Другие статьи

Цель нашей работы - изучение аминокислотного и минерального состава травы чертополоха поникшего
2010

Слово «этика» произошло от греческого «ethos», что в переводе означает обычай, нрав. Нравы и обычаи наших предков и составляли их нравственность, общепринятые нормы поведения.
2010

Артериальная гипертензия (АГ) является важнейшей медико-социальной проблемой. У 30% взрослого населения развитых стран мира определяется повышенный уровень артериального давления (АД) и у 12-15 % - наблюдается стойкая артериальная гипертензия
2010

Целью нашего исследования явилось определение эффективности применения препарата «Гинолакт» для лечения ВД у беременных.
2010

Целью нашего исследования явилось изучение эффективности и безопасности препарата лазолван 30мг у амбулаторных больных с ХОБЛ.
2010

Деформирующий остеоартроз (ДОА) в настоящее время является наиболее распространенным дегенеративно-дистрофическим заболеванием суставов, которым страдают не менее 20% населения земного шара.
2010

Целью работы явилась оценка анальгетической эффективности препарата Кетанов (кеторолак трометамин), у хирургических больных в послеоперационном периоде и возможности уменьшения использования наркотических анальгетиков.
2010

Для более объективного подтверждения мембранно-стабилизирующего влияния карбамезапина и ламиктала нами оценивались перекисная и механическая стойкости эритроцитов у больных эпилепсией
2010

Нами было проведено клинико-нейропсихологическое обследование 250 больных с ХИСФ (работающих в фосфорном производстве Каратау-Жамбылской биогеохимической провинции)
2010


C использованием разработанных алгоритмов и моделей был произведен анализ ситуации в системе здравоохранения биогеохимической провинции. Рассчитаны интегрированные показатели здоровья
2010

Специфические особенности Каратау-Жамбылской биогеохимической провинции связаны с производством фосфорных минеральных удобрений.
2010

Наказание и его цели в мусульманском праве

В статье рассмотрены вопросы наказания по действующему классическому мусульманскому уголов­ному праву, представляющие интерес для научного исследования. Определено, что наказание — один из центральных институтов уголовного права, а проблема цели наказания является одной из сложных в уголовно-правовой науке. Значимость этой проблемы автором обоснована тем, что уголовное право реализует себя, прежде всего, угрозой и применением наказания, достижением целей его применения. Выделено, что в уголовном законодательстве мусульманских стран отсутствует обобщенное теорети­ческое определение наказания, не закреплены его цели; недостаточно разработано понятие наказания и его цели и в мусульманской доктрине права. На основе анализа и обобщения литературы в статье исследована проблема определения наказания, выявлены характерные для традиционного мусульман­ского права тенденции в определении его целей. 

Историческое развитие мусульманского уголовного права показывает его особенность: все ос­новные вопросы уголовного права связаны не с институтом преступления, а с институтом наказания. Современный законодатель в мусульманском мире, приступая к реформированию или кодификации уголовного права, отталкивается именно от вопросов наказания, системы и видов наказания. Наказа­ние в мусульманском уголовном праве — основа для построения особой классификации преступле­ний, и, следуя построению наказаний, исламские правоведы излагают основные вопросы уголовного права. Институт наказания помогает раскрыть социально-правовую сущность мусульманского уго­ловного права, его реальное действие, связь уголовного права с иными компонентами нормативного регулирования.

Классическая мусульманская концепция наказания, зародившаяся в Арабском халифате, заклю­чается в том, что преступник лишается физической возможности совершения последующих преступ­лений либо путем его уничтожения — смертной казни, либо путем членовредительных наказаний, в результате применения которых человек остается жив и свободен, но как преступник становится не опасен. Таким образом, наказание является одним из видов борьбы с преступностью как социаль­ным явлением.

Отсутствие в мусульманском праве единого общепризнанного определения наказания можно объяснить казуистичностью норм шариата и мусульманского права, где редко встречается обобщение правовых категорий. Мусульманским ученым-юристам очень трудно дать общее определение нака­зания, сложно найти общую основу для выработки общего понятия наказания. Общая доктринальная идея, объединяющая все виды наказания и правила их назначения, выявляется соотносительно с тре­мя категориями преступлений, известных мусульманскому праву. В каждой из них идея наказания и практика применения наказания, по сути, индивидуальны: одно и то же наказание может назначаться за разные виды преступлений и может иметь разную природу и разные источники.

