Другие статьи

Цель нашей работы - изучение аминокислотного и минерального состава травы чертополоха поникшего
2010

Слово «этика» произошло от греческого «ethos», что в переводе означает обычай, нрав. Нравы и обычаи наших предков и составляли их нравственность, общепринятые нормы поведения.
2010

Артериальная гипертензия (АГ) является важнейшей медико-социальной проблемой. У 30% взрослого населения развитых стран мира определяется повышенный уровень артериального давления (АД) и у 12-15 % - наблюдается стойкая артериальная гипертензия
2010

Целью нашего исследования явилось определение эффективности применения препарата «Гинолакт» для лечения ВД у беременных.
2010

Целью нашего исследования явилось изучение эффективности и безопасности препарата лазолван 30мг у амбулаторных больных с ХОБЛ.
2010

Деформирующий остеоартроз (ДОА) в настоящее время является наиболее распространенным дегенеративно-дистрофическим заболеванием суставов, которым страдают не менее 20% населения земного шара.
2010

Целью работы явилась оценка анальгетической эффективности препарата Кетанов (кеторолак трометамин), у хирургических больных в послеоперационном периоде и возможности уменьшения использования наркотических анальгетиков.
2010

Для более объективного подтверждения мембранно-стабилизирующего влияния карбамезапина и ламиктала нами оценивались перекисная и механическая стойкости эритроцитов у больных эпилепсией
2010

Нами было проведено клинико-нейропсихологическое обследование 250 больных с ХИСФ (работающих в фосфорном производстве Каратау-Жамбылской биогеохимической провинции)
2010


C использованием разработанных алгоритмов и моделей был произведен анализ ситуации в системе здравоохранения биогеохимической провинции. Рассчитаны интегрированные показатели здоровья
2010

Специфические особенности Каратау-Жамбылской биогеохимической провинции связаны с производством фосфорных минеральных удобрений.
2010

Сущность и определение казахстанской правовой политики: политологический подход к исследованию

Вопрос о сущности правовой политики Республики Казахстан - это вопрос о том, к разряду каких социально-политических явлений относится данная разновидность политики. Без его решения политологическое определение понятия казахстанской правовой политики немыслимо. Ответ на поставленный вопрос позволяет существенно, глубже приблизиться к уяснению искомого понятия, поскольку дает возможность отличать правовую политику от смежных явлений. При этом не будет преувеличением отметить, что казахстанская правовая политика-это явление уникальное, политическое. Его исключительность, политичность состоит, в первую очередь, в объективной одновременной принадлежности и к праву, к политике Казахстана.

В связи с этим следует заметить, что политика и право Казахстана во все времена были так тесно переплетены друг с другом, что в итоге этого взаимодействия появился такой политологический феномен как казахстанская правовая политика.

Понятие «правовая политика» используется в социально - политической науке в различных значениях. Это определяется как объективными, так и субъективными факторами. И, как естественное следствие этого, существуют отличные друг от друга толкования понятия ,,правовая политика''. При этом в научных работах встречаются различные подходы к пониманию сущности правовой политики Республики Казахстан.

Произошедшие в конце XX века в Казахстане коренные изменения в политической, экономической, социальной, правовой, духовной и других сферах, принятие курса на построение правового, социального государства предопределили вывод о том, что в новых условиях любой вид государственной политики должен быть правовым [1]. Одновременно пришло понимание того, что, кроме конкретных видов политики должна быть сформирована единая общенациональная правовая политика как надежное и эффективное средство, опираясь на которое, можно было бы осуществить намеченные преобразования, модернизации. В этой связи, чтобы правильно понять и осмыслить роль данной политики в социально-правовой и политической жизни казахстанского общества, необходимо углубленное рассмотрение теоретико-методологических аспектов и выявление возможностей ее формирования и функционирования в новых казахстанских реалиях.

К наиболее значимым теоретико-методологическим вопросам, касающимся политологического исследования правовой политики Республики Казахстан можно отнести: понимание политики как родовой основы формирования казахстанской правовой политики; выявление функционирования права как важнейшего условия и сущностной основы формирования научно обоснованной правовой политики страны; изучение механизма взаимодействия политики и права, их взаимопроникновение друг в друга и под новым углом зрения выявление политического содержания права и правового содержания политики в Казахстане; научный анализ роли правовой политики Казахстана в становлении и развитии правового государства и гражданского общества в стране; обеспечение прав и свобод казахстанцев, усиление их гарантий как фактора политической стабильности и объединяющей роли всех слоев казахстанского общества.

С этих позиций правовая политика Республики Казахстан выступает: во-первых, как концептуальная юридическая основа деятельности государства, направленная на политико-правовое развитие общества, выработку механизма политическо-правового регулирования, как проникновение права в политику с целью наделения последней статусом правовой. При этом главным является то, чтобы сама политика не только этому не препятствовала, но и создавала благоприятные условия, демонстрировала бы соответ­ствующую политическую волю; во-вторых, как разновидность социальной практики, своеобразный феномен правовой действительности, комплекс политико-правовых мер, осуществляемых посредством действия права по его применению в конкретных сферах и видах политики, как гарантированное достижение стратегических целей и тактических задач казахстанского государства; в-третьих, соответ­ствующее воздействие на казахстанскую политику, не допускающее выхода ее за рамки правового поля.

Следовательно, смысл правовой политики Республики Казахстан состоит в том, чтобы, с одной стороны, «заставить» казахстанское право как статичное явление более активно и целеустремленно «работать» на казахстанское общество, а с другой-широко использовать социальные, национальные, общенациональные ценности казахстанской политики и одновременно «держать» ее в границах правового и нравственного поля. Именно под таким углом зрения и подвергаются политологическому анализу в научном исследовании теоретические и методологические аспекты правовой политики Республики Казахстан.

В этом контексте акцентируем внимание на том, что правовая политика страны своим происхож­дением обязана сначала политике. В связи с этим следует сказать, что существуют различные подходы к определению понятия политики.

Например, с политологической точки зрения, политика - это деятельность индивидов, социальных групп и народов, связанная с отношениями по поводу завоевания, удержания и использования власти с целью реализации своих интересов и т.д.

Различно понимается в науке сущность не только политики, но и права. В политологическом смысле сущность права - это «Одна из нормативных систем, регулирующих отношения в обществе, действия и поведение людей, функционирование объединений и государственных органов» [2].

Приведенное выше краткое определение сущности политики и права призвано отразить лишь наиболее общие, основные признаки этих сложных явлений в контексте политических процессов. В связи с этим следует заметить, что исследователи приходят к мысли о том, что существуют сотни, а может быть и тысячи их дефиниций. С течением времени представления о политике и праве меняются. Любое определение, выработанное на политическом, правовом материале одной эпохи и одной страны или одного региона неизбежно утрачивает свое значение за их пределами. Между тем трудности начинаются там, где многозначность терминов «политика», «право» и попытки придать явлениям, обозначаемым этими терминами, слишком широкое значение приводят к тому, что понятия «политика», «право» утрачивают в ряде исследований строгие очертания, размываются, сливаются с такими представлениями, которые относятся скорее к чисто этическим и другим критериям человеческих поступков и т.д.

Следует сказать, что исследователи традиционно расходятся в толковании соотношения политики и права: от господства права до полного подчинения его политике [3]. При этом, право рассматривается как результат деятельности государственной власти. Постепенно в казахстанском обществе должны сформироваться новые представления о праве, согласно которым оно будет рассматриваться не только как результат деятельности государственной власти, но и как непременная основа для построения и успешного функционирования самой этой политики.

Следует сказать, что любая разумная политика Республики Казахстан должна быть правовой в принципе, то есть, вырабатываться и реализовываться на основе юридических норм.

Поэтому предназначение казахстанской правовой политики на нынешнем этапе развития, главным образом, в том, чтобы продолжить и придать современное звучание, новое дыхание либеральному направлению казахстанской общественной мысли, находящемуся в одном русле с передовыми мировыми либеральными воззрениями.

