Другие статьи

Цель нашей работы - изучение аминокислотного и минерального состава травы чертополоха поникшего
2010

Слово «этика» произошло от греческого «ethos», что в переводе означает обычай, нрав. Нравы и обычаи наших предков и составляли их нравственность, общепринятые нормы поведения.
2010

Артериальная гипертензия (АГ) является важнейшей медико-социальной проблемой. У 30% взрослого населения развитых стран мира определяется повышенный уровень артериального давления (АД) и у 12-15 % - наблюдается стойкая артериальная гипертензия
2010

Целью нашего исследования явилось определение эффективности применения препарата «Гинолакт» для лечения ВД у беременных.
2010

Целью нашего исследования явилось изучение эффективности и безопасности препарата лазолван 30мг у амбулаторных больных с ХОБЛ.
2010

Деформирующий остеоартроз (ДОА) в настоящее время является наиболее распространенным дегенеративно-дистрофическим заболеванием суставов, которым страдают не менее 20% населения земного шара.
2010

Целью работы явилась оценка анальгетической эффективности препарата Кетанов (кеторолак трометамин), у хирургических больных в послеоперационном периоде и возможности уменьшения использования наркотических анальгетиков.
2010

Для более объективного подтверждения мембранно-стабилизирующего влияния карбамезапина и ламиктала нами оценивались перекисная и механическая стойкости эритроцитов у больных эпилепсией
2010

Нами было проведено клинико-нейропсихологическое обследование 250 больных с ХИСФ (работающих в фосфорном производстве Каратау-Жамбылской биогеохимической провинции)
2010


C использованием разработанных алгоритмов и моделей был произведен анализ ситуации в системе здравоохранения биогеохимической провинции. Рассчитаны интегрированные показатели здоровья
2010

Специфические особенности Каратау-Жамбылской биогеохимической провинции связаны с производством фосфорных минеральных удобрений.
2010

Правовое регулирование деятельности религиозных объединений в Республике Казахстан: современное состояние и накопленный опыт

Мирное сосуществование представителей различных национальных и религиозных групп во многом зависит от государственной политики, и в этой связи соответствующий опыт в Республике Казахстан заслуживает внимания. Межконфессиональное и межэтническое согласие в Республике Казахстан является одним из необходимых условий целостности государства и его продвижения по пути демократических преобразований. Президент Нурсултан Назарбаев отметил: «Наша модель межнационального и межрелигиозного согласия — это реальный вклад Казахстана в общемировой процесс взаимодействия различных конфессий» [1].

В пункте 1 статьи 1 Конституции РК провозглашено, что «Республика Казахстан утверждает се­бя демократическим, светским, правовым и социальным государством, высшими ценностями которо­го являются человек, его жизнь, права и свободы» [2]. Таким образом, конституционно закреплено, что в Республике Казахстан религиозные институты (во всех их проявлениях) отделены от государст­ва, и это означает, что никакие конфессии не выполняют каких-либо государственных функций, что нет одной или нескольких религий, поддерживаемых государством, и что никакая религия не носит характера государствообразующего фактора.

Согласно пункту 1 статьи 22 Конституции РК: «Каждый имеет право на свободу совести» [2]. Из этого следует, что свобода совести является абсолютным правом человека и не подлежит ограни­чениям ни при каких обстоятельствах.

Современное понимание прав человека и свободы вероисповедания определяется общепризнан­ными международными соглашениями, принятыми ООН, ОБСЕ и другими организациями. Одним из важнейших документов стала «Всеобщая декларация прав человека», принятая Генеральной Ас­самблеей ООН 10 декабря 1948 г. [3]. В статье 2 Декларации утверждается, что каждый человек дол­жен обладать всеми правами и всеми свободами, провозглашенными настоящей Декларацией, без какого бы то ни было различия, как-то в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, полити­ческих или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного, со­словного или иного положения. Таким образом, принадлежность к какой-либо религии не является поводом для дискриминации или пренебрежительного отношения либо ограничения каких- либо прав человека и гражданина. Кроме того, ст. 18 Декларации дает более детальное определение права на свободу совести и религии. Из анализа данной статьи следует, что реализация права на свободу со­вести и религии включает право на свободу менять свою религию или убеждения и свободу испове­довать свою религию или убеждения как единолично, так и сообща с другими, публичным или част­ным порядком в учении, богослужении и выполнении религиозных и ритуальных обрядов.

Конституция РК не содержит отдельных положений, касающихся конституционных гарантий свободы мысли и религии. Очевидно, что эти гарантии охватываются конституционными нормами ст. 22 Конституции РК, касающимися свободы совести. Е.К.Кубеев, рассматривая современный этап развития Казахстана в контексте данной проблемы, отметил, что он сопровождается сложными процессами в духовной жизни общества, ростом религи­озных объединений как традиционно исповедуемых религий, так и нетрадиционных. В связи с этим государство должно, в первую очередь, обеспечивать исполнение религиозного законодательства. В то же время требуются изучение тенденции развития религиозных направлений и всесторонняя ра­бота по нейтрализации негативных проявлений в религиозной среде [4; 464].

