Обучение игре на фортепиано – объемный, сложный, многогранный процесс, основной целью которого вместе с формированием пианистических умений и навыков является развитие общемузыкальных способностей школьников. Среди этих способностей важное место занимает творческое воображение, без которого невозможно в процессе исполнения музыкальных произведений самостоятельно создавать новые художественные образы.
Одна из главных задач педагогов в классе фортепиано, в условиях дополнительного образования – научить осмысленно воспринимать и передавать музыкальные образы, которые ученик может воссоздавать в своём воображении. Поэтому важно осознавать каждому преподавателю, что формирование пианистических исполнительских навыков непосредственно связано с развитием творческих способностей ученика, возникающих в результате деятельности творческого воображения.
Творческое воображение делает процесс обучения более интересным, способствует поиску новых образных характеристик музыкальных сочинений, помогает донести до слушателя исполнительский замысел. Очень часто учащиеся музыкальной школы, особенно на начальном этапе обучения, сталкиваются с трудностями в воплощении художественного замысла произведения, так как не имеют достаточного опыта, их творческое воображение недостаточно развито. Поэтому формирование творческого воображения с первых шагов обучения должно быть направлено на создание ярких музыкальных образов.
Во все времена проблема развития творческого воображения, как составляющая эстетического воспитания, занимала особое место. О яркости воображения у детей и его оригинальности говорили многие исследователи в этой области (В. Штерн, Д. Дьюи). Попытки экспериментального исследования функций воображения были сделаны на рубеже XIX-XX веков В. Вундтом, Т. Рибо, Э. Мейман, С.Д. Владычко и отражены в трудах Д.Б. Богоявленской, Л.С. Выготского, Л.В. Запорожец, В.А. Крутецкого, А.В. Петровского, С.Л. Рубинштейна, Б.М. Теплова.
Творческое воображение учащихся в классе фортепиано является важнейшим средством в процессе становления креативной личности юного музыканта, раскрытия его индивидуальности, формирования исполнительского стиля. Оно развивает мышление, навыки самостоятельного оперирования средствами музыкальной выразительности в классе фортепиано, помогает воплощать авторский замысел исполняемого произведения.
Современные методы обучения, особенно инновационные, способствуют более активному формированию творческого воображения учащихся в условиях дополнительного образования.
В последние годы инновационность в обучении и воспитании – предмет внимания не только педагогов, но и социологов, психологов, филологов.
По своему основному смыслу понятие «инновация» относится не только к созданию и распространению новшеств, но и к преобразованиям, изменениям в характере деятельности, стиле мышления, которые с этими новшествами связаны. Инновационное обучение создаёт новый тип учебно-воспитательного процесса, раскрепощающий личность учителя и ученика. Инновационность – это, прежде всего, открытость и умение отнестись к своей позиции не как к единственно возможной и единственно истинной.
Музыка несёт в себе те общественные функции, что и искусство в целом, как специфический род человеческого мышления и деятельности. Главное её предназначение – участие в человеческой жизни. Во все времена музыка признавалась эффективным средством, которое способно привести в движение духовно-потенциальные возможности человека (эмоциональные, интеллектуальные, эстетические, этические, психологические) и внести изменения в мыслительные способности, в характер, поведение и воспитание личности, умственную и моральную деятельность, а также научную и художественную работу.
Основная цель любого педагога – всемерно развивать способности учащихся, дать им знания, привить навыки, приучить к труду, сформировать творческое воображение. Давно замечено, что дети, обучающиеся в музыкальной школе, намного развитее своих сверстников, которые лишены возможности прямого общения с музыкой. Занятия в классе фортепиано, как и любого другого специального инструмента, ¬ это творческий тандем преподавателя и ученика в создании музыкальных образов. И чтобы этот процесс оказался плодотворным необходимо подготовить ученика к нему. Ведь именно овладение игрой на музыкальном инструменте даёт возможность воплотить в реальном звучании образы исполняемых произведений, осуществить собственные творческие замыслы, передать в художественной форме свои мысли и чувства. В исполнительской деятельности активизируется способность эстетического суждения и оценки, совершенствуется образное мышление, реализуется творческий потенциал учащихся.
Содержание понятия «творческий потенциал» психологи и педагоги характеризуют как интегральную целостность природных и социальных сил человека, обеспечивающих потребность в творческой самореализации, саморазвитии. Вероятность проявления его зависит от личного стремления человека в полной мере реализовать свои возможности, от степени его внутренней свободы, от сформированности установки на творчество. Тем не менее, на индивидуальных уроках, в условиях дополнительного образования, представляется уникальная возможность мотивировать ученика к этому самому личному стремлению к реализации своих творческих возможностей через формирование и развитие творческого воображения ребёнка.
Безусловно, творчеству невозможно научить. Можно научить творчески работать. Этим сложным процессом работы исполнителя над собой педагог может и должен активно руководить.
Существуют основные положения исполнительской педагогики:
- Исполнитель передаёт слушателю или зрителю свои чувства, свои мысли, свой образ. В этом случае верность самому себе, своей индивидуальности, своим эмоциям – решающее условие творческой искренности.
