Город отличается особым укладом жизни, спецификой политико-экономической, социокультурной и интеллектуальной деятельности, мировоззрением и мировосприятием различных слоёв населения. Вопросы о возникновении городов, формировании городской культуры, градообразующей роли экономических, социально-политических, культурных процессов в обществе — актуальные вопросы исторической науки. При решении большинства вопросов по истории древних городов особое значение имеет метод анализа письменных источников. В сообщениях древних и средневековых авторов содержатся ценные сведения о природных богатствах страны, путях сообщения, торговых отношениях, политических событиях, а также о городах и расстоянии между ними, об их социальной структуре, планировке, укреплениях и т.д. Имеющиеся письменные источники на разных языках свидетельствуют, что Азербайджан издавна был центром высокоразвитой городской культуры. Они содержат важные сведения об укрепленных азербайджанских городах, которые в основном располагались на магистральных торговых путях, в стратегически надежных местностях, климатически благоприятных регионах страны. Оборона городов была постоянно действующим и решающим фактором. Фортификационные сооружения городов соответствовали всем необходимым требованиям своего времени [1]. Мощная оборонительная система городов, включающая несколько поясов крепостных стен с башнями различной формы, отдельно стоящие наблюдательные и сигнальные башни и замки) [2], надежно противостояла атакам массированного характера, метательным орудиям и стенобитным машинам — как при стремительном штурме, так и длительной осаде, о чем свидетельствуют письменные источники. В статье коротко проанализированы сообщения античных и средневековых авторов об укреплениях, фортификационных сооружениях в системе защиты исторических городов Азербайджана.
Введение
Вопрос становления и развития городов является одним из актуальных и главных в современной исторической науке. Определить причины, время и закономерности формирования древнего города, выявить его характерные признаки и функциональные особенности как особого объекта, выяснить историческую обусловленность, тенденции развития на различных исторических этапах — цель и задача не только историков, археологов, но и исследователей других отраслей знания — архитекторов, географов, социологов и др.
Города в Азербайджане появились ещё в древности и достигли расцвета в средневековый период. Торговые пути, соединявшие регионы Ближнего и Среднего Востока, создали благоприятные условия для их развития как торгово-ремесленных, административно-политических, культурных центров.
Одной из определяющих черт городов с момента их формирования являлось наличие оборонительных сооружений, системы укреплений.
Изучение укрепления города дает возможность проследить социокультурные и политикоэкономические отношения в государстве на определенном этапе. Немаловажное место занимают исследования различных материалов (монет, остаток керамических и металлический изделий и т.д.), обнаруженных в кладках фортификационных сооружений — стен и башен и во рвах для воссоздания динамику эволюции города, определения его экономической роли и политического статуса в стране.
Разнообразные строительные материалы, имеющиеся в изобилии на территории Азербайджана, обусловили характер фортификационной системы городов, их конструктивные свойства и обороноспособность.
Исследование строительных приёмов и конструктивных особенностей укреплений города и его фортификационных элементов (башни, бастионы, мосты, зубцы) позволяет проследить и проанализировать уровень строительного искусства, общие и специфические черты зодчества в стране, пути их развития на разных этапах истории.
Письменные источники античных и средневековых авторов сообщают о наличии в историческом Азербайджане городов с разными конфигурациями и формами в плане, со сложной социальной структурой, развитой инфраструктурой, мощными сооружениями оборонительного значения.
Методы исследования
При описании источников об укреплениях городов Азербайджана была проведена атрибуция — описано происхождение этих источников, дан короткий анализ их содержания. Другой принципиально важный подход — датировка источника, степень оригинальности или компилятивности данного источника, так как некоторые письменные источники до нас дошли только в поздних вариантах. Вопросы точности текста источника, выявления возможных искажений, пропусков, установления правильности передачи терминов, имён, событий являются неизбежными.
Разработанный позитивистской методологией историко-критический метод применен для «допроса» источника, для получения ответа на поставленные вопросы.
Данные изучаемых источников сопоставлены с другими источниками, при этом соблюден принцип приоритетности более ранних свидетельств об укрепленных городах Азербайджана.