Можно сказать, что в Казахстане формируется собственная уникальная модель государственно­конфессиональных отношений, которая опирается на многовековой опыт мирного сосуществования полиэтнического и поликонфессионального состава населения Казахстана, базируется на историче­ски обусловленной открытой ментальности казахов, выражающейся в веротерпимости к инакомыс­лию и толерантности; она также основывается на экономической стабильности и все более прояв­ляющейся тенденции к росту благосостояния граждан и общества в целом, продуманной политике государства, законодательно закрепившей светский характер государства и равенство всех религий перед государством, но учитывающей различный исторический вес и опыт деятельности конфессий на территории Казахстана [5; 113].

В научной литературе регулированию деятельности религиозных объединений посвящены ис­следования таких ученых, как А.П.Абуов и Е.М.Смагулов [6], Moazami Behrooz [7], Mark Elmore [8], John Foy [9], Jonathan Fox [10], Ervin Birnbaum [11], Nicole Elisabeth Brackman [12], Е.К. Кубеев [4], Р.А. Подопригора [5] и другие.

Анализируя сложившуюся ситуацию в Республике Казахстан в сфере правового регулирования религиозных отношений, а также научные труды указанных выше авторов, в настоящей статье нами предполагается научный анализ особенностей правового регулирования деятельности религиозных объединений в РК, а также подведение некоторых итогов в рассматриваемой сфере за 20 лет незави­симости Республики Казахстан.

Методологическую основу настоящего исследования составили: диалектический метод познания социально-правовых явлений, а также системно-структурный, сравнительно-правовой, логико­теоретический и частнонаучные методы изучения. Для достижения объективности результатов ис­следования данные методы применялись комплексно.

В первые годы приобретения независимости казахстанский законодатель, разрабатывая и при­нимая Закон Республики Казахстан от 15 января 1992 г. № 1128-XII «О свободе вероисповедания и религиозных объединениях» (утратил силу в соответствии с Законом РК от 11 октября 2011 г. № 483- IV), весьма либерально регулировал порядок формирования и деятельности религиозных объедине­ний [13].

На этой весьма благодатной почве и в результате пассивного отношения правительства в первые годы образования независимой Республики Казахстан к данной проблеме и недостаточной религиоз­ной грамотности населения многие граждане Казахстана, особенно представители молодого поколе­ния, попали под влияние деструктивных религиозных сил. Страну наводнили различного рода мис­сии, ранее никому не известные в Казахстане. Наблюдается рост межконфессиональной напряженно­сти, вызванный борьбой за вовлечение в свои ряды новых приверженцев. Способствует ее обостре­нию активная деятельность в республике зарубежных проводников, которые, располагая значитель­ными финансовыми средствами и большим опытом миссионерской деятельности, нередко теснят традиционные для Казахстана религии в борьбе за влияние на верующих. Хотя межконфессиональ­ные противоречия пока, как правило, не приводят к каким-то антиобщественным действиям, прояв­ляясь в основном в критике своих конкурентов как «лжепророков» на молитвенных собраниях, в публичных высказываниях духовенства, сама интенсивность ее является достаточно тревожным симптомом. Сама по себе неидеологизированная религия не представляет угрозу безопасности. Как заявил бывший председатель Комитета национальной безопасности РК Нуртай Абыкаев, в республи­ке «увеличилось число иностранных религиозных миссий, посещающих республику с целью распро­странения религиозно-мистических учений и создания предпосылок для конфликтов на религиозной и этнической основе» [14].

Надо отметить, что в Казахстане за прошедшие десятилетия произошел значительный количест­венный и качественный рост религиозных институтов. В 2005 г. действовало 3259 религиозных объе­динений, что на 102 больше, чем было на 1 января 2004 г., а в 1990 г. — всего 670 [15; 234], в 2011 г. было 4551 религиозное объединение [16].

На сегодняшний день существует 3088 религиозных объединений 17-ти конфессий, получивших правовое оформление в соответствии с требованиями нового закона; их количество сократилось на 1463, или более чем на 32 % [16]. В общем числе религиозных объединений представлены: ислам — 2756, Русская православная церковь — 303, Римско-католическая церковь — 84, протестантские и новые религиозные движения — 1301. Религиозным объединениям принадлежат 3377 культовых сооружений, из которых 2416 — мусульманские мечети, 269 — православные церкви, 88 — католические костёлы, 5 — синагоги, а также многочисленные протестантские и другие церкви [6; 110].

Ислам в независимом Казахстане стал влиятельной общественной силой. Стремительно растет число мусульманских общин. Если в 1991 г. их было всего 68, то в начале 2000-х гг. их численность достигла 1652, а в 2011 г. насчитывалось уже 2756. По всей стране возводятся новые мечети, напри­мер, в 2011 г. действовало 2416 мусульманских культовых сооружений [6; 113]. В целом за период с 1991 по 2013 гг. отмечается значительный рост количества исламских объединений, зарегистриро­ванных на территории Казахстана (диаграмма 1).

