которое обеспечивало бы ее доставку быстро и систематично.
Появление этой экономической потребности привело к возникновению средства ее удовлетворения. Им стала периодическая печать [2].
О пражурналистских явлениях древности ныне напоминают слова «форум» (площадь в Риме), «трибуна», «выборная должность, а затем место произнесения речи), «вече» (собрание у славян, от старославянского вет-совет), и следы этих явлений можно найти в названиях или частях названий газет - «трибун», «курьер», «почта» и т. д. К примеру, в кратком справочнике «Зарубежная печать», изданном в 1986 г., можно найти 19 газет, в названии которых есть слово «трибуна». Газеты «Трибуна» издаются в Гондурасе, Парагвае, Чехии и т.д.
Но в чрезвычайно больших государствах древности устные формы распространения сведений, актуальные сообщения были малоэффективны и потому всегда шел поиск лучших способов письменного информирования. Античная Греция заимствовала алфавит у финикийцев - торгового народа древнего Средиземноморья [3]. Финикийские купцы передали и опыт монументальной пропаганды: на каменных стелах высекались рассказы о делах правителей, на металле гравировались своды законов. Персидский царь Дарий, как сообщает Геродот, начиная подход на Грецию, поставил «два столба из белого камня, из коих на одном ассирийскими, а на другом эллинскими буквами вырезаны были имена всех народов, коих вел он с собою, а вел он всех, над коими властвовал» [4]. Уже с образованием государства стали писать на покрытых гипсом досках, которые вывешивались на видных местах, использовались папирусные свитки, а также специально обработанная кожа животных -пергамент, названный в честь города Пергама в Малой Азии, где его впервые начали изготовлять во 2 веке до н. э. Первые рукописи создавались и хранились так: «остриями типа шила выцарапывали силлабограммы и другие знаки на глиняных табличках, которые затем сушили на солнце. В тех случаях, когда табличек набиралось много, как, например, во дворцах, их хранили, подобрав по сериям. Иногда их складывали в корзины или перевязывали в пачки, иногда же складывали в деревянные ящики» [5].
В древнем Риме для передачи оперативных сведений и новостей использовались стены общественных зданий, которые покрывались белой краской; на площади около дома верховного жреца выставлялись специально обработанные белые прочные доски: на них писали о правительственных распоряжениях, важных государственных новостях, о благоприятных и неблагоприятных днях, об итогах гаданий по полету птиц и т. д. Далее эти дощатые щиты - таблицы - складывались в архив. При Гае Юлии Цезаре с помощью выбеленных досок, выставляемых для всеобщего обозрения. Оперативно сообщали о решениях сената. При императоре Августе на досках стали публиковать и светскую хронику [6]. Были и рукописные издания, которые выходили ежедневно и содержали сведения о жизни государства, общественных событиях, войнах, играх и т. д. Созданный по распоряжению Цезаря еженедельник «Комментариус реум новарум» («Записки о новых событиях») переписывали 300 рабов.
Античная культура вплотную подошла к созданию института журналистики, т. е. регулярного оповещения всего населения о повседневных событиях. Но стены и камни, появившиеся папирусные свитки и дорогостоящий пергамент - это были лишь протогазеты, пражурналистские явления, то есть первичные формы обмена информацией (слишком узкий круг читателей и ограниченность распространения «изданий»). На рубеже I и II веков новой эры переживает расцвет римская сатира (Ювенал. Марциал, Лукиан). В раннем Средневековье (V-Х веков н.э.) на сознание и поведение аудитории воздействуют нравоучительные трактаты и проповеди.
Тем временем победное шествие начинает бумага (от итальянского - хлопок): впервые полученная в Китае еще в I-I I веках н.э., она оказалась сначала в Японии (VI век ), затем уже в Х веке через арабских купцов в Европу, сменив там пергамент, а на Руси - бересту.
В 1320 году возле Майнца (Германия) была основана первая бумажная фабрика, что способствовало широкому распространению искусства гравюры (на дереве вырезался рисунок или текст, потом с деревянной плоскости отпечатывали до сотни экземпляров на отдельных листах). Средневековые рукописи украшают заставки, орнаменты, миниатюры. В ходе Столетней войны (1337-1453 гг.) возникают агитационно-пропагандистские воззвания, прокламации, стихотворные и прозаические памфлеты.
Развитие производства, рост товарооборота требовали оперативной передачи новостей, и в крупных городах создаются информационные бюро. Одно из первых было создано в 1530 г. в Венеции, откуда, как уже отмечалось, и пошло в обиход название «газета». В XVI столетии на венецианском риальто рядом с лавочкой менялы и золотых дел мастера мы находим особое торговое осведомительное бюро, цель которого заключается в том, чтобы собирать политические и торговые известия, сведения об ушедших и пришедших кораблях, о ценах на товары, о безопасности дорог, а также о политических событиях и продавать и в копиях заинтересованным лицам. Мало того, образуется даже особый цех «scrittori d'avise» (переписчики новостей), которые вскоре появляются в Риме под названием «novellanti или gazettanti» [7]. Подобные бюро создаются и в других европейских городах.
Но только с изобретением Гуттенбергом печатного станка стало возможным обеспечить оперативность передачи информации и давать ее населению в необходимом объеме. Вторая половина XV века ознаменована повсеместным появлением типографий: Италия - 1465 г., Швейцария -1468 г., Франция - 1470 г., Бельгия, Венгрия, Польша -1473 г., Чехия и Англия - 1482 г., Австрия и Дания -1482 г., Швеция -1483 г., Португалия-1487 г. [8]
На Руси первыми письменными документами стали летописи, а эпос бытовал в форме былин и исторических песен. На рубеже XV-XVI веков творчеством дипломатов Ивана III утверждается светская публицистика. В 1564 году первопечатник Иван Феодров вместе с Петром Мстислав-цем выпускает первую печатную русскую книгу «Апостол». Книгопечатным дело особенно поддерживали Борис Годунов и патриарх Иов. В отличие от западных стран, где господствовала частная инициатива, издание книг в России было государственной монополией, причем все книгопечатание сконцентрировалось на московском Печатном дворе. Правда недолго существовала еще и Верхняя типография в Кремле (16781783 гг.), организованная для печатания литературных трудов Симеона Потоцкого - наставника детей царя Алексея Михайловича. Первыми печатными изданиями были книги религиозного содержания, но в последней четверти Х\Т века начинают появляться и светские издания. Конечно, они не могли заменить собой газету или журнал, призванные освещать важнейшие вопросы современной жизни.
Литература:
- Прохоров Е.П. Введение в журналистику. - М.: Высшая школа. 1988. (279 с.). - С. 117.
- Гуревич С.М. Газета и рынок: как добиться успеха. - М.,1994. - С. 8-9.
- Гельб И.Е. Основы изучения письма. - М., 1982. - С.174.
- Геородот. История в девяти книгах. - М., 1888. - С.130.
- Блатовская Т.В. Греческое общество второго тысячелетия до н.э. и его культура. - М., 1976.- С.144.
- Ученова В.В., Старых Н.В. История рекламы. Детство и отрочество. - М., 1994. - С.18.
- Бюхер К. Возникновение народного хозяйства. - СПб., 1907. - Вып.11. - С. 13.
- Любинский В. С. Книга в истории человеческого общества. - М.,1972. - С. 118.