- Искусство воссоздания музыкальных, да и художественных образов в целом, требует от исполнителя своеобразного «слияния» с драматическим или музыкальным произведением, которое он интерпретирует. Музыкант-исполнитель, по мнению Бузони, должен выполнять «сверхчеловеческую задачу» для того, чтобы «перевоплотиться» в чувства самых разных индивидуальностей.
- Ученик, который готовится стать исполнителем, изучает искусство. В обязанности педагога входит ненавязчивое, но, вместе с тем, активное руководство этим процессом изучения. Безусловно, каждый педагог прививает своим ученикам, будучи художником, свои эстетические принципы. И это естественно, так как в процессе индивидуального обучения на уроках специальности происходит не только обмен информацией, но и эмоциональный, творческий обмен. Это непередаваемое словами ощущение творчества и творческого партнёрства связывает педагога и ученика невидимой серебряной нитью, которая тянется через поколения от педагога к ученику, а затем к его ученику и далее…. (4, с. 123).
Поэтому метод «натаскивания» не должен присутствовать в работе над формированием и развитием творческого воображения. Этим методом можно научить внешнему и приблизительному. Подделать можно лишь оболочку. Но, с другой стороны, непосредственное обучение переживанию и проникновению в сущность произведения невозможно. Нельзя заставить другого «жить и чувствовать по чужому велению».
Важное значение имеет в процессе развития творческого воображения личность педагога, его знания, умения, широта кругозора, поведение, так как педагог не только обучает искусству, но и воспитывает личность, становится художественным и этическим руководителем ученика. Педагог обязан научить своего воспитанника слушать и слышать, смотреть и видеть, наблюдать и делать отбор, «понимать смысл наблюдаемых явлений», «переработать в себе воспринятые чувства».
Перед педагогом, формирующим исполнителя-пианиста, стоят четыре друг с другом сплавленные и неотделимые друг от друга задачи:
- Привить ученику общую эстетическую культуру, наблюдательность, умение разбираться в увиденном, услышанном, применить эти навыки («понимаю, знаю, чувствую, разбираюсь и оцениваю») на практике.
- Ввести ученика в мир музыки, раскрыв ему эстетическую и познавательную ценность через воспитание музыкальной культуры и творческого воображения.
- Обучить умению высказываться средствами своего инструмента, формируя в ученике навыки пианистического мастерства, то есть непосредственно формировать музыканта-пианиста («могу и умею воплотить»).
- Воспитать в юном музыкантепианисте такие качества, как способность «воспламеняться», проникаясь музыкой; волю к воплощению музыки, к общению со слушателем и к воздействию на слушателя («загораюсь», «хочу воплощать», «хочу передать другим и воздействовать на других»).
Только через подготовку «душевного аппарата» к исполнительскому творчеству возможно воспитание полноценного исполнителя-пианиста с сформированным и развитым творческим воображением.
Наблюдения, основанные на многолетнем опыте работы с детьми различного возраста и различной степени одарённости, показывают, что «влюблённость» в музыку проявляется практически у всех, приходящих в ДМШ детей. Безусловно, в разной степени. У одних она проявляется «скрыто», больше напоминает заинтересованность в чём-то новом, пока не знакомом. У других она бывает настолько сильной, что становится стимулом к усердной работе. Тем не менее, исключительно талантливых детей бывает не так уж и много. Скорее, это дети музыкально одарённые. И в задачу педагога входит усилить заинтересованность, переведя её в состояние желания творческой отдачи, зажечь «огонёк». Или же «раздуть» уже существующий в душе ребёнка «огонёк», пробудить в нём эмоциональный отклик на музыку, обогатить его чувства, сформировать творческое воображение.
Говоря о воспитании творческого воображения, имеет целью развитие инициативности, гибкости, ясности и рельефности воссоздаваемых музыкальных образов. В результате работы над музыкальным произведением, исполнитель-художник воображаемому образу придает чёткие контуры, ясность каждой детали.
В воспитании музыканта развитие творческого воображения имеет свои особенности и сложности. Ведь деятельность музыкального воображения связана с музыкально-слуховыми представлениями, то есть умением слышать музыку без опоры на её реальное звучание. Эти представления развиваются на основе восприятия музыки, поставляющей слуху живые впечатления о ней. Повседневная жизнь обычно не даёт ему готового музыкального материала для воображения. Поэтому важнейшим условием для развития творческого воображения музыканта имеет формирование и развитие высокой слуховой культуры. Необходимо обладать развитым внутренним слухом. А его воспитать значительно труднее, чем, к примеру, «внутреннее зрение».
Однако деятельность музыкального воображения не должна заканчиваться на работе внутреннего слуха. На это указывал Б.М. Теплов, говоря о том, что слуховые представления почти никогда не бывают слуховыми и должны включать в себя зрительные, двигательные и какие-либо ещё моменты (1, с. 56). Особенно большое значение в развитии творческого воображения играют зрительные образы. Г.Г. Нейгауз, работая со своими учениками над пьесой К. Дебюсси «Вечер в Гренаде», рисовал учащемуся такую картину: «Сонное царство, никаких страстей, только намёк на страсти. Очень тихо и полно, как будто много инструментов играет, ночью, далеко...» (2, с. 38).
