Другие статьи

Цель нашей работы - изучение аминокислотного и минерального состава травы чертополоха поникшего
2010

Слово «этика» произошло от греческого «ethos», что в переводе означает обычай, нрав. Нравы и обычаи наших предков и составляли их нравственность, общепринятые нормы поведения.
2010

Артериальная гипертензия (АГ) является важнейшей медико-социальной проблемой. У 30% взрослого населения развитых стран мира определяется повышенный уровень артериального давления (АД) и у 12-15 % - наблюдается стойкая артериальная гипертензия
2010

Целью нашего исследования явилось определение эффективности применения препарата «Гинолакт» для лечения ВД у беременных.
2010

Целью нашего исследования явилось изучение эффективности и безопасности препарата лазолван 30мг у амбулаторных больных с ХОБЛ.
2010

Деформирующий остеоартроз (ДОА) в настоящее время является наиболее распространенным дегенеративно-дистрофическим заболеванием суставов, которым страдают не менее 20% населения земного шара.
2010

Целью работы явилась оценка анальгетической эффективности препарата Кетанов (кеторолак трометамин), у хирургических больных в послеоперационном периоде и возможности уменьшения использования наркотических анальгетиков.
2010

Для более объективного подтверждения мембранно-стабилизирующего влияния карбамезапина и ламиктала нами оценивались перекисная и механическая стойкости эритроцитов у больных эпилепсией
2010

Нами было проведено клинико-нейропсихологическое обследование 250 больных с ХИСФ (работающих в фосфорном производстве Каратау-Жамбылской биогеохимической провинции)
2010


C использованием разработанных алгоритмов и моделей был произведен анализ ситуации в системе здравоохранения биогеохимической провинции. Рассчитаны интегрированные показатели здоровья
2010

Специфические особенности Каратау-Жамбылской биогеохимической провинции связаны с производством фосфорных минеральных удобрений.
2010

«Книга букв» Аль-Фараби и проблема античной метафизики

Абу Наср аль-Фараби, будучи последовате­лем Аристотеля и комментатором его философ­ских трудов, при написании своих трактатов всегда использовал методы своего Учителя, это касалось и названий сочинений, и их структуры, и проблем, рассматриваемых в этих сочинениях, и способов аргументации и доказательства спорных вопросов.

Яркой иллюстрацией к сказанному выше является трактат Абу Насра аль-Фараби «Книга букв», комментарий к «Метафизике» Аристо­теля. Так же, как и Аристотель, аль-Фараби при рассмотрении центральной проблемы метафизи­ки вопрос о значении понятий для бытия и для знания подвергает анализу разноречивые мне­ния отдельных античных мыслителей. Делается это, по мнению аль-Фараби, для того, чтобы лучше понять цели исследования метафизики, что влечет за собой необходимость знать воз­зрения древних относительно предмета метафи­зики и все «трудные вопросы», связанные с про­тиворечивыми и противоположными аргумен­тами, а иногда абсолютно ложными во взглядах мыслителей предшествующей Аристотелю эпо­хи. Он так же, как и Аристотель, вникает в суть учений некоторых представителей различных философских школ, цитирует и подвергает анализу проблему бытия в учениях Парменида, Мелисса, Антисфена.

«Метафизика» Аристотеля с самого начала и до конца пронизана критикой учения Платона об «идеях». На основе этой критики Стагирит выстраивает свое доказательство относительно бытия как предмета познания, протекающего в понятиях. Аристотель полагает, что само по себе существующее и не зависимое от сознания человека бытие уже содержит в себе это понятие, а если это так, то оно вне всякого сом­нения может быть предметом познания. В качестве доказательного аргумента он вводит такое понятие, как субстанция, которую он связ­ывает с единичным бытием. Последнее рассма­тривается им в соотношении формы и материи, единичного и общего, возможного и действии-тельного и т.д. При этом он считает несосто­ятельным платоновскую трактовку мира чув­ственных вещей как отражение мира «идей». Согласно Платону, чувственные вещи являются лишь отражением мира «идей», а эти «идеи» есть ничто иное, как сверхчувственное бытие, или истинно сущее. Реально существуют не чувственные вещи, а вечные и неизменные «идеи», которые и являют собой истинное знание.

