Востоковедные исследования призваны решать широкий спектр задач как далекого прошлого, так и современного развития. Изначально нацеленные на изучение стран и регионов Востока, ученые-востоковеды вместе с тем находятся в привилегированном и одновременно сложном положении, поскольку в своих оценках осознанно или же нет всегда охватывают более широкий спектр проблем, в том числе относящихся и так называемой западной традиции. Само по себе это подразумевает фундаментальную базу, широкий кругозор, культуру, терпимость исследователя. Именно поэтому как постановки проблем, так и методы осуществления востоковедных проектов, всегда сопряжены с поисками, инновациями, открытиями с одной стороны, и их комплексным административным регулированием, с другой.
Особое значение востоковедение, да и в целом наука приобретает в так называемые периоды перемен – коренной трансформации социально-политических моделей, когда на повестку дня выходят вопросы переосмысления многих аспектов исторического развития.
После распада СССР востоковедная наука, приобрела новую качественную характеристику, определяемую в виде новых подходов к научной проблематике, свободный творческий поиск, а также усиление интереса к генеалогии, культуре, менталитету и мировоззрению восточных народов, объективного отражения их роли в мировом цивилизационном и историческом процессе. При этом особое место приобретают тюркские и мусульманские общества, сыгравшие главную роль в становлении и развитии народов Казахстана.
В последнее десятилетие в востоковедении на пост-советском пространстве шла активная переоценка многих вопросов, в частности, связанных с проблемами государственности, кочевниковедения, контактов кочевой и оседлой культур, религиоведения, международных отношений и общего исторического наследия.
Сегодня на повестку дня выходят вопросы взаимодействия, которые с учетом современного - как социально-культурного, политического, так и научного - положения дел должны отвечать новым реалиям. На современном этапе актуальными становятся исследования, отражающие положение стран в системе взаимосвязей Востока и Запада. С учетом же возрастания роли религиозного фактора особый смысл приобретает и изучение спектра проблем, которые условно можно охарактеризовать как «Мусульманский мир и Запад».
Осмысление значения обретенной независимости и возрожденной государственности, исследование исторического прошлого, культурного наследия различных эпох, возникновения и развития цивилизационных структурных ареалов, выявление внутренних механизмов функционирования макросоциальных организмов и их роли в эволюции общества от низшей ступени социальной общности к более высокой, сложной форме – все эти проблемы становятся востребованными только сейчас, когда появляется реальная основа для утверждения вместо идеологически ангажированных методов исторического познания – новой, адекватной научному императиву методологической концепции. В этой связи, думается, что реальность сегодняшнего дня определяется не столько нашей действительностью с надлежащими ей ценностями, сколько их соответствием национальным традициям, логике преемственности исторического развития.
Востоковедные исследования способствуют созданию целостной системы изучения культурного наследия, в том числе современной национальной культуры, фольклора, традиций и обычаев. В их рамках происходит обобщение многовекового опыта национальной культуры и письменности, создание развернутых научных, научно-популярных серий, учебных пособий, принимаются меры по созданию целостной системы изучения культурного наследия, изучаются многие исторические, археологические, архитектурные объекты, организуются научно-исследовательские экспедиции для проведения работ в архивах и библиотеках стран ближнего и дальнего зарубежья. Особое место занимают вопросы изучения наследия выдающихся мыслителей прошлого.
Учитывая сложившуюся ситуацию, порождающую выработку научно обоснованных рекомендаций в контексте реализации общенациональной идеи Республики Казахстан, защиты национальных интересов, достижения межнационального согласия и взаимообогащения культур, представляется необходимым выделить следующие приоритеты востоковедной науки:
- Изучение историко-культурных взаимосвязей цивилизаций Востока с Казахстаном;
- Выявление и введение в научный оборот новых материалов, связанных с историей, религией и культурой народов Казахстана и Центральной Азии и стран Востока;
- Выявление исторических особенностей мусульманских учений, движений и течений в странах Востока и Центральной Азии;
- Изучение современных миграционных процессов, происходящих в странах Центральной Азии;
- Анализ современного культурного, экономического и геополитического положения Республики Казахстан в системе взаимоотношений со странами Востока.
Широкий спектр политических моделей на Азиатском континенте, культурное разнообразие восточных обществ и неравномерность их социального развития стали отличительной чертой современного Востока. В тоже время все сильнее заметно влияние восточных государств и регионов на мировой процесс, в том числе и на Центральную Азию. В данное время, в эпоху глобализации для каждого суверенного государства важно четко осознавать свои идентификационные координаты и ценностные ориентиры.
