Современный период в истории суверенного Казахстана, характеризующийся глубокими социально-политическими, экономическими и культурноисторическими изменениями, предъявляет повышенные требования к учебному процессу. Решение этих вопросов актуально, требует совершенствования, поиска современных форм и средств обучения, использование методов нравственного воспитания, накопленного в системе образования. Новая государственная концепция образования Республики Казахстан повышает роль формирования ценностных ориентаций в эстетическом и нравственном воспитании школьников, открывая новые пути и перспективы развития [1].
Развитие личности - очень сложный и противоречивый процесс, подвергающийся множеству разнообразных влияний. Проблема ценностных ориентаций все больше привлекает к себе внимание ученых. Ценностные ориентации являются сложным психологическим феноменом, характеризующим направленность личности, а также являются нераздельной частностью системы отношений личности. В условиях кардинальных изменений в экономическом и социальном развитии общества возникает потребность в исследовании системы формирования ценностных ориентаций школьников.
Понятие «ценностные ориентации личности» было введено в науку в 20-е годы XX в. социологами У. Томасом и Ф. Знанецким, которые рассматривали ценностные ориентации как социальную установку личности, регулирующую ее поведение. Термин «ценностные ориентации» имеет неоднозначную трактовку. Некоторые ученые определяют ценностные ориентации не как ориентации на ценности, а как отношение к ценностям. В педагогическом словаре М. Коджаспировой ценностные ориентации определяются как относительно устойчивое социально - обусловленное, избирательное отношение человека к совокупности материальных и духовных общественных благ и идеалов, которые рассматриваются как предметы, цели или средства для удовлетворения потребностей жизнедеятельности личности; способ дифференциации человеком объектов по их значимости [2].
Ценностные ориентации в психологических словарях рассматриваются как важный компонент мировоззрения личности или групповой идеологии, выражающий предпочтения и стремления личности или группы в отношении тех или иных обобщенных человеческих ценностей (благосостояние, здоровье, комфорт, познание, гражданские свободы, творчество, труд). Ценностные ориентации нередко трактуются как социальные ценности, которые вкладываются в личность в процессе ее социализации и являются главным фактором, регулирующим, детерминирующим ее мотивацию и, следовательно, поведение. C другой стороны, именно формирование ценностных ориентаций нередко рассматривается как основная цель и сущность воспитания, в отличие от обучения.
В социологии ценностные ориентации определяются как социальные установки, социальная позиция индивида, которая указывает на усвоение индивидом социального опыта и служит основой его поведения. В.А. Ядов определял ценностные ориентации как «установку личности на те или иные ценности материальной или духовной культуры общества» [3].
Ценностные ориентации личности Е.И. Головаха рассматривает в рамках исследования проблемы жизненных перспектив. Планируя свое будущее, человек исходит, прежде всего, из определенной иерархии ценностей, представленной в его сознании. Ценностные ориентации выполняют регулятивную функцию, являясь, по сути, регуляторами жизнедеятельности человека. При условии отсутствия реализации жизненных целей и планов наличие ценностных регуляторов обеспечивает устойчивость личности в момент «кризиса нереализованное™». При условии достижения человеком намеченных жизненных целей и планов ценностные ориентации стимулируют к постановке новых целей, и, следовательно, создаются предпосылки для согласования жизненных целей в соответствии с приоритетами, определяемыми иерархией ценностных ориентаций. Ценностные ориентации, жизненные цели и планы, согласно Е.И. Головаха, составляют ядро жизненной перспективы [4].
В соответствии с основными сферами общественной жизни обычно различают три группы ценностей: материальные, социально-политические, духовные.
Материальные ценности - это ценностно-значимые природные объекты и предметы, т. е. средства труда и вещи непосредственного потребления. К природным ценностям относятся естественные блага, заключенные в природных богатствах. А к предметным ценностям - предметы материального мира, созданные в результате человеческого труда, а также предметы культурного наследия прошлого.
Социально-политические ценности - это ценностное значение социальных и политических явлений, событий, политических актов и действий. К социально- политическим ценностям относят социальное благо, содержащееся в политических и социальных движениях, а также прогрессивное значение исторических событий, способствующих процветанию общества, укреплению мира и сотрудничества между народами.
Духовные ценности - это нормативно-оценочная сторона явлений общественного сознания, выраженная в соответствующих формах. Духовными ценностями принято считать ценности науки, морали, искусства, философии, права [5].
