Другие статьи

Цель нашей работы - изучение аминокислотного и минерального состава травы чертополоха поникшего
2010

Слово «этика» произошло от греческого «ethos», что в переводе означает обычай, нрав. Нравы и обычаи наших предков и составляли их нравственность, общепринятые нормы поведения.
2010

Артериальная гипертензия (АГ) является важнейшей медико-социальной проблемой. У 30% взрослого населения развитых стран мира определяется повышенный уровень артериального давления (АД) и у 12-15 % - наблюдается стойкая артериальная гипертензия
2010

Целью нашего исследования явилось определение эффективности применения препарата «Гинолакт» для лечения ВД у беременных.
2010

Целью нашего исследования явилось изучение эффективности и безопасности препарата лазолван 30мг у амбулаторных больных с ХОБЛ.
2010

Деформирующий остеоартроз (ДОА) в настоящее время является наиболее распространенным дегенеративно-дистрофическим заболеванием суставов, которым страдают не менее 20% населения земного шара.
2010

Целью работы явилась оценка анальгетической эффективности препарата Кетанов (кеторолак трометамин), у хирургических больных в послеоперационном периоде и возможности уменьшения использования наркотических анальгетиков.
2010

Для более объективного подтверждения мембранно-стабилизирующего влияния карбамезапина и ламиктала нами оценивались перекисная и механическая стойкости эритроцитов у больных эпилепсией
2010

Нами было проведено клинико-нейропсихологическое обследование 250 больных с ХИСФ (работающих в фосфорном производстве Каратау-Жамбылской биогеохимической провинции)
2010


C использованием разработанных алгоритмов и моделей был произведен анализ ситуации в системе здравоохранения биогеохимической провинции. Рассчитаны интегрированные показатели здоровья
2010

Специфические особенности Каратау-Жамбылской биогеохимической провинции связаны с производством фосфорных минеральных удобрений.
2010

Ислам в Казахстане. Современные тренды и этапы развития

В данной статье рассматриваются этапы становления и развития взаимоотношений религии и государства, а также вопросы институциализации, налаживания и помощи в правильной направленности религиозной деятельности в стране. 

Ислам - самая распространенная религия среди верующего населения Казахстана. Соглас­но переписи 2009 года, мусульмане составляют 70,19 % населения [1].

История появления ислама на территории Средней Азии и Казахстана берет начало со вто­рой половины VII века, в период правления пер­вого омейядского халифа Муавии ибн Абу Суфи-яна. Процесс его становления в Казахстане был длительным и сложным, занял несколько веков. И хотя мусульманство стало, по сути дела, един­ственной религией казахов, оно не носило здесь резко выраженного ортодоксального характера.

Проникновение ислама на территорию совре­менного Казахстана происходило в течение не­скольких столетий, начиная с южных регионов. Первоначально ислам утвердился среди оседло­го населения Семиречья и на Сырдарье в конце Х века, когда он был провозглашен официальной религией в Империи Караханидов.

Сегодня в Казахстане функционируют по раз­личным данным от 2500 до 2700 мечетей, основ­ная масса казахского населения считают себя му­сульманами, и соблюдают в той или иной мере хотя бы часть религиозных обрядов [2].

После обретения независимости, Казахстан, учитывая многонациональность и многоконфес-сиональность страны, а также другие объектив­ные факторы, объявил себя светской унитарной республикой, где религиозные объединения и идеологии отделены от государства. В связи с этим первоочередной задачей перед теми, кто закладывал основы нового государства, стояла институциализация всех сфер общества, которая способствовала бы гармоничному и солидарно­му развитию страны.

Основные этапы развития 

Институциализация религиозной деятельности в Республике Казахстан 

Первый этап: Закон о религии 

Современная институциализация религиоз­ной деятельности в стране ознаменовалась, в первую очередь, принятием Закона 15 января 1992 года «О свободе вероисповедания и религи­озных объединениях» [3], который впоследствии (11 октября 2011 года) был дополнен и принят как Закон «О религиозной деятельности и рели­гиозных объединениях» [4].

