Реформирование системы образования в нашей стране в духе демократизации и гуманизации коснулось преподавания всех учебных предметов. Ярким примером тому служит внедрение в учебно-воспитательный процесс авторского образовательного проекта первой леди страны Сары Алпысовны Назарбаевой «Самопознание». Автор идеи изначально была убеждена в том, что вершина мудрости - Любовь, а секрет счастья - в познании человеком самого себя, раскрытии своих неограниченных возможностей для достижения счастья и жизненного успеха. Вся структура урока самопознания пронизана идеей гуманизма. Нельзя сказать, что гуманистическая психология и гуманизм как убеждение суть одно и то же, но гуманистическая психология осуществляет важный вклад в гуманизм практический. Она подчёркивает важность опыта полной человеческой жизни - раскрытия человеческих возможностей, креативности и наделения жизни смыслом. Всё это способствует самопознанию, открытости и свободе, сознанию своих границ и возможностей, личностной цельности, приятию самого себя и других. По мнению психологов- гуманистов, высшая ценность принадлежит достоинству человека. Люди в своей основе добры. Цель психологии — понять человека, а не предсказывать и не контролировать его. Многие гуманистические психологи считают, что даже называть человека «испытуемым» значит унизить его достоинство как полноценного партнера в стремлении понять личность человека.
Соответственно, личность человека рассматривается в таких аспектах:
- человек - это не набор составляющих, а целостная личность;
- каждая личность уникальна, поэтому правильнее подходить к каждому конкретному случаю с точки зрения его индивидуальности. Исходя из этого представления, статистические обобщения не имеют смысла;
- человеческая жизнь - это единый процесс бытия и становления человека;
- человек - активное существо, которому необходимо развитие;
- главная психологическая реальность - это переживания человека;
- человек может руководствоваться своими принципами и ценностями, что помогает ему быть в определенной степени независимым от внешних причин.
В гуманистическом движении заняли центральное место взгляды Карла Роджерса, Абрахама Маслоу и Виктора Франкла.
Абрахам Маслоу - видный американский психолог. Именно под его руководством в среде персонологов возникло понятие «гуманистическая психология», как обозначение нового, альтернативного психоанализу и бихевиоризму подходу к человеку, названного «третьей силой». Маслоу был одним из первых, кто стал изучать положительные стороны человеческого поведения. Его исследования самоактуализирующихся личностей позволили сформулировать позитивный, гуманистический взгляд на человеческую природу. Если прежде психология, особенно психоанализ, изучала людей с различными психическими отклонениями и на основе этого и были сформулированы теории личности, то Маслоу взял в качестве образцов здоровых и реализованных людей, как следствие, он получил новые данные о природе человека. Бихевиоризм и психоанализ, или дефицитарные психологии, как называл их Маслоу, избегали многих культурных, социальных и индивидуальных аспектов проявления человека, таких как креативность, любовь, альтруизм и так далее. Для бытийной психологии, которую предложил Маслоу, именно эти проявления человека и были наиболее интересны. Самая известная теория Маслоу — теория мотивации, основанная на модели иерархии потребностей. Самой высшей потребностью, которая подталкивает человека к раскрытию своих способностей и талантов, является, по мнению Маслоу, потребность в самоактуализации. В видении А. Маслоу гуманистическая психология исходит из установок о том, что человек находится в вечном становлении и развитии, сам является творцом себя на основе свободы выбора, осознания смысла жизни и реализации своих возможностей. Подчеркивал радикальные отличия человека от животного, утверждал, что человек обладает такими идеально-духовными качествами, отсутствующими у животных, как идеалы, ценности, разнообразные человеческие чувства (любовь, юмор, вина и пр.).
По мнению Маслоу, в самой природе человека, в каждой личности заложены возможности позитивности развития и самосовершенствования. Среди важнейших свойств человеческой природы, одно из основных мест занимает способность к творчеству, которая ведет к самовыражению личности. А. Маслоу по-новому видит соотношение нормы и патологии, которое он интерпретировал понятиями "метапотребности" и "метапатология". Метапотребности - это стремление к ценностям бытия: истине, красоте, совершенству, всесторонности, самоактуализации. "Их подавление порождает определенный тип патологии, - пишет А. Маслоу, - которой я дал название метапатологии. Это заболевания души, которые происходят, например, от постоянного проживания среди лжецов и потери доверия к людям". Он много размышлял о непреходящей ценности человека с его чувствами, переживаниями, умениями видеть и творить красоту. Он не отделял эмоции от разума и считал невозможным существование одного без другого, был убежден, что человек не должен быть ни куклой, ни машиной, ни рабом, ни господином, а должен иметь право на свое уникальное "я".
