Великий русский актер, режиссер, теоретик сценического искусства Константин Сергеевич Станиславский в своих трудах, посвященных искусству создания сценического образа, работе над техникой речи, способам раскрытия себя в творчестве утверждал [6, с. 318]: «Существует естественная музыкальная звучность речи. Она глубоко связана с внутренним звучанием роли, образа. Этой естественной музыкальной речи нужно добиваться упражняя свой голос под контролем чувства правды. Одновременно с этим необходимо работать над своей дикцией. Нельзя забывать, что каждый из звуков, слагающихся в слово, каждая гласная, как и согласная, являются как бы особой нотой, занимающей свое место в звуковом аккорде слова, и выражает ту или иную частицу просачивающейся через слово души. Надо научиться ощущать каждый отдельный звук слова как орудие художественной выразительности».
Воплощение сценического образа в музыкальном произведении является одной из главных проблем в исполнительском творчестве обучающихся по специальности «Культурно-досуговая работа». О необходимости создания правдивого образа и передаче истинных чувств в реализации замысла произведений авторов писали такие известные педагоги, композиторы и певцы, как М. Глинка, А. Варламов, А. Затаевич, А. Даргомыжский, Э. Карузо, А. Иванов, Ф. Шаляпин, С. Лемешев и др.
До сих пор решение этой проблемы является приоритетной для многих исследователей педагогов и исполнителей, так как без умения воплотить сценический образ невозможно стать творческой личностью и постигнуть настоящее вокальное искусство.
Создание сценического образа вокального произведения с обучающимися по специальности «Культурно - досуговая работа» в процессе занятий по дисциплине «Основы вокального исполнительства» В процессе работы над музыкальным репертуаром на занятиях по дисциплине «Основы вокального исполнительства» обнаруживается, что внимание начинающего певца сконцентрировано, в основном, на технической стороне произведения, а об образно-художественной стороне думают только при выходе на сцену, и то не всегда.
Сегодня существует множество авторских концепций работы над ролью, изложенных известными исследователями и педагогами: К.С. Станиславским, В.И. Немировичем - Данченко, Ф.И. Шаляпиным, А.П. Ивановым, И.Г. Силантьевой, В.Ю. Богатыревым, Н.И. Кузнецовым и др.
Анализ научной литературы показал, что, несмотря на определенную обобщенность информации, содержащейся в этих работах, необходимо создание четкой системы научно обоснованной комплексной разработки обучения певцов.
Для этого с начальных этапов обучения необходимо применять регулярную систему тренировки творческих элементов, которая направлена на совершенствование артистической техники, художественного мастерства, снятию зажимов, то есть на «настройку» отдельных психофизических проявлений в актёрском инструменте. [2, с.412]. Реформатор оперного искусства К.С. Станиславский предлагал особое внимание уделять: внутреннему видению и запоминанию различных ощущений и чувств; слуховым, зрительным, осязательным и другим восприятием, анализируя их проявления в сценическом внимании, творческой фантазии и воображении. Нужно вырабатывать определенные умения, навыки и стремление к сознательному использованию тех элементов, которые при жизненном действии возникают «непроизвольно» и не требуют каких-то определенных усилий воли. [3, с. 490]. Например, полезно давать упражнения на развитие творческого воображения. Существенной особенностью творческого воображения является способность к созданию нового и целостного образа, на основе «переработки» прежних представлений. Приведем пример упражнения на творческое воображение, выработанного на материале актерского тренинга. [1, с. 207]: Можно дать задание обучаемому посмотреть в окно и выбрать какое-нибудь здание, «сфотографировать» мысленно. Отвернувшись, он должен попробовать перевернуть его в своём воображении, например, справа налево: парадная была справа, теперь она слева, рядом с ней продуктовый магазин, далее ворота ... Затем продолжить сверху вниз: четвертый этаж будет первым, третий - вторым и т.д..
В упражнениях, способствующих развитию зрительной памяти и навыкам наблюдательности, можно проявить фантазию, например, подумать: [1, с. 205]: на что похожи несколько карандашей, брошенных на стол? Что возникает в воображении при виде капель на окне? Когда начинающий вокалист научится владеть внутренним видением, можно пофантазировать на какого животного похож стол, при этом постараться «оформить» стол в подходящую фигуру животного. Для того чтобы легче это сделать, нужно задавать вопросы: «Где он? Что вокруг? Почему неподвижен?»
