Другие статьи

Цель нашей работы - изучение аминокислотного и минерального состава травы чертополоха поникшего
2010

Слово «этика» произошло от греческого «ethos», что в переводе означает обычай, нрав. Нравы и обычаи наших предков и составляли их нравственность, общепринятые нормы поведения.
2010

Артериальная гипертензия (АГ) является важнейшей медико-социальной проблемой. У 30% взрослого населения развитых стран мира определяется повышенный уровень артериального давления (АД) и у 12-15 % - наблюдается стойкая артериальная гипертензия
2010

Целью нашего исследования явилось определение эффективности применения препарата «Гинолакт» для лечения ВД у беременных.
2010

Целью нашего исследования явилось изучение эффективности и безопасности препарата лазолван 30мг у амбулаторных больных с ХОБЛ.
2010

Деформирующий остеоартроз (ДОА) в настоящее время является наиболее распространенным дегенеративно-дистрофическим заболеванием суставов, которым страдают не менее 20% населения земного шара.
2010

Целью работы явилась оценка анальгетической эффективности препарата Кетанов (кеторолак трометамин), у хирургических больных в послеоперационном периоде и возможности уменьшения использования наркотических анальгетиков.
2010

Для более объективного подтверждения мембранно-стабилизирующего влияния карбамезапина и ламиктала нами оценивались перекисная и механическая стойкости эритроцитов у больных эпилепсией
2010

Нами было проведено клинико-нейропсихологическое обследование 250 больных с ХИСФ (работающих в фосфорном производстве Каратау-Жамбылской биогеохимической провинции)
2010


C использованием разработанных алгоритмов и моделей был произведен анализ ситуации в системе здравоохранения биогеохимической провинции. Рассчитаны интегрированные показатели здоровья
2010

Специфические особенности Каратау-Жамбылской биогеохимической провинции связаны с производством фосфорных минеральных удобрений.
2010

Культурное наследие как проблема: характерные черты и исследовательская позиция

В 2004 г. в Республике Казахстан была утверждена государственная программа по восстановлению, сбору и распространению культурного наследия как немеркнующая ценность народа и общества. Она позволила

а) систематизировать обширный пласт художест­венно-исторической памяти, устно-поэтиче­ского творчества, прикладных видов искусства прошлых поколений;

б) сохранить традицион­ную установку культуры и преемственность духовной жизни людей;

в) обновлять новатор­ский дух и самосознание народа сообразно потребностям общества.

В рамках данной государственной программы осуществлен комп­лекс мероприятий фундаментального, приклад­ного и организационного характера, а именно:

  • -  собран, систематизирован и издан богатый материал мудрости народа и его духовной культуры;
  • -       раскрыто их идейно-теоретическое, философско-мировоззренческое значение, тем самым лучшие образцы трудов и произведений видных представителей мировой культуры и науки стали достоянием казахоязычной общественности. Реализация государственной программы «Культурное наследие» на начальном этапе включала в себя решение ряда задач:
  • -      возрождение в стране историко-куль­турных и архитектурных памятников и включе­ние их в инфраструктуру отечественного туризма;
  • -      подготовка и публикация многотомной серии источников и материалов по отечествен­ной истории и культуре, хранящихся в архивах и книгохранилищах дальнего и ближнего зарубежья;
  • -      выпуск в свет многотомного сборника памятников устной народной культуры -«Бабалар   сөзі»,   «1000   народных песен», десятков томов по отраслям социогуманитар-ного знания и т.д. Перечисленные параметры культурной программы подтверждают одно: данная работа многогранна, объемна и перспективна, а само культурное наследие представляет собой духовные основы общества. Однако этот неопровержимый факт имеет противоречивую природу и неосмысленные аспекты. В чем проблема?

Культурное наследие - предмет междис­циплинарного исследования. Каждая дисцип­лина находит (выявляет) свой аспект исследова­ния, свое видение проблемы. Узкопредметный анализ культурного достояния народов прош­лых времен уже выявляет его слабое место. Пока не сложилось панорамное представление о конкретном направлении исследования данной программы. Не определены, точнее не обоб­щены мировоззренческие позиции исследова­тельских групп и специфика познавательной или интерпретаторской деятельности их в разных планах. Не хватает смелой постановки общих проблем исследовательской практики и открытия новых областей и научных направ­лений в государственной культурной политике.