В своем первоначальном виде Закон о рели­гии (от 15.01.1992 г.) был, по мнению многих экспертов, слишком либеральным и позволил многим деструктивным сектам и нетрадицион­ным конфессиям открыто вести политику агрес­сивной религиозной экспансии идей, подры­вающих основы светского конституционного государства.

Нынешний закон, по мнению большинства, имеет более завершенную форму, нежели преж­ний, но при этом нуждается в доработке, в част­ности, вызывают горячие споры нормы, опреде­ленные в 7-й статье данного закона «Религиозные обряды и церемонии», где упоминается о запрете отправления религиозных обрядов в госучреж­дениях.

По мнению политолога Т. А. Козырева, дан­ный пункт законопроекта, формально ограни­чивающий религиозные церемонии вообще, на практике может оказаться сугубо антиислам­ским по своей направленности, и ударить только по мусульманам, что соответственным образом будет воспринят верующими. В этом можно не сомневаться.... А что касается, будет работать новый закон или нет? (прим. автора). Я думаю, на деле мало что изменится. Те, кто молился в специальной комнате, будут молиться у себя в кабинете, как сказал Максут Нарикбаев, лидер партии «Адилет». Для тех, у кого нет своего ка­бинета, это будет зависеть от личных взаимоот­ношений с непосредственным начальником. В итоге на практике мало что изменится, но вокруг всего этого будет создана нездоровая атмосфера. Почему верующий должен чувствовать себя пре­ступником? [5]. 

Но, несмотря на выше сказанное, положи­тельных сторон у нового Закона достаточно. По мнению многих - это не только его преамбула, в которой, четко расставлены приоритеты развития религиозной культуры казахстанского общества, но и дифференцированный подход к крупным и малым, зарубежным и отечественным конфес­сиям, а также снятие ограничений, связанных с возможностью государства оказывать финан­совую помощь тем или иным религиозным ор­ганизациям, защищая при этом интересы своей культуры и традиций.

Так, например, в преамбуле закона сказано: «Настоящий Закон основывается на том, что Ре­спублика Казахстан утверждает себя демократи­ческим, светским государством, подтверждает право каждого на свободу совести, гарантирует равноправие каждого независимо от его религи­озного убеждения, признает историческую роль ислама ханафитского направления и православ­ного христианства в развитии культуры и ду­ховной жизни народа, уважает другие религии, сочетающиеся с духовным наследием народа Казахстана, признает важность межконфессио­нального согласия, религиозной толерантности и уважения религиозных убеждений граждан». 

Второй этап: учреждение государственных органов регулирования религиозной деятель­ности. Агентство по делам религий

Для внедрения законодательной базы и осу­ществления госконтроля в сфере религиозной деятельности НПО, 30 декабря 2005 года Поста­новлением Правительства РК №№ 1319 был учреж­ден госорган в лице Комитета по делам религий при Министерстве юстиции РК [6], который затем был передан в Министерство культуры. 18 мая 2011 года комитет был выведен из состава Министерства и реорганизован в Агентство по делам религий Республики Казахстан [7].

Агентство по делам религий - это централь­ный исполнительный орган, не входящий в состав Правительства, осуществляющий государствен­ное руководство в сфере обеспечения межконфес­сионального согласия, прав граждан на свободу вероисповедания и взаимодействия с религиоз­ными объединениями, а также в пределах, пред­усмотренных законодательством, межотраслевую координацию и иные функции в сфере деятельно­сти, отнесенные к его компетенции [8]. 

Политика умеренного равновесия между государственным контролем и развитием религиозных НПО

Третий этап: создание диалоговой площадки в сфере религиозной деятельности

Съезд лидеров мировых и традиционных религий 

После известных печальных событий 11 сен­тября 2001 года, случившихся в США, когда на башни-близнецы ВТЦ в Нью-Йорке были со­вершены атаки террористов, весь мир оказался на грани раскола, в воздухе запахло гарью. Если одни говорили о начале III мировой, то другие как минимум предрекали глобальный конфликт цивилизаций и религий.

