Этнографические заметки о тазы и киргизской борзой по материалам французской периодики ХIХ первой четверти ХХ вв.

Статьи по этнографии и истории Казахстана и Центральной Азии с описанием животных и собак, в частности тазы, свидетельствуют о высокой научно-публицистической информативности французской прессы, имеющими разную читательскую аудиторию. Формируя, таким образом, экономический и неповторимый социально-культурный облик казахской степи. 

«Тазы как национальное достояние» под таким названием 20 октября 2013 г. в Павлодарской области прошли соревнования этой ценной породы собак, в которых приняли участие 150 человек со своими питомцами из Казахстана и других стран. В настоящее время в Казахстане насчитывается около 2 тыс. чистокровных тазы.

Небезынтересно знать, что две тазы в 1885 г. были привезены во Францию. Эти факты мы узнаем из уникальной статьи известного французского исследователя Гийома Капю «Киргизская борзая и горная тазы», насыщенная этнографическими данными [1]. «Мы смогли привести из Центральной Азии пару таких тазы, один из которых самец, черного окраса из долины Янус в Кохистане. Они перенесли длительное шести-недельное путешествие от Бухары и Усть-Юрта, где в ноябре и декабре месяце температура достигала 26 градусов по Цельсию. Эта порода сейчас акклиматизировались во Франции, горная тазы адаптировалась к нашему мягкому климату (напомним, что коровы и овцы долины Янус и долины Самарканда не охранялись этой породой собак). Тазы даже потерял свой бег «мусульманской» собаки и ведет себя в соответствии с нравами и характерами его братьев в Европе. Онa сталa чувствительна к ласкам, мстительным, верным и привязанным, вспыльчивым, послушным, стал хорошей сторожевой собакой, агрессивной и смелой. Особенные свойства тазы обеспечили факт акклиматизации новой породы».

Капю Г. (1857-1931) – французский исследователь-путешественник Центральной Азии и Индокитая. Его первая поездка в Азию состоялась в 1880 г. в сопровождении Г.Бонвало, посетившие  Западную Сибирь и Русский Туркестана, озеро Балхаш. В 1887 году состоялась вторая миссия в Туркестан, вместе с Бонвало и Пиппином, о чем писали французские газеты, т.к. эти путешествия имели стратегическое значение для Франции. Капю собрал новые данные по этнографии, геологии, флоре и фауне, особенно в Азии. На этих поездок, он опубликовал две книги «A travers le royaume de Tamerlan» (Hennuyer, 1892) и «Le toit du monde: Pamir (Hachette, 1890). Г.Капю был вице-президентом Географического торгового общества Парижа, член Совета Французского Альянса, Академии колониальных наук, Ассоциации научных колониальных исследований. Настойчивый и пытливый исследователь, он был прямолинеен и скромен [2, p. 439].

Идентифицировать статью Г.Капю о тазы помогла маленькая заметка в ведущей французской газете «Le Temps», опубликованная в номере от 15 ноября 1885 г. Заметка информирует о том, что в периодическом издании «Живописная газета» опубликована статья Г.Капю «Киргизские борзые и горные тазы» [3]. Под киргизскими борзыми автор, видимо, описывает тайганов.

Исследования этнографии осуществляется на фоне изучения и описания животного мира каждого этноса, так как окружающий животный и растительный мир это способ бытия объединенных в этнос людей, и существенная часть этнической культуры номадов.

Г.Капю пишет: «Киргизская борзая животное равнин. Только на равнине ее быстрый бег на полной скорости не встречает никаких препятствий, ее глаз, привыкший следить за дичью, не теряя ее из виду на значительном расстоянии, ловкость ее частей тела приходит на помощь к несовершенству ее обоняния. Длина передних лап и особенно задних (главным образом, бедра), расстояние между передними и задними лапами, прочность и эластичность сухожилий, амплитуда дыхания грудной клетки отличают строение киргизской борзой от всех других пород собак. Изящество ее талии и стройность ее членов, продолговатость ее морды, изящные, осторожные и волновые движения при ходьбе дают представление о ее быстроте и неуловимости. Говорят, что этот собачий скакун создан для наименьшего сопротивления воздуху, так как его тело устремлено вперед, и он рассекает его как стрела, самоудлиняется, перегоняет своих врагов быстрым перемещением с одного места на другое. Борзая – одна из всех чистокровных собак, которые больше всего приближена к типу животных-скакунов. Во время бега кажется, что ее длинное тело еще больше вытягивается, но голова остается поднятой, а брюхо прижато к земле».

Географический универсальный словарь, в котором размещались последние географические новости, сравнивает благородный бег тазы с бегом скаковой лошади [4].

Исследователь описывает окрас тазы: «Киргизская тазы обычно палевого цвета, редко серого, черного или белого. Черная тазы является самой ценной. Борзая женского рода ниже, чем самец. Это домашнее животное степи, живущие в стране с экстремальными погодными условиями, она вынослива как верблюд или киргизская лошадь. Летом тело покрыто короткими волосами, «брюки» мало выражены, зимой количество меха увеличивается, растет и утолщается, волоски появляются между пальцами лап, тазы меняет одеяние то такой степени, что ее можно принять за другое животное. Здесь скрыта специальная адаптация к климатическим условиям, адаптация, разделяемая другими животными степи».

По сравнению с европейскими охотничьими собаками киргизская борзая, по мнению автора, имеет  ряд преимуществ. Именно скорость является отличительной характеристикой, а такие характеристики как чуткость обоняния не свойственны для этой породы собак, силу которой можно сравнить со львом.

