Другие статьи

Цель нашей работы - изучение аминокислотного и минерального состава травы чертополоха поникшего
2010

Слово «этика» произошло от греческого «ethos», что в переводе означает обычай, нрав. Нравы и обычаи наших предков и составляли их нравственность, общепринятые нормы поведения.
2010

Артериальная гипертензия (АГ) является важнейшей медико-социальной проблемой. У 30% взрослого населения развитых стран мира определяется повышенный уровень артериального давления (АД) и у 12-15 % - наблюдается стойкая артериальная гипертензия
2010

Целью нашего исследования явилось определение эффективности применения препарата «Гинолакт» для лечения ВД у беременных.
2010

Целью нашего исследования явилось изучение эффективности и безопасности препарата лазолван 30мг у амбулаторных больных с ХОБЛ.
2010

Деформирующий остеоартроз (ДОА) в настоящее время является наиболее распространенным дегенеративно-дистрофическим заболеванием суставов, которым страдают не менее 20% населения земного шара.
2010

Целью работы явилась оценка анальгетической эффективности препарата Кетанов (кеторолак трометамин), у хирургических больных в послеоперационном периоде и возможности уменьшения использования наркотических анальгетиков.
2010

Для более объективного подтверждения мембранно-стабилизирующего влияния карбамезапина и ламиктала нами оценивались перекисная и механическая стойкости эритроцитов у больных эпилепсией
2010

Нами было проведено клинико-нейропсихологическое обследование 250 больных с ХИСФ (работающих в фосфорном производстве Каратау-Жамбылской биогеохимической провинции)
2010


C использованием разработанных алгоритмов и моделей был произведен анализ ситуации в системе здравоохранения биогеохимической провинции. Рассчитаны интегрированные показатели здоровья
2010

Специфические особенности Каратау-Жамбылской биогеохимической провинции связаны с производством фосфорных минеральных удобрений.
2010

История золотой орды в произведениях Мурата Монкеулы: от распада до создания казахского ханства

В статье расматривается некоторые вопросы истории Золотой Орды в произведениях казахского жырау Мурата Монкеулы. От его распада до создания казахского ханства.

В статье использовались наиболее ценные источники и факты, сведение, имеющихся в произведениях казахских поэтов и жырау.

В настоящее время, в свете статей Елбасы Н. А. Назарбаева «Взгляд в будущее: Модернизация общественного сознания» и « Семь грани великой степи» придается большое внимание исследованию, обобщению и анализу некоторых сторон истории Казахстана. В этой связи приобретает огромное значение использование как наиболее ценных источников фактов и сведений, имеющихся в произведениях казахских поэтов и жырау.

В этом плане может послужить хорошим примером факт использования сведенний из произведения Шынияза Шанайулы при возведения мавзолея для семи Золотоординских и казахских ханов в историко-мемориальном комплексе Сарайчик в 1999 году.

Настоящим нетронутым доселе кладезем исторических фактов и сведений являются произведения великого казахского жырау XIX века Мурата Монкеулы. Один из первых исследователей произведений Мурата Монкеулы является профессор X. Досмухамедов.

В настоящее время, в свете статей Елбасы Н. А. Назарбаева « Взгляд в будущее: Модернизация общественного сознания» и « Семь грани великой степи» придается большое внимание исследованию, обобщению и анализу некоторых сторон истории Казахстана. В этой связи приобретает огромное значение использование как наиболее ценных источников фактов и сведений, имеющихся в произведениях казахских поэтов и жырау. В этом плане может послужить хорошим примером факт использования сведенний из произведения Шынияза Шанайулы при возведения мавзолея для семи Золотоординских и казахских ханов в историко- мемориальном комплексе Сарайчик в 1999 году. Настоящим нетронутым доселе кладезем исторических фактов и сведений являются произведения великого казахского жырау XIX века Мурата Монкеулы.Один из первых исследователей произведений Мурата профессор X. Досмухамедов в далеком 1924 году по этому поводу писал сл едущее: «Если кто-либо будетзаниматься исследованием истории Казахстана, то он наврядь ли сможет обоити творчества позтов типа Мурат» [1]. Трудно не согласиться с подобным утверждением великого ученого. Например, в толгауах Мурата « Уш Киян», «Сарыарка» часто встречаются словосочетание «жети журт»( семь поселении или семь народов). О каких народах в них идет речь? Каким народам они относились? Есть ли у них отношения к истории Золотой Орды? В каком периоде истории они жили? Что характерно, словосочетание «жети журт» в толгауе поэта «Уш Киян» встречается неоднократно. Например:

Это место- покинутое семью народами, место, оставленное на благо другим. Что за это недоброе место, которого приходится, без конца покидать вместе с Ак Жайык и с его мостом? [2].