Настало время концентрировать внимание на философский, рефлексивный аспекты культурного наследия как самостоятельного духовного феномена и составной части человеческой цивилизации. Исследователи нуждаются в новых средствах и новой методике аналитического и системного познания. Подобные усилия деятелей науки и искусства позволяют осуществлять адекватное воспроиз­ведение историко-культурного факта, события прошлых эпох и опережать эмпирический опыт в истолковании смысла тех или иных событий.

Необходимо обогащать культуру мышления исследователей. Сами исследователей нахо­дится в поиске таких научно-художественных, в конечном счете философских средств, которые позволили бы глубже понять и отразить представление о культуре человечества и его отдельных регионов. Культура рефлексий позволяет осуществить интеграцию знаний на базе философии культуры. Тем не менее, пока,

а) не обозначен предмет исследования культур­ного наследия, методологический инструмен­тарий исследования;

б) развивается исследо­вательское пространство у различных научных школ и направлений независимо друг от друга.

Неопределенность исследовательской практики усложняет определить уровень изученности проблемы культурного наследия в системе гуманитарных наук и образования.

Назревает потребность:

а) в свободной интерпретации накопленного фактического материала;

б) в понимании структурных и смысловых изменений в совокупном знании о культурном наследии;

в) в уточнении места и роли культурологического знания в социо-гуманитарной сфере.

Между тем научное представление о культурном наследии характе­ризуется предметной размытостью, методоло­гической противоречивостью, статусной неопределенностью, вариативным и версион-ным характером. Подобная неоднозначная ситуация, как правило, объясняется и оправ­дывается «необъятностью» самого предметного основания наследия, отсутствием операцио­нальных определений или избыточностью определений того, «что есть культурное наследие». Нельзя игнорировать значение альтернативных взглядов на комплекс проблем и концептуализацию научных положений данной программы.

Выражение «культурное наследие» имеет познавательный, ценностный, политический, юридический, социально-психологический, т. е. многозначный смысл, а также естественно-историческое, социокультурное и другие значения. И посему оно стало объектом особого значения. Все больше явствует познавательный интерес к его проблемам и осмыслению его воспитательного потенциала. Культурное наследие - материал исторического и социокультурного опыта. Оно - образец образной мысли, целесообразного поиска, национальной и научной традиции, тенденции человеческой цивилизации. В этих образцах содержатся ответы на важные для нас вопросы: «Что нам делать?», «Как нам жить?», «Какой выбор, желательно, сделать!».

Для осмысления и объяснения перечня его параметров требуются конкретные и комплексные, индивидуальные и совместные усилия ученых и других интеллектуалов страны. Надо построить обобщающее наследия основание, очищать сознание людей от идео­логических штампов и предвзятыз представ­лений о кочевой культуре. Время незамечания наследия прошлых времен проходит. Возрастает значение создания условия для социокультурного пространства и проведения социально-культурной экспертизы в плане наведения мостов между различными социальными и просветительскими учрежде­ниями, в плане определения действенности государственной политики в сфере культуры.

Культурное наследие как часть и продол­жение культуры страны приобретает свою идейно-нравственную автономию. Оно, с одной стороны, относится к живому духовному твор­честву человека, к живому художественному творчеству поколений единомышленников, с другой стороны, связано со сферой мате­риального производства, техники, инфраструк­туры отрасли и времени. Первое предполагает формирование социокультурного облика самих носителей культуры, а второе - выработку инструкций, проектов, методов и их практи­ческое использование. В этих реальных дея­ниях органично сливаются элементы культуры и цивилизации, цели и смысл человеческой жизни друг с другом. Переработка культурного опыта в систему понятий есть доступный человеку способ очищения знания, отделения в нем истины от субъективных мнений. Форми­рование понятий культуры должно основы­ваться на внимательном и бесстрастном наблюдении предмета культуры.

Философский анализ культурного наследия - осознание культуры как целостности, которое может быть основано на следующих принципах-идеях:

  1. На понимании культурного наследия как область творческой деятельности и ее резуль­татов, область свободы и сфера ценностей;
  2. На принципе «все во всем», когда явление культуры и мир культуры совпадают;
  3. На принципе «мирового события» как события культуры (М. Мамардашвили, А. Пятигорский);
  4. На концептуализации понятий в контексте культуры. Ведь понятие есть абстрактный образ объективно существующих свойств какой-то группы предметов и связано со знаковыми и значимыми структурами языка.