Динамика изменений количества исламских объединений с 1991 по 2013 гг.

Подлинное возрождение Православной церкви в нашей стране началось после обретения Казах­станом независимости. О месте православия в жизни нашего общества Президент Нурсултан Назар­баев высказался предельно емко: «...православие и ислам — два столпа, на которых зиждется духов­ность Казахстана» [17].

Признание свободы совести позволило верующим вернуться к полнокровной духовной жизни. Если в 1956 г. в Казахстане функционировало всего 55 приходов Русской православной церкви (РПЦ), то на начало 1999 г. на территории республики действовали 212 приходов и 8 монастырей. За последнее десятилетие отмечен дальнейший рост. По официальным данным, в 2011 г. в Казахстане действовали 303 православные общины, зарегистрировано 269 церквей и других культовых сооруже­ний, а также 9 монастырей. Практически при всех церквах и молитвенных домах открыты церковно­приходские школы по изучению основ православия, действуют воскресные школы, в которых обу­чаются как дети, так и взрослые [6; 113]. За период с 1991 по 2013 гг. на территории Казахстана от­мечается значительная динамика роста количества зарегистрированных в стране объединений Рус­ской православной церкви (диаграмма 2).

Диаграмма 2. Динамика изменений количества объединений Русской православной церкви с 1991 по 2013 гг.

В Республике Казахстан в настоящее время проживают около 300 тысяч католиков. В католиче­ских церквах богослужения проводятся на русском, украинском, немецком, английском и польском языках. Национальный состав верующих достаточно широк: на богослужениях наряду с немцами и поляками можно встретить украинцев, русских, литовцев, корейцев и представителей других нацио­нальностей. За последние 20 лет, в период с 1993 по 2013 гг., количество религиозных объединений Римской католической церкви в Республике Казахстан изменялось незначительно и возросло с 67 в 1993 г. до 84 в 2013 г. (диаграмма 3).

Динамика изменений количества объединений Римской католической церкви с 1993 по 2013 гг.

Следует отметить, что на фоне роста количества зарегистрированных мусульманских, право­славных и католических религиозных объединений за последние годы значительно сократилось ко­личество лютеранских и баптистских религиозных объединений (диаграмма 4).

Динамика изменений количества лютеранских и баптистских религиозных объединений с 1991 по 2013 гг

Количество пятидесятнических церквей к концу 2012 г. в Казахстане достигло 189, пресвитери­анских — 239, харизматических — 306. Наиболее известными являются: «Грейс-Благодать», «Емма- нуил», «Новая жизнь», «Агапе», «Сун Бок Ым», «Церковь Полного Евангелия» [6]. Многие пятиде- сятнические и пресвитерианские церкви были созданы миссионерами из Южной Кореи и США. Сре­ди их пасторов и последователей немало представителей корейской диаспоры. Особое место занима­ют такие общины, как Новоапостольская церковь, «Адвентисты Седьмого дня», «Свидетели Иеговы» и мормоны («Церковь Иисуса Христа святых последних дней»).

В настоящее время в Республике Казахстан действуют 8 высших, 6 средних специальных и 3 общеобразовательных духовных учебных заведений, также функционируют постоянно действующие курсы при крупных мечетях и воскресные школы при церквах. На конец 2011 г. в республике работа­ли около 400 зарубежных миссионеров из 20 стран [6; 112].

В связи с изменением религиозной ситуации в стране возникла необходимость переосмысления достижений Казахстана на пути создания государства межконфессионального согласия и просчетов, допущенных при недооценке проблем в религиозной ситуации. В целях совершенствования государ­ственно-конфессиональных отношений 11октября 2011 г. принят Закон РК «О религиозной деятель­ности и религиозных объединениях» [18]. Закон направлен на обновление законодательства о рели­гиозных объединениях путем четкой регламентации их статуса и деятельности, установления необ­ходимых правовых ограничений, а также определения основ системной работы государственных ор­ганов в сфере регулирования конфессиональных отношений с учетом современных реалий и тенден­ций. Данный закон является гарантией свободы деятельности верующих всех конфессий и основыва­ется на том, что Республика Казахстан утверждает себя демократическим, светским государством, подтверждает право каждого на свободу совести, гарантирует равноправие каждого, независимо от его религиозного убеждения. Признается историческая роль ислама ханафитского направления и православного христианства в развитии культуры и духовной жизни народа, уважаются другие рели­гии, сочетающиеся с духовным наследием народа Казахстана, отмечается важность межконфессио­нального согласия, религиозной толерантности и уважения религиозных убеждений граждан. Тем не менее в своем правовом статусе данные вероисповедания никаких правовых привилегий не имеют.

Согласно казахстанскому законодательству государство отделено от религии и религиозных объединений. Данный принцип не указан в действующей Конституции РК, но в ст. 1 Конституции говорится о светском характере государства, что означает конституционное отделение от государства любых религиозных объединений всех направлений и течений.

