Другие статьи

Цель нашей работы - изучение аминокислотного и минерального состава травы чертополоха поникшего
2010

Слово «этика» произошло от греческого «ethos», что в переводе означает обычай, нрав. Нравы и обычаи наших предков и составляли их нравственность, общепринятые нормы поведения.
2010

Артериальная гипертензия (АГ) является важнейшей медико-социальной проблемой. У 30% взрослого населения развитых стран мира определяется повышенный уровень артериального давления (АД) и у 12-15 % - наблюдается стойкая артериальная гипертензия
2010

Целью нашего исследования явилось определение эффективности применения препарата «Гинолакт» для лечения ВД у беременных.
2010

Целью нашего исследования явилось изучение эффективности и безопасности препарата лазолван 30мг у амбулаторных больных с ХОБЛ.
2010

Деформирующий остеоартроз (ДОА) в настоящее время является наиболее распространенным дегенеративно-дистрофическим заболеванием суставов, которым страдают не менее 20% населения земного шара.
2010

Целью работы явилась оценка анальгетической эффективности препарата Кетанов (кеторолак трометамин), у хирургических больных в послеоперационном периоде и возможности уменьшения использования наркотических анальгетиков.
2010

Для более объективного подтверждения мембранно-стабилизирующего влияния карбамезапина и ламиктала нами оценивались перекисная и механическая стойкости эритроцитов у больных эпилепсией
2010

Нами было проведено клинико-нейропсихологическое обследование 250 больных с ХИСФ (работающих в фосфорном производстве Каратау-Жамбылской биогеохимической провинции)
2010


C использованием разработанных алгоритмов и моделей был произведен анализ ситуации в системе здравоохранения биогеохимической провинции. Рассчитаны интегрированные показатели здоровья
2010

Специфические особенности Каратау-Жамбылской биогеохимической провинции связаны с производством фосфорных минеральных удобрений.
2010

К вопросу обучения в полиэтнических группах

Полиэтничное общество понимается как общество социального разнообразия, в котором представители различных этнических групп сохраняют и развивают свои традиции и культурные особенности при одновременном сотрудничестве друг с другом в укреплении общественного единства [5].

В силу того, что на земле практически не осталось мест, где проживали бы представители только одного этноса, встает вопрос о национальных отношениях – виде социальных отношений, в которые вступают этнические группы (нации, народности, племена) и отдельные индивиды как представители этих групп.

Сам факт осознания особенностей своей этнической группы не содержит в себе предубеждения против других групп. Но так дело обстоит до тех пор, пока осуществляется констатация этих различий. Однако очень легко от такой констатации перейти к оценке другой группы, и тогдато возможны искажения ее образа. Психологически при этом возникает явление этноцентризма – склонности воспринимать все жизненные явления с позиции «своей» этнической группы, рассмотренной как эталон, т.е. при известном ее предпочтении. Таким образом, этноцентризм есть сочувственная фиксация черт своей группы. Она не обязательно подразумевает формирование враждебного отношения к другим группам, хотя этот оттенок и может возникнуть при определенных обстоятельствах. Характер, который приобретает этноцентризм, зависит от типа общественных отношений, от содержания национальной политики, от исторического опыта взаимодействия между народами. Этнические стереотипы складываются всегда в некотором социальном контексте, и, когда они приобретают стойкую форму предубеждения, то есть стандартно негативно окрашенного эмоционального образования, они легко могут быть использованы в качестве орудия национальной розни. Социальнопсихологический анализ формирования этнических стереотипов, объясняющий механизм их возникновения в ситуациях межэтнического общения, может внести определенный вклад в борьбу с такими негативными явлениями.

Результатом идеологической интерпретации является этносоциальная стратификация (иерархическая соотнесенность этносов). Социальная позиция этноса во многом определяется уровнем его социально-экономического развития.

Социальная позиция этноса на макроуровне нередко получает свое отражение и в малых группах, при непосредственном контакте людей.

Причина, по которой представитель того или иного этноса может автоматически занять определенную позицию в группе этнические стереотипы, в основе которые в свою очередь лежат установки.

Исследования Д.Н. Узнадзе показали, что установка является неосознаваемым образованием, состоянием, которое предшествует той или иной деятельности и определяет его осуществление. В то же время отмечается, что установка становиться «фактором, направляющим и определяющим содержание нашего сознания» [5, с. 91].

