Другие статьи

Цель нашей работы - изучение аминокислотного и минерального состава травы чертополоха поникшего
2010

Слово «этика» произошло от греческого «ethos», что в переводе означает обычай, нрав. Нравы и обычаи наших предков и составляли их нравственность, общепринятые нормы поведения.
2010

Артериальная гипертензия (АГ) является важнейшей медико-социальной проблемой. У 30% взрослого населения развитых стран мира определяется повышенный уровень артериального давления (АД) и у 12-15 % - наблюдается стойкая артериальная гипертензия
2010

Целью нашего исследования явилось определение эффективности применения препарата «Гинолакт» для лечения ВД у беременных.
2010

Целью нашего исследования явилось изучение эффективности и безопасности препарата лазолван 30мг у амбулаторных больных с ХОБЛ.
2010

Деформирующий остеоартроз (ДОА) в настоящее время является наиболее распространенным дегенеративно-дистрофическим заболеванием суставов, которым страдают не менее 20% населения земного шара.
2010

Целью работы явилась оценка анальгетической эффективности препарата Кетанов (кеторолак трометамин), у хирургических больных в послеоперационном периоде и возможности уменьшения использования наркотических анальгетиков.
2010

Для более объективного подтверждения мембранно-стабилизирующего влияния карбамезапина и ламиктала нами оценивались перекисная и механическая стойкости эритроцитов у больных эпилепсией
2010

Нами было проведено клинико-нейропсихологическое обследование 250 больных с ХИСФ (работающих в фосфорном производстве Каратау-Жамбылской биогеохимической провинции)
2010


C использованием разработанных алгоритмов и моделей был произведен анализ ситуации в системе здравоохранения биогеохимической провинции. Рассчитаны интегрированные показатели здоровья
2010

Специфические особенности Каратау-Жамбылской биогеохимической провинции связаны с производством фосфорных минеральных удобрений.
2010

Рассказы В. Пелевина «мардонги» и «некромент»: идейные и формальные особенности метатекстового объединения

Данная статья посвящена рассмотрению двух рассказов Виктора Пелевина «Мардонги» и «Некромент». Виктор Пелевин является одним из самых популярных современных российских авторов, тем не менее, литературоведческие исследования прозы Пелевина практически отсутствуют. В данной работе предпринята попытка рассмотреть формальные и идейно-тематические особенности построения метатекстового единства в творчестве В. Пелевина на примере двух его произведений. 

Данная работа посвящена двум рассказам В. Пелевина: «Мардонги», который входит в ранний сборник писателя «Синий фонарь», и «Некромент», который является частью последнего (из вышедших) сборника «П5 Прощальные песни политических пигмеев Пиндостана». Сопоставление двух этих рассказов, относящихся к разным периодам творчества, обусловливается их тематической и идейной близостью: главная  тема  обоих  рассказов  —  тема  смерти.  Более  того,  эти  два  рассказа  составляют в творчестве  Пелевина   некое   метациклическое   единство,   они   связаны   явными художественными и образными перекличками. Но при этом можно говорить не только о единстве, но и противоположности, антитетичности этих двух текстов — о противоположности художественного воплощения единой темы.

Эта противоположность связана с тем, что два данных рассказа принадлежат к противопоставленным художественным системам, которые можно условно обозначить как «трэш» и (коммерческая литература) «собственно литература» (то есть литература элитарная).

Между этими двумя системами существуют коренные различия, в том числе и в творчестве Пелевина. К «литературе», на наш взгляд, относятся, к примеру, первый сборник его рассказов, как раз нас интересующий, и романы «Омон Ра», «Поколение П», «Чапаев и Пустота». Примерами «трэша» могут послужить романы «Шлем ужаса. Креатифф о Тезее и Минотавре», «Empire V», а также интересующий нас сборник «П5».

