Одной из наиболее животрепещущих проблем современности является проблема религиозного составляющего человеческого бытия, которая с точки зрения юридического мировоззрения и реализующей его юридической науки формулируется как проблема о создании светского государства. В данной статье автор рассматривает вопрос конституционализма и некоторые проблемы обеспечения светскости казахстанского государства.
Конституционализм как достигнутый мировой цивилизацией самый наивысший наличный уровень духовного освоения и практической реализации конституционно-правовых идей, принципов, прав и свобод человека, всегда находится в поле пристального внимания и систематического непрерывного исследования науки юриспруденции. Хотя в разные периоды человеческой истории на авансцену правового исследования выдвигаются те или иные вопросы или блок проблем конституционализма как самые актуальные и особо острые.
Одной из наиболее животрепещущих проблем современности является проблема религиозного составляющего человеческого бытия, которая с точки зрения юридического мировоззрения и реализующей его юридической науки формулируется как проблема о создании светского государства.
В казахстанской юридической литературе господствует мнение, согласно которому главным признаком светского государства отличающего его от иных «несветских» (то есть от религиозных) государств является принцип отделения государства от религии, государственных органов от религиозных объединений, системы образования и воспитания от религии и религиозных объединений (за исключением духовных (религиозных) организации образования).
Однако, наши исследования показывают, что не совсем правильно и корректно рассматривать «светское» как противоположное и антипод «религиозного». Представление их как взаимоисключающих и не терпящих друг друга явлений, между которыми лежит непреодолимая пропасть - не соответствует действительности и вводит нас в заблуждение.
Истинное значение понятие «светское» или «светскость» - терпимость, толерантность, вели-кодушность, миролюбие. Причем, терпимость и толерантность, основанные на истине и истинном знании. Поэтому любая истинная религиозность, то есть религиозность основанная на истинной вере, (а не псевдорелигиозность и не лжерелигиозность, основанные на ложной вере или извращенно-искаженной вере) не отделима от светскости и от светского.
Религиозность является внешней формой и внешним проявлением веры, а светскость (терпимость, толерантность) неотъемлемой составной частью религиозности. Истинная религиозность всегда включает в себе истинную светскость как свой необходимый компонент, как свою неотъемлемую структуру и часть. Точно так же, истинная светскость не отделена от истинной религиозности, не отвергает ее и не чужда ей, а наоборот гармонично сосуществует с нею и мирно уживается.
Как в массовом общественном сознании, так и в специальной научной литературе, не всегда четко различают светскость светского государства от способов и форм обеспечения этой светскости светского государства. В настоящее время ни с кем не оспаривается тот факт, что светским государством считает себя любое государство, которое законодательно закрепляет право человека на свободу совести и религию и руководствуется принципом обеспечения мира и согласия в межрелигиозных отношениях, терпимости и толерантности в межконфессиональных связях. Но другое дело, что формы и способы реализации данного принципа светскости государства могут быть разнообразными, не совпадающими друг с другом, а иногда внешне противоположными, противоречивыми и даже «несовместимыми». Но, исходя из внешних форм и способов обеспечения светскости государства, нельзя отказывать тем или иным из них в статусе «светского государства», что нередко практикуется как на уровне политико-правовых дискуссии, так и на уровне научных разработок и классификации государственных систем.
В мировой практике имеются множество форм и способов обеспечения светского характера государства. Несмотря на это их можно сгруппировать и выделить три основные формы или способы, посредством которых те или иные государства приобретают и обеспечивают себе статус «светского государства». Исходя из этого можно дать общую классификацию светских государств, где они подразделяются на три основные группы:
- Светские государства, где светскость государства обеспечивается путем официального законодательного закрепления веры в существования Бога и определенной государственной религии. Такой способ обеспечения светскости государственной и общественной жизни избраны подавляющим большинством государств мира. К их числу относятся такие ведущие государства мира как США, страны ЕС, мусульманские страны Азии и Африки, страны Латинской Америки и т. д. В них единственной первопричиной и конечной основой справедливости, права, правового порядка, закона и законной власти, государства и государственной власти признается воля Бога.