Для Казахстана, как государства, расположенного в центре евразийского континента, активное участие в мировых делах является условием устойчивого и безопасного развития. Республика Казахстан выступает непосредственным участником трансформационных процессов, которые происходят сейчас в странах Востока. В этом контексте комплексный научный подход к изучению роли и места Казахстана в системе взаимоотношений стран Востока, учет политической и культурной специфики восточных регионов и стран, их опыта реформирования, этнического менталитета, а также ретроспективное освещение историко-культурных взаимовлияний цивилизаций Востока и Казахстана являются особо актуальными.
Исторические контакты и взаимодействие между Востоком и Западом существовали всегда, история развития Европы немыслима без Востока, как и наоборот, о чем свидетельствует, например, мусульманский ренессанс X-XIV веков, который стал связующей нитью, соединившей достижения древнегреческой цивилизации с возникшим уже позднее европейским (христианским) ренессансом. Можно отметить, что без ярчайших представителей средневековой мусульманской философии на Востоке, таких как ал-Фараби, Ибн Сина (Авиценна), ал-Газали, Ибн Рушд (Аверроэс), не было бы возможным знакомство европейских схоластов ни с Аристотелем, ни с Платоном. И наоборот, впоследствии, вместе с распространением идей западного просветительства, в регионе усилилось понимание необходимости обогащения собственных культур западной научной рациональной мыслью. Идею взаимодополняемости различных культур Востока и Западанастойчиво подчеркивали в своих трудах крупнейшие казахские просветители XIX-XX вв. – Ч.Ч. Валиханов, Абай Кунанбаев, Машхур-Жусуп Копейулы и др.
Казахстан исторически стал местом взаимного обогащения цивилизаций, взаимопроникновения культурных моделей, создания общности различных народов. Он представляет собой поликонфессиональное государство, и его развитие будет в любом случае связано с этим фактом как реальностью, от которой нельзя будет отмежеваться. В связи с этим, задачи казахстанской востоковедной науки определяются совокупностью внутренних и внешних факторов, при которых происходят государственное строительство и интеграция страны в мировую систему. В поиске путей сближения государств Центральной Азии, а также Мусульманского мира и Запада, наряду с политиками большую роль призвана сыграть научная интеллектуальная общественность. Стремление осмыслить происходящие перемены в их целостности и способствовать мирному разрешению возникающих проблем приводит исследователей к более широкому использованию таких понятий, как «нравственность», «гуманизм», «межрелигиозный диалог».
Равноправный диалог становится необходимостью мирового развития в новом столетии. Только объединив усилия, государства получат возможность реализовывать технологические и интеллектуальные достижения, достигать общественного человеческого развития. Для этого нужны политические компромиссы, толерантность, которые подразумевают создание баланса между региональными интересами и интересами отдельных государств.
Ключевое значение в решении обозначенных проблем принадлежит воспитанию толерантности, культуры межконфессионального и межэтнического общения, начинать которое нужно с подрастающего поколения. Программа общеобразовательных школ и вузов должна содержать материал по истории религий, этических учений страны, который бы отображал процесс их развития в аспекте взаимодействия, взаимосвязей, общих корней, что немаловажно для целей всего общества в достижении прогресса.
В настоящее время становится все более ясным, что уникальность одного опыта и его распространение во всем мире в качестве единой и абсолютной модели, не соответствует современным реалиям. Особо актуальным становится изучение опыта, как Запада, так и Востока, а также связанных с ними религиозных традиций. Всеобщая декларация ЮНЕСКО о культурном разнообразии (2001 г.), в которой говорится, что «Культурное разнообразие также необходимо для человечества, как и биоразнообразие для живой природы». В этом видится актуальность, высокая научная и практическая значимость развития востоковедения.
История и культура Казахстана на протяжении многих столетий развивались в тесном взаимодействии с восточными цивилизациями. Китайские, тюркские, монгольские, иранские и арабские древние и средневековые письменные памятники являются ценными источниками для изучения кочевых культур и этнополитической истории на территории нашей республики. Нынешняя ситуация требует новой оценки и анализа историко-культурного, современного и перспективного потенциала Казахстана. Это связано с параметрами цивилизационного процесса, происходящего в странах Востока и региональных соседей, определением и прогнозированием геополитических, геокультурных и геоэкономических тенденций на континенте.
