Эволюция семьи подобна эволюции человека. Как и он, каждая семейная система должна пройти свой жизненный цикл. Жизненный цикл семьи — это такая последовательность смены событий и стадий, которую проходит любая семья. В универсальном виде в жизненном цикле выделяют фазы образования, роста, стабилизации, угасания, смерти, и это можно представлять в категориальных схемах и качественных моделях [1; 138-189]. Непосредственной физиологической причиной, дающей семье возможность пройти этот жизненный цикл, являются некоторые обязательные для возникновения этой системы события, такие как брак, а также изменения физического возраста людей и соответственные изменения стадий психического развития. Впервые жизненный цикл семьи был описан группой психотерапевтов, работавших под руководством Грегори Бейтсона, в частности Джоем Хейли [2].
Анна Варга предлагает рассмотреть жизненный цикл на примере американской семьи. Первая стадия жизненного цикла — это стадия монады: одинокий, финансово самостоятельный молодой человек, живущий отдельно. Это важная стадия как для индивидуального психического развития, так и для развития будущей семьи. Далее молодой человек начинает встречаться с девушкой и вступает с ней в брак (или девушка встречается с молодым человеком и вступает с ним в брак). Вторая стадия называется стадией диады. Люди начинают жить вместе и должны договориться о том, по каким правилам это будет происходить. Семья на стадии диады — это объединение двух семей. Это кризис, поскольку каждый приносит модель собственной семьи. В этот период семейная микросистема смыкается с микросистемой большого социума, в который включена семья. Далее наступает третья стадия — триада. Появление ребенка увеличивает дистанцию между родителями, но делает семейную структуру более устойчивой. Следующая стадия — это появление следующего ребенка. На пятой стадии жизненного цикла дети выходят во внешний мир. На шестой стадии ребенок должен решить свой кризис идентичности. Если семья проходит кризис, происходит сепарация детей от родителей. Следующий этап симметричен второму: пожилые родители остаются вдвоем. После смерти одного из супругов жизненный цикл семьи завершается, наступает стадия монады, только на другом возрастном уровне — конец семьи [3; 15-25].
Можно проследить этапы развития семьи на модели пентаграммы у-син (рис.1). Следует отметить, что одна из интерпретаций взаимодействия элементов предусматривает семейные отношения: мать-ребенок, дед-внук.
Комментарии к схеме на рисунке 1 выполняются на основе опытов применения метафизики у-син к интерпретации разнообразных познавательных задач.
Вода — жизнь и развитие человека внутри родительской семьи.
Дерево — стадии монады и диады. Происходит отделение молодого человека или девушки, начало самостоятельной жизни, появление партнера, начало совместной жизни
Огонь — рождение детей.
Почва — период, когда дети уходят из семьи, начиная свою самостоятельную жизнь. Металл — стадия сжатия, ограничения. Это семья на стадии диады или монады, когда родители снова возвращаются к отдельной жизни, когда умирает один из супругов.
Каждый из элементов содержит в себе собственную пентаграмму у-син. Так, период воды можно рассматривать как развитие человека. Вода — период внутриутробного развития, дерево — детство, огонь — молодость, почва — зрелость, металл — старость, вода — умирание.
Проследим цикл угнетения «дед-внук». Вода гасит огонь. Модель родительской семьи ограничивает супружескую пару на данном этапе жизненного цикла. Возможно, кто-то не сможет выработать собственную модель, тогда естественное развитие системы нарушается, семья становится дисфункциональной. Там, где в семьях растут единственные дети, количество браков снижается, а количество одиноких людей, живущих вне брака, растет.
Дерево разрушает почву. Стадия дерева — это период собственной сепарации. Стадия почвы — это сепарация ребенка. Если отделение ребенка прошло удачно, то у родителей и детей меняются взаимоотношения. Происходят изменения второго порядка , эмоциональная зависимость исчезает.
Огонь плавит металл. Период металла — это регрессивная стадия, период, когда родители снова остаются вдвоем. На данном этапе необходимы изменения второго порядка, т.е. пересмотр отношений со взрослыми детьми. Если семья дисфункциональна, то она старается сохранить отношения маленького ребенка с родителями. (При этом неважно, кто на самом деле ребенок, а кто родитель, в плане психологических ролей часто происходит инверсия, способная затрагивать и гендерную ориентацию членов семьи.)
