Другие статьи

Цель нашей работы - изучение аминокислотного и минерального состава травы чертополоха поникшего
2010

Слово «этика» произошло от греческого «ethos», что в переводе означает обычай, нрав. Нравы и обычаи наших предков и составляли их нравственность, общепринятые нормы поведения.
2010

Артериальная гипертензия (АГ) является важнейшей медико-социальной проблемой. У 30% взрослого населения развитых стран мира определяется повышенный уровень артериального давления (АД) и у 12-15 % - наблюдается стойкая артериальная гипертензия
2010

Целью нашего исследования явилось определение эффективности применения препарата «Гинолакт» для лечения ВД у беременных.
2010

Целью нашего исследования явилось изучение эффективности и безопасности препарата лазолван 30мг у амбулаторных больных с ХОБЛ.
2010

Деформирующий остеоартроз (ДОА) в настоящее время является наиболее распространенным дегенеративно-дистрофическим заболеванием суставов, которым страдают не менее 20% населения земного шара.
2010

Целью работы явилась оценка анальгетической эффективности препарата Кетанов (кеторолак трометамин), у хирургических больных в послеоперационном периоде и возможности уменьшения использования наркотических анальгетиков.
2010

Для более объективного подтверждения мембранно-стабилизирующего влияния карбамезапина и ламиктала нами оценивались перекисная и механическая стойкости эритроцитов у больных эпилепсией
2010

Нами было проведено клинико-нейропсихологическое обследование 250 больных с ХИСФ (работающих в фосфорном производстве Каратау-Жамбылской биогеохимической провинции)
2010


C использованием разработанных алгоритмов и моделей был произведен анализ ситуации в системе здравоохранения биогеохимической провинции. Рассчитаны интегрированные показатели здоровья
2010

Специфические особенности Каратау-Жамбылской биогеохимической провинции связаны с производством фосфорных минеральных удобрений.
2010

Постмодернизм и «сетевое общество» Кастеллса

В статье проводится сравнительный анализ популярной сегодня теории сетевого обще­ства Мануэла Кастеллса и постмодернистской теории. Хотя сам Кастеллс негативно относится к тер­мину «постмодернизм», его анализ современного общества является вполне постмодернистским. Рас­сматриваются такие вопросы современной культуры, как урбанизм, информатизация, консьюмеризм, стиль жизни, юппи-класс и др. Постмодернистская теория и методология позволяют лучше понять произошедшие в обществе и культуре изменения.

В конце ХХ в. широкое признание получила теория сетевого общества Мануэла Кастеллса, которая является поздним вариантом теории ин­формационного общества. Она интересна еще и тем, что представляет собой сочетание одновре­менно информационных, сетевых и урбанисти­ческих теорий общества. Урбанизм или урбани­стические теории общества представляют собой широкую ветвь современных теорий общества, отличную как от информационных, так и от ком­муникативных или медийных теорий. На при­мере теории Кастеллса можно показать близость постмодернистских идей урбанистическим и ин-формациональным (Кастеллс проводит различие между понятиями «информационное общество» и «информациональное общество», считая толь­ко последнее современным). Предварительно заметим, что постмодернизм уделяет исключи­тельное внимание процессам урбанизма, и мож­но сказать, что урбанистическая проблематика стала неотъемлемой частью постмодернистских теорий. Речь идет не просто об архитектуре или теории архитектуры, а о более широкой соци­альной сфере с более широким охватом проблем функционирования современного города, вклю­чаемых в постмодернистский анализ. Урбанизм, говоря обобщенно, интересует постмодернизм по трем основным параметрам: как наиболее полная и «чистая» пространственная практика, как политический институт, реализующий через эту практику импульсы власти, и как простран­ство тотального консьюмеризма. Примечательно, что Кастеллс, негативно относящийся к термину «постмодернизм», проводит анализ «информа­ционного города», мало чем отличающийся ме­тодологически от постмодернистского.

