Другие статьи

Цель нашей работы - изучение аминокислотного и минерального состава травы чертополоха поникшего
2010

Слово «этика» произошло от греческого «ethos», что в переводе означает обычай, нрав. Нравы и обычаи наших предков и составляли их нравственность, общепринятые нормы поведения.
2010

Артериальная гипертензия (АГ) является важнейшей медико-социальной проблемой. У 30% взрослого населения развитых стран мира определяется повышенный уровень артериального давления (АД) и у 12-15 % - наблюдается стойкая артериальная гипертензия
2010

Целью нашего исследования явилось определение эффективности применения препарата «Гинолакт» для лечения ВД у беременных.
2010

Целью нашего исследования явилось изучение эффективности и безопасности препарата лазолван 30мг у амбулаторных больных с ХОБЛ.
2010

Деформирующий остеоартроз (ДОА) в настоящее время является наиболее распространенным дегенеративно-дистрофическим заболеванием суставов, которым страдают не менее 20% населения земного шара.
2010

Целью работы явилась оценка анальгетической эффективности препарата Кетанов (кеторолак трометамин), у хирургических больных в послеоперационном периоде и возможности уменьшения использования наркотических анальгетиков.
2010

Для более объективного подтверждения мембранно-стабилизирующего влияния карбамезапина и ламиктала нами оценивались перекисная и механическая стойкости эритроцитов у больных эпилепсией
2010

Нами было проведено клинико-нейропсихологическое обследование 250 больных с ХИСФ (работающих в фосфорном производстве Каратау-Жамбылской биогеохимической провинции)
2010


C использованием разработанных алгоритмов и моделей был произведен анализ ситуации в системе здравоохранения биогеохимической провинции. Рассчитаны интегрированные показатели здоровья
2010

Специфические особенности Каратау-Жамбылской биогеохимической провинции связаны с производством фосфорных минеральных удобрений.
2010

Сущность понятия «Цивилизация»: вариации определений

В данной статье рассмотрены проблемы толкования понятия «цивилизация». Проанализированы харак­терные особенности каждого из определений, в рамках материалистического и культурно-исторического представлений исторического процесса. В современный период изучения и развития исторического знания, Теория Тойнби является наиболее распространенной теоретической разработкой. Главное достоинство цивилизационного подхода Тойнби заключается в рассмотрении существования и взаимодействия всех сторон исторического процесса. Впервые в Теории локальных цивилизаций Тойнби цивилизация рас­сматривается как единица измерения всего исторического процесса, что позволяет открыть новые неис­следованные проблемы. Расширение знакомства с достижениями мировой науки в разработке теории циви­лизаций - насущная необходимость для казахстанской общественной мысли. Отход от материалистического понимания исторического процесса требует новых подходов к исследованию, способных отойти от идеологического толкования науки. Цивилизационный подход, в частности теория Тойнби, является на сегодняшний день одной из актуальных проблем исторической науки, способной изменить представление обо всем историческом процессе.

В современный период темп накопления исторической наукой информации о прошлом многократно возрос. Увеличение объема эмпи­рического материала об истории народов, госу­дарств, религий может «превратить истори­ческую науку в искусство постижения своеоб­разного смысла тех или иных событий. При этом все более утрачивается общее понимание истории в ее крупномасштабных изменениях» [1, 6]. В то же время познавательные воз­можности философии позволяют выделить в массе исторического материала главные собы­тия и определить закономерные тенденции развития отдельных социальных объектов и всего человечества.

Жизнь человеческого общества - это раз­вернутый в пространстве и времени процесс, который охватывает всех людей, Этот процесс в науке принято обозначать термином «исто­рический процесс», который во многом про­тиворечив. С одной стороны, в истории наблю­дается тенденция к единству и целостности человеческого сообщества. С другой - мы видим самостоятельность, неповторимость и индивидуальность каждого субъекта социаль­ной реальности. На современном этапе разви­тия человеческого общества эта двойствен­ность прослеживается в следующих противо­положно направленных тенденциях: в гло­бализации и национальном самоопределе­нии, центробежности и центростремительност и, фундаментализме и универсализме.

Длительное время в историческом познании господствовали объективно-идеалистические представления о человеческой истории. Исто­рический процесс с этой позиции оказывался зависимым от объективных надчеловеческих сил: Божьего промысла, Абсолютной идеи, Мировой воли и т.п., и приобретал линейный, телеологический характер. Формационный под­ход был связан с доминированием одной ос­новы общественной жизни, в качестве которой выступает общественное производство. Поня­тие «цивилизационный подход» обозначает набор связанных между собой концептуальных установок изучения истории. Исследователи, использующие цивилизационный подход, счи­тают исторический процесс результатом па­раллельного существования и взаимодействия не одного, а нескольких социальных объектов, т.е. цивилизаций.

