Конец ХХ – начало XXI столетий – один из наиболее значимых и сложных периодов в истории Казахстана. Процессы глобализации, интеграции и модернизации общества, стремительное развитие науки и техники оказали огромное влияние на сознание людей, духовные и нравственные идеалы человека. Произошло переосмысление сложившихся традиций и моральных устоев. Усиление прогресса выдвинуло на первый проблемы взаимоотношений человека и общества, человека и природы. Как отмечают исследователи, в «последней трети XX века происходят значительные культурно-эстетические сдвиги», повлекшие за собой трансформацию жанра романа, обновление его идейно-тематического содержания и структурной организации [1].
Отличительными особенностями казахской литературы конца ХХ – начала XXI веков становятся:
- углубление психологизма, пристальный интерес писателей не только к духовному миру героев, их чувствам, переживаниям, но и к бессознательному;
- тяготение к многоплановому изображению действительности во всех её проявлениях и аспектах;
- стремление к большим социально-философским обобщениям [2, 212];
- обращение к историческому прошлому народа;
- использование мифологических образов и мотивов, их осмысление в контексте проблем современности;
- изображение человека на стыке прошлого, настоящего и будущего, в переломные моменты истории, общественной и частной жизни.
В творчестве казахских писателей наблюдается стремление раскрыть диалектику человеческой души. «Одним из замечательных достижений современной литературы.., – пишет в своей работе З.Г. Османова, – является умение... глубоко и полно раскрывать внутренний мир человека, показывать его в многообразных связях с жизнью, с действительностью» [3, 179]. Отсюда раздвижение горизонтов изображения в художественном творчестве конца ХХ – начала XXI веков. Действительность предстает во всем ее многообразии и многогранности.
Современную казахскую прозу характеризуют ёмкость содержания, масштабность эпического повествования, сложность изображаемых характеров, чем обусловливаются особенности структурной организации жанра романа. В его пределах нередко наблюдается соединение различных композиционных форм [4, 81]. Так, в трилогии А. Жаксылыкова «Сны окаянных» психологическая драма сочетается с социально-философским и интеллектуальным романом. Вследствие чего сюжет утрачивает линейность. События разворачиваются в нескольких планах, охватывая воспоминания, сновидения, фантазии героев. Чувственный мир переплетается с рациональным и иррациональным. Реалии быта раздвигаются до глубоких философских обобщений.
В романах казахских писателей прослеживаются исторические судьбы народа, общественно-политические события. Большое внимание уделяется процессу становления личности, ее духовной эволюции.
Ключевыми смысловыми уровнями романов последней четверти ХХ века – первого десятилетия XXI веков выступают исторический и философский, ибо писателями в первую очередь осмысляются тенденции развития общества, исторические судьбы людей и народа.
В своих произведениях З. Акышев, А. Токмагамбетов, Р. Сейсенбаев, А. Нурпеисов, Б. Жандарбеков, И. Есенберлин, Х. Адибаев, А. Сарсенбаев, С. Досанов, А. Жаксылыков, Н. Келимбетов, Д. Амантай, К. Оразалин рассматривают реальность сквозь призму истории, пытаются найти причины происходящего в современном мире. При этом к изображению действительности писатели подходят с философской точки зрения, стремясь постичь глубинную суть и природу наблюдаемых в обществе явлений и процессов. Отсюда обилие исторических и философских обобщений, реминисценций, аллюзий. Так, например, герои романа Р. Сейсенбаева «Трон сатаны» читают и цитируют Э. Хемингуэя, М. Макатаева, Сент-Экзепюри, Абая Кунанбаева, С. Есенина, В. Шукшина. В произведении «Мертвые бродят в песках» упоминаются эпопея М.О. Ауэзова «Путь Абая», «Дневник» Ф.М. Достоевского, творчество А.С. Пушки на, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова, И. Лескова, Шакарима Кудайбердиева, О. Хайяма, Джами, О. Сулейменова, С. Залыгина, песни В. Высоцкого. В романе А. Алимжанова «Возвращение учителя» герой обращается к трудам мыслителей и ученых прошлого – Аристотеля, Платона, Сократа, Цицерона, Абу Набаса, аль-Кинди. В произведении цитируются работы философов и поэтов античной и средневековой эпохи.
Обращение писателей к историческому прошлому казахского народа, к решающим и поворотным моментам в судьбе общества позволяет им «наиболее полно воссоздать реальную картину социально-политической жизни определенной эпохи и обнаружить духовные основы, связующие целые поколения» [1].