Функция установки, ее эффекты и содержание раскрываются при изучении ее роли в регуляции деятельности. Основные функции установки в деятельности:

  • установка определяет устойчивый, последовательный, целенаправленный характер протекания деятельности, выступает как механизм ее стабилизации, позволяющий сохранить ее направленность в непрерывно изменяющихся ситуациях;
  • установка освобождает субъекта от необходимости принимать решения и произвольно контролировать протекание деятельности в стандартных, ранее встречающихся ситуациях;
  • установка может выступить и в качестве фактора, обуславливающего приспособление субъекта к новым ситуациям.

Содержание установки зависит от места объективного фактора, вызывающего эту установку в структуре деятельности. В зависимости от того, на какой объективный фактор деятельности направлена установка (мотив, цель, условие деятельности), выделяются три иерархических уровня регуляции деятельности – уровни смысловых, целевых и операциональных установок.

Смысловая установка выражает проявляющиеся в деятельности личности отношение ее к тем объектам, которые имеют личностный смысл. По происхождению смысловые установки личности производны от социальных. Смысловые установки содержат:

  1. информационный компонент (взгляды человека на мир и образ того, к чему человек стремится);
  2. эмоционально-оценочный компонент (антипатии и симпатии по отношению к значимым объектам);
  3. поведенческий компонент (готовность действовать по отношению к объекту, имеющему личностный смысл).

Еникеев М.И. указывает на два вида установки – общая и дифференцированная (фиксированная). Общая установка возникает в отношении больших классов явлений; дифференцированная – по отношению к индивидуализированным объектам.

Установка включает в себя «поведенческую программу»«готовность к реагированию», то есть обладает ярко выраженной регулятивной функцией.

Как уже указывалось, установка является механизмом формирования стереотипа.

Стереотип есть «сокращенное», упрощенное и ценностно окрашенное представление о действительности, функционирующее в общественном сознании. Возникает в сознании члена определенной социальной группы как результат многократно повторяемой связи символов с категорией явления. Явление стереотипизации – характерная особенность переработки личностью внешнего воздействия. Она тесно связана со стремлением человека «рассортировать» полученную им информацию, «разложить ее по полочкам» в сознании. Естественно, что для подобной сортировки необходимы определенные критерии. На уровне обыденного сознания подобными критериями становятся наиболее характерные, броские, «лежащие» на поверхности черты объекта, явления. Национальная принадлежность часто становится таковым критерием [1, с. 293-294].

Специалисты знают, что стереотипы – преимущественно неточные образы реальности: они могут быть основаны на «ошибке», на привычке принимать предвзятость за истину. Стереотип однозначен, он делит мир лишь на две категории: «знакомое» и «незнакомое»«Знакомое» становится синонимом «хорошего», а «незнакомое» синонимом «плохого».

Национальный (этнический) стереотип – схематизированный образ представителя какой-либо этнической общности, являющийся обычно прощенным, иногда односторонним или неточным (искаженным) знанием о психологических особенностях и поведении людей другой национальности [1, с. 315].

В основе национального стереотипа часто лежат предубеждения, сформировавшиеся на базе ограниченной информации об отдельных представителях какойлибо нации или народа. Исходя из них, люди могут делать предвзятые выводы и неверно вести себя по отношению к представителям данной национальной общности.

В.Г. Крысько приводит пример не всегда верных национальных стереотипов, выявленных в ходе специального исследования: «Русский – добрый, трудолюбивый, патриот, безалаберный. Украинец – веселый, трудолюбивый, хитрый, скупой, гостеприимный. Татарин – хитрый, злой, скрытый, жестокий, националист» [1, с. 316].

Очевидным является воздействие стереотипов не на межэтнические отношения как разновидность социальных отношений, а на межличностные отношения представителей различных этнических групп и в конечном счете на их совместную деятельность в малых группах и коллективах. В этих условиях многие стереотипы при перенесении на конкретных партнеров по совместной деятельности оказывают на нее негативное влияние. Также и разрушение негативного стереотипа может в определенной мере «улучшить» отношение к конкретному представителю другой группы у его партнеров по совместной деятельности. Однако такие локальные изменения стереотипов не определяют изменения характера межэтнических отношений общества в целом.

При анализе межнациональных отношений выделяются крайние проявления – этнофилия и этнофобия.

Проблему этнических факторов позиции человека в коллективе можно рассматривать через понятие «межэтническое взаимодействие».

А.Д. Карнышев определяет межэтническое взаимодействие как «разнообразные контакты между этносами, ведущие к изменению индивидуальных и социальных характеристик каждой из взаимодействующих этнических групп и отдельных представителей, а также к интеграции их определенных качеств и свойств» [1, с. 121].

