Другие статьи

Цель нашей работы - изучение аминокислотного и минерального состава травы чертополоха поникшего
2010

Слово «этика» произошло от греческого «ethos», что в переводе означает обычай, нрав. Нравы и обычаи наших предков и составляли их нравственность, общепринятые нормы поведения.
2010

Артериальная гипертензия (АГ) является важнейшей медико-социальной проблемой. У 30% взрослого населения развитых стран мира определяется повышенный уровень артериального давления (АД) и у 12-15 % - наблюдается стойкая артериальная гипертензия
2010

Целью нашего исследования явилось определение эффективности применения препарата «Гинолакт» для лечения ВД у беременных.
2010

Целью нашего исследования явилось изучение эффективности и безопасности препарата лазолван 30мг у амбулаторных больных с ХОБЛ.
2010

Деформирующий остеоартроз (ДОА) в настоящее время является наиболее распространенным дегенеративно-дистрофическим заболеванием суставов, которым страдают не менее 20% населения земного шара.
2010

Целью работы явилась оценка анальгетической эффективности препарата Кетанов (кеторолак трометамин), у хирургических больных в послеоперационном периоде и возможности уменьшения использования наркотических анальгетиков.
2010

Для более объективного подтверждения мембранно-стабилизирующего влияния карбамезапина и ламиктала нами оценивались перекисная и механическая стойкости эритроцитов у больных эпилепсией
2010

Нами было проведено клинико-нейропсихологическое обследование 250 больных с ХИСФ (работающих в фосфорном производстве Каратау-Жамбылской биогеохимической провинции)
2010


C использованием разработанных алгоритмов и моделей был произведен анализ ситуации в системе здравоохранения биогеохимической провинции. Рассчитаны интегрированные показатели здоровья
2010

Специфические особенности Каратау-Жамбылской биогеохимической провинции связаны с производством фосфорных минеральных удобрений.
2010

Русская интеллигенция в эмиграции

Так сложилось, что в феврале 1917 года история России и всего мира изменилась. И мало кто из тех, что вершили эту историю, ведали, к чему она приведет. И уж совсем не ведали, что произойдет с судьбами миллионов людей - сами эти миллионы, жаждавшие пере­мен и свежего ветра.

На Западном фронте без перемен - знамени­тое высказывание..

А  вот  на  Восточном  фронте перемены витали в воздухе, нет, они не просто витали, они уже были самим воздухом, наполняющим ума и сердца чем-то совершенно новым, трепетным, запретным и потому так желанным.

Возвращаясь к тем дням и воспоминаниям очевидцев вот, что мы видим: «Жизнь в Пе­тербурге становилась всё невыносимей. Рево­люцией бредили все, даже люди обеспеченные, те даже, кто считали себя консерваторами. В очерке «Революция и интеллигенция» Розанов, не поддавшейся заразе, так описал их конфуз: «С удовольствием посидев на спектакле Революции, интеллигенция собралась было в гардероб за шубами да по домам, но шубы их раскрали, а дома сожгли»» [1, с. 230].

Бредили, бредили и воистину - горе от ума. И теперь они, те, кто мечтал о революции, о глотке свежего воздуха скитаются неприкаян­ными горемыками по всему миру, пытаясь найти защищенную от невзгод бухту. Как же трудно им было, вынужденным эмигрантам, потерявшим все, перемолотых в жерновах истории. Кто-то сталь пылью дорог, а кто-то сумел преодолеть все невзгоды, не сломился, осознал себя вновь. Кто-то же просто выплыл - не пыль и не звезда, просто человек, ... просто человек, как все мы.

Вот, что пишет о русской эмиграции 1917 -1920 гг. князь Юсупов: «В эмиграции оказа­лись представители самых разных слоев об­щества: великие князья, знать, помещики, про­мышленники, духовенство, интеллигенция, мел­кие торговцы, евреи. То есть не только люди богатые, но и лишенные имущества. Тут была сама Россия. Почти все потеряли всё» [1, с.279].

В этой статье будет совершена попытка рас­смотреть их борьбу с невзгодами и житейскими трудностями.

После буржуазной революции 1917 года, когда свобода так дурманила разум и кружила голову, когда казалось, наступило долгождан­ное освобождение России и она шагнет на­встречу светлому будущему, так же как и «ста­рушка Европа» когда-то. Но Россия не Европа: «Умом Россию не понять, аршином общим не измерить» [2, с. 202]. И вместо буржуазного чуда и промышленной революции наступил холодный октябрь. А вместе с ним и Октябрь­ская революция, затем были гражданская война и интервенция; белый террор и красный тер­рор. И последние пароходы, которые брали штурмом обезумевшие от отчаяния люди. «Что до чиновников - эти были, как и все чинов­ники, просто жадны и бессовестны. Льстили начальству и думали о наживе. Патриотизма в них не было ни на грош. А так называемая интеллигенция сама не знала, чего хотела. Ее разброд и анархия на пользу отечеству не шли. Интеллигенты-агитаторы настраивали народ против знати. Вдобавок знать и сама вызывала зависть и ненависть. Когда при Керенском она взяла власть, то оказалась ни на что не спо-собной»[1, с. 56].