В связи с этим следует сказать, что словосочетание «правовая политика» в принципе возможно рассматривать с точки зрения различных отраслей знаний: с политологических позиций или под углом зрения юриспруденции. Следовательно, в зависимости от этого может делаться акцент на полито­логическом или юридическом аспектах этого явления. Поэтому в политологии термин «правовая политика» используется в ином смысле, нежели в правоведении. При этом на многозначность понятия «правовая политика» оказывает влияние и то, для каких целей оно используется.

В связи с этим надо отметить, что наделение выражения «правовая политика» разным смысловым содержанием объясняется не в последнюю очередь тем, каков уровень восприятия явления: мировоззрен­ческий или обыденно - бытовой. Многозначность понятия «правовая политика» определяется и другими, не менее значительными факторами, на рассмотрении которых мы не имеем возможности останавли­ваться подробно, например: личность самого познающего субъекта, степень изученности явления и т.д. Здесь следует подчеркнуть, что политическая наука путем обращения к понятию «право» не просто расширяет свой предмет, но и «конструирует» концепцию политики в различных ее «измерениях».

Рассмотрим под этим углом зрения сущность ,,правовая политика Республики Казахстан" и выделим наиболее ее характерные признаки, позволяющие ее понять как феномен, включая политику.

Поскольку политика Республики Казахстан выступает разновидностью государственной деятельности, то фундаментальной категорией, подвергающейся в большей мере анализу, по-прежнему является государство как отражение объективного в политике Казахстана, как главный субъект права и связанные с ним законы, интересы, силы, движения, организации, которые для понимания казахстанской правовой политики имеют первостепенное теоретическое и методологическое значение. Например, нельзя не видеть того, что отказ от идеи детерминизма в пользу свободы обернулся сложностью реализации цепи: цель-средство-долгосрочное предвидение-согласование интересов-способность разрешать кризисные ситуации. В этом свете многие исследователи отмечают возникновение в казахстанском обществе следующего противоречия: во-первых, под влиянием методологии постмодернизма признается бессмысленность реализации проектов совершенствования общества посредством реформ; во-вторых, растет понимание опасности иррационализма мышления, как хаотичность, разрыв между целями и средствами. В дальнейшем это может иметь еще более отрицательные последствия. Поэтому, с одной стороны, происходит повышение внимания к новым общенаучным методам и методикам, способным синтезировать в общей картине политическо-правовой жизни казахстанского общества как объективные, так и субъективные основания, касающиеся понимания процессов и явлений в политической и правовой сферах. С другой стороны, нисколько не ослабевает внимание к традиционной методологии исследо­вания, изучения политико-правовых проблем.

В этой связи отметим, что рациональность как способность движения к истине органически связана с социально-политическими условиями: свободой, автономией, благосостоянием. Соблюдение этих параметров позволяет найти возможности и основные решения наиболее фундаментальных социально-политических проблем Казахстана. Такое положение только усиливает роль государства, ставит его центром исследования, поскольку оно со своими властными структурами делает казахстанское общество управляемым.

К числу важных аспектов, позволяющих характеризовать право как стержень правовой политики Республики Казахстан, можно отнести то, что развитие знания об этом объекте происходит, с одной стороны, под воздействием инструментализации этого процесса, который рассматривается как основа обеспечения политико-правовой деятельности, а с другой-действует установка, рассматривающая знание как средство рационализации права. Это имеет чрезвычайно важное значение для осмысления проблем теории и практики правовой политики Республики Казахстан, поскольку связано с поиском новых путей и форм влияния на политическую власть, подкрепляемую идеями синергетики, структурализма, системного подхода и др.

Характеризуя политику Республики Казахстан, можно выделить следующие ее признаки, как существование властных иерархичных отношений, центром которых является государство, институцио-нальность и осуществление ее в большинстве случаев на профессиональной основе. Такое рассмотрение вносит определенную ясность и позволяет сделать вывод о том, что любое политическое действие Казахстана должно быть целенаправленно, а сам смысл политики заключается в достижении относи­тельно отдаленных целей. В подобном случае нет «невидимой руки рынка», отсутствует стихийный механизм разрешения возникающих проблем в стране.

В этом контексте вполне очевидно, что нужны глубокие теоретико-политологические исследования, устанавливающие связи ,,между сторонами, частным и целым, показывающие возможности, способы, пути и средства, с помощью которых осуществится реализация поставленных целей'' [4]. Поэтому объективно возникает потребность в правовой политике Республики Казахстан, как важнейшем средстве достижения цели. Это вытекает из того, что сама казахстанская политика-более чем средство и не только тогда, когда ее смысл видится в «господстве человека над человеком», но и когда она есть реакция человека на неустойчивость общественного бытия.

Следовательно, односторонняя интерпретация казахстанской политики либо как институциональность образования, либо сведение ее только к определенной сумме действий, без показа того, на что они направлены, оборачивается ощутимыми потерями, поскольку исчезает ее специфика и в конечном итоге искажается смысл. Так, в нашем случае, можно говорить о том, что казахстанская политика - это такая сумма действий, которая направлена: во-первых, на создание специального вида государственной политики, действующей непосредственно в правовой сфере; во-вторых, на создание эффективного механизма правового регулирования; в-третьих, на цивилизованное использование юридических средств в достижении поставленных политикой целей. В противном случае, т.е. при односторонней ее интерпретации, роль права в политике резко ограничивается.

Между тем, как подтверждает практика, сама казахстанская политика по своей природе настойчиво стремится к нормативному оформлению политических решений, заботясь о том, чтобы наиболее важные из них становилось правовыми и выражались бы в законах, договорах, конституции и других установлениях государства.

Исходя из этого, казахстанская политика как целостность представляет собой динамическую подвижную систему характеристик, а ее элементы не находятся в равновесном состоянии, поскольку в разные периоды одни из них доминируют над другими, что порождает возможность теоретического обоснования только одной из нескольких ее черт, наделив последнюю статусом сущности. В качестве примера можно привести правовую политику Республики Казахстан. Так, конкретные жизненные условия Казахстана вызвали необходимость этой политики в обществе со всеми признаками явления, а, следовательно, и сущности, в связи с чем и предпринимается попытка научно-теоретического объяснения этого феномена. Однако, если при этом жестко придерживаться лишь одной схемы истолкования понятия и сущности правовой политики Республики Казахстан, то остальные ее стороны останутся вне исследовательского внимания и объяснение этого феномена, по нашему мнению, будет односторонним, т.е. ненаучным.

В этой связи представляется важным подчеркнуть, что поскольку правовая политика Республики Казахстан имеет свои «корни» от родового понятия «политика», то в рассмотрении ее теоретических основ значительную роль играет детерминистская позиция, т.е. зависимость политики от иных факторов и, прежде всего, от экономических.

Научный анализ казахстанской политики показывает, что она зависит от широкого круга социально -политических ценностей, оказывающих мощное воздействие на политическую и правовую жизнь общества, подчиняя ее себе. Из этого следует, что казахстанская политика постоянно нуждается в надежных средствах реализации указанных ценностей. По нашему мнению, таким средством может служить правовая политика нашей страны.

В этой связи имеет значение рассмотрение наиболее важных социально-политических ценностей, понимание которых проясняет смысл и роль правовой политики Республики Казахстан. Объяснить это можно следующими обстоятельствами: во-первых, на ценностной основе формируется активное отношение казахстанца к правовой политике, выражающееся в его целенаправленных действиях; во-вторых в правовой политике, как ее субъекты от государства, так и все казахстанцы имеют дело с гигантским многообразием действительности (информационным, идеологическим и др.); в-третьих, ценностной оказывается и основа приверженности к определенному политическому курсу страны.