Одним из первых глав государств, который смело и открыто заявил о том, что в чистой ре­лигии нет место терроризму, и что всякого рода «измы» не присуще исламу, был Н.А. Назарбаев. Президент Республики Казахстан выдвинул ини­циативу проведения форума мировых и традици­онных религий в столице РК - г. Астане, который состоялся 23-24 сентября 2003 года.

По замыслу Президента Казахстана диалог между лидерами мировых и традиционных ре­лигий, построенный на основе общих аспектов и точных сведений друг о друге, открывает широ­кие перспективы для взаимного сотрудничества и способствует преодолению таких негативных проявлений нашего времени, как насилие, фана­тизм, экстремизм и терроризм. Диалог религий как концептуальная идея I Оъезда и средство раз­решения споров был противопоставлен методам насилия и террора в межконфессиональных и межнациональных отношениях.

Цель I Съезда заключалась в поиске обще­человеческих ориентиров в мировых и тради­ционных формах религий, создании постоянно действующего международного межконфессио­нального института для осуществления диалога религий и принятия согласованных решений. 

По итогам форума была принята Декларация, в которой духовные лидеры заявили о совмест­ных действиях по обеспечению мира и прогрес­са для человечества и обеспечения стабильности в обществах, как основы гармоничного мира в будущем.

Успех прошедшего мероприятия был закре­плен в Решении I Съезда, проводить межрели­гиозный форум на регулярной основе - не реже 1 раза в 3 года. В данном Решении Казахстану была оказана честь, организовать II Съезд лиде­ров мировых и традиционных религий в столице Республики Казахстан - городе Астане, а также поручено разработать все аспекты, связанные с созданием Секретариата Съезда.

12-13 сентября 2006 года в Астане состоял­ся II Съезд лидеров мировых и традиционных религий под председательством Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева. Съезд проходил в новом, специально построенном к проведению форума здании «Дворце мира и со­гласия».

1-2 июля 2009 года в г. Астана состоялся III Съезд лидеров мировых и традиционных рели­гий.

Ожидается, что IV Съезд лидеров мировых и традиционных также будет проходить в Астане 30-31 мая 2012 года. 

Четвертый этап: международное сотрудни­чество - исламский вектор

На официальных сайтах МИД РК приводится: «Активизация отношений Казахстана с мусуль­манскими странами отвечает долгосрочным ин­тересам нашей страны и соответствует положе­ниям Послания Президента РК Н.А. Назарбаева народу Казахстана от 1 марта 2006 г., в котором Глава государства отметил развитие сотрудниче­ства с исламскими странами в качестве одного из приоритетов внешней политики РК». 

Организация Исламского сотрудничества

Активное участие нашей страны в деятель­ности Организации Исламского сотрудничества (ОИС), наряду с другими крупными региональ­ными и глобальными организациями, приобрета­ет на современном этапе все большее значение.

Взаимодействие с Исламским миром являет­ся одним из приоритетов внешней политики РК. Со своей стороны Исламский мир рассматривает Казахстан как неотъемлемую часть мусульман­ского сообщества.

Организация Исламского сотрудничества (ОИС (до 2011 - Организация Исламская кон­ференция (ОИК)); англ. Organisation of Islamic Cooperation (OIC), араб. U^_ljj УсисІ^) — международная организация исламских стран.

ОИС основана 25 сентября 1969 года на Кон­ференции глав мусульманских государств. Це­лью создания ОИС является обеспечение ислам­ской солидарности в социальной, экономической и политической сферах, борьба против колониа­лизма, неоколониализма и т.д. Штаб-квартира организации находится в Саудовской Аравии в г. Джидда.

28 июня 2011 года решением состоявшейся в Астане 38-й сессии Совета министров иностран­ных дел (СМИД) ОИК Организация Исламская конференция переименована в Организацию ис­ламского сотрудничества (ОИС).

Казахстан вступил в ОИС в 1995 г. и его де­легации приняли участие во всех наиболее круп­ных мероприятиях ОИС, таких, как Саммиты, Совещания министров иностранных дел, а также Ежегодные координационные совещания мини­стров иностранных дел ОИК в ходе Генеральных ассамблей ООН.