Результаты и их обсуждение
Письменные источники сохранили довольно скудные сведения о древних и средневековых городах Азербайджана. Это способствовало широкому привлечению исследователями сведений из разноязычных письменных памятников.
В античных трудах имеются сведения о существовании на территории исторического Азербайджана в значительном количестве городов с мощными оборонительными сооружениями. Однако авторы этих трудов подробно не описывают крепостные элементы этих городов. В них отсутствуют информации об особенностях защиты, стратегических и тактических приёмах в организации обороны. Главная цель авторов этих сочинений — рассказывая об укреплении этих городов, показать их «величественными», «славными».
По сообщению Страбона (64/63 г. до н. э. — ок. 23/24 г. н. э.), «айнианы … построили в области витиев укреплённый город, который называется Айнианой* (гр. Άινιάνα) …[3, XI, VII, 1]. В другом месте «Географии» Страбон сообщает, что летней столицей Атропатены является Газака, расположенная на равнине, а зимней — сильная крепость Вера, которую осадил Антоний во время похода против парфян [3; XI, 13, 3].
Древнеримский писатель Плиний Старший[7] [8] (23–79 гг. н.э.) в «Естественной истории» сообщает о главном (то есть неединственным) городе Албании Габале (Pravalent oppida[9] — Albanioe — Cabalaca) [4; кн. VI, гл. 10, § 29].
Древнегреческий историк и военачальник Полибий (ок. 200 — ок. 120 до н. э), описывая Мидии, сообщает о равнинах, «густо занятых городами…» [цит. по 5; 11].
Единственным местным источником, где имеются важные сведения о городах и их укреплениях, является сочинение албанского автора VII в. Моисея Каланкатуйского «История Албании» («История Агван») [6], дошедшем до нас на языке грабар[10].
В «Истории Албании» имеются сведения о городах Барда (Партав), Дербент, Чола, Бейлаган (Пайтакаран), Габала и других, об их укреплениях, крепостях, частично о топографиях (Дербент) и градообразующих элементах (церковь, дворец и т.д.), о политико-экономическом положении, о заградительных («длинных») стенах сасанидского периода. Значение этого источника огромно ещё и потому, что сообщения даны самим автором, который был родом из области Ути Албании.
Моисей Каланкатуйский, рассказывая о событиях 626 г., отметил существование в это время укрепленного города в Каспийском (Албанском) проходе. Он определяет топоним «ворота Чола» с понятием «город»: «…отправил отборных воинов-всадников, искусных лучников, числом в одну тысячу, которые внезапно перешли через ворота Чола, пренебрегая внутренней стражей города и другими отрядами персидского царя, посланными туда для охраны великих ворот» [6; 161].
К строительству этих «дивных стен» была привлечена масса местного населения. По этому поводу очень характерны слова М. Каланкатуйского, который сообщает: «... на построение которых цари персидские изнурили нашу страну (Албанию), мобилизуя архитекторов и изыскивая много различных материалов» [6; 155]. «История Албании» М. Каланкатуйского помогает получить ответ на многие вопросы: о дате строительства «длинных» стен, об их локализации, о внутренней планировке и т.д.
История городов Азербайджана получила определённое отражение в армяноязычных источниках. Эти источники содержат ценные сведения о земледелии, скотоводстве, орошении, ремёслах, городах и населённых пунктах, сословиях и политических слоях албанского государства, его структуре, войске, границах (политических), религии и внешней политике албанских царей, войнах на территории Кавказской Албании, об этническом составе населения. К сожалению, мало информации о городах, об их социальной структуре, архитектурных сооружениях.
При использовании этой группы материалов следует учитывать, что рукописи источников дошли до нас от времён значительно более поздних от оригиналов, после они подвергались разнообразной обработке. В ходе переписки не исключено, что различные административные и сословные термины могли быть заменены другими. Иногда эти источники представляют компиляцию. Поэтому к ним, как это делается в отношении других письменных источников, надо относиться с большой осторожностью [8; 11].