Можно выделить три основных вида этнического взаимодействия:

  1. воздействие, то есть преимущественно одностороннее, однонаправленное влияние одной общности на другую (другие), когда один этнос является активным, доминирующим, другой же – инертным, пассивным по отношению к данному воздействию (конкретным проявлением могут быть принуждение, манипулирование);
  2. содействие, когда два или несколько этносов на равноправных началах оказывают помощь, поддержку друг другу, достигают единства в делах и намерениях; высшей формой содействия выступает сотрудничество;
  3. противодействие, то есть препятствие действиям, противоречие в позициях, блокирование усилий другого этноса или создание ему помех, а также активное противостояние, вплоть до военных действий; для того, чтобы противоречить, препятствовать, в ступать в столкновение с кем-то, нужно обязательно иметь и определенные качества, проявлять энергичность и боевитость [1, с. 121].

Вероятность противодействия возрастает в тех случаях, когда этнос или его представители встречаются с чем-то новым, необычным, нетрадиционным, в частности, с непривычным складом мышления, иными нравами и порядками, альтернативными взглядами.

Каждый из перечисленных типов воздействия не «одномерен», а имеет широкий спектр проявлений. Например, воздействие может варьироваться от жестокотиранического до мягкого.

В рамках данной работы мы не рассматриваем проблему влияния этноса на этнос. Но школьный коллектив является частью общества в целом, поэтому мы будем наблюдать в нем такой характер межэтнического взаимодействия, который имеет место в обществе.

Отношения реализуются благодаря ролям, которые закреплены за определенными социальными позициями. Этническая роль определяется как социальная роль представителей национальных общностей, способы поведения их поведения в соответствии с их позицией в системе межэтнических отношений. Этнические роли выполняются как на межличностном, так и индивидуальном уровне, в зависимости от конкретной социальной системы связей и отношений. Также имеет значение, в каком окружении осуществляет свои функции индивид: в своей, родной или чужой этнокультурной среде.

Реализация этнических ролей может принимать открытую или латентную форму. В последнем случае этнические роли не проявляются в данной конкретной ситуации. Выполнение этнических ролей индивидом во многом зависит от статуса данной этнической группы в обществе. Если в многонациональном государстве преобладают негативные характеристики, заниженные оценки данного этноса, его статуса, индивид, как правило, либо не стремится к активному выполнению этнических ролей, либо заботится о повышении их статусной значимости.

Принятие позитивных положительных оценок этнических ролей способствует повышению значимости индивида в глазах окружающих. Выполнение этнических ролей зависит от их значимости для индивида, а также оценок и ожиданий окружающих, в той мере, насколько индивид ориентируется в их мнении. Осуществление этнических ролей тесно связано с процессом этнической идентификации.

Выполнение этнических ролей может сопровождаться ролевой напряженностью, возникновением ролевого конфликта, когда индивид сталкивается с требованиями людей, выполняющих другие роли, к мнению которых он вынужден прислушиваться в возникшей ситуации. Содержание и функции этнических ролей обусловлены как этническими, так и социальными факторами.

Данность существования различных этнических групп и наций определила формирование этики национальных отношений – совокупности норм и правил внутри и межнациональных отношений, способствующих нормальному функционированию различных связей между представителями этнических общностей и групп.

В настоящее время сложились определенные представления о содержании такой этики, основные требования в которой сводятся к следующему:

  1. есть народы большие и малые по численности, находящиеся на разных уровнях культурно-исторического и этнического развития, но нет народов больших и малых по духовно-нравственному потенциалу, по их способности к дальнейшему развитию и совершенствованию. Национальная личная автономия индивида является важным моментом обнаружения им своей общественной сущности, а уважение национальных чувств и традиций – конкретным выражением человеческого достоинства;
  2. моральной оценке и суду подлежат не народ или нация, а отдельный индивид независимо от своей национальной принадлежностиУсловием такой оценки может быть только личная автономия индивида, которую он впервые обретает в рамках существования нации

Этика национальных отношений морально осуждает любые формы национальной дискриминации, ненависти и розни, национальное или расовое превосходство, утверждение исключительности или, наоборот, ощущение этнической неполноценности.

Многонациональный коллектив, обладая всеми характеристиками развитой группы, требует в то же время особого внимания в плане регулирования существующих в нем взаимоотношений между представителями различных этнических общностей.

Многонациональные коллективы отличаются от однонациональных групп своей социальной организацией.

