Другие статьи

Цель нашей работы - изучение аминокислотного и минерального состава травы чертополоха поникшего
2010

Слово «этика» произошло от греческого «ethos», что в переводе означает обычай, нрав. Нравы и обычаи наших предков и составляли их нравственность, общепринятые нормы поведения.
2010

Артериальная гипертензия (АГ) является важнейшей медико-социальной проблемой. У 30% взрослого населения развитых стран мира определяется повышенный уровень артериального давления (АД) и у 12-15 % - наблюдается стойкая артериальная гипертензия
2010

Целью нашего исследования явилось определение эффективности применения препарата «Гинолакт» для лечения ВД у беременных.
2010

Целью нашего исследования явилось изучение эффективности и безопасности препарата лазолван 30мг у амбулаторных больных с ХОБЛ.
2010

Деформирующий остеоартроз (ДОА) в настоящее время является наиболее распространенным дегенеративно-дистрофическим заболеванием суставов, которым страдают не менее 20% населения земного шара.
2010

Целью работы явилась оценка анальгетической эффективности препарата Кетанов (кеторолак трометамин), у хирургических больных в послеоперационном периоде и возможности уменьшения использования наркотических анальгетиков.
2010

Для более объективного подтверждения мембранно-стабилизирующего влияния карбамезапина и ламиктала нами оценивались перекисная и механическая стойкости эритроцитов у больных эпилепсией
2010

Нами было проведено клинико-нейропсихологическое обследование 250 больных с ХИСФ (работающих в фосфорном производстве Каратау-Жамбылской биогеохимической провинции)
2010


C использованием разработанных алгоритмов и моделей был произведен анализ ситуации в системе здравоохранения биогеохимической провинции. Рассчитаны интегрированные показатели здоровья
2010

Специфические особенности Каратау-Жамбылской биогеохимической провинции связаны с производством фосфорных минеральных удобрений.
2010

Философические «игры в бисер»?

На эти размышления натолкнула появившаяся в Интернете статья маститого нашего автора Н.И.Мотрошиловой «Почему опубликование 94 – 96-томов собрания сочинений М.Хайдеггера стало сенсацией? (Статья первая?)».

Я с огромным уважением отношусь к Н.В.Мотрошиловой. Да и публикация в Интернете – лишь предварительная. Поэтому здесь – не столько о самой статье, сколько о проблемах, на которые она наталкивает. Проблемах, сам мой взгляд на которые может показаться крамольно непрофессиональным. Но, может быть, иногда уместно взглянуть на наши «цеховые дела» и со стороны?

Начну с детали, грустной детали, которая, как мне кажется, очень точно характеризует наше «рыночное время» - с самого словечка «сенсация», ставшего расхожим в СМИ. Можно понять доводы автора, но что-то подспудно подсказывает: «Ну не философский это лексикон. «Сенсация» в приложении к философии ощущается, как пирсинг на лице у лектора, стоящего за университетской кафедрой. Философия ищет не сенсации, а смыслы. Прочее – от лукавого…

А если по существу, то статья замечательно высвечивает две все более значимые проблемы: проблему взаимосвязи философии и общечеловеческой культуры, включая и многоликое «массовое сознание», и неразрывно связанную с ней проблему соотношения частного и общего, и осмысления сквозных путей движения человеческой мысли с ее алгоритмами, зигзагами и тупиками.

Сразу же оговорюсь: я не хайдегерровед, но с огромным наслаждением окунался в колоссальное наследие одного из величайших историософов А.Дж.Тойнби. То есть упоение автором, магия его интеллектуально-духовной ауры мне знакомы. Более того, я вовсе не считаю безделицей «игру в бисер». Те же интеллектуальные игры, например, шахматы, шашки, го для меня незаменимая школа мысли. И не только. Мало этого, именно «Игра в бисер», как это не покажется странным, помогла мне глубже понять причины многих успехов отлаженной машины вермахта в годы Второй мировой войны. Но, все- таки, между шахматами и философией, как, возможно, одной из форм «игры в бисер», есть и существеннейшая разница: шахматист, как бы ни был он загипнотизирован игрой, всегда понимает, что шахматный конь – это не степной скакун, а слон – не та боевая единица, которую можно было бы использовать на реальном поле боя.

