В данной статье автор рассматривает формирование компетентности в результате интегрирования предметов гуманитарного цикла, который позволяет решить многие проблемы: информационная перенасыщенность, разные подходы к изложению материала, неразрывность исторических и литературных процессов
Во всех сферах деятельности всѐ большее значение приобретают такие качества личности как социальная ответственность, адекватное восприятие и мобильное реагирование на новые факты, самостоятельность и оперативность в принятии решений, готовность к демократическому общению, социальноактивному действию, включая защиту своих прав способность быстро адаптироваться к новым условиям и другие определяющие конкурентоспособность личности. То есть во главу угла ставятся не узкоспециализированные знания, а сформированность основных типов ключевых компетенций, так как в настоящий момент отмечается ―перекос‖ в сторону значительного объема учебной информации, что даѐт ученику со средними способностями возможность в лучшем случае запомнить, а не осмыслить информацию.
Интеграция предметов гуманитарного цикла позволяет решить многие проблемы: информационная перенасыщенность, разные подходы к изложению материала, неразрывность исторических и литературных процессов. Межпредметные связи содействуют формированию у учащихся цельного представления о событиях прошлого помогают им использовать свои знания при изучении различных предметов, становятся средством овладения учащимися культурного опыта. Определены основные компетентности, которые должны быть сформированы у выпускника школы. Среди них выделяем:
- Коммуникативную – способы передачи информации, способность анализировать и действовать с позиции отдельной области человеческой культуры;
- Самоменеджмент – самообразование, самоорганизация;
- Информационную – способы приема, хранения, освоения и передачи информации;
- Социализация как результат освоения компетентностей выражается в способности действовать, вступать в коммуникацию с целью быть понятым, развитие организаторских и лидерских качеств.
Формирование компетенций у ребенка зависит от индивидуального мастерства педагога, умения спроектировать учебно-воспитательный процесс, способы и характер взаимодействия. Здесь необходимо напомнить о личном инструментарии педагога – педагогических идеях и технологиях, соотнесенных с имеющимися культурными аналогами и включенными в соответствующую педагогическую культуру. Образовательный процесс выстраивается, технологии обучения подбираются таким образом, чтобы каждый ученик был вовлечен в активную образовательную деятельность в зоне его ближайшего развития, вне зависимости от своих психофизиологических особенностей и учебных способностей.
Литература — один из предметов гуманитарного цикла. Она призвана воспитать всесторонне развитого человека, активизировать мыслительную деятельность учащихся, формировать обобщенные знания и умения, воспитать эстетически подготовленную личность. Решить все эти задачи поможет интеграция предметов: и элективные курсы, и внеклассная работа по предметам гуманитарного цикла, и интегрированные уроки.
Интегрированные уроки развивают нравственную культуру, творческие способности учащихся, на таких уроках учащиеся становятся более активными, самостоятельными в своих суждениях, имеют свою точку зрения и умеют аргументированно ее отстаивать. В своем выступлении я попытаюсь обобщить опыт интеграции на уроках литературы.
В условиях модернизации системы народного образования, особую актуальность приобретает поиск новых моделей обучения и воспитания школьников, разработка новых курсов содержания учебных предметов, альтернативных и вариативных подходов к уже известным, традиционным методам и приемам обучения, воспитания и развития школьников.
В частности, Гуманизация, демократизация и гуманитаризация школы выдвигают на первый план, как приоритетную, проблему разработки педагогических основ эффективного воспитания и развития учащихся средствами интегрированных курсов предметов искусств и гуманитарных предметов. Содержание, новизна интеграции, взаимосвязи различных учебных предметов, исходя из требований государственных стандартов, условий модернизации системы образования, должны, прежде всего, определяться правильным методологическим подходом. А это значит рассмотрение необходимости и важности раскрытия проблемы взаимодействия различных видов искусства, литературы, истории, иностранных языков в учебном процессе в трудах, высказываниях известных философов, педагогов психологов, деятелей искусства прошлого и настоящего времени.
Как свидетельствует анализ литературных источников, многие философы, педагоги, психологи, писатели, музыканты и художники постоянно высказывались о пользе комплексного воздействия различных видов искусства на личность, на формирование ее духовного мира, эстетических потребностей и интересов. В свое время об этом убедительно писали К.ДУшинский, Н.Г. Чернышевский, В.Г. Белинский, J1.H. Толстой, И.Н. Крамской, И.Е. Репин, В.П. Вахтеров, B.C. Муравьев, С.Т. Шацкий, В.А. Сухомлинский.
Так, Н.Г. Чернышевский отмечал, что художественное слово действует тем, что ставит перед нашим воображением предмет как эстетический образ.
Очень выразительно сказал о языке, как средстве не только общения, но и действенного выражения внешнего мира через образно-художественные средства писатель А.Н. Толстой в «Книге для детей»: «Язык орудие мышления. Язык есть те магические волны, посредством которых художник, писатель, поэт . передает читателю свои чувства, свои пластические видения, свои идеи. Художник произносимыми или начертаемыми словами как бы играет на клавиатуре мозга своего читателя или слушателя».Как известно, эстетическое воспитание, будучи сложной философской и педагогической категорией, включает в себя воспитание способности восприятия и правильного понимания прекрасного в действительности (природе, труде, общественных отношениях, поступках людей) и в искусстве, развитие эстетических взглядов, вкусов и чувств, потребности и способности участвовать в создании прекрасного в искусстве и жизни. Задачи «эстетического воспитания» как одного из средств всестороннего развития личности, наиболее успешно решаются при параллельном воздействии различных искусств, при обучении основам искусства слова, звуков, линий, красок и т.д.
Художественное же воспитание, как его определяет педагогическая наука последних десятилетий, есть «.развитие у подрастающих поколений любви и интереса к искусству, а также навыков и умений художественной деятельности (хорового пения, игры на музыкальных инструментах, рисования, художественного чтения и т.д.), являясь, таким образом, частью эстетического воспитания».
Эстетическое воспитание предполагает, прежде всего, содружество «сестер» комплексное использование таких искусств, как живопись и литература, родная речь и народный фольклор плюс народное творчество декоративно-прикладное искусство, архитектуру, музыку, пение и т. п.Н.Я. Брюсова в статье «За искусство» (1918 г.) отмечает, что
изолированное преподавание, без взаимосвязи рисования, поэзии, пения и т.п. невозможно творческое преобразование, творческое начало. Много преподавателей русского языка в средних школах, пишет она, давно уже расширили министерскую программу своего предмета, ввели в нее изучение поэтического творчества и поэтической литературы до современной включительно. Затем она призывает воспитывать творческое чувство наряду с умением осознавать творения и «.всем работающим в деле духовного воспитания надо все силы отдать, чтобы суметь дать детям это творческое воспитание, раскрыть для них возможности действенной духовной жизни на земле. Воспитателям самим надо будет учиться этому умению наравне с учениками, создавать новые педагогические приемы, творчески работать».
Очень интересны взгляды Л.Н. Толстого на искусство, его роль в воспитании человека. Критикуя понимание эстетики как науки только о красоте, эстетического созерцания, он справедливо утверждает, что «искусство не есть наслаждение, утешение или забава, а искусство есть великое дело».
Проблемы теории и практики эстетического воспитания, взаимосвязи литературы с искусством находили свое отражение на страницах журнала «Искусство в школе» (1927 -1932 гг.) и «Детская литература» (1932, 19341941 гг.). Важное значение придавала этим связям и Н.К. Крупская. В статье «Диалектический подход к изучению отдельных дисциплин» (М.,1933 г.) она указывает, что «литература связана не только с историей, трудом, с повседневными задачами., но и с искусством, с музыкой, с изобразительным искусством.
Литература должна изучаться во всех этих связях и опосредствованиях».
Изобразительное искусство стало активно привлекаться как средство эстетического воспитания и более успешного формирования зрительных образов на уроках русского языка и чтения с 1940х годов. При этом подобные рекомендации стали входить в официально утвержденные программы для школ. Например, программа по русскому языку и чтению 1934 года в разделе «Развитие речи» предусматривала работу по таким картинам, как Венецианова, Перова, Ярошенко, Репина, Бродского и других. Указывалась и цель сделать уроки, а вместе с ними восприятие явлений окружающей действительности более образным, ярким, эмоциональнонасыщенным и разносторонним. В программе были заложены даже такие требования, как использование на уроках чтения в начальных классах лепки и рисования, что нужно рассматривать как положительный момент. В дальнейшем, практически все программы по русскому языку обязывали использование репродукций с произведений изобразительного искусства на занятиях русского языка со школьниками.