Наследие характеризуется уникальностью и многообразием. Культурное многообразие - это история становления человеческого и нацио­нального духа. Природу его можно трактовать двояко: в контексте пространства культуры как поле культурной деятельности и в контексте пространства в культуре как своеобразие пространственных представлений о культурах разных эпох и цивилизаций. Поле культурной деятельности - ойкумена как мир предметов и процессов «второй природы» крайне неод­нородно или отдельные историко-культурные области культуры, т. е. срез культуры на данном этапе ее функционирования и развития. Пространство в культуре - пространство в понимании, представлениях, образах данной культуры. Культурное наследие предполагает единство этих двух измерений. Степень охвата культурного наследия зависит от масштабов субъекта, интенсивности и качества его культурной деятельности.

Культурное наследие во временно-простран­ственном континууме имеет свои границы и особое проявление. Это - пограничные фено­мены человеческого бытия и стратегии поведения субъекта культуры на границе. При использовании современного понятийного арсенала компаративистики, герменевтики и системно-исторического подхода значимо:

  • -                 осознание, обнаружение границ куль­турного наследия, их определение;
  • -                 стремление к границе культурного многообразия, поскольку граница его притя­гивает к себе как новое, особенное;
  • -                 пребывание на границе, в пограничной ситуации, в неопределенности;
  • -                 расширение границ, развитие, совер­шенствование человеческого опыта;
  • -                 откровение и другие феномены ду­ховного и мистического опыта.

Исходной точкой для синтеза исследований и их стадий является поиск принципиального смысла культуры и человека как культурного существа.

Характерные черты культурного наследия как исторической, социокультурной и индивидуально-этнической реальности состоят в том, что:

  • оно существует как самоочевидная и скрытая фактичность в различных вариациях явных и забытых знаков и символов;
  • оно охватывает различные типы культур и разные виды творческой активности;
  • исследование генезиса и исторической изменчивости обрядов и ритуалов, запреты и норм, культурных паттернов, механизмов социальной коммуникации раскроют много­образие моделей культуры повседневности прежних поколений;
  • оно объективно упорядочено и его смысловые структуры устанавливает порядок, вследствие чего огрубляется и опрощается сложность и многогранность культурного наследия и феномена творчества в целом;
  • один из способов выживания человека как биологического существа, а так называемый вокруг «здесь», «сейчас» складывается зона, непосредственно доступная для физической манипуляции действующего лица;
  • показатель передвижения в жизнен­ном пространстве, осмысленным видом человеческой деятельности. Исследование воплощения пространственной совокупности предметной среды и дел позволяет воссоздать процесс рождения культурного наследия в многообразии его форм моделей и проследить механизм фильтрации ценностей и их транслирование в окружающее пространство этническими группами;
  • коллективная память этнической общ­ности, которая содержит представления о «древности» народа, грядущем «золотом веке», отношение к собственной и другим;
  • значимые события этнической исто­рии «имеют привязку» к научно-историческим датировкам и периодизации. Интегральное описание этих черт культурного наследия возможно в рамках философской ориентации.

Главные черты наследия состоит в его опредмеченность и очеловеченность. Социаль­но-экономическая модернизация страны неразрывно связана с развитием ее древних традиций и культуры, с раскрытием историко-культурного контекста ее духовного развития. Очеловеченная культура представляет собой достояние народа, самостоятельную ценность общества, всемерно развивающие исторически прошлое в осмысленном настоящем.

В независимой стране начинаются новая жизнь древних традиций и возрождение народ­ных художественных промыслов. Возрождение народного искусства преобразует тайны человеческого духа, образ жизни его носителей и природу национального сознания в целом. В этом контексте возрождение искусства есть глубокое проникновение его в область самопознания творящей личности, адекватное воплощение результата творчества.

Уже очевидны устойчивый интерес к конкурсу среди народных мастеров и результа­тивность программы развития ремесел. Насле­дие народных умельцев понимается двояко: как данность, фиксирующую присутствие и поме-щенность человека в мир, и как совокупность задач нравственного совершенствования, на­правленных как внутрь, так и вовне. Художник воссоздает мир в своем воображении, наме­рении и истолковании. Тем самым он осуществляет общение с внешним миром и с самим собою. Вся система ценностей строится вокруг концепта искусства как центра и главного ориентира. Ценности культуры стали средством общения искусства и полем его самоосуществления. С целью ознакомления с художественным произведением проводятся тренинги и семинары, издаются пособия, выходят фильмы, создаются центры поддержки народных традиций и художественных промыс­лов. Их участники высоко оценивают получен­ные знания, а также возможность профессио­нального общения и обмена опытом, в том числе и зарубежными коллегами. Все эти конкретные полезные мероприятия укрепляют интерес молодежи к народному творчеству и культурному наследию.