В июне 2011 года Казахстан возглавил ОИС. В рамках своего председательства в этой между­народной организации Астана выдвинула пред­ложение о принятии долгосрочной программы с целью оказания экономической и финансовой помощи наименее развитым странам исламско­го мира. Кроме того, в рамках председательства Астана уже провела ряд крупных мероприятий в Казахстане, в том числе VII Всемирный Ислам­ский Экономический Форум, III Исламскую кон­ференцию министров здравоохранения стран-участниц ОИС, а также ряд других инициатив, призванных внести значительный вклад в реше­ние проблем мусульманских стран.

15 февраля 2012 года Президент Казахстана Н. А. Назарбаев подписал закон РК «О ратифи­кации устава Организации исламская конфе­ренция», подтверждая тем самым что развитие и укрепление сотрудничества с ОИС и ислам­ским миром, являются одним из приоритетных направлений внешней и внутренней политики страны. 

Исламский банк реконструкции и развития 

Особое место в сотрудничестве с ОИС и ис­ламским миром отводится взаимодействию с Ис­ламским Банком Развития, который имеет статус международного банка первого уровня, работа­ющего только с государственными программами и не осуществляющего обслуживание и кредито­вание населения. 

Исламский банк реконструкции и развития был основан 18 декабря 1973 года на первой кон­ференции министров финансов стран-участниц Организации Исламская конференция. Начал свою деятельность 20 октября 1975 г.

Казахстан ратифицировал учредительный дого­вор Исламского банка развития 15 мая 1996 года, после чего 11 марта 1997 года ИБР открыл свое ре­гиональное представительство в г. Алматы [13].

Сегодня ИБР продолжает свою работу по осу­ществлению ранее подписанных с правитель­ством РК соглашений. В настоящее время реа­лизованы или находятся на стадии завершения ряд проектов по линии ИБР. Была разработана программа ИБР на 2003-2006 гг., в которую вош­ли различные проекты народнохозяйственного значения, большая часть которых относилась к инфраструктурным:

  • -    Институт имени Сызганова - 10 млн. долл.США;
  • -    Автодорога Гульшат - Караганда - 10 млн. долл. США;
  • -    Строительство отрезка автомобильной до­роги Осакаровка;
  • -    Вишневка - 20 млн. долл. США;
  • -    Поддержка малого и среднего бизнеса - 15 млн. долл. США.

В рамках VII Всемирного исламского эконо­мического форума, называемого также «Ислам­ским Давосом», прошедшего в Астане, Казахстан и Исламский банк развития (ИБР) подписали ме­морандум, в соответствии с которым, ИБР инве­стирует в сектора экономики Казахстана порядка $1,2 млрд. [14] . 

Пятый этап: поддержка и развитие религиозных НПО 

В гражданско-правовом обществе, роль созда­ния благоприятных условий для развития непра­вительственных организаций (НПО), в том числе и в религиозной сфере, не менее значима, чем само правовое поле и государственный контроль. Так сегодня, мы можем наблюдать, как государ­ство не только способствует, но и активно внедря­ет позитивные религиозные нормы в социально-экономические и культурно-бытовые сферы страны, помогая НПО удовлетворять потребности и нужды тех или иных социальных групп.

1. В экономической сфере

Принятие Закона об исламском банкинге

Исламский банкинг - это способ ведения банковских дел, который согласуется с религи­озными правилами ислама. Сущность исламской экономики, прежде всего - это отказ от ссудного процента, от фьючерсных сделок, от «легких» денег и спекулятивных операций. Ближе всего, как методика работы подходит понятие проект­ное инвестирование.

В целях обеспечения прав граждан, для ко­торых исламские этические нормы и принципы ведения бизнеса являются неотъемлемым атри­бутом религиозности и которые не желают поль­зоваться услугами традиционных банков, рабо­тающих по западным правилам кредитования, а также для увеличения базы инвесторов и дивер­сификации источников фондирования, 12 февра­ля 2009 года Президент РК подписывает закон № 133-IV о деятельности исламских банков и ор­ганизации исламского финансирования [15].

Пруденциальные нормативы для исламских банков, представленные АФН, были разработа­ны с учетом создания одинаковых условий, как для них, так и для других коммерческих банков.

