Древняя Греция (Эллада) - общее название территории древнегреческих государств на юге Балканского полуострова, островах Эгейского моря, побережье Фракии, по западной береговой полосе материка Азии. Этнический состав Греции в III тысячелетии до н. э. пестр: пеласги, лелеги и другие, которых оттеснили и ассимилировали протогреческие племена ахейцы, ионийцы. Первые государства ахейцев (Кнос, Фест, Микены, Тиринф, Пилос и др.) образовались в начале II тысячелетия, в эпоху бронзы. Вторжение дорийцев (ок. 1200 г. до н. э.) повлекло распад государств и оживление родовых отношений.
Тем не менее, культура Древней Греции оставила огромный след в истории всех народов мира. В частности, благодаря своей сложной по структуре мифологии, отрывки из которой мы можем видеть в любой отрасли развития нашего современного общества. В картинах великих художников мы можем встретить яркие мифологические образы, модель правительства многих государств была построена по примеру правительства Древней Греции и пантеона богов, не говоря уже о многочисленных терминах, перенятых из их языка. И главной особенностью этого величайшего вклада стала мифология, ставшая каноном всех литературных произведений всех времен и народов.
Начиная со средней школы, в нашем образовании принято изучать произведения того времени. К наиболее значимым из них относятся такие произведения, как «Илиада» и «Одиссея» Гомера. Конечно же, нельзя не отметить замечательный сборник мифов Николая Куна «Мифы и легенды Древней Греции», который стал основой для наших познаний.
Но давайте рассмотрим более полную картину мифов, чтобы понять, каким образом именно эта мифология стала настолько популярной в наше время.
«Мифы и легенды Древней Греции» - сборник произведений, составленный Николаем Куном. Содержит такие произведения, как «Илиада» и «Одиссея» Гомера, «Метаморфозы» Овидия, «Прикованный Прометей» Эсхила и многие другие. Является обязательным материалом для изучения в средней школе. Цель изучения – развитие кругозора школьников относительно быта, культуры и уклада жизни общества Древней Греции.
Древнейшее состояние греческой мифологии известно из табличек эгейской культуры, записанных линейным письмом Б. Для этого периода характерна немногочисленность богов, многие из них именуются иносказательно, у ряда имѐн имеются женские аналоги (например, di-wi-o-jo — Diwijos, Зевс и женский аналог di-wi-o-ja). Уже в крито-микенский период известны Зевс, Афина, Дионис и ряд других, хотя их иерархия могла отличаться от позднейшей.
Мифология «тѐмных веков» (между упадком крито-микенской цивилизации и возникновением античной греческой цивилизации) известна только по позднейшим источникам.
Различные сюжеты древнегреческих мифов постоянно фигурируют в произведениях древнегреческих писателей; накануне эпохи эллинизма возникает традиция создавать на их основе собственные аллегорические мифы. В греческой драматургии обыгрываются и развиваются многие мифологические сюжеты. Крупнейшими источниками являются: