Другие статьи

Цель нашей работы - изучение аминокислотного и минерального состава травы чертополоха поникшего
2010

Слово «этика» произошло от греческого «ethos», что в переводе означает обычай, нрав. Нравы и обычаи наших предков и составляли их нравственность, общепринятые нормы поведения.
2010

Артериальная гипертензия (АГ) является важнейшей медико-социальной проблемой. У 30% взрослого населения развитых стран мира определяется повышенный уровень артериального давления (АД) и у 12-15 % - наблюдается стойкая артериальная гипертензия
2010

Целью нашего исследования явилось определение эффективности применения препарата «Гинолакт» для лечения ВД у беременных.
2010

Целью нашего исследования явилось изучение эффективности и безопасности препарата лазолван 30мг у амбулаторных больных с ХОБЛ.
2010

Деформирующий остеоартроз (ДОА) в настоящее время является наиболее распространенным дегенеративно-дистрофическим заболеванием суставов, которым страдают не менее 20% населения земного шара.
2010

Целью работы явилась оценка анальгетической эффективности препарата Кетанов (кеторолак трометамин), у хирургических больных в послеоперационном периоде и возможности уменьшения использования наркотических анальгетиков.
2010

Для более объективного подтверждения мембранно-стабилизирующего влияния карбамезапина и ламиктала нами оценивались перекисная и механическая стойкости эритроцитов у больных эпилепсией
2010

Нами было проведено клинико-нейропсихологическое обследование 250 больных с ХИСФ (работающих в фосфорном производстве Каратау-Жамбылской биогеохимической провинции)
2010


C использованием разработанных алгоритмов и моделей был произведен анализ ситуации в системе здравоохранения биогеохимической провинции. Рассчитаны интегрированные показатели здоровья
2010

Специфические особенности Каратау-Жамбылской биогеохимической провинции связаны с производством фосфорных минеральных удобрений.
2010

Духовные ценности восточных цивилизаций –теория восточного успеха

Востоковеды всегда искали пути решения задачи выявления общих черт всех восточных цивилизаций, то есть того, что объединяет их между собой и уже в древности послужило основанием для возникновения дихотомии «Восток» - «Запад». При этом понятие «Восток» всегда выступало не столько как географическая общность, а имело, в первую очередь, культурно-исторический, цивилизационный смысл.

Интерес к первоосновам великих цивилизаций, подогретый многочисленными публикациями с одной стороны и самой социально-политической реальностью с другой, в настоящее время огромен. Особенно актуально осмысление места и роли Востока в современный период, когда предложенная первым Президентом Казахстана Нурсултаном Назарбаевым идея «евразийства» получило свое развитие во множественных инициативах политических лидеров мира, и звучала на многих межгосударственных встречах. Центральная Азия, располагающаяся между Западом и Востоком, сегодня, как никогда прежде, играет огромную роль в создании единого пространства, в котором рано или поздно должна сложится единая культура мира, справедливости и добрососедства духовных ценностей.

Парадоксально, но факт: временная дистанция между нами и создателями первых на земле цивилизаций увеличивается, а они становятся нам все ближе, нужнее и понятнее. Потому как важнейшие открытия в материальной и духовной культуре, сделанные в древности на Востоке, составляют фундамент общечеловеческой цивилизации. Сказанное определяет бесспорную актуальность изучения восточных цивилизаций как живых, так и «мертвых».

«Запад есть запад, восток есть восток, не встретиться им никогда.  Лишь у подножья Престола Божья в день страшного суда», - эти строки,  принадлежащие великому английскому писателю Редьярду  Киплингу,  и по сей день привлекают внимание.  Одни соглашаются с Киплингом,  говоря,  что Востоку и Западу действительно не понять друг друга. Другие, наоборот, протестуют, указывая на то, что Восток европеизируется, а Запад проявляет все больший интерес к традициям востока (философии,  искусствам, медицине).

Под восточной  цивилизацией подразумевается, прежде всего, Индия,  Китай и Япония на протяжении  гигантского  временного промежутка: с середины 2 тысячелетия до н.э. - по 17 век н.э. - 3000 лет. За это время на Западе успели одна за другой смениться несколько цивилизаций.