Религиозные объединения и граждане Республики Казахстан, иностранцы и лица без гражданства, независимо от отношения к религии, равны перед законом. В Казахстане действуют самые различные религиозные объединения. Так как они находятся в одном правовом поле, государство не может от­давать предпочтение в правовом смысле какому-либо религиозному объединению. Исходя из этого в соответствии с законом никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Данное положение подтверждается особенностями порядка первичной регистрации и перерегистрации религиозного объединения на территории. Так, регистрация религиозного объеди­нения производится в соответствии с Законом Республики Казахстан «О государственной регистра­ции юридических лиц и учетной регистрации филиалов и представительств» [19], с учетом особенно­стей, предусмотренных Законом Республики Казахстан «О религиозной деятельности и религиозных объединениях», а также иными нормативными правовыми актами.

Религиозные объединения могут создаваться со статусом: местных, региональных и республи­канских. Местным религиозным объединением признается религиозное объединение, образованное по инициативе не менее пятидесяти граждан Республики Казахстан, действующее в пределах одной области, города республиканского значения и столицы.

Региональным религиозным объединением признается религиозное объединение, созданное по инициативе не менее пятисот граждан Республики Казахстан, являющихся участниками (членами) двух и более местных религиозных объединений, численностью не менее двухсот пятидесяти граж­дан Республики Казахстан от каждого из них, которые представляют не менее двух областей, городов республиканского значения и столицу. Региональные религиозные объединения создаются и осуще­ствляют свою работу в пределах территории деятельности данных местных религиозных объедине­ний.

Республиканским религиозным объединением признается религиозное объединение, образован­ное по инициативе не менее пяти тысяч граждан Республики Казахстан, представляющих все облас­ти, города республиканского значения и столицу, численностью не менее трехсот граждан РК в каж­дом из них, а также имеющее свои структурные подразделения (филиалы и представительства) на всей территории РК.

Особенностью регионального религиозного объединения является порядок его создания. Зако­нодательством установлено, что создание регионального религиозного объединения возможно только после создания двух и более местных религиозных объединений, тогда как для создания республи­канского религиозного объединения регистрация и создание ряда местных и/или региональных рели­гиозных объединений не требуются.

Религиозное объединение с момента его государственной регистрации приобретает правоспо­собность юридического лица. В соответствии с п.1 ст. 33 Гражданского кодекса Республики Казах­стан юридическим лицом признается организация, которая имеет на праве собственности, хозяйст­венного ведения или оперативного управления обособленное имущество и отвечает своим имущест­вом по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, быть истцом и ответчиком в суде [20].

В статье 7 Закона РК «О религиозной деятельности и религиозных объединениях» религиозные обряды и церемонии беспрепятственно проводятся (совершаются) в культовых зданиях (сооружени­ях) и на отведенной им территории, в местах поклонения, в учреждениях и помещениях религиозных объединений, на кладбищах и в крематориях, жилищах, объектах общественного питания в случае необходимости, при условии соблюдения прав и интересов близ проживающих лиц. В иных случаях религиозные мероприятия осуществляются в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан [18].

Введен запрет на проведение (совершение) богослужений, религиозных обрядов, церемоний и (или) собраний, а также осуществление миссионерской деятельности на территории и в зданиях:

  • государственных органов, организаций;
  • Вооруженных сил, других войск и воинских формирований, судебных и правоохранительных органов, других служб, связанных с обеспечением общественной безопасности, защитой жизни и здоровья физических лиц;
  • организаций образования, за исключением духовных (религиозных) организаций образова­ния.

Государственная регистрация духовной (религиозной) организации образования производится в соответствии с Законом РК «О государственной регистрации юридических лиц и учетной регистра­ции филиалов и представительств», с учетом особенностей, предусмотренных законодательством об образовании и о религиозной деятельности и религиозных объединениях [18].

В соответствии с п. 3 ст. 13 Закона РК «О религиозной деятельности и религиозных объединениях» республиканские религиозные объединения и региональные религиозные объединения в соответст­вии со своими уставами вправе создавать в форме учреждений духовные (религиозные) организации, образования, реализующие профессиональные учебные программы подготовки священнослужителей [18].

Инструкцией по государственной регистрации юридических лиц и учетной регистрации филиа­лов и представительств предусмотрено, что уставы (положения) духовных учебных заведений, мече­тей, монастырей и иных религиозных объединений, основанных религиозными управлениями (цен­трами), утверждаются этими религиозными управлениями (центрами) [21]. Для регистрации пред­ставляется решение уполномоченного органа религиозного управления (центра) об их создании.

Система образования и воспитания в Республике Казахстан, за исключением духовных (религи­озных) организаций образования, отделена от религии и религиозных объединений и носит светский характер. Светский характер образования указан как один из принципов государственной политики в области образования [22]. Согласно нормам казахстанского законодательства религиозное образо­вание в организациях образования не допускается.

В соответствии с Законом РК «Об образовании» под духовной (религиозной) организацией об­разования понимается учебное заведение, реализующее профессиональные учебные программы под­готовки священнослужителей [22].

