Другие статьи

Цель нашей работы - изучение аминокислотного и минерального состава травы чертополоха поникшего
2010

Слово «этика» произошло от греческого «ethos», что в переводе означает обычай, нрав. Нравы и обычаи наших предков и составляли их нравственность, общепринятые нормы поведения.
2010

Артериальная гипертензия (АГ) является важнейшей медико-социальной проблемой. У 30% взрослого населения развитых стран мира определяется повышенный уровень артериального давления (АД) и у 12-15 % - наблюдается стойкая артериальная гипертензия
2010

Целью нашего исследования явилось определение эффективности применения препарата «Гинолакт» для лечения ВД у беременных.
2010

Целью нашего исследования явилось изучение эффективности и безопасности препарата лазолван 30мг у амбулаторных больных с ХОБЛ.
2010

Деформирующий остеоартроз (ДОА) в настоящее время является наиболее распространенным дегенеративно-дистрофическим заболеванием суставов, которым страдают не менее 20% населения земного шара.
2010

Целью работы явилась оценка анальгетической эффективности препарата Кетанов (кеторолак трометамин), у хирургических больных в послеоперационном периоде и возможности уменьшения использования наркотических анальгетиков.
2010

Для более объективного подтверждения мембранно-стабилизирующего влияния карбамезапина и ламиктала нами оценивались перекисная и механическая стойкости эритроцитов у больных эпилепсией
2010

Нами было проведено клинико-нейропсихологическое обследование 250 больных с ХИСФ (работающих в фосфорном производстве Каратау-Жамбылской биогеохимической провинции)
2010


C использованием разработанных алгоритмов и моделей был произведен анализ ситуации в системе здравоохранения биогеохимической провинции. Рассчитаны интегрированные показатели здоровья
2010

Специфические особенности Каратау-Жамбылской биогеохимической провинции связаны с производством фосфорных минеральных удобрений.
2010

Культура - цивилизация - постмодерн в современном социогуманитарном дискурсе

В последнее время в современном научном сообществе, занимающемся социально-гуманитарными исследованиями, с заметной частотой начала звучать тема перспектив культурного и цивилизационного развития. Проблематика различия и сходства классического, неклассического и постнеклассического научного мировоззрения, характерных для них методов познания, а также нали­чие оснований для диалога между ними, стала актуальной для многих научных семинаров и конфе­ренций, в том числе и для состоявшейся в Карагандинском государственном университете им. академика Е.А.Букетова международной научно-теоретической конференции «Культура. Циви­лизация. Постмодерн», которая объединила ученых-гуманитариев из Казахстана, России, Беларуси, Азербайджана, Кыргызстана, Чехии, Ирана, США. Конференция была приурочена ко Всемирному дню философии (World Philosophy Day), который отмечается в третий четверг ноября с 2002 г. по регламенту ЮНЕСКО. Идея учреждения Всемирного дня философии была связана с необходимо­стью найти общую платформу обсуждения происходящих в обществе глобальных социокультурных преобразований, приобщить людей к философскому наследию, приоткрыть сферу обыденного мыш­ления для новых идей и стимулировать публичные дебаты мыслителей и гражданского общества по поводу вызовов, встающих сегодня перед обществом. Как сразу же хотелось бы отметить, участни­кам конференции во многом удалось реализовать указанные принципы в ходе своей совместной ра­боты. Так, большинство докладов касалось темы перспектив социально-гуманитарного знания как методологической основы выработки социумом эффективной стратегии нелинейного и многовари­антного пути развития культуры и цивилизации. Общеизвестно, что большинство государств мира неоднородны в этническом и конфессиональном плане, а регулирование разнообразных культур — важнейший вопрос для всех них. Признание культурных различий весомым компонентом цивилиза-ционной среды и обеспечение равных возможностей для всех групп в социально-политической жизни — задачи, от решения которых зависит успешное функционирование общества. В условиях глобали­зации все нации, государства и цивилизации активно взаимодействуют друг с другом, правила и нор­мы, которыми руководствуются экономические и политические системы, сближаются, но всякая ци­вилизация высоко ценит культурные устои, на которых зиждется ее идентичность. Даже в экономи­ческой сфере институты и правила, разработанные одной цивилизацией, могут оказаться в целом бо­лее эффективными, чем те, которые присущи другой цивилизации.

