АННОТАЦИЯ. В статье рассматриваются данные о происхождении тюркского народа. Описываются легенды , устные и письменные источники истории этого народа.
Древняя история тюркского народа и взаимосвязь некоторых родов, племен с казахской народностью.
Исторические известия о народах тюркского племени начинаются немного раньше. Первая запись была сделана китайцами и относятся к тюркскому народу хуннам, кочевавшему отдаленное прошлое тюрков думали установить по народным преданием и легендами. В истории северной династии Вэй (386-558) очевидно ,со слов тюркских посланников , помешена одна из наиболее замечательных легенд. Согласно ей, праотцом тюрков был родом из владения « Со, которое лежало на севере от хуннов»[1].Один из потомков его Ичжини-Нишиду, родившийся от волчицы , имел двух жен- дочь духа неба и дочь духа земли. От первой родилось у него четыре сына- первый по имени Ци-гу (ки-ко) основа государство между реками Афу (Арой) и Гянь (Киен),второй превратился в лебедя, третий основал царство на берегах реки Чу-си , четвертый жил в горах Басы-чу-си-ши год обитала еще орда, происходившая от общего праотца. Разбирая и комментируя приведенную легенду, Н. Аристов приходит к заключению , что владения Со должно находиться на северной стороны Алтая.
Прародитель тюрков происходили из народа Со, остатки которого сохранились в названии одного рода в Верхне-Кумандинской области.
Ки-ко является одной из китайских транскрипций названия киргиз, река Гянь, место их расселения, есть Кянь или Кемь-туземное название Енисея. Помимо приведенной, есть много и других легенд, частью записанных в династических историях китайцев частью передающих устным путем. При всем интересе, какой безусловно представляют многие из существующих легендарных сказаний, пользование ими как этнографическим материалом, при отсутствий исторических контрольных данных, представляет весьма рискованным и заводить исследователя в область более или менее остроумных догадок и предложений. Более ценным и положительным материалом для изучение этнического состава тюркских племен дает знакомство с родовыми именами, костями- тамгами –знаками родовой собственности ,налагаемыми на имущество членами рода. В период родового начала род не только в бытовой, но и в политической жизни пользовался всеобъемлющим значением. Благополучие отдельных членов рода зависело от принадлежности их к известному роду и его численности. Роды выдвигались из своей среды наиболее способных, предприимчивых родоначальников ,которые, пользуясь своими влиянием , объединяли вокруг себя отдельные роды своего племени, а затем, покоряя новые племена , образовали новое государство. Государства эти существовали, обыкновенно до тех пор, пока внутренняя смута или возвышение нового племени не прекращали их короткого существования.
Такова в грубых чертах схема образования и падения государств по всем протяжению исторической жизни тюркских племен. Государство не редко менялось быстротой калейдоскопа, роды же почти никогда совсем не исчезали и не теряли своего значения. Они могли входить в самую сложную комбинацию друг с другом при образовании государств, но почти никогда не теряли своего родового имени. Помимо поколения, отделов и родов, не терялась никогда память и о костях к которым принадлежали роды. «Имена костей являются большой частью именами народов, племен древних родов потомками которых эти кости представляются». Что касается знаков родовой собственности – тамгы, то они также являются ценным указателем этнического состава тюркских народностей. Существование и возникновение тамгы вызывало главным образом , практическими соображениями . При многочисленности стад и совместимость пользование пастбищами , каждый род делал знаки на своем скоту ,что бы они не смешивались с чужими. «На домашний скот вообще кладут метки и хотя в пол пристанет к чужому, никто не возьмет его», говорит древнейшее упоминание о тамгах у тюрков[2]. Знаки родовой собственности клались не только не скот, но и на другие имущества, а также чеканились на монетах. Значение приведенных факторов при выяснении этнического состава племен признавалось почти всеми учеными-исследователями истории и этнографии. В.В. Радлов уделил в своих исследованиях весьма много места этим признакам и собрал богатый материал о родах и костях у Алтайских и Саянских тюрков, у каракиргизов, киргиз-казаков и прочих народов Сибири и Средней Азии. Другой видный ученый Н. Аристов в своих известных « Заметках » между прочим, говорит:
«Наблюдения об особенностях быта, наречий физического типа, вообще этнографические, археологические, лингвистические и антропологические исследования, конечно, могут значительно способствовать изучению этнического состава различных народностей, но в отношении тюркских племен наши знания по этим отраслям науки пока настолько зачаточно (хотя сделано уже немало), что в настоящее время этнография, археология, лингвистика и антропология не дают еще достаточных указаний. Остаются, таким образом, главными пока указателями родовым именам и родовым тамгам[3]. К сожалению, в настоящее время многим тюркским племенам грозит влияние со стороны метисов прежнего быта, и родовые предания прошлого. Задачей настоящей статьи является определение в кратких общих чертах информации о тех результатах, какие достигнуты в настоящее время в области истории и этнографии тюркского народа.