Термин «цивилизация» при крайней неопре­деленности и размытости смысла, часто встре­чается в научных концепциях и взглядах. Для дальнейшего исследования Теории локальных цивилизаций А.Тойнби, следует определить в каком значении будет употребляться данное понятие, обозначить поле исторического ис­следования.

Слово «цивилизация» постепенно входило в интеллектуальный и научный оборот запад­ного общества вслед за термином «культура» на том этапе, когда постепенно ослабевало влияние религиозного мировоззрения и мир все более представал как среда и результат деятельности человека, отделившегося от при­роды и уже мало подверженного вере в бо­жественное провидение. Поэтому возникла на­стоятельная необходимость в объяснении прин­ципов функционирования общества, которое уже не рассматривалось в качестве объекта, управляемого божественной волей или неве­домым Сверхзаконом. Но прежде такое об­щество должно было получить название, не соотносимое с прежними — «град Божий» и «град земной» и определяющее не только лю­бой тип общества, но и общество, соответ­ствующее человеческим устремлениям [2].

В своем происхождении, как неизменно отмечается, термин «цивилизация» восходит к латинскому слову «civilis», относящемуся к качествам «гражданина» как «городского жи­теля». Принято считать, что современная форма и значение термина в ряде случаев сохраняют то, что было введено в оборот прежде всего французскими и английскими просветителями. По мнению французского историка Л. Февра, «воссоздать историю французского слова «ци­вилизация» на деле означает реконструировать этапы глубочайшей революции, которую со­вершила и через которую прошла французская мысль от второй половины XVIII в. и по наше время» [3].

Обращение к термину «цивилизация» и фор­мирование цивилизационной теории происхо­дило в рамках двух параллельно развивав­шихся направлений западной общественной мысли и науки. Одно направление, в рамках которого сформировались социальные науки, было призвано не только объяснить разно­образие того материально-предметного мира, который предстал перед человеком нового Запада, но и выявить закономерности фено­менального развития индустриального общества, которое за период XVII-XIX вв. коренным образом преобразило облик Западной Европы и наделило ее способностью распоряжаться судьбами многих народов земного шара. Естественно, что определяющим началом для этого направления выступали материальное производство, экономика, способ хозяйствова­ния и порожденные ими отношения.

Другое направление, опиравшееся на гума­нитарные методы исследований и породившее комплекс гуманитарно-филологических и исто­рических наук, должно было раскрыть чело­веку современного Запада многообразие мира в его социальных и культурных измерениях. Именно в рамках гуманитарных дисциплин происходило интенсивное накопление знаний о религиях, языках, литературах, философии, истории.

Феномен цивилизации исследовали доволь­но большое количество авторов: Н.Я.Дани­левский, О.Шпенглер, П.Сорокин. Применяя разные термины для понятия «цивилизация», авторы однако стремятся показать схожие про­цессы формирования и функционирования ци­вилизаций.

П.Сорокин называет их «культурные супер­системы», Шпенглер - «Носһки11иг»(высокие культуры, или общества с высокой культурой), В.Ф.Агеев «базовые культуры». Однако основа у них одна культура, именно она выступает основой цивилизации и цементирует ее содер­жание, давая возможность авторам рассматри­вать отдельные элементы культур, получая при этом различные варианты цивилизаций или национальные по форме культуры.

При материалистическом подходе цивили­зация рассматривается, как это и было зало­жено изначально, в качестве антитезы изучае­мому этнографами «естественному» состоя­нию общества, как уровень развития, на ко­тором оно преодолевает свою зависимость от природы и окружающей среды, как сложное, разнообразное общество, которому присущи производительный тип хозяйства, функцио­нальная разделенность различных сфер и уров­ней жизни, но вместе с тем и некоторая систем­ная организованность.

Американский этнограф Л.Морган в своем фундаментальном труде «Древнее общество» выделяет два типа общества. Примитивное об­щество основано на принципах общего проис­хождения и родства. Для цивилизованного общества характерно развитие материальных производительных сил, функциональное разде­ление труда, расширение системы обмена то­варами, появление частной собственности на землю, концентрация богатств, раскол общества на классы и формирование государства. Среди исследователей, обративших особое внима­ние на труды Л. Моргана, были К. Маркс и Ф. Энгельс.

