В статье рассматриваются вопросы морально-этической мысли ислама, социальным теориям. Современный ислам в Казахстане, его отличие своей толерантностью, ему чужды экстремистские или радикальные проявления, которые встречаются в некоторых регионах мира. Исторически сложилось так, что ислам в Казахстане вел диалог с другими религиями на сотрудничество. Эта линия диалога со всеми конфессиями нашей страны и религиями разных стран мира - остается ведущей во внутренней и внешней стратегии мусульманского духовенства.
Современные тенденции арабо-исламской цивилизации, оказывающие воздействие на процессы в мировом сообществе, вызвали потребность социально-философского исследования ислама как многогранного социокультурного явления. В условиях активизации мусульманства как фундаментальной составляющей социального бытия арабо-исламского мира, возникает необходимость ориентирования исламоведения на новый уровень осмысления.
Среди тенденции XXI века исламская религия представляет собой один из компонентов сосуществования этносов современной цивилизации. В этом процессе значительную роль играют социальные и нравственные основы ислама, которые способствуют процессам модернизации арабского Востока. Духовное возрождение мусульманства конца XX в. сформировало новое «лицо» исламской культуры, выражающее либерально-прогрессивные и творческие начала в условиях современной цивилизации.
При этом ислам традиционно исходит из принципа толерантности, который присущ большинству представителей мусульманской уммы (общины). Экстремизм же, как разрушительное явление, противоречит духу толерантности.
В последнее десятилетие осознано, что деструктивные тенденции, прикрывающиеся исламской риторикой, стали значимым общественным явлением, и народы многих стран мира столкнулись с его проявлениями. При этом морально-этические нормы мусульманства представляют собой основу формирования оппозиции к радикальным концепциям мусульманства. Исламская религия способна вместе с иными социокультурными факторами сдержать распространение экстремизма, маскирующегося исламской риторикой и атрибутикой.
Духовными и практическими основаниями исламской религии выступают пять столпов веры, включающие принцип единобожия, пятикратную молитву, пост, милостыню в пользу неимущих и хадж. Мировоззренческим же фундаментом мусульманства можно признать ко-ранической аят, где необходимыми качествами личности являются милосердие, материальная помощь близким, сиротам, беднякам, просящим нуждающимся, терпеливость в несчастии и бедствии.
Здесь четко выражена нравственная тенденция вероучения, которая направлена на формирование гуманистических норм жизнедеятельности личности в обществе. Аят также является подтверждением конкретно-прикладного характера ислама. В. С. Соловьев отметил: «Мы никогда не находим в Коране признания отвлеченной, чисто теоретической веры: Мухаммед никогда не разделяет веру от дел веры» [1].
Исламская религия, которая объединяла арабские племена, находящиеся на разных уровнях социального развития не могла быть монолитным социокультурным явлением. Генезис разных направлений вероучения и сект процесс объективный. Некоторые из них демонстрируют приоритет политического аспекта ислама над нравственным компонентом, выступающего фундаментом вероучения. Так, хариджиты, допустившие кровопролитие из-за власти после смерти Мухаммеда, проявили свою антигуманную сущность ревизией Корана и Сунны.
Наиболее конкретно бытие деструктивных тенденций ислама проявилось во второй половине XX в., когда их можно было охарактеризовать понятием «псевдоислам». Смысл псевдоислама можно выразить следующим образом: это политическое течение, сформировавшееся в арабо-исламском мире, использующее преступные средства, лидеры которого прикрывают свои властные амбиции аятами Корана и Сунны [2].
Однако объективный анализ Книги мусульман представляет совершенно иную основу становления мировоззрения мусульман. Так, например, аят суры «Аль-Бакара» («Корова») дает четкую основу формирования толерантности. От мусульман требуется твердая убежденность о том, что все Писания были ниспосланы Аллахом и содержат верное руководство и свет. Если же мусульманин отказывается признать хотя бы одно из этих писаний (Тору, Библию, Евангелие), то он является неверующим.
Теоретики псевдоисламских организаций считают безбожниками не только христиан и иудеев, но и правоверных мусульман, не признающих их власть, что представляет собой результат принципиальной ревизии ислама. Таким образом, сторонников деструктивных тенденций обоснованно можно признать лжемусульманами. «Ради реализации утопической цели, создания мирового Xалифата - буква учения Мухаммеда ставится выше его духа, а исламское вероучение - выше человека» [3].
Сознание экстремиста основывается на иллюзорном восприятии мира утопическом сознании. Но человек не должен убивать себя ради иллюзии, даже если он был бы и уверен в собственной правоте. Поэтому никакие «благие» намерения и цели не могут оправдать экстремизм как последствия радикального ислама.
