Другие статьи

Цель нашей работы - изучение аминокислотного и минерального состава травы чертополоха поникшего
2010

Слово «этика» произошло от греческого «ethos», что в переводе означает обычай, нрав. Нравы и обычаи наших предков и составляли их нравственность, общепринятые нормы поведения.
2010

Артериальная гипертензия (АГ) является важнейшей медико-социальной проблемой. У 30% взрослого населения развитых стран мира определяется повышенный уровень артериального давления (АД) и у 12-15 % - наблюдается стойкая артериальная гипертензия
2010

Целью нашего исследования явилось определение эффективности применения препарата «Гинолакт» для лечения ВД у беременных.
2010

Целью нашего исследования явилось изучение эффективности и безопасности препарата лазолван 30мг у амбулаторных больных с ХОБЛ.
2010

Деформирующий остеоартроз (ДОА) в настоящее время является наиболее распространенным дегенеративно-дистрофическим заболеванием суставов, которым страдают не менее 20% населения земного шара.
2010

Целью работы явилась оценка анальгетической эффективности препарата Кетанов (кеторолак трометамин), у хирургических больных в послеоперационном периоде и возможности уменьшения использования наркотических анальгетиков.
2010

Для более объективного подтверждения мембранно-стабилизирующего влияния карбамезапина и ламиктала нами оценивались перекисная и механическая стойкости эритроцитов у больных эпилепсией
2010

Нами было проведено клинико-нейропсихологическое обследование 250 больных с ХИСФ (работающих в фосфорном производстве Каратау-Жамбылской биогеохимической провинции)
2010


C использованием разработанных алгоритмов и моделей был произведен анализ ситуации в системе здравоохранения биогеохимической провинции. Рассчитаны интегрированные показатели здоровья
2010

Специфические особенности Каратау-Жамбылской биогеохимической провинции связаны с производством фосфорных минеральных удобрений.
2010

К вопросу о репрессиях в послевоенные годы (на примере Восточного Казахстана)

Военное и послевоенное время изменило содержательную сторону работы всех государ­ственных органов с учетом специфики сложив­шейся ситуации, породило необходимость то­тального контроля настроений советского об­щества.

Характеризуемая внутриполитическая обста­новка Восточного Казахстана в присылаемых из различных районов докладных записках НКВД-НКГБ не отличалась ни по содержанию, ни по хронологии от 30-х годов, складывалось впечатление, что довоенное, военное и после­военное время заданная в свое время полити­ческая тональность репрессий лишь усилива­лась. Тому свидетельством являлись указанные выше записки, в которых анализировалась контрреволюционная деятельность враждебных элементов, состоявшая в антисоветской агита­ции, в попытках создания контрреволюцион­ных, национал-фашистских организаций. Обя­зательное упоминание в докладных наличие реально существующей базы в лице депорти­рованного населения, сосланного кулачества, троцкистов и эсеров, находящихся в ссылке в Казахстане. Контрреволюционная деятель­ность спецпереселенцев показывалась через подрыв экономической основы социалисти­ческого строя путем предпринимаемых ди­версий, террористических актов, в проявлении саботажа и соответственно срыва заданий партии, и обязательным элементом записки будет являться упоминание об их связях с зараницей.

Сотрудники силовых ведомств не могли обойти вниманием «казахский национализм», национальную интеллигенцию, которая распе­вает песни контрреволюционного содержа­ния, пропагандирует феодально-байский быт, а также восстанавливает связи с Западным Ки­таем или просто заграницей для получения помощи.

Новым явлением в репрессивной политике являлись карательные акции против депорти­рованного населения - чеченцев, немцев, 14% и 2% соответственно. Эти группы населения обвинялись в агитации за возвращение на Ро­дину, за антисоветскую агитацию, за саботаж и контрреволюционные деяния. Местная власть и население, силовые структуры рассматривали их как потенциальных контрреволюционеров, способных к политическим действиям. Ин­формация о поведении спецпереселенцев, их высказывания и пр. становились сразу же известны, например, как это было в колхозе им. Сталина Самарского района, где находились спецпереселенцы с Поволжья. Райком партии информировали о том, что в селе Миролюбовка была организована группа, которая вела под­готовку к выступлению против советской власти, а руководит этой группой спецпересе­ленец-немец Константин Броверман. Материалы с райкома ушли в Самарское НКГБ, которое и произвело арест [1, л.21].

Депортированные попадали в тяжелые ус­ловия, с низким уровнем жизни, естественное желание вырваться рассматривалось как поли­тический протест. По отношению к депорти­рованному населению употреблялась форму­лировка спецпоселенцы, упоминание в поня­тии частицы «спец...» означало тотальную рег­ламентацию жизнедеятельности каждого из них.