Не имея возможности рассмотреть эту теорию подробнее, мы рассмотрим только те ее аспекты, которые сближают ее с постмодернизмом. Как марксист (постмарксист) Кастеллс исходит из марксовской парадигмы анализа общества. Он считает, что если предшествующее (до 1970-х гг.) общество определялось капиталистическим спо­собом производства, то современное определя­ется информационным способом развития. Оно отличается от предшествующего тем, что благо­даря технологическим инновациям современное производство определяется информационными факторами генерирования, обработки и переда­чи информации. Его позицию можно определить как «технологический детерминизм», поскольку технологию он рассматривает как автономную по отношению к производству и другим соци­альным сферам область, но решающим образом влияющую на них. В отличие от классическо­го марксизма, считавшего, что все социальные изменения определяются способом производ­ства, Кастеллс утверждает, что они определяют­ся технологическими инновациями, включая и сам способ производства. И в центре современ­ных технологий лежат процессы, связанные с обращением с информацией.

Кризис, который испытал капитализм в нача­ле 1970-х гг., был преодолен, согласно Кастеллсу, благодаря реструктурации и информатизации производства; эти сферы, информация и произ­водство, хотя и не связаны друг с другом логиче­ски, но совпали исторически. Но без информати­зации реструктурация капитализма не была бы столь успешной. Без нее невозможна была бы ин­тернационализация рынка, она значительно по­высила производительность труда, существенно обновила товарный ассортимент, создала более гибкие производственные формы, снизила цены, особенно на информационные товары и услуги. Он вводит важное понятие «информационные потоки», которые, благодаря развитию инфор­мационных технологий, делают информацию решающим фактором экономических и социаль­ных изменений. Информационный менеджмент выдвигается в число приоритетных профессий и средств управления информационными потока­ми. Слоган «кто владеет информацией, тот вла­деет миром» рождается из этих трансформаций. Здесь Кастеллс рассматривает такие вопросы, как сжатие пространства, глобализацию мира и др.

Но ближе всего к постмодернистской методо­логии Кастеллс подходит в своем анализе инфор­мационного города. Формирование глобальных городов Кастеллс считает прямым результатом информационного способа развития. Он рас­сматривает глубокие структурные изменения го­родской жизни, что дало основание некоторым исследователям назвать информационный город постмодерновым городом. Изменения в социаль­ной структуре информационного города выража­ются, прежде всего, в появлении особого класса горожан - yuppies, представителей наиболее преуспевающей части среднего класса, и они, по мнению Кастеллса, представляют, прежде всего, информационных менеджеров. Они не являются большинством городского населения, но именно они являются «ведущим социальным классом», и хотя они не связаны прямо с политической вла­стью, именно они обладают реальной властью над городом, формируют новое городское, граж­данское общество. Их образ жизни, их запросы, вкусы и привычки решающим образом влияют на структуру и жизнь информационного города. Они образованы часто по нескольку раз. В отли­чие от традиционных городских слоев, локали­зованных в местах обитания, они представляют «космополитизм новых информационных про­дюсеров». Их жизнь не только производственная (офисная), но и досуговая проходит в окружении компьютеров, мобильников, коммуникационных сетей, связывающих их с остальным миром, по­скольку их бизнес основан на интернациональ­ных связях. Они часто путешествуют по свету как по делам, так и ради отдыха, для них нет «чужих мест» на планете. Их доходы позволяют посещать рестораны с самой разнообразной кух­ней, проводить свободное время в сити-центрах и молах, наслаждаться элитными видами отдыха. Они имеют неограниченный доступ к информа­ции любого рода, свободно пользуются ею и ис­пользуют ее для своих целей. Их слоган - «мыс­ли глобально!».

Культура информационного города - это по-преимуществу гедонистическая потребительская культура. Девальвация традиционных ценностей и морали, головокружительное стремление к по­лучению максимальных удовольствий от жизни, вихрящаяся эстетика получения интенсивного наслаждения, эротизация эстетического опыта -все это результат пришествия и незаметного за­хвата власти в городе поколением или классом юппи. «Нестабильность жизни в информацион­ном городе, что-то постоянно стимулируемое инновациями в области культуры, мыслится как решающая черта постмодернового опыта. Ниче­го постоянного, неприятие всего, полная потеря смысла. Постмодерновый город - это маль-стрём изменений: в моде, во мнениях, в симво­лах, в дизайне, даже в архитектуре» [1].

