Другие статьи

Цель нашей работы - изучение аминокислотного и минерального состава травы чертополоха поникшего
2010

Слово «этика» произошло от греческого «ethos», что в переводе означает обычай, нрав. Нравы и обычаи наших предков и составляли их нравственность, общепринятые нормы поведения.
2010

Артериальная гипертензия (АГ) является важнейшей медико-социальной проблемой. У 30% взрослого населения развитых стран мира определяется повышенный уровень артериального давления (АД) и у 12-15 % - наблюдается стойкая артериальная гипертензия
2010

Целью нашего исследования явилось определение эффективности применения препарата «Гинолакт» для лечения ВД у беременных.
2010

Целью нашего исследования явилось изучение эффективности и безопасности препарата лазолван 30мг у амбулаторных больных с ХОБЛ.
2010

Деформирующий остеоартроз (ДОА) в настоящее время является наиболее распространенным дегенеративно-дистрофическим заболеванием суставов, которым страдают не менее 20% населения земного шара.
2010

Целью работы явилась оценка анальгетической эффективности препарата Кетанов (кеторолак трометамин), у хирургических больных в послеоперационном периоде и возможности уменьшения использования наркотических анальгетиков.
2010

Для более объективного подтверждения мембранно-стабилизирующего влияния карбамезапина и ламиктала нами оценивались перекисная и механическая стойкости эритроцитов у больных эпилепсией
2010

Нами было проведено клинико-нейропсихологическое обследование 250 больных с ХИСФ (работающих в фосфорном производстве Каратау-Жамбылской биогеохимической провинции)
2010


C использованием разработанных алгоритмов и моделей был произведен анализ ситуации в системе здравоохранения биогеохимической провинции. Рассчитаны интегрированные показатели здоровья
2010

Специфические особенности Каратау-Жамбылской биогеохимической провинции связаны с производством фосфорных минеральных удобрений.
2010

Специфика восточного типа философствования сквозь призму ведического знания

В статье исследованы два различных подхода в постижении вещей, два типа философствования, а именно, восточный и западный. Они не являются противоположностями, антитезами, необходимо уяснить их специфичность. Существуют ключевые позиции в познании окружающего мира и себя са- моё, это своего рода критерии, которые могут указывать на непохожесть в подходах. Данная работа позволяет ознакомиться с обозначенными выше критериями и обнаружить разность подходов. Подобное знание способствует расширению познавательных возможностей и пониманию различий в мировоззренческих платформах, в особенности в процессе изучения философского знания.Уяснение специфики восточного подхода на примере ведической философии позволяет более глубоко погрузиться в целый пласт философского знания, так как это может выступить ключом в открытии совершенно иных подходов в исследовании восточной философии. Целью статьи является компаративистский анализ двух специфических способов философствования — западного и восточного — посредством знакомства с основными категориями древнего ведического знания. Научная значимость работы заключается в выявлении особенностей европейского и восточного методов познания мира, что способствует пониманию онтологических и мировоззренческих оснований каждого. Ценность исследования состоит в сравнительном анализе типов философствования в европейской традиции и восточной, что расширяет познавательные возможности аудитории, позволяет понимать других. Проведенное исследование демонстрирует уникальность философской базы ведической философии как примера восточного освоения мира.

Введение

В процессе изучения философии происходит столкновение с определенной трудностью, связанной с изучением восточной философии. В силу сложившихся обстоятельств, в частности, вестернизации, модернизации и прочих причин, большинство людей в современном мире обладает, вне зависимости от происхождения, места жительства, устойчивым западным видением мира. Это обстоятельство мешает в полной мере познать восточную философию, восточный взгляд на вещи. Поэтому необходима некоторая подготовительная часть, объясняющая специфику восточного и западного взгляда на мир.

В целом, в мире наблюдается определенная зашоренность, поверхностность в изучении подходов, имеющих отличные от нас взгляды и ценности. Существует необходимость изучения различных концепций, желательно в первоисточнике, воздерживаясь от критического анализа, пока предмет не будет изучен достаточно глубоко.