Центр правовой статистики и информации при Прокуратуре ВКО хранит документацию по спецпоселенцам Восточного Казахстана. Архивные материалы отражают все превентив­ные меры, предпринимаемые властью в отно­шении спецпоселенцев. Анализ их содержания показывает, что репрессивная политика это не обязательно арест, это постоянный контроль за человеком, через каждодневную его регистра­цию в спецкомендатуре, учет его миграцион­ных передвижений, демографических измене­ний. Можно выделить особую категорию доку­ментов - это объяснительные спецпоселенцев по различным случаям нарушения режима по­селения, это протоколы судебных заседаний по наказанию лиц, совершивших правонару­шения.

Спецпереселенцы с Кавказа попадали в не­привычные климатические условия, выполняли тяжелую физическую работу, жили в непри­способленных для жизни помещениях, антиса­нитария, нехватка продовольственных пайков, теплой одежды, высокая смертность способ­ствовали появлению в их среде озлобленности, враждебности, имелись случаи открытых вы­ступлений [2, л.14].

Руководство промышленных объектов, куда направляли спецпереселенцев, стремилось по возможности от них избавиться, пропуская через медицинское освидетельствование о не­годности их к труду, что приводило к уволь­нению и ухудшению их материального поло­жения [3, л. 27]. Поведение председателя колхоза «Красная Нива» как нельзя лучше показывает отношение местного руководства к спецпереселенцам: «Спецпереселенцев надо расстрелять и утопить в речке, т.к. есть чем заниматься и без них» [3, л. 20]. Для того чтобы выжить, некоторые из них становились на путь грабежа и убийства.

«В 1943 г. в Лениногорск поступили высе­ленцы чеченцы и немцы, - сообщала сводка

НКГБ города. В 1947 году была арестована «бандитская группа» из числа выселенцев че­ченцев в количестве 18 человек, возглавляемая Алисултановым Усманом» [3, л. 18].

В сводке Зыряновского НКГБ отражена ста­тистическая информация о численности при­бывших спецпоселенцев. «За время Отечест­венной войны в район было выселено немцев спецпереселенцев 810 семей - 2290 человек, чеченцев 548 семей - 2417 человек». В период войны Зыряновским райотделением НКГБ было заведено и реализовано 3 агентурных дела: «Братья», «Анфибия», «Гиена», по которым арестовано 11 человек немцев спецпересе­ленцев. За это же время сотрудниками было ликвидировано 3 бандитских группы по 3 человека, задержано и арестовано банд одино­чек 3 человека [3, л. 18].

Репрессивная политика по отношению к спецпоселенцам не прекращалась и после окон­чания военных действий, об этом свидетель­ствуют следующие данные таблицы 1. Из об­щей численности спецпоселенцев на протяже­нии 1949 года от 75 до 85% были повторно репрессированы и отправлены в лагеря, от 5 до 15% находились в бегах, от 7 до 10% были арестованы за нарушения режима и полити­ческие преступления.  

Информация о месте нахождения

период

1 квартал

2 квартал

3 квартал

4 квартал

Находилось в местах лишения свободы

75%

84%

84%

85%

Находились в бегах

15%

9%

9%

5%

Арестованы за отчетный период

10%

7%

7%

10%

Аресты граждан из числа депортированного населения в Восточный Казахстан, повторная их ссылка в другие районы позволяют заявить о вторичности репрессий или второй волны кара­тельных акций, направленных против отдель­ных субъектов, выразивших протест, оказав­ших неповиновение, сопротивление режиму.

Вторая половина 1940-х годов обогатилась новой волной законодательных актов, которые как зеркало отражали идеологию и политику власти в тот период времени. Точкой отсчета начала идеологических репрессий можно счи­тать Постановление ЦК ВКП (б) от 14 августа 1946 года, наступление было предпринято про­тив интеллигенции с целью создания атмо­сферы страха времен 1937 года. С августа 1948 года предпринимается наступление на науку и ее представителей. 1949 год ознаменовался годом борьбы с космополитизмом, последний приобретает ярко выраженный антисемитский характер.

Начиная со второй половины 1940-х годов появляются новые формы и методы борьбы с особо опасными преступниками: карательная психиатрия, применявшаяся по отношению к лицам, обвинявшимся в контрреволюционных преступлениях, в политических выступлениях против государственного строя, в антисовет­ской агитации. Система карательной психиа­трии в СССР была уничтожена в 1988 году.