В толгауе рассказывается о судьбе народов, которые покинули свои насиженные места прежнего проживания. Из содержания произведения мы узнаем о том, что « жетижуртовцы» обитали территорию Прикаспия, жили на берегу рек Едиль, Жайык, также на Манкистауском полуострове. Понятия «жетижурт» мы также встречаем в другом эпическом пройзведении поэта под названием « Сарыарка». В нем мы читаем следущие строки:

Это место - жилище семи народов, последними из них были ногайцы, И те вынуждены были его покинуть. Казтуган, Асан Кайты, Орак, Мамай , и те сочли за благо его покинуть [3].

Вышеупомянутые исторические личности Казтуган, Асан Кайгы,Орак, Мамай жили в XIV-XV веках, как раз в тот период, когда начала распадаться некогда могучая Золотая Орда на различные феодальные ханства. Донедавного времени историки мало обращали свое внимание к сведениям, встречающимся в произведениях казахских жырау, как к научным фактам. А зря.Ведь в знаменитых толгауах того же Мурата Монкеулы черным по белому написано про множества исторических событий, о которых мы можем найти в исследованиях русских ученых.Это касается личностей ногайлинских богатырей, таких как Карасай, Кази, Орак, Мамай, Сидак, Жанбыршыулы Телагис и множества других героев средневековья.Особенно много сведений можно найти как у Мурата Монкеулы, так в русских источниках про легендарного героя Шора Нарикулы, который со своим войском воевал на стороне волжских татар против Ивана Грозного.Что касается понятия «жетижурт»можно предположить: «Жетижурт» соответствуют семи народам, которые жили в Золотой Орде. Это- ногаи,казахи,калмыки, башкири,татары,узбеки,каракалпаки.Большинствоиз них были мусульманами. В то же время в ряде мест своих произведений поэт приводит факты о существовании не семи журтов, а шести журтов.Немало тайн содержатстроки Мурата:

Это место, оставленное семь народом, Один из них два раза уходил и два раза возвращался. На самом деле всего их было шесть , одного журта посчитав два раза, останавились на семь[4].

Кто же тот народ, который два раза уходил и два раза возвращался? Какое утверждение поэта ближе к истине? Эти вопросы все еще остаются открытыми. Понятие о «шести журтах» встречается также в пройзведении «Новый Низам» другого известного жырау XIX века Шынияза Шанайулы. О том, что означает понятие «Жети журт» и об его отношении к истории Золотой Орды, известный краевед, собиратель пройзведений Мурата Монкеулы Берик Коркутов писал следущее: « В состав Алтынорды входили в основном те народы, которых ныне именуют ногаями, казахами,узбеками, киргизами, башкирами, татарами, каракалпаками. Вероятнее всего, кроме казахов остальные народы обосновались там, куда они первоначально перекочевали.Что касается казахов, они наверное дважды покидали и дважды возвращались на свою родину, то бишь на территорию Прикаспия.То есть, воспевая о журтах Мурат Монкеулы наверное имел в виду те выше перепиленные мусульманские народы, которые после распада Золотой Орды создали свои ханства.Если рассматривать « жети журт» как неких народов, то они соответствуют как раз ханствам, образовавшимся после распада Алтынорды. Это: Сибирское, Узбекское, Астраханское, Казанское, Крымское, Казахское и Ногайское ханства [5]. А теперь постараемся рассмотреть их историю по отдельности.