В устойчивости  Восточной  цивилизации  и состоит первая      особенность Востока.  Запад движется вперед как бы рывками. И каждый рывок (Античность, Средневековье и т.д.) сопровождается крушением старой системы ценностей, а также политических и экономических структур. Развитие Востока, напротив, предстает как сплошная линия. Новые веяния здесь не разрушают устои цивилизации. Напротив, они органично  вписываются в старое и растворяются в нем.

В этой статье, описываемой духовные ценности восточных цивилизаций, мы, прежде всего, должны почерпнуть хоть малую горсточку того, что могло бы быть полезным для создания у поколения молодых целостного мировоззрения, включающего в себя такие понятия как «добро» и «зло», «женское и мужское начало» как дополняющее друг друга «инь и янь», «самурайская» преданность интересам своего государства, тонкая восточная дипломатия, уважение к старости и к мудрости и много другого, значимого. Но для этого нам необходимо осмыслить сам характер «Востока», окунуться в историю древности, изучить и преподнести опыт наших предшественников нашим студентам.

Восток очень  гибок,  он способен вобрать и переработать многие чуждые себе элементы.  Так,  по  замечанию одного из крупнейших востоковедов,  нашествия «варваров" (кочевых племен,  живших на границах Китая и переживавших период разложения  первобытнообщинного  строя) не только не уничтожили китайское государство, но даже не прервали его существования...

И даже в северной части страны, где образовались "варварские"      королевства, эти королевства очень скоро перестали быть "варварскими",  превратившись в те же китайские. Коренное китайское население этой части страны ассимилировало  пришельцев  и привило им свою цивилизацию.

Кроме того, в отличие от Европы, на Востоке сосуществовало множество религий, и даже ислам, непримиримый в отношении западного христианства, довольно спокойно уживался с традиционными  восточными верованиями.  Таким образом, какие бы потрясения не происходили, основы цивилизации оставались незыблемыми.

Второй важной особенностью Востока являлось то, что общество здесь не утеряло связи с природой.

Любимым доводом европейских колонизаторов в пользу завоеваний было утверждение, что они облагодетельствовали людей Востока тем, что те были неспособны создать сами (машинами, новейшим оружием и т.д.).  Обычно в этом видят лишь примитивную попытку оправдаться. Однако большинство европейцев были в свое время свято в этом убеждены.  Так в чем же  здесь  дело? Разгадка в принципиальной разнице психологии представителей двух цивилизаций.

Европейцы в  своем  развитии  пошли самым простым путем. Свое несовершенство и слабость перед силами природы они начали  возмещать созданием громоздких машин. Они резко выделили себя из природы,  перестали чувствовать себя ее частью. Более того, природа в их понимании стала чем-то вроде врага. Ее надо было одолеть,  победить,  поставить себе на службу. Мы помним высказывание и в советской идеологии: «Мы реки вспять повернем».  Убедив себя,  что человек есть венец творения и все в этом мире создано исключительно для него, европейцы, и не только они, принялись перекраивать природу на свой лад и расхищать ее богатства,  не считаясь ни с загрязнением окружающей среды,  ни с другими потерями, еще бы - природа ведь "не храм,  а мастерская", как выражался Базаров в романе Тургенева "Отцы и дети".

В отличие от европейцев человек Востока никогда не терял связи со средой обитания. Свои помыслы он направил не на создание механизмов,  возмещающих собственное несовершенство, а на то, чтобы усовершенствовать свои душу и тело. Мир воспринимался им, как единое целое, и человек в этом целом не господин, а лишь одна из составных частей.  А раз так, то цель человека - не вражда, а стремление быть с природой в гармонии и,  познав основные ее законы,  постараться не  противоречить им. Так, философы Востока считали, что народы и государства должны развиваться  естественным  (природным)  образом,  беря пример с растений и животных, в жизни которых нет ничего лишнего, случайного.

Стили различных боевых искусств Востока сложились в результате наблюдений за движениями диких зверей (тигра, медведя, обезьяны и т.д.) Досконально изучив окружающую среду, человек Востока знал, как она воздействует  на  его  организм. Например,  эффективность ударов (в боевых искусствах) в различные точки тела рассчитывалась в зависимости от  времени дня.