Методы исследования

При исследовании данной темы использованы методы системности, целостности, единства исторического и логического, компаративистский метод (сравнительный анализ западного и восточного подходов), общенаучные методы, такие как анализ и синтез, дедукция и индукция. Исследование проводилось на основе древнеиндийских писаний, в части ведических шастр — писаний.

Обсуждения

Отличие западного и восточного методов познания мира.

Автор-корреспондент. E-mail: zholomanovaa@mail.ru

  1. Западный тип познания:
  • Рациональный — западный человек осваивает мир посредством логики, мыслительных, логических операций, то есть он должен все понять, осмыслить.
  • Человек есть тело.
  • Познание осуществляется вовне (субъект всегда направлен во внешний мир, там он ищет ответы на свои вопросы).
  • Принцип активной преобразовательной деятельности (мир несовершенен, поэтому нуждается в активном освоении, изменении, доделке, это проявляется в реформах, революциях и пр. Природа выступает мастерской для человека) [1].
  1. Восточный тип познания:
  • Метафизический — духовное постижение мира.
  • Человек есть душа.
  • Познание осуществляется вовнутрь (необходимо обратиться внутрь себя, душа есть часть Бога и уже содержит ответы на все вопросы, поэтому посредством медитации и духовных практик следует изучить собственную душу).
  • Принцип недеяния (мир совершенен, поэтому не следует разрушать гармонию мира своим грубым вмешательством). Природа — храм, а не мастерская.

Одним словом, Восток — дело тонкое. Например, для человека с западным мировосприятием непонятны японские хокку, басе:

Долгие дни весны

Идут чередой… Я снова

В давно минувшем живу.

Или:

С треском лопнул кувшин:

Ночью вода в нем замерзла.

Я пробудился вдруг.

Срабатывает западная манера освоения мира, рациональность требует смысла, последовательности изложения мысли, логики, наконец, он должен все понять, осмыслить. Восток передает некую недосказанность, поэтичность, метафору. Восточный человек, обращаясь к собеседнику, не переходит сразу к делу, как предприимчивый западный бизнесмен, он «плетет кружева»… Также некоторые явления в этом мире требуют не мыслительного освоения, а чувственного, духовного восприятия, например, искусство, любовь, духовные практики. Зачастую наука, рационализм могут оказаться здесь бессильны.

На один из важнейших вопросов для мыслящего человека: кто я, тело или душа, также обнаружатся различные ответы. Современная наука имеет конкретный ответ на этот вопрос: мы есть тело, этому утверждению соответствует концепция Дарвина, материалистическая тенденция в освоении мира, бытие определяет сознание. Концепция З. Фрейда также способствовала подобной точке зрения, утверждая, что человек есть эротическою существо. То есть вначале зарождается материя, тело, и уже в недрах тела зарождается сознание. Восточная философия в большей степени придерживается установки — человек есть душа. Душа является основополагающей. Согласно индуизму, душа обладает качествами Сат–Чит–Ананда, сат означает вечность, чит — истина, знание, ананда — блаженство, счастье. Тело же — носитель свойств Асат–Ачит–Ниранада, то есть тело невечно, тленно, пребывает в невежестве и подвержено страданиям [2].

Вектор познания в западном мире направлен на окружающий мир, вовне, это уже прослеживалось в античной философии — большой интерес к внешнему миру, там, в окружающем мире, следует искать ответы на свои вопросы. Сейчас так же, как и ранее, современный человек, ответы на собственные вопросы ищет вовне от себя, у компетентного человека, в интернете, в книгах. Восточный человек всегда направлен внутрь, этому способствуют медитативные практики, обнаруживающие часть Бога в каждом из нас, параматму (с санскрита — сверхдушу). То есть человек уже содержит ответы внутри себя, следует прислушиваться к собственному внутреннему миру [3].

Также западный человек очень деятельный и стремится этот внешний мир поменять, так как все время обнаруживает в нем недостатки, например, пытается придать дереву иную форму, на его взгляд, более симпатичную или желает реформировать что-либо. Восточный же полагает, что мир и так совершенен, и его задача, человека, как можно меньше принести урона, не вмешиваясь грубо в божественный процесс.