- Светские государства, где светскость государства обеспечивается путем официального закрепления веры в несуществования Бога (вера в неверие Бога) и объявления какой-либо религиозной идеологии (атеизм) или атеистического религиозного учения государственной идеологией или государственной религией. Это в основном государства с коммунистическим режимом и некоторые государства Восточной Азии. В них первопричиной справедливости, права, правового порядка, всякой власти, в том числе и государственной, объявляется естественная природа и воля человека и человек признается венцом эволюции и естественного отбора, и единственным сознательным существом в природе и во Вселенной.
- Светские государства, где его светскость устанавливается путем законодательного закрепления веры в права и свободы человека, в справедливость, идеалам мира и согласия. При этом вопрос о том, кто или что является источником этих ценностей (воля Бога или человека) официально не закрепляется и решение этого вопроса считается не государственным, а частным делом каждого человека и его совести. Одним из таких государств является Республика Казахстан.
В литературе очень часто употребляется термины «религиозное государство» и «не религиозное государство». Реальное значение этих терминов состоит в том, что термин «религиозное государство» означает наличие в данном государстве официальной государственной религии. А термин «не религиозное государство» означает, что в данном государстве нет официальной государственной религии. И все. Кроме этого данные термины ничего другого не отражают.
Термин «не религиозное государство» не означает, что это государство выступает против религии или оно стоит вне религии, или оно без религии и в нем нет никаких религии. В мире нет государств выступающих против веры и религии вообще, если есть такие государства, то они на самом деле выступают лишь против какой-то определенной веры и определенной религии, а не против любой веры и религии.
Точно так же в мире нет государств, в которых нет вероучений и религии, и нет государств, которые стоят вне религии. То есть, в мире нет не религиозного государства, государства, которое бы было против религии, без религии и вне религии.
Другое дело, отношение государственной власти и ее органов, существующих в том или ином государстве к той или иной вере и исповедующих ее вероучениям и религиям.
Государственная власть и ее органы, существующие в тех или иных государствах мира, по-разному относятся к вере и религиям, распространенным на их территориях. И именно это отношение государственной власти и ее органов к существующим на территории данного государства религиям имеют очень большое значение при классификации государств мира по религиозному признаку и при религиозной их идентификации.
В мире нет государств, выступающих против всякой веры и любой религии, отвергающее все и вся религиозное, точно так же нет государств без религии, то есть государств, на территории которых не было бы никакой веры, и никакой религии и нет государств, стоящих вне всякой веры, религии и религиозности.
Лозунг отделения государства от религии, светского образования от религиозного (школы от церкви) использовали в свое время большевики в России для того, чтобы заменить веру в существование Бога, верою в несуществования Бога. В связи с чем, существовавшая в Российской империи государственная религия - православное христианство, и существовавшая на этой основе государственная идеология были заменены другой государственной верой - верой в несуществование никакого Бога, и проповедующим эту веру государственным вероученьем - атеизмом и государственной культово-религиозной идеологией - марксизмом-ленинизмом и коммунизмом.
В массовом сознании обществ постсоветских государств до сих пор укоренилось мнение о том, что советская власть опровергла всякую веру в религию и ввела вместо религии научное мировоззрение - атеизм. Ничего подобного. Советская власть низвергла государственную защиту веры в существование Бога, установившаяся в Российской империи и упразднила государственный статус христианско-православной религии, исповедующую данную веру. Вместо этого Советская власть ввела другую веру - веру в несуществование никакого Бога и другое вероученье исповедующую эту веру - вероучение атеизма и возвела эту веру и это вероучение в ранг государственной веры и государственного вероучения, оценив атеизм как единственно-верное научное мировоззрение. Одновременно Советская власть сотворила на базе данной веры и вероучения новую государственную религиозно-культовую идеологию, назвав ее марксистско-ленинской (а иногда марксистско- сталинской и ленинской), создавая и поддерживая культ вполне реальных людей, обожествляя их и превращая их в божества, а их идеи и мнения в абсолютные истины.