Духовная образовательная деятельность подлежит лицензированию. Для получения лицензии на осуществление духовной образовательной деятельности необходимо:

  • наличие штатных преподавателей, имеющих высшее духовное образование по профилю под­готовки и соответствующих требованиям, предъявляемым религиозными объединениями;
  • наличие фонда учебной литературы по отношению к контингенту обучающихся на полный цикл обучения в количестве не менее 50 единиц изданий на одного обучающегося;
  • наличие на праве собственности хозяйственного ведения или оперативного управления необ­ходимой для организации образовательного процесса учебно-материальной базы, соответствующей требованиям санитарных правил и норм;
  • наличие медицинского обслуживания обучающихся;
  • наличие объекта питания для обучающихся;
  • наличие ходатайства соответствующего религиозного управления (центра), с обоснованием целесообразности функционирования данного учреждения религиозного образования, и копии свиде­тельства о регистрации религиозной конфессии на территории Республики Казахстан;
  • наличие образовательных программ (учебных планов) по профилю подготовки, утвержден­ных руководством религиозной конфессии;
  • наличие заключения Агентства Республики Казахстан по делам религий на заявленные рели­гиозные образовательные программы.

Кроме того, в соответствии с Законом Республики Казахстан «О лицензировании» предусмотре­на необходимость получения лицензии для осуществления деятельности, связанной с направлением за границу для обучения в духовных учебных заведениях [23].

В соответствии с принятым 11 октября 2011 г. Законом РК «О религиозной деятельности и рели­гиозных объединениях» возникают следующие обязанности юридических лиц, деятельность которых так или иначе связана с религиозной деятельностью:

  • религиозные объединения обязаны внести изменения и дополнения в учредительные докумен­ты, тем самым привести их в соответствие с требованиями Закона РК «О религиозной деятель­ности и религиозных объединениях», а также предоставить в регистрирующий орган докумен­ты, подтверждающие статус религиозного объединения в течение одного года со дня вступле­ния в силу Закона РК «О религиозной деятельности и религиозных объединениях»;
  • юридические лица, занимающиеся удовлетворением религиозных интересов и потребностей в иной организационно-правовой форме, кроме как религиозное объединение, обязаны внести соответствующие изменения в свои учредительные документы в течение одного года со дня вступления в силу Закона РК «О религиозной деятельности и религиозных объединениях» [18].

По истечении указанного срока юридические лица, не приведшие свои учредительные докумен­ты в соответствие с требованиями Закона «О религиозной деятельности и религиозных объединени­ях», ликвидируются в судебном порядке по обращению органа, осуществляющего государственную регистрацию религиозных объединений.

Таким образом, в соответствии с принятием нового закона, регулирующего деятельность рели­гиозных объединений, для осуществления регистрации религиозного объединения необходимо нали­чие определенного количества граждан-инициаторов (в зависимости от статуса религиозного объеди­нения), а также положительного заключения религиоведческой экспертизы.

В случае, если религиозное объединение зарегистрировано до принятия указанного выше закона, необходимо привести в соответствие учредительные документы на основе закона и в связи с этим пройти процедуру внесения изменений и дополнений, изложенных в Законе РК «О религиозной дея­тельности и религиозных объединениях».

Воспрепятствование законной религиозной деятельности, нарушение гражданских прав физиче­ских лиц по мотивам отношения к религии или оскорбление их религиозных чувств, осквернение по­читаемых последователями той или иной религии предметов, строений и мест не допускаются.

Важно отметить регулирование миссионерской деятельности в данном законе. В соответствии со ст. 8 Закона миссионерская деятельность разрешается как гражданам Республики Казахстан, так и иностранцам, а также лицам без гражданства только после прохождения регистрации [18]. В отличие от ранее действовавшего законодательства миссионерами теперь являются не только иностранные граждане и лица без гражданства, но и граждане РК. Обязательным условием миссионерской дея­тельности является регистрация миссионеров.

Утвержден стандарт государственной услуги «Проведение регистрации и перерегистрации лиц, осуществляющих миссионерскую деятельность» [24]. Приказом председателя Агентства РК по делам религий от 18 июля 2012 г. утвержден Регламент государственной услуги «Проведение регистрации и перерегистрации лиц, осуществляющих миссионерскую деятельность» [25].

Регистрацию осуществляют территориальные подразделения уполномоченных органов в срок, не превышающий тридцати календарных дней со дня подачи документов. Срок регистрации приоста­навливается при проведении религиоведческой экспертизы для получения заключения по материалам, предоставленным миссионером. Миссионеры на территории Республики Казахстан обязаны ежегод­но проходить перерегистрацию в территориальных подразделениях уполномоченного органа. Пере­регистрация миссионеров проводится так же, как и первоначальная регистрация.

Документы, выданные иностранными государствами, предоставляются с нотариально засвиде­тельствованной в Республике Казахстан верностью перевода на казахский и русский языки и нотари­ально засвидетельствованной в Республике Казахстан подлинностью подписи переводчика, осущест­влявшего перевод.