Среди социально-политических ценностей Казахстана, подлежащих рассмотрению, прежде всего, выделим благосостояние как критерий отношения индивида, группы к экономической системе казахстанского общества, характеризующий степень удовлетворения данной системой их потребностей. Если сказать по-другому, то представление о благосостоянии определяется широтой и качеством потребностей казахстанцев, народов. В то же время обратим внимание на расхождения в трактовке путей достижения благосостояния. Например, в либерализме достижение благосостояния рассматривается как результат неограниченного рыночного обмена ресурсами, а марксизм представляет это как следствие осуществления «компенсаторной справедливости», вмешательство государства в общественные отношения с целью уравнивания доходов. Между тем следует подчеркнуть, что в ходе развития казахстанского общества у граждан происходит изменение ценностной ориентации-преобладающее внимание к материальному благосостоянию уступает место заботе о качестве жизни.

Другой социально-политической ценностью, имеющей прямое отношение к правовой политике Республики Казахстан, является безопасность (физическая, экономическая, национальная, экологическая, международная и др.), определяемая как отсутствие угрозы жизни основным атрибутам казахстанского, человеческого существования, как защищенность, обеспечение сохранности основных жизненных ценностей.

Безопасность считается ключевым фактором в системе социально-политических ценностей Казахстана, ибо теряется смысл и в свободе, и в благосостоянии, если отсутствуют гарантии безопасности личности - казахстанца.

Наиболее целесообразное функционирование всех звеньев казахстанского общества, гармоничное отношение между ними, предполагающее наличие эффективных средств и гарантий поддержания безопасности в обществе, обеспечение высокой степени его независимости-определяется как порядок. Эта ценность должна обязательно учитываться при формировании и реализации правовой политики Республики Казахстан, поскольку выражает идею внутренней законосообразности, сруктурированности, регулированности жизненного пространства, его устойчивости к преходящим влияниям, воздействиям. Важнейшими атрибутами порядка служат законы, ограничения, постоянство, регулярность.

Применительно к предмету нашего исследования отметим, что правовой порядок существует лишь там, где признается, что общество независимо от государства располагает средствами и санкциями, необходимыми для того, чтобы привести личности к признанию и соблюдению общекультурных, общечеловеческих по своему происхождению нравственных норм и правил. Если же порядок отсутствует, то это оборачивается угрозой казахстанскому, человеческому существованию. В данном случае возникает опасная для социального организма «зона безответственности», где все дозволено, но для большинства ничего невозможно; есть все, но ничего не доступно; все защищено законом, но реально ничего не охраняется. В подобном случае в сознании людей начинает доминировать только одна ценность, только одна потребность: порядок и защита.

Емкой и распространенной социально-политической ценностью Казахстана является справедливость. Без этой ценности не обходятся ни политические документы, ни законы любого уровня. Главными ее составляющими являются: соответствие высшим критериям; равное право на свободу, сопряженное со сглаживанием социального и экономического неравенства; рост благосостояния; неотрицание человеческих особенностей и различий, а напротив, признание, внимание и приспособление к ним.

Равенство в Казахстане - как общая политическая ценность выражает степень доступности основных ценностей для казахстанцев, а их распределение является основным назначением казахстанской политической власти [5]. Степень воздействия этой ценности на политические, национальные и правовые процессы страны чрезвычайно высока. В трактовке равенства в Казахстане выделяют такие содержательные характеристики как полное (тотальное) равенство, хотя видна его недостижимость; имущественное равенство, равенство возможностей, одинаковое отношение правительства к подданным при распределении ресурсов, равенство в правах, нормативным выражением которого служит закон. Оно означает одинаковые возможности для всех казахстанцев апеллировать к защите государством своей жизни, достоинства, имущества, других гражданских и политических прав, свобод и т.д.

Важной политической ценностью Казахстана является-легитимность. Она определяется как способность и готовность участников политических и правовых отношений в Казахстане следовать определенным правилам и закрепленным обьзательствам, а также принятие политической власти теми людьми, на которых она распространяется. Следствием признания политического и правового порядка легитимным становятся добровольное подчинение граждан законам и установлениям казахстанской власти, их оценка как справедливых, морально оправданных и приемлемых. Содержательную сторону легитимности в Казахстане составляют: разделение властей, народный суверенитет, т.е. вся полнота власти принадлежит всем людям, этносам, живущим в казахстанском обществе; выборное представи­тельство, определяющее возможность казахстанского народа влиять на процессы формирования органов власти; сменяемость носителей власти и плюрализм. Последний признает в казахстанском обществе наличие социального, культурного, экономического и политического многообразия, т.е. наличие множественности интересов и их совместимость.

Законность-следующая политическая ценность Казахстана, также напрямую связанная с правовой политикой нашего государства и представляющая собой способность и желание всех участников политических и правовых отношений действовать в рамках устанавливаемых государством пределов, готовность взять на себя определенные обязательства и не нарушать их. Здесь важно подчеркнуть, что законность в Казахстане отражает важнейшую черту политики-обязательную встроенность в нее правовых отношений, взаимообращенность политики и права. Именно это позволило Б.С. Жусипову рассмотреть законность как принцип борьбы с негативными факторами в социально - политической жизни казахстанского общества. Отказ носителей политической власти от этого принципа ломает упорядоченность общественных отношений в Казахстане, предопределяет неэффективность и неприемле­мость такой власти для нашего общества, усиливает ее деструктивный потенциал. Политическая власть, не ограниченная законом, моралью, оказывается неэффективной и нежелательной, лишенной ценностного смысла и просто опасной для общества.

Именно через правовой механизм, через приобретение характеристик закона социально-политические ценности Казахстана переходят в нормы, санкционированные государством, придающие им высший политический авторитет, правила поведения, способы неотрицательного для казахстанского общества разрешения социальных противоречий. Следовательно, казахстанские нормы приобретают директивные качества, оснащаются четким механизмом реализации, снабжаются санкциями, определяют границы действия, устанавливают пределы ответственности за нарушение своих требований. При этом важно подчеркнуть, что если социально-политические ценности Казахстана по своей общественной роли стоят ближе к идеалам, то нормы - законы непосредственно входят в инструментарий управления. Именно в таком качестве законы и другие нормативные правовые акты Казахстана необходимы для осуществления правовой политики нашего государства.

Высокочтимой в казахстанской политике и обществе ценностью является свобода [6]. Ее реализация как цели находится в основе формирования многих политических движений. Она непременно отражается и при формировании правовой политики Республики Казахстан. Свобода отражает способность казахстанца действовать в соответствии с собственным выбором интересов и потребностей. Свобода в казахстанской политике отождествляется с возможностью разнообразия и роста, полнотой использования субъективных прав и юридических обязанностей. Она оказывается ключевым фактором в реализации многих других ценностей Казахстана, влияя на их содержание и смысловую нагрузку. В ходе политического и правового развития республики смысл этой ценности становится все более широким, распространяется на все новые аспекты общественного бытия страны.

Представляется важным и необходимым дать характеристику особой политической ценности Казахстана, именуемой властью. Ее сущностными характеристиками являются: способность достижения других ценностей (К.Дейч); возможность реализации собственной воли (М.Вебер); распределение социальных ценностей (Д.Исток); дееспособная законность (В. Соловьев).

Поскольку власть в Казахстане связана с реализацией функции упорядочения, общественных отношений, то оформляя, структурируя отношения интересов в казахстанском обществе, она неизбежно участвует в выборе различных возможностей, тенденций бытия, рождает множество субъективных отношений. В то же время отметим, что ценность казахстанской власти, как упорядочивающего фактора, далеко не однозначна, поскольку она может осуществлять свои задачи, как через гармонизацию, так и через неправовую репрессию, отбрасывание всех прочих интересов, кроме интересов властвующего. Поэтому естественным, нормальным является иметь в своем арсенале такой политический инструмент реализации своих целей, как правовая политика страны. Превращение же казахстанской власти в самодостаточную ценность или цель, подчиняющую себе все другие интересы казахстанца, народа, формирует тип «авторитарной», «растущей» власти.

