История - это объективный процесс, который является реальностью и который не поддается изменениям. Но историческую науку с помощью субъективной интерпретации фактов, умолчания, фальсификаций исказить можно. Мера объективности исторической науки во многом определяется нравственным состоянием общества, его политических сил, нравственностью ученого, писателя, журналиста - любого исследователя. В том числе и кинематографиста.
Этим положением руководствовался автор при написании своей статьи о проблеме отражения истории второй мировой войны в кинематографе. Можно констатировать, что современные фильмы о прошедшей второй мировой войне, являются логическим продолжением никогда не прерывавшимся противостоянием двух миров - двух идеологий. Отличительной чертой современного идеологического противоборства является пренебрежительное отношение к истории. Преобладание псевдонаучного мнения, которое сказывается в нигилистическом отношении к трудам историков предшествующих поколений и отражается на современном видении и оценках второй мировой войны. История несет в себе огромный воспитательный потенциал, который сегодня, к сожалению, служит формированию извращенного исторического сознания молодого поколения. Именно поэтому важно вести параллельный объективный познавательный процесс накопления и осмысления исторических фактов. В условиях глобализации интернет- коммуникации и новые виды развлечений для молодежи «штурмуют» светлые головы будущего, сценаристы и режиссеры из Голливуда все мощнее и крепче формируют и закрепляют совершенно новое видение исторических событий прошлого в сознании молодых зрителей. История в таких фильмах настолько выложена вымыслами и привязана к сценарию, что в сознании подрастающего поколения формируется своего рода «параллельная реальность», в которой войны заканчиваются, не успев начаться, благодаря кучке бравых перекаченных парней. А в некоторых случаях фильмы сняты настолько правдоподобно, что школьники убеждены в том, что вторая мировая война закончилась в связи с ликвидацией Гитлера в одном из кинотеатров Парижа отрядом американских евреев, героически принесших себя в жертву во имя вселенской победы над фашизмом (к/ф «Бесславные ублюдки» режиссера Тарантино). Конечно, образованный или просто внимательный зритель поймет, что фильм - это авторский вымысел, как и указано в титрах, однако далеко не все любят смотреть на плывущие строки.
Несомненно то, что в условиях глобального информационного потока неискушенный зритель тонет и не способен сформировать объективного мнения в силу собственного исторического и социального невежества. Именно поэтому «Бесславные ублюдки» Квентина Тарантино совершили просто переворот в истории. Историков уже давно не удивляет, что глава фашистской Германии показывается фильмах неврастеничным злобным карликом, однако в этом фильме вымышленные боевые части американской армии положили конец войне в течение одного вечера.
С одной стороны фильмы, основанные на фактах реальной мировой истории, служат отличным учебным материалом и пособием, стимулирующим дальнейшее, более глубокое изучение затронутой в фильме темы, однако есть большой и серьезный минус в этом методе воздействия на массы. Мало кому хочется идти в библиотеку и читать первоисточники, так как большинство молодых зрителей забывают все названия, имена, да и саму суть, едва в кинотеатре включается свет, однако кое-какая часть все же остается в подсознании ждать своего часа. И вот, когда появляется необходимость вспомнить тот или иной момент из истории, та самая пресловутая сцена из фильма появляется в голове молодого человека, и все бы хорошо, если бы факт ее правдивости был проверен более надежным источником, нежели дежурная сцена из известного экшн-фильма.
В условиях глобализации и широкого распространения информационных технологий «голливудская» трактовка исторических событий воспринимается как учебник. А если учесть, что более половины транслируемых по европейскому телевидению фильмов произведены Голливудом, а 60% каналов распространения видеопродукции в Европе принадлежит американским медиакорпорациям, то можно сделать вывод, что практически большая часть мира смотрит на мировую историю глазами США [1].
На сегодняшний день можно составить целую картотеку фильмов, так или иначе искажающих историю, либо дающих ее полную альтернативную версию.