Кастеллс так же, как и многие постмодерни­сты, пишет о стирании различия между элитар­ной и массовой культурой как в классовом, так и в образовательном измерении. Связь между профессией, статусом, университетским обра­зованием (Oxbridge) и эстетическими преферен­циями (балет, филармония, театр), которая была естественной и прочной ранее, в информацион­ном городе подрывается. Если раньше все это было презумпцией превосходства культурной элиты, то сегодня оно осмеивается как старо­модное с релятивистских позиций юппи, и зна­чение имеет лишь свободно выбираемый стиль жизни. Культура свелась к стилю жизни. Со­знательное смешение различных стилей жизни и эстетических вкусов, классической музыки и рока, оперы и эстрады, футбольного фанатизма и посещения лондонской библиотеки стали выра­жением этой культуры. «И вкусы и запросы мои - странны, - / Я экзотичен, мягко говоря: / Могу одновременно грызть стаканы - / И Шиллера читать без словаря», - писал Владимир Высоц­кий. Эту мысль можно полностью принять как постмодернистскую, с той лишь поправкой, что для экзистенциальной эстетики информацион­ного города это уже не экзотика, а нормальный стиль жизни. Подобное смешение стилей ведет к появлению неслыханных ранее видов эстети­ческой деятельности. Фаина Раневская как-то заметила, что «лесбиянство и гомосексуализм, мазохизм, садизм - это не извращения. Извра­щений, собственно, только два: хоккей на траве и балет на льду». С этой точки зрения в пост­модернистской культуре все стало извращени­ем - женский бокс, футбол и хоккей, косметика для мужчин (почему-то никто еще не придумал юбки для мужчин), одежда «унисекс», скандал как реклама - двигатель популярности, высокая мода (совершенно не «транспортабельная»), ку­линарная одержимость и экспериментирование, язык, ставший жаргоном, и многое другое.

Безудержный гедонизм и культура консью-меризма блокируют появление чувства вины и угрызений совести. Вопросы «а правильно ли я поступаю?», «зачем я это делаю?» считаются здесь «тиранией смысла» и просто не возникают. Постмодернистская культура симулятивна по своей природе, и нет ничего более искусственно­го, чем современная городская жизнь. Естествен­ность, оригинальность, подлинность - это то, что напрочь вымыто из этого стиля жизни. Если раньше публичные места города были заняты «серьезными вещами» - тяжелой и легкой про­мышленностью, производственными предприя­тиями, солидными культурными учреждениями, «приличными» местами отдыха (парки культуры и отдыха), то сегодня они заняты в основном развлекательными заведениями, среди которых лидируют торгово-развлекательные центры. Го­рода становятся центрами потребительского об­раза жизни. Самостоятельным и приоритетным видом повседневного культурного досуга ста­новится шопинг (по-русски-то иначе и не ска­жешь). Если раньше в магазин ходили по мере потребности, за конкретными товарами, то те­перь шопинг - это, скорее, удовлетворение эсте­тической, даже культурной, чем экономической или прагматической потребности. Если раньше ходили за товарами, то теперь - чтобы потратить деньги. Шопинг превращается из средства удо­влетворения (других) потребностей в самостоя­тельный вид культурной деятельности, в цель в себе. Сегодня, как пишет Вебстер, декартовская максима выглядит так: «я покупаю, следователь­но, я существую» (I shop, there fore I am).

Кастеллс далек от того, чтобы идеализировать структурные изменения и юппи-класс. Он про­водит тщательный анализ того, что происходит при этом с традиционными и «низшими класса­ми» (underclass), как меняется их жизнь, как они все больше изгоняются на маргиналии городской жизни. Юппи могут рассуждать в кругу друзей, пишет он, о воссоединении Германии, положе­нии в Югославии или палестино-израильских перспективах, но не имеют ни малейшего пред­ставления об опыте, переживаемом их домработ­ницей или охранником. Все городские публич­ные места, не только офисы и бизнес-центры, но и места развлечения прямо или косвенно закры­вают доступ в них низших классов; секьюрити, видеокамеры, фейс-контроли и т.д. делают эти места труднодоступными для них.

Пресловутый аморализм современной город­ской жизни, считает Кастеллс - это не просто «падение нравов», объясняемое бескультурно­стью или чем-то другим в современной куль­туре, а результат произошедших сдвигов. Мало обвинять современную культуру или молодежь в аморализме и девальвации ценностей, надо еще вскрыть причины того, почему это произо­шло. Модернистская педагогика и идеология традиционно видит причину такого аморализма в «плохом воспитании» старшим поколением младшего, в неуважении молодежью традицион­ных моральных и культурных ценностей. Пост­модернизм позволяет (лучше) понять причины этих изменений. «Трудно возразить заключению, что постмодернистские ориентации помогают. Если понятия «истинного», «аутентичного» и «реального» подорваны, то также подорвана идея интегрированного Я, «настоящего Я», ко­торое определяется связным кредо, принципами и моралью. Поскольку постмодернизм говорит о превосходстве опыта над смыслом, о приори­тете децентрированного Я над модернистским понятием аутентичного индивида, то это должно помочь объяснить, как можно не иметь чувства стыда (выраженное в афоризме 1980-х: «Чувство вины - это для слабых!») в отношении собствен­ного процветания и удовольствий, когда рядом живут те, чья жизнь уныла и несчастна», заклю­чает Франк Вебстер [2].