Грациозная казахская собака тазы имеет тонкую и гибкую шею, блестящие темные глаза, поджарое брюхо, сжатую с боков грудь, прямую спину и мускулистые ноги. Они великолепные охотники. А вот как описывает тазы Г.Капю: «За элегантность форм тазы претендует на уникальность. Его рост меньше киргизской борзой, но грудь шире, кости более крепкие. Череп меньше, ее тело покрыто длинными шелковистыми волосами, как у спаниеля. Эти волосы покрывают и передние лапы, и, особенно, задние, создавая подобие оригинальных брюк. Если добавить к этому портрету и уши, которые являются длинными, опущенными и покрытыми длинными прядями шелковистых волос, которые во время гонки как бы плывут, на первый взгляд тазы покажется спаниелем».

И он выделяет одну характерную особенность тазы абсолютно чистота. «Тазы пользуются у киргизских мусульман особыми привилегиями, даже занимают особое место по привязанности. Несмотря на законы и традиции мусульман, по которым считается, что собака нечистое животное, недостойное человеческого общества, киргизы допускают тазы в свои кибитки и жилища, кормят почто со «стола», защищают их, гордятся своим обладанием ими и тренируют их для охоты. Обращение, которое человек проявляет к животным и которого он сделал своим товарищем, это следствие большого влияния на характер и качество этих борзых, здесь следовало бы провести отдельное исследование, мы только констатируем, что тазы мягче, менее энергична и более чувствительна к ласкам, популярная собака киргизских и туркменских аулов». Эта разновидность борзых была очень популярна у персов.

Вместе с тем она несколько труслива, поэтому не является сторожевой собакой. Известно, что собаки прошли долгий путь доместикации. По-видимому, это оказались недостатки дрессировки, но, полагает автор, у тазы под действием мягкой и разумной дрессировки могут быть развиты сторожевые навыки.

«Киргизы используют тазы для охоты. Она охотится на степного зайца, сайгака и, реже, кабана. Охотник едет верхом на лошади, рядом следует его собака и привязанная дичь. Но киргиз меньше охотиться с тазы, чем с соколом или ястребом. Это его любимый вид спорта, однако, после байги или других скачек, где проявляются все качества сына степей.

Тазы распространена среди оседлых и кочевых туркоманов берегов Аму-Дарьи, где она также ценима. Тип тазы, который отличается от киргизской тазы только особенностями анатомии, это горная тазы Кохистана, которая представлена на рисунке. Горная тазы имеет более сильные кисти, чем ее равнинный брат, голова более массивная, мускулатура более мощная, бедренная часть достигает своей наибольшей длины у собак. Грудная клетка также особая».

В книге «A travers le Rayaume de Tamerlan (Asie centralе)» автор также описывает тазы по имени Узун [5, p. 125].

Жилище казахов – юрта – привлекала внимание исследователя, которую он сравнивает с норой, вокруг которой происходит постоянное движение. Юрты, окруженные верблюдами, лошадьми, собаками и коровами. Местные жители рассказывали ему, что ежегодная линька ярко выражена у тазы.

Французский журнал «Антропология» писал, что подвид борзой – тазы – охотники использовали для охоты на львов [6, p. 58].

Французская периодика публиковала материалы и о киргизских лошадях, связанных с народными традициями и обычаями.

«Им (киргизам – З.Д.Ш.) нравятся лошадиные бега, и сочетаются в браке на скачках. Вот как обычно это происходит: девушка, которую страстно желает молодой человек, выбирает самую быструю лошадь, которую она только может найти, и скачет галопом. Её возлюбленный следует за ней, пытаясь ухватить за талию. В этот момент она старается помешать ему. Девушка препятствует его действиям ударами кнута. Если он терпит неудачу, то с позором возвращается в лагерь и становится мишенью для  насмешек  в своем племени. Если же он сумел схватить красавицу за талию, то она немедленно уезжает с ним. Это и есть вся церемония. Обычно ему нужно заплатить родителям девушки», так описал народный обычай қыз-күү полковник Фредерик Барнаби или Фред, автор книги «Хива, путешествие и приключения в Центральной Азии» [7, p. 312]. Книга стала бестселлером. Фред Барнаби, один из самых эксцентричных людей в Королевской конной гвардии (Англия), отправился в Хиву, когда в мирное время жизнь стала слишком скучной.

Этнографический материал о тазы и киргизской борзой, и других животных, опубликованный на страницах французской прессы как одного из видов письменных источников, значительно расширяет исследовательские границы исторической науки, дает основание для разработки новых исследовательских сюжетов казахстанской исторической науки. Научно-информационный потенциал зарубежной периодики, отражающей историю и этнографию Казахстана, далеко не исчерпан.

 

  1. Сapus G. Le lévrier kirghize et le tazi de la montagne, Le Magasin pittoresque, 1885, T.3, Р. 352-354. 2 Chevalier Au., Annales de Géographie, 1931, Volume 40, Numéro 226, P. 438-439.
  2. Informations diverses, Le Temps, 1885, Numéro 8965, 3.
  3. Nouvelle geographique universelle: la terre et les Vol.9 / par E.Reclus, Paris, 1876.
  4. Capus A travers le Rayaume de Tamerlan (Asie centralе) (Voyage dans la Siberie occidentale, le Turkestan, la Boukharie, aux bords de l’Amou-Daria, a Khiva…., Paris, 1892.
  5. L’Anthropologie, 1901, №2.
  6. Burnaby Fred, A Ride to Khiva, travels and adventures in Central Asia, London, 1877, 487 р.
Год: 2014
Город: Алматы
Категория: История