Основные идеи ведического знания.Специфику восточного типа мудрствования хорошо иллюстрирует древнейший источник индийской философии — ведическое знание. Знакомство с основными категориями пуранических — древних знаний позволит обнаружить мощный потенциал целого пласта мировой философии, который до определенного времени не был доступен широкому кругу читателей.

Основные философские школы древнеиндийской философии представлены Шат-даршаной (системой шести школ): санкхья, йога, ньяя, вайшешика, веданта, миманса, также буддизмом и другими направлениями [4].

Древнейшей базой индийской философии являются Веды, что означает «истинное знание», «совершенное знание». Они имеют сложную структуру, представленную шрути (услышанное непосредственно от Бога), смрити (запомненное и поведанное духовными авторитетами, мудрецами) и нйайа (ведическая логика). Веда дает знание Абсолютного закона.

  • Шрути представлены Ригведой, Самаведой, Яджурведой. Атхарваведой. Каждая Веда содержит Упаведу — практическое знание, в частности, Аюрведа — ведическая медицина содержится в Ригведе, Дханурведа — воинское искусство в Яджурведе и т.п. Это знание несет в себе самбандху-гьяну (онтологию, несущую в себе суть вещей), отвечает на вопрос: «Что?» В каждой из них есть четыре раздела: самхиты (брахмачарьи), брахманы (ритуалы для семейных людей — грихастхаашрама), араньяки (лесные книги для ва- напрастх, содержат эзотерический смысл), упанишады (знание отличия духа от материи для саньяси). Из четырех разделов Шрути именно Упанишады содержат высшее знание [5].
  • Смрити — комментарии совершенных личностей после изучения шрути, отражают абхидейя-гьяна (методологию) — описание пути, отвечают на вопрос: «Каков метод?» Смрити сопутствуют шрути и поддерживают их, делятся на Пураны, Итихасы — истории (Рамаяна, Махабхарата, частью Махабхараты является Бхагавад-Гита (песнь Бога), которая признана Гитопанишад, то есть сутью всех Вед, а также Чайтанья Чаритамрита), Веданги — изучение санскрита, Панчаратры (практическое применение ведического знания).
  • Нйайа — ведическая логика изложена в «Веданта-сутре», соответствует прайоджана- гьяне (телеологии), отвечает на вопрос: «Какова цель?» Комментарием к «Веданта- сутре» является «Шримад-Бхагаватам» [6].

Согласно ведическому знанию, человеку необходимо осознать какова цель его жизни.

Ведическое знание выделяет 4 цели жизни:

  1. Кама — чувственные удовольствия, наслаждение.
  2. Артха — материальное богатство, процветание, успех.
  3. Дхарма — выполнение долга, закона, религиозность.
  4. Мокша — духовное освобождение.

Но истинная цель заключается в постижении Абсолюта, Всевышнего, первопричины всего. Существует четыре состояния, которые не отличают нас от животных: еда, сон, совокупление, оборона [7]. Предназначение же человека, наделенного разумом, безусловно, выше этих животных потребностей. Потребность души заключается в служении Абсолюту.

Самое важное назначение ведической литературы — донести науку духовного самопознания, что приведет человеческое существо к освобождению от страданий — мокшеЗемля с санскрита звучит как Мритйулока — обитель смерти, где повторяются рождение и смерть. Согласно Ведам, человек именно тогда отрицает жизнь, когда полагает себя иллюзорным материальным телом [8].