Для романа конца ХХ – начала XXI веков характерно соединение исторической и частной жизни. Такой подход писателей обусловил усложнение пространственно-временной организации их произведений. Описываемые в творчестве казахских романистов события развиваются на стыке прошлого, настоящего и будущего. Частная судьба вплетается в судьбу общечеловеческую. История становится неотъемлемой частью жизни личности. Пример тому – романы А. Алимжанова «Возвращение Учителя», И. Есенберлина «Золотая Орда», К. Оразалина «После Абая», С. Санбаева «Медный колосс», Б. Жандарбекова «Саки», С. Елубаева «Одинокая юрта». События, изображаемые в данных романах, разворачиваются в конкретную историческую эпоху, на фоне которой протекает жизнь героев. Судьба описываемых авторами лиц оказывается неразрывно связанной с перипетиями и явлениями, происходящими в окружающей их действительности.
Рассматривая жизнь героев сквозь призму истории и осмысляя события прошлого и настоящего с пространственно-временной позиции персонажей, писатели стремятся дать глубокую и объективную оценку затрагиваемым ими проблемам, постичь причины возникающих противоречий, показать неординарный характер общественного развития.
Для романа конца ХХ – начала XXI веков характерна многоуровневость. В произведениях казахских писателей можно условно выделить пять уровней: исторический, философский, психологический, сюжетный и композиционный, которые тесно взаимосвязаны между собой и образуют единое целое. Наиболее очевидно это проявляется в романах «Мертвые бродят в песках» Р. Сейсенбаева, «Последний долг» А. Нурпеисова, «Золотая Орда» И. Есенберлина, «Гибель Отрара» Х. Адибаева, «Сны окаянных» А. Жаксылыкова, «Не хочу терять надежду» Н. Келимбетова, «Возвращение учителя» А. Алимжанова, «Саки» Б. Жандарбекова, «Одинокая юрта» С. Елубаева. Исследование внутреннего мира героев, их переживаний, чувств, сомнений, противоречий, мотивов поступков переплетается с обращением к историческому прошлому казахского народа, размышлениями о вечных категориях счастья, добра, правды, справедливости, любви, долга.
Большое внимание в творчестве прозаиков уделяется судьбе отдельной личности. На страницах своих романов Р. Сейсенбаев, А. Нурпеисов, Б. Жандарбеков, И. Есенберлин, К. Оразалин, А. Сарсенбаев, Х. Адибаев, А. Жаксылыков, Н. Келимбетов, Д. Амантай, Д. Накипов размышляют о настоящем и будущем человека, что обусловливает значимость психологического уровня их произведений. Писатели изображают человека со всеми его переживаниями и противоречивыми поступками.
Значительное место в романах последней четверти ХХ века – первого десятилетия XXI веков отводится поворотным событиям в жизни отдельных людей, заставляющим их делать сложный выбор. В произведениях казахских прозаиков герои нередко оказываются в неоднозначных, нетипичных ситуациях, что способствует более глубокому и полному раскрытию их духовного мира. Писатели прослеживают движения чувств, мыслей, переживаний изображаемых ими лиц. В романах Р. Сейсенбаева, А. Нурпеисова, Б. Жандарбекова, К. Оразалина, А. Сарсенбаева, А. Алимжанова, И. Есенберлина, Х. Адибаева, А. Жаксылыкова, Н. Келимбетова, Д. Амантая есть множество ситуаций, когда герои в полной мере проявляют различные стороны своей души и характера.
Широкое распространение в казахском романе последней четверти ХХ века – первого десятилетия XXI веков получают принцип естественности и прием «остранения». В ходе повествования прозаики нередко ставят своих героев в ситуацию выбора, когда они вынуждены принимать решения, тем самым проявляя свои моральные и нравственные качества, в полной мере раскрывая свой духовный потенциал и характер.
Современную казахскую прозу отличают напряжённость, драматизм повествования [5, 274]. Действительность, изображаемая в романах писателей, предстает противоречивой, порой жестокой и равнодушной к человеку. Отсюда интерес прозаиков к проблеме отчуждения. Она становится центральной в романах Р. Сейсенбаева «Трон сатаны», «Мертвые бродят в песках», А. Нурпеисова «Последний долг», А. Жаксылыкова «Сны окаянных», Д. Накипова «Круг пепла».
На страницах своих произведений писатели размышляют о причинах отчуждения между миром и людьми. По их мнению, современный человек настолько замыкается, что порой перестает ощущать свою связь с прошлым и настоящим, со своим народом и страной. Свидетельством тому являются судьбы героев романов Р. Сейсенбаева «Трон сатаны», «Мертвые бродят в песках», А. Нурпеисова «Последний долг», А. Жаксылыкова «Сны окаянных».