Почва впитывает воду. Стадия почвы — это период самоидентификации ребенка, стадия сепарации. Если не произошла сепарация с родителями, значит, она будет происходить в собственных браках.
Металл рубит дерево. Это две симметричные стадии: пара в начале жизненного цикла семьи и в конце. Отношения, сложившиеся в первые годы совместной жизни, влияют на отношения людей в завершающей стадии брака.
Российская семья имеет собственную специфику. Обычно встречается двухпоколенная семья со взрослыми детьми. Молодые люди не имеют возможности посмотреть со стороны на правила, предложенные родительской семьей. Первая стадия часто отсутствует. В наших семьях очень актуальна проблема дифференциации. В западной литературе есть даже специальный термин для российской семьи — enmeshed family — слитная, спутанная, пророщенная друг в друга семья [3; 35].
Для пентаграммы у-син это означает отсутствие стадии дерева. Молодой человек из стадии воды сразу попадает в стадию огня. То есть молодой человек не приобрел опыта отдельной жизни, он переносит модель родительской семьи неизмененной в собственную семью. Поскольку огонь не получает поддержки дерева, он ослаблен и начинает забирать ресурс у земли. Период самоидентификации ребенка осложняется. Вместо того чтобы передавать ресурс ребенку, родители удерживают ребенка в семье. Отсутствие ограничения дерево-почва также осложняет отделение ребенка от родителей.
Для того чтобы описать развитие семьи более подробно, можно воспользоваться шестеричной структурой и добавить в пентаграмму шестой элемент — зерно. Он будет находиться между водой и деревом . Если при пятеричном их наборе вода «питает» и «рождает» дерево, то при шестеричном — вода будет «питать» зерно, а из зерна (семени) «родится» (вырастет) дерево [4; 77]. Теперь можно разделить стадию дерева на две: зерно — это стадия монады, дерево — стадия диады.
Стихии группируются в пары — «вода-огонь», «почва-металл», «зерно-дерево», которые можно классифицировать в соответствии с тремя условно выделенными состояниями вещества: с неустойчивой, устойчивой и сложноорганизованной неустойчиво-устойчивой структурой («живое» вещество) (рис. 2).
Пара «вода-огонь» — это инь-ян, «холодное» и «горячее». Детство, модель собственной семьи, с одной стороны, и появление собственных детей, новое качество — родитель, с другой стороны. Огонь стремится вверх, вода стекает вниз. Неустойчивая структура.
Пара «почва-металл» — это «мягкое и твердое». Стадия почвы — изменения семейной системы второго порядка, выработка новых отношений с детьми, стадия металла — регресс семьи. Почва — это создание стабильности, металл — сжатие, ограничение, контроль. Почва рождает металл. Отношения мать-дитя. Устойчивая структура.
Пара «зерно-дерево» — «милосердие и справедливость». Стадия рождения новой семейной системы. Сложноорганизованная структура.
Цикл угнетения для шестиричной структуры более сложный (см. рис. 2). В.Е. Еремеев предлагает использовать для описания отношений «дед-внук» гексанему, внутреннюю часть энеаграммы Г.И. Гурджиева [4; 96-106].
Г.И.Гурджиев предложил использовать энеаграмму как модель, как отражение универсальных закономерностей мира, различные структурные уровни которого построены по единому образцу. Энеаграмма представляет собой круг, на котором расположен ряд натуральных чисел от 1 до 9. Шесть из этих чисел — 1, 2, 4, 5, 7, 8 — связаны между собой в следующем порядке 1, 4, 2, 8, 5, 7 ... и образуют гексанему. Остальные три числа — 3, 6, 9 — образуют тригон (треугольник импульсов, толчков). Связь между числами — это отражение взаимоотношений между элементами описываемой системы [5; 384-394]. В русле работ по системной интерпретации символов древней философии и применения полученных схем в качественных моделях объектов были проведены опыты с освоением энеаграммы [6; 120-121, 7; 59-62].
Если рассматривать эволюцию семьи более подробно, с использованием энеаграммы (рис.3), то каждую стадию можно представить следующим образом: 1 — это монада; 2 — появление партнера; 3 — внешний толчок, рождение ребенка; 4 — период до 5 лет; 5 — выход ребенка во внешний мир; 6 — внешний толчок, кризис идентичности ребенка, обретение собственной идентичности и сепарация ребенка от семьи; 7 — диада; 8 — монада; 9 — это завершение цикла, смерть человека. Либо это начало нового цикла: рождение человека.