Этот вопрос — «трэша» и «литературы» — играет особую роль в анализе очевидной преемственности между двумя рассматриваемыми рассказами, которые были написаны через достаточно долгий промежуток времени. «Проходные» рассказы и романы, в разделе авторского сайта «Виктор Олегыч» позиционируемые вполне логично для трэша как зарабатывание денег и ремесло, особенным образом преломляют содержание «серьѐзных» произведений, их тематическую и идейную стороны.

Так, при устойчивости темы и философии смерти во всех текстах Пелевина, различие между сборниками,   где   оба   рассказа   были   опубликованы   впервые    —    «Синий   фонарь»   1991      года и «П5: Прощальные песни политических пигмеев Пиндостана» 2008-го, — существенно и отражается на раскрытии этого лейтмотива пелевинского творчества. Если сутью «Мардонгов» является чистое отражение воззрений секты, ее теоретических трудов и главного деятеля — Антонова, именем которого была она названа, атрибутов членов этого движения и т.п., и форма рассказа походила на форму реферата, то центральным для «Некромента» стало, во-первых, применение теории «антоновцев» на практике и — в первую голову — применяющий, Крушин, во-вторых, искажение и смешивание исходной философии смерти пиарщиками, функция коих, следует заметить, в трэшевых рассказах высока, в-третьих, автора волнуют также обстоятельства, жизнь светская, которая обрамляет философскую основу (ГБ-шные тайны), и форма «Некромента» будет уже не реферата, а «расследования» в желтой прессе. Мы можем видеть  логически  соотнесенные  «желтуху»  и  «трэш»  и,  пожалуй,  не  менее  логическое   соединение «реферата» и «литературы». Рассмотрим же формальные признаки этих «пар».

О  различиях способов изложения говорит,  прежде  всего,  художественная  форма  обоих рассказов: отдельные языковые приемы, стилистическая и стилевая принадлежности слов и выражений, неологизмы, коннотативные аффиксы. «Комплекс понятий», «связи … начинают прослеживаться», «уже здесь, помимо введения термина, обозначены основные практические методы…», «культурное пространство, по Антонову, является…» — подобные этим, научные шаблоны и некоторые особенные термины, наподобие «внутреннего мертвеца» (ВМ) [1, с. 177-178], употребляются в «Мардонгах», а такие журналистские выражения, как «по официальной версии», «по другим сведениям», «большая часть информации о деле Крушина до сих пор закрыта», а также слово «корреспондент», высокая доля интервью,  ссылки  на   новостные  интернет-обзоры,  документы,  следственные   отчеты    рекомендуют

«Некромента» как журналистское расследование, при этом откровенно разговорные формы, жаргонизмы и некодифицированная лексика говорят о «желтизне» этого материала: «перетряска в силовых структурах»,   «в   политическом   шапито   может   появиться   новый   талантливый   клоун»,   Рублевка, «матерящаяся пробка», «гопота», «откат», «пацаны», «мурзилаки», «виртуалы» и проч.

Одной из важнейших антитез, организующих метатекстовое единство в этих двух рассказах, является антитеза «вечное — временное». Реализуется эта антитеза через ряд образных противопоставлений: Антонов — генерал Крушин; дорога, возле которой установлен мардонг Антонова, — дороги, на которых устанавливали некромодули; мардонги — некромодули, причѐм к первой части антитезы относится понятие вечности, а ко второй части антитезы — понятие конкретного времени, конкретной эпохи — и в конечном счѐте — временного.

В   «Некроменте»    роль    адепта    смерти,    композиционно    соответствующую    роли  Антонова в «Мардонгах», выполняет генерал Крушин, который изображается не как философ-учитель (каким был Антонов), а как ученик философа Дупина, воплотивший его метафизические идеи в жизнь. Но если Антонов, как философ, находится как бы вне времени и вне пространства — его учение, в принципе, не привязано ни к какой конкретной эпохе и ни к какой конкретной стране (несмотря на точную датировку начала его движения — 1993 год, культурологических основы: древний Тибет — и примера: Пушкин, — ибо  теория  движения  антоновцев  является  общефилософской),  то  генерал  Крушин  весь    погружѐн в конкретное время и пространство, привязан к ним — и в результате его «творения» носят хоть и жуткий, но вполне исторически узнаваемый характер: «Вроде бы он собирался продублировать с помощью некромодулей одно руническое предсказание про будущее Гардарики… Придумали специальную схему, как выкладывать модули с помощью расположенных на соседних улицах и переулках «лежачих полицейских». Работали по GPS и «Гугл-мэпс» [2, с. 194].

