На современном этапе развития общества важным аспектом является воспитание эстетического вкуса подрастающего поколения. Во все времена формированию эстетического вкуса уделялось немало внимания. Эстетическое воспитание – это, прежде всего, воспитание чувств. Человек, чувства которого не воспитаны – «глух» и «слеп», ему неведома красота мира, а значит, он едва ли способен и на красивые благородные поступки. Не потеряли своего значения и сегодня слова А. Луначарского о том, что «ни один учебник арифметики не объяснит, что такое добро и что такое зло, а вот искусство еще с дошкольных лет помогает это объяснить» (7, с. 121).
Ещё в Древней Греции впервые была создана теория воспитания, построенная на принципах гармонии и всесторонности. В современном обществе в программах развития образования главной задачей выступает соблюдение принципа индивидуального подхода в процессе обучения, всестороннее развитие личности. Именно высокоинтеллектуальным людям под силу строительство нового общества, которое будет признанно на мировой арене.
Формирование художественно эстетического вкуса подрастающего поколения и, как его составляющей, музыкальноэстетического вкуса является неотъемлемой частью интеллектуального развития.
Ученик музыкальной школы может и не посвятить свою жизнь искусству, но внимание к его внутреннему миру и эмоционально-образному развитию со стороны родителей и преподавателей обязательно приведёт к духовности, к внутренней культуре и интеллекту, творческому мышлению. Будет ли он композитором, исполнителем или просто слушателем – все его действия будут отмечены творческим началом. А грамотное музыкальное образование – один из кирпичиков воспитания чувств.
Большую роль в процессе формирования музыкально-эстетического вкуса играют индивидуальные уроки, где разрабатываются интересные методики применения интеграции. Применение интеграции в музыкальной школе – это не новинка. Использование поэтических фрагментов в работе над ритмом, над образом является естественным в работе преподавателя музыканта. Принцип интеграции позволяет за короткие временные сроки «разбудить» воображение детей, дает им возможность более известными и доступными средствами охарактеризовать музыкальное произведение, звучащее на уроке. Именно здесь осуществляется активная познавательная деятельность ребёнка с учётом индивидуальных возможностей каждого из учеников. В активной музыкальной деятельности развиваются познавательно-творческие возможности учеников.
Формирование навыка восприятия музыки – важнейший элемент в учебном процессе. Дидактическая функция восприятия состоит в том, что в процессе усвоения, закрепления и творческого применения знаний устанавливается их неразрывная связь с разнообразными произведениями музыкального искусства. Без восприятия музыки невозможен ни один из видов исполнительства, так как именно восприятие музыки даёт возможность эмоционально откликнуться на музыку, исполнить её осознанно и донести до слушателей задуманное композитором.
Именно восприятие поможет пробудить у ребёнка интерес к музыкальному произведению, что, в свою очередь, создаст мотивацию к занятиям музыкой. Задача педагога – пробудить и углубить в ученике любовь к музыке, увлечь его изучаемым произведением, расширить его музыкальный кругозор, воспитать в ученике желание самостоятельно музицировать на инструменте, стремление к самосовершенствованию как техническому, так и эмоциональному.
Следует учитывать при этом специфику каждого произведения и психологические возможности каждого ученика. В свою очередь, учителю необходимо найти правильные методы, которые будут побуждать ученика к рассуждениям, к поискам образов и изобразительных приёмов в работе над произведением.
Параллельно с формированием навыка восприятия происходит развитие воображения музыки. Воображение – важная черта всякого творчества. Важнейшая роль отведена воображению в формировании музыкально-эстетического вкуса ребёнка. Психологи дают точную характеристику понятию «воображение». В частности, Ф.Н. Гоноболин описывает воображение, как «психический процесс, заключающийся в создании таких образов предметов и явлений, которых мы раньше не воспринимали» (6, с. 98).
Г.Г. Нейгауз призывал в работе с учеником «развивать его воображение, фантазию удачными метафорами, поэтическими образами, аналогиями с явлениями природы и жизни, особенно душевной, эмоциональной жизни… Всемерно развивать в нем любовь к другим искусствам, особенно к поэзии, живописи и архитектуре, а главное – дать ему почувствовать этическое достоинство художника, его обязанности, его ответственность и права» (9, с. 45).
Всем, кто отдал многие годы музыкальной педагогике, известно, что невозможно обучать музыке, не пробудив в детях интерес к ней. А это возможно лишь тогда, когда ребёнок научится воспринимать по-настоящему высокохудожественные образцы музыкального искусства.
Знакомство с лучшими образцами классической музыки даёт возможность приобщиться к мировой музыкальной культуре. Современные адаптированные программы нацелены на то, чтобы каждый ребёнок мог в силу своего физического, психологического развития и возрастных возможностей изучить репертуар, ставший мировой классикой. В частности, переложения произведений композиторов классиков, которые не сложны в исполнении и доступны в восприятии. К ним можно отнести сборники издательства «Композитор» г. Санкт-Петербург или Новосибирского издательства «Окарина». В них представлены интересные переложения, как современных детских песен, так и произведений мировой классики. Среди них произведения Й.С. Баха, Э. Грига, С. Рахманинова, П.И. Чайковского, Ф. Листа и других композиторов-классиков, которые прежде могли исполнять только выдающиеся музыканты.