В межнациональном коллективе наблюдается большое разнообразие форм межличностных отношений, основанных на национальной принадлежности, культурной специфике, своеобразии языка, обычаев, традиций.

В.Г. Крысько указывает на то, что сложности, возникающие в многонациональном коллективе, часто являются инспирированием извне межнациональных трений.

Казахстан является полиэтническим государством. На его территории в довольно выраженной степени представлены такие национальности как казахи, русские, украинцы, узбеки, немцы, татары, уйгуры, белорусы, корейцы, азербайджанцы и др.

Ознакомимся с социально психологическими характеристиками представителей данных национальностей.

Исконными жителями казахстанской земли являются казахи. За многовековую историю у них сложились свои передававшиеся из поколения в поколение обычаи, нравы, традиции.

Воспитываются казахи с детства в строгих правилах. По складу национального характера казахи свободолюбивы, общительны, храбры, верны слову, гостеприимны.

Большинство казахов легко сходятся в общении и взаимодействии с другими людьми, умеют находить друзей среди представителей разных народов. Однако, если в коллективе сложилась неблагоприятная обстановка, казахи тяжело переживают нанесенные обиды и долго не прощают их.

В.Г. Крысько отмечает, что в социально-психологическом облике южных и западных казахов существуют определенные различия. До сих пор имеет место деление казахов на так называемую белую и черную кость.

К национально-психологическим особенностям узбеков относят решительность, обдуманность, терпеливость, чуткость к оценкам окружающих, почитание старших. Исследования обнаруживают такие национальные качества как отзывчивость, доброжелательность, особенно в начальный период нахождения в многонациональном коллективе. Русские, украинцы и белорусы в подавляющем большинстве проживают в пределах своих исторически сложившихся этнических территорий, но и в других государствах они расселены достаточно широко.

Представители русской национальности достаточно легко адаптируются к окружающему образу жизни, быстро привыкают к новым условиям, не проявляют особенного пристрастия к национальному питанию, одежде.

В качестве негативных характеристик указываются встречающиеся расхлябанность, безответственность, халатность.

Украинцам присущи трудолюбие, интерес к выполняемому делу, умение показать себя и свою работу. В деловом отношении они расчетливы, напористы. Украинцы подвижны и жизнерадостны, хотя в общении с новыми людьми могут оказаться замкнутыми. В большинстве своем отличаются старательностью, добросовестностью.

В достаточной степени в нашей стране представлена татарская народность. Ее отличает сильная приверженность к национальной культуре, традициям, быту. Как правило, это люди гордые, обладающие высокоразвитым и ярко выраженным чувством национального самосознания и собственного достоинства, в проявлении которого, тем не менее, иногда присутствуют как самоуверенность, так и самолюбование. В профессиональной деятельности татары всегда настойчивы, сметливы, проявляют завидную старательность.

На территории Казахстана многие годы проживали представители немецкого этноса. Аккуратность, практичность, добросовестность, предусмотрительность, точность – это лучшие национальные качества немцев. Немцы привержены системе, педантично пристрастны к внешнему порядку. Приветливость и доброжелательность немцев скорее внешняя. Проживая в других странах немцы выгодно отличаются от других народов своим прилежанием, чистоплотностью, бережливостью.

Среди представителей кавказских национальностей в Казахстане особенно преобладают армяне, азербайджанцы, грузины, осетины, чеченцы. К их общим характеристикам можно отнести: высокоразвитое, обостренное чувство национальной гордости, самолюбия и самоуважения, большую приверженность национальным традициям и привычкам, способствующим поддержанию родовой сплоченности и ответственности. У них преобладает преимущественно холерический и сангвинический тип темперамента, взрывная эмоциональность.

Таким образом, на земле практически не осталось мест, где проживали бы представители только одного этноса, поэтому вопрос о национальных отношениях встает очень остро. Многонациональный коллектив требует особого внимания в плане регулирования существующих в нем взаимоотношений между представителями различных этнических общностей. Причина, по которой представитель того или иного этноса может автоматически занять определенную позицию в группе этнические стереотипы, в основе которые в свою очередь лежат установки. Национальный (этнический) стереотип – схематизированный образ представителя какой-либо этнической общности, являющийся обычно прощенным, иногда односторонним или неточным (искаженным) знанием о психологических особенностях и поведении людей другой национальности. В основе национального стереотипа часто лежат предубеждения, сформировавшиеся на базе ограниченной информации об отдельных представителях какой-либо нации или народа. Очевидным является воздействие стереотипов не на межэтнические отношения как разновидность социальных отношений, а на межличностные отношения представителей различных этнических групп и в конечном счете на их совместную деятельность в малых группах и коллективах.

