Социально-экономическое возрождение Республики Казахстан предполагает качественные преобразования всех сфер общественной жизни, и в этом процессе важнейшую роль играет этнокультурное воспитание подрастающего поколения. Исторически в Республике Казахстан сложилась особая этнокультурная ситуация в связи с ее полиэтничностью. Полиэтнический состав населения выступает тем фактором, который определяет базовые характеристики воспитательной системы образования. Принятие этой идеи означает создание национальной системы обучения и воспитания, сочетающей мировой уровень технической и информационной оснащенности образования с традиционными культурными ценностями, признание и обеспечение безусловного приоритета для личности изучения родного языка и культуры, непрерывность образовательной деятельности, направленной на реализацию этнокультурных запросов личности и общества.
Идеи этнокультурного воспитания во многом демократизируют и гуманизируют современное общество. Это нашло подтверждение в государственных документах: Конституции Республики Казахстан [1], Законе «Об образовании» РК [2], принятой ООН «Декларации прав лиц, принадлежащих к национальным, этническим, религиозным и языковым меньшинствам», Концепции этнокультурного образования в РК [3], Государственной программе развития физической культуры и спорта в Республике Казахстан на 2007-2011 гг. [4] и др. В названных документах подчеркивается роль образования как «... средства формирования национального самосознания, реализации культурно-языковых интересов ...» и говорится о том, что «.следует уделить особое внимание вопросам развития народных и национальных видов спорта, самобытных физических упражнений и игр и использовать их в приобщении населения к активным занятиям физической культурой и спортом.» [4]. Таким образом, в нормативных документах делается основной упор на развитие физической культуры как средства этнокультуного воспитания студентов.
В условиях актуализации и приоритетности в учебном процессе вузов патриотического воспитания на первый план выходит проблема развития национального самосознания студентов, а также приобщение их к этнокультуре и национальным традициям в процессе учебной деятельности. В связи с тем, что культурно-педагогическое наследие казахского народа содержит в себе уникальный образовательный потенциал, мы считаем, что одним из основных способов такого развития может стать возрождение принципа народности образования, согласно которому обучение и воспитание личности должны строиться с учетом истории и культуры казахского народа. В современных условиях такой системой выступает этнокультурное воспитание, основной принцип которого реализуется через непрерывный процесс трансляции духовных ценностей и этнокультурных традиций казахского народа.
Этнокультурные потребности есть состояние индивида либо социальной группы, выражающее объективно-субъективную необходимость их активно-пассивного участия в овладении ценностями определенной этнической культуры, имеющего целью развитие последней. Степень оценки индивидом условий полиэтнокультурной среды зависит от их удовлетворенности.
Удовлетворенность этнокультурных потребностей отражается на характере этнокультурноценностных ориентаций индивида. Ее отсутствие, особенно в молодом возрасте, влечет за собой охлаждение либо к этнической культуре, либо к социально-культурным институтам и агентам социализации и выражается в соответствующих негативных типах этноповедения.
Реализация этнокультурных потребностей возможна в процессе культурной деятельности, что объясняется ее специфичностью как особого типа человеческой деятельности, осуществление которой позволяет рассматривать ценности духовной культуры и как средство, и как объект деятельности.
Суть личностного включения в этническую культуру, формирования этнического самосознания проявляется в этносоциальном влиянии, обеспечивающем условия этносоциализации. Результат формирования индивидуальных этноинтересов сказывается на уровне общегруппового этнического самосознания.
Влияние этнокультурной микросреды на становление этнокультурной позиции личности в этих условиях несомненно. Оно проявляется в специфике трансляции посредством участвующих в этнокультурной микросреде агентов и институтов информационного поля этнокультурного воздействия и может быть как позитивно, так и негативно направленным фактором, формирующим этнопозицию индивида. Данное влияние обеспечивается частотой, глубиной и эмоциональностью контактов. Кроме того, общение в условиях этнокультурной микросреды создает условия особых отношений между участвующими в нем индивидами, где каждый является на данный момент агентом социализации другого, а следовательно — воздействует на процесс становления его мировоззренческих убеждений. То есть личностно-духовное общение протекает во всех сферах микросредового общения, независимо от характера контактов, выносимых как социально-приоритетные в тех или иных условиях общественного взаимодействия [5].