Отчуждение оказывает существенное влияние на сознание человека, меняя его представления о действительности, систему эстетических идеалов и ценностей. Ибо духовная эволюция личности возможна лишь при условии ее гармоничного развития и ощущения единства с обществом, сопричастности судьбе родной земли.
Романы современных казахских писателей пронизаны глубоким драматизмом, который реализуется прежде всего на уровне психологического состояния героев. Ибо, размышляя об явлениях действительности, они порой вступают в противоречие с самими с собой, с привычными для них устоями и ценностями. Происходит либо ломка прежних стереотипов, выработка новой шкалы ценностей, иных ориентиров, либо возникает конфликт личности и общества (например, романы Р. Сейсенбаева «Трон сатаны», Д. Амантая «Цветы и книги»).
Драматизм раскрывается на уровне авторского восприятия изображаемых событий, оценке жизненных коллизий. Рассуждая о реалиях бытия, писатели излагают собственную точку зрения, которая отражает их видение проблемы.
В творчестве казахских писателей конца ХХ – начала XXI веков наблюдается сочетание«идейно го новаторства с бережным отношением к национальной традиции» [1]. В современном романе поднимаются общечеловеческие и вечные проблемы, осмысляются нравственные и философские категории. В прозе казахских писателей тесно переплетаются научные открытия и религиозные учения прошлого и настоящего. Личность и ее взаимоотношения с миром рассматриваются в контексте духовных поисков современного общества.
Модернизация жанра романа проявляется на уровне конфликта. Он приобретает более сложный и противоречивый, иногда неразрешимый характер. Такой подход позволяет открыть новые грани в образе героев романов, заставить читателя задуматься над проблемами современности (например, романы А. Нурпеисова «Последний долг», А. Жаксылыкова «Сны окаянных», Д. Накипова «Круг пепла»).
Разрешение конфликта в произведениях казахских писателей «тяготеет к открытию плана сверхличного, общего». При этом глубинная содержательность жизненных явлений осмысляется сквозь призму судеб героев, с позиций художественного мира как «второй действительности». Конфликт определяет «масштаб соотнесенности человека и времени в романе», ибо действительность «прорастает насквозь в конфликте» [6]. Проблемы, выдвинутые писателями на страницах своих произведений, концентрируются вокруг единого, выступающего центральным, вопроса, вызывающего противоречия и становящегося причиной столкновения людей. Так, в романе Р. Сейсенбаева «Трон сатаны» судьбы героев и основные события переплетаются с решением проблемы добра и зла. В дилогии А. Нурпеисова «Последний долг» на первый план выходят взаимоотношения человека и природы. В романе А. Кекильбаева «Конец легенды» рассматривается конфликт личнос ти и власти. В трилогии А. Жаксылыкова «Сны окаянных» противостояние наблюдается между вечным и преходящим, истинным и ложным, материальным и духовным.
В произведениях казахских писателей можно выделить несколько типов конфликтов:
- социально-исторический конфликт, раскрывающий общественные противоречия, столкновения личности и устоев, сложившихся в конкретную эпоху. В центре внимания писателей нередко оказывается национально-освободительная борьба казахского народа. Данный тип конфликта способствует раскрытию идеи независимости, постижению ее эволюции и трансформации в сознании людей (например, романы И. Есенберлина «Золотая Орда», Х. Адибаева «Гибель Отрара», А. Алимжанова «Возвращение учителя», С. Елубаева «Одинокая юрта»);
- социально-психологический конфликт, отражающий взаимоотношения человека и общества. Данный тип позволяет глубже постичь интеллектуально-инновационный потенциал личности, ибо предполагает столкновение интересов, мотивов, жизненных взглядов, установок (например, тетралогия А. Жаксылыкова «Сны окаянных», романы Д. Накипова «Круг пепла», Д. Амантая «Цветы и книги»).
Современный роман характеризуется пластичностью. [7, 194]. Он сочетает в себе изменчивость и традиционность. Данное свойство романа проявляется в его способности передавать логику исторических перемен, в активизации образного слова, значимости метафорическо го изложения событий, столь характерного для творчества казахских писателей.
В романе конца ХХ – начала XXI веков наблюдается диалогичность. Она проявляется на уровне построения и повествования произведений казахских писателей. Их романы писателей нередко строятся в форме диалога. Обращаясь к герою или к читателю, автор рассуждает о происходящих событиях, предается воспоминаниям.