Армяноязычные источники не упоминают о планированном строительстве фортификационных сооружений в этом регионе, и не сообщают о дате их возведения. В них не отражены точные географические ориентиры нахождения этих сооружений, не дана привязка к известным населенным пунктам, не указан тип этих сооружений, исходя из использованных строительных материалов, не приведены данные о характерных особенностях архитектуры.
В «Географии» (VII в.) Анания Ширакаци перечисляются названия провинций, указываются границы Албании, даются сведения о естественно-географических условиях (ископаемых богатствах, реках, морях, плодоносных полях, животном мире), о сельскохозяйственных культурах — хлопке, масличных деревьях, цитрусовых, зерновых, виноградниках, шелковице, садах, административнотерриториальном делении, этническом составе, городах (Партав (Барда), Гандзак) и крепостей, о сооружениях заградительного характера между Албанией и «страной гуннов» — о «длинных стенах» — Гилгилчайской и Бармагской «Хорсвем» и «Абзут Кавад» [9; 30–31]. Анания Ширакаци сообщает о двух системах фортификации, местоположение которых привязано к побережью Каспийского моря. Автор сообщает о «стене Дербента» («связь и ворота города Чорского прохода»), и о заградительной стене «Абзуд-Кават».
В письменных источниках говорится о широкой строительной деятельности Кавада I (Кобад, Кубад) (488–531 гг.), который в связи с проникновением савиров укрепил города Байлакан, Партав и другие. Исследователи считают, что стена «Абзуд-Кават» (Гильгильчайская, или Шабаранская, стена) также построена при царе Каваде I, которая упоминается в арабских источниках X в. под названием Сураттин.
Ценные сведения по городам Азербайджана встречаются в «Истории Халифов» Гевонда (он жил предположительно в VIII в.). Для изучения таких вопросов, как религия, язык, этнический состав, социально-политический состав «Истории Халифов» Гевонда является ценным источником. Гевонд сообщает о нападениях хазаров, разрушительных действиях арабов в городах, построении новых городов и укреплённых пунктов, а также об их восстановлении и усилении в оборонном отношении. У Гевонда имеются сведения о городах Дербент, Чола, Партав и других, о защитной стене у отрогов Кавказского хребта. В сообщениях Гевонда косвенно говорится о структуре и планировке городов [10; 72, 92 и др.]
Киракос Гандзакеци (ХIII в.) даёт ценные сведения о городах Гянджи и Бейлагана, об их укреплениях, разрушенных монголами в начале XIII в. В его «Истории Армении» говорится о том, с каким трудом монголы захватили азербайджанские города и что для этого ими использовалась различная осадная техника [11; гл. 20, 152–155].
В труде «О Вартане и армянской войне» Егише* (V в.), связывая все происходящее с религиозными факторами, подробно рассказывает о борьбе албанцев против Сасанидов. Кроме того, в этой работе описываются естественно-географические условия, социально-политический состав, политический строй, административно-территориальное деление, население раннесредневековой Албании. Особо интересны сообщения Егише об оборонительных сооружениях городов [12].
Он, рассказывая о антисасанидском восстании 450 г., сообщает о разрушении восставшими крепости у «ворот гуннов»: «Соединившись, пошли они все вместе к воротам гуннов, там построена была Йездигердом крепость, над которую персы сохраняли свое владычество» [12]. Исходя из данных Егише, крепость в пограничной с гуннами области была построена в правлении Йездигерда II (438– 457 гг.).
Однако сообщения Егише вызывают противоречивое толкование среди исследователей «о разорении» «укрепленных мест» о наличии единой системы обороны страны.
В «Истории Армении» Моисея Хоренацского сообщается о естественно-географических условиях городов (Пайтакаран (Бейлаган), Хунаракерт (Хунан)), о социальном составе, политическом строе, административно-территориальном и церковно-административном делении, политических границах, внешней политике и войнах, об оборонительных сооружениях, этническом составе Албании [13].