В  отличие  от  вневременного  и  внепространственного  Антонова,  который  существует  как    бы в вечности, генерал Крушин весь погружѐн в обыденность, в быт, весь окружѐн бытовыми деталями. В «Мардонгах» нет исторически конкретного пространства, а те пространственные детали, которые присутствуют в тексте, носят предельно обобщѐнный, практически архитепический характер — дорога, сам мардонг как сооружение, рассчитанное на вечность. В «Некроменте» пространство предельно конретно и узнаваемо — дача, баня, даже дороги, на которых устанавляивают некромодули, — это конкретные московские дороги, а не путь в вечность. Таким образом, пространственно-временной план, который в «Мардонгах носил обощѐнный, метафизический характер, в «Некроменте» приобретает конкретные исторические черты. Этой материальности пространства и, в сущности, даже времени соотвествует и материальность идей самого генерала Крушина, для которого жизнь в смерти, слияние жизни и смерти воплотились во вполне осязаемые образы «лежачих полицейских».

Характерным и показательным в «Некроменте» является смешение мистической составляющей текста с обыденными, реалистическими, узнаваемыми деталями. Если Антонов считает «утрупнение» духовной практикой, то генерал стремиться перевести духовное понятие в материальный, физический план и привлечь к этому занятию всѐ подвластное ему ведомоство. Название произведения в этом смысле является определяющим и для самой фигуры главного героя, и для всей структуры рассказа «Некромент»: генерал действует именно как мент, и его образ мышления вполне характеризуется этим жаргонным словечком.

Соответственно в «Некроменте» куда более разветвлѐнная, чем в «Мардонгах», система персонажей. В рассказе 1991 года единственный герой, названный по имени, — это Антонов, окружѐнный безликими и лишѐнными собственного голоса последователями. В «Некроменте», кроме главного героя —   Крушина, есть политтехнолог Гойда Орестович Пушистый и вся его команда, создававшая для генерала политический имидж, есть философы Дупин и Константин Голгофский, майор ГАИ Василий Розанович, милиционер из Самары, корреспондент, бывший главный инженер ЗАО «Дорожный Сервис», безымянные жертвы генерала. И примечательным является то, что каждый из этих персонажей наделѐн в тексте какими-то конкретными деталями облика или биографии, но главное — все они (кроме генеральских жертв) имеют в тексте собственный голос. Рассказ построен таким образом, что субъекты повествования постоянно переключаются, создавая видимость многомерного взгляда на ситуацию.

Немаловажную роль играют пиарщики, которых можно выделить из ряда героев «Некромента». Пиарщики —  это  те,  кто  творит  видимость  реальности  из  пустоты  и  заставляет  всех  поверить в существование этой видимости. Политический портрет генерала Крушина, его общественные взгляды и, в конечном итоге, сам генерал — это творение пиарщиков из команды политтехнолога Гойды Орестовича Пушистого: «В стандартном бланке заказа на политтехнологическое сопровождение, поданном через ФСБ в контору Пушистого, Крушин поставил галочку в одном-единственном квадратике — напротив позиции «русский национализм»…Всѐ остальное гопники, как обычно, придумали сами» [2, с. 162]. На философские взгляды генерала повлиял философ Дупин. В результате, в тексте мы слышим не самого генерала, а то, что придумали для него пиарщики и Дупин, слышим не субъект речи, а объект: «В бумагах Крушина найдены короткие прозаические отрывки со странным названием «Немые вершины»…автором отрывков является ментор Крушина философ Дупин — и цель их в том, чтобы яркими и доходчивыми образами вдохновить почти начисто лишѐнного воображения генерала» [2, с. 179], — так что Крушин — сам некромодуль ещѐ до смерти.