Бесспорно, планомерная культурная работа влияет подряд на несколько параметров творчества, а именно: на качество изделия, сотворчество интеллектуалов, аутентичность и преемственность в их деятельности, а также и на появление новых тенденций в художест­венном и прикладном искусстве. В этом контексте культура играет решающую роль в развитии и самореализации личности, форми­рует цивилизованного человека, духовно консо­лидирует общество, сохраняя национальную самобытность народа и способствуя социально-экономическим преобразованиям. В культуре содержится инновация интеллекта и труда, интерес к поступательному движению и долговременный эффект инвестиции. В ней -сила интеллектуала. В культуре человека заложены ценность целеустремленности, капитал свободного общения, возвеличение будущего нации и роли ее носителей. Для настоящего мастера или исследователя главное - бережное отношение к традиции, создание произведения с душой и сохранение прежнего, привлекательного и прекрасного. Художник сам ищет для себя нравственный закон, проверяя собственным опытом ценность существующей нормы.

Высокий тип культурно-исторического наследия было создано при наличии групп факторов: совокупности народов, объединен­ных общей ценностной системой, комплемен-тарностью (чувством взаимной симпатии) этносов, проживающих в конкретной экологи­ческой среде. Для чего необходимо были а) высокий уровень человеческой энергии, б) целенаправленные усилия мастеров своих дел, в) учитывать своеобразие их культурных под­ходов. Эти взаимосвязанные факторы способ­ствуют представить культуру со своими носителями, рассмотреь через синтез идей и идеалов Востока и Запада, наращивать интегра­ционные тенденции в поисково-исследова­тельской и организационно-регулирующей деятельности.

Акцент на природу и предназначение культурного наследия делается не случайно. Дело в том, что часто и разными специалистами поднимаются вопросы о том, что культурное наследие должно стать частью нашего мира или мы сами должны стать частью прошлого, какова система координат гуманитарщиков, каково правило познающего субъекта и воспитываю­щего деятеля. (М.Т. Степанянц, Вопросы философии, 2, 2007).

Какое знание ведет к успеху в осмыслении состояния культурного наследия? Какова должна быть процедура рационализации проблемы и приоритеты культурного наследия -соотнесение противопложностей или снятие их противополагания? Каких успехов добиваемся в своих изысканиях и действиях в сфере куль­турного наследия - познавательных, ценност­ных, чувственно-предметных, социально-ориентированных?

Знание о фактах, состояниях культуры и ее законах функционирования ускоряет духовное осмысление проблемы социокультурного опыта интеллектуалов эпохи, модернизации жизни казахстанцев и вступления их в цивилизацион-ный путь развития. Эти тенденции расширили возможность познать когнитивную, историче­скую и духовную ценность культурного насле­дия отечества в контексте диалога Восток-Запад, а также в евроазийском пространстве. В этом контексте культурное наследие есть возможность постижения исторической и культурной реальности, предельное основание человеческой деятельности и конкретный уровень достижения человеческой способности.

Новые порядки модернизации культуры выражают уровень диалога цивилизаций, каж­дая сторона которых обретает свою идентич­ность, возвращается к своим истокам. То, что высокохудожественно - уникально и всесильно. Истоки и интересы творчества в них органично дополняют друг друга. Сила целеустремленнего интеллектуала - в вере себе, человеку, жизни, обществу и объединяющему началу всего святого. Проблемы возрождения культурного наследия тесно связаны с духовным бытием самого народа, затрагивают его смысложиз-ненные аспекты. В социокультурной динамике страны тесно переплетено традиционное начало и инновационное движение.

Культурное наследие - это завещание одного поколения другому и обмен достойными мыслями. Оно оживляет духовную помощь и духовную поддержку соотечественников. Настал новый этап работы - включение культурного наследия в систему образования и просвещения, изучение его влияние на казах­станское общество и на процесс сближения народа Казахстана вокруг идейных мотивов и духовных ценностей исторического прошлого. В этом контексте оно представляет собой, с одной стороны, интеллектуальный потенциал нации, с другой стороны, полноценный фонд гуманитарного образования. Двойственный характер и ресурс культурного наследия надо исследовать в фундаментальном, прикладном, педагогико-воспитательном и управленческом направлениях.