А философ? Боюсь, что не всегда. Погружаясь в мир понятий и схем, философ слишком уж часто «застревает в этом мире». Понятия и схемы, логические конструкции начинают приобретать самодовлеющий характер и не столько приближают к пониманию мира как такового, сколько удаляют от него. Говоря языком Сенеки, жившего две тысячи лет назад, философия превращается в филологию, или, иначе говоря, вместо поисков смыслов и логических структур тех или иных граней нашего бытия, утопает в понятиях. Целые жизни посвящаются выяснению того, что такой-то мыслитель вкладывал в то или иное слово. Да еще тому, каковы оттенки именно его понимания, вроде бы, привычных слов. Но то, чему посвящена жизнь, начинает утяжеляться и на весах аксиологии: «Посмотрите-ка! Хайдеггер вкладывал в это слово именно тот смысл, а не иной! А Гегель? Какова диалектика! Каковы ее законы и категории!» - Вот и получается, что на первый план выплывает освоение инструментов мысли того или иного философа, представляющего то или иное время. Изучение, безусловно, значимое, но не первостепенное. Ведь любые инструменты везде и всюду играют не самодовлеющую, а служебную роль. Та же гегелевская Триада была логичной в рамках его системы, но становилась уязвимой в рамках учебно-вузовского «марксизма», когда речь доходила до закона отрицания отрицания…

В целом же философы нередко напоминают мастеров, которые с восторгом разбирают устройство печатных станков, винтовок и орудий былых столетий в эпоху компьютеров, АКМ, систем залпового огня и сверхзвуковой авиации.

Конечно же, изучение инструментов и оружия прошлого, как и истории в целом, необходимо . Но именно для понимания процессов при осознании того, что детали имеют лишь вс помогательную роль, тогда как их место в истории культуры в целом, как это не печально для с пециалистов, явно ограничено. Я не бесспорный поклонник В.Пелевина. Но вспомним одно язвительное место в его известном «Generation «П». Один из персонажей произведения обнаруживает папку: Большую часть папки «занимали таблицы царей». Они были довольно однообразны - в них перечислялись труднопроизносимые имена с римскими цифрами… В нескольких местах сравнивались разные источники, и из этого сравнения делался вывод, что несколько событий, вошедших в историю как последовательные, были на самом деле одним и тем же происшествием, так поразившим современников и потомков, что его эхо раздвоилось и расстроилось. Автору это открытие, как следовало из его торжествующе- извиняющегося тона, явно представлялось революционным и даже иконоборческим, что заставило Татарского лишний раз задуматься о тщете человеческих трудов. Никакого потрясения оттого, что Ашуретилшамерситубаллисту II оказался на самом деле Небудаханназером II, он не испытал - неведомый историк со своим пафосом по этому поводу был немного смешон. Цари тоже были смешны:про них не было даже толком известно, люди они или ошибки переписчика глиняных табличек, и след от них остался только на этих табличках» [1,сс.46 – 47].

Не могут ли вызвать подобную реакцию и иные наши философские изыскания? Что реально может дать для понимания нашего с обственного мира и его истории знание того, какие оттенки смыслов вкладывал в то или иное понятие пусть даже очень именитый для какого -то времени философ? К тому же, не свидетельствует ли история человеческой мысли, религии, человеческого духа в целом о том, что, чем сложнее, запутанней и индивидуальней игра понятиями, чем труднее они переводимы на языки иных времен и культур, то тем быстрее они выветриваются из реальной истории культуры? Так, «атом», какой бы смысл не вкладывал в него Демокрит, живет и ныне, равно, как и «Дао», потому, что эти понятия стали надындивидуальными и надвременными, а туманная «энтелехия» осталась достоянием лишь историков философии, да подвохом в иных тестовых экзаменах по вузовской философии.