Мардонги в первом рассказе композиционно соответствуют «лежачим полицейским» во втором. Но мардонги в первом рассказе создаются путѐм индивидуальной духовной практики, тогда как создание некромодулей поставлено на промышленный поток: «Мы хотели смешивать эту его добавку (пепел от сожжѐнных тел — Е.Г.) с остальными ингредиентами при подготовке резиновой массы, но Крушин настоял, чтобы содержимое каждого такого ведѐрка примешивалось исключительно к резине, идущей на изготовление одного «дорожного полицейского»…Можете представить, насколько это затрудняло производство? Слава богу, объѐмы были небольшие, а то бы мы просто встали» [2, с. 186]. Философская оккультная идея о создании мардонгов, не лишѐнная своеобразного величия, в «Некроменте» распыляется, становится объектом политических игр, промышленного производства, предметом   статей в жѐлтой прессе, погони за сенсацией. Она теряет индивидуально-духовный характер и приобретает характер общественно-массовый, с примесью скандала и жареного факта.

Однако следует отметить, что в рассказах есть не только различия, но и совпадающие композиционные моменты:

  1. Государственная дотация сюжетно связывает «Мардонгов» с «Некроментом»: так как события происходят в одно и то же время, в 90-е годы, то она (дотация), укрепившая движение антоновцев, несомненно, смогла дотянуться и до МВД, госслужб, в том числе и до генерала ГАИ Крушина.
  2. Еще одной очевидной метатекстовой связкой служит место расположения мардонга Антонова («Его мардонг устанавливают на  тридцать  девятом  километре  Можайского  шоссе,  прямо  у  дороги» [1, с. 180].) и Крушина (лежачий полицейский на неизвестной дороге: »…всю партию [последнюю, с прахом Крушина в том числе] «лежачих полицейских» увезли в неизвестном направлении. Где их ставили, нам никто не говорил» [2, с. 199].).

Учитывая вышеназванные формальные сходства и различия, перейдем к анализу идейно-тематического уровня рассказов.

Тема смерти является центральной, организующей и в «Мардонгах», и в «Некроменте». Схожим является и комплекс идей, связанных с этой темой в двух рассказах. Подход к изображению этой темы в «Мардонгах», содержащих исходные теоретические основы для обоих текстов, можно обозначить цитатой из самого рассказа: «…после смерти, которую, кстати, тибетцы всегда считали одной из стадий развития личности…» [1, с. 177].

Один из главных терминов антоновской теории, «утрупнение» [1, с. 179], похож на: а) перенесение в слово процесса создания кирпичной статуи с начинкой; б) стремление к правильности, восьмеричный путь в буддизме. Приводить любую другую философию было бы ошибкой, и этому есть несколько причин, как-то: Пелевин вообще ориентирован на Восток; здесь приведен конкретный топос — Тибет, прямо указывающий на буддизм; буддизм также подтверждается книгой медитационных методик «Ночь. Улица. Фонарь. Аптека», созданной Антоновым [1, с. 179].

По глобальности авторского сравнения (а Жиль де Рэ действительно не мелкий реакционный феодал) и безапелляционности политтехнологических заявлений и такого же поведения Крушина, застрелившегося    перед    камерой    (напомним,    что    Антонов    самоубийц    презрительно  называл «недоносками»), другой стиль «утрупнения» при бешеном размахе генерала (чужие смерти, во-первых, тем более убийства, насильственное действие — кесарево сечение с точки зрения Антонова) претендует на создание особой ветви культа мардонгов. Отклонение от канона Антонова мы можем расценить не как кустарное и неудачное воплощение традиционного для русской секты культа, но как изучение вопросов увеличения количества смертей, кремация и окружения себя прахом определенных трупов — все это вкупе представляет собой преобразование скорее тибетских, чем антоновских традиций. Также меняется представление  о  мардонге:   если  в  антоновской  трактовке  мардонг  создавался   помещением   трупа в несколько оболочек (неважно, было ли это метафорическим или буквальным процессом), то в версии Дупина-Крушина  мардонг  представляет из  себя вытяжку из  сожженных костей  трупа,  «тело   пепла», в известном смысле эфемерное, в некотором — и физическое тоже. Если выразиться короче, мы видим, как «сложение» противостоит «вычитанию», а они, как известно, полярные арифметические действия.