Исследование души человека не является предметом научных изысканий, в то время как философские направления, признающие духовный аспект человеческого существа, уделяют этому существенное внимание. Потребность души быть вечной, обладать знанием и испытывать счастье. Если утверждать телесное видение человеческого существа, то человек обречен на смерть, невежество и страдания.Ведические знания различают четыре универсальных вида страданий: рождение, болезнь, старость (в случае долгой жизни) и смерть, а также три вида страданий, привносимых внешними факторами: адхьятмика,адхибхаутика, адхидайвика. Первые — причиняемые собственным телом и умом — адхьятмика. Второй вид страданий причиняют другие живые существа — адхибхаутика. И завершающий вид страданий, их причиняют различные силы природы — адхидайвика. Проблемы материального характера — болезни, смерть, старость, рождение нерешаемы посредством достижения материального процветания [9].То есть невозможно решить проблемы этого материального мира, применяя материальные методы. Решение этих проблем будет носить временный характер. Страдания же человека носят объективный характер, это закономерное следствие его взаимодействия с материальной действительностью. Речь идет о забвении человеком природы своей души, то есть человек — это душа, но человеческое существо отождествляет себя с телом и на основе этого выстраивает свою жизненную парадигму. Следует полагать, что, находясь в телесной парадигме понимания человеческой природы и присущими телу атрибутами, происходит восприятие тождества себя с собственным физическим телом, что ведет к отсутствию осознания себядушой (сознанием) [10].

Для корректной интерпретации ведических учений требуется знание основных понятий, включая кшетру — поле деятельности человека.

Тонкое тело, как особая субстанция человека, более сложно представлено в понимании веданти- стов. В его структуре выделяется несколько составляющих: разумная (буд- дхи), интеллектуальная (манас) и ложное эго (аханкара) [11].Далее рассмотрим каждую из составляющих более подробно с учетом их структуры и функциональных особенностей:

  • Буддхи представляет собой компонент, призванный регулировать такие действия человека, которые связаны с логическим мышлением, аналитическими способностями.
  • Манас регулирует психические процессы в человеке, особенности восприятия внешних и эмоциональных воздействий.
  • Аханкара — это внешний слой, создающий иллюзию жизни и реальности существования «Я», которое на самом деле нереально, отождествление себя с тем, чем джива не является.

Согласно пураническим писаниям, существует всего пять уровней сознания: индрияни — чувства, манас — ум, буддхи — разум, атма — душа и параматма — сверхдуша, где последний, самый высокий не имманентен человеку, так как это божественная ипостась, пронизывающая все живые существа.

В шастрах выделяют пять уровней сознания дживы, так называемую читту:

  • анна-майю (анна означает пищу; уровень телесного сознания, соответствует материально-технической базе);
  • прана-майю (прана — жизненная сила; ценность здоровья);
  • мана-майю (манас — ум; соответствует идеологии);
  • вигьяна-майю (вигьяна означает реализованный разум; личность видит причинноследственные связи, соответствует мудрости);
  • ананда-майю (ананда означаетсчастье, блаженство; личность перестает зависеть от обстоятельств материального мира и страданий), которые формируют цели жизни, мотивы жизнедеятельности и самоидентификацию личности. Самоидентификация, в свою очередь, порождает отношение к жизни в целом, к различного рода проблемам, формирует определенный тип мировоззрения.

В зависимости от степени покрытия аханкарой, вечное «я» может отождествлять себя либо с грубым телом (яслабый старик, япривлекательная девушка и т.д.), либо с манасом (я обижаюсь, грущу, ликую и т.п.), либо с буддхи (я все спланировал, я обнаружил решение задачи и пр.). Очевидно, что тонкое тело характерно для многих живых существ, однако лишь человек в состоянии его контролировать и полностью реализовывать [12].Существует еще одна значимая категория, применяемая по отношению к тонкому телу,читта. Она обозначает совокупность первых двух ее составляющих — манаса и буддхи. Эта часть человеческого тела отличается подвижностью и склонностью к пребыванию в состоянии клеша или возбудимости [13]. В результате человек вспоминает о них как о приятных или не очень событиях, которые называются самскарами.

В случае, когда аналогичные самскары образуют совокупность впечатлений, они переходят в фиксированное состояние, которое называется васаны. Такие поведенческие паттерны обрекают человека на выбор заведомо ложных путей развития и действий, которые представляют угрозу для духовного развития личности. Посредством читты человек проходит через стадии ощущения полноты переживаний и эмоций различного спектра, полагая их собою.