Критике платоновских «идей» Аристотель уделяет значительное внимание и именно поэто­му вызывает удивление то, что аль-Фараби в «Книге букв» абсолютно не упоминает имени Платона и более того его учение об «идеях». Зато упоминает имя другого античного филосо­фа. Это Антисфен, ученик Сократа и противник Платона.

Антисфен упоминается Абу Насром в связи с решением платоновской проблемы соотноше­ния единичного и общего. Платон признает, что вещи чувственного мира заключают в себе нечто общее для них, отсюда делается вывод, что это общее, не являясь составной частью отдельных вещей, образует вполне особый самобытный мир, одинаково возвышающийся и над первым миром «идей», и над миром чув­ственных вещей. Последовательное развитие подобной аргументации «общего» наводит на мысль о том, что над миром чувственных ве­щей высится не один - единственный самобыт­ный мир «идей», а бесконечное множество та­ких миров, которое в аристотелевской трактовке получило название «третьего человека». Поводом к этому послужило рассуждение Пла­тона о том, что кроме чувственного человека и «идеи» человека, или второго человека, необхо­димо допустить также существование еще од­ной, возвышающейся над ними «идеи» челове­ка. Это и есть «третий человек», который вопло­щает в себе идею бесчисленной множествен­ности или некоей бесконечности числом.

В связи с этим, как говорит аль-Фараби, перед Антисфеном встает вопрос о «пределе человека», есть ли этот предел предел предела, переходящий в бесконечность /1, 45/. Сам аль-Фараби не отрицает того, что умопостигаемые сущности стремятся к бесконечности, однако доказательств, которые относились бы к бес­конечности, нет и не бывает. Если у нас есть познание единого, то есть и познание общего, так как в действительности мы знаем то, что содержит в себе общее, которое не является бесконечным числом. Но если имеется «лож­ность в становлении нашего познания бесконеч­ности, то нет необходимости знать, какова эта бесконечность, даже если мы будем в силах вычислить ее и познать каждое единичное, относящееся к ней, познание будет, возможно, ложным, поскольку значение предела, представ­ляя собой одно значение, является по сути универсалией всех пределов - будь они конечны или бесконечны» /1, 45/. Но, аль-Фараби, приз­навая стремление сущего к бесконечности, око-нечивает его пределом познающего ума.

С именем Парменида связано рассуждение Абу Насра относительно того, чему присуща материя и что обычно рассматривается наряду с сущим, и это - «вещь». «О вещи говорится, -как говорит наш мыслитель, - как обо всем том, чему присуща каким бы то ни было образом не­кая материя, будь она вне души или воображае­мой с какой бы то ни было стороны, делимой или неделимой» /1, 111/. Таким образом, о вещи можно говорить, что она действительно и реаль­но обладает материей, а это значит, что ей при­сущи все свойства сущего.

Все вещи рассматриваются всеми филосо­фами древности с точки зрения наличия у нее противоположности, в данном случае: «вещь» -«не-вещь». Аль-Фараби подвергает анализу мнение Парменида относительно того, как пос­ледний понимал эту проблему. По мнению аль-Фараби, Парменид под «не-вещью» подразуме­вает то, чему совершенно не присуща никакая материя, ни реальная, ни воображаемая. Более того, под «не-вещь» Парменид подставляет идею «не-сущее». «Все то, что не существует не является вещью» /1, 111/, - цитирует наш фило­соф Парменида и делает вывод из этого выска­зывания, что понимание того, как «то, что соот­ветствует существующему, не является вещью, и что ему совершенно не присуща никакая мате­рия», приводит к утверждению о том, что «мно­жественность существующих объявляется ложным» и декларируется тезис «существую­щее - единично» /1, 111/.

