В человеке заложено два начала: материальное и духовное. Как сказал Сент-Экзюпери: «Один лишь Дух, коснувшись глины, творит из нее Человека». Действительно, душа - это то, что отличает человека от животного. Только человеку свойственно проявлять добро, милосердие, понимание, терпение, сочувствие по отношению к ближнему. По-другому все эти качества можно назвать одним словом - «Человечность».
Но, к сожалению, природа людей такова, что далеко не у каждого духовное стоит на первом месте. Человеческая безнравственность проявляется в приземленности, меркантильности, низкой культуре. Зачастую в погоне за всевозможными материальными благами мы забываем о высших человеческих ценностях и идеалах. Развитие лишь материального мира губительно для человека. Без духовности человек становится черствым, циничным, неспособным к сочувствию и состраданию. Его собственные интересы становятся превыше всего на свете, таким образом, отсутствие духовного начала подкармливает человеческий эгоизм. Возрастает и агрессивность, жестокость личности. Ради личной выгоды подобные люди готовы пойти на многие тяжелые преступления, даже на убийство.
Такая личность совершенно не готова к жертвенности и подвигам. Потеря духовности - это потеря духа, души. Отказываясь от высших ценностей, люди перестают глубоко чувствовать себя и окружающий мир. Они нередко утрачивают способности к созиданию, сотворению чего-то нового. Потребительство становится основной их прерогативой. Бездуховный человек не способен на истинную любовь, веру. Кроме того, ему практически невозможно отыскать свой путь в этом мире и ощущать счастье от каждого мгновения жизни. Следовательно, такая личность не может стать истинно счастливой.
Наша душа хранит в себе немало тайн, раскрыть которые человечество пытается с момента своего появления. Подобным занимались и занимаются философы, психологи, не составляют исключение в этом списке и литераторы. Человеческая душа всегда являлась объектом литературы. Многие великие творцы вдохновлялись либо ее светлыми сторонами, либо низкими ее качествами, достойными только порицания и высмеивания. Зачастую бездуховные образы диктовала эпоха, в которой жил писатель или поэт. Ибо обществу, к сожалению, свойственно переживать нравственный упадок. Вся эта бездуховность вокруг не могла не задевать сердца людей творческих, в частности писателей. Поэтому нередко мы можем найти в главных героях литературных произведений людей далеко не с самыми высокими моральными принципами. Людей, готовых достичь своей цели любой ценой. Такие герои, как правило, не питают возвышенных чувств, им свойственны корыстолюбие, алчность. Не чуждо им и легкомыслие. К примеру, таковы главные герои трагедии У.Шекспира «Макбет» и повести Н.С.Лескова «Леди Макбет Мценского уезда».
В центре трагедии У.Шекспира - превращение Человека в жалкого убийцу из-за угла совершающего свои преступления в угоду личным интересам. Такой трансформации поддается главный герой трагедии - шотландский полководец Макбет. В произведении он из доблестного и прославленного героя превращается в ненавистного всем злодея, то есть его душа переживает нравственное падение. Здесь Шекспир анализирует человеческую природу. Он подтверждает, что в человеке, как было сказано в начале, заложено два начала. При этом они находятся в бесконечной борьбе за овладение человеческой души.
О наличии светлого в человеке автор показывает через образ Макбета в начале пьесы. В самой завязке сюжета он доблестный и храбрый воин, обладающий высокими моральными принципами. Он борется за свое королевство, за свободу своего народа, за своего короля. Но тут же на его пути попадаются три ведьмы, которые предсказывают ему его будущее: он станет королем Шотландии. Сам Макбет безоговорочно верит в данное предсказание. И он принимает его за цель, осуществить которую необходимо во что бы то ни стало. Здесь эти три ведьмы являются прообразами того темного, что живет в душе человека. И вера в обещанное ведьмами будущее является показателем того, что темная сторона полностью поработила его душу. Здесь в Макбете просыпается индивидуалист, ставящий свои интересы превыше всех остальных. Теперь, чтобы достичь трона он идет на тяжкие преступления, тем самым, потеряв свое человеческое или духовное начало. Однако стоит отметить, что все преступления Макбета нередко совершаются с подачи его жены - Леди Макбет.
Леди Макбет представляет собой воплощение крайнего эгоизма, олицетворение той плохой стороны человеческой целеустремленности. Она не знает ни сомнений, ни колебаний перед своей целью. Понимает она это, лишь утрачивая разум, в безумии, когда видит кровавые пятна на руках, которые смыть ничто не в силах. Ее уже трудно назвать женщиной. В своем монологе перед убийством короля Дункана она призывает «невидимых гениев убийства», и просит их, чтобы в ней умерла женщина и небо не могло сказать: «Остановись!».
Она и Макбет - это действительно друг друга достойная пара. Но если еще самому Макбету свойственны периодические просветления души, то леди Макбет уже не способна к каким бы то ни было проявлениям человечности. И потому она не способна разумом постичь, что совершенные ею (или по ее наущению) преступления - грех. Раскаяние ей чуждо. В доказательство этому могут послужить мысли героя перед первым преступлением.
Да, Макбет мечтает о троне, но мысль об открывающем к нему путь убийстве великодушного Дункана внушает ему омерзение и страх. Он стыдится покушаться на осыпавшего его милостями короля и боится возмездия за столь неслыханное злодеяние. Того же нельзя сказать о его жене. Она считает подобное «просветление» лишь недостатком и упрекает Макбета в трусости.