В мусульманской уголовно-правовой доктрине существуют разные определения понятия нака­зания. Например, Ахмад Фатхи Бахнаси пишет, что наказание — это заранее установленное законом (а под законом он понимает все источники мусульманского права, включая Коран, Сунну, иджму и т.д.) воздаяние за нарушение указанных в нем запретов с целью предупреждения совершения престу­плений как со стороны осужденного, так и со стороны других лиц [1; 175].

Подобное определение наказания можно встретить у большинства арабских авторов. Али Абдель-Кадер Эль-Кахваджи отмечает, что наказание — это воздаяние, определяемое законом и на­значаемое судом и заключающееся в преднамеренном причинении боли лицу, признанному винов­ным в совершении преступления [2; 309, 310].

Ибрагим Килани полагает, что наказание — это возмездие или кара, которую приводят в испол­нение государственные органы за нарушение норм шариата, а преступление — это все неправильные действия, запрещенные Аллахом [3; 77].

По мнению сирийского юриста Мухаммеда Аль-Фаделя, наказание — это предусмотренная за­коном кара, применяемая от имени государства к лицу, вина которого установлена и которое заслу­жило наказание за совершение преступления, предусмотренного законом [4; 373].

Алжирский автор Исхак Ибрагим Мансур считает, что наказание — это кара, установленная за­коном и назначаемая судом лицу, признанному виновным в совершении преступления, и состоящая в причинении страданий этому лицу, в ограничении его прав и свобод [5; 129, 130].

Схожая позиция наблюдается у Джунди Абдель-Малека, который также считает, что наказание — это кара, налагаемая на преступника в интересах общества, боль, причиняемая преступнику за на­рушение предписания закона [6; 85].

Таким образом, можно отметить, что мусульманское традиционное уголовное право — сложное социальное явление, которое находится в тесной связи с религией ислама, но при этом не соединяет­ся с ней. Мусульманское уголовное право рассматривается как юридическое явление, которое отно­сится к правовой, а не религиозной системе. В связи с этим нормы мусульманского уголовного права отличаются от религиозных правил поведения обеспеченностью принудительной силой государства. Вместе с тем мусульманское право тесно взаимодействует с религиозными и моральными нормами, с обычаями в единой системе религиозно-нормативного регулирования. Сказанное позволяет заклю­чить, что наказание по мусульманскому уголовному праву, прежде всего, — явление сакральное. Оно результат божественного откровения, даровано людям Аллахом через его пророка Мухаммада.

Наказания, предписанные в Коране, нацелены на исправление через устрашение. Смертная казнь, членовредительство, плети — все это должно заставить грешника раскаяться и избежать тем самым кары в загробной жизни. Коранические наказания несут в себе также идею воздаяния, возмез­дия преступнику. Коранические наказания применяются в назидание другим, что достигается пуб­личным исполнением большинства наказаний. Наказание преступника — это не право государства, а его обязанность, прямо следующая из религиозных догматов. Особенно это проявляется примени­тельно к преступлениям категории «худдуд», где Коран запрещает прощение виновного, возлагая на судью обязанность применить наказание.

Наказание и по своей сути, и по своей цели связано с карой. Сущностью и содержанием наказа­ния в мусульманском праве выступает кара — земное возмездие, воздаяние за причиненное зло: по­терпевший и общество должны быть отмщены для восстановления нарушенной справедливости. Ка­ра (возмездие, воздаяние) как промежуточная цель наказания встречается у многих мусульманских авторов [1; 175, 2; 309, 310, 4; 67, 5; 129, 130].

По мнению некоторых авторов, кара создает необходимые условия для достижения других це­лей, и прежде всего для предупреждения преступлений. Джунди Абдель-Малек полагает, что «нака­зание неразрывно связано с идеей причинения преступнику боли, хотя она (боль) не является целью наказания. Боль причиняется преступнику только ради достижения конечной цели наказания — за­щиты общества и обеспечения охраны общественного порядка. Конечная цель наказания отличается от непосредственных целей, которые состоят в предупреждении рецидива (частная превенция) и в удержании других лиц от совершения преступления (общая превенция). Наказание должно сбалан­сировать достижение обеих этих целей, чтобы одна из них не была принесена в жертву ради дости­жения другой. В этом смысле частная превенция достигается путем устрашения преступника, его ис­правления или же исключения из общества, если он окажется неисправимым (здесь имеется в виду назначение наказания в виде смертной казни или пожизненного тюремного заключения), а общее предупреждение — путем устрашения» [6; 123, 124]. На наш взгляд, автор под «болью» подразумевает кару и рассматривает ее как средство достижения иных целей наказания.