В 1979 г. видный французский историк Ф. Бродель (1902-1985) выпустил трехтомное со­чинение «Материальная цивилизация, эконо­мика и капитализм, XV-XVIII вв.». Эта и дру­гие его работы считаются высшим достиже­нием школы «Анналов». В данном фундамен­тальном сочинении именно материальная сто­рона, экономическая история предстают как важнейшие и во многом определяющие. При этом материальная деятельность людей выяв­ляется именно через ее вещную и технологи­ческую сторону, и тем самым из экономи­ческой и социальной истории выпадают отно­шения людей в процессе производства — клас­совое и профессиональное разделение об­щества. «Хлеб насущный», т.е. характер и количество тех злаков, которые шли на про­кормление населения разных стран, другая пища и напитки, употребление которых ха­рактеризует образ жизни населения, жилище и одежда, орудия труда и технология их изго­товления и применения, сеть сообщений и характер транспорта, деньги и характер денеж­ного обращения, города, структура экономики, национальные рынки, промышленная револю­ция и экономический рост, приведшие к фор­мированию капитализма, — вот беглый пере­чень основных сюжетов и названий глав его труда.

Важным нововведением Ф. Броделя стало понятие «большая длительность» как протя­женное историческое время, в котором живет та или иная цивилизация и которое она сохра­няет через накопленный опыт своей жизне­деятельности.

В рамках культурно-исторической школы работали десятки и сотни ученых во многих странах мира. Общим для самых различных мыслителей было выделение «реально сущест­вующих, причинно взаимосвязанных и вну­тренне значимых организмов, отличных от всех смешанных культурных образований и малых культурных систем, а также от госу­дарства, нации, политических, религиозных, расовых, этнических и всех иных социальных групп... Эти цивилизации или культурные суперсистемы в сильной степени определяют жизнь, организацию и функции малых групп и культурных систем, менталитет и поведение индивидов, множество конкретных истори­ческих процессов и тенденций» [4].

В качестве отцов-основателей цивилиза­ционной теории принято называть прежде всего Н. Данилевского, М. Вебера, О. Шпенглера, П. Сорокина, А. Тойнби.

Верный своему метафорическому стилю изложения материала, Шпенглер следующим образом определяет цивилизацию: «Цивилиза­ция - неизбежная судьба культуры. Здесь достигнут тот самый пик, с высоты которого становится возможным решение последних и труднейших вопросов исторической морфо­логии. Цивилизации есть суть самые крайние и самые искусственные состояния, на которые способен более высокий тип людей. Они - завершение, они следуют за становлением как ставшие. За жизнью - как смерть, за развитием - как оцепенение» [5].

По Шпенглеру, культура определяется ду­шой народа, который, вступая на историческую арену в качестве активного субъекта истории, создает оригинальные и значительные цен­ности в самых разных сферах социальной жизни (в религии, искусстве, философии, науке, технологии). Упадок же культуры наступает в период ее заката - на стадии цивилизации. Именно тогда в обществе начинают преобла­дать, господствовать рациональность, прагма­тизм, утилитаризм, территориальная экспан­сия, власть денег во всех сторонах челове­ческого бытия. Наступает время «мировых городов», которые эксплуатируют обшир­ную провинцию, служащую своего рода пи­тательной средой для их роста, а политика становится определяющим видом деятель­ности.

П.К.Гуревич в работе «Культурология» отмечает более рациональное представление о понятии и строении цивилизаций в трудах П.А.Сорокина, согласно его учению культура выступает как система значений — ценностей, с помощью которых общество интегрируется, поддерживает взаимосвязь своих институтов. Культура определяет энергию и направлен­ность человеческих усилий.

В современный период изучения и развития исторического знания среди ученых утверди­лось мнение, что теорию цивилизаций А. Тойнби можно рассматривать как кульминацию тех теоретических разработок, которые были про­деланы Н. Данилевским и О. Шпенглером. Она была осуществлена независимо от их работ, основана на несравненно более широком исто­рическом материале и является подлинным шедевром исторического и макросоциоло­гического знания.

А. Тойнби начинает свое исследование с тезиса о том, что истинной областью истори­ческого знания является не описание отдель­ных событий, сближенных в пространстве или времени, не история государств или поли­тических систем или же человечества в целом, а «цивилизация» в ее религиозных, террито­риальных и политических характеристиках.

Ученый рассматривал цивилизации как воз­рождение творческих возможностей отдель­ных групп обществ, перешедших от длитель­ного существования в условиях дикости или отсталости к новой жизни. Для него, как историка, очень важно было исследовать не истории отдельных стран и государств, а целостных их образований или систем, ко­торые он и называет цивилизациями.

Обсуждая вопрос о причинах развития и движущих силах цивилизаций, А. Тойнби ре­шительно возражает против расового и геогра­фического подхода к причинам их возникно­вения и развития. Сторонники первого под­хода считают, что именно расовые особен­ности людей определяют уровень их культуры, а благодаря этому и особенности, объединяю­щей их цивилизации. На самом деле, указы­вает А. Тойнби, чистых рас нет, и создателями перечисленных им цивилизаций в одном слу­чае являются белые, в других случаях - жел­тые, краснокожие и черные расы. А. Тойнби считает, что цивилизации рождаются и разви­ваются, успешно отвечая на последовательные «Вызовы» природы и истории [6].