Природа и смысл информации, заложенной в Коране и Сунне, позволяет вести речь о философском аспекте религии, который выражается в предоставлении личности свободы нравственного выбора. Как указывает Г. Джемал, принцип бидгать (отрицание нововведений) при этом не представляет собой сдерживающий фактор модернистского духа мусульманства. Алимы (мусульманские теологи) не возражают против восприятия плодов техногенной цивилизации. Но они всегда выступают против нововведений только в «области акыды (т.е. мировоззренческих принципах) и ритуальных практиках» [1,7]. Именно тактическая гибкость мусульманства, его способность воспринять новые ценности западной науки позволяет выдвинуть и обосновать тезис о либеральных тенденциях вероучения.
При этом деятельность мусульманских теологов, выступающих с позиции обоснованности современной трансформации духа ислама, не нарушает первоначальные нравственные устои вероучения. Парадигмой становится деятельность современного теолога Али Шариати, который призывал «исламский протестантизм» отбросить все, что мешает свободомыслию, и открыть простор прогрессивным тенденциям мусульманского общества [4].
Реальность модернистских потенций ислама проявилась в мусульманских обществах Северной Африки и Ближнего Востока, где прокатилась волна народных выступлений. Вопреки прогнозам исследователей, на этот раз мир столкнулся не с происламским движением, а проявлением социальной активности арабского общества. Массовые выступления мусульман в ряде стран направлены на достижение демократических перемен, что ясно подтверждает наш тезис о наличии модернистских тенденций в исламе. Причем речь идет о либеральной концепции нового мироустройства в арабо-исламском мире, так как общественные движения во многих странах не вызваны экономическими причинами [5].
Наличие либеральной тенденции ислама в Казахстане и странах СНГ подтверждается джади-дизмом, представляющим собой прогрессивное течение исламского общества. Идеи джадидизма проявляются во всех сферах общественной жизнедеятельности многих народов, исповедующих ислам. Например, идеологи джадидизма разработали социальный аспект движения по пути прогресса, предполагая принять для мусульманских народов европейский вариант формирования общественной жизни [6].
Одной из особенностей мусульманства является то, что во время Средневековья оно смогло обеспечить развитие просвещения и наук. Исламские просветители призывали к овладению знаниями не только в религиозных учебных заведениях, но и светских. Требование развивать просвещение аргументируется аятами Корана. Например, в суре «Сгусток» содержатся многократное требование мусульманам: «Читай!» [7].
Кроме призывов научиться чтению, то есть грамотности, в суре имеется следующий аспект. Здесь уточняется, что Аллах научил человека тому, чего люди еще не знали. Еще раз повторяется идея о том, что ислам, как и христианство, олицетворяет собой переход от древнего варварства и дикости к упорядоченным отношениям в обществе, формированию гуманных, цивилизованных принципов в социально-политической системе. Именно в этом проявляется основа либерально-модернистских тенденций ислама в современном обществе.
На рубеже XX-XXI вв. в Казахстане традиции исламского модернизма начали играть существенную роль. Наиболее значительные изменения в статусе казахстанского ислама произошли в религиозно-культовой области. Многие из религиозных институтов мусульманства получили положительное значение для удовлетворения потребностей казахстанских граждан исламского вероисповедания в аспекте реализации их конституционного права на свободу совести.
Рост влияния Исламского возрождения в мусульманском мире, повлек за собой изменения политических приоритетов на Западе. Западная философская мысль не терпят сосуществование иных ценностей. Для общественного сознания иудео-христианского мира было характерно неприятие Ислама как такового, то для мусульман Моисей и Иисус истинные пророки, которые вели свои народы к Истине, возвещенной Кораном. Культура диалога не чужда мусульманской цивилизации. В Священном Коране говорится: «Скажи (Мухаммад с.а.в): «О люди Писания! Давайте придем к единому слову для нас и для вас, о том, что мы не будем поклоняться никому кроме Аллаха, не будем приобщать к Нему никаких сотоварищей и не будем считать друг друга господами наряду с Аллахом» (Сура Семейство Имрана, аят 64).
В то же время некоторые объективные и субъективные предпосылки (например, усиление языческих настроений среди незначительного числа мусульман) привели к тому, что деструктивные тенденции мусульманства стали в постсоветском пространстве реальным явлением. Псевдоислам, организационно и финансово взращенный определенными социально-политическими кругами, стремится мобилизовать своих волонтеров, где только возможно. На юге, Севере, Западе и других регионах, где живут исповедующие ислам граждане Казахстана, также стали объектом экспансии экстремистов.