В послевоенное время, через четыре года после первого указа о гостайне, появляется Указ от 15 февраля 1947 года, который преду­сматривал ответственность за разглашение государственных секретов, с того времени каж­дый 10-й гражданин СССР был секретоно-сителем [5, с. 415].

Биполярный мир, противостояние полити­ческих систем, закрытость страны привела 15 февраля 1947 года к появлению Закона о запрете браков с иностранцами, однако это не относилось к иностранцам социалистического лагеря. 21 февраля 1948 года Президиум Вер­ховного Совета СССР издает Указ, согласно которому все отбывающие наказание в особых лагерях и тюрьмах - шпионов, диверсантов, террористов, троцкистов, эсеров, анархистов и других антисоветских организаций и лиц, представляющих опасность по своим антисо­ветским связям и враждебной деятельности, по истечении сроков наказания направлять на­вечно по назначению МГБ СССР и под надзор его органов в отдаленные местности СССР, имелись в виду районы Колымы, Новосибир­ской, Красноярской, Иркутской областях и Дальневосточный край. В указанных районах должны быть организованы лагеря, рассчи­танные на определенную численность. МГБ поручалось направлять по решению ОСО в ссылку на поселение лиц, освобожденных по отбытии наказания из лагерей и тюрем со времени окончания Отечественной войны. За самовольный выезд из мест обязательного поселения по решению Особого совещания следовало наказание до 20 лет. Это было кар­динальное решение расправы с антисоветским элементом «с глаз долой, из сердца вон», без всяких судебных процессов, ненавязчивый новый срок в новом относительно свободном поселении [6].

Окончание войны не означало изменение содержания репрессивно-законодательных дей­ствий государства, жесткий контроль, мораль­но-психологическое воздействие на народ, победивший фашизм, лишь усилился. Числен­ность людей, относимых к категории социаль­но-опасных, государственных преступников, неизмеримо выросла. К ним стали относить:

-    лиц, временно оказавшихся на оккупи­рованной территории;

-    лиц, депортированных с мест постоянного проживания и надеявшихся вернуться обратно на историческую родину в связи с окончанием войны;

-    репатриантов как следствие войны;

-    военнопленных, вернувшихся из немецких лагерей и военнопленных побежденной армии.

По отношению к ним применяли систему углубленной проверки, постановку на учет, лагерную систему ограничений, изнурительный физический труд и морально-психологическое давление.

7 июля 1945 года был принят Указ Прези­диума Верховного совета СССР об амнистии в связи с победой, он касался тех, кто был осуж­ден на срок менее трех лет, таковых по всей стране оказалось не так уж и много. Послаб­ления коснулись и содержания приговоров, 27 мая 1947 года была отменена смертная казнь, последняя заменялась на срок до 25 лет. Госу­дарство, учитывая изменение политической ситуации и переход на мирные рельсы, ввело разграничения в состав преступлений, Указом от 4 апреля 1947 года четко выделив эко­номические с уголовным наказанием от 7 до 10 лет.

  

 

Послевоенная ситуация изменила содержа­тельную сторону приговоров, высшая мера наказания судебными органами не исполь­зуется, в основном идут приговоры к длитель­ным срокам. Рисунок 2 показывает, что 41% репрессированных в послевоенное время были приговорены к 10 годам лишения свободы, 31% к пяти годам, 22% к восьми годам, 3 и процента к 25 и 2% к 15 годам лишения свободы.

  1. Попытка побега с мест поселения.
  2. Шпионско-диверсионная деятельность.
  3. Повторное осуждение.
  4. Нахождение в плену.
  5. Измена родине.
  6. Антисоветская агитация.

Самая значительная по численности группа репрессированных, обвиняемых в антисовет­ской пропаганде и контрреволюционной аги­тации, 91%, если в тридцатые годы понятие «антисоветская агитация» несколько дифферен­цировалась, то в послевоенное время под нее подгоняли всех, кто своими разговорами или действиями мог нести угрозу государственному строю.

Все остальные группы обвинений представ­лены незначительным числом репрессирован­ных, первая группа обвинений - попытка по­бега -связана с категорией спецпоселенцев, пытавшихся с окончанием войны вернуться на свою историческую родину, считавших, что должно начаться ослабление жесткого курса.

Обвинения в шпионско-диверсионной деятель­ности, измена родине и нахождение в плену можно считать отголосками военного времени.

Интерес вызывает третья группа, где в обви­нительной части записано, «был осужден в 1935 году за поддержку троцкистско-зиновьев-ского блока» или «был осужден в 1937 году за участие в контрреволюционной антисоветской повстанческой организации» и пр. Повторные аресты и осуждения наблюдаются с 1948 года, что связано с новой волной репрессий и соот­ветствующих судебных процессов, власть сде­лала передышку и вновь начала репрессивную политику. Послевоенное время это период очередного противостояния власти и общества, государства и народа, политика насилия и гонений продолжалась вплоть до «хрущевской оттепели».