При всем своем различии материальные, социально-политические и духовные ценности тесно взаимосвязаны, и в каждом из видов имеется аспект другого вида ценностей. Более того, есть ценности, которые можно отнести и к материальным, и к социально-политическим, и к духовным. Это прежде всего ценности, имеющие общечеловеческую значимость. Среди таковых - жизнь, здоровье, свобода и т. п.
Начало становления ценностных ориентаций начинается в дошкольном возрасте, но следующим ответственным периодом их формирования является начало обучения в школе - младший школьный возраст. От ценностной основы, заложенной в младших классах, зависит, как будет происходить дальнейшее формирование и развитие личности ребенка в подростковом и юношеском возрасте.
Младший школьный возраст - период жизни ребенка от 6-7 до 10 лет, когда он проходит обучение в начальных классах (I-IV классы) современной школы. Для этого возраста характерно, что у ребенка в качестве ведущей деятельности формируется учебная деятельность, в которой происходит усвоение человеческого опыта, представленного в форме научных знаний. В рамках учебной деятельности возникают два основных психологических новообразования этого возраста - возможность произвольной регуляции психических процессов и построение внутреннего плана действий. Младший школьный возраст - время становления таких нравственных чувств, как чувство товарищества, долга, любви к Родине, коллективизм, а также способности к сопереживанию и эмпатии, которые проявляются во всех видах деятельности: учебной, игровой, коммуникативной, трудовой.
В современном образовательном пространстве педагог помогает ребёнку с одной стороны, войти в общество сверстников, включиться в социум, присвоить ценности человеческой культуры, а с другой - сохранить и развить свои лучшие индивидуально-неповторимые черты, личностно раскрыться в индивидуальном стиле деятельности и поведения. В.А. Сухомлинский рассматривал коллектив как средство нравственного и духовного развития ребёнка. Духовное богатство каждого человека, его гуманистические мотивы составляют, по мнению В.А. Сухомлинского, основу полноценной, содержательной жизни коллектива и условие совершенствования внутри коллективных взаимоотношений. «Мудрая» власть коллектива помогает личности преодолеть черты эгоизма, равнодушия, занять гражданскую позицию, включиться в созидательную, гуманистически направленную деятельность на благо других людей [6, с. 178.].
Одной из актуальных задач развития личности младшего школьника является обогащение его нравственными представлениями и понятиями. Образовательное учреждение готовит ответственного гражданина, способного самостоятельно мыслить и оценивать происходящее, строить свою жизнь и деятельность в соответствии с собственными интересами и с учетом интересов и требований окружающих его людей и общества в целом. Решение этой задачи тесно связано с формированием устойчивых нравственных качеств личности школьника. Этому способствует духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников, органически входящее в учебно-воспитательный процесс и составляющее его стержневую основу.
В современном обществе, когда все чаще отмечаются различные проявления эмоциональной ограниченности, замкнутости на собственных интересах, нарастание жестокости агрессивности, проблема духовно-нравственного развития и воспитания молодого поколения становится все более актуальной. Духовнонравственное развитие и воспитание младших школьников - основа всех основ. От того, что вложил педагог в душу ребенка в этом возрасте, будет зависеть, что возведет он сам в дальнейшем, как будет строить свои отношения с окружающим его миром. Очень важно сотворчество участников образовательного процесса. Воспитывает не сама деятельность, а те отношения, которые формируются в процессе этой деятельности. Наиболее воспитывающими и развивающими для ученика становятся сотруднические отношения учителя и учащихся [7].
Проблема нравственного развития школьников в коллективе нашла своё отражение в работах Т.Е. Конниковой. Она показала, что коллектив воздействует на ребёнка в меру активности самого ребёнка. Условием становления гуманистических отношений она считала участие детей в делах на благо других, сотрудничество с другими коллективами ради общей цели, преодоление вместе трудностей и переживание общих достижений. В работах Л.И. Новиковой раскрыта природа детского коллектива, поэтому предметом внимания должна стать вся система многообразных отношений детей в коллективе и положение в ней каждого ребёнка. В любом коллективе возникает вопрос, связанный с групповой сплочённостью. Вопрос этот важен потому, что от уровня развития взаимоуважения, степени сплочённости коллектива зависит эффективность работы группы, а также психологический комфорт каждого ее члена. Однако по некоторым причинам сплоченность в детском коллективе часто отсутствует. Это случается потому, что дети не осознают значимость коллектива (ценность) для своего развития, для самореализации и т.д. [6, с. 184].