Анна Варга описывает четвертый период как рождение второго ребенка и далее — следующих детей. Но в этом случае возникает вопрос, что представляет собой этот период для семей с одним ребенком. Детство является самым важным периодом в развитии человека. Семья необходима для подготовки ребенка к жизни в обществе. Психологи выделяют первые пять лет, когда ребенку необходимо находиться внутри семьи, социального инкубатора. Можно интерпретировать эту стадию как своеобразную (семейную) беременность. В это время человек существует внутри семейной системы. Назовем четвертую стадию стадией социального эмбриона, когда семья образует среду, необходимую ребёнку не только в биологическом, но и в социальном отношении [3].
Внутренняя гексанема отражает взаимоотношения между элементами данной системы, причем не только статически, но и в динамике.
Поскольку данные отношения — это отношения угнетения, ограничения, то их характеристикой является наличие противоречия. Противоречие — это отношение по обмену ресурсами между двумя и более элементами системы, отличающееся цикличностью. Противоречие формируется, если наступает определенное согласование между максимумом и минимумом в каждом из компонентов [8; 154, 155]. Напряжение, возникающее в системе, — это носитель ресурса системы. Мюррей Боуэн, основатель системной семейной психотерапии, рассматривает противоречие между стремлением соединиться с другим человеком и стремлением к индивидуальности [9; 138-142]. Баланс сил совместности — индивидуализации является критическим показателем функционирования эмоциональной системы. Эти силы находятся в равновесии, увеличение одной из них приводит к эмоциональным потрясениям, сопровождающим процесс перехода к новому балансу сил. Появление эмоционального напряжения показывает начало такого перехода. Кроме базового противоречия «совместность — индивидуальность» можно также выделить противоречия «мужчина-женщина», «родитель-ребенок», «семья-социум».
1- 4 — монада (стремление к индивидуальности)/ инкубатор (стремление ребенка соединиться с родителями).
4- 2 — инкубатор (соединение с родителями)/ диада (создание собственной семьи).
2- 8 — диада (новая семья)/ монада (человек остается в одиночестве).
8-5 — монада (человек ограничивает связи, контакты)/ пионер (новые контакты, новые направления жизни).
5- 7 — пионер (освоение внешнего мира)/ диада (семья уменьшается, перестройка отношений с детьми).
7-1 — диада (изменение отношений между супругами)/ монада (переоценка модели родительской семьи).
Каждая пара является специализацией базового противоречия.
Карл Витакер рассматривает рост семьи как диалектическую борьбу на нескольких уровнях. Основная диалектика — индивидуализация и сопринадлежность. Вторая диалектическая полярность — это полярность интуиции и разума. Диалектический подход предполагает, что усиление обоих полюсов лучше, чем стремление противопоставить их. Третья полярность — роль и личность. Личность, ядро человека, сложно разглядеть за бесконечной чередой ролей, но это не перечеркивает её реальности. Четвертая полярность — импульс и контроль. Пятая полярность — сферы общественной и личной жизни. Шестая пара противоположностей — любовь и ненависть. Седьмая полярность — полярность безумия и хитрости, полярность высокого уровня индивидуации и высокого уровня адаптации. Восьмая диалектическая полярность — полярность изменения и стабильности, полярность энтропии, постепенного распада целого и негэнтропии, аспекта роста, заключенного в самом распаде [9;98-100].
Таким образом, первую пару гексанемы 1-4 (монада/ инкубатор) можно рассматривать как основное противоречие индивидуализация/ сопринадлежность. Путь к зрелости, взрослению проходит через индивидуализацию. Взрослый человек, живущий со своими родителями, порабощен сопринадлежностью и отказывается от индивидуализации.
Пара 8-5 (монада/ пионер) отражает противоречие контроль-импульс. Чем больше человек контролирует, тем больше может удовлетворять свои импульсы; чем сильнее импульсы, тем необходимей контроль. Данное взаимодействие можно также описать как полярность роль-личность.
Противоречие общественной и личной жизни можно проиллюстрировать на паре 5-7 (пионер/ диада). В идеальном браке два равных человека относятся друг к другу вне всяких ролей.
