Другие статьи

Цель нашей работы - изучение аминокислотного и минерального состава травы чертополоха поникшего
2010

Слово «этика» произошло от греческого «ethos», что в переводе означает обычай, нрав. Нравы и обычаи наших предков и составляли их нравственность, общепринятые нормы поведения.
2010

Артериальная гипертензия (АГ) является важнейшей медико-социальной проблемой. У 30% взрослого населения развитых стран мира определяется повышенный уровень артериального давления (АД) и у 12-15 % - наблюдается стойкая артериальная гипертензия
2010

Целью нашего исследования явилось определение эффективности применения препарата «Гинолакт» для лечения ВД у беременных.
2010

Целью нашего исследования явилось изучение эффективности и безопасности препарата лазолван 30мг у амбулаторных больных с ХОБЛ.
2010

Деформирующий остеоартроз (ДОА) в настоящее время является наиболее распространенным дегенеративно-дистрофическим заболеванием суставов, которым страдают не менее 20% населения земного шара.
2010

Целью работы явилась оценка анальгетической эффективности препарата Кетанов (кеторолак трометамин), у хирургических больных в послеоперационном периоде и возможности уменьшения использования наркотических анальгетиков.
2010

Для более объективного подтверждения мембранно-стабилизирующего влияния карбамезапина и ламиктала нами оценивались перекисная и механическая стойкости эритроцитов у больных эпилепсией
2010

Нами было проведено клинико-нейропсихологическое обследование 250 больных с ХИСФ (работающих в фосфорном производстве Каратау-Жамбылской биогеохимической провинции)
2010


C использованием разработанных алгоритмов и моделей был произведен анализ ситуации в системе здравоохранения биогеохимической провинции. Рассчитаны интегрированные показатели здоровья
2010

Специфические особенности Каратау-Жамбылской биогеохимической провинции связаны с производством фосфорных минеральных удобрений.
2010

К истории прикладного искусства Казахстана

Предметно-пространственный или вещный мир, ярко выраженный в произведениях при­кладного искусства и тесно связанный с жизнью человека (человечества), всегда несет в себе ценностные следы его эпохи, умонастроения и действий.

Редкий век в истории Казахстана, как про­шедший XX век, и начинался, и заканчивался бы социально-экономическими потрясениями, отра­зившимися и на характере произведений ис­кусства.

Первая мировая война, социальные кон­фликты и революционные события первых двух десятилетий века, коллективизация по-разному повлияли на состояние народного прикладного искусства. Однако же общественные вкусы и городов, и аулов были связаны с прошлым - тра­диционный быт позволил сохранить домашнее производство многих видов прикладного искус­ства, не утративших народные элементы орна­ментации, формы и высокий уровень мастер­ства.

Вожди революции считали, что культура «должна быть пролетарской», т.е. отрицалась какая-либо преемственность культурного раз­вития. «Художественная культура будущего создается на фабриках и заводах», - пишет идео­лог «производственного искусства» О.М. Брик в журнале «ЛЕФ» [1, с. 27].

Тоталитарная политическая система СССР способствовала формированию совершенно осо­бого «культурного феномена», который отли­чался и определенной социальной эстетикой.

В начале 30-х годов в городах республики, также, как и в других местах огромной страны (до 1936 года Казахстан - автономная респуб­лика), организовывались различные артели, в которых художники и народные мастера на основе традиций должны были создавать новые произведения прикладного искусства для до­машних и общественных интерьеров. Проблема «Искусство и быт» была главной в теорети­ческих дискуссиях времени (вторая половина 20-х и начало 30-х гг.). Для помощи мастерам в Москве открылся специальный Научно-иссле­довательский институт художественной про­мышленности  Роспромсовета,  который занимался обследованием состояния художествен­ных артелей, издавал пособия и т.д. 

В середине 30-х годов народное искусство переживает некоторый подъем: в Москве, в Музее восточных культур в 1934 году проходит 1 декада казахского искусства, вызвавшего огромный интерес у зрителей.