Стало быть, культурное наследие необ­ходимо рассматривать в широком контексте человеческой цивилизации, не замыкаясь только в границах отдельных эпох; исследование его комплекс проблем продуктивно на стыке естественных, исторических и социо-гума-нитарных наук; привлечение на единой методо­логической базе методик и средств различных научных   дисциплин,   с   одной   стороны, и расширение методологической базы научно-прикладного исследования, с другой стороны следует рассматривать как обязательное условие для приращения научного знания и повышения интеллектуальной культуры самих исследователей. Отечественные исследователи проблемы и практики национальной культуры находятся на пороге широких концепционных обобщений.

Разделы знаний

Архитектура

Научные статьи по Архитектуре

Биология

Научные статьи по биологии 

Военное дело

Научные статьи по военному делу

Востоковедение

Научные статьи по востоковедению

География

Научные статьи по географии

Журналистика

Научные статьи по журналистике

Инженерное дело

Научные статьи по инженерному делу

Информатика

Научные статьи по информатике

История

Научные статьи по истории, историографии, источниковедению, международным отношениям и пр.

Культурология

Научные статьи по культурологии

Литература

Литература. Литературоведение. Анализ произведений русской, казахской и зарубежной литературы. В данном разделе вы можете найти анализ рассказов Мухтара Ауэзова, описание творческой деятельности Уильяма Шекспира, анализ взглядов исследователей детского фольклора.  

Математика

Научные статьи о математике

Медицина

Научные статьи о медицине Казахстана

Международные отношения

Научные статьи посвященные международным отношениям

Педагогика

Научные статьи по педагогике, воспитанию, образованию

Политика

Научные статьи посвященные политике

Политология

Научные статьи по дисциплине Политология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Психология

В разделе "Психология" вы найдете публикации, статьи и доклады по научной и практической психологии, опубликованные в научных журналах и сборниках статей Казахстана. В своих работах авторы делают обзоры теорий различных психологических направлений и школ, описывают результаты исследований, приводят примеры методик и техник диагностики, а также дают свои рекомендации в различных вопросах психологии человека. Этот раздел подойдет для тех, кто интересуется последними исследованиями в области научной психологии. Здесь вы найдете материалы по психологии личности, психологии разивития, социальной и возрастной психологии и другим отраслям психологии.  

Религиоведение

Научные статьи по дисциплине Религиоведение опубликованные в Казахстанских научных журналах

Сельское хозяйство

Научные статьи по дисциплине Сельское хозяйство опубликованные в Казахстанских научных журналах

Социология

Научные статьи по дисциплине Социология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Технические науки

Научные статьи по техническим наукам опубликованные в Казахстанских научных журналах

Физика

Научные статьи по дисциплине Физика опубликованные в Казахстанских научных журналах

Физическая культура

Научные статьи по дисциплине Физическая культура опубликованные в Казахстанских научных журналах

Филология

Научные статьи по дисциплине Филология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Философия

Научные статьи по дисциплине Философия опубликованные в Казахстанских научных журналах

Химия

Научные статьи по дисциплине Химия опубликованные в Казахстанских научных журналах

Экология

Данный раздел посвящен экологии человека. Здесь вы найдете статьи и доклады об экологических проблемах в Казахстане, охране природы и защите окружающей среды, опубликованные в научных журналах и сборниках статей Казахстана. Авторы рассматривают такие вопросы экологии, как последствия испытаний на Чернобыльском и Семипалатинском полигонах, "зеленая экономика", экологическая безопасность продуктов питания, питьевая вода и природные ресурсы Казахстана. Раздел будет полезен тем, кто интересуется современным состоянием экологии Казахстана, а также последними разработками ученых в данном направлении науки.  

Экономика

Научные статьи по экономике, менеджменту, маркетингу, бухгалтерскому учету, аудиту, оценке недвижимости и пр.

Этнология

Научные статьи по Этнологии опубликованные в Казахстане

Юриспруденция

Раздел посвящен государству и праву, юридической науке, современным проблемам международного права, обзору действующих законов Республики Казахстан Здесь опубликованы статьи из научных журналов и сборников по следующим темам: международное право, государственное право, уголовное право, гражданское право, а также основные тенденции развития национальной правовой системы.