В настоящее время с несомненностью установлено исторической наукой, что родиной народов тюркского племени нужно считать Алтай и Монголию. Об этом говорят и легенды и имена племен, произошедшие от названий урочищ и рек. Находящихся в Алтае соседями тюрков ,кочевавших за много веков в Алтае и прилегающей к нему части Монголии, были динлины, народ отличавшийся светлым очертанием кожи, значительным волосяным покровом и долихоцефальным черепом. По китайским источникам, дошедшим до нас, племя динлины обитали между Уралом и Алтаем, другие же находилось на Енисее между Обью и Байкалом. К какой рассе относились динлины не было установлено. Клапроть и Риттерь предполагают, что динлины должны быть арийской рассы.
Н. Аристов, не определяя расы, называет динлины древней северно- азиатской длинноголовой светло окрашенной расой. В истории династии Тань упоминается о народах «по-ма» пегие лошади ,тюрки называли его « ала» -пестрый пегий. Народ это жил на Енисее , т.е на тех местах, где обитали второе динлинское племя, и будучи сходны по внешности с енисейскими ,говорил особенным наречием. Русские нашли ХVII в. в Сибири остатки этого народа, уже значительно отуреченного и платящего дань киргизам. Сохраняли свой язык в то время только арины, ассаны, котты теперь уже вымершие. Единственным уцелевшим народом древней длинноголовой расы являются айны, обитающие в северной части Японского архипелага. Нахождение представителей длинноголовой рассы в местах весьма удаленных друг от друга, привело исследователей к гипотезе о том ,что эта расса распространялась не только да крайнего предела Азии , но и далеко на западе в Европу. Возможно, что именно народа этой расы оставили древнейшие могилы средней России ,в которых находятся долихоцефальные черепа и изделие бронзового века. Кочуя смежно с динлинами , тюркские племена ,как более подвижные и сильные, очевидно , заняли земли мирных оседлых динлинов, часть которых перемешалось с завоевателями а часть же вымерла.
По мнению Н.Аристова, примесь динлинской крови заметно в некоторых казахских родах младшего жуза Алчинь. Участие динлин в образовании казахов подтверждается китайскими источниками. Так в истории династий Тань при описании земель казахов говориться ,о том что «жители перемешались с динлинами .. вообще рослые, с рыжими волосами, с румянами лицами и голубыми глазами»[4]. Так как коренные тюрки принадлежали к расе с черными волосами и глазами, то признаки, описанные китайскими летописцами, являются результатом метисации тюрков с динлинами с явно выраженным преобладанием динлинских черт.
Благодаря условиям последующей исторической жизни казахов – именно, их территориальной обособленности на протяжении многих веков и соседству тюркских и монгольских племен - они постепенно утратили динлинской черты физического типа, выявив в значительной степени свой прежний тюркский тип»[5]. Образовавшиеся на Енисее путем метисаций тюрков с динлинами тюркские роды в силу каких то причин разделились на две части, из которых одна осталась в верховьях Енисея, а другая переселилась в среднюю Монголию. Оставшаяся на прежнем месте часть сделалась известной китайцами с V века сначала под именем Гянь-гунь (Киан-куен), потом под именем Хагась (по китайским сведением ,рыжеволосое ,румяно-лицо и светлоокое лицо) и , наконец под именем киргиз, по китайской транскрипции, килики-узы. Енисейские киргизы вели упорную борьбу против русских завоевателей Сибири, которая окончилась полным поражением киргизов. Часть их погибла в битвах ,часть (небольшая) добралась до казахской степи ,оставшиеся же на месте вскоре утратили свою самостоятельность и даже имя, смешавшись с другими народностями. Другая часть коренных киргиз, ушедшая с Енисея в среднюю Монголию, кочевала в III в. между Тянь-Шань и хребтом Танну-ола , образовав так называемый Усунский союз и сюда входили не одни киргизи(казахи) ,но так же и другие тюркские роды, название же союзу, очевидно дали усунский род тюрков- динлинов, стоявший во главе союза .Что это было так, подтверждают описание их физического типа, встречающих в китайских источниках. По этим описанием усуни принадлежать к расе голубоглазых русоволосых блондинов . Китайский ученый Шыгу ,живший VII в. говорит: « усуньцы обликом весьма от других иностранцев западного края . Нынче тюрки с голубыми глазами и рыжими волосами , сут потомки ихь»[6] .