В учении о бытии объектом исследования для Перменида является умопостигаемое бытие, методом доказательства которого он считает метод логического доказательства истинности этого бытия. К данным чувственного восприя­тия физического существования бытия он отно­сится с недоверием и призывает доверять толь­ко разуму. Согласно же разуму, или «согласно истине», если следовать терминологии Парме-нида, утверждается положение о том, что «бы­тие - есть», а «небытия - нет», ибо, как говорит сам Парменид, никогда не может быть доказано, что несуществующее существует. Бытие же мо­жет высказываться только в одном значении, в значении существования, как то, что «бытие существует», или «существующее существует».

В качестве первого признака бытия Парме-нид указывает на его вечность. Сущее, по его мнению, не возникает и не подвергается гибели, оно может или подлинно существовать, или вовсе не существовать. А поскольку им отри­цается не-бытие, а признается только бытие в качестве подлинно существующего, то и отри­цается возникновение бытия из небытия, как об этом говорили древние: «из ничего ничто не возникает». В таком утверждении Парменида о бытии содержится в большей степени понятий­ная сторона бытия и в меньшей степени его фи­зическая реальность.

Линию Парменида продолжает Мелисс -последний представитель элейской школы, воп­лотивший в себе синтез двух противоположных философских систем - элеатов и ионийцев. Обращение Абу Насра к Мелиссу /1, 106/ не случайно, ибо он на примере рассуждений Ме­лисса о бытии хотел показать, где следует ви­деть точки соприкосновения и точки несовмес­тимости взглядов Мелисса и Парменида на проблему бытия.

Известное положение Парменида «бытие существует, а не-бытие не существует» Мелисс подводит под ионийскую философию бытия, утверждая о том, что все в мире подвержено изменению, а если это так, то «если что-нибудь изменяется, значит бытие исчезает, а не-бытие возникает».

Подобная несовместимость взглядов двух философов касается и проблемы множествен­ности и бесконечности бытия. То, что не имеет начала и конца, то, по Мелиссу, не имеет грани­цы, а, следовательно, оно не имеет границы во времени. Рассуждение Мелисса о временной бесконечности подвело его к умозаключению о пространственной бесконечности.

В отличие от Парменида, который трактовал бытие не только следуя истине логического до­казательства, но и как имеющее все признаки телесного бытия, Мелисс понимает бытие толь­ко как телесное и считает основным и харак­терным признаком бытия бесконечность, из ко­торого он выводит все остальные признаки.

Бытие, по Мелиссу, это то, что существует всегда и по самому своему смыслу не может не быть, и, поскольку он не допускает представ­ление о возникновении бытия из ничего, пос­тольку это бытие не имеет ни начала, ни конца во времени, оно бесконечно, а, следовательно и беспредельно. Еще Аристотель критиковал Ме­лисса за эту недопустимую логическую инвер­сию: он подменяет временную бесконечность пространственной, которую он выводит из идеи бесконечности, но не доказывает. Доказа­тельство же бесконечности бытия строится на том, что оно неделимо, непрерывно, однородно, неизменно, неподвижно.

Аристотелем также замечено у Мелисса отрицание достоверности чувственного вос­приятия и пренебрежение данными ощущения, которые Мелисс считает абсолютно ложными, ибо они противоречат понятию невозникаю­щего единого бесконечного бытия, устанавли­ваемого разумом.

Сказанное Аристотелем о Мелиссе под­тверждается Абу Насром, который раскрывает учение Мелисса о бытии не голословно, а ссы­лаясь на высказывание самого Мелисса по тому или иному вопросу. «Как говорил [Мелисс], «все, что [имеется] кроме существующего, [от­носится] к несуществующему, а то, что не су­ществует, оно суть ничто». Эту цитату Мелисса аль-Фараби дополняет своими словами: «Дей­ствительно, о том, что не существует, судят как о том, что оно ничто, поскольку под тем, что не существует, подразумевают то, что оно не обла­дает никакой сутью бытия» /1, 106/.