Более тысячелетия ислам является объективным компонентом казахстанского менталитета. Он стал духовной основой формирования культуры и определяет цивилизационные особенности не только мусульман, но и представителей других наций и конфессий. Ислам - религия терпения и милосердия, был и остается фундаментом, силой, помогающей единению народов Казахстана. Ислам, заключающий в себе гуманное «ядро», простоту, доступность и неразвитость иерархически организованной структуры, делает мусульманство способным к модернизации, позволяет ему сосуществовать с современной цивилизацией. Необходимо отметить традиционную неагрессивность и ненавязчивость в деле проповеди исламского учения, отсутствие жестких суждений об исламе как единственно абсолютной истине.
Переход к либеральному исламу в Казахстане обретает черты реальности. Например, в Республике начинается подготовка специалистов с присвоением квалификации «имам - хатыб, - преподаватель коранических наук и арабского языка». Одновременно, на основе выполнения государственного стандарта выпускники обеспечиваются светским дипломом.
Сущность монотеистических религий, как особых форм общественного сознания, состоит в том, что они направлены на формирование нравственной личности. Анализ Корана позволяет констатировать следующее: ислам провозглашает приоритет общечеловеческих ценностей, заключающихся в таких принципах, как Жизнь, Счастье и Здоровье. Фундаментальные положения мусульманства не содержат в своей основе положения, позволяющие обвинять данную религию в разжигании экстремизма в какой-либо форме. Суры и аяты Корана доказывают, что ислам представляет духовную альтернативу деструктивным тенденциям во всех его формах. Методы исследования ислама позволяют выявить объективный характер эволюции разных направлений в исламском вероучении. Религиозное учение ислама представляет собой не застывшие догмы, а социокультурное явление, способное к самосовершенствованию. Стремление сдержать прогресс исламского вероучения на основе принципа бидгать (запрет нововведений) опровергается как теоретически, так и практически. Проявляется либерально-конструктивный потенциал ислама, обеспечивающий современную тенденцию к модернизации исламского общества.
Воспитание убеждения в том, что в своих бедах человек повинен только сам, невозможно без духовных основ, которые формируются в мировых религиях. Монотеистические верования представляют собой основу внутреннего самосовершенствования личности, направлены на отрыв человека от духовных атавизмов, на воспитание гуманных морально-этических убеждений личности. Их сущность заключается в способности управления своим внутренним миром: мыслями, эмоциями, чувствами, желаниями, страстями и т.д. Именно в этом заключается основа формирования социального иммунитета к экстремизму, как крайнего проявления недовольства обществом.
Литература
-
Соловьев В.С. Магомет, его жизнь и религиозное учение. - Алма-Ата, Кітап, 1990. - С.40.
-
Якуб М.Т., Якупов М.Т. Проблемы трансформации личности как социального последствия глобализации // Аспирантский вестник Поволжья. 2008. №5-6. - С. 90-94.
-
Букреев В.И. Человек агрессивный. Истоки международного терроризма. - М., 2007. -С. 270.
-
Якуб М.Т. Якупов М.Т. Идеи исламского просвещения и педагогики Средневековья // Гуманизация образовательной деятельности в вузе, техникуме, школе: материалы Всероссийской научно-практической конференции. - Нефтекамск, РИО БашГУ, 2005. - С. 36-40.
-
Егорин А. Глобализация и арабский мир в XXI веке // Диалог цивилизаций: базовые концепты, идеи, технологии. - Бейрут -Нижний Новгород: Махинур, 2006. - С. 436.
-
Якупов М.Т. К проблеме истоков формирования современного джихада (осмысление его субъективно-психологических аспектов) // Аспирантский вестник Поволжья. - 2009.№1-2. С.53-58.
-
Инсанова А. Джадидизм против исламского фундаментализма интернет сайт 2006-07-04 apn.kz/publications/article4527. htm
-
Роман Силантьев. Новые джадиды интернет сайт 22 сентября 2011 года, 14:19
-
Каримов Н. Возникновение джадидиз-ма, как первоосновы национальной идеи народов Центральной Азии интернет - сайт centrasia.ru/newsA. php?st=128505798012:33 21.09.2010
-
Поликарпов B.C. История религий. Лекции и хрестоматия. - М.: «Гардарика», «Экспертное бюро», 1997. - 312 с.
-
Жданов Н.В., Игнатенко А.А. Ислам на пороге XXI века. - М.: Политиздат, 1989. - С.167.
-
Якупов М.Т. Проблема трансформации сущности ислама в контексте современного экстремизма // Философское наследие и современность: Сборник научных статей, Уфа,РИЦ БашГУ, 2009. - С.131-139.
-
Егорин А. Глобализация и арабский мир в XXI веке // Диалог цивилизаций: базовые концепты, идеи, технологии. - Бейрут -Нижний Новгород: Махинур, 2006. - С. 436.