Современные условия развития Республики Казахстана как поликонфессионального государства привели к усилению процессов формирования религиозной, этнической идентичности, самосознания и развития национальных культур. Сегодня проблематика межэтнического общения в рамках мультинациональных государств и регионов стала одной из самых насущных проблем межкультурного и межконфессионального диалога в Казахстане. От решения этих вопросов зависит во многом общее благополучие, стабильный мир в настоящем и будущем в Республике, а также в регионе.
Специфика проблем отечественной востоковедной науки связана с исторической и перспективной ролью Казахстана как страны, занимающей транзитное положение в системе взаимосвязей цивилизаций Востока и Запада. Характеристика такой роли Казахстана содержится в Государственной программе «Путь в Европу», утвержденной Президентом РК Н.А. Назарбаевым и концепции диалога «Мусульманский мир и Запад». Это особенно важно для Казахстана, определяющего в настоящее время пути своего будущего развития, свое место в диалоге Востока и Запада. Расположенная и в Европе и в Азии, наша страна по праву считается евразийским, впитавшим в себя культуры различных цивилизаций, что немаловажно, являющимся пространство, на котором функционируют крупнейшие мировые религии – ислам и христианство.
Трехтысячелетняя общность исторических судеб, отчетливо проявляющаяся в многочисленных исторических источниках и памятниках, является очевидной константой исторического времени Евразии. Не случаен поэтому тот факт, что тысячи лет истории сегодня актуализируют идею евразийства и интеграционные процессы в пост-советской Евразии.
Другим современным трендом, имеющим свои глубокие исторические корни в богатой культуре Евразии, является идея диалога – между различными этнокультурными группами, религиями и цивилизациями. История Евразии и, в частности, Казахстана показывает, что ни одна цивилизация не может развиваться в отрыве от иных, что они носят взаимодополняемый характер.
Политика современного Казахстана также показывает данный факт. Инициативы руководства Республики Казахстан, направленные на формирование и распространение в международном масштабе идей межкультурного и межрелигиозного диалога, находят свое воплощение в таких формах как проведение I и II международных съездов мировых и традиционных религий (проведенных в 2003 и 2006 гг. соответственно). Эти Форумы, организованные по инициативе Президента РК Н.А. Назарбаева, стали плодотворными встречами духовных лидеров, политиков, ученых.
Следующий, третий съезд запланирован на июль 2009 годв. В качестве наиболее «свежего» примера можно назвать международный Форум «Общий мир: Прогресс через разнообразие», проведенный 17 октября 2008 года в Астане и организованный Министерством иностранных дел Республики Казахстан. Данный Форум, был проведен в формате «Мусульманский мир и Запад» и был открыт Президентом Н.А. Назарбаевым. Идея Форума была поддержана лидерами крупнейших мусульманских стран и Организацией Исламская конференция, включающей 57 государств-членов. На нем вновь были подчеркнуты идеи взаимозависимости и терпимости, необходимость использовать эти идеи в политике стран мира
Есть все основания полагать, что эти важнейшие звенья единой государственной политики нашей страны станут началом нового конструктивного диалога восточных и западных цивилизаций и культур.
В Республике Казахстан для проведения фундаментальных и прикладных востоковедных исследований и достижения общественно значимых результатов в этой области с учетом специфических задач, стоящих перед республикой, с 1996 г. на постоянной основе функционирует Институт востоковедения им. Р.Б. Сулейменова Министерства образования и науки Республики Казахстан, который является единственным в стране научно-исследовательским учреждением, осуществляющим комплексные исследования стран Востока. В предмет его деятельности органично вплетены такие направления, как активное содействие практическому использованию материалов научных исследований в области ориенталистики, разработка научно-исследовательских работ, их финансового, кадрового и материально-технического обеспечения, координация научно-исследовательской деятельности с другими научно-исследовательскими учреждениями, издание научной, научно-популярной и учебно-методической литературы, подготовку научных кадров через аспирантуру, докторантуру, стажировки, организацию повышения квалификации, аттестации сотрудников.