Сибирское ханство - Феодальное государство, основанное в XV веке в Западной Сибири после распада Золотой Орды.Ханство отделилось как самостоятельное государство от улуса Шайбанидов. В XIIl-XlV веках на территории Западной Сибири и Сибири проживали несколько тюркских народов.Центральным городом был- Тура. В 1428 году Западную Сибирь захватил хан Абулхайр.При хане Кучум в состав Сибирского ханства входили территории Западной Сибири, регион Урала,земли близи рек Иртыш, Тобол. В состав ханства входили племена керей, кыпчак, найман, аргыщжалайыр,ханты, мансы и др. В 1563 году престол Сибирьского ханства занял Кучум. Выходец из племени Алты ул, он родился 1510 году в Ногайской орде. В 1555 году он победил Тайбугана, правителя Западной Сибири.При правлении Кучума в Сибирском ханстве было построено много городов и крепостей, различных строек.Народ Сибири принял ислам.В Сибирском ханстве в основном развивались торговля и охота.Политический строй. Верховным правителем был хан,ханский совет- диван, советники- аталыки, визири- караша.

Сибирский хан Кучум старался восприятствовать продвижению России на восток. Кучум хан в 1574-1575 годах истребил отряд Ивана Грозного посланного на разведку.В 1582 году войска Кучума потерпел поражение от отряда Ермака. Осенью того же года атаман Ермак со своим войском из 600 казаков атакует город Икер. Войска Кучума терпит поражение от хорошо вооруженного войска Ермака. В 1584 году люди Кучума убивают Ермака.В 1598 году Кучум окончательно потерпев поражение от русских войск,вынужден был бежать на территорию Восточного Казахстана.Тем самым Сибирьское ханство переходит в состав Россиской империи [6].

Узбекское ханство или Орда Абулхайра появилось в XV векена территории северо - западного и центрального Казахстана.В центральном, западном и северо- западном регионе Казахстана с образованием нескольких независимых феодальных государств, между ними шла бесконечная борьба за власть. В резуьтате было образовано ханство Абулхайра и Ногайская орда. В этой ситуации на авансцену истории выходит потомок Джучи, сын Давлет ШайхаШайбанид Абулхайр.Он с помощью властных группировок племен центрального и северного Казахстана в 1428 году в регионе Тура( Западный Сибирь) был объявлен ханом. В состав его ханства вошли племена Кият, Мангыт, Шынбай, Найман, Карлук, Уйсун и другие. «Кочевое узбекское государство» или по другому известное как ханство Абулхайра сыграло существенную роль в истории Казахстана, как объединяющая сила феодально- раздробленных земель Дешти- Кыпчака. В его владения входили земли Ногайской Орды,на западе земли, прилегающие реки Урал.на востоке земли до озера Балхаш, на юге до Аральского моря и до нижнего течения Сырдарищна севере до средних течнений рек Тоболь и Иртыш. Политическая и социальная жизнь страны за годы 40- летнего его правления отличалоась крайней нестабильностью и отсутствием спокойства.Потомки Джучи, в их числе Орда Ежен хан, потомки Орыс хана Жанибек и Керей постоянно ствили ему «палки в колеса». Не все у него сложилось во внешней политике.В 1450 году Абульхайыр предпринимает неудачный поход в Самарканд и Бухару, с тем, чтобы повлиять во внутренные дела Тимуридов в Мавреннахре, который в конце концов ускорил закат его карьеры как правителя. Это было еще не все.Последней «каплей яда» для него стало ряд поражений в битвах с ойратами, которые пройсходили в 1456-1457 годах. В 1465 году султаны Жанибек и Керей отделившись от Абулхайра со своим народом перекочевали на территорию государства Моголистан, в район реки Чу, в местность Козыбасы и создали Казахское ханство.В 1468 году Абулхайр хан в одном из походов погибает . После этого государство «кочевых узбеков» распалось [7].

Астраханское ханство - одно из государств,образованное после распада Золотой орды( 1465-1556). Потерпев поражение в борьбе за престол от своего родственника Ахмета, хан Большой Орды Махмуд сбежав на землю предков Хажы Тархан( Астархан) создает самостоятельное ханство.В его владение входят северо-западный берег Каспия,Нижнее Поволжье,Северный Кавказ.В ханстве было около 100 тысяч человеку основном они были тюрскими племенами.Население занималось кочевым скотоводством, охотой, рыболовством,добычей соли,ремеслом. Некоторые занимались земледелием.Находясь между западом и югом, Астраханское ханство установило политическую и торговую связь между Русью, Казанским ханством, Крымом, Хорезмом, Арменией, Ираном, Азербайжаном, Сибирью, Ногайской Ордой, Казахским ханством, Турцией.Правителями были потомки Тока-Темира, младшего сына Джучи.Будучи богатым торговым центром Хажы Тархан постоянно подвергался нашествиям соседей. В 1492 году город был захвачен правителем Сибири Айбек ханом.В середине XVI века Астраханское ханство было завоевано Россией [8].