Люди Востока были убеждены в том, что лишь тогда человек может совершенствовать мир, когда путем совершенствования обретет гармонию и цельность в себе самом. Ибо ему полностью чужды зло, и стремление разрушать.

Культура Древнего Китая достигла высокого уровня.  Уже в очень  давние времена ученые Китая сделали многие важные открытия в области астрономии, математики, медицины и других наук.  Во 2 тысячелетии до н.э. в Китае существовала уже иероглифическая письменность. Несколько позднее  были  изобретены компас, а затем сейсмограф. В середине первого тысячелетия до н.э.  был составлен первый в мире звездный каталог,  насчитывавший 800 светил.

Третьей особенностью   Востока  является  приверженность традиции. Традиция встречалась и в Европе, однако в цивилизациях  Востока была возведена в далеком прошлом,  в мифическом "золотом" веке. И все новое получало оправдание только тогда, когда можно было подыскать, что-нибудь подобное в древности.

Все здесь непрестанно повторяется, несколько видоизменяясь,  но сохраняя обязательно черты сходства. Человеку европейского Средневековья в голову не могло прийти писать в стиле Гомера. А на Востоке на протяжении 3000 лет можно встретить в стихах одни и те же размеры, мелодии и т.д.

Любое неоправданное нарушение традиций (даже самых незначительных) воспринималось как сущий  кошмар. Так, великий      китайский философ Конфуций повествует об одном сановнике,      устраивавшем "в храме танцы,  в которых танцоры выстраивались в  восемь  рядов". Поскольку в древности такие праздники мог давать только император, Конфуций с возмущением заявляет: «Если это можно вынести,  то, что же тогда нельзя выносить?!». Он же создал целую теорию (до сих пор имеющую на Востоке огромное влияние) о том, что общество должно жить по раз и навсегда установленному ритуалу поведения. Без ритуала, по его мнению, обесценивается все. «Почтительность без ритуала приводит к суете.  Осмотрительность без ритуала превращается в боязнь. Смелость без ритуала выглядит грубостью», - говорил он. Ритуал властвует не только в человеческом обществе, но и в природе. Ему подчинены  смена времен года,  расцвет и увядание.  Свою теорию Конфуций также воспринимал не чем-то новым, а лишь возрождением учений прежних веков. «Излагаю, но не создаю. С любовью и верой отношусь к древности» - выражение Конфуция.

Отношение к религии является одним из важнейших  показателей в характеристике цивилизации. На Востоке оно весьма отличается от западного. Да и сами религии здесь разнообразны и непохожи на христианство.  Вот, к примеру, конфуцианство. Его называют религией, но это скорее набор правил и норм, определяющих жизнь человека в обществе.

Главным в конфуцианстве были вопросы этики, морали и управления государством. Основным принципом конфуцианской этики является понятие жэнь («гуманность») как высший закон взаимоотношений  людей  в обществе и семье.  Жэнь достигается путем нравственного самоусовершенствования на основе соблюдения ли («этикета») - норм поведения, базирующихся на почтительности и уважении к старшим по возрасту и положению, почитании родителей, преданности государю, вежливости и т.д. Согласно конфуцианству, постичь жэнь могут лишь избранные, так называемые цзюнь  цзы  («благородные мужи»),  т.е.  представители высших слоев общества;  простолюдины же - сяэ жэнь (дословно – «мелкие людишки») не в состоянии постичь жэнь. Это противопоставление «благородных» простолюдинам и утверждение превосходства  первых над вторыми, часто встречающиеся у Конфуция и его последователей, - яркое выражение социальной   направленности, классового характера конфуцианства.

Конфуцианство уделяло большое внимание вопросам так  называемого гуманного управления,  опираясь на идею обожествления власти правителя,  существовавшую до конфуцианства, но им развитую и обоснованную.  Государь  объявлялся «сыном неба»  (тяньцзы),  правившим по повелению неба и выполнявшим его волю. Власть правителя признавалась конфуцианством священной, дарованной свыше, небом. Считая, что «управлять - значит исправлять»,  конфуцианство  придавало  большое  значение учению чжэн мин (об «исправлении имен»),  которое призывало  ставить всех в обществе на свои места, строго и точно определять обязанности каждого, что было выражено словами Конфуция: «Государь должен быть государем, подданный - подданным, отец - отцом,  сын – сыном».  Конфуцианство призывало государей управлять  народом не на основе законов и наказаний, а при помощи добродетели, примером высоконравственного поведения, на основе  обычного  права,  не обременять народ тяжелыми налогами и повинностями.