Для Института характерно присутствие научного задела и высокая квалификация коллектива исполнителей для выполнения исследовательских проектов. В настоящее время сотрудниками Института востоковедения ведется определенная работа по сохранению и развитию одного из направлений академической ориенталистики – восточной археографии. В рамках этой программы работает Востоковедная археографическая экспедиция и разработаны маршруты в различные центры мира, где хранятся ценные рукописи, архивные документы, артефакты культуры. В ходе ее работы были выявлены и приобретены ранее неопубликованные восточные рукописи, архивные материалы, проведены комплексные исследования, научные переводы и анализ этих письменных источников, которые хранятся в библиотеках, музеях и архивах Великобритании, Германии, Франции, Венгрии, КНР, Монголии, Турции, Ирана, Индии, России. Важность археографической работы нельзя переоценить: эти исследования целенаправленно расширяют источниковую базу, позволяют обозначить ряд новых научных проблем. Кроме того, впервые в научный оборот вводится определенный комплекс источников, отражающих все этапы исторического развития, культурные традиции казахского народа.
С помощью Государственной программы «Культурное наследие», которое было инициировано Президентом РК Н.А. Назарбаевым в 2004 г., представляется возможным пополнить и расширить казахстанскую источниковедческую базу, что станет большим подспорьем для исследования и написания объективной национальной истории. Специалисты Института востоковедения совершили археографические экспедиции в Китай, Турцию, Россию, Армению, Узбекистан, Киргизстан, Швейцарию и Венгрию. В рамках данной программы сотрудниками Института были выявлены уникальные архивные документы в Китае – более 300 на чагатайском, китайском, и более 3000 на маньчжурском и китайском, содержащие официальные письма казахских ханов и султанов, направленные правителям соседних государств, сведения о дипломатических связях, о казахско-китайской торговле. В 2005 году был подписан договор с Первым историческим архивом Китая на издание 5 томов факсимиле документов и их перевод на казахский и русские языки. В настоящее время опубликованы 3 тома факсимиле документов и 2 тома их перевода на казахский язык. Архивные документы Первого исторического архива Китая свидетельствуют о существовании у казахских правителей канцелярии, дипломатической переписки и обмена послами.
Казахстан своим выгодным географическим расположением, природными ресурсами, древней самобытной культурой всегда привлекал внимание западных путешественников. Ими были собраны богатые коллекции артефактов культуры, документов, мемуаров, хранящиеся в настоящее время в музеях стран Европы и Северной Америки, и имеющие важное значение для изучения истории Казахстана.
Важно отметить археографическую экспедицию, совершенную в Швейцарию, где были обнаружены уникальные еще неопубликованные исторические и этнографические материалы из коллекции А. Мозера по истории и культуре Казахстана и Центральной Азии. В настоящее время готовится к изданию книга-альбом «Фонд А. Мозера по истории и культуре Казахстана». В Британской библиотеке (Лондон, Великобритания) были обнаружены ценные сведения по истории и культуре Казахстана, содержащиеся в восточных рукописях, архивных материалах, артефактах культуры. Это британский список «Джами ат-таварих» Кадыргали Жалаири, 4-часть уникальной рукописи «Бахр ал-асрар» Махмуда ибн Вали по истории Казахского ханства, уникальные миниатюры из «Джами ат-таварих» Рашид ад-Дина и другие.
Исторические исследования, основанные на материалах источников, позволят решить целый ряд проблем современности.
Современные события, происходящие в странах Центральной Азии и других регионах мира, наглядно подтверждают органическую связь вопросов религии и проблем укрепления национального и духовного единства любого государства, в целях сохранения национальной безопасности. Для этого необходимо глубокое и всестороннее изучение исторических корней, идеологических и политико-правовых основ религиозных движений и течений, особенностей религиозных систем стран Центральной Азии и Востока. Серьезное изучение всех этих и других сложных явлений имеет первостепенное значение для понимания современной религиозной ситуации, составления научно обоснованного прогноза дальнейшего развития ислама в странах региона. При рассмотрении проблемы мусульманских движений и течений необходимо изучать не только как отражение реальных процессов в религиозной сфере, но и ранние исторические периоды развития религии и, базируясь на их исследования, определять современное их состояние и тенденции развития.
Другое проблемное направление – создание теоретической и научно-практической базы для формирования интеграционных процессов в Центральной Азии, действенной системы континентальной безопасности в контексте реализации инициативы Казахстана по созыву Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии (СВМДА). Ситуация в Центральной Азии, особенно в сфере религиозных отношений и религиозной политики, волнует мировую общественность. Так, выдвинутая с трибуны ООН инициатива Президента Казахстана Н.А. Назарбаева по созыву СВМДА призвана содействовать укреплению стабильности и мирному развитию в этом регионе. Первостепенной задачей должен стать объективный научный анализ ситуации в Центральной Азии и Казахстане. Главное, что должно отличать новый подход к актуальным вопросам данной тематики, – его научная обоснованность, что, в свою очередь, является гарантией успешности любой политической инициативы. Востоковедения в этом плане открывает широкие возможности для исследователей, а многоплановость и многоаспектность самой проблемы предполагают разные пути ее исследования, в силу чего конечной научный обоснованный вывод будет более объективным.