Военные 1941 - 1945 годы прервали на время культурную жизнь страны. Послевоенное восстановление разрушенной экономики также сказалось на замедленном развитии прикладного искусства, отразившего черты сталинской эклек­тической ретроспекции ампира и «величествен­ные мотивы классики».

Видимо, еще предстоит серьезная иссле­довательская работа по сбору материалов и анализу произведений прикладного искусства этого времени, считающихся «малоинтерес­ными, а потому и мало изучавшимися». Ис­следователи отмечают литературно-сюжетную основу, верность натуре («тотальный реализм») в произведениях прикладного искусства, впрочем, также как и в изобразительном искус­стве, с одной стороны, а, с другой, - традицио­нализм. «Социальный оптимизм» был главным и наиболее устойчивым компонентом содер­жания и языка тоталитарного искусства [2, с. 180].

Работа мастеров и художников, прежде всего, была направлена на создание массовой вещи, в которой красота и целесообразность понимались как равноценные качества. Однако, технический уровень был низким, экономика неразвитой, поэтому, традиционализм худож­ников, мастеров, работавших в области при­кладного искусства (как и в нарождающемся дизайне) 1930 - 1950-х годов, «сегодня принято считать несостоявшимся стилем, не имеющим связей с прошлым и не ориентированным в будущее» [3, с. 272].

С 50 -х годов начинается открытая оппози­ция против официального искусства, визуали­зирующего советский миф. Изделия, харак­терные для середины 50-х годов, часто назы­вают «советским кичем».

На развитие советского прикладного искус­ства второй половины XX века повлияли неко­торые постановления партии и правительства. Административно-командная директива «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве» 1955 года подытожила намечав­шиеся поиски, определив на многие годы лапидарность стилистики прикладного искус­ства. Но отказ от декоративных «излишеств» в прикладном искусстве способствовал развитию внимания художников к форме и цвету, фактуре и тектонике, выявлению природных свойств материала. Особенное внимание уделялось сти­левому единству элементов интерьера и упро­щенных объемов типовой архитектуры.

Главной же работой художников было, как и прежде, создание массовой вещи с функ­циональной формой и технологичностью ис­полнения, а уникальные произведения рассма­тривались как некий образец для тиражиро­вания: «навязываемые искусству функции в конечном счете определяют его язык» [2, с. 161].

Исследователи истории советского приклад­ного искусства отмечают 1957 год как пере­ломный: именно тогда состоялся Первый съезд Союза художников СССР, где выступил А.Б. Салтыков, поднявший проблемный вопрос о специфике прикладного искусства, вышел в свет первый номер журнала «Декоративное искусство СССР» и экспонировалась Всесоюз­ная выставка.

В середине 60-х годов в публицистических акциях советского искусствоведения, выясняв­шего вопрос о сущности и целях декоративно-прикладного искусства, все чаще стала появ­ляться мысль о том, что форма предметов есть нечто большее, чем только выражение его утилитарной функции, что одновременно эта форма воплощает и духовные ценности.

Особое внимание критики и теоретики ис­кусства обращают на народное искусство, яв­ляющееся синкретической национальной фор­мой самовыражения. В народном искусстве исследователи видят эстетику коллективного опыта восприятия мира, духовность и своеоб­разную «родовую память».

С этого времени принято обозначать новый этап развития прикладного искусства. Для тенденций периода были характерны не столько эмоциональное, сколько интеллектуальное вос­приятие произведения прикладного искусства. Вещь, порвавшая со своим прямым назначе­нием, превращалась в чисто декоративный предмет; изображение как средство композиции возвращалось в декоративное искусство, захва­тывая и конструкцию предмета. Заметно было стремление художников к решению композиций образных и сложных по своему содержанию, не уступающим по силе выражения и глубине мироощущения станковым произведениям. Тогда же определилось «взаимное тяготение» декоративного и изобразительного искусства (станковый текстиль, станковый металл и т.д.). Но массовость изделий, как критерий, была особенно ценна среди основополагающих прин­ципов развития советского декоративного ис­кусства. Экспериментальная работа, выставоч­ная деятельность художника-прикладника в дис­куссиях часто оценивались как «общественно-полезный художественный труд» [4, с. 11], но признавалось, что именно уникальные авторские произведения «определяют смену ценностей» в обществе [5, с. 89].