Смыслом совместной деятельности в учебном процессе является сотрудничество его участников. В процессе сотрудничества происходит динамическое преобразование ролевых отношений педагогов и учащихся в равноправные, что выражается в изменении их ценностных ориентации, целей деятельности и самого взаимодействия. Наиболее высоким уровнем развития сотрудничества в совместной деятельности является творческое сотрудничество, которое позволяет ее участникам наиболее полно реализовать свои внутренние резервы. Внеурочная деятельность по формированию духовно-ценностных ориентаций - это организация учителем различных видов деятельности учащихся после уроков, обеспечивающих необходимые условия для формирования основных качеств личности, с опорой на общечеловеческие ценности: Родина, семья, природа, человек, здоровье, труд, знания. Для учащихся младшего школьного возраста такая деятельность оптимальна, так как стержнем воспитания, определяющим нравственное развитие личности, в этом возрасте является повышенная восприимчивость к усвоению духовных ценностей. Это возраст начала осознанного восприятия добра и зла, порядочности и лживости, смелости и трусости [8].
Внеурочная коллективная воспитательная работа с учащимися по формированию духовно-ценностных ориентаций строится на основе организации разнообразных форм деятельности:
- Тематические классные часы;
- Традиционные общешкольные мероприятия (День Знаний, День учителя, Новый год, 8 марта);
- Классные мероприятия (День именинника, Праздник Осени);
- Однодневные походы и экскурсии;
- Волонтерские акции и операции.
Социальные ценности, на формирование которых направлена внеурочная деятельность педагога раскрываются в системе нравственных представлений: семья (взаимоуважение, забота о старших и младших, друг о друге); патриотизм (любовь к Родине, к своим народным традициям, к своей малой родине); личностные качества (доброта, сочувствие, милосердие, честность); природа (красота родной природы, охрана природы); труд (уважение к труду, общественно-полезный труд) [9].
Таким образом, коллективная деятельность является важнейшим структурным компонентом формирования ценностных ориентаций младших школьников. В процессе коллективной деятельности ребята приобретают навыки общения, учатся работать, делить успехи и ответственности, узнают друг о друге много нового, у них появляются общие интересы, цели, ценности. Формирование ценностных ориентаций у младших школьников необходимо, так как ценности, привитые с детства, программируют наше поведение в дальнейшем и являются установками, по которым человек выбирает свой жизненный путь. Школьный коллектив, первый коллектив в жизни каждого человека, который сочетает в себе единые цели обучения, воспитания и развития на более высоком, осмысленном уровне. Выполняя совместную работу, учащиеся с начальной ступени обучения объединены общими интересами и межличностными отношениями, в ходе чего происходит развитие и воспитание каждого ребёнка, в том числе и формирование духовно-ценностных ориентаций.
Литература:
- Концепция высшего педагогического образования Республики Казахстан. // Учитель Казахстана. - Алматы. 2014 - № 13. - С. 27-30.
- Коджаспирова Г.M.. Коджаспиров А.Ю. Словарь педагогических терминов. - M.: Академия, 2005. - 448 с.
- Зубова Л.В. Обоснование системы критериев, способствующих определению уровней сформированности ценностных ориентаций личности. // Вестник, 2012 - № 8. - С. 34-36.
- Головаха Е.И. Жизненные перспективы и ценностные ориентации личности. // Психология личности в трудах современных психологов. - СПб., 2011 - №2. - С. 67-70.
- Кукушин В.С. Теория и методика воспитательной работы. - M.: ИКЦ «Март», 2004. - 352 с.
- Педагогика. /Под ред. Ю.К. Бабанского. -M.: Просвещение, 1996. - С.384.
- Лощилова Н.Н., Клюжева А.Г. Формирование духовно-ценностных ориентаций младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности. // Начальная школа: проблемы и перспективы, ценности и инновации. 2015 - №8. - С. 130-134.
- Рыбакова М.М. Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе. - M., 2007. - 201 с.
- Шкуричева Н.А. Формирование и психолого-педагогическая коррекция отношений младших школьников. // Народное образование, 2010 - №5. - С. 274-275.