Институт востоковедения имени Р.Б. Сулейменова активно развивает научные контакты с зарубежными научными организациями. Активно работает Кафедра ЮНЕСКО «Наука и духовность» при Институте востоковедения. На кафедре ЮНЕСКО получают профессиональное освещение и анализируются проблемы духовного развития культур и цивилизаций, рассматриваемые сквозь призму научных понятий и категорий. В рамках деятельности кафедры налажено сотрудничество между сетью Unitwin/UNESCO Chair network по межкультурному и межрелигиозному диалогу.
Значительным событием в установлении научных связей к сотрудничеству с зарубежными учеными является участие нашего Института в работе Генеральной ассамблеи Международного союза академий (IUA). Постоянно проводятся международные научные конференции совместно с зарубежными коллегами, как «Исламская цивилизация Центральной Азии» проведенный 4-7 сентября 2007 г. совместно с IRCICA, Организации Исламская Конференция в г. Астана, Центром документов и истории дипломатии МИД Исламской Республики Иран действует постоянный семинар «Историко-культурные взаимосвязи Ирана и Дашт-и Кыпчака». В 2009 г. планируется проведение международной научной конференции «Казахстан на Шелковом пути», организатором которой вместе с Институтом востоковедения станет Международный Центр Дунхуанских исследований и Институт восточных рукописей (Санкт-Петербург). Такое сотрудничество играет чрезвычайно важную роль в координации усилий и установлении тесных связей не только между учеными различных стран Азии и Европы, но и между существующими научными школами, методологическими направлениями по исследованию Востока в мире целом. Хочется подчеркнуть, что подобного рода контакты необходимы для придания новых импульсов к совместной работе.
На сегодняшний день Институтом востоковедения имени Р.Б. Сулейменова с 1998 г. издано более 30 книг в серии «Казахстанские востоковедные исследования». По Государственной программе «Культурное наследие» с 2005 г. вышло в свет 20 томов в серии «История Казахстана в арабских, китайских, монгольских, персидских, тюркских источниках». В связи с расширением научно-исследовательской работы создаются новые серии. С 2009 года издаются книги в новой серии «Историко-культурное наследие Центральной Азии». В Институте востоковедения также выпускается на пяти языках международный научный журнал “Shygys” (Восток, Orient). Институт востоковедения активно работает в направлении издания качественно новых исследований, проведенных на высоком научном уровне. Широта и высокий научный уровень публикаций Института, осуществляемых в рамках фундаментальных исследований и Программы «Культурное наследие», способствуют поднятию имиджа Республики Казахстан на международной арене.
Важной составляющей успехов Института востоковедения является его укомплектованность профессиональными научными кадрами. Гордость Института востоковедения – научные школы известных казахстанских ученых Р.Б. Сулейменова, Г.С. Садвакасова, В.П. Юдина, Ю.А. Зуева, внесшие существенный вклад в развитие востоковедения Казахстана. Сотрудники Института востоковедения принимают активное участие в повышении научной квалификации посредством стажировок в известные зарубежные научные центры, завоевывают международные гранты для осуществления исследований по фундаментальным программам Министерства образования и науки Республики Казахстан. Ученые Института проводили совместные исследовательские проекты с такими международными организациями как ЮНЕСКО, ИСЕСКО, Фонд Ф. Эберта, Фонд Аденауэра, Темпус-Тасис, Фонд «Наследие Евразии», Японский фонд, Фонд технического содействия при МИД Арабской Республики Египет, Исследовательский Центр исламской истории, искусства и культуры (IRCICA) и др., сотрудничают с дипломатическими миссиями США, Германии, Франции, Саудовской Аравии, Египта, Ирана, Индии, Китая, Японии, Пакистана и стран СНГ. Сотрудники Института востоковедения являются обладателями грантов фонда А. Гумбольдта (ФРГ), по программе Фулбрайта Госдепартамента США, Международной стипендии Имама Бухари Оксфордского Центра Исламских исследований, Французского Института изучения Центральной Азии (IFEAC), Института восточных языков и восточных цивилизаций (INALCO), Дома изучения человека (Maison des Sciences de l`Homme) Франция и др. Также сотрудники Института приглашались для чтения лекций в научные центры Сорбонны, Гарварда, Оксфорда, Индианского университета, университета Торонто и др. Особо можно отметить совместный международный проект с Royal Asiatic society (Королевским азиатским обществом), Центрально-азиатским форумом Кембриджского Университета и Британско-казахским обществом (Великобритания) по изучению истории и культуры Казахстана и Центральной Азии.