Однако, вернемся к Аристотелю, который верно подметил, что если серьезно подойти к исследованию бытия, то необходимо оставить без внимания доводы Ксенофона и Мелисса, которые и аль-Фараби считал «порочными», а обратить внимание на Парменида, кто, как, «кажется, говорит с большей проницатель­ностью» /2, 77/.

Действительно, Парменид, которого Гегель назвал первым философом, выдвинувшим поня­тие бытия и предложившим метод имманент­ного развертывания категорий из природы дан­ного понятия, является первым в том смысле, что он с предельной ясностью выявил раздвое­ние философским мышлением исследуемой действительности на мир согласно истине (бытие единое, неизменное, вечное) и согласно данным чувственного восприятия (бытие мно­жественное, изменчивое, преходящее).

Что касается самого аль-Фараби, то он, придерживаясь взглядов Аристотеля на проб­лему бытия, утверждал в споре с другими свое видение этой проблемы. Для аль-Фараби истин­ной, раскрывающей смысл бытия, становится понятие бытия как существующего. Оно пред­ставлено им как положение: бытие есть сущест­вующее, в котором усматривается такое содер­жание, которое свойственно логическому поня­тию бытия. Таким образом, существующее и в онтологическом и в логическом понимании есть самая истинная суть бытия.

Логическое понимание бытия, являясь про­должением его онтологического понимания, представляло собой некий инструмент познания этого бытия. В решении проблем бытия и его познания древние прибегали к различным мето­дам логического рассуждения, одним из кото­рых является силлогизм. Эти методы соответ­ствуют своим силлогистическим искусствам, к коим относятся поэтика, риторика, софистика, диалектика и аподейктика. Упоминание Абу Насром имени известного древнегреческого философа, софиста Протагора /1, 195/, продиктовано тем, что, рассматривая проблему использования вопросительных час­тиц в процессе познания бытия, аль-Фараби от­мечает, что одни и те же вопросы, исполь­зуемые в разных силлогистических искусствах, имеют разные цели.

Вопросу о научном диалоге как средству познания бытия Абу Насром придается важное значение. Вопросов существует много, но при­менение их различается. Например, аль-Фараби подразделяет их на философские и научные.

Познание бытия начинается с познания еди­ничной вещи при посредстве вопроса «что это?». Знание единичной вещи предполагает знание ее универсалий. О единичной вещи мо­гут спросить: «что есть вещь?», «что есть дан­ная вещь?», «какова эта вещь?», «как сущес­твует эта вещь?», «для чего эта вещь?» и т.д. На эти вопросы могут быть разные варианты отве­тов, все зависит от применения того или иного метода силлогистики.

Абу Насром приводится пример относитель­но вопроса с вопросительной частицей «ли», как, например, «является ли человек челове­ком?». Этот вопрос аль-Фараби считает общим вопросом, используемым во всех силлогисти­ческих искусствах. Однако, будучи общим воп­росом, он различается в частностях: либо по своим формам, либо по тем противополож­ностям, с которыми он связывается, либо по цели. Так, в научном искусстве, к которому аль-Фараби относит аподейктику, вопросительная частица «ли» связывается с двумя противопо­ложными высказываниями. В диалектике она связывается только с двумя взаимоисключаю­щими высказываниями. В софистике она связы­вается с тем, о чем, по-видимому, думают, что они взаимоисключающие. А что касается рито­рики и поэтики, то здесь ее связывают со всеми противоположностями и с теми, которые тако­выми не являются. Среди всех искусств софис­тика, как считает аль-Фараби, менее всего ДОС­тойна быть искусством, которое можно было бы использовать для исправления ложных мнений. Это, собственно, и адресуется Абу Насром со­фисту Протагору, «доводы», которого содержат в себе отрицание возможности объективного познания.

Сказанное выше дает возможность утверж­дать, что Абу Наср аль-Фараби не только был знаком с учениями известных античных фи­лософов, но и хорошо знал те проблемные воп­росы метафизики, вокруг которых шли острые дискуссии между представителями различных философских школ Древней Греции в доарис-тотелевский период.