Особенностью индуизма является его готовность предоставления ответов на все интересующие вопросы, а также инструкций по достижению целей существования, к которым относятся направления йоги [14]:

  • карма-марга или готовность следовать велениям дхармы — долга, предназначения, данный- способ гарантирует бхукти — материальное наслаждение;
  • джняна-марга, или деятельность, направленная на поиск знания и стремление к его получению путем погружения в собственное «Я» на пути постижения Абсолюта, его исследование и познание, гарантирует мукти — отречение;
  • бхакти-марга, как способ постижения божественной сущности, проявляющийся в готовности всецелого служения Господу посредством любви — бхакти, утверждается как самый возвышенный и одновременно доступный способ [15].

Также интересно представлен раздел философии, отвечающий за познавательный процесс, гносеологический аспект ведического знания — Прамана, выделяет три метода познания мира:

  1. Пратьякша — эмпирическое знание, основано на органах чувств, опытное — неподлинное, так как чувства несовершенны.
  2. Анумана — логические выводы, основанные на мыслительных процессах, также неподлинны, так как опираются на пратьякшу, которая несовершенна, также, потому что человек склонен совершать ошибки и впадать в иллюзию.
  3. Шабда — звук, достоверный источник истины, лежащий за пределами разума и человеческого опыта, трансцендентное божественное знание. Этот вид знаний, будучи подлинным и возвышенным, требует определенного адхикара — квалификации от познающего, необходимость быть смиренным, независтливым к источнику знаний и принимающим авторитет знаний [16].

Согласно Ведическим знаниям, существует 3 главных вопроса [17]:

- «Кто я?» Самбандха-гьяна — онтологическая база, описание природы вещей и ответ на вопрос: Каково мое истинное положение?

- «Где я?» Абхидхейя-гьяна — описание метода, с помощью которого можно осознать эти взаимоотношения — методология.

- «В чем состоит мое высшее благо и как его достичь?» Прайоджана — цель, совершенство, результат, соответствует телеологии.

Насколько глубоко человек сможет осознать свое Я, настолько же глубоко он поймет и всё сущее.

Таким образом, ответ на первый вопрос определяетмировоззренческую платформу личности. Это вопрос: «Кто Я, душа или тело?» Ответ определяет философскую парадигму и является основополагающим [18].

Крайне важным в пуранических писаниях является то обстоятельство, что необходимо изначально определить собственную мировоззренческую платформу, ответив на вопрос: «Кто Я?», затем определить уровень сознания, сообразно цели жизни и двигаться соответственно инструкции по достижению целей существования. То есть ведические знания позволяют сформулировать четкое видение жизни, выстроить мировоззренческую парадигму, что будет определять направление жизни личности, смысловые ориентиры.

Результаты

Исследование содержит в себе момент новизны, так как отражает особенности, как западноевропейского подхода, так и восточной мысли, что позволит расширить гносеологические горизонты.

К результатам исследования следует отнести следующие положения:

- Западный тип познания представлен рациональностью, телесной парадигмой, субъект познания направлен во внешний мир, главенствует принцип активной преобразовательной деятельности.

- Восточный тип познания основан на метафизическом — духовном постижении мира, человек есть душа, познание осуществляется вовнутрь, провозглашается принцип недеяния.

- Приведенное в качестве примера восточной философской мысли ведическое знание утверждает человека — дживу душой, что в корне меняет понимание сущности человека. Также ведическая гносеология — прамана единственно достоверным источником знания указывает шаб- ду— трансцендентное знание, не имеющее изъяна. Ведическое знание определяет санатана- дхарму — предназначение для человеческого существа, таким образом формируя смысложизненные ориентиры человека.

Заключение

Пространство философии представлено многообразием не только различных направлений, течений, разделов философского знания, но также различием мировоззренческих платформ, в зависимости отпринадлежности к определенной культурной парадигме. Данное обстоятельство требует более глубокого изучения, исследовательского интереса, погружения в материал, что позволит приблизиться к истине. Этому способствует изучение различий в подходах к исследованию окружающего мира и человека на Востоке и на Западе. В данной статье в качестве иллюстрации к пониманию восточного метода постижения представлена ведическая философия, обладающая совершенно иным подходом в рассмотрении природы человека и мира, что делает ее крайне познавательной и полезной.