Институт имеет широкую сеть международных научных связей, необходимых для исполнения своих программ, в частности с Королевским Азиатским обществом (Лондон, Великобритания), Институтом восточных языков и цивилизаций (INALCO) (Париж, Франция), Университетом Висконсин-Мэдисон, Организацией Исламская конференция (OIC, IRСIСA), Международным союзом академий (Брюссель), Международным институтом центральноазиатских исследований (ЮНЕСКО), Мировой академией Чингиз-хана (Улан-батор, Монголия), Славянским центром при Университете Хоккайдо (Саппоро, Япония), Фондом по изучению Центральной Азии (Индия), Алигархским Мусульманским университетом (Индия), Институтом археологии АН Монголии (Монголия), Бернским университетом (Швейцария), Институтом востоковедения РАН, Институтом восточных рукописей РАН, Французским Институтом исследований Центральной Азии, Институтом востоковедения им. Беруни АН Республики Узбекистан, Бишкекским гуманитарным университетом Кыргызской Республики и др.
Научные сотрудники Института владеют различными иностранными языками: английским, немецким, французским, арабским, турецким, персидским, китайским, японским, корейским, монгольским, хинди и др. Также, значимой составляющей знаний сотрудников Института является знание рукописных текстов, написанных на языках: древнекитайском, среднеперсидском, древнетюркском, чагатайском, древнемонгольском, маньчжурском.
Через аспирантуру, докторантуру, соискательство происходит постоянное пополнение и рост научных кадров, обеспечивается непрерывность и преемственность в проведении научно-исследовательской деятельности Института.
Сотрудники Института востоковедения им. Р.Б. Сулейменова постоянно представляют казахстанскую науку на международных конференциях в Великобритании, Франции, Бельгии, США, Швейцарии, КНР, Турции, Индии, Иране, Японии и в странах СНГ.
В настоящее время Институтом востоковедения имени Р.Б. Сулейменова создан задел для реализации масштабных исследовательских проектов, объединенных общей программой: «Историко-культурные проблемы взаимодействия восточной и западной цивилизаций в контексте укрепления позиций Казахстана в мировом сообществе», которое выполняется в 2009-2011 годах. Исследовательские проекты института охватывают различные вопросы, касающиеся культурных, социально-экономических и политических взаимосвязей исторического и современного Казахстана с государствами Востока, его места в процессах взаимовлияний и взаимодействий между Востоком и Западом. Исследования востоковедов Казахстана призваны освещать сложные геополитические, экономические, социальные и культурные процессы, происходящие в современном мире, где динамичное развитие стран Востока приобретает значимый для Казахстана характер. Это особенно важно в периоды коренных преобразований, подобных тем, которые сегодня происходят в нашей стране.
Актуальность и необходимость комплексного рассмотрения вышеотмеченных проблем в настоящее время вплотную подводят исследователей к необходимости установления обратной связи между учеными и представителями государственных структур, принимающими решения. В этой связи в долгосрочном плане является необходимым интегрировать общественные науки в процесс принятия государственных, общественно значимых решений, то есть закладывать основы «общественной политики» (public policy). Это является особенно важным в условиях высокой роли государства в принятии решений относительно как концепции, так и механизмов развития социально-гуманитарных дисциплин.
Вместе с тем необходимо добиваться более широкого участия молодых кадров в осуществлении научных изысканий. В научно-исследовательских учреждениях целесообразно уделять больше времени молодым сотрудникам за счет организации советов молодых ученых, конференций, семинаров, круглых столов. В этой связи большим подспорьем представляется увеличение аттестационных требований к молодым сотрудникам, выявление новых дарований, улучшение координации между ними и более опытными учеными. Но подобные меры невозможны без высокого статуса востоковедной науки. Поэтому одной из важных задач в обозримом будущем должно стать повышение престижа казахстанского востоковедения.