Под напором новых племен Усунский союз в VI в. распался, при чем часть родов тюркских, которое заняло к тому времени горные области, сохранили свою обособленность, утратив общее имя усуней, другая же, кочевавшая в степях , постепенно слилась с родами и племенами канглов и дулатов и вошла позднее в состав ,главным образом , старшего жуза казахского народа.
Остатки усунов существуют до настоящего времени в вид казахского рода Уйсунь в территории Казахстана и рода Сары –Уйсунь (рыжие уйсуни) в состав старшего жуза казахского народа.
В ІІІ в. усуни, кочевавшие между Танну-ола и вост .Тянь-Шань, имели соседями с востока тюркский народ хуннов , с юга –юечжи или юсти , на запад– народ с или сай. Юечжи, по мнению ученых, составляли часть того народа ,который жил к северо-востоку от Яксарта под именем массагетов или « великих гетов» , т.е принадлежали к арийский расе. За народом се или сай также признается арийское происхождение. В.В. Григорьев на основании данной санскритской литературы, летописей китайцев ,показаний греческих и римских писателей , отождествляет сейцов со скифами греков (саки персов). Находясь к западу от усуней , саки занимали обитаемые части Памира и Алтая в Фергань, западную часть Кашкара , Семиреченскую область и северную часть Сыр-Дарьинской области . Описанная картина расселение народов была нарушена в концов ІІІ или в начале II в. усилившимися в этому времени хуннами. Предводитель хуннов Шанью Модэ, покорив сначала Китай, двинулся затем в конце ІІІ в на . кочевавших в соседство с ним юечжей и потеснил их к западу. Через несколько лет поход хуннов в юечжей повторился, при этом часть последних покорилась , другая же часть подвинулся к западу ну земли, занятые саками. Саки под давлением юечжийцев снялись со своих мест и ушли на юг за « Висячий Переход» и заняли государство «Гибинь» (История старших Ханей) . Висячий Переход , очевидно Памирская высь, а государство Гибинь – нынешний Кабулистан. Однако, не все саки удалились в Гибинь- « часть могла слиться с более или менее родственными им гетами (юетийцами, массагетами) и вместе с ними выселиться в восточную Европу»[7]. Лет через 30-40 после описанных событий усуни под давлением так же хуннов напали на юечжийцев, занимавщих прежнее места саков , и вытеснив их сами основались на этих землях. Юечжи, пройдя Фергану и Согдану (между р.р Аму- и Сырь), утвердились в Бактриань, владея и правым берегом Аму- Дарьи (владение Хорезм) . В V в. потомки юечжийцев , занявших Хорезм , сделали известны византийским историкам под именем хуннов –эфталитов или « белых хуннов» , покоренных затем остатки этих племен и ассимилировали их, с более многочисленными саками особое поколение, настоящее имя Саяк . По китайским источникам « между усуньцами находятся отрасли племен сакского и юечжийского ». При этом , по общему в Средней Азий обычаю, саки должны утратит свое имя, приняв вместо него имя своих победителей»[8]. Инородное происхождение рода Саяк подтверждается существующей до настоящего времени у киргиз легендой. Согласно легенды, родоначальник саяков произошел от Тогая и неизвестно племени [9] . А в таких случаях положительно можно утверждать , что дело здесь не в браке отделѐнных лиц, а в соединении целых родовых групп и народностей. Вскоре после занятия усунями новых земель через их территорию проезжало китайское посольство во глав с Чжань-Цянемь. Цель посольства – заключение оборонительного союза против наступавших на Китай хуннов . Чжань-Цянь отправился в 157 г . но, проходя через хунскоя владение , попал к ним в плен и только после 12-летних заключений вернулся снова в Китай . За время своего вынужденного пребывания Чжань-Цянь ,конечно ,многие видели сам и слышал от других о народах, обитавших в восточном Туркестан и сопредельных странах. Отчет его, как официальный документ вошел в « Историю» старшего двора Хань» ( с 202 г. по 25 г.). Описывая в нем видения страны. Чжань-Цянь между прочим говорить: « Усунь лежит почти в 2000 л от Давани ( Фергана) на северо- восток . Это кочевое владение, жители которого переходят за скотом с места на место . Кангюй лежит почти в 2000 ли от Давани на северо-запад».