Такая форма построения повествования позволяет прежде всего дать объективную оценку изображаемым в произведениях событиям, заставить читателя задуматься над затрагиваемыми проблемами (например, романы А. Нурпеисова «Последний долг», Б. Момышулы «Восхождение к отцу»).
В современном романе на первый план выходит социокультурная реальность, в которой протекает жизнь героев, развивается основное действие произведения. Нередко писатели подвергают анализу сознание людей, являющихся носителями традиционного мировоззрения. Помещая героев в систему реалий современной действительности, ее ориентиров и ценностей, прозаики прослеживают, как происходит процесс духовной эволюции человека. Вследствие чего персонажи «переживают экзистенциальное состояние времени, которое движется, ставя перед ними проблемы многовековой давности. Настоящее как бесконечное повторение ощущений прошлого, как переживание морального обязательства перед памятью предков» [8]. Пример тому – романы А. Нурпеисова «Последний долг», Р. Сейсенбаева «Трон сатаны», «Мертвые бродят в песках», А. Жаксылыкова «Сны окаянных».
В современном казахском романе наблюдается сочетание элементов различных жанров. В произведениях писателей нередко переплетаются психологический, социальный, философский, исторический, детективный, фантастический, сатирический типы романов т.д. Они существенно обогащают структуру и содержание данного жанра, придают емкость и многогранность повествованию, углубляют коллизии и перипетии, происходящие в жизни героев.
Данные типы и разновидности объединяет в одно произведение, в один жанр «устойчивое семантическое ядро», обеспечиваемое за счет «совокупности доминирующих художественных приемов, которые подчиняют себе все остальные приемы, использованные при создании художественного целого» [9]. Вместе с тем, каждый из указанных типов романа сохраняет собственные характеристики, отражающиеся на всех уровнях поэтики и содержания произведений казахских писателей. Отсюда коммуникативность, синкретизм, присущие прозе последней четверти ХХ – начала XXI веков. Так, в романе Р. Сейсенбаева «Трон сатаны» наблюдается сочетание философского, социального, психологического, детективного типов. Переплетаясь на уровне сюжета и структурной организации произведения, они способствуют целостному раскрытию характера главного героя.
Таким образом, жанр романа в казахской литературе конца ХХ – начала XXI веков претерпевает существенные изменения, проявляющие на уровне его содержания и структурной организации. Происходит значительное усложнение композиции произведений писателей, отличительными особенностями которой становятся многоуровневость, диалогичность, полифония. Большое внимание в романах современных казахских прозаиков уделяется постижению психологии личности, ее внутреннего мира, сознания.
Литература
- Стрюкова В.И. Исторические жанры в современной русскоязычной литературе Таджикистана (в творчестве Ато Хамдама и Леонида Чигрина) / Дисc. канд. филолог. наук. – Душанбе, 2010. // http://www.dissercat.com/content/ istoricheskiezhanry-v-sovremennoi-russkoyazychnoi-literature-tadzhikistana-v-tvorchestve-at
- Ахметов З.А. Современное развитие и традиции казахской литературы. – Алма-Ата: Наука, 1978. – 328 с.
- Османова З.Г. Художественная концепция личности в литературах Советского Востока. – М.: Наука, 1972. – 266 с.
- Шарипов А. Традиции и новаторство в казахской литературе. – Алма-Ата: Мектеп, 1984. – 136 с.
- Нургалиев Р.Н. Древо обновления. Традиции и современный литературный процесс. – Алма-Ата: Жазушы, 1989. – 368 с.
- Алибаев З.А. Природа конфликта в современных башкирских романах / Дисc. канд. филолог. наук. – Уфа, 1996. // http://cheloveknauka.com/priroda-konflikta-v-sovremennyh-bashkirskih-romanah
- Бахтин М Эпос и роман. – СПб.: Азбука, 2000. – 305 с.
- Исмаилова М.В. Проблемы традиций и жанровые разновидности в чеченском романе 80-90-х гг. XX века. Дис. канд. филолог. наук. – Грозный, 2007. // http://www.dissercat.com/content/problemy-traditsii-i-zhanrovye-raznovidnosti-v- chechenskom-romane-80-90-kh-gg-xx-veka
- Шарифова С.Ш. Теоретические аспекты жанрового многообразия азербайджанского романа / Дисс. докт. филолог. наук. – М., 2012. // http://www.dissers.ru/avtoreferati-doktorskih-dissertatsii1/a265.php