Недалеко ушли от Голливуда и российские производители фильмов о войне. Неизвестно по какой причине, однако все как один они срисовывают исторические образы и события с одно и того же, при чем не совсем верного шаблона. В последнее время российским кинематографом снято очень много фильмов и сериалов о войне, которые продолжают вызывать вспышки гнева у историков и еще оставшихся участников тех событий. Как пример можно рассмотреть два наиболее выдающихся и успешных продукта - фильм «Сволочи» про детей диверсантов и сериал «Апостол». В обоих фильмах присутствует вроде все, что имело место в реальной истории, однако в неправильных дозах. Режиссеры уже настолько привыкли показывать немецких захватчиков однообразными, с довольной нахальной улыбкой, с закатанными рукавами, с автоматом мп-40 на плече и пилоткой набекрень, а офицеров НКВД бесчеловечными, жестокими и хладнокровными, убивающих всех, с кем им приходится иметь дело, что разбить этот стереотип уже не представляется возможным, даже им самим. И уж тем более простой обыватель после просмотра «Апостола» или «Сволочей» не пойдет в архив разбираться - были или не были в СССР секретные лагеря для подростков-диверсантов и насколько реально показана работа контрразведки.
Как правило, единичные исторические случаи или же напротив подавляющее большинство похожих ситуаций становятся в фильмах абсолютным уделом для поведения и жизни некоторых людей и целых государств. Ярким опровержением является то, что в советской истории большое количество солдат, бежавших из плена не отправлялись в лагеря, как принято считать, а, наоборот, возвращались в строй и становились героями. К сожалению, невозможно подсчитать каких случаев было больше, однако при помощи киноделов и лжеисториков все мы привыкли думать так, как показано в продуктах массовой культуры.
Отдельным сегментом фильмов про войну является политически-патриотический момент. Этот феномен можно проследить в любом фильме. Например, любой западный фильм показывает американского солдата эталоном мужественности, несущего демократию в самые потайные уголки нашей планеты и человеческого сознания, а русский «Иван» имеет недельную щетину, жаждет выпить водки и расстрелять всех «не красных». В советских, а позднее российских фильмах наоборот, образ русского солдата построен на культурной памяти и не имеет темной стороны. А об участии западных держав в войне либо не говорится, либо пренебрежительно упоминается.
Обращаясь к фильмам о войне, зададимся вопросом - есть ли у таких фильмов консультанты - профессиональные военные историки? Судя по всему, на них в соответствии с «законами рынка» тоже экономят, как в некоторых издательствах экономят на редактуре, выпуская книги с сотнями ошибок. Впрочем, режиссеры в интервью так говорят о своих произведениях: «история придумана от начала до конца», «в фильме все фантазия» и т.д. В принципе, это общая тенденция - и кино, и вообще искусство все больше смещаются в сторону «развлекухи».
При такой тенденции может получиться, что трагические фильмы о войне: «Судьба человека», «Летят журавли», «Баллада о солдате», «А зори здесь тихие», «Аты-баты, шли солдаты», «Живые и мертвые», «Встреча на Эльбе» и другие, окажутся в рубрике «кино не для всех», поскольку их вытеснят с экранов многочисленные сериалы в голливудском духе.
Новый образ войны молодежь создает по фильмам и тем книгам, которые сообразно потребностям масс-культуры формируют псевдодостоверную реальность второй мировой войны. Сегодня модно приветствовать все сенсационное. Чтобы подготовить научную монографию, требуются годы, чтобы издать сборник документов тоже. А сериалы «про войнушку» снимаются в скоростном режиме.
Это касается и отдельных документальных фильмов «к датам». Под предлогом поиска «альтернативы» произошла десакрализация той темы, которая до недавнего времени была «священной». Геополитические потери более заметны, чем моральные, но то, что произошло в головах, страшнее, чем пересмотр Ялтинских соглашений и продвижение НАТО на восток вместе взятые. Под маркой «альтернативной истории» сегодня возможно снять или издать и растира-жировать любую «авторскую версию», ничего общего не имеющую с реальными событиями.
Так постепенно, день за днем, не на поле боя, а в тишине кинозалов шаг за шагом искажается история и похищается Победа наших прадедов и дедов.
Литература
- Кононов В., Ивлетшин Д. Кинематограф как оружие. [Электронный ресурс]. Режим доступа: warandpeace.ru/ru/analysis/view/21427/