Следующее упражнение предназначено для развития внимания. Оно способствует развитию устойчивости, его быстрому переключению и распределению. Умение произвольно переключать внимание - один из ценных навыков, помогающий управлению собой в действии и способствующий освобождению от зажимов. Приведем пример упражнения: пусть обучаемый выберет «дальний» объект-точку, например антенну на далёкой крыше дома, рассмотрит её внимательно, подумает, как её там закрепляли, кто именно этим занимался, когда это происходило. Затем он выбирает близкий объект-точку, что- нибудь из мелочей на столе, например ручка, карандаш или даже ваза, и поразмышляет: «Из какого материала состоит? Это керамика? Сумеет ли он слепить такую? Разрисовать такими же узорами?» По команде учащийся должен переключить внимание с ближней объект-точки на дальнюю. C переключением зрения меняются и мысли о предмете: посмотреть на антенну, вспомнить, на какой мысли остановился, когда перешел к изучению вазы. [5, с. 59].
На первых этапах нужно давать достаточное количество времени, чтобы обучаемый смог вспомнить, о чём он думал, сконцентрироваться на мысли, а затем следует сокращать паузы между переключениями. На дальнейшем этапе можно усложнить упражнение: рассматривать объект-точку и одновременно держать во внимании другой движущийся объект (например, проехавшая машина, взлетевшая птица или идущие люди - сколько их, какие действия выполняли и т.д.). Изучив основы актёрского мастерства и выработав основные навыки и умения в упражнениях, можно начинать работу над музыкальной партией, являющейся следующим этапом учебного процесса.
Рассмотрим методику воплощения сценического образа в романсе. Любому произведению предшествует подготовительный период, в котором происходит осмысление всего материала. Прежде чем приступить к черновому изучению нотного текста, исполнитель должен ознакомиться с музыкальным произведением, то есть прослушать его. Далее необходимо проработать все материалы, так или иначе связанные с выбранным романсом, например, ознакомиться с жизнью композитора, периодом написания произведения, изучить эпоху, в которую происходят события.
После изучения всего собранного материала следует детальная проработка каждого акта. C вокально-технической стороны - это постепенное выучивание наизусть нотного текста: усвоив один акт, певец приступает к следующему и так разучивается все произведение. В ансамблях певец должен чисто и точно воспроизводить свою вокальную строку, так как небрежность одного исполнителя может нарушить стройность всего ансамбля. Поэтому каждый участник должен относиться ответственно к своей работе, разбирая музыкальную партию очень тщательно и как можно точнее, обращая внимание на ритм, динамические оттенки, темп, паузы, штрихи и смену гармонии.
C точки зрения художественно-образной стороны, прежде всего, необходимо раскрыть тему, идею, сквозное действие произведения и роли, определить прошлое, настоящее и будущее героя. На этом же этапе также следует выяснить «зерно» и сверхзадачу образа, проделать событийный анализ романса: определить исходное, основное, центральное и финальное события.
Следует отметить важный аспект в процессе работы над исполнением музыкального произведения: прослушивание записей произведения, просмотр видео, посещение театра. При этом смотреть и слушать нужно не только тот романс, над которым в данный момент работаешь, но и другие произведения того же композитора или того же жанра.
Певец в процессе работы над характером образа должен ответить на следующие вопросы [4, с. 690]: кто участник в действии; что совершено действием; где и когда данное действие имело место; как персонаж участвует в действии; почему герой так действует.
В заключение следует отметить, что формирование сценического образа у обучающихся в вокальном процессе играет значимую роль в становлении их как творческих личностей. У будущих исполнителей происходит развитие чувственной и эмоциональной сферы, исчезают зажимы и недостаточная координация в теле, появляется способность владеть и управлять внутренними процессами и действиями.
Анализ такого явления, как вокально-исполнительское творчество певца, на современном этапе требует тщательного изучения, особенно в условиях воспитания конкурентоспособного выпускника Северо-Казахстанского государственного университета имени Маната Козыбаева.
Литература:
- Иванов А. П. Искусство пения. Практические советы вокалистам и оперным певцам / А.П. Иванов. - M.: Голос-Пресс, 2008. - 436 с.
- Дмитриев Л. Б. Основы вокальной методики. - M.: Музыка, 1968. - 674 с.
- Павловская - Боровик В.И. Вопросы вокальной педагогики. - Л.: Музыка, 1982. - 34 с.
- Луканин В. М. Обучение и воспитание молодого певца. - M.: Музыка, 1977. - 85 с.
- Покровский Б. Воспитание артиста - певца и принципы К. С. Станиславского. - С.М., 1972.-с. 59-64.
- Станиславский К. С. Работа актера над собой / К. С. Станиславский // Чехов М.А. О технике актера / [предисл. О.А. Радищевой]. - M.: Артист. Режиссер. Театр, 2008. -490 с.
- Агин М. С. Вокально - энциклопедический словарь. - M.:, 1991-1994. Т. 1. A-B.