Следует отметить, что возможен отказ в регистрации в качестве миссионера на основании отри­цательного заключения религиоведческой экспертизы, а также если его миссионерская деятельность представляет угрозу конституционному строю, общественному порядку, правам и свободам человека, здоровью и нравственности населения. Еще одним основанием для отказа является предоставление недостоверных сведений в документах, предусмотренных п. 11 указанного стандарта [24].

Использование миссионерами материалов религиозного содержания и предметов религиозного назначения допускается после получения положительного заключения религиоведческой экспертизы. Осуществление миссионерской деятельности без регистрации запрещается и, более того, влечет ад­министративную ответственность в соответствии с п.3 ст. 375 Кодекса Республики Казахстан «Об административных правонарушениях» [26].

Ответственность за нарушения законодательства РК о религиозной деятельности и религиозных объединениях установлена в различных нормативных правовых актах: Уголовном кодексе РК (ст. 141 «Нарушение равноправия граждан», ст. 164 «Возбуждение социальной, национальной, родовой, ра­совой или религиозной вражды», ст. 337 «Создание или участие в деятельности незаконных общест­венных и других объединений», ст. 337-1 «Организация деятельности общественного или религиоз­ного объединения либо иной организации после решения суда о запрете их деятельности или ликви­дации в связи с осуществлением ими экстремизма») [27], Кодексе РК «Об административных право­нарушениях» (ст. 374-1 «Руководство, участие в деятельности не зарегистрированных в установлен­ном законодательством РК порядке общественных, религиозных объединений, а также финансирова­ние их деятельности», ст. 375 «Нарушение законодательства о религиозной деятельности и религиоз­ных объединениях») [26] и др.

Самой строгой мерой ответственности для религиозного объединения являются его ликвидация или запрещение деятельности по судебному решению.

В настоящее время государственная политика в сфере религии продолжает формироваться в рамках определенной Главой государства Н.А.Назарбаевым стратегии по созданию единой системы государственно-конфессиональных отношений и предсказуемой управляемости религиозных процессов.

Текущая религиозная ситуация Казахстана характеризуется усилением роли государственных институтов и механизмов в регулировании данной сферы. Допущенная на начальном этапе опреде­ленная радикализация религиозных настроений в обществе в связи с ростом активности нетрадици­онных религиозных течений значительно снизилась.

Агентству по делам религии совместно с другими государственными органами в течение 2012 г. удалось достигнуть существенных позитивных сдвигов по направлениям государственной политики в сфере религии [17].

  1. Сформирована новая правовая база, регулирующая религиозные отношения в стране, в рам­ках которой в соответствии с интересами безопасности страны регламентированы и конкретизирова­ны правовые аспекты религиозной деятельности и функционирования религиозных объединений.
  2. Проведена перерегистрация религиозных объединений, которая структурировала и система­тизировала конфессиональное пространство Казахстана. По итогам перерегистрации конфессиональ­ное пространство Казахстана теперь представляют 3088 религиозных объединений 17-ти конфессий, получивших правовое оформление в соответствии с требованиями нового закона. Их количество со­кратилось на 1463 объединения, или более чем на 32 % [16]. Сокращение численности связано с тем, что около трети ранее зарегистрированных религиозных объединений, фактически не функциониро­вали. Многие религиозные объединения, четыре с половиной тысячи, были зарегистрированы до на­шей независимости, т.е. в период перестройки. А после получения независимости, а также в связи с тем, что многие граждане начали возвращаться на историческую родину, многие религиозные объ­единения остались только на бумаге, т.е. не было последователей. За счет недействующих религиоз­ных объединений их количество сократилось на 32 процента. Также сократилось число духовных учебных заведений — из ранее имеющихся 28 учреждений прошли перерегистрацию тринадцать [16]. В соответствии с новым законом (ст. 13, п. 3) учебные заведения религиозного характера могут иметь только религиозные объединения, регионального или республиканского статуса. Таким обра­зом, на территории Казахстана сейчас существует 9 медресе, институт повышения квалификации имамов, а также школа чтецов Корана. Имеющие статус местных религиозные объединения по зако­ну не могут создавать на территории Казахстана религиозно-учебные заведения. На основе работы экспертов была предложена новая классификация религиозных объединений. Если ранее в стране официально насчитывалось 46 конфессий и деноминаций, то теперь их число составляет 17. Это ре­зультат уточнения классификаций религиозных объединений. В связи с этим Агентство по делам ре­лигий официально заявляет везде, что количество конфессий на территории Казахстана всего лишь 17, и все они действуют официально [17].
  3. Усилена роль государства в регулировании миссионерской деятельности. Регламентирован порядок въезда и пребывания в Казахстане иностранных миссионеров. «В результате принятых мер количество иностранных миссионеров протестантского направления существенно уменьшилось. В 2009 г. их число в стране составляло 134, в 2011 г. — 76, а в настоящее время зарегистрировано 43 гражданина (миссионера) зарубежных государств», — сказал Лама Шариф на заседании коллегии Агентства по итогам деятельности за 2012 г. и задачах на 2013 г. [28].