Таким образом, Советская власть не была против всякой веры и против всякой религии. Она была против веры в существование Бога и против религии, исповедующие данную веру. Она упразднила государственную поддержку данной веры, существовавшей в России и вместо одной веры ввела другую веру (веру в атеизм, веру в несуществование Бога), обеспечила ей поддержку со стороны государственной власти и ввела вместо старой государственной религии (православное христианство) новую государственную религиозно-культовую идеологию - коммунизм и марксизм-ленинизм. Данная культово-религиозная идеология, основанная на атеистической вере служила в роли новоиспеченной религии, поддерживаемой государственной властью. Тем самым Советская власть заменила одну веру другой, а одну религию другой религиозно-культовой идеологией. При этом Советская власть использовала лозунг отделения государства от религии и отделения церкви от школы. И это создало иллюзию того, что Советская власть борется против всякой веры и против всякой религии, что она враг любой веры и любой религии. Одновременно создалось ложное мнение о том, что главным средством установления светскости в государстве и утверждения светского государства является отделение от государства религии и религиозных организации, отделения светского образования от религиозного.
И все эти ложные представления привели к созданию общего ошибочного мнения о том, что религиозное и светское являются антиподами и что они противоположности друг друга, и потому несовместимы друг с другом.
В настоящее время в мире нет не светских государств - государств не придерживающегося принципа межрелигиозного мира и согласия и межконфессиональной терпимости и толерантности, государств законодательно не закрепившего права человека на свободу совести и религии или отвергающее данное право.
В мире нет государств, на территории которых не существовала бы ни одна вера или ни одна религия. В мире нет государств, которые бы ставили цель и борются за искоренение из территории своего государства любой веры и любой религии и борются за установление государства чистого от всякой веры и от всякой религии, государства без веры и религии. В мире нет государств без религии, стоящих вне религии и борющих против религии. В этом смысле в мире нет нерелигиозных государств, государств не связанных с религией.
В настоящее время в любом государстве мира существует та или иная вера и соответствующие ей религии, религиозные идеологии и учения. И в этом смысле в мире нет государств без религии, «нерелигиозных» государств. Все государства мира имеют на своей территории ту или иную веру или религию, связаны определенным образом с теми или иными верованиями и религиями. И поэтому не бывает государств не связанных с религией, полностью свободных от религии и в этом смысле не бывает «нерелигиозных» государств. Все государства мира связаны с религией и религиозны, но религиозны каждый по-своему. Поэтому речь может идти лишь об определении степени религиозности того или иного государства.
Но каждое государство является не только религиозным, но и одновременно светским. Точно так же как у каждого государства своя степень религиозности, так и у каждого из них своя степень светскости. Религиозность и светскость - это две неразрывные стороны любого демократического и правового государства мира. Не бывает светскости без религиозности, так как если не было бы религиозного, то не было бы необходимости в светском, точно так же не бывает религиозности без светскости, поскольку истинная религиозность изначально предполагает терпение, толерантность, миролюбие.
В науке принято считать, что определение степени религиозности и светскости государства в первую очередь связано с определением религиозности государственной власти и системы ее органов. При этом, особое внимание уделяется тому, признает ли государственная власть данного государства ту или иную религию государственной или не устанавливает таковой религии.
Несмотря на очевидную эффективность и результативность применения такого критерия определения степени религиозности государств, как мы уже отмечали ранее, данный критерий может служить лишь одним из познавательных способов изучения религиозной характеристики государств. Поскольку данный критерий хотя и обращает внимание на лежащий на поверхности признак религиозности государства (наличие или отсутствие государственной религии), абсолютизирует данный признак, считая его одним из главных в религиозной характеристике государств, тем самым заслоняя изучение других, не менее важных аспектов религиозной идентификации государств.
Причем, абсолютизация указанного критерия дает повод многим исследователям объявлять государства, где имеются государственные религии - религиозными государствами, а те государства, где нет государственных религии, причислять к светским государствам. Такие утверждения не соответствуют реальности и искажают положения дел, связанного с объективной оценкой религиозной ситуации в той или иной стране, не говоря уже о том, что такие утверждения мешают определению объективной степени религиозности того или иного общества и государства. Так как внедряют в сознание людей ложную мысль о том, что светское - это противоположное религиозному и что эти явления антиподы друг другу. На самом деле эти явления являются неразрывными проявлениями, частями или сторонами любого демократического общества и правового государства. Несовместимыми антиподами являются истинно религиозное лжерелигиозному или псевдорелигиозному, истинно светское лжесветскому и псевдосветскому. Точно так же несовместимыми являются истинно религиозное лжесветскому и наоборот - истинное светское лжерелигиозному.