Автор «Истории императора Иракла» Себеос (VII в.) в сжатой форме излагает политические и военные события в Албании во время многолетней борьбы между Византией и Персией, даёт сведения о естественно-географических условиях, городах (Бейлаган (в источнике Пайтакаран), Гянджа (в источнике Гандзак)), социально-политическом составе, административно-территориальном делении, нашествии войск халифата и борьбе против них, этническом составе Албании и оборонительных сооружениях [14].
Представляют значительный интерес грузинские источники «Картлис Цховреба» («История Грузии») и «Восхваление венценосцев». Несмотря на то, что в этих источниках тенденциозно описываются военные и другие события ХI — ХII вв. [15; 5] в Азербайджане, в них имеются важные сведения о некоторых городах [16; 17].
Интересные сведения о фортификации города Шамахы содержит «Картлис Цховреба». В источнике говорится, что во время противостояния сельджукского султана и грузинского царя Давида строителя, султан, узнав о нападении, «снялся с поля, где стояли и быстро вошел в город и огородился с одной стороны — частоколом и рвом (хандаки), а с другой стороны, оградой города Шамахы [16; 193]. Интересно, что этот эпизод описывается Ибн ал Асиром (1123 г.), где говорится о расположении войск султана в одном саду возле города. В этих сообщениях внимание привлекает характер обороны, наличие в ее системе полевых сооружений фортификации в ХII в.
Обширные территории Арабского Халифата, включавшего в свой состав страны с разнохарактерными социально-экономическими условиями, развитие торговых отношений в VIII–Х вв. требовали от управленческого аппарата сбора подробных сведений о захваченных странах, соседних территориях, городах, торговых путях этих стран, в том числе и Азербайджана. Эта нужда создала предпосылки для возникновения географической науки со второй половины IХ в., однако не исключено, что она имела место и ранее. Сведения арабских источников о городах Азербайджана очень кратки и иногда противоречивы. В них в основном описываются природные богатства, военные действия, торговые маршруты, расположение городов на этих путях, расстояние между ними и т.д. Что касается фортификации и топографии городов — об этом прямая информация отсутствует. Лишь в некоторых случаях говорится о наличии укреплений городов, об их плане. Ценными данными являются сообщения этих историков о времени построения крепостных стен городов, об их осаде и обороне, которые помогают восстановить исторический облик городов, их фортификацию и топографию.
В сочинении Табари (838–923 гг.) «Тарих ар-расул ва-л-Мулк» — «История пророков и царей» имеются ценные сведения о политической жизни Азербайджана и его городов VII–IХ вв. Значимость работы Табари заключается в том, что в ней изложены обширные и наиболее достоверные материалы по истории отдельных городов, краев и областей. «История пророков и царей» содержит сообщения причинах народных восстаний против Халифата, об их лидерах и движущих силах [17; 77–109]. У
Вопрос о времени жизни Егише является спорным.
Табари упоминается цитадель (гала) Дербента, когда он сообщает о захвате города арабским полководцем Маслама.
Балазури (806–892) в своем труде «Китаб футух ал булдан» («Книга завоевания стран»), описывая пути военных походов арабских полководцев Маслама и Марвана, перечисляет целый ряд городов и крепостей, упоминает о «глиняных валах», «между Ширваном и Алланским проходом», свидетельствует о построении арабами города Касал (Казах/Газах) [18] и т.д.
Балазури отмечает, что царь Кавад отправил против них (хазар) двадцать тысяч воинов, а вслед за ними выступил и сам, и построил преграду из необожженного кирпича [18; 7]. Такое же сообщение имеется у Йакута Хамави, где говорится, что царь Кубад воздвиг преграду (стену) из сырцового кирпича между Ширваном и Арраном и вдоль этой преграды заложил 360 городов [19; 27].
Балазури, опираясь на сообщение жителя Барды, писал о построении города арабским полководцам в конце VII в. [18; 15].
В книге Истахри (Х в.) «Китаб Масалик ва мамалик», составленной на основе не дошедших до нас сочинений среднеазиатского географа Бахили (850–934 гг.), имеются сведения о плановой структуре городов Ардабиля, Барды, об их крепостных стенах и цитадели. Истахри описывает крепостные стены Дербента, упоминает о городах Марага, Бейлаган, Шамахы и др. Автор описывает торговые пути, называет расстояние между городами [20].