***

Аль-Фараби. Книга букв. Перевод, примечания и ввод­ная статья К.Х. Таджиковой. - Алматы, «Қазақ универ-ситеті», 2005, с. 45.

Аристотель. Метафизика. Соч. в 4-х томах. Т. I, - М., 1975, с. 77.

Разделы знаний

Архитектура

Научные статьи по Архитектуре

Биология

Научные статьи по биологии 

Военное дело

Научные статьи по военному делу

Востоковедение

Научные статьи по востоковедению

География

Научные статьи по географии

Журналистика

Научные статьи по журналистике

Инженерное дело

Научные статьи по инженерному делу

Информатика

Научные статьи по информатике

История

Научные статьи по истории, историографии, источниковедению, международным отношениям и пр.

Культурология

Научные статьи по культурологии

Литература

Литература. Литературоведение. Анализ произведений русской, казахской и зарубежной литературы. В данном разделе вы можете найти анализ рассказов Мухтара Ауэзова, описание творческой деятельности Уильяма Шекспира, анализ взглядов исследователей детского фольклора.  

Математика

Научные статьи о математике

Медицина

Научные статьи о медицине Казахстана

Международные отношения

Научные статьи посвященные международным отношениям

Педагогика

Научные статьи по педагогике, воспитанию, образованию

Политика

Научные статьи посвященные политике

Политология

Научные статьи по дисциплине Политология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Психология

В разделе "Психология" вы найдете публикации, статьи и доклады по научной и практической психологии, опубликованные в научных журналах и сборниках статей Казахстана. В своих работах авторы делают обзоры теорий различных психологических направлений и школ, описывают результаты исследований, приводят примеры методик и техник диагностики, а также дают свои рекомендации в различных вопросах психологии человека. Этот раздел подойдет для тех, кто интересуется последними исследованиями в области научной психологии. Здесь вы найдете материалы по психологии личности, психологии разивития, социальной и возрастной психологии и другим отраслям психологии.  

Религиоведение

Научные статьи по дисциплине Религиоведение опубликованные в Казахстанских научных журналах

Сельское хозяйство

Научные статьи по дисциплине Сельское хозяйство опубликованные в Казахстанских научных журналах

Социология

Научные статьи по дисциплине Социология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Технические науки

Научные статьи по техническим наукам опубликованные в Казахстанских научных журналах

Физика

Научные статьи по дисциплине Физика опубликованные в Казахстанских научных журналах

Физическая культура

Научные статьи по дисциплине Физическая культура опубликованные в Казахстанских научных журналах

Филология

Научные статьи по дисциплине Филология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Философия

Научные статьи по дисциплине Философия опубликованные в Казахстанских научных журналах

Химия

Научные статьи по дисциплине Химия опубликованные в Казахстанских научных журналах

Экология

Данный раздел посвящен экологии человека. Здесь вы найдете статьи и доклады об экологических проблемах в Казахстане, охране природы и защите окружающей среды, опубликованные в научных журналах и сборниках статей Казахстана. Авторы рассматривают такие вопросы экологии, как последствия испытаний на Чернобыльском и Семипалатинском полигонах, "зеленая экономика", экологическая безопасность продуктов питания, питьевая вода и природные ресурсы Казахстана. Раздел будет полезен тем, кто интересуется современным состоянием экологии Казахстана, а также последними разработками ученых в данном направлении науки.  

Экономика

Научные статьи по экономике, менеджменту, маркетингу, бухгалтерскому учету, аудиту, оценке недвижимости и пр.

Этнология

Научные статьи по Этнологии опубликованные в Казахстане

Юриспруденция

Раздел посвящен государству и праву, юридической науке, современным проблемам международного права, обзору действующих законов Республики Казахстан Здесь опубликованы статьи из научных журналов и сборников по следующим темам: международное право, государственное право, уголовное право, гражданское право, а также основные тенденции развития национальной правовой системы.