Необходимо отметить, что в основу разработки современной системы этнокультурного воспитания положены идеи выдающихся казахских просветителей и педагогов: Абая, Ы.Алтынсарина,М.Жумабаева, С.Сейфулина, Ч.Уалиханова и многих других. Развивая идеи этнокультурного воспитания на современном этапе, педагоги также уделяют огромное внимание использованию традиционного наследия этноса в образовании и воспитании подрастающего поколения. Так, например, этнокультурное воспитание рассматривается как:
- процесс и результат целенаправленного воспитания и обучения личности как субъекта этноса [6];
- система знаний национальной культуры и социально-исторических ценностей, отражающих характер и психологические особенности, самобытность данного народа и его культуры [7];
- совокупность идей, взглядов, теорий социализации, развития, воспитания и обучения личности, основанных на этнокультурной парадигме и определяющих образовательную политику нации, этноса [8];
- система преемственных образовательных программ и национальных компонентов государственных образовательных стандартов различного уровня, направленных на удовлетворение этнокультурных потребностей личности [9].
В работах этих авторов показано, что стратегия современного этнокультурного воспитания должна быть направлена на формирование и развитие этнической идентификации и национального самосознания личности, которые включают в себя прежде всего знания собственной истории, культуры, языка, почитание национальных традиций, верность сложившимся духовным ценностям.
Необходимо отметить, что этнокультурное воспитание может реализоваться через физическую подготовку студентов. Общая физическая подготовка комплексно развивает физические способности в сочетании с вариативными двигательными навыками и действиями. Используя народные игры, которые развивают выносливость в работе, можно совершенствовать ловкость и быстроту двигательной реакции. Для актуализации данного направления нами разработаны критерии сформированности этнокультурного компонента студентов вуза (табл.).
Т а блица
Критерии освоения учащимися национальной культуры
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
5 |
Знание о национальных играх и их особенностях, интерес к ним |
Большой объем знаний о национальных играх, об их особенностях и знания о направленности национальных игр на физическое развитие. Осознание важности национальных игр и стремление использовать их в своем физическом развитии |
Объем знаний о национальных играх и об их особенностях частичный. Осознание необходимости национальных игр и частичное стремление использовать их в своем физическом развитии |
Равнодушие к национальным играм |
6 |
Наличие положительных эмоций при освоении национальных игр |
Получение удовлетворения от познавательной и творческой деятельности при участии в национальных играх |
Периодически (выборочно) получаемое удовлетворение от познавательной и творческой деятельности при участии в национальных играх |
Отсутствие положительных эмоций от участия в национальных играх |
Большинство авторов определяют содержание этнокультурного компонента образования средствами гуманитаризации: изучения родного языка и литературы, истории, географии родного края, народных промыслов, игр, обычаев, традиций и других факторов этногенеза.
Однако вопрос о включении этнокультурного компонента в преподавание дисциплины «Физическая культура» рассмотрен недостаточно, тогда как включение рассматриваемого компонента в Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования — это изменение системы педагогического образования в республике и, прежде всего, приведение его целей и содержания в соответствие c потребностями общества. При определении места и роли этнокультурного компонента в содержании дисциплин, изучаемых в вузе, в том числе и физической культуры, следует рассматривать его как средство, усиливающее эффективность подготовки будущих специалистов. Содержание интегрируемых предметов должно иметь тесную логическую взаимосвязь, быть направлено на повышение качества профессиональной подготовки. Оно должно учитывать стандарт предметов в общеобразовательной школе и вузе, а также осуществлять связь с организационными формами и методами обучения на более ранних ступенях обучения.
