Многие видные деятели Казахстана осветили жизненный путь великого учителя. Об Ибрае Алтынсарине написано немало исследований, создан ряд монографических работ, научных статей, посвященных его литературным, социологическим, педагогическим, этическим и этнографическим взглядам. Это работы Т.Тажибаева, М.Ауэзова, А.Ситдыкова, Б.Сулейменова, А.Дербисалина, К.Бейсембиева, А.Эфирова, А.Уразбекова и др.
До Великой Октябрьской социалистической революции широкие слои общественности не были знакомы с литературным наследием великого педагога. Оно стало достоянием народа только в годы СССР. Стали издаваться его сборники стихов, басен и рассказов, избранные произведения, собрания сочинений. И.Алтынсарин - яркое явление в культурной жизни казахов XIX века, о чем сегодня, к сожалению, мало вспоминают. Обладая поэтическим даром, совершенным умом и бескорыстной душой он навсегда останется в истории педагогической мысли Казахстана. Жизнь этого человека, дело его подвижнической деятельности осветит еще не одно поколение своими высокими помыслами. Он был разносторонней личностью, который показал себя и как педагог, и как ученый-этнограф, и как поэт, и как писатель, и как общественный деятель и просветитель.
Обращение к педагогическому наследию И.Алтынсарина сегодня как никогда актуально. В наше время необходимо обращение к исторической основе воспитания, ибо без осмысления исторического педагогического наследия невозможно приобщение подрастающего поколения к человеческим идеалам. Жизненный и творческий путь Ибрая Алтынсарина, отдельные страницы его биографии, отдельные аспекты его философских и педагогических воззрений вызывают особый интерес и способствуют духовнонравственному развитию современной личности. Судьба Ибрая Алтынсарина - нравственный пример для всех, кто жил и живет после него. Это пример служения своему народу. Его педагогические идеи используют лучшие учителя области, его стихи и проза любимы народом.
И. Алтынсарин был всесторонне образованным человеком. Ибрай Алтынсарин был широко известен и как учёный-этнограф, поэт. Он был полноправным членом Русского географического общества в Оренбурге. По заданию этого общества он готовил и публиковал доклады и статьи по казахской этнографии. Он понимал насколько важно стремление казахского народа к прогрессу и знаниям [1,с.5—40].
В 60-е годы окончательно сформировались педагогические взгляды Алтынсарина. В том же письме он излагает свои взгляды на методику преподавания, которую он частично позаимствовал у своего наставника, старшего товарища и друга Н.И. Ильминского: "... Методу учения я занял у Вас; даю им сначала названия предметов, исключительно слова, относящиеся к имени существительному; потом названия качества предметов - имени прилагательному; потом соединения названий предметов с их качествами, далее - глаголы, а потом сопряжения и склонения слов, род и число...".
В 1879 году Алтынсарин был назначен инспектором школ Тургайской области. Получив более широкие права и возможности в области просвещения, он выезжает в аулы, разъясняет казахам значение и цели, пользу светского образования. Организация работы учебных заведений в Илецком, Иргизском, Тургайском, Николаевском (Кустанайском) уездах, а так же в населенных пунктах Оренбургского края было делом нелегким. К тому же развитие сети образовательных заведений тормозилось зависимостью от воли губернатора. Преодолевать многочисленные препоны помогал упорный характер Алтынсарина и его неугасимая любовь к родному краю. В письмеИльминскому он писал: "... Мое постоянное стремление клонилось к тому, чтобы непременно быть полезным человеком, а теперь мысль, что достигаю этого- утешение..."[2,с.141].
И. Алтынсарин был не только подвижником-педагогом, но и талантливым организатором. Он совершает титаническую работу по становлению учебных заведений, подбору преподавательского состава, заботы о бытовых мелочах детей и педагогов, финансовой отчетности, накоплению материальной базы учебных заведений. В своей докладной записке в областное управление оренбургскими киргизами он пишет: "... Для покрытия расходов на содержание киргизской школы,...отчислено из сумм кибиточного сбора 900 руб. серебром, которые записаны на приход в шнуровую книгу по содержанию киргизской школы. Заготовленные мною вещи, по прилагаемой к сему ведомости, сданы смотрителю школы...". Сколько кропотливой работы скрыто за сухими строками отчета чиновника!