Казанское ханство - государство, образованное в результате распада Золотой Орды, на территории волжеских булгар( 1438-1552).В его состав входили казанские татары, марийцы, чуваши,удмурты,отчасти мордва и башкири.Столицей был город Казань.Первым представителем Казанской ханской династии был хан Золотой Орды Улук Мухамед( 1438-1445).Его сын Махмутбек в 1445 году обосновавшись в Казани внес большую лепту в становлении самостоятельного ханства.Основным занятием жителей Казанского ханства было земледелие,дополнительно занимались животноводством,садоводством и огородничеством,охотой,рыболовством. Развитое ремесло булгар казанские мастера смогли перенять с большой ответственностью и продолжали поднимать его уровень на свой лад.Об этом свидетельтвуют огромные дворцы, мечети с высокими минаретами и другие замечательные сооружения.Удобное географическое положение Казанского ханства дало ему возможность вести торговые отношения с Русью,Сибирью,Ираном,Кавказом,со странами Центральной Азии.Высшая власть находилась в руках хана,однако ему помогал и контролировал Совет избранных из числа знатных людей.Однако Казанскому ханству не суждено было жить и развиваться как независимое, самостоятельное государство.После падения Золотой Орды( 1480) царь Руси Иван III начал завоевательный поход и в 1487 году был взят город Казань. Окончательную точку в данном процессе поставил русский царь Иван IV, больше известный как Иван Грозный, который в 1552 году захватил Казань и после этого Казанское ханство перестало существовать,его территория полностью перешла под юридикцию Русского государства [9].

Ногайская Орда.Мангытский улус- государственное образование появивщийся на границе с Западным Казахстаном после распада Золотой Орды.Основная территория находилась между реками Волга и Урал.По сведениям исторических источников онователем государства был би Едите.Он в течении 15 лет единолично правил Золотой Ордой и старался отделить Ногайский улус как самостоятельное государство.Обословление Ногайской Орды началось еще XIII веке, а завершилось при правлении Нураддина( 1426-1440). Столицей государства был город Сарайчик, находящийся на берегу Урала.Народ улуса в основном занимался кочевым скотоводством. Племена Ногайской Орды конырат, мангыт,жалайыр, керей, кыпшак, найман, аргын, тама в позднее сыграли огромную роль в формировании этногенезе казахского народа. Ч. Уалиханов о родстве жителей Ногайской Орды и казахского народа говорил, что они « родственные орды».У ногайцев и казахов были общие корни, по сути они до XV были представителями одного того же народа.Об этом свидетельствует богатейщее устное народное творчество, принадлежащее, в одинаковой степени обеим народам.Так например,поэтов и жырау XIV-XV веков Сыпыра жырау, Казтуган Суйнишулы, Асан кайгы, Доспамбет жырау, Жиембет жырау, каждый из вышеупомянутыхнародов считают своими и они в этом правы.Это касается и эпических пройзведений, таких как « Ep Таргын», « Ep Косай», « Ep Кокше», « Алпамыс батыр», « Кобланды батыр», « Камбар батыр». О героях Золотоординского периода, почитаемых среди ногайского народа упоминает в своих дастанах великий казахский поэт XIX века Мурат Монкеулы. Об одном герое, принадлежащему обоим народам и так ярко воспетом Монкеулы следует рассказать более подробно. Речь идет о Шоре Нарикулы.Он является представителем рода Жети Ру, Тама из западного Казахстана, историческая личность. Погиб в 1546 году в Казани в бою с войсками Ивана Грозного. Про его подвиги много легенд,дастанов среди ногайского, татарского и казахского народов.Они известны под названием « Шора батыр», « Сын Нарика Шора».Родственный татарский народ знают Шору Нарикулы и его отца Нарик хана как героев, оставивших большой след в истории Казанского ханства.Они жили в тот период когда могучая Золотая Орда распалась, и на Евразийском пространстве друг за другом появились несколько государственных образований.Нарик хан и его сын Шора Нарикулы с оружием в руках оказали воздействие в создании ряда этих ханств.В конце XV века Ногайская Орда установила с Россией и Казанским ханством политическую и торгово- экономическую связь, ногайские правители отправляли на рынки Москвы и Казани тысячи лощадей и овец.Во второй половине ХҮІвекапосле завоевания России Казанского и Астраханского ханств , Ногайская Орда ослабла и разделилась на несколько орд и улусов.На северном Кавказе образовались Малая