Но перейдем к конкретике и коснемся выделенных в, бесспорно, замечательной статье Н.В.Мотрошиловой понятий Хайдеггера. Понятий значимых, как и те явления, которые стоят за ними. Но насколько значимых? Насколько незаменимых и насколько приближающих нас к осмыслению реальности, как, примеру это произошло с тойнбианскими понятиями «вызов- ответ»?

Опуская многое, само по себе очень интересное, ибо желающие могут сами окунуться в богатый смыслами текст отечественного философа, коснусь для примера лишь одного сплетения двух понятий, намеренно даваемых здесь кириллицей. По Хайдеггеру, «Дас Рисиге, что принадлежит к сущности Махеншафт, [2] - это не налично грандиозное; в этом случае оно остается маленьким, пустым и бессильным. Огромное ( дас Рисенхафтен) состоит в утрате меры…, продолжающей маскировать себя и постоянно подстегивающей (нас) во всем том, что становится «сущим»… Всякое преувеличение (масштабов) становится толчком и мнимым правовым основанием следующего нарушения меры; и оно всякий раз полностью связано с расчетом, но постоянно впряжено во что- то собственно действенное: опасность связанной с решением, но сверху поддерживаемой (процедуры) нарушения меры… - в воспламенении такого нарушения по отношению ко всему, что имеется там и здесь, по всей цепочке…. в неохватности всего этого расчета применительно к расширяемому полю, неподдающемуся расчету, видимости соразмерности праву любого шага того лишенного меры, которое себя расширяет, находчивость, с которой эта лишенно сть меры «воодушевляет» все предполагаемые полагания и побуждения (поступки) и соответствующая навязчивость в опубликовании всякого успеха…, несвязанность внутри видимости строжайшей связи – названная «Аусрихтунг» (организация вокруг чего-либо – Н.М.) – все это суть знаки Махеншафт, распространившегося на безусловное».

Глубокие рассуждения, безусловно, значимые и для анализа текучей реальности. Но вчитаемся внимательно в восторженные комментарии, которые здесь воспроизводятся с максимально возможной полнотой: «На самом деле удивительно, насколько точно Хайдеггер проник своим предвидящим взором, «разглядев» даже детали нашего времени (Здесь и далее разрядка моя - Ю.Б.), бесчисленными примерами из которого лучше всего пояснить смысл одной из центральных для его «Черных тетрадей категорий «дас Рисиге». Смысл понятия не только и не столько в том, что к «огромному», «гигантскому» (стало быть, весьма дорогостоящему) тяготеют все, в сущности, страны на закате Нового Времени и, особенно в нашу эпоху. При этом и бедные, часто нищие страны, напрягают свои силы и ресурсы для организации тех или иных масштабных маб-лозен, то есть утративших меру мероприятий, рекордных по размаху и размеру организуемых действ и построек (и побуждающих к новым «рекордам»…) Вместе с тем. Хайдеггер верно полагает: суть таких фасадов все же в другом, а именно в социально-исторической цепной реакции: одно превышение меры как бы толкает к другому, безмерному, снабжает его неким правом (и верно, что мнимым, но исправно работающим). Да и все другие детали, о которых говорит Хайдеггер, столь точны, как будто они списаны «с натуры», причем не хайдегге ровского времени, когда они только складывались, а для сегодняшнего, когда они стали массовыми…

Например, возникает какой-либо проект, относящийся к культуре и историческому пространству (скажем, это проект музейного городка в центре Москвы). В таких (сегодня повсеместно выполненных или выполняемых) проектах особенно ясной становится вся пагубность «нарушения меры» - притом в разных смыслах и направлениях. Что очередной проект будет «гигантским» или существенно «большим», чем надо, что архитектурно-художественная мера, заданная самой историей, сегодня будет нарушена в пользу «безмерного», заведомо ясно. Но как Хайдеггеру удалось подсмотреть у будущего самые конкретные процедурные детали, уму непостижимо. Все абсолютно верно : проект «впряжен во что-то собственно действенное» - а как же, ведь нужна цепочка чиновной, т.е. принимающей решения… заинтересованности; а она уже налицо; все разработано в деталях, нарушение меры, в самом деле, «воспламеняющим образом» (т.е. воодушевленно) поддерживается всей цепочкой из все большего числа звеньев. Те люди и институции, которые пострадали от подобных проектов, хорошо знают на опыте, из скольких многочисленных, «управляющих звеньев» в каждом случае составляются такие цепочки, остающиеся безличными, анонимными, а значит, безответственными…»