Карл Роджерс - американский психолог, крупнейший представитель гуманистической психологии. Его называют учителем гуманизма. В школе как малоспособный подвергался унижениям со стороны учителей, но это только укрепило его в стремлении посвятить себя в будущем педагогическому труду. Работал учителем, искупая грехи своих учителей. Был ласков с учениками, жил их жизнью. Верил, что всегда побеждает добро. Убеждал коллег стать на позицию добра с такой неистовой верой, что вскоре многие из них примкнули к чудаковатому учителю, образовав кружок гуманистической ориентации. Этот кружок, превратившийся в крупнейший исследовательский центр, существует до сих пор, хотя сам К. Роджерс умер в 1987 г. В результате своих клинических наблюдений Роджерс пришел к заключению, что самая сокровенная сущность природы человека ориентирована на движение вперед к определенным целям, конструктивна, реалистична и весьма заслуживает доверия. Он считал человека активным существом, ориентированным на отдаленные цели и способным вести себя к ним, а не созданием, раздираемым силами, находящимися вне его контроля. Такая точка зрения отчетливо соотносится с верой Руссо в доброту, свойственную природе человека, - убежденностью в том, что человек, если позволить ему раскрывать свои врожденные возможности, будет развиваться оптимально и эффективно. Роджерс допускал, что у людей иногда бывают злые и разрушительные чувства, аномальные импульсы и моменты, когда они ведут себя не в соответствии с их истинной внутренней природой. Когда же люди функционируют полностью, когда ничто не мешает им проявлять свою внутреннюю природу, они предстают как позитивные и разумные создания, которые искренне хотят жить в гармонии с собой и с другим. Роджерс имел глубокое, почти религиозное чувство уважения к природе человека. Он утверждал, что все человечество обладает естественной тенденцией двигаться в направлении независимости, социальной ответственности, креативности и зрелости. Следует заметить, что подобный взгляд на природу человека является лейтмотивом всей теории Роджерса и точно отождествляется с гуманистическим направлением в персонологии.
Виктор Франкл - один из величайших духовных учителей человечества в XX веке. Он не только построил психологическую теорию смысла и основанную на ней философию человека, он раскрыл глаза миллионам людей на возможности открыть смысл в собственной жизни. Актуальность идей Виктора Франкла определяется уникальной встречей масштабной личности с обстоятельствами места, времени и образа действия, которые придали этим идеям столь громкий резонанс. Почти посередине через его жизнь проходит разлом, обозначенный датами 1942-1945. Это годы пребывания Франкла в нацистских концлагерях, нечеловеческого существования с мизерной вероятностью остаться в живых. Почти всю свою жизнь он прожил в Вене - в самом центре Европы, почти что в эпицентре нескольких революций и двух мировых войн и поблизости от линии фронта сорокалетней холодной войны. Виктор Франкл испытал на себе весь трагизм столетия, прошел все испытания и остался Человеком с большой буквы, проверив на себе действенность собственной теории и доказав, что в человека стоит верить. Наиболее яркая черта экзистенциального анализа и логотерапии Франкла - гуманизм, характерный в равной мере для составных частей его теории: учения о стремлении человека к смыслу, о смысле жизни индивидуума и о свободе воли. Логотерапия основана на идее, что поиск и реализация смысла жизни являются у человека врожденными, в случае неудачи такого поиска человек ощущает фрустрацию как следствие экзистенциального вакуума; смысл может быть связан с творческим трудом, с отношением к другому человеку или к своей собственной судьбе. В практике логотерапии ключевую роль играет вопрос о том, как искать и найти смысл своей жизни, так как создать его произвольно невозможно. Однако недостаточно найти смысл жизни, его необходимо реализовать, и это тоже не простой и не автоматический процесс.
Франкл вводит категорию «сверхсмысла», то есть смысла того целого - Вселенной, истории, бытия, - в рамках которого реализуется смысл человеческой жизни. Франкл считает, что «сверхсмысл» непознаваем и не зависит от индивидуума. C невозможностью познать «сверхсмысл» необходимо мириться, но это не значит, что нельзя найти смысл индивидуальной жизни.
В поисках и реализации смысла своей жизни человек, даже тогда, когда его свобода ограничена, остается свободным благодаря ценностям, которые даруют ему способность к самотрансценденции и к самоотстранению. Цель свободы человека состоит в свободном принятии ответственности за решения, определяющие его судьбу, в противном случае свобода вырождается в произвол.
В каждом человеке Франкл видит творца в ходе всей своей жизни творящего собственную судьбу, свое развитие и свою духовность, а его поступки подразделяет на три разновидности:
- созидающие духовность и способствующие росту и развитию духовной личности;
- деструктивно влияющие на духовность;
- нейтральные к духовному росту.
Личный опыт автора в роли узника в фашистском концлагере, описанный в книге «Сказать жизни «Да», демонстрирует истинность его подхода. Именно тогда В. Франкл пришел к пониманию того, что даже в самых трудных и ужасных условиях существует возможность оставаться человеком, превосходя сложившиеся обстоятельства - в этом поможет осознавание наличия смысла в своей жизни.
Таким образом, гуманистическое направление А. Маслоу, К. Роджерса и В. Франкла рассматривает человека как уникальную целостную систему, стремящуюся к самоактуализации и постоянному личностному росту, как гармоническую личность, которая пытается достичь вершины личностного развития. Для такого человека характерно постижение таких общечеловеческих ценностей, как любовь, добро, истина, красота, нравственность, духовность. Идеи этих психологов- гуманистов предполагают развитие духовных и нравственных качеств, способствующих формированию у человека совести, гражданственности и человеколюбия. Исходя из этого, мы видим неразрывную связь между идеями психологов - гуманистов и задачами проекта нравственно - духовного образования «Самопознание». И то, и другое обладает бесценными духовными сокровищами, приобщение к которым делают каждого человека духовным и нравственным, счастливым и радостным, добрым и мудрым.
Литература:
- Программа по самопознанию. Алматы, ННПООЦ «Бобек», Институт гармоничного развития человека, 2009.
- Роджерс К. К науке о личности / В кн. История зарубежной психологии. Тексты. M., 1986.
- Франкл В. Поиск смысла жизни и логотерапия. / Психология личности. Сборник, M., МГУ, 1982.
- Хьелл Л.. Зиглер Д. // Теории личности. Основные положения, исследования и применения. / СПб.: Питер Пресс, 1997.
- Маслоу А. Самоактуализация// Психология личности. Тексты / Под редакцией Ю.Б. Гиппенрейтер, А.А. Пузырея. M., 1982 г.