Как видим, динамика и направленность вышерассмотренных социально-политических ценностей в Казахстане отражает важнейшие тенденции развития политической теории и практики, в связи с чем растет понимание роли этих ценностей для казахстанской правовой политики, обогащающих содержание, оказывающих существенное влияние на ее результативность. Например, их познание и осмысление помогает казахстанцам более четко представить человеческую субъективную сторону самой политики, которая наукой разработана еще слабо, и на этой базе понять и определить мотивы, цели и средства казахстанской правовой политики, роль субъектов, участвующих в ее формировании и реализации.

Не менее важное значение для познания сущности правовой политики Республики Казахстан имеют выводы из понимания и осмысления политического действия. Речь идет о том, что казахстанская политическая реальность, с одной стороны, существует как взаимодействие, функционирование государства, партий, институтов и их представителей, а с другой-это сложная цепь действий, контактов казахстанцев и их сообществ со своими мотивами, основаниями, результатами. Поэтому задача состоит в том, чтобы максимально ясно и просто объяснить явления в политической и правовой жизни казахстанского общества, определить цели, предвидеть будущее.

Ключевым моментом нашего политического действия является четкое определение и последующее решение проблем казахстанского общества. Любая политика Казахстана, а правовая, в первую очередь, как система целенаправленных действий, направлена на решение проблем, как основания политической деятельности. Для развертывания этой деятельности в Казахстане необходим ряд условий. Среди них можно выделить отношение субъектов к условиям своей деятельности, обозначаемое как потребности и отношения между субъектами по поводу условий существования, обозначаемые как интересы. Последние не могут быть реализованы без соответствующих средств - предметов и действий, используемых субъектами Республики Казахстан для воздействия на окружающие обстоятельства с целью их измене­ния. Что же касается собственно проблемы, то она определяется как особый тип отношений между условиями, потребностями, интересами и средствами деятельности субъектов Республики Казахстан, который характеризуется как явно осознаваемое состояние несоответствия между ними. Глубина осозна­ния казахстанских проблем может быть разной. Осознание же проблемы на уровне средств предполагает движение к ее решению, когда для этого создаются соответствующие предпосылки. В частности, казах­станская правовая политика может служить средством демократических реформ в Казахстане только в том случае, если будут поняты субъектами этой политики и глубоко осознаны существующие проблемы и, в первую очередь, интересы и потребности не только казахстанского государства и общества, но и личности-казахстанца в их гармоничном сочетании. Такой подход, с нашей точки зрения, может дать импульс движения к решению стратегических целей и тактических задач Республики Казахстан.

В этой связи подчеркнем, что задачи и цели правовой политики Республики Казахстан могут формироваться на каждом из указанных выше уровней, но характер предпринимаемых действий, их последовательность и результативность целиком и полностью зависят от качества обоснования этих целей и задач. Нам представляется, что такой подход позволяет определить степень зрелости, осмысленности, целенаправленности и ответственности деятельности субъектов правовой политики Республики Казахстан.

Отметим и роль политического интереса в формировании сущности правовой политики Республики Казахстан. Его своеобразие заключается в том, что он служит проявлением властного отношения между субъектами деятельности, а взаимодействие общественного и частного интересов осуществляется с помощью казахстанского государства и его институтов. В то же время следует акцентировать, что, например, наша либеральная позиция источником политического интереса, понимаемого как усредненный результат сложения и совместного действия единичных человеческих устремлений считает отдельного казахстанца. Это вытекает из представления об обществе как совокупности суверенных индивидов. Подобная философия отрицает возможность определения всеобщего интереса, поскольку, согласно этой трактовке, он существует только как подвижный баланс частных и групповых интересов. В данном случае роль казахстанского государства понимается как не более чем посредника в отношениях между индивидами и социальными группами.

Конечно, в сферах политики и права Казахстана существует много проявлений частных интересов, которые нуждаются в использовании государственного механизма для их обслуживания и реализации. Например, в Казахстане, бюрократический интерес отличается от государственного. Однако, по своей природе данный интерес является политическим, хотя и представлен корпоративным интересом лиц (групп), занятых в сфере государственного управления.

Обращение к анализу политического интереса в Казахстане как ведущему мотиву политической деятельности по формированию и реализации казахстанской правовой политики, позволяет нам определить и другие ее характеристики. Во-первых, под этим углом зрения выявляется ее нелинейность. Во-вторых, политический интерес позволяет выявить ее предсказуемость и предвидеть ход развития событий. Дело в том, что в казахстанской политике все быстро меняется, ибо решения, процессы, действия, отношения, даже в течение короткого времени не остаются равными самим себе. Поэтому изменяющиеся обстоятельства в Казахстане требуют новых усилий, новых решений и новых средств. В-третьих, отмечается многообразие и многоликость рациональности в правовой политике Республики Казахстан, в то время как проявление иррационализма есть не что иное как следствие монополизма в суждениях, отсутствие таких мыслительных процедур как критика и самокритика.

В исследовании политологических проблем правовой политики Республики Казахстан не обойтись без выяснения механизма политического действия. В этом механизме определение цели стоит на первом месте, так как в ней осуществляется концентрация всех составляющих политического действия, происходит выбор одного из множества вариантов возможных действий. Как отмечается в научной литературе, цель придает направленность действию, служит его законом, образцом, нормой. Рациональ­ность в Казахстане, осуществляемого в цели выбора определяется: во-первых, реалистичностью предвидения; во-вторых, получением полного знания о последствиях предпринимаемых действий; в-третьих, полнотой оценки ресурсов, которыми располагают субъекты; возможность использования разнообразных средств.

Помимо этого, цель Казахстана должна отвечать таким качествам как конкретность и реалистичность, где бы учитывались все обстоятельства предполагаемых действий и возможность их воплощения в наиболее полном виде и в приемлемые сроки. Несоответствие этим критериям, отрыв от реальных обстоятельств делают цель абстрактной, превращают ее в идеал. Не умаляя роль последнего как регулятора политического действия, влияющего на формирование целей и выбор средств правовой политики Республики Казахстан, представляется важным подчеркнуть, что когда он вводится в процесс правового и политического действия вместо цели, то резко снижает его эффективность, поскольку предполагает множественность путей своего достижения, выбор новых целей и средств, что обрекает действия к топтанию на месте.

Наконец, цель Казахстана не может быть ни абсолютной, ни неизменной; в ходе ее реализации появляется новые обстоятельства, требующие внесение соответствующих изменений, коррективы. Как известно, это происходит потому, что нет таких личностей, которые обладают истиной, правдой и которым нужно дать власть, чтобы осуществился истинный, добрый, справедливый мир. Таких личностей нет, мы все идем путем проб, заблуждения и ошибок. Следует также отметить, что цели и социально-политические ценности Казахстана в ходе взаимодействия и взаимовлияния не замещают друг друга, поскольку они имеют различное предназначение в процессе реализации политической и юридической деятельности. Например, цель Казахстана, направляя внимание и усилие в будущее, несет на себе давление актуальных обстоятельств, в то время как казахстанская социально-политическая ценность вводит критерий желательности и субъективного предпочтения в формирование как самой цели, так и в выбор средств ее реализации.

В связи с этим следует сказать, что понятие «средство» в нашем политологическом исследовании является одним из важных, поэтому ему должно быть уделено соответствующие внимание. В связи с этим заметим, что под средством понимаются пути и способы достижения целей, все то, что субъект использует в движении к результату, т.е. это механизм приведения действительности в соответствие с избранными целями. Именно средства определяют результат, а их отсутствие делает цель недостижимой. Особо отметим, что специфика средств, применяемых в правовой политике Республики Казахстан, состоит в большой степени нормативной составляющей в них, т.е. практически они представляют собой устойчивые правила поведения. Именно в нормах осуществляется переход от целей к средствам, или в соответствии с ними происходит отбор других приемлемых средств.