Важным в работе над произведением с целью активизировать творческое воображение ученика является изучение обстоятельств, при которых композитор создал своё сочинение, его собственное мироощущение и мировоззрение эпохи, в которой он жил, влияют на формирование художественного замысла исполнения музыкального произведения.
Одним из способов развития воображения является работа над музыкальным произведением без инструмента. Метод этот не нов: им пользовались еще Лист, Антон Рубинштейн, Бюлов и др. Гофман указывал «четыре способа разучивания музыкального произведения:
- За фортепиано с нотами,
- Без фортепиано с нотами
- За фортепиано, но без нот.
- Без фортепиано и без нот».
Он считал, что «второй и четвертый способы наиболее утомительны для ума, но зато развивают память и то, что мы называем «охватом», что является фактором большого значения» (3).
Работая без инструмента, музыкантисполнитель, не имея возможности физически слышать исполняемое произведение, «включает» воображение, которое может проявиться более гибко и свободно. Кроме того, в этом варианте работы приходится продумывать и вслушиваться в детали, которые при работе на инструменте остаются незамеченными. Это своеобразное упражнение с «воображаемым предметом», часто используется в актёрской практике именно для формирования воображении.
В развитии творческого воображения исполнителя незаменимую роль играет понимание музыкального произведения при помощи сравнений, метафор, образных ассоциаций, активизирует воображение своего воспитанника и вызывает в нём эмоциональные переживания, когда вводятся новые представления, понятия и образы, пробуждающие фантазию ученика. Этот метод не нов, но очень действенен по сей день в работе с учениками. Педагог должен в совершенстве владеть этим методом, так как сопоставление и сравнение наиболее конкретно объясняет содержание исполняемого произведения, помогает активизировать творческое воображение юного музыканта. Как пример можно привести часто предлагаемое ученикам «действие» – «оркестровать» произведение. Безусловно, фортепиано не может передать звучание скрипки, флейты, литавр и других инструментов оркестра. Но эти сопоставления способны пробудить фантазию юного музыканта, мотивировать на поиски своеобразной фортепианной звучности, чем-то напоминающей то ли тембр, то ли манеру исполнения на оркестровом инструменте, и, как следствие, сформировать в ученике инициативное творческое воображение. А музыканту, обладающему инициативным воображением, сама жизнь дает тот материал, который ему нужен. Это может быть прочитанный рассказ, просмотренный фильм или театральный спектакль, прослушанный концерт… Всё это способно заставить работать фантазию ребёнка. Поэтому так важно научить ученика не только использовать предложенное педагогом, но и самому искать нужное сравнение, нужный образ.
Также следует помнить, что воспитание творческого воображения ребёнка находится в прямой зависимости от воспитания его внимания. Сосредоточенное внимание, то есть способность направлять и длительно концентрировать на чем-либо свою деятельность, – необходимейшая предпосылка творческой работы. Только сосредоточив своё внимание на каждой важной детали, при разучивании произведения, музыкант сможет воплотить «плоды» своего творческого воображения в своём исполнении.
Таким образом, при воспитании творческого воображения у будущего музыканта, педагог воспитывает в нём несколько важных для исполнительской деятельности аспектов, среди которых сосредоточенное внимание занимает одну из ведущих позиций.
Воображение справедливо называют «королевской дорогой в подсознание», а также «центральным звеном творческого процесса», а отсюда оно является главным объектом формирования и развития творческих способностей (4, с. 56).
Творческое воображение тесно связано со всеми проявлениями личности: с индивидуальными особенностями восприятия и мышлением человека, со своеобразием его эмоций и чувств, с его интересами, способностями. Связано воображение и с волевыми качествами личности. Особенно ярко это наблюдается в процессе творческого труда, когда человек сознательно в соответствии со своим идейным замыслом воспроизводит прежде полученные образы и создает новое. Для этого требуются большие волевые усилия, и тогда достигается поставленная цель – создается новое. Таким образом, важность развития творческого воображения определяется тем, что оно охватывает всю личность в целом.
Творческое воображение – универсальная человеческая способность. Это отражение человеком объективного мира, «снятие слепка», это не простой, непосредственный, зеркально-мертвый акт, а сложный, раздвоенный, включающий в себя возможность отлета фантазии от жизни. Информированность музыкантов-исполнителей в вопросах сущности творческого воображения, его механизмов и способов развития – крайне важная проблема в воспитании интерпретатора творца.
ЛИТЕРАТУРА
- Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей.М.: АПН РСФСР, 1947. – 336 с.
- Кириллова Г.Д. Начальные формы творческого воображения у детей. – Л.: Ленингр. гос. пед. ин-т, 1999. – 147 с.
- Гофман И. Фортепианная игра. Ответы на вопросы о фортепьянной игре. М., 1961.
- Говорун Д.И. Творческое воображение и эстетические чувства. – Киев: Высшая школа, 1990. – 141 с.
- Интернет-ресурсы: http:// knowledge. allbest. ru