В 60-е годы на алма-атинской фабрике «Су­венир» было начато изготовление ювелирных изделий из серебра по мотивам казахских на­циональных украшений. Народные мастера-ювелиры консультировали молодых специа­листов, приглашенных из разных районов страны. Тогда же открылась фабрика художест­венных промыслов и надомных форм труда «Тускииз», реформировалась керамическая станция, АХБК, ковровая фабрика - в Казах­стане появляется «демократическая» линия раз­вития прикладного искусства - художественная промышленность.

Однако уже во второй половине 60-х годов отмечаются ослабление интереса художников к промышленности, утверждение творческой лич­ности художника и внимание к национальным особенностям прикладного искусства.

С 60-х годов в построениях композиций художники - прикладники стали применять раз­ные способы (отличные от литературно-сюжет­ной основы и традиционализма 50-х гг.): кол­лаж, полистилистику, иносказательность и др. 60-е годы - это еще время и самопознания, ярко выраженное во всех видах искусств: архитек­туре, живописи, скульптуре, литературе и т.д. В прикладном искусстве также преобладали мо­тивы, продолжающие исторические традиции национального искусства.

В 70-х гг. в Казахстане работают уже твор­чески активные профессиональные художники -прикладники [6, с.60].

К концу 70-х - началу 80-х годов склады­вается новая тенденция в декоративно-приклад­ном искусстве: это стремление создавать не только уникальные произведения, но и целые ансамбли предметов.

Эпоха гласности и перестройки помогла художникам освободиться от советской обя­занности «повышать идейно-художественный уровень произведений», быть включенным в социальный контекст времени, участвовать в привычной системе отборочных выставкомов, и, вместе с тем, следовать в творчестве обще-оюзным темам и направлениям. Многие ху­дожники пересматривают свои творческие пози-ии, обращаясь к философии тенгрианства, су­физма, образам тюркской мифологии.

Искусство второй половины 80-х - начала 90-х годов характерно вниманием художников к мифам, отражающим стили разных эпох. Мета­фора, символ становятся основными компози­ционными приемами художественного языка прикладного искусства. Для художественного сознания конца ХХ века важным становится принцип и свободного ассоциирования, и обра­щения к области бессознательного.

Развал Союза, изменение политического строя страны определили другие возможные пути развития прикладного искусства Казах­стана.

Период становления государственности и национального самосознания отмечен эпохаль­ными изменениями, которые свидетельствуют и о сложении совершенно нового этапа в при­кладном искусстве. Это время радикальных нововедений в творчестве художников-приклад­ников.

Художники активно используют мифоло-ические и архетипные образы, что вполне соот­ветствует особенностям переходного периода (распад культурного канона, освобождение ир­рациональной и бессознательной стихии и т.д.), часто называемого «взрывом творческой энер­гии» [7, с. 237].

У Н.Ю. Лотмана культура взрыва - это культура критической переоценки созданного и одновременно провозглашение нового, а зна­чение мифа, как способа преодоления хаоса и достижения порядка, отмечал и К. Леви-Строс.

Обращенность к архаике, которая воспри­нимается как «архетип культурной подлин­ности» (по Й. Хейзинги), стала причиной фор­мирования заметного этнического направления в деятельности художников (С. и А. Бапановы, А. Мукажанов, С. Рысбеков, С. Баширов, З. Му-камеджанулы и др.). В работах художников Алматы - центра активного развития совре­менного прикладного искусства - появляется иная образно-смысловая система. Она чаще всего выражена в метафоре либо символе национального, а формально-композиционные новации обращены к поискам современного искусства. Художники понимают значение своей сегодняшней этнической концепции творчества как преемственной традициям казах­ского прикладного искусства, хранящего духов­ные и художественные ценности народа.