В своей просветительско-педагогической деятельности Алтынсарин уделяет огромное внимание воспитанию нравственных основ личности. Он не отвергает ислам, он не против обучения исламу, но религия должна согласовываться с наукой и техникой и содействовать нравственному воспитанию молодежи. "... Стараюсь всеми силами, чтобы подействовать еще на их (учеников) нравственность, чтобы они впоследствии не были взяточниками. Посмейтесь надо мною, я иногда являюсь детям в пустое от занятий время официально муллой и рассказываю, что знаю, из духовной истории, прибавляя к тому и другие полезные, удобопонятные рассказы...".
Современники, следившие за подвижнической деятельностью И. Алтынсарина, уже при жизни могли оценить его вклад в дело образования казахов. В числе заслуг, помимо собственно педагогической деятельности, они отмечали его разностороннее литературное творчество: составление хрестоматии на родном языке, составление первых сборников народной поэзии и первых книжных произведений для начального чтения.
В заботах и многочисленных поездках летела жизнь. В1889 году Алтынсарину еще нет и пятидесяти лет, но здоровье подорвано. Сказались нервное перенапряжение и тяготы походной жизни. Сделано уже так много, что его имя станет бессмертным и будет с благоговением звучать на устах степняков. Но мысль педагога устремлена в будущее. Останавливаться на достигнутом не его удел. Не дают покоя наметки, задумки,планы...[3,с.26].
Идеи И. Алтынсарина сегодня хорошо известны. Некоторые из них особенно актуальны в наши дни, когда школа развивается в условиях новых реалий суверенного Казахстана. Еще почти полтора столетия назад он в системе школьного образования главное место отводил естествознанию, обучению русскому и казахскому языку. Именно такая постановка вопроса актуальна сегодня, когда мы говорим об утверждении двуязычия как нормы жизни в нашей стране.
Гениальный Алтынсарин - один из "трех китов" (наряду с Чоканом и Абаем), на чьих плечах держалась и будет держаться степная общность казахов. В мире мусульманского мракобесия, феодального невежества и колониального гнета он сумел увидеть ум и энергию своего народа, способного выбраться из средневековой тьмы к свету! Он посвятил всю сознательную жизнь, неиссякаемую энергию, острый ум и отеческую любовь к своему народу - делу народного просвещения!
Не здесь ли истоки бессмертия имени Ибрай Алтынсарин? Создав на родном языке высокоталантливые рассказы и стихотворения для казахских детей, Алтынсарин занял в истории казахской литературы как писатель-художник надлежащее место - наряду с Абаем. Его искренне, задушевно написанные произведения, столь близкие детскому сердцу и детским интересам, и поныне не устарели. Велико значение Алтынсарина в истории, этнографии и краеведении.
Алтынсарин проявил свою неутомимую, кипучую деятельность как талантливый педагог, писатель и общественный деятель, борец за народную школу, за просвещение народа.
Казахский поэт и ибраевед С.Оспанов в своем произведении «Ұлы ұстаз ұлағаты», вышедшем в 2014 году, писал о великой роли Алтынсарина в общественной и культурной жизни казахского народа. Он отмечал, что многое еще не исследовано, не изучено, не написано о великом педагоге.
Ибрай Алтынсарин - талантливый сын своего народа, гордость нации. Он внёс большой вклад в развитие культуры казахского народа, его труды и все его творчество вошло в золотой фонд нашей истории, оставив последующим поколениям неисчерпаемое богатое наследие. Таким великим он остался в памяти казахского народа. Мне бы хотелось, чтобы его произведения, переводы были доступны каждому читателю, редкие архивные материалы опубликованы, ну а молодое поколение с благодарностью изучало творчество талантливого поэта и переводчика. Значение Алтынсарина в истории народного образования в Казахстане очень велико. Деятельность Алтынсарина представляет для нас огромный интерес с точки зрения развития общественной мысли и его места в истории народного образования и казахской литературы. Мы отдаем дань уважения Алтынсарину за его выдающуюся деятельность в качестве первого народного учителя, первого организатора народных школ в Казахстане и первого педагога-теоретика, вышедшего из среды казахского народа.
Литература
- Сулейменов Б. С. Жизнь и творчество Ибрагима Алтынсарина (1841 —1889).— В кн.: Алтынсарин И. Избранные произведения. Алма–Ата, 1957, С. 5—40.
- Алтынсарин. И. Собр. соч. в трех томах, Алма-Ата, 1978, т. 2, С.141.
- М.А.Ауэзов, «Собрание сочинений в двадцати томах». «Жазушы», 1985, т.20 - С.26.