В Китайских же источниках находим и описание страны, занятой усунями-« Земли ровная и травянистая , страна слишком дождливая и холодная. В горах много хвойного леса . Усунцы занимаются не земле делением ,и скотоводством , и со скотом перекочевывают с место на место»[10]. Князь усунький назвался Гюнь-мо,резиденций его было город Чи-гу или Чи-гу-чинь, т.е. город красной долины . Китайцы называют усуней невежественными и грубыми , вероломными и хищными. Усуни вели частые войны с хуннами и нередко от них зависели ; время одной борьбы был убит усунский князь. По преданию, сын этого князя был вскормлен волчицей , а птица приносила ему пищу. Хуннский Шанью , узнав об этом чудь воспитал ребенка и вернул затем ему царство отца и дал титул Гюнь-мо . Вскоре усилилось могущество усуней , китайцы стали снова искать с ними союз против общих врагов –хуннов. В 107 г. китайцы для укрепления союза выдали даже свою принцессу за усунскаго Гюнь-мо . Для принцессы было выстроен китайцами дворец , а ее жалобные льни в чужой дикой стран сохранил Мадуань линь-китайский летописец. Не один хунны однако были врагами усуней. Упоминаемые Чжань-Цянем кангюйцы (канклы по Земарху и кангиты по Плано Карпины), как установлено теперь, народ кочевой тюркского племени, были ближайшими соседями их в ту эпоху. Кангюйцы, как конкуренты усуней по пастбищам , естественно, должны были находиться во враждебности отношений к усунам. Китайские историки дают кое-какия сведение об одной войны , происходившей между кангюцами и усунами . В последнем в кангюйцы , поддерживаемые хуннами, которыми правил Шанью- Чжи –Чжи, разбили усуней и заставили разрушить столицу их Чи-гу –чинь. Подоспевшие на помощь усунами китайцы , хотя разбили войско Чжи-Чжи и даже самого его взяли в плен , но восстановить могущество усуней уже не могли . Кангюйцы прогнали их, а усунам нанесли снова серьезное порожение. Вскоре после этого распалась и империя хуннов, разделившихся затем на северных и южных . Первые , пройдя на запад в Кангюй и пробыв там около 2 столетий , появились в 375 г . в Европ. вызвать , так называемое, великое переселение народов. Южные же хунны скоро подчинились Китаю. Вместе с хуннами ушла в Европу и значительная часть кангюйцев сразу ослабив могущество оставшихся на местах кангюйских родов. В начале I в. усуньское государство также ослабилось и распалось на составлявшие его род. К этому времени, очевидно и нужно отнести начало смешения между усунньскими и кангюйскими родами и поколениями, результатом чего и явились те роды старшего жуза, состав которых смешанный и нахождение в которых поколения кангюйцев или канглов не подлежит сомнению.
- Н.Аристов «Заметки об этническом составе тюркских племен». М.,1867 г.
- Собрание сведений о народах, обитавших в Средней Азий. Сочинение монаха Иакинфа ; часть I .
- Н .Аристов « Живая старина». М., 1866 г. вып 3-4 .
- Собрание сведений о народах , обитавших в Средней Азий Сочинение монаха Иакинфа ; часть I.
- Г.Карпов « Племенной и родовой состав туркмен ». Ашхабад 1925 г.
- Собрание сведений о народах, обитавших в Средней Азий. Сочинение монаха Иакинфа ; часть III .
- Записки Императ. Русс.Географ.Общества. 1861 г. книга I.
- В.В Григорьев «О скифском народа саках » М.,1889 г.
- Материалы по киргизскому землепользованию,Ферганская область Наманганский уезд. Ташкент.1913 г.
- Собрание сведений о народах , обитавших в Средней Азий. Сочинение монаха Иакинфа ; часть III .