Али Абдель-Кадер Эль-Кахваджи рассматривает цель наказания как воздаяние, определяемое законом и назначаемое судом, заключающееся в преднамеренном причинении боли лицу, виновному в совершении преступления. Боль (кара) не является ее самоцелью, а выступает как средство (проме­жуточная цель) для достижения других целей наказания. Основная цель наказанияэто борьба с преступностью. Она достигается с помощью более конкретных целей, таких как осуществление справедливости, общее и специальное предупреждение и исправление преступника. Среди всевоз­можных целей наказания он видит конечную цель наказания только в исправлении преступника, а все остальные цели вторичны по отношению к этой конечной цели [2; 309, 310].

По мнению Махмуда Наджиба Хусни, преступление представляет собой покушение на справедливость как на общепризнанную социальную ценность, с одной стороны, и посягательство на чувство справедливости у индивидов — с другой. Оба аспекта несправедливости, вызванных пре­ступным посягательством, должны быть устранены наказанием. Наказание должно восстановить справедливость как социальную ценность и удовлетворить общественные чувства, требующие его применения [7; 197]. Автор различает конечные и непосредственные цели наказания. Под конечной целью наказания он понимает защиту прав и интересов, охраняемых уголовным законодательством, а непосредственные цели наказания, по его мнению, заключаются в восстановлении справедливости (моральная цель наказания) и в предупреждении совершения новых преступлений как со стороны преступника, так и со стороны других лиц (утилитарная цель).

Мухаммед Аль-Фадель выделяет такие цели наказания, как защита интересов общества, направ­ленная на предотвращение совершения преступления лицом, ранее уже совершившим преступление. Воздаянием, применением наказания к лицу, совершившему преступление, оказывается воспитатель­ное воздействие на самого осужденного и на остальных членов общества. Другая цель, выделяемая автором, — это так называемая моральная цель, которая заключается в восстановлении социальной справедливости [8; 70].

Цель общего предупреждения заключается в предупреждении совершения преступлений други­ми лицами. Предполагается, что и факт применения наказания к конкретному лицу, совершившему преступление, должен оказывать превентивное воздействие на других граждан. В теории уголовного права нет единства мнений о том, на кого воздействует наказание в общепредупредительном плане. Согласно преобладающей точке зрения, общепредупредительное воздействие наказания адресовано лишь тем лицам, которые склонны к совершению преступления. На законопослушных граждан при­менение наказания к осужденному воздействует главным образом в воспитательном аспекте, создает у них убеждение в том, что такие деяния преступны, формирует непримиримое, негативное к ним отношение.

Мусульманские юристы выделяют две основные цели наказания — общее и частное предупреж­дение, которые некоторыми авторами противопоставляются друг другу. Например, по мнению Абдель-Кадера Ауды, «наказание по шариату преследует две противоположные друг другу цели. Одна — общее предупреждение: в центр внимания ставится, прежде всего, борьба с преступностью, а личности преступника не удаляется большого внимания. Другая цель — частное предупреждение, заключается в том, что в центр внимания ставятся не преступления и борьба с преступностью, а лич­ность преступника. Мусульманское право вобрало в себя эти две противоположные друг другу цели и попыталось снять эти противоречия следующим образом: защита интересов общества должна быть обеспечена при назначении любого наказания. Поэтому при совершении преступлений, затрагиваю­щих интересы общества, личность преступника игнорируется, а при совершении других преступле­ний личность преступника учитывается судом при назначении наказания. В этом последнем случае целью наказания является частное предупреждение» [9; 274, 275].

Представление автора о предупредительном значении наказания не бесспорно, поскольку обще­ство защищается в случае как общего, так и частного предупреждения.

При этом в мусульманской уголовно-правовой теории можно наблюдать подход к определению цели наказания в зависимости от его вида. Большинство мусульманских правоведов выделяют три вида наказаний:

1) «хадд» («худдуд») — наказание (наказания), назначаемое за совершение преступ­лений против Аллаха;

2) «кисас» — возмездие однородным действием и 3) «тазир» — наказание, род которого устанавливается судьей.

Наказания за совершение преступлений категории «худдуд» и «кисас» преследуют цель общего предупреждения. Другая группа наказаний, которые назначаются за преступления категории «тазир», преследует цель частного предупреждения.