Поскольку задач, которые решаются правовой политикой Республики Казахстан, большое множество и по характеру они разнообразны, то столь же широким может быть набор используемых средств. Как показывает практика СНГ, если применяемые средства не соответствуют целям правовой политики, то последствия могут быть разрушительными.

В политике средства бывают жесткими, нацеленными на быстрое получение желаемого результата, требующие значительного напряжения человеческих возможностей и мягкие, умеренные, с применением промежуточных форм, которые не порождают острых противоречий, конфликтов. В данном случае задача правовой политики Республики Казахстан видится в том, чтобы не допустить политического экстремизма, терроризма, т.е. крайних жестких средств политической деятельности, где бы анализ и компромиссы не замещались всякого рода запретами и волюнтаризмом, диктатурами и репрессиями.

Следует сказать, что любой элемент казахстанской политики в целом и правовой в частности, связан с политической властью, предполагающей в качестве своего компонента-силу. Под ней понимаются, во-первых, разнообразные основания политического и юридического действия (экономические, военные, моральные и др.); во-вторых, использование таких способов, как давление или влияние. Поскольку сила сопряжена с политической властью, то она постоянно использует такое средство как принуждение. В то же время сила широко используется в казахстанской политике и в качестве военной мощи, массовых действий государства в различных целях. Поэтому сила в политической власти Казахстана служит эффективным, хотя не абсолютным средством решения политических проблем, достижения поставленных целей. «Великие вопросы в жизни народов решаются только силой» [7]. В то же время многое зависит не только от силы, но и от таких факторов как культура, мораль, образование, наука, традиции, опыт и т.д. Тем не менее, полный отказ от силового воздействия не оправдан, так как суживает возможности властного вмешательства, заставляет воздерживаться от многих эффективных средств решения политических проблем. Это ярко видно на примере Кыргызии.

Необходимо иметь в виду, что специфика политики, в том числе и правовой, заключается в том, что здесь невозможно учесть все обстоятельства и возможности деятельности, предвидеть ее результаты. Здесь всегда надо быть готовым к самым неожиданным последствиям, в том числе и весьма неблагоприятным. Однако особенность казахстанской правовой политики состоит в том, что она по своему характеру является правовой, т.е. действует не только на основе права, или в сфере его действия, но и может ограничить произвол власти. Поэтому при условии ее формирования на научно обоснованной методологии, она будет более предсказуема, чем иные виды политики.

Характеризуя политику в качестве теоретической основы правовой политики Республики Казахстан, мы приходим к выводу, что последняя является сложным объектом политологического исследования. В частности, что у нее множество субъектов, много противоречивых тенденций, велика роль человеческих предпочтений и влияний. Поэтому в оценке массива познавательной информации Казахстана необходимо выделять события, обладающие наибольшим значением среди других, определять их ценность, политическую выгоду и знать правду, т.е. подтверждаются ли знания и действия практикой. Для этого целесообразно использовать специфические критерии: инструментальность-способность вырабатывать и определять цели, осуществлять поиск приемлемых путей и средств их реализации, оказывать влияние на изменения направленности поведения большого количества людей, народов; точность отражения действительного состояния обстановки, в которой осуществляется властное политическое действие; способность к использованию и передаче информации.

Представляется важным также отметить, что политическая наука Казахстана вместе с идеологией систематизируют формы знания. В частности, в нашей политической науке преобладает функция отражения, поскольку она основывается на фактах, а в идеологии преобладает функция ориентации, ценностный аспект, т.е. выражение чьих-либо интересов. Поэтому в любом политическом документе Казахстана содержатся гфинципы и термины идеологического порядка, которые не поддаются эмпири­ческой проверке и логическому обоснованию, как этого требует обращение с элементами научного знания. К ним, например, можно отнести: «общее благосостояние», «права человека», «совместный идеал свободы, равенства и братства», «социальное государство», «равенство возможностей» и др. В мировой, евразийской практике существует суждение, что нет политики без идеологии. Однако нужно подходить критически в тех случаях, когда отсутствуют четкие границы между научным и ненаучным знанием, истинами и ценностями, замутненностью идеологического сознания.

В связи с этим следует сказать, что неоспоримым является то обстоятельство, что при определении основных ориентиров правовой политики Республики Казахстан, идеологический фактор всегда будет присутствовать.

Говоря о теоретико-методологических основах политологического исследования казахстанской правовой политики, нельзя не видеть важности, более глубокого понимания ее сущности, поскольку полнота и сложность данной реальности постигается только при активном использовании разнообразных методов и познавательных приемов. В связи с этим следует отметить, что главное внимание большинства исследователей сосредотачивалось на объективной стороне познаваемого предмета: взаимодействии государственных органов, описании разнообразных видов правовой политики, формах ее реализации, оценке эффективности и оптимальности в различных сферах. Иными словами, в поле зрения оказывались, прежде всего, объективные параметры правовой политики и, прежде всего, результаты действий. Но казахстанская политика, включая ее правовую часть, творится не только действиями, но и словами. Поэтому отметим, что казахстанская правовая политика-это та реальность, которая формируется как из фактов, подлежащих изучению объективными методами познания, так и из знаний и смыслов, проявляющихся в ходе взаимодействия ее субъектов и требует поэтому использования наряду с устоявшимися методами и методиками постижения внутреннего мира, действующего в творцах этой политики.

Вполне очевидно, что казахстанская правовая политика представляет собой один из видов коммуникативной деятельности. Большинство ее проявлений, и особенно, когда речь идет о роли субъектов в ее осуществлении, можно представить в виде текстов, которые необходимо изучать. Например, с помощью такой методики можно осуществлять: интерпретацию и выявление значения и смысла разнообразных политических и юридических текстов; выявлять причины и механизмы полити­ческого и правового влияния; исследования механизмов возникновения, распространения и угасания политических и правовых пристрастий, зависимости политической и юридической психологии и мышления от конкретных событий и ситуаций; исследования всего многообразия проблем коммуникации и диалога.

В этой связи отметим, что важным аспектом теории и методологии правовой политики Республики Казахстан является рассмотрение пределов, порогов и возможностей ее понимания. В то же время следует иметь в виду, что термин «понимание» обладает двумя смыслами или типами. Во-первых, это гносеологическая процедура, как метода изучения политико-правовых явлений, отличающаяся от методов, сосредоточивающих внимание исследователей на поиске закономерностей, анализе статической информации и т.д. В данном случае казахстанская правовая политика изучается с точки зрения выявления ее значения и смысмла как феномена рассмотрения тех ценностей, с которыми она взаимосвязана и которыми руководствуется. Во-вторых, это онтологический процесс постижения субъектами правовой политики Республики Казахстан той сферы реальности в которой приходится действовать, где осуществляется истолкование этой реальности.

Понимание имеет свои уровня. Однако в интересах политологического исследования заявленной темы, нас прежде всего интересует научный уровень, основанный на фактах, достоверных знаниях о политико-правовой реальности, их политологическом анализе и интерпретации с помощью моделирования, научного анализа и т.д. Ценность этого уровня заключена и в том, что он дает возможность политологического анализа больших массивов статической и социологической информации, получаемой в результате опросов, графического отображения и т.д. В его рамках можно осуществить достоверное, научное предвидение и прогнозирование политических и правовых процессов.

Таким образом, с полным основанием можно утверждать, что политика как реальность, во всей своей сложности и противоречивости, играет важную роль в теоретико-методологическом обосновании такого явления правовой действительности как правовая политика. Она является родовой основой формирова­ния казахстанской правовой политики, а последняя, в свою очередь, служит продуктом, квинтэссенцией политики.

В связи с этим следует подчеркнуть, что наиболее важной стороной в теоретико-методологическом обосновании исследуемого феномена является научно-политологический анализ важнейших тенденций и закономерностей дальнейшего развития права в качестве сущностной основы правовой политики Республики Казахстан. Как подтверждает анализ, выявление под таким углом зрения уникальных свойств казахстанского права позволяет осмыслить сущность правовой политики, ее место и роль среди всех видов государственной политики. Однако многое здесь зависит от того, как трактуется казахстанское право.