Для формирования национального самосознания личности студента на уроках физической культуры, т.е. осознания себя как личности, относящейся к конкретной нации, осознания своих интересов, стремлений, нужна организация необходимых педагогических условий. В связи с этим немаловажную роль в физической подготовке для этнокультурного воспитания имеет и мотивационный компонент. Мотивы определяют направленность оценок и взглядов личности студента в сфере физической культуры, побуждают ее активность, становятся принципами ее поведения. Они отражают мировоззрение студента и придают его поступкам особую значимость и направленность. Национальные игры способствуют формированию потребности в физической культуре, а это является главной побудительной и регулирующей силой поведения личности студента. Они имеют широкий спектр: потребность в движениях и физических нагрузках; в общении, контактах и проведении свободного времени в кругу друзей; в играх, развлечениях, отдыхе, эмоциональной разрядке; в эстетическом наслаждении; в повышении потребности в физкультурно-спортивных занятиях и др. Потребности тесно связаны с эмоциями — переживаниями, ощущениями приятного или неприятного, удовольствия или неудовольствия.
Удовлетворение потребностей сопровождается положительными эмоциями (радость, счастье). Человек обычно выбирает тот вид деятельности, который в большей степени позволяет удовлетворить возникшую потребность и получить положительные эмоции. В побуждении студентов к занятиям физической культурой через использование национальных игр отражается избирательное отношение человека к объекту, обладающему значимостью и эмоциональной привлекательностью. Его показателями могут быть: убежденность в необходимости занятий физической культурой и спортом, осознание индивидуальной необходимости занятий; стремление к усовершенствованию знаний о национальных играх и овладению знаний о многообразии других видов и форм национальных игр. В мотивационном компоненте отражаются не только мотивы и цели деятельности, а также рациональные способы удовлетворения потребности. В зависимости от активности мотивационного компонента и интересы могут быть реализованными и нереализованными. Свободный выбор видов национальных игр свидетельствует о наличии у человека осознанного, активного интереса.
Интересы к играм, особенно к национальным, обычно возникают на основе тех мотивов и целей физкультурно-спортивной деятельности, которые связаны:
- с удовлетворением процессом занятий (динамичность, эмоциональность, новизна, разнообразие, общение и др.);
- с результатами занятий (приобретение новых знаний, умений и навыков, овладение разнообразными двигательными действиями, испытание себя, улучшение результата и др.);
- с перспективой занятий (физическое совершенство и гармоничное развитие, воспитание личностных качеств, укрепление здоровья, повышение спортивной квалификации и др.).
Если же человек не имеет определенных целей в физкультурно-спортивной деятельности, то он не проявляет интереса к ней.
Таким образом, национальные игры задают предметную ориентацию студентов, определяют их социальную и личностную значимость, что позволяет повысить профессиональный уровень будущих специалистов.
Список литературы
1 Конституция Республики Казахстан. — Астана, 2008. — 56 с.
2 Закон «Об образовании в Республике Казахстан». — Алматы: ЮРИСТ, 2007. — 149 с.
3 Концепция этнокультурного образования в Республике Казахстан от 15 июля 1996 г. — № 3058 ,bureau.kz/lib/download/646.doc
4 Г осударственная программа развития физической культуры и спорта в Республике Казахстан на 2007-2011 гг. — Астана, 2006. — kazsports.kz/law/79/
5 Кендирбекова Ж.Х. Особенности эффективности изучения этнокультурной микросреды личности в этносоциальной работе // Вестн. КарГУ. Сер. Педагогика. — 2009. — № 4 (56). — С. 118-119.
6 Ангархаева Е.А. Этнокультурное образование как детерминант личностного развития учащихся: Дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Е.А. Ангархаева. — Улан-Удэ, 2003. — 170 с.
7 Модорова В.В. Этнокультурная направленность развития современного общего образования в Республике Алтай / В.В. Модорова, А.П. Беликова // Наука — культура — образование. — 2000. — № 4. — С. 54-56.
8 Панькин А.Б. Этнокультурный парадокс современного образования: Монография / А.Б. Панькин. — Волгоград: Перемена, 2001. — 378 с.
9 Шаповалов В.К. Этнокультурная направленность российского образования: Дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.01 / В.К. Шаповалов. — Ставрополь, 1997. — 311 с.