Ногайская Орда, на берегу рек Эмба и Уйль Орда Алты улус.Племена находящиеся в подчинении Исмайыл Мурзы создав Большую Ногайскую Ордув 1557 году подчинились Русскому государству.После нападения волжских калмык в 1634 году , ногайцы перешли на правую сторону Волги, объединились с Малой Ногайской Ордой и вошли в состав Крымского ханства.После распада Ногайской Орды население, оставшиеся на территории казахов вошли в состав Казахского ханства[10]

Образование Казахского ханства- естественное явление,рожденное от социально-экономических,политико-зтнических процессов, возникших в XIV-XV веках. Об этом периоде истории казахов Мурат Монкеулы в своем пройзведении « Три крова» пишет:

Вслед за временем время идет, Иссякает без сил и без крыл. Будь же проклят наш край, Что все время изменою жил. Край Едиля- наш тяжелый кров, Край у Жайыка- мирный наш кров. Мангистау- кров пыльный, увы, Все три крова, да прокляты вы!

Жили здесь, здесь прошли, словно дым, Семь народов один за одним.

На жесткой, неверной земле Сколь народов исчезло во мгле! Пошумели по ней, как ручьи Годы шли... И казахи мои Поселились на ней навсегда [11].

Образование Казахского ханства связано с именами Жанибека и Керея, которые вели борьбу за власть с другими чингисидами.Жанибек, сын хана Барака, правнук Урус хана, со своим родственником , тоже правнуком Урус хана, в 1459- 1460 годах откочевали из ханства Абулхайра во владения могольского хана Есен- Буги ( 1429-1462). Таким образом,предпосылкой образования Казахского ханства явилось внутриполитическое состояние ханства Абулхайра и Моголистана, которые во второй половине XV века пришли в упадок. Ситуация обострилась после того,как в 1457 году Абулхайр потерпел поражение от ойратов. Неспособность Абулхайра сплотить общество,как и неспособность могольского правителя защитить свое население от ойратов, заставляли основную массу населения этих государств искать силы, которые смогли бы консолидировать племена и роды и создать этнотерриториальную организацию. Жанибек и Керей отказались повиноваться Абулхайр-хану, мотивируя это традицией наследования власти в степи, и откочевали в Моголистан, где были радушно встречены Есен- Буга- ханом, который назначил им для обитания долины Чу и Козы- Баши.В лице Жанибека и Керея он видел оплот для защиты западных границ своих владений.В 1462 году Есен-Буга-хан умер, и это укрепило положение Жанибека и Керея в Семиречье.Согласно датировке Мухамеда Хайдара Дулати, время образования Казахского ханства-1465-1466 годы.

Таким образом, образование Казахского ханства- это переплетние политических и этнических процессов.Его основными этапами стали откочевка

Керея и Жанибека с частью племен и родов от главы кочевых узбеков и перекочевка в западные пределы Моголистана. Важным событием здесь стало закрепление за сторонниками Керея и Жанибека имени «узбек-казахи», а потом просто - «казахи», затем образование Казахского ханства. Новое государственное образование стало называться Казахстан [12].