Подобные коннотации - явно ненаписанный манифест новаторства художников начального периода независимости, - видимо, особые ав­торские метафорические выражения глобальной темы, условно названной Л. Шихзамановой как «поиск разрушенного Дома». Формула «Дом», с его вещными символическими концептами и смысловыми уровнями дешифруется как «сим­вол исторической народной памяти», как «на­циональный опыт». Она связана и с пониманием «Дома» «как воплощения внутренней сущности человека» и «наличия гармонии и умиротворен­ности души» [8, с. 39 - 43].

В современных уникальных композицион­ных решениях художников - прикладников можно отметить и другие направления, отра­жающие опыт художественно-пластических систем и художественного сознания разных народов и эпох. Например, Европы ХХ века, где поиски самодостаточности выразительности линии, пятна, плоскости и нового отношения творца к авторскому действу, были особенно плодотворны, в том числе, и «постмодер­нистский стиль присвоения и симуляции». Не чужды художникам также и сентиментальный традиционализм (не только казахстанский, но используемый казахстанскими художниками и австралийский, мексиканский и т.д.), и нацио­нальный романтизм, и эклектика, и кич, и кемп и т.д. «Мозаично-цитатное» мышление, практика бриколажа (bricoler - неожиданное движение, смысл непредсказуемой игры) с любопытными, часто неожиданными струк­турными связями, характерны для творчества и  кера-мистов,   и  ювелиров,   и модельеров, и т.д.

В то же время, спонтанность развития при отсутствии единой культурной политики, по­терянная связь в большинстве случаев с про­мышленностью и даже с творческими союзами, помогли художникам ощутить несравненный вкус свободы действий, правда, в экстремальном варианте. В художественном процессе опре­делился преобладающий критерий важности оригинального индивидуального творческого почерка художника, но уже моррисовского типа (craftsman - художник-ремесленник). Для таких художников важны не только размышление, рефлексия, но и интерес к ручной технике и выявлению свойств материала. Многие худож­ники - прикладники одновременно работают в разных областях и жанрах изобразительного искусства, что, в какой-то мере, стимулирует и ассимилирует «сущность» прикладного искус­ства.

В условиях рыночной экономики приклад­ное искусство активно стремится стать коммер­ческим (хотя сегодня еще нельзя говорить о массовом спросе произведений прикладного искусства, он - элитарен или случаен), и этому явлению способствуют проводимые галерейные выставки, международные ярмарки ремесел. Современный художник - прикладник часто становится владельцем салона, галереи, орга­низатором мастерской, студии и т.д.

Сто лет с небольшим, конечно, не очень большой срок в общей истории искусства. Тем очевидным кажется путь развития прикладного искусства Казахстана ХХ и начала ХХI вв., отразившего социальную эволюцию и черты мировосприятия общества. Обозначим его этапы: от необходимой функциональной вещи народного прикладного искусства начала ХХ века через эволюцию массового, серийного, промышленного и уникального предмета вещ­ного и интеллектуального мира советского периода к свободному, интерактивному произ­ведению периода независимости, которое имеет уже свой статус (роль, функция, место) в современной жизни и художника, и потребителя (зрителя).

 

Литература

  1. «ЛЕФ», 1924, № 2.
  2. Голомшток И. Тотолитарное искусство. - М.: Га-ларт, 1994. - 296 с. 
  3. Костриц М.А. Развитие традиций текстильного дизайна ЦУТР барона А.Д. Штиглица в творчестве оте­чественных мастеров 1930 - 1950 годов // Сборник мате­риалов Всероссийской юбилейной конференции «Учебный художественный музей и современный художественный процесс. СПб., 1997. С. 272 - 281.
  4. Крамаренко Л. Введение // О красоте и пользе. М., 1974. С. 6 - 11.
  5. Степанян Н. Уникум - серия - тираж // О красоте и пользе. М., 1974. С. 84 - 108.
  6. Хлопова Л.М. Алма-Атинское художественное училище. Алматы, 1997. - 61 с. 
  7. Хренов Н.Я. Культура в эпоху социального хаоса. -М.: Едиториал УРСС, 2002. - 448 с.
  8. Шихзаманова Л. Поиск разрушенного Дома // На­циональные традиции и постмодернизм. Живопись и скульптура в СССР (1960 - 1980). М., 1993. С. 39 - 76.