В мусульманской уголовно-правовой литературе также представляет интерес подход к определению целей наказания исходя из тех ценностей, которые защищаются применением наказа­ния. В соответствии с нормами мусульманского права наказание направлено на защиту пяти основ­ных ценностей ислама — религии, жизни, разума, продолжения рода и собственности, которые вы­ступают в качестве основных объектов охраны мусульманского права.

Таким образом, наказание по мусульманскому уголовному праву имеет своей целью восстанов­ление социальной справедливости, защиту нравственности, материальных и религиозных интересов общества, его членов. Оно упорядочивает взаимоотношения членов общества и в то же время отно­шения мусульманина с Аллахом и нормами права.

Мусульманская уголовно-правовая доктрина считает, что, защищая основные ценности ислам­ского общества, наказание является земной мерой ответственности, выражающейся в лишении или ограничении прав и свобод, преследует цель земного и нравственного исправления человека, преду­преждения совершения новых преступлений и кары за совершенное деяние.

Анализ источников мусульманской уголовно-правовой мысли позволяет прийти к выводу, что главная цель наказания, обусловленного природой преступного посягательства на законы, как мир­ские, так и божественные одновременно, заключается в исправлении виновного, понимаемого как его раскаяние перед Аллахом в совершенных грехах. Религиозный оттенок исправления, в свою очередь, связан с тем, что исправление возможно при применении любого вида наказания, вплоть до смерт­ной казни: умирающий по приговору суда считается исправившимся, если он раскаялся в содеянном перед смертью.

Другая цель наказания заключается в предупреждении, как общем, так и частном. Она достига­ется жестокостью предписанных мусульманским правом наказаний, публичностью их исполнения и неотвратимостью. Общепредупредительное воздействие наказания адресуется как законопослушным гражданам, воздействуя на них в воспитательном плане, формируя негативное отношение к преступ­лениям, так и лицам, склонным к правонарушениям. Основной предупредительный потенциал нака­заний адресуется морально неустойчивым лицам, которые готовы совершить преступление, но боязнь, страх быть наказанными удерживают их от этого.

С общим предупреждением тесно связана частная превенция, под которой понимается преду­преждение совершения новых преступлений уже осужденными лицами. Суть его заключается в том устрашающем и одновременно воспитательном воздействии, которое призвано оказывать наказание.

В мусульманском праве традиционно проводится деление между общим и частным предупреж­дением. Считается, что наказания за преступления категории «худдуд» и «кисас» своей строгостью и однозначностью преследуют преимущественно цели общего предупреждения, тогда как наказания за преступления категории «тазир», основывающиеся на свободном судейском усмотрении в прило­жении к данному человеку, преследуют в основном цель частного предупреждения.

Кара (возмездие, воздаяние), как сущность и одновременно как цель наказания, создает необхо­димые условия для достижения других целей, и прежде всего цели предупреждения. Представляется, что идея боли (кары) и наказание неотделимы, наказание и по своей сути, и по своей цели связано с карой. 

 

Список литературы

1      Ахмад Фатхи Бахнаси. Наказание по мусульманскому праву // Цит. по: Мусульманское право. Основные доктри-нальные труды. XIX-XX века: Пер. с араб. В 3 т. Т. 3: Уголовное право. Уголовный процесс. Судоустройство. — Ташкент, 1998.

2      Али Абдель-Кадер Эль-Кахваджи. Уголовное право. Общая часть. — Бейрут, 1994.

3      Ибрагим Килани. Учение о мусульманских арабских идеях // Цит. по: Мусульманское право. Основные доктриналь-ные труды. XIX-XX века: Пер. с араб. В 3 т. Т. 1: Источники права. Государственное право. — Ташкент, 1998.

4      Мухаммед Аль-Фадель. Общие принципы уголовного права. — Дамаск, 1978.

5      Исхак Ибрагим Мансур. Краткий очерк по криминологии и уголовному праву. — Алжир, 1982.

6      Джунди Абдель-Малек. Уголовно-правовая энциклопедия // Цит. по: Мусульманское право. Основные доктриналь-ные труды. XIX-XX века: Пер. с араб. В 3 т. Т. 3: Уголовное право. Уголовный процесс. Судоустройство. — Ташкент, 1998.