Нам представляется, что для построения теории правовой политики Республики Казахстан, научного обоснования ее общетеоретических аспектов нужна опора на подлинно научную теорию познания права, которая в идеале должна представлять собой систему объективно-истинных знаний и последовательно отражать общие закономерности становления и фукнкционирования казахстанского права в форме понятий, научных закономерностей, принципов и других теоретических знаний.

В этой связи подчеркнем, что научно-политологический анализ правопознания казахстанцев требует объективности и научной обоснованности. В противном случае, мы вряд ли будем идти по пути познания истины.

В нашем случае правопознание: во-первых, есть важнейшее условие формирования научно обоснованной казахстанской правовой политики правового государства; во-вторых, оно позволяет ответить на многие актуальные вопросы, касающиеся проведения реформ в Казахстане. Иначе говоря, правопознание должно лечь в основу политологического исследования еще недостаточно разработанного понятия «правовая политика Республики Казахстан», которое, в свою очередь, может найти свое достойное место среди общих понятий политологии, теории государства и права и других наук. Кроме того, правопознание имеет и свою практическую сторону, реализуя себя в научно обоснованной казахстанской правовой политике.

Следует сказать, что знание сущностных характеристик казахстанского права играет важную роль в обосновании теоретико-методологических основ политологического исследования правовой политики Республики Казахстан. Однако существование сегодня множества теорий и различных подходов к правопознанию, к сожалению, тормозит формирование научно обоснованной правовой политики Казахстана. Сегодня дело осложняется еще и тем, что в ряде случаев недостаточно аргументированные понятия, концепций претендуют быть либо «основополагающими принципами правовой политики», либо ее синтезом.

При формировании стратегии правовой политики Республики Казахстан немаловажным является и то, чтобы за красивыми словами «свобода» и «равенство» можно было разглядеть смысл и ясное понимание того, чью волю и чьи интересы будет выражать формируемая казахстанская правовая политика: народа, отдельной его части, большинства или меньшинства, олигархов, организованной преступности и т.д. Не расходятся ли интересы правящей элиты с интересами народа, страны, и как учитывается баланс интересов власти, общества и личности. Опытом Казахстана подтверждается, что воля, хотя и не прямо, а через сложную систему социальных связей и взаимодействий все-таки обусловлена материальной основой. Поэтому эти вопросы также следует учитывать.

При выборе подхода или теории, на которую предстоит опираться при разработке теоретико-методологических основ правовой политики Республики Казахстан, как нам представляется, необходимо учитывать, в какой мере она является подлинно научной теорией познания казахстанского права - как система научных знаний, где четко отражаются законы функционирования казахстанского права, а формаказахстанского права не противопоставляется его сущности. В этой связи нельзя переоценивать одни теории, недооценивать другие, умышленно искажать третьи. Поэтому надо понять: во-первых, в какой мере теории «враждуют» на идеологической почве в ущерб разработке их научных принципов; во-вторых, могут ли они «сосуществовать» независимо друг от друга; в-третьих, имеют ли они тенден­цию к сближению, к их «конвергенции»; в-четвертых, есть ли в теориях общее, устойчивое, чтобы можно было, используя их выводы, уверенно прогнозировать будущее, обосновывать пути достижения поставленных политикой целей.

При разработке теоретических основ правовой политики Республики Казахстан, необходимо учитывать и то, что в интересах политической целесообразности может осуществляется преднамеренное искажение такой версии познания права, которая основана на диалектическом методе познания действительности. Сегодня диалектика признается лишь на уровне всеобщего метода познания, но отрицается на уровне реальной действительност. Однако, помимо абстрактной всеобщности, существует и реальная жизнь, в том числе правовая жизнь казахстанского общества.

Подвергая политологическому анализу теоретико-методологические основы формирования правовой политики Республики Казахстан, важно подчеркнуть, что тесная и неразрывная связь государственных и правовых явлений создает благоприятные возможности правового регулирования таких политических институтов, которые представляют собой устойчивые образования и выражают интересы определенных общественных групп. В этом случае казахстанское право вместе с административными, организацион­ными и другими мерами и средствами активно используется как важный инструмент управления и достижения конкретных результатов. В то же время, если при осуществлении казахстанской политики предпринимаются попытки использовать репрессивные, карательные рычаги воздействия на общество, то казахстанское право, представленное в качестве правовой политики страны, должно сопротивляться применению подобных средств. В противном случае, оно либо противоречит общим представлениям о должном и разумном, либо не затрагивает данных областей общественных отношений.

Чрезвычайно важно учитывать и то, в условиях какого политического режима формируется и реализуется казахстанская правовая политика. Например, распределительные процессы Казахстана могут облекаться в нормативную оболочку и при авторитарном режиме, но в правовом государстве, где действует научно обоснованная правовая политика, эти процессы могут осуществляться по иным правилами, без грубого вмешательства сюда государственных органов, с соблюдением принципов законности и справедливости. Иначе говоря, если казахстанское право рассматривается как средство политики, но при этом на него оказывается политическое давление как способ обеспечения политической власти, то в таком политическом режиме термин «правовая политика» не может быть применим, и, безусловно, теряет свой смысл. Следовательно, при демократическом режиме казахстанское право не может рассматриваться только в качестве средства политики, оно одновременно является средством воздействия на саму политику, а государство все меньше претендует на роль абсолютного правотворца. Как видим, условия, при которых формируется и применяется казахстанская правовая политика, имеют первостепенное значение.

С наших позиций, представленные выше доводы, усиливают существующую в казахстанском обществе потребность в понимании проблем взаимодействия правовых, политических и других явлений и процессов, т.е. в более углубленном осмыслении того, что подлежит регулированию политическими, административными, организационными и иными мерами и средствами, а что правовыми. В этой связи актуализируется необходимость политологического исследования теоретических и методологических проблем правовой политики Республики Казахстан [8]. Поэтому в нашей статье и подвергается исследованию та часть государственной политики Казахстана, которая при определенных условиях становится обладателем особых свойств и определяется политической наукой как казахстанская правовая политики, нуждающаяся в политологическом, социологическом, философском и правовом анализе своих сущностных характеристик.

Однако, как уже подчеркивалось, взаимоотношения политики и права в Казахстане, в большинстве своем, носят сложный характер, а в определенные периоды, могут переходить и в противоборство. В зависимости от происходящих процессов в политической, правовой жизни казахстанского общества их «баланс» может подвергаться существенным изменениям. Как показывает опыт в СНГ, политика нередко представляет собой систему роковых ошибок, конъюнктурных решений и т.д. В таком случае она становится самоуправной, антиправовой, со всеми вытекающими отсюда последствиями, а право в лучшем случае обслуживало конъюнктурные интересы политики и т.д.

Между тем, в современном казахстанском обществе можно выявить два подхода к политике в контексте государственной власти. С одной стороны, в связи с резким возрастанием роли политики активно изучаются пути использования основных ее ценностей в нуждах казахстанского государства, общества. С другой, в СМИ и в публичных выступлениях многих общественных, политических деятелей Казахстана высказывается мысль о том, что работники правоохранительных органов, госчиновники, армия, Конституционный Совет, должны быть «вне политики». Такой подход на наш взгляд, вносит заблуждение в понимание роли политики в казахстанском обществе. Например, госчиновники объективно вовлекаются в политические процессы и события, которые происходят в стране, а стражи порядка, борясь с преступностью, на деле реализуют государственную политику, претворяют в жизнь те предписания, в которых выражена политическая воля казахстанского государства. По своей сути перечисленные задачи носят достаточно выраженный политический характер. Поэтому армия и правоохранительные органы Казахстана не могут стоять вне политики и не быть ее активными субъектами. Что же касается Конституционного Совета РК, то он является особо важной составной частью государственной власти и в качестве таковой осуществляет ее политику. Все решения КС неизбежно приобретают политическое значение (например, постановление о толковании статей Конституции РК).