Разделы знаний

Архитектура

Научные статьи по Архитектуре

Биология

Научные статьи по биологии 

Военное дело

Научные статьи по военному делу

Востоковедение

Научные статьи по востоковедению

География

Научные статьи по географии

Журналистика

Научные статьи по журналистике

Инженерное дело

Научные статьи по инженерному делу

Информатика

Научные статьи по информатике

История

Научные статьи по истории, историографии, источниковедению, международным отношениям и пр.

Культурология

Научные статьи по культурологии

Литература

Литература. Литературоведение. Анализ произведений русской, казахской и зарубежной литературы. В данном разделе вы можете найти анализ рассказов Мухтара Ауэзова, описание творческой деятельности Уильяма Шекспира, анализ взглядов исследователей детского фольклора.  

Математика

Научные статьи о математике

Медицина

Научные статьи о медицине Казахстана

Международные отношения

Научные статьи посвященные международным отношениям

Педагогика

Научные статьи по педагогике, воспитанию, образованию

Политика

Научные статьи посвященные политике

Политология

Научные статьи по дисциплине Политология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Психология

В разделе "Психология" вы найдете публикации, статьи и доклады по научной и практической психологии, опубликованные в научных журналах и сборниках статей Казахстана. В своих работах авторы делают обзоры теорий различных психологических направлений и школ, описывают результаты исследований, приводят примеры методик и техник диагностики, а также дают свои рекомендации в различных вопросах психологии человека. Этот раздел подойдет для тех, кто интересуется последними исследованиями в области научной психологии. Здесь вы найдете материалы по психологии личности, психологии разивития, социальной и возрастной психологии и другим отраслям психологии.  

Религиоведение

Научные статьи по дисциплине Религиоведение опубликованные в Казахстанских научных журналах

Сельское хозяйство

Научные статьи по дисциплине Сельское хозяйство опубликованные в Казахстанских научных журналах

Социология

Научные статьи по дисциплине Социология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Технические науки

Научные статьи по техническим наукам опубликованные в Казахстанских научных журналах

Физика

Научные статьи по дисциплине Физика опубликованные в Казахстанских научных журналах

Физическая культура

Научные статьи по дисциплине Физическая культура опубликованные в Казахстанских научных журналах

Филология

Научные статьи по дисциплине Филология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Философия

Научные статьи по дисциплине Философия опубликованные в Казахстанских научных журналах

Химия

Научные статьи по дисциплине Химия опубликованные в Казахстанских научных журналах

Экология

Данный раздел посвящен экологии человека. Здесь вы найдете статьи и доклады об экологических проблемах в Казахстане, охране природы и защите окружающей среды, опубликованные в научных журналах и сборниках статей Казахстана. Авторы рассматривают такие вопросы экологии, как последствия испытаний на Чернобыльском и Семипалатинском полигонах, "зеленая экономика", экологическая безопасность продуктов питания, питьевая вода и природные ресурсы Казахстана. Раздел будет полезен тем, кто интересуется современным состоянием экологии Казахстана, а также последними разработками ученых в данном направлении науки.  

Экономика

Научные статьи по экономике, менеджменту, маркетингу, бухгалтерскому учету, аудиту, оценке недвижимости и пр.

Этнология

Научные статьи по Этнологии опубликованные в Казахстане

Юриспруденция

Раздел посвящен государству и праву, юридической науке, современным проблемам международного права, обзору действующих законов Республики Казахстан Здесь опубликованы статьи из научных журналов и сборников по следующим темам: международное право, государственное право, уголовное право, гражданское право, а также основные тенденции развития национальной правовой системы.