Боги не очень-то волновали Конфуция. Они, конечно, установили эти самые правила в незапамятные времена. Но этим, в общем-то, и ограничились их контакты с миром людей. «Богов я почитаю,  но держусь от них подальше», - вот жизненный  принцип Конфуция. Основные взгляды Конфуция (Кун-цзы, родился приблизительно 551 - умер 479 до н.э.) изложены в книге  «Беседы  и суждения» («Лунь юй»),  которая представляет собой запись изречений и бесед Конфуция с его ближайшими учениками и  последователями.

Боги не властвуют над природой,  а являются ее частью  и  находятся в зависимости от нее. Пример: на Западе монахи вели праведный аскетический образ жизни,  так как он угоден Богу и  обеспечивает  райское  блаженство.  В  индуизме же аскетизм - способ сравняться с богами,  а иногда и превзойти их. Отшельник-аскет  благодаря  ему приобретал от Вселенной такую силу, что мог налагать на богов проклятье и насылать на них всяческие несчастья.  Зная могучую силу аскетизма, ему нередко следуют и сами боги. Только в индуизме можно встретить такую, с точки зрения европейца, комичную картину: могущественнейший бог Шива, способный одним дыханием стереть всю  Вселенную в порошок,  ведет жизнь аскета и побирается по дорогам.  На это подаяние и существует его семья. Периодически  такая  жизнь становится  ему в тягость, и он горько жалуется на свою несчастную долю (остальные,  мол,  боги живут в довольстве, а он нищенствует).  Однако,  понимая,  что в аскетизме источник его сверхъестественной силы, он не отказывается от него. В довершение всех несчастий у него возникают скандалы с женой, потому что подаяний он приносит мало и т.д.

Еще одной религией, возникшей на Востоке и ставшей впоследствии мировой,  является буддизм. Его основатель Будда одновременно  является  и неким космическим разумом, с которым стремятся слиться его последователи путем освобождения от суетных желаний и страстей,  привязывающих людей к земле, заставляющих рождаться вновь и вновь в разных обликах. Таким образом, достигнув нирваны (просветления), человек переходил в новое качество - неземное.

И, наконец, в даосизме, возникшем в Китае, бог как таковой вообще отсутствует. Вместо него имеется дао (путь) - некая  первооснова всех вещей,  познав законы которой и следуя им, человек становится совершенным.

Религии Востока - это, прежде всего пути самосовершенствования, а через них и совершенствования окружающего мира.

Существеннейшую часть  мировоззрения  людей Востока составляла вера в бесконечную цепь смертей и возрождений каждого человека в разных обликах,  причем будущий человеческий облик надо было заслужить праведной жизнью. В противном случае можно было возродиться кем угодно. Подобная теория породила  представление о вечном движении всего живого в замкнутом цикле (все когда-то уже было и когда-нибудь повторится вновь). Отсюда происходит и знаменитый фатализм Востока - вера в      невозможность и ненужность изменения предназначенной судьбы. Вот как рассуждает Конфуций,  заехавший  в  разбойничьи  земли: «Если небу угодно погубить мудрость,  заключенную во мне - так и будет. А если нет, то, что могут сделать мне эти разбойники?».

Полностью отсутствует на Востоке столь ценимое западной      цивилизацией понятие свободы. Так же, как и демографический образ  правления. Восточный человек не свободен, а обязан. Причем обязанностью этой не тяготится, а признает ее  вполне естественной. Обязан соблюдать традиции, ритуалы, системы подчинения (родители - дети, муж - жена, вышестоящий - нижестоящий). Долгом этим связаны все, от государя до самого последнего из его подданных. Человек обязан жить строго определенным образом,  в противном случае лучше ему умереть. В этом  плане показателен пример японских самураев - военного  сословия.  При  любом нарушении самураем "кодекса чести" он обязан был покончить жизнь самоубийством,  сделав себе харакири. Таким  образом,  человек  тут был не волен ни жить,  ни умереть  иначе, чем по установленному обычаю.