В ходе заинтересованного обсуждения представленных в докладах концепций цивилизационно-го развития участники конференции пришли к выводу, что взаимодействие реализуется не какими-то абстрактными цивилизациями, но людьми — носителями различных культурных и цивилизационных ценностей. В этом отношении возрастает роль представителей социогуманитарного знания, способ­ных предложить рекомендации по преодолению отчуждения, непонимания, враждебности между людьми, особенно опасных для судьбы мира.

Участники конференции констатировали, что сила все еще остается основным аргументом в по­литике, но ее значение как фактора мировой стабильности и устойчивости сокращается. Мир един, все в нем взаимосвязано. Вражда и нетерпимость в условиях глобализации перестают быть частным явлением, они вольно или невольно приобретают глобальный контекст, вырастая в угрозу всему миру. Отношения между цивилизациями не могут сводиться к противостоянию и конфликту. Напротив, они давно развиваются как взаимодействие в областях высокой культуры и благосостояния, как зна­комство друг с другом, признание и обмен достижениями. Не столкновение цивилизаций угрожает миру, но ослабление цивилизационных принципов в современной жизни различных народов.

Работа конференции была открыта докладом профессора кафедры философии и теории культу­ры КарГУ им. Е.А.Букетова доктора философских наук Б.Е.Колумбаева, который предложил обра­тить внимание на роль и значение постмодернизма как новой попытки человеческой культуры пре­одолеть ограниченность эпистемологического опыта отношения к миру. Речь идет о пересмотре кар­динальных предпосылок европейской культурной традиции, связанных с прогрессом как идеалом и схемой истории, разумом, организующим вокруг себя весь познаваемый мир, либеральными ценно­стями как эталоном социально-политического обустройства, экономической задачей неуклонного прироста материальных благ. При этом выступающий не только обозначил свои теоретические при­оритеты в философском дискурсе, но и предложил отказаться в практике преподавания философии от «тотализующих моделей», пересмотреть позиции субъекта как центра и источника системы пред­ставлений.

Заведующий кафедрой философии и теории культуры БашГАУ доктор философских наук, А. И. Столетов (Уфа, Россия) в своем выступлении обозначил проблему стремительной трансформа­ции мировоззрения человека в современную эпоху. В этой связи за философией сохраняется важная задача — утверждать онтологический аспект человеческого существования, обусловливающего со­бой систему мировоззрения в целом. Эта задача предполагает рассмотрение вопроса о соотношении индивидуальности, личности и мировоззрения. Очевидно, что эти понятия связаны с социальной ак­тивностью субъекта и основаны на диалектике субъективного и объективного, если под объективным понимать социальные связи. Если говорить о взаимоотношении личностного и социального, то соци­альное органично, наряду с индивидуальным, входит в структуру личности. Личность по сравнению с индивидуальностью отличается и большей активностью, нравственным акцентом, ответственно­стью за последствия своей активности. Выступающий также отметил, что активность личности, учи­тывая указанные выше характеристики, должна с необходимостью иметь творческий характер, тогда как активность индивидуальности может быть и деструктивной.

Но личность определяется не только (и не столько) в плане социальном, но и в онтологическом. Поэтому сутью личности, на наш взгляд, является не всякая активность, а та, что порождает духов­ную деятельность самосозидания, результатом которой становится формирование мировоззрения личности. А. И. Столетов определяет это соотношение так: личность есть индивидуальность, творя­щая собственное мировоззрение. Или, другими словами, это самосозидающая индивидуальность. Это определение содержит в себе несколько принципиальных моментов: уникальность, целостность, онтологическую укорененность, приоритет духовного вектора развития, творческий подход и прин­ципиальную незавершаемость процесса самосозидания.

Доклад заведующего кафедрой философии и теории культуры КарГУ им. Е.А.Букетова доктора философских наук Б.И.Карипбаева был посвящен актуальной теме влияния процесса глобализации на национальное сознание. По глубокому убеждению ученого, архиважным вопросом современности является поиск собственной идентичности. В этом поиске человек, обремененный различного рода коммуникациями, социальными ролями, стратовой принадлежностью, хочет остановиться и заду­маться над собственной единичностью, уникальностью, определить свои базовые смыслы и значения. Актуальность этой проблеме придает шествующая по планете «глобализация», которая может собст­венным «катком» унификации лишить человека его микрокосмической целостности. Главный смысл глобализации, на взгляд Б.И.Карипбаева, определяется онтологической универсализацией, созданием единого планетарного формата жизни. В этом разрушении границ уникальности присутствует некая неизбежная потеря смысла единичности, особенности. Человек, «одухотворенный» стандартом, ста­новится не интересным, но чрезвычайно полезным миру. Вот именно в этих тисках и происходит ре­шение проблемы идентичности, глобализации, поиска новых смысловых брендов.