«Самый большой город в Азербайджане Ардебиль в нем лагерь войска и дворец правителя, — пишет Истахри. Этот город занимает две трети фарсаха в длину и столько же в ширину, а вокруг него стена, и в ней трое ворот…» [20].
Ахмад ибн А'сам ал Куфи (Х в.) дает более пространные сведения о городах Азербайджана. Особо ценными являются сообщения о Дербенте, интересны его данные о Бейлагане, Барде, Ардаби- ле и других. Куфи упоминает о восстановлении некоторых городов арабским полководцем Афшином [21].
Куфи сообщает, что Маслама решил разрушить стены Дербента. Но его сподвижники советовали не разрушать город, так как он мог быть необходим, и его разрушение вело бы только к тому, что потом пришлось бы истратить много средств на его восстановление. Однако Маслама все-таки разрушил часть стен города [21; 15].
Важные сведения мы встречаем в труде Мукаддаси (946/47–1000) «Лучшее из делений для познания климатов», где говорится о численности городов, что отсутствует в работах других географов. Мукаддаси описывает топографию некоторых городов (Барда), указывает на их местонахождение и время построения, упоминает о крепостных сооружениях городов («при нем громадное укрепление» [22; 7,8; 23]), о соборных мечетях и их расположениях. Расцвет Барды был прерван нашествием русов в 943 г. [24; 96, 97]. После чего наступил период упадка. В этот период город описывается так: «... окраины его уже развалились, число жителей его уменьшилось и крепость полуразрушена» [22; 8].
По словам Мукаддаси, город Ардебиль имел недоступную крепость [24; 12]. Его работа играет большую роль в локализации городов, в получении представления об их укреплениях и топографии.
Одним из важных арабских источников является труд Ибн Хордадбеха (820–913). В книге Ибн Хордадбеха «Книге путей и стран» имеются важные сведения об Албании — ее городах, путях, экономике в целом, сельском хозяйстве, торговле, налогах, географические заметки, указаны рустаки и города Азербайджана, торговые пути, расстояния между городами [25].
Ибн Хордадбех упоминает город Баджарван близ Бармакских стен. Возможно, речь идет о городе Ширван, расположенном в районе между Бешбармагской и Гильгильчайской.
Ценным источником является «Тарихе ал Баб» (X в.) труд неизвестного автора, приведенный в сочинении турецкого автора Мюнеджимбашы. В источнике описываются городские стены Дербента, ряд крепостей и укрепленных городов (Шабран, Шамахы, Гюлистан галасы). Более подробные сведения имеются о политической истории городов [26].
Ибн ал Асир (1160–1233), автор двенадцати томного сочинения «Тарих ал камил», где в числе прочего говорится о политической истории Азербайджана, о его городах. Автор сообщает о завоевании Азербайджана арабами, об условиях «мирных договоров» между арабами и жителями захваченных городов. Ибн ал Асир, описывая войны Бабека против арабов, упоминает о некоторых метательных орудиях того периода. Он пишет о неприступности городов Азербайджана во время монгольских завоеваний [24].
Ибн ал-Асир, ссылаясь на Табари, более подробно сообщает: «Затем он [Кабад] построил преграду Аллана между областью Ширвана и воротами Аллана. И построил над преградой много городов, которые были разрушены после постройки Баб-ал-абуаба (Дербенда)… Когда же воцарился Хосрой [Ануширван], он построил в округе Сула и Джорджана много построек и укрепленные замки, которыми он укрепил всю страну» … И построил Кобад стену, прилегающую к одной части той местности… его сын Ануширван… построил город Шабаран и город Маскат и город ал-Баб-в-ал-абуаб, который был назван Абуаб потому, что он был построен на дороге в гору. И поселил в эти города народ, который он назвал саджитами. И построил другие, кроме этих городов, и для каждых ворот прохода он построил каменный замок» [24; 9].
На основании сообщений Табари и Ибн ал Асира можно установить хронологию и последовательность возведения заградительных укреплений и различных по назначению оборонительных построек — «стен», или «преград».