Кроме того, налицо коренное различие в обоих реальностях при отборе человека, предназначенного для мардонга. И с позиций тибетцев, где зародилась традиция мардонгов, и с точки зрения Антонова, мардонгом может стать только уникальный духовно; в древности замуровать в придорожную статую могли лишь отличившиеся святостью или демонизмом, а в духовный мардонг превращались исключительно гении, и в пример законнейшим образом был приведен Пушкин (тем более подозрительным кажется представление безвестной девочки Горухши в качестве первого в истории мардонга, за что, кстати антоновцы получили государственную дотацию) [1, с. 179]. В представлениях Дупина (не Крушина, конечно), быть заключенным в некромодуль может кто угодно, в данном случае — кто угодно из московского ГИБДД. К тому же, как мы уже было сказано, генерал Крушин ведет себя именно как мент и никоим образом не может претендовать не только на культурное величие, но и на сколько-нибудь достойный культурный уровень (его выдает пользование подсказками, очевидное незнание  текстов,  писавшихся  для  него  гопниками,  и  своеобразное  произношение  некоторых   слов: «эгрегорах» — «э-грех-хорах» и «Хайдеггер» — «хай-да-хер»).

К тому же, в русле сугубо практического понимания философии внутреннего мертвеца, создание духовного мардонга, у антоновцев происходившее метафорически, вербально и культурно, превращается в ремесло: кремация, заливка в готовую резину для «лежачих полицейских». При этом должно помнить о том, что создание духовного мардонга восходит к созданию кирпичного или керамического у тибетцев, что показывает теоретизирующую функцию антоновцев (к примеру, созданию мардонга у тибетцев (обжарке маслом трупа, цементированию тела, раскраске лица) в 1993 году уподобляется общественное осмысление смерти Пушкина — создание его духовного мардонга), а практичность и материалистические взгляды Дупина и Крушина выражаются в этой попытке скорее повторить тибетский обряд буквально, нежели переосмыслить, о чѐм была речь выше.

Следующим немаловажным отличием «Мардонгов» от «Некромента» являются, с одной стороны, определенная философская наследственность, тянущаяся от тибетцев к антоновцам, и абсолютная произвольность и  спонтанность  теорий  Дупина  и  гопников,  формально  выраженная,  как  мы видим, в пиарщиках как элементе образной системы.

«Некромент» представляет собой стилистическую игру, смысл которой — в соединении реалистичности и абсурдности, достоверности и безумия. Одной из самых заметных стилистических черт

«Некромента» является именно деловой, почти обыденный тон, которым повествуется о явном безумии. В «Мардонгах» можно отметить тот же самый художественный эффект, только созданный другими средствами — соединением сухого тона научного повествования с таким же безумием идей. Возможно, это связано с тем, что смерть в пелевинском мире, как правило, безумна и лишена высшего смысла, но при этом обыденна.

В сущности, «Некромент» включает целый комплекс безумных или абсурдных идей (многие из которых, тем не менее, существуют в реальности — и к ним все притерпелись): это и идея о «ГАИ — единственной нескомпрометированной общенациональной силе, которая соборно воплощает дух нашего…народа»,   и   идея   об   «Америке   —   фашистской   Германии,   которой   управляют   евреи», и антисемитизм, и коммунизм, который был «в России просто формой воплощения архаического национал-евразийского начала»[2, с. 156-158]. Оккультные идеи генерала Крушина и их реализация являются вершиной, наивысшим воплощением мысли об абсурде бытия в тексте.