 

Литература

  1. Webster, F. Theories of Information Society. -London: Routledge, 1995. - Р. 210.

  2. Ibid., p. 213.

Разделы знаний

Архитектура

Научные статьи по Архитектуре

Биология

Научные статьи по биологии 

Военное дело

Научные статьи по военному делу

Востоковедение

Научные статьи по востоковедению

География

Научные статьи по географии

Журналистика

Научные статьи по журналистике

Инженерное дело

Научные статьи по инженерному делу

Информатика

Научные статьи по информатике

История

Научные статьи по истории, историографии, источниковедению, международным отношениям и пр.

Культурология

Научные статьи по культурологии

Литература

Литература. Литературоведение. Анализ произведений русской, казахской и зарубежной литературы. В данном разделе вы можете найти анализ рассказов Мухтара Ауэзова, описание творческой деятельности Уильяма Шекспира, анализ взглядов исследователей детского фольклора.  

Математика

Научные статьи о математике

Медицина

Научные статьи о медицине Казахстана

Международные отношения

Научные статьи посвященные международным отношениям

Педагогика

Научные статьи по педагогике, воспитанию, образованию

Политика

Научные статьи посвященные политике

Политология

Научные статьи по дисциплине Политология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Психология

В разделе "Психология" вы найдете публикации, статьи и доклады по научной и практической психологии, опубликованные в научных журналах и сборниках статей Казахстана. В своих работах авторы делают обзоры теорий различных психологических направлений и школ, описывают результаты исследований, приводят примеры методик и техник диагностики, а также дают свои рекомендации в различных вопросах психологии человека. Этот раздел подойдет для тех, кто интересуется последними исследованиями в области научной психологии. Здесь вы найдете материалы по психологии личности, психологии разивития, социальной и возрастной психологии и другим отраслям психологии.  

Религиоведение

Научные статьи по дисциплине Религиоведение опубликованные в Казахстанских научных журналах

Сельское хозяйство

Научные статьи по дисциплине Сельское хозяйство опубликованные в Казахстанских научных журналах

Социология

Научные статьи по дисциплине Социология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Технические науки

Научные статьи по техническим наукам опубликованные в Казахстанских научных журналах

Физика

Научные статьи по дисциплине Физика опубликованные в Казахстанских научных журналах

Физическая культура

Научные статьи по дисциплине Физическая культура опубликованные в Казахстанских научных журналах

Филология

Научные статьи по дисциплине Филология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Философия

Научные статьи по дисциплине Философия опубликованные в Казахстанских научных журналах

Химия

Научные статьи по дисциплине Химия опубликованные в Казахстанских научных журналах

Экология

Данный раздел посвящен экологии человека. Здесь вы найдете статьи и доклады об экологических проблемах в Казахстане, охране природы и защите окружающей среды, опубликованные в научных журналах и сборниках статей Казахстана. Авторы рассматривают такие вопросы экологии, как последствия испытаний на Чернобыльском и Семипалатинском полигонах, "зеленая экономика", экологическая безопасность продуктов питания, питьевая вода и природные ресурсы Казахстана. Раздел будет полезен тем, кто интересуется современным состоянием экологии Казахстана, а также последними разработками ученых в данном направлении науки.  

Экономика

Научные статьи по экономике, менеджменту, маркетингу, бухгалтерскому учету, аудиту, оценке недвижимости и пр.

Этнология

Научные статьи по Этнологии опубликованные в Казахстане

Юриспруденция

Раздел посвящен государству и праву, юридической науке, современным проблемам международного права, обзору действующих законов Республики Казахстан Здесь опубликованы статьи из научных журналов и сборников по следующим темам: международное право, государственное право, уголовное право, гражданское право, а также основные тенденции развития национальной правовой системы.