Благодаря лёгким переложениям, учащиеся могут воспринимать эту музыку, не просто слушая её, но и исполнять фрагменты из классических произведений. Таким образом, возникает интерес к музыке, она становится не чем-то абстрактным, а близкой и понятной ребёнку, независимо от его возраста, исполнительских и технических возможностей.
Работа над классическими произведениями в облегчённом переложении раскрывает широкий спектр возможностей в работе на индивидуальном уроке в классе фортепиано. В младших классах это работа над звуком, над образом. Интересна и познавательна возможность использования этих пьес для чтением с листа в более старших классах. В процессе этой деятельности раскрываются возможности восприятия музыки с иной стороны, посредством собственной сопричастности к исполнению. Это способствует возникновению увлечённости и заинтересованности в работе над произведением.
Важным аспектом формирования музыкально-эстетического вкуса учащихся является также приобщение к национальной музыке, к её истории. Среди произведений казахстанских композиторов есть множество интересных образцов, способствующих формированию музыкальноэстетического вкуса учащихся. Применяя уже упомянутый принцип интеграции на уроке, учитель приобщает учащихся к казахской национальной культуре в целом. Использование эпических сказаний, традиций, легенд позволяет понять и осознать всё богатство национальной культуры.
Однако следует помнить, что время идёт вперёд, диктуя новые направления в искусстве, в том числе и в музыке.
Современные дети подвержены огромному влиянию различных музыкальных течений. Ведь музыка стала в настоящее время своеобразным «саундтреком» к повседневной жизни. Какими путями помочь ребёнку разобраться в этом изобилии, не потеряться в мире звуков, вызвать в ребёнке мотивацию к гармоничному развитию, к воспитанию в себе музыкальноэстетического вкуса? Почему бы не через эти же «саундтреки» к популярным фильмам, то есть через то, что им близко в настоящее время, что вызывает их интерес, что даёт им возможность с гордостью сказать своим друзьям: «Я учусь в музыкальной школе!»
Именно через образцы популярной современной музыки мы формируем музыкально-эстетический вкус учащихся. Это вовсе не является отступлением от классической программы обучения. И это ни в коем случае не следует считать «лёгким путём». Ведь «саундтреки», то есть «музыку к фильмам», не стеснялись писать великие композиторы-классики Сергей Прокофьев, Дмитрий Шостакович, Исаак Дунаевский, Микаэл Таривердиев, Александр Зацепин и многие другие композиторы, чьё творчество равноценно как в области популярной музыки, так и в различных жанрах классической музыки.
Современные технологии позволяют использовать широкие возможности синтезаторов, благодаря которым можно воспроизводить классические произведения в современной обработке, играть понравившиеся мелодии в аранжировке и многое другое.
Эстетическое, художественное познание, ощущение гармонии окружающего мира являются одними из определяющих факторов формирования личности. Очевидно, что в процессе всестороннего развития личности искусству принадлежит немаловажная роль. «Хотя основой всестороннего развития личности является сама жизнь, в которой главную роль играет целеустремлённый творческий труд, но жизнь без искусства не формирует и не воспитывает человека целостного, всесторонне и гармонично развитого» (11, с. 73). Чем больше внимания будет уделяться формированию музыкально-эстетического вкуса, тем скорее наше образование станет более гуманным, воспитывающим гармонично развитую личность.
ЛИТЕРАТУРА
- Асафьев Б.А. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. – 2-е изд. – Л.: «Музыка», 1973.
- Баренбойм Л.А. Музыкальная педагогика и исполнительство. Л., 1974.
- Великие мелодии в лёгком переложении для фортепиано / переложение Георгия Фиртича. СПб.: «Композитор», 2000.
- Восприятие музыки: Сб. ст. / Ред. сост. В.М. Максимов. – М.: «Музыка», 1980.
- Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под ред. .В. Давыдова. – М.:«Педагогика», 1991.
- Гоноболин Ф.Н. Психология.– М.: «Просвещение», 1973.
- Горький М. Собрание сочинений в 30-ти томах. Т. 8 – М., 1950.
- Лёгкая классика для фортепиано. – СПб.:«Композитор», 2003.
- Нейгауз Г.Г. Об искусстве фортепианной игры. – М.: «Музыка», 1981.
- Черноиваненко Н.М. Формирование музыкального восприятия школьников. – Музыкальное воспитание в школе. Вып.15. / сост. Апраксина О. – М.: «Музыка», 1982.
- Шацкая В.Н. Эстетическое воспитание средствами искусства. – М., 1967.
- Юдовина-Гальперина Т. Большая музыка – маленькому музыканту / Лёгкие переложения для фортепиано. – СПб.:«Композитор», 2003.