Итак, важной тенденцией и одной из закономерностей развития казахстанского права является функционирование его в качестве сущностного начала правовой политики страны и правовой основы реализации ее целей. Обращение к теоретическим и методологическим основам правовой политики Республики Казахстан обусловлено тем, что она как и казахстанское право по своей природе есть сложный феномен, требующий глубокого политологического осмысления и как политика, основанная на праве и как право, используемое в качестве средства властвования и управления. Подобная двой­ственность, как и двойственность в определении казахстанского права, является неизбежной. В этом контексте важное теоретическое значение имеет мысль высказанная А.Н. Алексеевым о том, что с точки зрения правовой политики, право есть совокупность правил, помагающих находить решения или установливать нормы для удовлетворения вновь возникающих потребностей или осуществления новых представлений о праве и неправе. В этих словах видится, с одной стороны, роль права как определяющего фактора построения теории правовой политики, а с другой - роль последней в результативном функционировании самого права в политической системе общества.

Такой подход дает возможность понять, что результатом тесной и необходимой взаимосвязи политики и права в Казахстане является возникновение нового феномена, который с полным основанием можно отнести и к сфере права, и к области политики. В то же время акцентируем внимание на том, что в ряде законодательных актов правовая политика Республики Казахстан представляется как «часть» иной области политической деятельности государства, вследствие чего ее сложно выделить как самостоя­тельное политико-правовое явление. Например, о государственной политике Республики Казахстан в отношении соотечественников за рубежом, данный вид государственной политики характеризуется как савокупность правовых, дипломатических, социальных, экономических, информационных, образова­тельных, организационных и иных мер. Однако подобные формулировки не могут служить основанием того, чтобы казахстанская политика шла впереди и давлела над правом. Иными словами, политическая целесообразность реально присутствует в любой политической деятельности Казахстана, но существо дела заключено в том, что она должна обладать качествами «правовой необходимости». Более того, в казахстанском обществе, где провозглашены принципы демократии и правовой госудрственности, целесообразным для государственной политики является лишь то, что соответствует целям, преследуемым казахстанским правом. В этом смысле казахстанское право должно служить интересам казахстанского общества, а не тем или иным политическим силам, сменяющим друг друга у власти. Если казахстанское право излишне политизировано, то это ведет к падению его авторитета, ибо в подобном случае его роль сводится к тому, чтобы «узаконить» выбранную государственной властью политическую линию. В этом свете оптимальная модель взаимопроникновения и взаимодополнения права и политики в Казахстане, по нашему представлению возможна толька в рамках правовой политики государства. Кроме того, подобная диалектическая взаимосвязь позволяет Казахстану если не обуздать, то хотя бы уменьшить влияние сиюминутных политических веяний на содержание норм позитивного права.

Следовательно, опираясь на важные теоретические положения, можно выделить правовую политику Республики Казахстан среди областей политики. В этом качестве ее можно представить, во-первых, как «часть» общегосударственной политики Казахстана, связанной с четким установлением правил, например, в налоговой, бюджетной и других сферах, где регулируются сложные экономические проблемы, отличающиеся особой актуальностью, требующие оперативного вмешательства и научно-обоснованного законотворчества. Во-вторых, казахстанская правовая политика - это большой и всепроникающий пласт политической сферы, связанный с целенаправленным распространением действия норм казахстанского права на те или иные сферы общественной жизни Казахстана. Важной тому предпосылкой служит глубоко укоренившаяся в казахстанском праве традиция истолкования его как явления, опирающегося на мощный моральный, культурный, религиозный фундамент в осуще­ствлении своей упорядочивающей функции в обществе. В противном случае, может быть не опора, а захват правом поля действия морали, традиций, обычаев, религии, корпоративных норм и т.д. Такая тенденция таит в себе немалую опасность, поскольку чрезмерное расширение предмета правового воздействия, либо излишняя детализация регулирования общественной жизни Казахстана может войти в противоречие с принципами правового государства. Нам представляется, что действия государственной политики Казахстана, направленные на разрушение правовой системы, какой бы «плохой» она не была, не могут отвечать требованиям демократического государства. Такие действия должны быть основаны только на законе. В нормальных условиях недопустима ситуация, когда государство одной рукой закрепляет право в законадательстве, а другой - разрушает его. К сожалению, казахстанская практика показывает, что доля субъективизма в политике все еще остается достаточно высокой. Поэтому правовая политика Республики Казахстан должна стремиться к ограничению пределов публичной власти, чтобы казахстанское общество не страдало от борьбы двух тенденций: во-первых, когда интересы общества диктуют потребность в разумном самоограничении власти; во-вторых, когда существует неумное стремление к усилению властных полномочий и даже к авторитарному господству. Но независимо от того, какая из указанных тенденций превалирует, во всех случаях антиподом правовой политики Республики Казахстан можно считать антиправовую политику, которая не опирается на право и противоречит действующим в обществе правовым нормам.

Однако, в истории казахстанского общества до независимости было немало примеров, когда роль права не всегда была прогрессивной, когда правовыми средствами ущемлялись интересы меньшинства, народа. Поэтому в зависимости от того, как казахстанское право взаимодействует с другими социальными регуляторами, чьи интересы оно выражает и как происходит его реализация, оно может играть нейтральную, прогрессивную или реакционную роль. Речь идет о том, что в одних случаях нормы обычного права могут придавать казахстанскому обществу излишне консервативный характер, а в других - стремление «поднять» казахстанское общество до высоты новых законов, которые в стране не всегда и не всеми воспринимаются однозначно - чревато социальными напряженностями.

Наконец, представляется важным подчеркнуть то, что во все исторические эпохи многие мыслители пытались выяснить проблему - как именно право должно соотноситься с публичной властью, поскольку повсюду право находилось под ее диктатом. Лишь в ХХ веке отчетливо проявила себя мысль о том, что право есть средство управления и проведения политики в жизнь. Данное положение можно усилить тем, что право есть механизм осуществления легитимной политической власти, ссылаясь при этом, на его управленческие и социальные характеристики: открытый и гласный характер норм, используемых в праве; многообразие применяемых в рамках права санкций, что позволяет выбирать наиболее целесообразные способы регулирования общественной жизни; четкое разделение и жесткая фиксация прав и обязанностей участников правоотношений; относительная стабильность правовых норм, малая степень их зависимости от произвола и личных качеств носителей власти; «одномерность» закона, который выступает «всеобщей, равной мерой для всех». В этой связи становиться все более актуальной идея о том, что право есть: средство управления и проведения политики в жизнь; средство ограничения власти законом. Как справедливо замечает К.К. Айтхожин «Правовая политика является одним из основных средств политики государства, направленной на осуществление его задач в правовой сфере жизнедеятельности общества. Вследствие этого правовая политика отражает государственное видение основных направлений, базовых механизмов развития системы действующего права страны и совершенствования мер правоприменительной деятельности» [9]. При этом только с высот правовой политики возможна легитимность государственной власти как в мире, так и в Казахстане.

Здесь следует сказать, что знание основных характеристик права, основанных на научном познании, играет важную роль в изучении теоретико-методологических основ правовой политики Республики Казахстан и может лечь в основу исследования этого наименее разработанного, но исключительно важного понятия политологии.

Правовая политика Республики Казахстан как ключевое понятие отечественной политической науки есть особая форма познающего мышления и представляет собой содержательный, предметный образ, воспроизводящий в мышлении объективную суть тех или иных политико-правовых явлений и процессов.

Как показывает научный анализ, представленный выше политологический подход к разработке понятия ,,правовая политика Республики Казахстан" и, в частности, к конструированию его как научной абстракции дает возможность определить сущность изучаемого явления, показать главное, закономерное, устойчивое, без чего оно не может существовать, что выделяет его индивидуальные характеристики. Однако при этом нельзя упускать из вида важное, с нашей точки зрения обстоятельство, касающееся того, что любая научная теория выполняет методологические функции лишь тогда, когда используется за пределами ее собственного предмета, а научное знание играет роль методологии по отношению к совокупности практической деятельности [10].

