Аннотация. В статье рассматривается роман «Преступление» основателя казахско-китайской литературы К. Шабданулы. Хотя прошло мало времени с момента издания этого произведения, оно стало одним из лучших произведений казахской литературы.
После получения независимости нашей страны, вышли в свет некоторые литературные наследия, ранее запрещенные, которые отражают национальную культуру и литературу. Один из них – роман «Преступление» основателя казахско-китайской литературы К.Шабданулы. Хотя прошло мало времени с момента издания этого произведения, оно стало одним из лучших произведений казахской литературы.
По различным причинам наши соотечественники покинули родные земли, и их затруднения, гонения в чужой земле, их трогательно трудная судьба с трепетным волнением описывается в романе писателя. В романе автор говорит о событиях, происходивших с ним в чужой стране – Китае через образ героя романа Бигабыла. Эти истории становятся наследием для будущих потомков. Особенно поражает мастерство в употреблении слов, композиция романа, с помощью которых автор стремится раскрыть серую жизнь, полную изнеможений и страха, горькую правду, ставшую жертвой волчьего общества, приводит огромное количество исторических фактов, со свойственной только ему мастерством и красноречием.
Шеститомный роман Кажыгумара Шабданулы «Преступление» по жанру относится к эпическому роману. События в романе происходят с главным героем романа – Бигабылом. Бигабыл – это прототип самого автора, Кажыгумара. Судьба героя схожа с судьбой целого народа, покинувшего родные земли по политическим причинам. И в нем ярко запечатлены все тяготы трудного времени. Многие герои романа – это реальные люди, с которым автор был знаком. Их имена были изменены. Имена только известных исторических личностей остаются в неизменном виде. Родители, братья, сестры героя – все они в реальности были родственниками самого автора. Династия Шабдана в романе называется «династией Жаппара». И нельзя сказать, что в романе автор описывает все события своей жизни подряд, без разбора. Он описывает только те события, которые мастерски вплетает в сюжет романа. Эти события глубоко анализируются главным героем романа – Бигабылом [1. 65 – 68]. Поэтому, сюжет и композиция романа отличается своеобразием, свойственным мировоззрению, взгляду самого автора. Например, притягательность, расположение вереницы событий захватывает читателя, обвораживая, пленяя различными чувствами. Любое событие пронизывает читателя глубоко.
А.М.Горький называл сюжетом «связи, противоречия, симпатии и антипатии и вообще взаимоотношения людей, историю роста и организации того или иного характера» [1]. А композиция – построение произведения, расположение его составных частей, порядок изложения событий – одно из основных художественных средств, при помощи которого писатель характеризует действующих лиц и изображает интересующий его круг жизненных явлений так, как он их понимает. Оно является показателем мастерства писателя, использующего симметрию различных частиц произведения, художественное средство передачи авторской идеи.
Удачное вплетение сюжета или расположение связи сюжетных единиц, композиция романа не смогла бы быть привлекательной. В романе «Преступление» эти принципы художественного произведения отражены полностью. Композиция, без слов, связана с сюжетом. Что такое сюжет? Сюжет – это ряд связанных между собой и последовательно развивающихся жизненных событий. Взаимоотношения и взаимодействия людей, показанные в этих событиях, обнаруживают различные черты человеческого характера, поведение и переживания действующих лиц, историю развития характера, его роста. В сюжете отражаются характерные для жизни столкновения и противоречия, взаимоотношения людей и оценка, отношение к ним писателя.
Композиция и сюжет переходят друг в друга как форма и содержание, тема и идея. Без композиционной целостности нет и сюжета. Чтобы сюжет стал сюжетом, все его составные части переплетаются в композиционную форму, становясь одним целым, законченным произведением. И это вновь доказывает единство сюжета и композиции.
Видно, что автор вынес всю идею этого шести томного произведения в себе, как мать вынашивает дитя. Различные эпизоды событий, штрихи портретов были отточены, оценены в замысле автора, составлены в своеобразную композицию, прежде чем были написаны на бумагу. Композиционный строй романа выделятся своеобразной особенностью.