Социальные структуры Востока причудливы и пестры. Здесь и замкнутые касты (в Индии), и возможность перехода из одной социальной  группы в другую путем сдачи государственных экзаменов (Китай). Сын крестьянина, таким образом, мог попасть на самую верхушку общества.  Перед нами здесь редкий в истории  случай, когда повышение образования означало одновременно повышение социального статуса.

Не менее причудливыми были и политико-экономические формы. Так, империю Тан в Китае именуют феодальным государством. Однако со своих земель китайская знать не получала ни  гроша. Все доходы поступали в казну, а уж оттуда (в виде жалования) - к феодалам, занимавшим различные посты в государственном аппарате. Этим они низводились фактически до роли простых чиновников.

Вообще надо иметь в виду, что, несмотря на общие для всей восточной цивилизации моменты,  между странами, входящими  в нее,  были и существенные отличия в традициях, образе мышления, путях развития.  Даже общий для всех стран Востока буддизм и даосизм (Китай, Япония) в каждой из стран принимали свои особые,  неповторимые формы.  Что общего между японским самурайством, презиравшим нижестоящие сословия, и странствующими рыцарями Китая, считавшими своим долгом  вступаться  за обиженных и отстаивать справедливость?

Наконец, если Индия и Китай развивались исключительно самобытно, то Япония во многом шла путями заимствования и преобразования на свой лад их философии, военного искусства, традиций, наук и т.д.

Подведем итоги:  цивилизация Востока была жизнеспособна, пока ей приходилось сталкиваться с варварскими народами. Она защищалась от них пассивно,  поглощая и переустраивая на свой лад. Однако, встретившись с цивилизацией Европы, технически более развитой, несущей совершенно иную программу и  стремящейся к разрушению всего непохожего на нее, Восток не устоял, Восток приобрел «новые краски», взять хотя бы технологический развитую Японию, преуспевающий Китай, неотстающую Индию. Если осмыслить развитие их стран, можно придти к выводу, что сохранение традиций и «наращивание» их элементами современного мира дает тот результат, который приводит к успеху. Самым основным в изучении Востока для Казахстана являются древние рукописи и артефакты – носители информации о древней цивилизации на территории Центральной Азии – Казахии.

Имея в виду тысячелетия кочевой жизни, десятилетия колонизма, сталинизма, известно, что демонстрировать истоки культуры, жизни, быта и традиций казахов на мировой арене не довелось до объявления независимости нашего государства. А это требует всестороннего изучения прошлого народа, истории номадов.

«Возможно, на нашей земле нет памятников глобального значения, подобных египетским пирамидам или Колизею, однако роль номадов в мировой истории неоспорима», - говорил Президент РК Нурсултан Назарбаев на одном из первых заседание Общественного совета по программе «Культурное наследие». И, это факт.

С древнейших времен обширная казахская земля была культурной колыбелью и духовным остовом всего евразийского пространства. Степная цивилизация древних номадов оставила глубокий след в истории человечества. Они создали оптимальные механизмы приспособления к климату горной и степной местности Евразии, придумали эффективные формы ведения хозяйства, применяемые человечеством в последние тысячелетия. Впервые именно на казахской земле была приручена дикая лошадь, и всадники, овладевшие особой тактикой ведения войн, появились на просторах Великой степи. Была создана система правления древних кочевых сообществ, которая затем преобразовалась в модели различных государственных структур.

Известный «звериный стиль» саков до сего дня вызывает восхищение искусствоведов всего мира удивительным мастерством исполнения, особым представлением предков о мироздании. Номады участвовали в процессе этнического формирования нынешних крупных наций.

Истоки идеи евразийства, призывающей к миру и согласию на земле, исходят из глубины веков. Мало кто знает, что она связана с целостной культурой кочевников, формировавшейся тысячелетиями, еще в скифо-сакские времена.

 Великая степная цивилизация, не уступающая никакому Восточному по своему историческому значению, ждет дальнейшего обстоятельного исследования. И это означает, что мы, как мудрое поколение, должны вобрать в себя высокие ценности Запада и Востока, смело изучать неизученное и использовать это в своем развитии, которое благодаря философии Востока и стремительным технологиям Запада должно привести нас к процветанию.