Трезвомыслящему человеку абсолютно понятны пафос нашего философа и то отношение к «нарушению меры», которое, наверное, рождается у каждого, кто не ослеплен деньгами, сыплющимися на тех, кторади этих самых денег готов плевать и на меру, и на здравомыслие. Но серьезное возражение вызывает иное. Что же? - Нехватка историчности.

Боюсь, что восторги по поводу провидения Хайдеггера чрезмерны. Берусь утверждать, что совершенно никакого предвидения в привычном понимании этого слова не было. Точнее было бы сказать: его «предвидение» - в духе тех, кто, сто лкнувшись некогда с кочками и ухабами, знает, что и столкновения с уже иными кочками и ухабами могут привести к аналогичным последствиям. Именно элементы повторяемости, своего рода «типичности» тех или иных ситуаций, направлений в развертывании событий и т.д. и дают основу для того, что мы часто называем социальным предвидением. Потому-то и гениальная платоновская схема смены форм правления работает, когда мы размышляем о Великой французской революции или 1917-м - 1937-м годах в России, а мысль Монтеня о том, что те, кто разжигает пламя социальных пожаров, сами же становятся жертвами этого пламени, действенна и поныне. Так и тут. Все, что так по-своему тонко выразил Хайдеггер, известно уже тысячелетиям. Разве сооружения и деяния времен Хаммурапи, египетские храмы и пирамиды, римские триумфы и битвы гладиаторов, о божествление императоров Рима, терракотовая армия Древнего Китая и т.д., и т.п. не были многократно повторяющимися цепочками «нарушения меры»?

К сожалению, уже целый ряд конференций показывает, что ахиллесова пята наших философов - замыкание в частном: в кругу текстов и сопрягаемой с ними узко понятой современности, и оторванность от мировой истории.

У меня такое ощущение, что современная история философии в определенном отношении еще на стадии преднауки. В огромнейшей мере даже талантливейшие и образованнейшие авторы слишком уж часто напоминают пчел, собирающих мед в клеточки тех или иных сот. При сопоставлении с другими науками можно с каз ать , что такая философия лишь на стадии наблюдения и скрупулезной констатации тех или иных «эмпирических данных». И тут собственно философский цех, пожалуй, отстает от философски мыслящих историков и филологов. Например, от Тойнби, отечественного Конрада. Ведь сверхзадача философии - прослеживание основных направлений и зигзагов человеческой мысли, выявление того общего и глобально значимого, что кроется под покровом специфических понятий. И тот же Гегель ничуть не будет умален, если мы (тут я не претендую на оригинальность) будем смотреть на его диалектику сквозь призму различных культур и тысячелетий, ощущая, что уже в Древнем Китае диалектика была на высочайшем уровне. То же самое, быть может, мы вправе сказать и о Хайдеггере. Через сотни и тысячи лет (если только они есть у человечества) от его томов и гирлянд понятий уцелеют (если уцелеют и останутся частичками духовного бытия людей), прежде всего те, которые сопряжены с пульсирующими, повторяющимися, либо «вечными» проблемами, встающими перед людьми, как, например,уцелели и поныне цепляют за живое древнеегипетская «Беседа разочарованного со своей душой», определенные древнекитайские тексты или написанные тысячу лет назад «Записки у изголовья» придворной японской дамы.