 

Литературы

  1. ГАВКО Ф. 1 п. Оп. 1. Д. 772. 79 л.

  2. ГАВКО Ф. 1 п. Оп. 1. Д. 2750. 140 л.

  3. ГАВКО. Ф. 1 п. Оп. 1. Д. 3420. 40 л.

  4. Подсчет сделан автором на основании до­кументов ГАВКО. Ф.462. Д. 80.

  5. История Советского уголовного права /А. А. Герцензон [и др.]; М.: Политиздат, 1947. -465 с.

  6. Власть и общество в СССР: политика ре­прессий (20-40-е годы) / Под редакцией В.П. Дмитриенко. М.: Республика, 1999. - 358 с.

  7. Процент подсчитан автором на основании архивных материалов ДКНБ РК по ВКО, репрессированных лиц в период с 1946-1952 годы

Разделы знаний

Архитектура

Научные статьи по Архитектуре

Биология

Научные статьи по биологии 

Военное дело

Научные статьи по военному делу

Востоковедение

Научные статьи по востоковедению

География

Научные статьи по географии

Журналистика

Научные статьи по журналистике

Инженерное дело

Научные статьи по инженерному делу

Информатика

Научные статьи по информатике

История

Научные статьи по истории, историографии, источниковедению, международным отношениям и пр.

Культурология

Научные статьи по культурологии

Литература

Литература. Литературоведение. Анализ произведений русской, казахской и зарубежной литературы. В данном разделе вы можете найти анализ рассказов Мухтара Ауэзова, описание творческой деятельности Уильяма Шекспира, анализ взглядов исследователей детского фольклора.  

Математика

Научные статьи о математике

Медицина

Научные статьи о медицине Казахстана

Международные отношения

Научные статьи посвященные международным отношениям

Педагогика

Научные статьи по педагогике, воспитанию, образованию

Политика

Научные статьи посвященные политике

Политология

Научные статьи по дисциплине Политология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Психология

В разделе "Психология" вы найдете публикации, статьи и доклады по научной и практической психологии, опубликованные в научных журналах и сборниках статей Казахстана. В своих работах авторы делают обзоры теорий различных психологических направлений и школ, описывают результаты исследований, приводят примеры методик и техник диагностики, а также дают свои рекомендации в различных вопросах психологии человека. Этот раздел подойдет для тех, кто интересуется последними исследованиями в области научной психологии. Здесь вы найдете материалы по психологии личности, психологии разивития, социальной и возрастной психологии и другим отраслям психологии.  

Религиоведение

Научные статьи по дисциплине Религиоведение опубликованные в Казахстанских научных журналах

Сельское хозяйство

Научные статьи по дисциплине Сельское хозяйство опубликованные в Казахстанских научных журналах

Социология

Научные статьи по дисциплине Социология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Технические науки

Научные статьи по техническим наукам опубликованные в Казахстанских научных журналах

Физика

Научные статьи по дисциплине Физика опубликованные в Казахстанских научных журналах

Физическая культура

Научные статьи по дисциплине Физическая культура опубликованные в Казахстанских научных журналах

Филология

Научные статьи по дисциплине Филология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Философия

Научные статьи по дисциплине Философия опубликованные в Казахстанских научных журналах

Химия

Научные статьи по дисциплине Химия опубликованные в Казахстанских научных журналах

Экология

Данный раздел посвящен экологии человека. Здесь вы найдете статьи и доклады об экологических проблемах в Казахстане, охране природы и защите окружающей среды, опубликованные в научных журналах и сборниках статей Казахстана. Авторы рассматривают такие вопросы экологии, как последствия испытаний на Чернобыльском и Семипалатинском полигонах, "зеленая экономика", экологическая безопасность продуктов питания, питьевая вода и природные ресурсы Казахстана. Раздел будет полезен тем, кто интересуется современным состоянием экологии Казахстана, а также последними разработками ученых в данном направлении науки.  

Экономика

Научные статьи по экономике, менеджменту, маркетингу, бухгалтерскому учету, аудиту, оценке недвижимости и пр.

Этнология

Научные статьи по Этнологии опубликованные в Казахстане

Юриспруденция

Раздел посвящен государству и праву, юридической науке, современным проблемам международного права, обзору действующих законов Республики Казахстан Здесь опубликованы статьи из научных журналов и сборников по следующим темам: международное право, государственное право, уголовное право, гражданское право, а также основные тенденции развития национальной правовой системы.