 

***

1. Большая Советская Энциклопедия, том 13,

2. Всеобщая История Искусств, том 1,

3. Основы современной цивилизации, под редакцией проф. Л.Н.      Боголюбова и А.Ю. Лазебниковой,

4. Центральная Азия и Культура мира № 1-2(12-13) под редакцией     А.Токтосунова, Бишкек 2002 г.,

5. Тайны цивилизаций, история Древнего мира, Г.Н. Матюшин, М. «Аст-   Пресс Книга» 2002г.,

6. Древние цивилизации под редакцией Г.М. Бонгард-Левина, М. «Мысль»    1989 г. 

Разделы знаний

Архитектура

Научные статьи по Архитектуре

Биология

Научные статьи по биологии 

Военное дело

Научные статьи по военному делу

Востоковедение

Научные статьи по востоковедению

География

Научные статьи по географии

Журналистика

Научные статьи по журналистике

Инженерное дело

Научные статьи по инженерному делу

Информатика

Научные статьи по информатике

История

Научные статьи по истории, историографии, источниковедению, международным отношениям и пр.

Культурология

Научные статьи по культурологии

Литература

Литература. Литературоведение. Анализ произведений русской, казахской и зарубежной литературы. В данном разделе вы можете найти анализ рассказов Мухтара Ауэзова, описание творческой деятельности Уильяма Шекспира, анализ взглядов исследователей детского фольклора.  

Математика

Научные статьи о математике

Медицина

Научные статьи о медицине Казахстана

Международные отношения

Научные статьи посвященные международным отношениям

Педагогика

Научные статьи по педагогике, воспитанию, образованию

Политика

Научные статьи посвященные политике

Политология

Научные статьи по дисциплине Политология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Психология

В разделе "Психология" вы найдете публикации, статьи и доклады по научной и практической психологии, опубликованные в научных журналах и сборниках статей Казахстана. В своих работах авторы делают обзоры теорий различных психологических направлений и школ, описывают результаты исследований, приводят примеры методик и техник диагностики, а также дают свои рекомендации в различных вопросах психологии человека. Этот раздел подойдет для тех, кто интересуется последними исследованиями в области научной психологии. Здесь вы найдете материалы по психологии личности, психологии разивития, социальной и возрастной психологии и другим отраслям психологии.  

Религиоведение

Научные статьи по дисциплине Религиоведение опубликованные в Казахстанских научных журналах

Сельское хозяйство

Научные статьи по дисциплине Сельское хозяйство опубликованные в Казахстанских научных журналах

Социология

Научные статьи по дисциплине Социология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Технические науки

Научные статьи по техническим наукам опубликованные в Казахстанских научных журналах

Физика

Научные статьи по дисциплине Физика опубликованные в Казахстанских научных журналах

Физическая культура

Научные статьи по дисциплине Физическая культура опубликованные в Казахстанских научных журналах

Филология

Научные статьи по дисциплине Филология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Философия

Научные статьи по дисциплине Философия опубликованные в Казахстанских научных журналах

Химия

Научные статьи по дисциплине Химия опубликованные в Казахстанских научных журналах

Экология

Данный раздел посвящен экологии человека. Здесь вы найдете статьи и доклады об экологических проблемах в Казахстане, охране природы и защите окружающей среды, опубликованные в научных журналах и сборниках статей Казахстана. Авторы рассматривают такие вопросы экологии, как последствия испытаний на Чернобыльском и Семипалатинском полигонах, "зеленая экономика", экологическая безопасность продуктов питания, питьевая вода и природные ресурсы Казахстана. Раздел будет полезен тем, кто интересуется современным состоянием экологии Казахстана, а также последними разработками ученых в данном направлении науки.  

Экономика

Научные статьи по экономике, менеджменту, маркетингу, бухгалтерскому учету, аудиту, оценке недвижимости и пр.

Этнология

Научные статьи по Этнологии опубликованные в Казахстане

Юриспруденция

Раздел посвящен государству и праву, юридической науке, современным проблемам международного права, обзору действующих законов Республики Казахстан Здесь опубликованы статьи из научных журналов и сборников по следующим темам: международное право, государственное право, уголовное право, гражданское право, а также основные тенденции развития национальной правовой системы.