 

ЛИТЕРАТУРА
  1. Казахстан сделал полиэтничность своим конкурентным преимуществом // Международное информационное агентство.05 Сентября 2014 // http: // www. inform.kz/ rus /article/ 2701920
  2. Чернявская Ю. Народная культура и национальные традиции // http: // www. gumer. info/ bibliotek_ Buks/ Culture/ Chern/ 04.php
  3. Итоги национальной переписи населения Республики Казахстан 2009 года // http: // www.stat.kz/p_perepis/Pages/default.aspx
  4. Шаукенова З.К. Институционализация казахстанской социологии // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2010. № 6(100). С. 151-155.
  5. Этнопедагогика / Л.Н. Бережнова, И.Л. Набок, В.И. Щеглов. М., 2007.

Разделы знаний

Архитектура

Научные статьи по Архитектуре

Биология

Научные статьи по биологии 

Военное дело

Научные статьи по военному делу

Востоковедение

Научные статьи по востоковедению

География

Научные статьи по географии

Журналистика

Научные статьи по журналистике

Инженерное дело

Научные статьи по инженерному делу

Информатика

Научные статьи по информатике

История

Научные статьи по истории, историографии, источниковедению, международным отношениям и пр.

Культурология

Научные статьи по культурологии

Литература

Литература. Литературоведение. Анализ произведений русской, казахской и зарубежной литературы. В данном разделе вы можете найти анализ рассказов Мухтара Ауэзова, описание творческой деятельности Уильяма Шекспира, анализ взглядов исследователей детского фольклора.  

Математика

Научные статьи о математике

Медицина

Научные статьи о медицине Казахстана

Международные отношения

Научные статьи посвященные международным отношениям

Педагогика

Научные статьи по педагогике, воспитанию, образованию

Политика

Научные статьи посвященные политике

Политология

Научные статьи по дисциплине Политология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Психология

В разделе "Психология" вы найдете публикации, статьи и доклады по научной и практической психологии, опубликованные в научных журналах и сборниках статей Казахстана. В своих работах авторы делают обзоры теорий различных психологических направлений и школ, описывают результаты исследований, приводят примеры методик и техник диагностики, а также дают свои рекомендации в различных вопросах психологии человека. Этот раздел подойдет для тех, кто интересуется последними исследованиями в области научной психологии. Здесь вы найдете материалы по психологии личности, психологии разивития, социальной и возрастной психологии и другим отраслям психологии.  

Религиоведение

Научные статьи по дисциплине Религиоведение опубликованные в Казахстанских научных журналах

Сельское хозяйство

Научные статьи по дисциплине Сельское хозяйство опубликованные в Казахстанских научных журналах

Социология

Научные статьи по дисциплине Социология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Технические науки

Научные статьи по техническим наукам опубликованные в Казахстанских научных журналах

Физика

Научные статьи по дисциплине Физика опубликованные в Казахстанских научных журналах

Физическая культура

Научные статьи по дисциплине Физическая культура опубликованные в Казахстанских научных журналах

Филология

Научные статьи по дисциплине Филология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Философия

Научные статьи по дисциплине Философия опубликованные в Казахстанских научных журналах

Химия

Научные статьи по дисциплине Химия опубликованные в Казахстанских научных журналах

Экология

Данный раздел посвящен экологии человека. Здесь вы найдете статьи и доклады об экологических проблемах в Казахстане, охране природы и защите окружающей среды, опубликованные в научных журналах и сборниках статей Казахстана. Авторы рассматривают такие вопросы экологии, как последствия испытаний на Чернобыльском и Семипалатинском полигонах, "зеленая экономика", экологическая безопасность продуктов питания, питьевая вода и природные ресурсы Казахстана. Раздел будет полезен тем, кто интересуется современным состоянием экологии Казахстана, а также последними разработками ученых в данном направлении науки.  

Экономика

Научные статьи по экономике, менеджменту, маркетингу, бухгалтерскому учету, аудиту, оценке недвижимости и пр.

Этнология

Научные статьи по Этнологии опубликованные в Казахстане

Юриспруденция

Раздел посвящен государству и праву, юридической науке, современным проблемам международного права, обзору действующих законов Республики Казахстан Здесь опубликованы статьи из научных журналов и сборников по следующим темам: международное право, государственное право, уголовное право, гражданское право, а также основные тенденции развития национальной правовой системы.