Список литературы

  1. История философии. Запад—Россия—Восток. Кн. 4: Философия ХХ века. учеб. для вузов / под ред. Н.В. Мотрошиловой. — М.: Греко-латинский кабинет, 1999. — 448 с.
  2. Бхактиведанта Свами Прабхупада А.Ч. Бхагавад-Гита как она есть / А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада; пер. с англ. — 4-е изд. — М.: TheBhaktivedantaDookTrust, 2014. — 800 c.
  3. Темиргалиев К.А. Философия: учеб. пос. для мед. вузов / К.А. Темиргалиев, А.Х. Жоломанова. — Караганда: АҚНҰР, 2018. — 210 с.
  4. A.H. Zholomanova. The importance of vedic Thanatology in the context of the modern worldview crisis (the experience of philosophical discourse) / A.H. Zholomanova, B.I. Karipbaev // ASTRA Salvensis. — 2021. — № 1. — 269–284 p.
  5. БхактиведантаСвамиПрабхупадаА.Ч. Шримад-Бхагаватам: Песньпервая, томпервый /А.Ч. БхактиведантаСвамиПрабхупада / пер. сангл. — М.: The Bhaktivedanta Dook Trust, 2015. — 608 c.
  6. Жоломанова А.Х. Танатология как важная часть философской антропологии (на примере ведического знания) / А.Х. Жоломанова, Б.И. Карипбаев // Заметки ученого. — 2020. — № 11. — С. 123–126.
  7. Бхактиведанта Свами Прабхупада А.Ч. Шримад-Бхагаватам: Песнь четвертая, том третий / А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада. — М.: TheBhaktivedantaBookTrust, 2013. — 720 c.
  8. A.H. Zholomanova. The crisis of the modern worldview and the category of death (based on vedic philosophy) / Zholomano- va A.H., Karipbaev B.I. // Vestnik KazNU. — 2021. — No 2 (26). — P. 19–24.
  9. БхактиведантаСвамиПрабхупадаА.Ч. Шримад-Бхагаватам: Песньседьмая, томвторой /А.Ч. БхактиведантаСвамиПрабхупада — М.: The Bhaktivedanta Book Trust, 2013. — 496 с.
  10. Zholomanova A.H. Spitual aspects of human self-identification in the context of the puranic vedic treatises / A.H. Zholomanova, B.I. Karipbaev // Vestnik KazNU. — 2020. — № 4 (74). — С. 4–10.
  11. Жоломанова А.Х. Природа души и феномен смерти в «Шримад-Бхагаватам» — квинтэссенции ведического знания (философский дискурс) / А.Х. Жоломанова, Б.И.Карипбаев // Основы экономики, управления и права. — 2020. — № 6 (25). — С. 7–10.
  12. Ригведа. Мандалы I-IV под ред. Т.Я. Елизаренковой. — М.: Наука1989. — 767 с.
  13. Бхуриджан Д. Самое сокровенное знание / Д. Бхуриджан; пер. с англ. — 1-е изд. — М.: Изд-во «108», 2014. — 584 с.
  14. Zholomanova A.H., Karipbaev B.I. Understanding the Phenom of Death in Vedic Philosophy / A.H. Zholomanova, B.I. Karipbaev // АдамӘлемi. — 2020. — № 2 (84). — С. 149–154.
  15. БхактиведантаСвамиПрабхупадаА.Ч. Шримад-Бхагаватам: Песньпервая, томвторой / А.Ч. БхактиведантаСвами- Прабхупада; пер. сангл. — М.: The Bhaktivedanta Book Trust, 2015. — 624 с.
  16. Жоломанова А.Х. Философское осмысление «Гаруда — Пурана Сародхара» древнеиндийского трактата о смерти / А.Х. Жоломанова, Б.И.Карипбаев // Заметки ученого. — 2020. — № 10. — С. 236–239.
  17. Госвами С.С. Очерки ведической литературы / С.С. Госвами; пер. с англ. — 2-е изд. — М.: The Bhaktivedanta Book Trust, 2008. — 160 с.
  18. Хакимов А. Уровни сознания. Структура человеческой личности. Размышления / А.А. Хакимов. — Омск: Золотой тираж, 2013. — 136 с.