Исходя из сведений ибн ал-Асира в период правления Кавада было построено «много городов над преградой», т.е. на территории, защищенной стеной, в том числе «ал-Баб-в-ал-абуаб», расположенный «на дороге в гору».
Военная мощь фортификационных сооружений Гянджи доказывается тем, что в начале XIII в. (1222) монголам не удалось захватить её. Отряды Джеба и Субутая подошли к городу Джанзы, «матери городов Аррана», но, узнав о большом числе его жителей и об их мужестве..., а также о неприступности города, они не пошли на него, о чем свидетельствует сообщение ал-Асири [24; 140, 27; 91, 92].
Многотомный географический словарь Йакута Хамави (1179–1229) — «Муджам ал булдан» является большим компилятивным сочинением — источником для изучения истории Азербайджана. В этом сочинении имеется немало сведений о городах, об оборонительных сооружениях и замках. Ценность сочинения Й. Хамави в том, что автор сам побывал в Азербайджане дважды — в 1213 и 1220 гг. (в Южном Азербайджане) [19]. «Город Тебриз — самый известный город в Азербайджане», — писал он, — крепостные стены хорошо сложены из кирпича и известняка» [19; 12]. Окружность стен Тебриза была в 6 тыс. шагов, они имели 9 ворот и несколько башен.
Мощность и неприступность Тебриза подтверждаются и тем, что монголы в 1221 г., трижды подступив к городу, так и не смогли взять его и довольствовались откупом.
По сообщению Хамави Гянджа, столица (дар–ал–мулк), «имела укрепления, большую крепость с высокими стенами и глубоким рвом» [19, 30; 4, 91], а город Маранд находится в двух днях езды от Табриза, стоит на пути к Нахчыван и имеет, помимо высоких крепостных стен, цитадель (гаср — замок) в черте города [19; 23].
Арабские авторы Белазури, Йакуби, Табари упоминают цитадель (гала) города, когда повествуют о том, как арабский полководец Маслама, захватив Дербенд, не стал терять время на штурм цитадели, где запирались хазары.
Ибн Мискавейх указал, что крепость (цитадель) города Барда расположена внутри города (шах- ристана), и в ней по всей вероятности, размещался гарнизон [6; 53].
Довольно разнообразная и интересная информация сохранилась в трудах и арабских географов и историков Ибн Хаукала (Xв.), Кудамы (X в.), Йакуби (IХ–X вв.), Мас'уди (X в.), Ибн Руста (X в.), Ибн Мискавейха (Х в.), Закарийа ал Казвини (ХIII в.) и о других городах Азербайджана.
Заключение
В статье изложен краткий обзор письменных источников об укреплениях древних и средневековых городов Азербайджана.
Древние и средневековые авторы, как правило, перечисляют города и крепости, когда рассказывают об исторических событиях. Ни внешний вид, ни внутреннюю структуру городов источники полностью не отражают. Нередко труды, повторяя друг друга, заимствуя один от другого, создают противоречия, что требует детального анализа, внимательного сравнения и сопоставления с другими материалами.
Упоминание городов Азербайджана в древних и средневековых сочинениях свидетельствует об их значительной роли как социально-экономических и культурных центров.
Список литературы
- Нагиев Г.Г. Оборонительные сооружения средневековых городов Азербайджана: пути развития и особенности эволюции / Г.Г. Нагиев // Вестн. Моск. гор. пед. ун-та. Сер. Исторические науки. — 2016. — № 4 (24). — С. 75–84.
- Нагиев Г.Г. Развитие фортификации городов Азербайджана в XI – начале XIII вв. / Г.Г. Нагиев // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Сер. Гуманитарные науки. — 2018. — № 2. — С. 30–36.
- Страбон. География: [В 17 кн.]. Репринтное воспроизведение текста издания 1964 г. / Страбон. — М.: Ладомир, 1994. — 509 с.
- Плиний Секунд. Естественная история (пер. В. В. Латышева) / Плиний Секунд // Вестн. древн. ист.–2018.– № 3. — С. 767–795.