Одним из наиболее деликатных вопросов в этом проблемном пространстве является националь­ный вопрос. Практически нет ни одного социального конфликта в современных условиях, который бы не подавался под «соусом» национального. Именно поэтому национальная идентичность, нацио­нальное сознание, патриотизм при неверно расставленных акцентах могут стать деструктивной си­лой, способной к агрессии, разрушению. Так, национальное сознание может стать сознанием собст­венной национальной исключительности, патриотизм превратиться в снисходительность к иному и т. д. Опираясь на данные социологического исследования, проведенного на всей территории Казах­стана, Б. И.Карипбаев приходит к выводу о том, что в обществе должно царить понимание невозмож­ности лишь указами и слепым администрированием решить проблему национальной монолитности. Национальное сознание, способствующее реализации позитивных ценностных смыслов, формирует­ся, становится в общем социокультурном контексте. И это очень долгая дорога к правильной иден­тификационной матрице нашего бытия в рамках многонационального государства.

Обстоятельный анализ логики развития постсоветских государств в контексте деятельностного парадигмального видения был представлен в докладе профессора кафедры философии и теории куль­туры доктора философских наук В.С.Батурина. Ученый полагает, что обращение к фундаментальным вопросам, связанным с методологией социального познания, сегодня во многом обусловлено не толь­ко тенденциями развития самого обществознания, но и практическими потребностями развития со­временных социальных реалий, поскольку молодые суверенные государства, избрав для себя совер­шенно иной вектор своего правового, социально-политического, экономического и духовного разви­тия, переход к нему стали осуществлять традиционно, по команде сверху и при полном игнорирова­нии подготовленности их населения к осуществлению намеченного. В.С.Батурин убежден в том, что без активного, деятельностного участия именно подавляющей массы населения страны в реализации всего задуманного вряд ли можно рассчитывать на успех осуществляемых преобразований.

Как известно, напоминает ученый, классики марксизма, исследуя закономерности развития ка­питализма, пришли к выводу, что существующая в нем гипертрофированная приоритетность индиви­дуального — это, прежде всего, следствие безраздельного господства частной собственности в сфере общественных отношений. Ими же был обоснован и вывод, что будущее человечества — за карди­нальной сменой данного состояния, оказывающего негативное влияние на проявление логики взаи­мосвязи между всеми важнейшими сферами жизни общества. При этом ими была разработана теоре­тическая модель, демонстрирующая собой логику в иерархии наиболее значимых сфер жизни обще­ства, следование которой позволило бы обществу достичь подлинно справедливого сочетания соот­ношения индивидуального и общественного в любом типе социального сообщества. Экономика — право — политика — такова данная логика взаимосвязи и приоритетности по отношению друг к дру­гу данных жизненно важнейших социальных сфер. В.С.Батурин констатирует, что весь современный демократический мир на практике живет в рамках требований логики приоритетов между экономи­кой, правом и политикой, определенных еще Марксом, не желая это не только признавать, но, похо­же, даже не ведая об этом. Хотя, ради справедливости, следует отметить, что все же понимание при­оритетности экономики в этой логике уже дает о себе знать.

На важность сохранения в стремительно меняющемся мире фундаментальных человеческих ценностей обратил внимание участников конференции профессор кафедры философии, социологии и педагогики БашГАУ доктор философских наук Р.Ю.Рахматуллин (Уфа, Россия). Подчеркивая тот факт, что жизнь подавляющего большинства современных людей протекает в мультикультурном пространстве, ученый убежден в том, что умение воспринимать и понимать другую культуру являет­ся важнейшим условием сохранения стабильности и мира. Поэтому, анализируя в своем выступлении мусульманское видение брака и семьи, Р.Ю.Рахматуллин доказывает, что именно крепкая семья явля­ется основной социальной ячейкой общества. Обращение же к исламскому дискурсу при рассмотрении проблем брака и семьи обусловлено тем, что мусульманские семьи традиционно считаются прочными, многодетными, в них ярко выражено почитание старших, забота о детях и стариках. Семья в исламе рассматривается как важнейший институт, с помощью которого создается нормальное общество. Она выполняет не только функцию продолжения рода, но и является главным фактором успешной социа­лизации личности.