Таким образом, государство, с одной сторо­ны, привлекает дополнительные инвестиции, а с другой создает благоприятные условия для гар­моничного развития самого общества, учитывая интересы большинства представителей религи­озных конфессий.

Уже сегодня Национальный банк Казахстана получил ассоциированное членство в Совете по исламским финансовым услугам (IFSB). Член­ство в этой авторитетной организации позволит Национальному банку РК получать эффективное содействие от ее участников в деле внедрения и регулирования исламских финансовых услуг в Казахстане [16]. Исламский банк Al Hilal

Результатом принятия закона об Исламском банкинге стало, прежде всего, открытие Ис­ламского банка второго уровня - Банка А1 Hilal Bank, который призван быть локомотивом в сфе­ре внедрения исламских банковских продуктов в экономику страны.

Одной из главных целей открытия исламских банков в Казахстане и внедрения принципов ис­ламского финансирования является открытие новых возможностей для местных компаний в работе с исламскими инвесторами.

Основным толчком для создания АО «Ис­ламский банк Al Hilal» послужили инициативы правительства Казахстана, направленные на по­ощрение развития исламского банкинга в стра­не. С этой целью были внесены изменения в бан­ковское законодательство, а также Гражданский кодекс, Налоговый кодекс. 

Исламский банк Al Hilal начал свою деятель­ность в марте 2010 года и был создан в соответ­ствии с Соглашением между правительством РК и правительством Объединенных Арабских Эми­ратов об открытии исламского банка в РК [17].

Казахстанский Исламский банк «Al Hilal» яв­ляется дочерним банком Эмиратского банка «Al Hilal Bank». В свою очередь Эмиратский банк «Al Hilal» - это государственный банк, на 100% принадлежащий правительству Абу-Даби (ОАЭ). Банк начал свою деятельность в июне 2008 года. Уставный капитал «Al Hilal Bank» составляет 4 млрд. дирхамов (158,8 млрд. тенге). Банк имеет 19 филиалов и 90 банкоматов по всей террито­рии Объединенных Арабских Эмиратов.

В настоящее время деятельность вышеупо­мянутого банка в Казахстане сконцентрирована на корпоративном секторе. Банк предоставляет полный спектр банковских услуг: финансиро­вание, операционное обслуживание, консалтин­говые услуги. Спектр розничных банковских продуктов и услуг будет внедрен позже по мере распространения принципов и практики ислам­ского финансирования в Казахстане [18].

Помимо Исламского банка Al Hilal в Респу­блике открылись и оказывают услуги в рамках исламского финансирования мусульманская страховая компания «Такафуль» и финансовая компания «Fattah FINANCE». 

2. В культурно-бытовой сфере 

Развитие Халал индустрии в РК

Халал - это свойство (качество) продукта, которое соответствует требованиям Шариата и характеризует степень пригодности его к упо­треблению.

Халал индустрия включает в себя, помимо пи­щевых продуктов, почти все культурно-бытовые отрасли, от досуга и отдыха, до косметических средств и лекарственных препаратов.

Рынок халяль индустрии - это самый дина­мично развивающийся на сегодняшний день рынок в мире. Уже сейчас эксперты оценивают оборот только европейского рынка халяльных продуктов приблизительно в 66 млрд. долларов, а в следующее десятилетие, как ожидают, он уве­личится еще на 20—25 процентов. В некотором смысле производство халалных пищевых про­дуктов уже стало господствующей тенденцией на Западе, поскольку их предлагают крупней­шие транснациональные корпорации: Nestle, McDonald's, KFC, TESCO и другие. Вообще же одно из важнейших направлений индустрии халал — пищевая промышленность. Любопыт­но отметить, что крупнейшими поставщиками халалного мяса в арабские страны являются Бразилия и Новая Зеландия (последняя, кстати, - крупнейший производитель и экспортер халал-ного мяса в мире).

В Казахстане огромный вклад в продвиже­ние «Халал» стандартов внесла «Казахстанская Ассоциация Хаджи», которая в 2005 году заре­гистрировала в Комитете по техническому ре­гулированию и метрологии Министерства Ин­дустрии и Торговли РК - Технический Комитет № 57 для разработки и актуализации стандартов «Халал» (приказ № 385 от 09.11.2005 г.). Пред­седатель М. А. Сарсенбаев [19].