- Алиев К.Г. Античные источники по истории Азербайджана / К.Г. Алиев. — Баку: Элм, 1987. –132 с.
- Якубовский А.Ю. Ибн Мискавейх о походе русов в Бардаа в 332/943–944 гг. / А.Ю. Якубовский // Византийский временник. — Вып. XXIV. — Л., 1926. — С. 63–92.
- Мамедов Т.М. О летописи Кавказской Албании / Т.М. Мамедов // Вопросы истории Азербайджана. — Баку: Изд. АН АзССР, 1966. — С. 47–52.
- Гукасян В.Л. О некоторых вопросах истории албанской письменности и литературы / В.Л. Гукасян // Изв. АН АзССР. Сер. литературы, языка и искусства. — Баку, 1968. — № 2. — С. 85–100.
- Армянская география VII века (пер. К. Патканова) — СПб., 1877. — 84 с.
- История халифов Вардапета Гевонда, писателя VIII века (пер. К. Патканова). СПб., 1862. — 165 с.
- Гандзакеци К. История Армении / К. Гандзакеци. — М.: Наука, 1976. — 357 с.
- Егише. О Вардане и войне армянской / Егише. — Ереван: Изд–во АН АрмССР, 1971. — 192 с.
- Мовсес Хоренаци. Армянская география VII века по Р. Х. (приписывавшаяся Моисею Хоренскому) / Мовсес Хоре- наци. — СПб.: Типогр. Императорской Академии наук, 1877. — 154 с.
- Себеос. История императора Иракла / Себеос. — Рязань: Александрия, 2006. (М.: Типогр. «Наука» РАН). — 398 с.
- Ашурбейли С.Б. Государство Ширваншахов (VI–XVI вв.) / С.Б. Ашурбейли. — Баку: Элм, 1983. — 343 с.
- Картлис цховреба (История Грузии). — Тбилиси: Артануджи, 2008. — 454 с.
- Табари. Тарих ар–расул ва–л–мулк (История царей и пророков) / Табари // Источники по истории Азербайджана.– Баку, 1989. — С. 77–109.
- Баладзори. Книга завоевания стран / Баладзори // Материалы по истории Азербайджана. Баку: Общество обследования и изучения Азербайджана. — 1927. —Вып. 3. — 42 с.
- Йакут ал–Хамави. Му’джам ал–булдан: Сведения об Азербайджане / Йакут ал–Хамави. — Баку: Элм, 1983. — 65 с.
- Ал-Истахри. Китаб масалик ал–мамалик / Ал-Истахри // СМОМПК. — Тбилиси, 1907. — Вып. 29.– С. 1–73.
- Ахмад ибн асам ал Куфи. Книга завоеваний / Ахмад ибн асам ал Куфи. — Баку: Элм, 1981. — 84 с.
- Мукаддаси. Ахсан ат–такасим фи марифат аль–акалим. (Лучшее из делений познания климатов) / Мукаддаси: сб. материалов для описания местностей и племен Кавказа. Тифлис, 1908. — Вып. 38. — С. 1–130.
- Нагиев Г.Г. Города Азербайджана и их укрепление во второй половине VIII–X вв. / Г.Г. Нагиев // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Сер. Гуманитарные науки. –2017. — № 12. — С. 52–57.
- Ибн–ал–Асир. Материалы по истории Азербайджана из «Тарих–ал–камиль». (Полного свода истории) / Ибн–ал– Асир. — Баку: Изд-во АзФАН, 1940. — 184 с.
- Ибн Хордадбех. Книга путей и стран / Ибн Хордадбех.– Баку: Элм, 1986. — 428 с.
- Акташи А.M. Тарихи Дербентнаме / А. M. Акташи. — Махачкала: ИД «Эпоха», 2007. — 192 с.
- Нагиев Г.Г. Средневековый город Гянджа (о фортификации города и социальной структуре) / Г.Г. Нагиев // Вестн. Моск. гор. пед. ун-та. Сер. Исторические науки. 2020. — № 4 (40). — С. 84–96.