Философские аспекты социальной модернизации Казахстана были рассмотрены в докладе до­цента кафедры философии и теории культуры кандидата философских наук Ф.М.Жармакиной. Со­гласно ее выводам, обращение к проблемам, поставленным модернизационной теорией, преследует решение вопроса, имеющего для судьбы казахстанской модернизации практический интерес: куда мы движемся в процессе модернизации, в какой цивилизационный ряд мы войдем, каково место Казах­стана среди постсоциалистических обществ, есть ли возможности перехода страны в высшие эшело­ны модернизации? И вообще, можно ли рассчитывать на цивилизованный капитализм там, где отсут­ствуют такие признанные предпосылки генезиса капитализма, как протестантская и конфуцианская трудовая этика? Специфика казахстанской модернизации состоит в том, что она представляет собой вариант постсоциалистической трансформации, общие закономерности которой, характерные для всех бывших социалистических стран, проявились в Казахстане в уникально-специфической форме. Для адекватного ответа на вызовы глобализации Казахстану предстоит сейчас дальнейшее движение — сначала в направлении зрелой модернити (т.е. завершение задач индустриальной модернизации), а затем и постмодернити, важнейшими атрибутивными признаками которой являются такие базовые институты современности, как рыночная сервисная экономика, состязательная демократия, социаль­ное государство и массовое потребление.

Много вопросов у участников конференции вызвал доклад кандидата философских наук, доцен­та Высшей школы финансов и управления Владимира Пророка (Прага, Чешская Республика), в кото­ром он проанализировал понятие о политической культуре в современном гуманитарном знании. Ос­новная мысль ученого заключается в том, что знание ценностных ориентаций населения позволяет предсказывать вероятное поведение граждан на более длительный период, оценивать деятельность специалистов политического маркетинга с точки зрения ее эффективности, а также предсказывать вероятные повороты в политической деятельности отдельных субъектов.

Отличительной особенностью конференции стал свободный дискуссионный формат работы, по­зволивший обсудить наиболее актуальные проблемы и наметить перспективные направления их ре­шения. В результате заинтересованного обсуждения такого спектра вопросов, как онтологические, гносеологические, исторические и этико-эстетические проблемы современного социокультурного раз­вития; проблемы и перспективы цивилизационного развития в условиях социокультурных трансфор­маций; Восток-Запад: особенности современной социокультурной интеграции; осмысление путей укрепления этнических отношений и проблем интеграции, поиски духовных ценностных ориентиров в современном обществе, постмодерн как транскультурный и мультирелигиозный феномен участ­ники конференции, отмечая значение усилий современного социогуманитарного научного сообщест­ва для выработки стратегии социокультурного и цивилизационного развития, пришли к следующим выводам:

  1. В обществе все больше осознается тот факт, что без опоры на научное видение проблем, сущ­ности и перспектив дальнейшего развития тех процессов, которые происходят в современном мире, уже нельзя обойтись.
  2. Для обсуждения происходящих в обществе глобальных социокультурных преобразований не­обходимо приобщать людей к философскому наследию, приоткрыть сферу обыденного мышления для новых идей и стимулировать публичные дебаты мыслителей и гражданского общества по поводу вызовов, встающих сегодня перед обществом.
  3. Преобладание в современной культуре утилитарно-прагматической позиции ведет к тому, что в практике общественной жизни сохраняют свое доминирующее положение мистицизм, цинизм и нигилизм. Необходимо восстановить права духовности в человеческой жизни, утвердить онтологиче­ский статус высших ценностей. Следует культивировать во всех сферах общественной жизни прича­стность к высшему миру разумных ценностей, составляющих смысл всех законов совместного бытия людей. В сложных обществах, заслуживающих право называться цивилизованными, всегда сущест­вует состояние духовной напряженности для рационального разрешения противоречий. Формы раз­решения этих противоречий становятся отправными пунктами в цивилизационном устроении чело­веческого общества.
  4. Дальнейшие перспективы гуманизации процессов социального развития связаны с признани­ем укорененности человека в природном бытии, а также значения диалога как глубинной структуры человеческой экзистенции. Духу новой цивилизации соответствует концепция экологически обосно­ванного гуманизма, основанная на идее «нового диалога с природой». Это должен быть диалог осо­бого рода — универсальный, охватывающий интересы выживания человечества как единого целого и постоянно обращенный в будущее. Это диалог, который представляет собой процесс совместного творчества новой социальной реальности.
  5. Основная задача современного образования должна заключаться не только в обеспечении вы­сокого качества знаний, сохранении их фундаментальности и соответствии актуальным инновацион­ным потребностям общества и государства, но и в приобщении человека к высоким образцам культу­ры, в личностном развитии нового уровня рациональности и критического мышления, учитывающего сложность, неоднозначность, неустойчивость миропорядка.
  6. Вражда и нетерпимость в условиях глобализации перестают быть частным явлением, они вольно или невольно приобретают глобальный контекст, вырастая в угрозу всему миру. Отношения между цивилизациями не могут сводиться к противостоянию и конфликту. Напротив, они давно раз­виваются как взаимодействие в областях высокой культуры и благосостояния, как знакомство друг с другом, признание и обмен достижениями. Не столкновение цивилизаций угрожает миру, но ослаб­ление цивилизационных принципов в современной жизни различных народов.