Пара 7-1 (диада/ монада) — это противоречие любви и ненависти. Симбиоз подчеркивает взаимный паразитизм отношений, он характерен и для любви, и для ненависти. К.Витакер называет это «сумасшествие вдвоем».
Пара 4-2. Это противоречие стабильность/ изменение.
Пара 2-8. Это противоречие между умением адаптации и самовыражения.
Таким образом, мы получаем развернутую картину развития индивида и становления личности в рамках семейного социума, начиная с рождения и заканчивая смертью человека. Явным преимуществом при этом по сравнению с различными возрастными психологиями является именно протяженность (длительность) исследования человека: от и до, тогда как многие исследователи разбирают лишь ограниченный период развития человека, зачастую ограничиваясь только детством или периодом до становления личности.
При этом развитие рассматривается не линейно, но с учётом диалектических противоречий, в результате действия которых, собственно, и происходит развитие. В статье рассматриваются ключевые конфликты, обусловливающие качественное изменение человека: так ребенок превращается во взрослого. То есть меняется не только способ мышления личности, но и межличностные связи: контакты, формы и способы общения, поскольку меняется главное — жизненная цель, а с ней основной вид деятельности (игра, учеба, поиск партнера и т.д.). Кроме того, развитие происходит в рамках незамкнутой системы, основной общественной единицы — семьи. При этом исследование не ограничивается только внутрисемейными отношениями, но и выделяет экспансивное развитие, т.е. развитие вовне, за пределы семьи.
Системный подход, предложенный Норбертом Винером и Людвигом фон Берталанфи, сейчас широко используется в социальных науках. Однако для изучения такой социальной системы, как семья, используются чаще всего генограммы, показывающие элементы системы и в меньшей степени— взаимодействие этих элементов. Схемы и принципы у-син, энеаграммы в интерпретациях отношений, порождаемых семьёй, могут успешно использоваться в различных отраслях психологии: семейной психологии, конфликтологии, психологии развития и т.п., поскольку позволяют выявить причину проблемы (источник развития проблемы, конфликта, стрессовой ситуации) и работать непосредственно с причиной, а не со следствием.
Эволюционный подход к семье, а также категориальные схемы, представленные в данной работе, также могут использоваться и в других областях социальных и гуманитарных исследований, поскольку механизмы развития сходны для различных социальных групп: учебных, спортивных, рабочих и т.п.
Список литературы
1 Разумов В.И. Категориально-системная методология в подготовке учёных: Учеб. пособие — Омск: Изд-во Омского гос. ун-та, 2004. — 277 с.
2 Хейли Дж. Жизненный цикл семьи. Период ухаживания. Брак и его последствия [Электронный ресурс] // Мемориал: [сайт]. URL: bookap.info/popular/virdiniya/g|11.shtm (дата обращения 21.04.2011).
3 ВаргаА.Я. Семейная системная психотерапия: Краткий лекционный курс — СПб.: Речь, 2001. — 144 с.
4 ЕремеевВ.Е. Чертеж антропокосмоса — 2-е изд., доп. — М.: АСМ, 1993. — 383 с.
5 Успенский П.Д. В поисках чудесного: Пер. с англ. Н.В.Фон Бока. — М.: Изд-во «ФАИР», 2010. — 528 с.
6 Кувалдина Т.Б., Разумов В.И. Раскрытие творческого потенциала в логике преподавания учебного курса «Теория бухгалтерского учета» // Развитие человеческого потенциала: Материалы регион. науч.-метод. конф. (14-15 мая 1998 г.). — Омск, 1998. — С. 120-121.
7 Разумов В. И. Категориально-системные методы в образовании молодежи // Молодежь и ценности современного российского общества: Сб. ст. и тезисов городской межвуз. науч.-практ. конф. — Омск: Изд. ОмГУ, 1998. — С. 59-62.
8 Керр М. Эмоциональная система / М.Керр, М.Боуэн // Теория семейных систем Мюррея Боуэна: Основные понятия, методы и клиническая практика. — 2-е изд. стереотип: Пер. с англ.: Под общ. ред. В.И.Белопольского — М.: «Когито- Центр», 2008. — 496 с.
9 Витакер К. Полночные размышления семейного терапевта: Пер. с англ. М.И.Завалова. — М.: Независимая фирма «Класс», 1998. — 208 с.