Во время допроса в тюрьме, автор каждый свой ответ начинает со слов «если буду говорить неправду «всемогущему» следователю, ударьте меня в темя!» Затем события рассказываются от имени Бигабыла. В конце этого раздела герой снова сатирически высмеивает «уважаемый «следователь» и заканчивает свою речь. Мы смело можем сказать, что этот прием красит и делает роман еще лучше. Сюжет относится только к жанрам эпического, драматического и лиро-эпического произведения. А композиция принадлежит всем жанрам. В лирических произведениях сюжета может и не быть, в нем выражается только мысль автора. Но и там идея и композиция обязательно присутствуют. Художественность и ценность крупного произведения определяется единством этих двух составляющих. Оно показывает художественное мастерство писателя.
Автор описывает события устами Бигабыла главного героя романа, прототипом которого является он сам. События, произошедшие с Бигабылом, стали основой романа. Если бы отдельные части романа мы восприняли бы как новеллы, но, соединяясь в крупное произведение – роман, они становятся частицами композиции. От расположения этих частиц внутри романа зависит композиция произведения. Существуют определённые повторяющиеся типы композиции: кольцевая композиция (повторение начального фрагмента в конце текста); концентрическая композиция (сюжетная спираль, повторение аналогичных событий по ходу развития действия), зеркальная симметрия (повторение, при котором в первый раз один персонаж совершает по отношению к другому некое действие, а затем тот совершает такое же действие в отношении первого персонажа). А композицию романа «Преступление» сложно отнести к какому-либо виду этих композиций. Если проанализировать расположение сюжетов, начало событий не связано с детством главного героя. Завязка начинается с короткого диалога главного героя романа со следователем. Далее герой романа кратко описывает историю предков, молодость родителей, свое беззаботное детство, в общей сложности охватывая время большее, чем столетие, с особенным чувством нежности воспоминаний. Затем время снова возвращается к начальной завязке романа [2. 49-50]. Анализируя это, мы можем сказать, что композиция романа циклично-закрытая.
Начало сюжета – событие, описывающее героя, находящегося в тюрьме. Точно описывая время и пространство, автор называет его вступлением. По объему – небольшое, его мы можем воспринимать как пролог. Пролог – это один из видов вступления в литературном произведении: введение, знакомящее читателя с событиями, предшествующими событиям, изображенным в произведении, или общим замыслом автора. Пролог заканчивается сатирическими словами главного героя. Только со второй части Бигабыл становится в центре событий. Затем идет описание темных сторон общества. Начиная со второй части динамично герой романа горькой сатирой, вызывая негодование читателей, резко осмеивает порочные явления общества, власти.
Писатель правдиво показывает отрицательные стороны жизненных явлений. Автор противостоит ложи. Автор, находясь в холодной тюрьме, голодая, не сникся, смог сохранить свое человеческое достоинство, рассказав об этом в многотомном произведении [3. 78]. Поэтому, мы оцениваем «Преступление» удачно написанным произведением.
Язык романа также гармоничен, читается легко. Словарный состав романа отобран, анализирован до логического завершения. Хотя автор жил в двух государствах, но диалектизмы, повтор слов не встречаются в его романе. Архаизмы и пословицы казахского языка, не употребляющиеся в обыденной речи поговорки, поднимают художественную окраску романа до лучших произведений. Пословицы и поговорки употребляются редко, но метко. Например, пословицы и поговорки «Огромные глаза – признак глупости, многословие – признак тупости», «Если будешь сватом с собакой сыграешь свадьбу с помоем», «И ветер против бедняка», «Плохой мастер – труслив» или «Беда не приходит одна» раскрывают идею автора. Мастерство композиции – создание из множества единого целого, служащего идее автора. Говоря словами Пушкина, знать границы чувств и тайн, описания и повествования движений, явлений.
Все этапы сюжетов романа соединены в одно целое. Единство эпизодов, целостность событий служат порядку, глубине композиции романа. «В произведении настроение, внутренний мир Бигабыла одинаков с настроением, взглядами автора. Потому что, как мы говорили в начале, автор является прототипом Бигабыла. И образ Бигабыла, и образ автора находят отклик в душе читателя.