 

Список литературы

  1. X. Досмухамедов Избранное.,Алматы., 1998. - C 94 стр.
  2. М. Монкеулы Три крова..А., 1991. - C 12 стр.
  3. М. Монкеулы Три крова.,А., 1991. - C 115 стр.
  4. М. Монкеулы Три крова.,А., 1991. - C 116 стр.
  5. История Казахстана в 5- томах. 2- том., А., 1998,- C 56.
  6. Айбын. Энциклопедия. Алматы. 2011. - C 880 стр.
  7. Айбын. Энциклопедия. Алматы. 2011. - C 752 стр.
  8. Айбын. Энциклопедия. Алматы. 2011. - C 654.
  9. История Казахстана в 5- томах. 2- том., А., 1998,- C 100.
  10. К.Аманжолов, К. Рахметов История тюркских народов. Алматы. 1997,- C 84.
  11. М. Монкеулы Три крова. Алма-Ата. 1991. - C 114.
  12. История Казахстана в 5- томах. 2- том., А., 1998. - 108

Разделы знаний

Архитектура

Научные статьи по Архитектуре

Биология

Научные статьи по биологии 

Военное дело

Научные статьи по военному делу

Востоковедение

Научные статьи по востоковедению

География

Научные статьи по географии

Журналистика

Научные статьи по журналистике

Инженерное дело

Научные статьи по инженерному делу

Информатика

Научные статьи по информатике

История

Научные статьи по истории, историографии, источниковедению, международным отношениям и пр.

Культурология

Научные статьи по культурологии

Литература

Литература. Литературоведение. Анализ произведений русской, казахской и зарубежной литературы. В данном разделе вы можете найти анализ рассказов Мухтара Ауэзова, описание творческой деятельности Уильяма Шекспира, анализ взглядов исследователей детского фольклора.  

Математика

Научные статьи о математике

Медицина

Научные статьи о медицине Казахстана

Международные отношения

Научные статьи посвященные международным отношениям

Педагогика

Научные статьи по педагогике, воспитанию, образованию

Политика

Научные статьи посвященные политике

Политология

Научные статьи по дисциплине Политология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Психология

В разделе "Психология" вы найдете публикации, статьи и доклады по научной и практической психологии, опубликованные в научных журналах и сборниках статей Казахстана. В своих работах авторы делают обзоры теорий различных психологических направлений и школ, описывают результаты исследований, приводят примеры методик и техник диагностики, а также дают свои рекомендации в различных вопросах психологии человека. Этот раздел подойдет для тех, кто интересуется последними исследованиями в области научной психологии. Здесь вы найдете материалы по психологии личности, психологии разивития, социальной и возрастной психологии и другим отраслям психологии.  

Религиоведение

Научные статьи по дисциплине Религиоведение опубликованные в Казахстанских научных журналах

Сельское хозяйство

Научные статьи по дисциплине Сельское хозяйство опубликованные в Казахстанских научных журналах

Социология

Научные статьи по дисциплине Социология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Технические науки

Научные статьи по техническим наукам опубликованные в Казахстанских научных журналах

Физика

Научные статьи по дисциплине Физика опубликованные в Казахстанских научных журналах

Физическая культура

Научные статьи по дисциплине Физическая культура опубликованные в Казахстанских научных журналах

Филология

Научные статьи по дисциплине Филология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Философия

Научные статьи по дисциплине Философия опубликованные в Казахстанских научных журналах

Химия

Научные статьи по дисциплине Химия опубликованные в Казахстанских научных журналах

Экология

Данный раздел посвящен экологии человека. Здесь вы найдете статьи и доклады об экологических проблемах в Казахстане, охране природы и защите окружающей среды, опубликованные в научных журналах и сборниках статей Казахстана. Авторы рассматривают такие вопросы экологии, как последствия испытаний на Чернобыльском и Семипалатинском полигонах, "зеленая экономика", экологическая безопасность продуктов питания, питьевая вода и природные ресурсы Казахстана. Раздел будет полезен тем, кто интересуется современным состоянием экологии Казахстана, а также последними разработками ученых в данном направлении науки.  

Экономика

Научные статьи по экономике, менеджменту, маркетингу, бухгалтерскому учету, аудиту, оценке недвижимости и пр.

Этнология

Научные статьи по Этнологии опубликованные в Казахстане

Юриспруденция

Раздел посвящен государству и праву, юридической науке, современным проблемам международного права, обзору действующих законов Республики Казахстан Здесь опубликованы статьи из научных журналов и сборников по следующим темам: международное право, государственное право, уголовное право, гражданское право, а также основные тенденции развития национальной правовой системы.