Отечественные педагоги, психологи, касаясь в той или иной мере проблем межпредметных связей в обучении и воспитании школьной и студенческой молодежи, указывают на важное значение этих связей в развивающем, проблемном и воспитывающем обучении в личностноориентированном подходе в обучении и воспитании. Это, прежде всего, относится к высказываниям, исследованиям Ю.К. Бабанского, М.Н. Скаткина, JI.B. Занкова, И.Я. Лернера, В.В. Краевского, С.А. Архангельского, В.А. Сластенина, В.Е. Давыдова. H.A. Менчинской, Н.Ф. Талызиной, Н.В. Кузьминой, O.A. Апраксиной и других.
Так, рассматривая проблему подготовки кадров учителей, В.А.Сластенин особое значение придает, прежде всего, эстетической подготовке будущих учителей, которую он рассматривает широко, на основе использования различных видов искусства. Чтобы получить эстетическое развитие и быть готовым к осуществлению эстетического воспитания в школе, пишет В.А.Сластенин, будущий учитель должен овладеть основами . эстетики и историей развития различных видов искусства, критериями оценки многообразных эстетических явлений жизни и искусства, одним из видов художественно-творческой деятельности (выразительное чтение, лепка, рисование, кинодело, музыка и т.п.), современными методами эстетического воспитания на уроке во внеучебное время, на факультативных занятиях (создание на уроке и во внеклассной работе эмоционально-эстетической атмосферы, эффективное использование произведений различных видов искусства, организация художественных и творческих кружков, проведение бесед, диспутов, конференций по проблемам эстетики).
Составление нового учебного плана предусматривает интеграцию предметов гуманитарного цикла, что способствует формированию ключевых компетенций учащихся.
Эта работа может быть представлена следующим образом:
Компетенция |
Интеграция |
Класс |
Тема урока |
Форма урока |
Деятельность учащихся |
Социальная |
1. Русская литература История 2. История Казахстана – казахская литература |
11 |
Литература ―оттепели‖ ―Путешествие по Казахстану‖ |
Урокконференция Заочное путешествие |
Работа в группах, определение лидера |
Коммуникативная |
1.История Казахстана – казахская литература 2. Русская литература История |
11 |
―Безвинно осуждѐнные‖ А.Ахматова – ―Голос поколения‖ |
Вн. мероприятие Прессконференция Литературноисторическая гостиная |
Индивидуальная работа, участие в работе родителей, работа в творческих группах |
Информационная |
1. русская литература История |
10 11 |
―Не с теми я, кто бросил землю‖ |
Урок-суд Урок-семинар |
Ролевая игра, подготовительная работа с историческими, биографическими художественными источниками |
Анализируя результаты изучения темы, творческие работы и портфолио учащихся, хотелось бы выделить достоинства межпредметной интеграции: более глубокое по сравнению с обычным усвоением предметного содержания; высокая способность учащихся к переносу знаний, выработка более глубоких решений и подходов к обсуждаемым проблемам; развитие творческого мышления; эмоциональная вовлеченность и интерес учащихся в ходе учебного процесса.
Преимущества интегрированного урока:
- на таком уроке можно создать более благоприятные условия для развития самых разных интеллектуальных умений учащихся;
- через него можно выйти на формирование более широкого мышления, научить применению теоретических знаний в практической жизни, в конкретных жизненных, профессиональных и научных ситуациях;
- интегрированные уроки приближают процесс обучения к жизни, натурализует его, оживляют духом времени, наполняют смыслами;
- интегрированные уроки помогают учащимся найти и постичь единые закономерности разных наук;
- такие уроки взаимообогащают учителей, помогают их творческому росту. Целостность интегрированного урока характеризуется взаимообусловленностью целей, содержания обучения, способов и средств их реализации. И если интеграция в области естественных наук связана прежде всего с расширением границ и мотиваций активной деятельности школьников, то интеграция в области гуманитарных дисциплин способствует мировоззренческому развитию личности, осознанию причинно – следственных связей между явлениями общественной жизни и искусством. Следовательно, интегрированные уроки не только позволяют развивать аналитические способности, но и помогают выбрать правильную личностную позицию в сложной социальной ситуации.
Таким образом, работа по формированию компетентности будет способствовать успешной социализации личности.
Литература:
- Загвязинский, В.И., Строкова, Т.А. Педагогическая инноватика: проблемы, стратегии и тактики: монография. – Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2011. – 176 с.
- Педагогический словарь: учеб. Пособие для студ. высш. учеб.заведений/ под ред. В.И. Загвязинского, А.Ф. Закировой. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 352 с.
- Хуторской, А.В. Технология проектирования ключевых и предметных компетенций. [Электронный ресурс]. –Режим доступа: http://www.eidos.ru/journal/2005/12 12.htm