Разделы знаний

Архитектура

Научные статьи по Архитектуре

Биология

Научные статьи по биологии 

Военное дело

Научные статьи по военному делу

Востоковедение

Научные статьи по востоковедению

География

Научные статьи по географии

Журналистика

Научные статьи по журналистике

Инженерное дело

Научные статьи по инженерному делу

Информатика

Научные статьи по информатике

История

Научные статьи по истории, историографии, источниковедению, международным отношениям и пр.

Культурология

Научные статьи по культурологии

Литература

Литература. Литературоведение. Анализ произведений русской, казахской и зарубежной литературы. В данном разделе вы можете найти анализ рассказов Мухтара Ауэзова, описание творческой деятельности Уильяма Шекспира, анализ взглядов исследователей детского фольклора.  

Математика

Научные статьи о математике

Медицина

Научные статьи о медицине Казахстана

Международные отношения

Научные статьи посвященные международным отношениям

Педагогика

Научные статьи по педагогике, воспитанию, образованию

Политика

Научные статьи посвященные политике

Политология

Научные статьи по дисциплине Политология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Психология

В разделе "Психология" вы найдете публикации, статьи и доклады по научной и практической психологии, опубликованные в научных журналах и сборниках статей Казахстана. В своих работах авторы делают обзоры теорий различных психологических направлений и школ, описывают результаты исследований, приводят примеры методик и техник диагностики, а также дают свои рекомендации в различных вопросах психологии человека. Этот раздел подойдет для тех, кто интересуется последними исследованиями в области научной психологии. Здесь вы найдете материалы по психологии личности, психологии разивития, социальной и возрастной психологии и другим отраслям психологии.  

Религиоведение

Научные статьи по дисциплине Религиоведение опубликованные в Казахстанских научных журналах

Сельское хозяйство

Научные статьи по дисциплине Сельское хозяйство опубликованные в Казахстанских научных журналах

Социология

Научные статьи по дисциплине Социология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Технические науки

Научные статьи по техническим наукам опубликованные в Казахстанских научных журналах

Физика

Научные статьи по дисциплине Физика опубликованные в Казахстанских научных журналах

Физическая культура

Научные статьи по дисциплине Физическая культура опубликованные в Казахстанских научных журналах

Филология

Научные статьи по дисциплине Филология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Философия

Научные статьи по дисциплине Философия опубликованные в Казахстанских научных журналах

Химия

Научные статьи по дисциплине Химия опубликованные в Казахстанских научных журналах

Экология

Данный раздел посвящен экологии человека. Здесь вы найдете статьи и доклады об экологических проблемах в Казахстане, охране природы и защите окружающей среды, опубликованные в научных журналах и сборниках статей Казахстана. Авторы рассматривают такие вопросы экологии, как последствия испытаний на Чернобыльском и Семипалатинском полигонах, "зеленая экономика", экологическая безопасность продуктов питания, питьевая вода и природные ресурсы Казахстана. Раздел будет полезен тем, кто интересуется современным состоянием экологии Казахстана, а также последними разработками ученых в данном направлении науки.  

Экономика

Научные статьи по экономике, менеджменту, маркетингу, бухгалтерскому учету, аудиту, оценке недвижимости и пр.

Этнология

Научные статьи по Этнологии опубликованные в Казахстане

Юриспруденция

Раздел посвящен государству и праву, юридической науке, современным проблемам международного права, обзору действующих законов Республики Казахстан Здесь опубликованы статьи из научных журналов и сборников по следующим темам: международное право, государственное право, уголовное право, гражданское право, а также основные тенденции развития национальной правовой системы.