Участники конференции выразили удовлетворение работой конференции, плодотворностью со­стоявшихся дискуссий и высоким организационным уровнем и посчитали необходимым выразить благодарность руководству Карагандинского государственного университета имени академика Е.А.Букетова в лице ректора Кубеева Еркина Киноятовича за создание всех необходимых условий для научной работы.

Разделы знаний

Архитектура

Научные статьи по Архитектуре

Биология

Научные статьи по биологии 

Военное дело

Научные статьи по военному делу

Востоковедение

Научные статьи по востоковедению

География

Научные статьи по географии

Журналистика

Научные статьи по журналистике

Инженерное дело

Научные статьи по инженерному делу

Информатика

Научные статьи по информатике

История

Научные статьи по истории, историографии, источниковедению, международным отношениям и пр.

Культурология

Научные статьи по культурологии

Литература

Литература. Литературоведение. Анализ произведений русской, казахской и зарубежной литературы. В данном разделе вы можете найти анализ рассказов Мухтара Ауэзова, описание творческой деятельности Уильяма Шекспира, анализ взглядов исследователей детского фольклора.  

Математика

Научные статьи о математике

Медицина

Научные статьи о медицине Казахстана

Международные отношения

Научные статьи посвященные международным отношениям

Педагогика

Научные статьи по педагогике, воспитанию, образованию

Политика

Научные статьи посвященные политике

Политология

Научные статьи по дисциплине Политология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Психология

В разделе "Психология" вы найдете публикации, статьи и доклады по научной и практической психологии, опубликованные в научных журналах и сборниках статей Казахстана. В своих работах авторы делают обзоры теорий различных психологических направлений и школ, описывают результаты исследований, приводят примеры методик и техник диагностики, а также дают свои рекомендации в различных вопросах психологии человека. Этот раздел подойдет для тех, кто интересуется последними исследованиями в области научной психологии. Здесь вы найдете материалы по психологии личности, психологии разивития, социальной и возрастной психологии и другим отраслям психологии.  

Религиоведение

Научные статьи по дисциплине Религиоведение опубликованные в Казахстанских научных журналах

Сельское хозяйство

Научные статьи по дисциплине Сельское хозяйство опубликованные в Казахстанских научных журналах

Социология

Научные статьи по дисциплине Социология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Технические науки

Научные статьи по техническим наукам опубликованные в Казахстанских научных журналах

Физика

Научные статьи по дисциплине Физика опубликованные в Казахстанских научных журналах

Физическая культура

Научные статьи по дисциплине Физическая культура опубликованные в Казахстанских научных журналах

Филология

Научные статьи по дисциплине Филология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Философия

Научные статьи по дисциплине Философия опубликованные в Казахстанских научных журналах

Химия

Научные статьи по дисциплине Химия опубликованные в Казахстанских научных журналах

Экология

Данный раздел посвящен экологии человека. Здесь вы найдете статьи и доклады об экологических проблемах в Казахстане, охране природы и защите окружающей среды, опубликованные в научных журналах и сборниках статей Казахстана. Авторы рассматривают такие вопросы экологии, как последствия испытаний на Чернобыльском и Семипалатинском полигонах, "зеленая экономика", экологическая безопасность продуктов питания, питьевая вода и природные ресурсы Казахстана. Раздел будет полезен тем, кто интересуется современным состоянием экологии Казахстана, а также последними разработками ученых в данном направлении науки.  

Экономика

Научные статьи по экономике, менеджменту, маркетингу, бухгалтерскому учету, аудиту, оценке недвижимости и пр.

Этнология

Научные статьи по Этнологии опубликованные в Казахстане

Юриспруденция

Раздел посвящен государству и праву, юридической науке, современным проблемам международного права, обзору действующих законов Республики Казахстан Здесь опубликованы статьи из научных журналов и сборников по следующим темам: международное право, государственное право, уголовное право, гражданское право, а также основные тенденции развития национальной правовой системы.