Следует заметить, что теория Тойнби спо­собна открыть новые стороны исторического процесса, обозначить современный подход к научным исследованиям, дать попытку рас­смотреть историческую науку сквозь призму цивилизационной концепции.

 

Литература

  1. Ерасов Б.С. Цивилизация: слово - термин- смысл // Цивилизации культуры. Вып.1. - М.,1995. - С.3-27.
  2. Уколова В.И. Суд истории как поиск истины // Тойнби А. Дж. Цивилизация перед судом истории: Сборник. С. 5-20. - М.: Айрис-пресс, -592 с.
  3. Февр Л. Бои за историю. М.: Наука, - 635 с.
  4. Гуревич А.Я. О кризисе современной исторической науки // Вопросы истории. - - №2-3. - С. 21-35
  5. Шпенглер О. Закат Европы: В 2т. Т.1. / Пер. с нем. И.И. Маханькова. - М.: Айрис-пресс, - 528 с.
  6. Тойнби А. Дж. Постижение истории. - М.: Прогресс, - 730 с.

Разделы знаний

Архитектура

Научные статьи по Архитектуре

Биология

Научные статьи по биологии 

Военное дело

Научные статьи по военному делу

Востоковедение

Научные статьи по востоковедению

География

Научные статьи по географии

Журналистика

Научные статьи по журналистике

Инженерное дело

Научные статьи по инженерному делу

Информатика

Научные статьи по информатике

История

Научные статьи по истории, историографии, источниковедению, международным отношениям и пр.

Культурология

Научные статьи по культурологии

Литература

Литература. Литературоведение. Анализ произведений русской, казахской и зарубежной литературы. В данном разделе вы можете найти анализ рассказов Мухтара Ауэзова, описание творческой деятельности Уильяма Шекспира, анализ взглядов исследователей детского фольклора.  

Математика

Научные статьи о математике

Медицина

Научные статьи о медицине Казахстана

Международные отношения

Научные статьи посвященные международным отношениям

Педагогика

Научные статьи по педагогике, воспитанию, образованию

Политика

Научные статьи посвященные политике

Политология

Научные статьи по дисциплине Политология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Психология

В разделе "Психология" вы найдете публикации, статьи и доклады по научной и практической психологии, опубликованные в научных журналах и сборниках статей Казахстана. В своих работах авторы делают обзоры теорий различных психологических направлений и школ, описывают результаты исследований, приводят примеры методик и техник диагностики, а также дают свои рекомендации в различных вопросах психологии человека. Этот раздел подойдет для тех, кто интересуется последними исследованиями в области научной психологии. Здесь вы найдете материалы по психологии личности, психологии разивития, социальной и возрастной психологии и другим отраслям психологии.  

Религиоведение

Научные статьи по дисциплине Религиоведение опубликованные в Казахстанских научных журналах

Сельское хозяйство

Научные статьи по дисциплине Сельское хозяйство опубликованные в Казахстанских научных журналах

Социология

Научные статьи по дисциплине Социология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Технические науки

Научные статьи по техническим наукам опубликованные в Казахстанских научных журналах

Физика

Научные статьи по дисциплине Физика опубликованные в Казахстанских научных журналах

Физическая культура

Научные статьи по дисциплине Физическая культура опубликованные в Казахстанских научных журналах

Филология

Научные статьи по дисциплине Филология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Философия

Научные статьи по дисциплине Философия опубликованные в Казахстанских научных журналах

Химия

Научные статьи по дисциплине Химия опубликованные в Казахстанских научных журналах

Экология

Данный раздел посвящен экологии человека. Здесь вы найдете статьи и доклады об экологических проблемах в Казахстане, охране природы и защите окружающей среды, опубликованные в научных журналах и сборниках статей Казахстана. Авторы рассматривают такие вопросы экологии, как последствия испытаний на Чернобыльском и Семипалатинском полигонах, "зеленая экономика", экологическая безопасность продуктов питания, питьевая вода и природные ресурсы Казахстана. Раздел будет полезен тем, кто интересуется современным состоянием экологии Казахстана, а также последними разработками ученых в данном направлении науки.  

Экономика

Научные статьи по экономике, менеджменту, маркетингу, бухгалтерскому учету, аудиту, оценке недвижимости и пр.

Этнология

Научные статьи по Этнологии опубликованные в Казахстане

Юриспруденция

Раздел посвящен государству и праву, юридической науке, современным проблемам международного права, обзору действующих законов Республики Казахстан Здесь опубликованы статьи из научных журналов и сборников по следующим темам: международное право, государственное право, уголовное право, гражданское право, а также основные тенденции развития национальной правовой системы.