В этой связи подчеркнем, что разработка и введение в научный оборот политологического понятия «правовая политика Республики Казахстан» предполагает, с одной стороны, формализацию новой информации о предмете политологического исследования, обобщение новых фактов и сведений, обоснованности ее уникальности в сравнении с другими политическими феноменами. В этом смысле, исследуемое понятие с полным основанием можно отнести к органическим политологическим понятиям, образующим понятийное ядро предметного поля политической науки. С другой стороны, подобная разработка предполагает создание абстракции - идеи, которая при определенных условиях обретает свое объективирование, получает статус научно-политологического понятия, поскольку несет информацию о своих сущностных характеристиках.

В частности, научный анализ формирования политологического понятия «правовая политика Республики Казахстан» показывает, что во многом оно осуществляется как абстракция - идея, поскольку большинство исследователей отмечают факт либо отсутствия «полноценной» правовой политики, либо недостаточную степень соответствия идеального представления о правовой политике реально сложившейся в правовой сфере ситуации. Подтверждается это и тем, что концепция правовой политики Республики Казахстан формируется на основе аккумуляции и последующего развития политических и правовых идей, лежащих в основе политико-правового регулирования. При этом следует сказать, что разработка политологического понятия ,,правовая политика Республики Казахстан" должна основываться на четких и ясных, научно обоснованных концептуальных положениях.

Подводя итоги всего вышесказанного, можно сделать вывод, что казахстанская правовая политика-это деятельность, в основе которой лежат единство политики и права, концептуально оформленные политико-правовые идеи стратегического и тактического характера, то есть такие доктрины, которые определяют направления развития страны, укрепляют законность и правопорядок, формирование правовой государственности и высокой правовой культуры общества и личности. Основные параметры правовой политики в казахстанском обществе задаются фундаментальными характеристиками общей политики и политической власти. При этом не будет преувелечением сказать, что правовая политика Республики Казахстан-это явление уникальное, политическое. Его исключительность, политичность состоит в том, что оно одновременно принадлежить как праву, так и к политике, которые переплетены друг с другом, что в итоге этой взаимосвязи возник такой феномен как казахстанская правовая политика. Правовая политика Республики Казахстан выражает по существу общественно-политическую связь и взаимодействие индивида, государства и общества, и в этом своем качестве такая оценка выступает как общетеоретическая характеристика правовой политики страны. И еще. Правовая политика Республики Казахстан по существу выступает выражением, отражением сущности содержания и функций правового государства. Но в данном случае это лишь гипотетическая, теоретическая модель, а в реальной жизни все обстоит гораздо сложнее.

 

Литература

  1. См.: Концепция правовой политики Республики Казахстан с 2010 до 2020 года//Казахстанская правда. -2009. - 27 августа.
  2. Шмидт К. Понятие политического//Вопросы социологий. - 1992. - № - С. 45-46.
  3. См. Демидов А.И. : Учение о политике: философские основания. -М., 2001. - С.14.
  4. Инглерат Р. Культурный судвиг в зрелом индустриальном обществе// Новая постиндустриальная война на западе. -M., - С.250.
  5. Конституция Республики Казахстан. - Астана, 2008. - С. 4-15
  6. Искакова Г.К. Права и свободы человека в условиях посткоммунистического транзита. - Алматы, 2003. -С.182-200.
  7. Александров И.П. Государство и граждансое общество. -М., 2009. - С. 72-73
  8. См.: Sozialphilosophische, politische und rechtliche Aspekte der Modernisierung Kasachstans - Berlin, -S. 135-140.
  9. АйтхожинК.К. ПравоваяполитикаРеспубликиКазахстан: теоретико-методологическиеаспекты // «2010-2020 жылдаргаарналганҚазақстанРеспубликасыныңцүқъщтъщсаясатТұжырымдамасыныңережелерінжэнеҚРПрезидентініңжолдауындагықұқықтықреформаныжүзегеасырудыңөзектімэселелері» аттыреспубликалықгылыми-тэжірибелікконференцияматериалдары, 26ақпан 2010жыл. - Алматы, 2010. - С. 19-20.
  10. Юдин Э.Г. Методология науки. Системность. Деятельность. -М., 1997. - С.40. 

Разделы знаний

Архитектура

Научные статьи по Архитектуре

Биология

Научные статьи по биологии 

Военное дело

Научные статьи по военному делу

Востоковедение

Научные статьи по востоковедению

География

Научные статьи по географии

Журналистика

Научные статьи по журналистике

Инженерное дело

Научные статьи по инженерному делу

Информатика

Научные статьи по информатике

История

Научные статьи по истории, историографии, источниковедению, международным отношениям и пр.

Культурология

Научные статьи по культурологии

Литература

Литература. Литературоведение. Анализ произведений русской, казахской и зарубежной литературы. В данном разделе вы можете найти анализ рассказов Мухтара Ауэзова, описание творческой деятельности Уильяма Шекспира, анализ взглядов исследователей детского фольклора.  

Математика

Научные статьи о математике

Медицина

Научные статьи о медицине Казахстана

Международные отношения

Научные статьи посвященные международным отношениям

Педагогика

Научные статьи по педагогике, воспитанию, образованию

Политика

Научные статьи посвященные политике

Политология

Научные статьи по дисциплине Политология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Психология

В разделе "Психология" вы найдете публикации, статьи и доклады по научной и практической психологии, опубликованные в научных журналах и сборниках статей Казахстана. В своих работах авторы делают обзоры теорий различных психологических направлений и школ, описывают результаты исследований, приводят примеры методик и техник диагностики, а также дают свои рекомендации в различных вопросах психологии человека. Этот раздел подойдет для тех, кто интересуется последними исследованиями в области научной психологии. Здесь вы найдете материалы по психологии личности, психологии разивития, социальной и возрастной психологии и другим отраслям психологии.  

Религиоведение

Научные статьи по дисциплине Религиоведение опубликованные в Казахстанских научных журналах

Сельское хозяйство

Научные статьи по дисциплине Сельское хозяйство опубликованные в Казахстанских научных журналах

Социология

Научные статьи по дисциплине Социология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Технические науки

Научные статьи по техническим наукам опубликованные в Казахстанских научных журналах

Физика

Научные статьи по дисциплине Физика опубликованные в Казахстанских научных журналах

Физическая культура

Научные статьи по дисциплине Физическая культура опубликованные в Казахстанских научных журналах

Филология

Научные статьи по дисциплине Филология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Философия

Научные статьи по дисциплине Философия опубликованные в Казахстанских научных журналах

Химия

Научные статьи по дисциплине Химия опубликованные в Казахстанских научных журналах

Экология

Данный раздел посвящен экологии человека. Здесь вы найдете статьи и доклады об экологических проблемах в Казахстане, охране природы и защите окружающей среды, опубликованные в научных журналах и сборниках статей Казахстана. Авторы рассматривают такие вопросы экологии, как последствия испытаний на Чернобыльском и Семипалатинском полигонах, "зеленая экономика", экологическая безопасность продуктов питания, питьевая вода и природные ресурсы Казахстана. Раздел будет полезен тем, кто интересуется современным состоянием экологии Казахстана, а также последними разработками ученых в данном направлении науки.  

Экономика

Научные статьи по экономике, менеджменту, маркетингу, бухгалтерскому учету, аудиту, оценке недвижимости и пр.

Этнология

Научные статьи по Этнологии опубликованные в Казахстане

Юриспруденция

Раздел посвящен государству и праву, юридической науке, современным проблемам международного права, обзору действующих законов Республики Казахстан Здесь опубликованы статьи из научных журналов и сборников по следующим темам: международное право, государственное право, уголовное право, гражданское право, а также основные тенденции развития национальной правовой системы.