 

Литература

  1. Пелевин В.П. Прощальные песни политических пигмеев Пиндостана. – М.: Эксмо, 2008. – 287 с.
  2. Пелевин В.П. Синий фонарь. Рассказы. – М.: Текст, 1991. – 317 с.

Разделы знаний

Архитектура

Научные статьи по Архитектуре

Биология

Научные статьи по биологии 

Военное дело

Научные статьи по военному делу

Востоковедение

Научные статьи по востоковедению

География

Научные статьи по географии

Журналистика

Научные статьи по журналистике

Инженерное дело

Научные статьи по инженерному делу

Информатика

Научные статьи по информатике

История

Научные статьи по истории, историографии, источниковедению, международным отношениям и пр.

Культурология

Научные статьи по культурологии

Литература

Литература. Литературоведение. Анализ произведений русской, казахской и зарубежной литературы. В данном разделе вы можете найти анализ рассказов Мухтара Ауэзова, описание творческой деятельности Уильяма Шекспира, анализ взглядов исследователей детского фольклора.  

Математика

Научные статьи о математике

Медицина

Научные статьи о медицине Казахстана

Международные отношения

Научные статьи посвященные международным отношениям

Педагогика

Научные статьи по педагогике, воспитанию, образованию

Политика

Научные статьи посвященные политике

Политология

Научные статьи по дисциплине Политология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Психология

В разделе "Психология" вы найдете публикации, статьи и доклады по научной и практической психологии, опубликованные в научных журналах и сборниках статей Казахстана. В своих работах авторы делают обзоры теорий различных психологических направлений и школ, описывают результаты исследований, приводят примеры методик и техник диагностики, а также дают свои рекомендации в различных вопросах психологии человека. Этот раздел подойдет для тех, кто интересуется последними исследованиями в области научной психологии. Здесь вы найдете материалы по психологии личности, психологии разивития, социальной и возрастной психологии и другим отраслям психологии.  

Религиоведение

Научные статьи по дисциплине Религиоведение опубликованные в Казахстанских научных журналах

Сельское хозяйство

Научные статьи по дисциплине Сельское хозяйство опубликованные в Казахстанских научных журналах

Социология

Научные статьи по дисциплине Социология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Технические науки

Научные статьи по техническим наукам опубликованные в Казахстанских научных журналах

Физика

Научные статьи по дисциплине Физика опубликованные в Казахстанских научных журналах

Физическая культура

Научные статьи по дисциплине Физическая культура опубликованные в Казахстанских научных журналах

Филология

Научные статьи по дисциплине Филология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Философия

Научные статьи по дисциплине Философия опубликованные в Казахстанских научных журналах

Химия

Научные статьи по дисциплине Химия опубликованные в Казахстанских научных журналах

Экология

Данный раздел посвящен экологии человека. Здесь вы найдете статьи и доклады об экологических проблемах в Казахстане, охране природы и защите окружающей среды, опубликованные в научных журналах и сборниках статей Казахстана. Авторы рассматривают такие вопросы экологии, как последствия испытаний на Чернобыльском и Семипалатинском полигонах, "зеленая экономика", экологическая безопасность продуктов питания, питьевая вода и природные ресурсы Казахстана. Раздел будет полезен тем, кто интересуется современным состоянием экологии Казахстана, а также последними разработками ученых в данном направлении науки.  

Экономика

Научные статьи по экономике, менеджменту, маркетингу, бухгалтерскому учету, аудиту, оценке недвижимости и пр.

Этнология

Научные статьи по Этнологии опубликованные в Казахстане

Юриспруденция

Раздел посвящен государству и праву, юридической науке, современным проблемам международного права, обзору действующих законов Республики Казахстан Здесь опубликованы статьи из научных журналов и сборников по следующим темам: международное право, государственное право, уголовное право, гражданское право, а также основные тенденции развития национальной правовой системы.