Как говорил Л.Н.Толстой, «главный вопрос в художественном произведении – это внутренний мир автора», образ автора находит эмоциональное отражение в сюжете, фабуле, композиции произведения» [4].
Суть композиции – в группировке всех компонентов произведения вокруг основной идеи, во взаимосвязи частей и подчинения их авторскому замыслу. Зрелые в художественном отношении произведения отличаются композиционным единством темы и замысла. Необходимость ясного представления об эпохи героя, динамика событий и действий персонажей, служащие раскрытию идеи произведения, требуют в свою очередь четкой композиционной основы произведения. Таким образом, композиция литературного произведения в первую очередь определяется художественно-эстетической и идейной позицией автора.
Роман «Преступление» характеризуются наличием множества эпизодов. Эпизод – небольшая и относительно самостоятельная часть литературно-художественного произведения, фиксирующая один законченный момент действия, происходящего между двумя и более персонажами в одном месте и на протяжении ограниченного временного промежутка, или повествующая о поступке одного из героев. Небольшие происшествия или крупное событие часто определяют развитие фабулы. Расположение эпизодов в тексте является важной гранью композиции произведения. Количество эпизодов определяет объем произведения и влияет на его жанровую природу. Одновременно с эпизодами, относящимися к основному действию, в произведении могут быть так называемые вводные, побочные, вставные эпизоды, которые в принципе не связаны с сюжетной линией повествования. Встречаются эпизодные композиции. В таких произведениях несколько событий составляют основную фабулу.
Автор со свойственным ему мастерством раскрывает некоторых эпизодических героев. Например: в середине пути с Халимой сталкивается уйгурский офицер в погоне, образ которого можно отнести к завершенному эпизодическому герою.
По М.Бактиын, к «основным композиционно-стилистическим единицам в романе» относятся типы:
- Прямое авторское художественное повествование (в различных видах романа).
- Стилизация различных форм устного бытового повествования (рассказ).
- Стилизация различных форм полулитературного бытового повествования (письма, дневники и т.д.).
- Литературное, но не художественное авторское слово (философские, научные очерки, риторические декламации, этнографические выписки, протокольные записи и т.д.).
- Стилистически обособленная слово героя произведения.
В образе отца Жаппара мы видим казаха, с огромным телосложением и пышащего здоровьем. Жаппар не склоняется судьбе, он сам хозяин своей судьбы. Когда скончалась его первая жена Кумисжан, он не потерял себя, понимая, что жизнь продолжается, он сватается к Мадиян, и хотя ее не хотели отдавать ему замуж, он по казахскому обычаю крадет невесту, достигая своего. Он ставит правильный вопрос о том, что, если советская власть поддерживает бедняков, то почему она не соглашается с позициями бедных, почему идет переселение русских в казахские земли, отрицая религию народа. Здесь мы опять видим особенность композиции романа писателя [5. 4].
В заключение, нужно отметить, правильное понимание художественной особенности литературного произведения возможно только при выявлении аргументов, соответствующих содержанию романа. Мы можем сказать, что в романе «Преступление» композиция и сюжет гармонично соединены в одно целое. Сущность композиционных приемов сводится таким образом к созданию некоторого сложного единства, сложного целого и значение их определяется той ролью, которую они играют на фоне этого целого в соподчинении его частей.
Литература:
- Шабданулы К. Преступление. – Алматы: «Атажурт», 2009.
- Ахметбекулы А., Зейпханулы Е. Кажыгумар Шабданулы // Казахская литература. Энциклопедия. – Алматы: издательский дом «Білік», 1999. – 337с.
- Казахская литература. Энциклопедический справочник. – Алматы: ТОО «Аруна Ltd», 2005. – 286 с.
- Шарахымбай Б. Презентация произведений «Преступление» и «Прикрытие» проведена в родине // Казахская литература. Алматы, 2005, 23 – 29 декабря. №51.
- Шакен Ж. Голос каменной тюрьмы. О творчестве видного писателя Кажыгумара Шабданулы // Казахская литература. Алматы, 2005, 2 – 8 декабря. №48.