Казахстан, провозглашая себя светским государством, не самоустраняется от создания гарантий осуществления свободы совести, а отстаивает и поэтапно проводит в жизнь принцип светскости го­сударства, устраняет все, что может привести к расколу и конфликту в обществе на религиозной ос­нове, обеспечивая равные условия для удовлетворения духовных потребностей как верующих, так и неверующих. Конституционное и законодательное регулирование реализации данного права гражда­нами Республики Казахстан соответствует общепринятым международно-правовым нормам в облас­ти свободы совести и вероисповедания.

 

Список литературы

  1. Выступление Президента Республики Казахстан Н.А.Назарбаева, 2006. II Съезд лидеров мировых и традиционных религий. — [ЭР]. Режим доступа: Астана //zakon.kz/75693-vystuplenie-prezidenta-respubliki.html.
  2. Конституция Республики   Казахстан.     Принята 30 августа 1995г. — [ЭР]. Режим    доступа: online.zakon.kz/Document/? doc_id=1005029.
  3. Всеобщая декларация прав человека. Принята резолюцией 217 А (III) Генеральной Ассамблеи ООН от 10 декабря 1948 г. — [ЭР]. Режим доступа:un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/declhr.shtml.
  4. Кубеев Е.К. Теоретико-правовое аспекты развития конституционного строя Республики Казахстан. — Караганда: Изд-во КарГУ, 2012. — 485 р.
  5. Подопригора Р.А. Комментарий к Закону Республики Казахстан «О религиозной деятельности и религиозных объединениях». — Алматы: Налоговый эксперт, 2013. — 212 с.
  6. Абуов А.П., Смагулов Е.М. Религии в Казахстане. — Астана, 2011. — 225 р.
  7. Moazami B. The making of the state, religion, and the Islmic Revolution in Iran (1796—1979). PhD. — New School Univer­sity, 2004. — 422 р.
  8. Elmore M. States of religion: Postcolonialism, power, and the formation of Himachal Pradesh. Ph.D.University of California. — Santa Barbara, 2005. — 583 р.
  9. Foy J. The state, religion and Habermas's public sphere: Positing alternative forms of community. M.A. — University of Wyoming, 2008. — 93 р.
  10. Fox J. Religion, ethnicity, and the state: A general theory of religion and conflict as applied to ethnic conflict with the state. PhD. — University of Maryland College Park. — 347 р.
  11. Birnbaum E. The politics of compromise: state and religion in Israel. Ph.D.Columbia University, 1968. — 408 р.
  12. Brackman N.E. Scaling the wall between religion and state: Religious party behavior in Israel. Ph.D. — Washington Univer­sity, 1997. — 207 р.
  13. Закон Республики Казахстан «О свободе вероисповедания и религиозных объединениях» от 15 янваpя 1992 г. Утра­тил силу. — [ЭР]. Режим доступа: /online.zakon.kz/Document/? doc_id=1000934.
  14. МейрмановЖ. Сохранить согласие и стабильность // Казахстанская правда. — 2004. — 18 февр.
  15. ИвановВ.А., ТрофимовЯ.Ф. Религии в Казахстане: Справочник. — Алматы: Аркаим, 2003. — С. 234-242.
  16. Лама Шариф К. Выступление Председателя Агентства Республики Казахстан по делам религий на брифинге «Рели­гиозная ситуация в Казахстане»: Фрагмент стенограммы. 2013 год.— [ЭР]. Режим доступа:religiopolis.org/documents/6274-religioznaja.
  17. Назарбаев Н.А. Межконфессиональное согласие — основа мира и процветания // Казахстанская правда. — 2010. — 19 янв.
  18. Закон Республики Казахстан «О религиозной деятельности и религиозных объединениях» от 11 октября 2011 г. № 483. — [ЭР]. Режим доступа: online.zakon.kz/Document/? doc_id=31067690.
  19. Закон Республики Казахстан «О государственной регистрации юридических лиц и учетной регистрации филиалов и представительств» Принят 17 апреля 1995 г. № 2198. — [ЭР]. Режим доступа: online.zakon.kz/Document/? doc_id=1003592.
  20. Гражданский кодекс Республики Казахстан от 27 декабря 1994 г. — [ЭР]. Режим доступа: /online.zakon.kz/Document/? doc_id=1006061.
  21. Приказ Министра юстиции Республики Казахстан «Об утверждении Инструкции по государственной регистрации юридических лиц и учетной регистрации филиалов и представительств» от 12 апреля 2007 г. № 112. — [ЭР]. Режим досту­па: /online.zakon.kz/Document/? doc_id=30101542.
  22. Закон Республики Казахстан «Об образовании» от 27 июля 2007 г. № 319-III. — [ЭР]. Режим доступа: zakon.kz/141156-zakon-respubliki-kazakhstan-ot-27.html.
  23. Закон Республики Казахстан «О лицензировании» от 11 января 2007 г. № 214. — [ЭР]. Режим доступа: zakon.kz/141150-zakon-respubliki-kazakhstan-ot-11 .html.
  24. Постановление Правительства Республики Казахстан «Об утверждении стандарта государственной услуги по прове­дению регистрации и перерегистрации лиц, осуществляющих миссионерскую деятельность». Принято 7 февраля 2012 г. — [ЭР]. Режим доступа: adilet.zan.kz/rus/docs/P1200000211.
  25. Приказ Председателя Агентства Республики Казахстан по делам религий «Об утверждении Регламента государст­венной услуги по проведению регистрации и перерегистрации лиц, осуществляющих миссионерскую деятельность». — [ЭР]. Режим доступа: adilet.zan.kz/rus/docs/V1200007823.
  26. Кодекс Республики Казахстан «Об административных правонарушениях» от 30 января 2001 г. — [ЭР]. Режим досту­па: online.zakon.kz
  27. Уголовный кодекс Республики Казахстан от 16 июля 1997 г.         —  [ЭР].    Режим                                                доступа: nline.zakon.kz/Document/? doc_id=1008032.
  28. Лама Шариф К. Количество миссионеров протестантского направления значительно уменьшилось в Республике Ка­захстан. 2013 г. — [ЭР]. Режим доступа: newskaz.ru/society/20130201/4714933.html.