По словам Марата Агыбаевича: «На сегод­няшний день, «Халал» - это 500 предприятий Казахстана, а потенциально желающих пройти сертификацию может быть и больше. Но наи­лучшим показателем развития халал индустрии является, во-первых, вход на рынок халал про­дукции крупных производителей Казахстана, а во вторых потребитель халал продукции в на­стоящее время является не только намазхан, но и другие люди, различных конфессий и различных слоев социума - от рабочего до интеллигенции»[20].

Отдельно хотелось бы упомянуть о халал туризме - это, конечно в первую очередь па­ломничество в Мекку, организацией которого занимаются свыше 10 компаний, а также отдых в мусульманские и немусульманские страны с предоставлением особого сервиса. 

Islamic fashion

Также один из элементов исламской идентич­ности в светском обществе - это мусульманская женская одежда, хиджаб. Несмотря на то, что в стране немало тех, кто борется за звание «образ­цового светского государства» и старается вся­чески препятствовать внешним проявлениям се­паратизма в «Дресс коде», рынок мусульманской женской одежды растет из года в год. Сегодня он уверенно отвоевывает у «гламура» все больше мест на подиумах брендовых домов мод, а также в повседневных гардеробах слабого пола. Ли­нии мусульманской женской одежды запущены не только специализированными ателье, но и в известных домах моды Казахстана таких, как у Куралай Нуркадиловой и др.  

3. В духовно-просветительской сфере 

Духовное управление мусульман Казахстана (ДУМК)

ДУМК - это самая большая и влиятельная в стране религиозная неправительственная ор­ганизация, объединяющая большую часть му­сульман Казахстана. Председатель ДУМК - Вер­ховный муфтий избирается на общем собрании. При этом кандидатура верховного муфтия, со­гласовывается с Ак Ордой.

История развития этой общественной органи­зации берет начало с 1943 года, которое было в составе Средне-Азиатского духовного управле­ния мусульман СССР.

В СССР действовало 4 мусульманских цен­трализованных структур: Среднеазиатское ду­ховное управление мусульман (САДУМ), ко­ординировавшее деятельность мусульманских общин Средней Азии и Казахстана; Духовное управление мусульман Закавказья (ДУМЗАК), объединявшее мусульман Азербайджана, Грузии и Армении; Духовное управление мусульман Северного Кавказа (ДУМСК), действовавшее в пределах национальных образований этого ре­гиона; и Духовное управление мусульман Евро­пейской части СССР и Сибири (ДУМЕС), в зону ответственности которого были отнесены все остальные мусульманские общины.

В СССР самым влиятельным и авторитетным из муфтиятов считался САДУМ, традицион­но выступавший в роли «витрины» советского ислама. САДУМ контролировал единственные учебные заведения мусульман СССР — бу­харское медресе «Мир-Араб» и Ташкентский Исламский институт.

В 1990 году САДУМ распался и ДУМК был основан, как независимое объединение, первым и вторым избранным председателем которого был Ратбек Нисанбаев.

На третьем (24 июня 2000 года), и четвертом (4 июня 2005 года) курултае мусульман Казахста­на Верховным муфтием и председателем ДУМК был избран Абсаттар Дербисали.

Роль таких централизованных и лояльных властям неправительственных организаций, как ДУМК в регулировании религиозной деятель­ности верующих мусульман Казахстана и в под­держке стабильности в стране чрезвычайно важ­на. Именно поэтому представители от ДУМК являются постоянными участниками во всех комитетах и рабочих группах правительства РК, связанных с религиозной или иной обществен­ной деятельностью Республики. По негласным правилам все начинания, связанные с мусуль­манской деятельностью в стране, исходящие с «низов» или «верхов» общества в той или иной мере должны быть согласованы и иметь одобре­ние со стороны ДУМК, который является своего рода посредником между мусульманскими об­щинами и государством. 