 

Литература

  1. Пелевин В. Generation «П» - Москва: Вагриус, 2003.
  2. Согласно обстоятельному анализу Н.В.Мотрошиловой у Хайдеггера дас рисиге - - многозначный термин, означающий устремленность людей (прежде всего, Нового Времени) ко все болеt масштабному и грандиозному, а Махеншафт(ен) - очень многозначное понятие. означающее сведение всего к удовлетворени ю потребностей и интересов, упрощенной потребности, делячеству. «манипуляции» - мировой суете, связанной с утратой корней в бытии.

Разделы знаний

Архитектура

Научные статьи по Архитектуре

Биология

Научные статьи по биологии 

Военное дело

Научные статьи по военному делу

Востоковедение

Научные статьи по востоковедению

География

Научные статьи по географии

Журналистика

Научные статьи по журналистике

Инженерное дело

Научные статьи по инженерному делу

Информатика

Научные статьи по информатике

История

Научные статьи по истории, историографии, источниковедению, международным отношениям и пр.

Культурология

Научные статьи по культурологии

Литература

Литература. Литературоведение. Анализ произведений русской, казахской и зарубежной литературы. В данном разделе вы можете найти анализ рассказов Мухтара Ауэзова, описание творческой деятельности Уильяма Шекспира, анализ взглядов исследователей детского фольклора.  

Математика

Научные статьи о математике

Медицина

Научные статьи о медицине Казахстана

Международные отношения

Научные статьи посвященные международным отношениям

Педагогика

Научные статьи по педагогике, воспитанию, образованию

Политика

Научные статьи посвященные политике

Политология

Научные статьи по дисциплине Политология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Психология

В разделе "Психология" вы найдете публикации, статьи и доклады по научной и практической психологии, опубликованные в научных журналах и сборниках статей Казахстана. В своих работах авторы делают обзоры теорий различных психологических направлений и школ, описывают результаты исследований, приводят примеры методик и техник диагностики, а также дают свои рекомендации в различных вопросах психологии человека. Этот раздел подойдет для тех, кто интересуется последними исследованиями в области научной психологии. Здесь вы найдете материалы по психологии личности, психологии разивития, социальной и возрастной психологии и другим отраслям психологии.  

Религиоведение

Научные статьи по дисциплине Религиоведение опубликованные в Казахстанских научных журналах

Сельское хозяйство

Научные статьи по дисциплине Сельское хозяйство опубликованные в Казахстанских научных журналах

Социология

Научные статьи по дисциплине Социология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Технические науки

Научные статьи по техническим наукам опубликованные в Казахстанских научных журналах

Физика

Научные статьи по дисциплине Физика опубликованные в Казахстанских научных журналах

Физическая культура

Научные статьи по дисциплине Физическая культура опубликованные в Казахстанских научных журналах

Филология

Научные статьи по дисциплине Филология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Философия

Научные статьи по дисциплине Философия опубликованные в Казахстанских научных журналах

Химия

Научные статьи по дисциплине Химия опубликованные в Казахстанских научных журналах

Экология

Данный раздел посвящен экологии человека. Здесь вы найдете статьи и доклады об экологических проблемах в Казахстане, охране природы и защите окружающей среды, опубликованные в научных журналах и сборниках статей Казахстана. Авторы рассматривают такие вопросы экологии, как последствия испытаний на Чернобыльском и Семипалатинском полигонах, "зеленая экономика", экологическая безопасность продуктов питания, питьевая вода и природные ресурсы Казахстана. Раздел будет полезен тем, кто интересуется современным состоянием экологии Казахстана, а также последними разработками ученых в данном направлении науки.  

Экономика

Научные статьи по экономике, менеджменту, маркетингу, бухгалтерскому учету, аудиту, оценке недвижимости и пр.

Этнология

Научные статьи по Этнологии опубликованные в Казахстане

Юриспруденция

Раздел посвящен государству и праву, юридической науке, современным проблемам международного права, обзору действующих законов Республики Казахстан Здесь опубликованы статьи из научных журналов и сборников по следующим темам: международное право, государственное право, уголовное право, гражданское право, а также основные тенденции развития национальной правовой системы.