Разделы знаний

Архитектура

Научные статьи по Архитектуре

Биология

Научные статьи по биологии 

Военное дело

Научные статьи по военному делу

Востоковедение

Научные статьи по востоковедению

География

Научные статьи по географии

Журналистика

Научные статьи по журналистике

Инженерное дело

Научные статьи по инженерному делу

Информатика

Научные статьи по информатике

История

Научные статьи по истории, историографии, источниковедению, международным отношениям и пр.

Культурология

Научные статьи по культурологии

Литература

Литература. Литературоведение. Анализ произведений русской, казахской и зарубежной литературы. В данном разделе вы можете найти анализ рассказов Мухтара Ауэзова, описание творческой деятельности Уильяма Шекспира, анализ взглядов исследователей детского фольклора.  

Математика

Научные статьи о математике

Медицина

Научные статьи о медицине Казахстана

Международные отношения

Научные статьи посвященные международным отношениям

Педагогика

Научные статьи по педагогике, воспитанию, образованию

Политика

Научные статьи посвященные политике

Политология

Научные статьи по дисциплине Политология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Психология

В разделе "Психология" вы найдете публикации, статьи и доклады по научной и практической психологии, опубликованные в научных журналах и сборниках статей Казахстана. В своих работах авторы делают обзоры теорий различных психологических направлений и школ, описывают результаты исследований, приводят примеры методик и техник диагностики, а также дают свои рекомендации в различных вопросах психологии человека. Этот раздел подойдет для тех, кто интересуется последними исследованиями в области научной психологии. Здесь вы найдете материалы по психологии личности, психологии разивития, социальной и возрастной психологии и другим отраслям психологии.  

Религиоведение

Научные статьи по дисциплине Религиоведение опубликованные в Казахстанских научных журналах

Сельское хозяйство

Научные статьи по дисциплине Сельское хозяйство опубликованные в Казахстанских научных журналах

Социология

Научные статьи по дисциплине Социология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Технические науки

Научные статьи по техническим наукам опубликованные в Казахстанских научных журналах

Физика

Научные статьи по дисциплине Физика опубликованные в Казахстанских научных журналах

Физическая культура

Научные статьи по дисциплине Физическая культура опубликованные в Казахстанских научных журналах

Филология

Научные статьи по дисциплине Филология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Философия

Научные статьи по дисциплине Философия опубликованные в Казахстанских научных журналах

Химия

Научные статьи по дисциплине Химия опубликованные в Казахстанских научных журналах

Экология

Данный раздел посвящен экологии человека. Здесь вы найдете статьи и доклады об экологических проблемах в Казахстане, охране природы и защите окружающей среды, опубликованные в научных журналах и сборниках статей Казахстана. Авторы рассматривают такие вопросы экологии, как последствия испытаний на Чернобыльском и Семипалатинском полигонах, "зеленая экономика", экологическая безопасность продуктов питания, питьевая вода и природные ресурсы Казахстана. Раздел будет полезен тем, кто интересуется современным состоянием экологии Казахстана, а также последними разработками ученых в данном направлении науки.  

Экономика

Научные статьи по экономике, менеджменту, маркетингу, бухгалтерскому учету, аудиту, оценке недвижимости и пр.

Этнология

Научные статьи по Этнологии опубликованные в Казахстане

Юриспруденция

Раздел посвящен государству и праву, юридической науке, современным проблемам международного права, обзору действующих законов Республики Казахстан Здесь опубликованы статьи из научных журналов и сборников по следующим темам: международное право, государственное право, уголовное право, гражданское право, а также основные тенденции развития национальной правовой системы.