Университет Нур-Мубарак

Четко понимая, что экстремистски настро­енным религиозным группам, могут противо­стоять только просвещенные и образованные религиозные деятели и что традиционные и уме­ренные НПО без государственной поддержки, сами не смогут противостая угрозе терроризма, руководство страны с первых лет обретения не­зависимости, предпринимает конкретные шаги для решения подобных проблем. Одно из таких решений - это постановление о строительстве учебного заведения, которое было принято на встрече двух глав государств во время визита Президента Республики Казахстан Н.А. Назар­баева в Египет. Для этой цели в Алматы было выделено 6 гектаров земли. 16 июня 1993 года Президент РК Н.А. Назарбаев вместе с Мини­стром Вакуфов Арабской Республики Египет М. аль-Мажхубом заложили первый камень уни­верситетского городка.

2 июля 2003 года Соглашение о создании Еги­петского университета исламской культуры Нур-Мубарак было ратифицировано Парламентом РК и указом президента Н.А. Назарбаева №460-11 обрело законную силу.

Университету была выдана лицензия Мини­стерства образования и науки РК.

Сегодня университет Нур-Мубарак представ­ляет собой учебное заведение, осуществляющее подготовку высококвалифицированных имамов, исламоведов, религиоведов, преподавателей арабского языка и литературы, переводчиков и регионоведов.

С момента основания и по сегодняшний день более 300 человек вышли из стен университе­та Нур-Мубарак дипломированными специа­листами. 

Мусульманские медиа ресурсы РК В Казахстане в число крупных мусульман­ских медиа ресурсов, несомненно, относится телеканал «Асыл арна» и сайт meshit.kz. 

Студия «Асыл арна» была зарегистриро­вана как ТОО при Министерстве юстиции РК 27 сентября 2007 года, а в 2008 году получила свидетельство № 9467-Э о «Постановке на учет Средства массовой информации» в Комитете ин­формации и архива при Министерстве культуры и информации.

Помимо сайта meshit.kz, являющегося самым популярным сайтом среди мусульман Ка­захстана, есть еще и: www.kazreligiya.kz, www. minaret.kz, www.sunnaonline.com и пр.

Также в Казахстане издаются мусульман­ские религиозно-просветительские журналы «Шапағат-нұр», «Мұсылман», «Семья»; газеты: «Ислам және өркениет», «Ислам»; и функцио­нируют издательства «Көкжиек», «Әлбаракат», «Насихат М» и многие другие.

 

Литература

  1. Официальный сайт Агентства Республики Казахстан по статистике stat.kz
  2. wikipedia.org / 4 марта 2012 года
  3. Постановление Верховного Совета Респу­блики Казахстан от 15 января 1992 года № 1128А-ХП о введении в действие Закона Ре­спублики Казахстан «О свободе вероиспове­дания и религиозных объединениях»
  4. Закон Республики Казахстан о религиозной деятельности и религиозных объединениях от 11 октября 2011 года № 483-IV
  5. Тимур КОЗЫРЕВ: «Родина или Бог?» информационный портал Zakon.kz /дата публика­ций 20.09.2011 г.
  6. Постановление Правительства Республики Казахстан от 30 декабря 2005 года № 1319 Вопросы Комитета по делам религий Мини­стерства юстиции Республики Казахстан.
  7. Указ Президента Республики Казахстан № 84 об Агентстве Республики Казахстан по делам религий от 18 мая 2011 года.
  8. Вопросы Агентства Республики Казахстан по делам религий. Постановление Прави­тельства Республики Казахстан от 1 августа 2011 года № 888.
  9. Официальный сайт Съезда мировых и тра­диционных религий religions-congress. org /4.03.2012 г.
  10. ru.wikipedia.org / 4 марта 2012 года
  11. kazembassy.by / 4 марта 2012 года
  12. islamfund.kz / 4 марта 2012 года
  13. Закон Республики Казахстан от 15 мая 1996 года № 2-I о ратификации Учредительного договора Исламского банка развития, под­писанного в Джидде 12 августа 1974 года.
  14. kursiv.kz / 8 июня 2011 года
  15. Закон Республики Казахстан О внесении из­менений и дополнений в некоторые законо­дательные акты Республики Казахстан по вопросам организации и деятельности ис­ламских банков и организации исламского финансирования.
  16. kursiv.kz /23 февраля 2012 года
  17. Соглашение между Правительством Респу­блики Казахстан и Правительством Объеди­ненных Арабских Эмиратов об открытии Исламского Банка в Республике Казахстан Астана, 11 июня 2009 года
  18. banker.kz 4 марта 2012 года
  19. Официальный сайт Комитета техническо­го регулирования и метрологии МИНТ РК http://www.memst.kz / 4 марта 2012 года
  20. meshit.kz 4 марта 2012 года