7      Махмуд НаджибХусни. Уголовное право. Общая часть // Цит. по: Мусульманское право. Основные доктринальные труды. XIX-XX века: Пер. с араб. В 3 т. Т. 3: Уголовное право. Уголовный процесс. Судоустройство. — Ташкент, 1998.

8      Мухаммед Аль Фадель. Общие принципы уголовного права // Цит. по: Мусульманское право. Основные доктриналь­ные труды. XIX-XX века: Пер. с араб. В 3 т. Т. 3: Уголовное право. Уголовный процесс. Судоустройство. — Ташкент, 1998.

9      Абдель-Кадер Ауда. Сравнительный анализ светского и исламского уголовного права // Цит. по: Мусульманское право. Основные доктринальные труды. XIX-XX века: Пер. с араб. В 3 т. Т. 3: Уголовное право. Уголовный процесс. Судоустройство. — Ташкент, 1998.

Разделы знаний

Архитектура

Научные статьи по Архитектуре

Биология

Научные статьи по биологии 

Военное дело

Научные статьи по военному делу

Востоковедение

Научные статьи по востоковедению

География

Научные статьи по географии

Журналистика

Научные статьи по журналистике

Инженерное дело

Научные статьи по инженерному делу

Информатика

Научные статьи по информатике

История

Научные статьи по истории, историографии, источниковедению, международным отношениям и пр.

Культурология

Научные статьи по культурологии

Литература

Литература. Литературоведение. Анализ произведений русской, казахской и зарубежной литературы. В данном разделе вы можете найти анализ рассказов Мухтара Ауэзова, описание творческой деятельности Уильяма Шекспира, анализ взглядов исследователей детского фольклора.  

Математика

Научные статьи о математике

Медицина

Научные статьи о медицине Казахстана

Международные отношения

Научные статьи посвященные международным отношениям

Педагогика

Научные статьи по педагогике, воспитанию, образованию

Политика

Научные статьи посвященные политике

Политология

Научные статьи по дисциплине Политология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Психология

В разделе "Психология" вы найдете публикации, статьи и доклады по научной и практической психологии, опубликованные в научных журналах и сборниках статей Казахстана. В своих работах авторы делают обзоры теорий различных психологических направлений и школ, описывают результаты исследований, приводят примеры методик и техник диагностики, а также дают свои рекомендации в различных вопросах психологии человека. Этот раздел подойдет для тех, кто интересуется последними исследованиями в области научной психологии. Здесь вы найдете материалы по психологии личности, психологии разивития, социальной и возрастной психологии и другим отраслям психологии.  

Религиоведение

Научные статьи по дисциплине Религиоведение опубликованные в Казахстанских научных журналах

Сельское хозяйство

Научные статьи по дисциплине Сельское хозяйство опубликованные в Казахстанских научных журналах

Социология

Научные статьи по дисциплине Социология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Технические науки

Научные статьи по техническим наукам опубликованные в Казахстанских научных журналах

Физика

Научные статьи по дисциплине Физика опубликованные в Казахстанских научных журналах

Физическая культура

Научные статьи по дисциплине Физическая культура опубликованные в Казахстанских научных журналах

Филология

Научные статьи по дисциплине Филология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Философия

Научные статьи по дисциплине Философия опубликованные в Казахстанских научных журналах

Химия

Научные статьи по дисциплине Химия опубликованные в Казахстанских научных журналах

Экология

Данный раздел посвящен экологии человека. Здесь вы найдете статьи и доклады об экологических проблемах в Казахстане, охране природы и защите окружающей среды, опубликованные в научных журналах и сборниках статей Казахстана. Авторы рассматривают такие вопросы экологии, как последствия испытаний на Чернобыльском и Семипалатинском полигонах, "зеленая экономика", экологическая безопасность продуктов питания, питьевая вода и природные ресурсы Казахстана. Раздел будет полезен тем, кто интересуется современным состоянием экологии Казахстана, а также последними разработками ученых в данном направлении науки.  

Экономика

Научные статьи по экономике, менеджменту, маркетингу, бухгалтерскому учету, аудиту, оценке недвижимости и пр.

Этнология

Научные статьи по Этнологии опубликованные в Казахстане

Юриспруденция

Раздел посвящен государству и праву, юридической науке, современным проблемам международного права, обзору действующих законов Республики Казахстан Здесь опубликованы статьи из научных журналов и сборников по следующим темам: международное право, государственное право, уголовное право, гражданское право, а также основные тенденции развития национальной правовой системы.