Разделы знаний

Архитектура

Научные статьи по Архитектуре

Биология

Научные статьи по биологии 

Военное дело

Научные статьи по военному делу

Востоковедение

Научные статьи по востоковедению

География

Научные статьи по географии

Журналистика

Научные статьи по журналистике

Инженерное дело

Научные статьи по инженерному делу

Информатика

Научные статьи по информатике

История

Научные статьи по истории, историографии, источниковедению, международным отношениям и пр.

Культурология

Научные статьи по культурологии

Литература

Литература. Литературоведение. Анализ произведений русской, казахской и зарубежной литературы. В данном разделе вы можете найти анализ рассказов Мухтара Ауэзова, описание творческой деятельности Уильяма Шекспира, анализ взглядов исследователей детского фольклора.  

Математика

Научные статьи о математике

Медицина

Научные статьи о медицине Казахстана

Международные отношения

Научные статьи посвященные международным отношениям

Педагогика

Научные статьи по педагогике, воспитанию, образованию

Политика

Научные статьи посвященные политике

Политология

Научные статьи по дисциплине Политология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Психология

В разделе "Психология" вы найдете публикации, статьи и доклады по научной и практической психологии, опубликованные в научных журналах и сборниках статей Казахстана. В своих работах авторы делают обзоры теорий различных психологических направлений и школ, описывают результаты исследований, приводят примеры методик и техник диагностики, а также дают свои рекомендации в различных вопросах психологии человека. Этот раздел подойдет для тех, кто интересуется последними исследованиями в области научной психологии. Здесь вы найдете материалы по психологии личности, психологии разивития, социальной и возрастной психологии и другим отраслям психологии.  

Религиоведение

Научные статьи по дисциплине Религиоведение опубликованные в Казахстанских научных журналах

Сельское хозяйство

Научные статьи по дисциплине Сельское хозяйство опубликованные в Казахстанских научных журналах

Социология

Научные статьи по дисциплине Социология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Технические науки

Научные статьи по техническим наукам опубликованные в Казахстанских научных журналах

Физика

Научные статьи по дисциплине Физика опубликованные в Казахстанских научных журналах

Физическая культура

Научные статьи по дисциплине Физическая культура опубликованные в Казахстанских научных журналах

Филология

Научные статьи по дисциплине Филология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Философия

Научные статьи по дисциплине Философия опубликованные в Казахстанских научных журналах

Химия

Научные статьи по дисциплине Химия опубликованные в Казахстанских научных журналах

Экология

Данный раздел посвящен экологии человека. Здесь вы найдете статьи и доклады об экологических проблемах в Казахстане, охране природы и защите окружающей среды, опубликованные в научных журналах и сборниках статей Казахстана. Авторы рассматривают такие вопросы экологии, как последствия испытаний на Чернобыльском и Семипалатинском полигонах, "зеленая экономика", экологическая безопасность продуктов питания, питьевая вода и природные ресурсы Казахстана. Раздел будет полезен тем, кто интересуется современным состоянием экологии Казахстана, а также последними разработками ученых в данном направлении науки.  

Экономика

Научные статьи по экономике, менеджменту, маркетингу, бухгалтерскому учету, аудиту, оценке недвижимости и пр.

Этнология

Научные статьи по Этнологии опубликованные в Казахстане

Юриспруденция

Раздел посвящен государству и праву, юридической науке, современным проблемам международного права, обзору действующих законов Республики Казахстан Здесь опубликованы статьи из научных журналов и сборников по следующим темам: международное право, государственное право, уголовное право, гражданское право, а также основные тенденции развития национальной правовой системы.