Тот, кто был умней и дальновидней и во­время избавился от дурмана в голове, тот вывел свои капиталы заграницу и уехал туда сам, не дожидаясь развязки спектакля. Но таковых были единицы и в основном это были не пред­ставители русской интеллигенции, а промыш­ленники и купцы средней руки. Они в боль­шинстве своем помогали тем, кому могли по­мочь в меру своих возможностей и желаний.

Интеллигенция же в эмиграции хлебнула горя сполна. Вот как пишет в своих воспо­минаниях князь Юсупов: «С жильем для бе­женцев дела обстояли все хуже. Судите сами, какова стала моя квартира в шесть комнат, когда я поселил в них десяток семей с детьми и вещами. Спали кто где, в основном на полу. А куда денешься? Не успею устроить одних -новые бездомные. И не было конца горемыкам. Я уж совсем отчаялся, но тут один русский промышленник, некто Р. Зеленов, сохранивший капитал за границей, предложил мне купить дом пополам с ним для расселения эмигрантов. Нашли мы подходящий особняк с садом в Чизвике, лондонском пригороде. Помню, как поражался и негодовал португальский король, увидав в квартире моей вавилонское стол­потворение. Окончательно добил я его, усадив ужинать в ванной комнате» [1, с. 268]. А эми­гранты все прибывали и прибывали, и трудно было, ему, князю Юсупову и другим меценатам и филантропам помочь всем нуждающимся, да и Европе они были в тягость, их ненавидели и презирали, и надо было что-то делать, что-то решать. Вот, что пишет он по этому поводу: «Двери на родину для нас закрылись. Пред­стояло выбрать, наконец, место жительства. К русским повсюду относились враждебно. В изгнании это видеть было еще тяжелей. Личные связи и симпатии ничего не меняли. Белой армии более не существовало. Работать на Белгрэйв-сквер стало не для кого. Эмигранты большей частью ехали во Францию. Мы ре­шили ликвидировать все дело в Лондоне и переехать в Париж» [1, с. 274].

Париж стал сердцем русской эмиграции. Конечно, эмигранты были разбросаны по всем европейским странам и даже за океаном, но большинство обосновались во Франции.

Послевоенная Европа - голод, разруха, толпы своих бездомных и безработных, а тут еще и эта напасть в виде сотен тысяч пред­ставителей так называемой русской интелли­генции. Врачи, художники, профессора, фило­софы, просто богема - они были кем-то в Рос­сии и стали никем в Европе. Князья, графы, бароны и прочие титулованные и не очень особы, которые ничего не умели делать, а если и умели, то от их умений было мало проку в разрушенной Европе. Они не владели языками в должной степени, их дипломы по большей части не признавали, многие из них уже были просто стары. А их жены и дочери, которые кроме балов в соседних имениях своих уездных городков, да сплетен ничего и не ведали? Да, они умели вышивать и вполне, возможно, сносно говорили по-французски. Но каков прок, если ты не во Франции, а в Сербии или Чехословакии? Да, правительства этих стран помогали беженцам, но не всем и в крайне малом количестве. А еще и тоска по Родине, злоба и обиды, ссоры и политические разно­гласия. Ах, как же сладок был воздух свободы и Революции, как парили они в небесах окры­ленные переменами, и как же жестоко отом­стила им она, отправив, в лучшем случае, в изгнание.

Кто-то сломался, кто-то боролся, а кто-то вышел победителем. Хотя, в гражданской войне нет победителей, все проигравшие. И почти каждый из них задавался извечными вопросами: «Что делать? Как быть? И кто ви­новат?».

Что же делать? Как выжить и сохранить «честь мундира» в голодной эмиграции? Или только выжить, а мундир можно потом и в чистку сдать? Этими и другими вопросами за­давались миллионы бывших подданных Рос­сийской империи и не находили единственно верных решений и ответов.

Что же поэтому поводу писали сами эми­гранты? Вот, что, писал Марк Вишняк, россий­ский юрист, публицист, известный деятель культуры русского зарубежья: «Все эмигранты утратили свои очаги и заработки, былое со­циальное положение, часто и «профессию». Все были «деклассированны» и, за немногими ис­ключениями, неимущие. Особенно тяжким было положение людей умственного труда. Вместе с почвой, на которой они стояли, был утрачен и воздух, которым дышали, среда, в которой действовали. Привычные интеллигентам про­фессии — врачей, юристов, педагогов, литера­торов, даже журналистов были во Франции не­доступны эмигрантам в течение многих лет иногда и по закону, и почти всегда фактически: из-за незнания или недостаточного знания языка, отсутствия обязательного аттестата об окончании среднего учебного заведения и т. п. Выход из положения искали в разных направ-лениях»[3, с. 34-35]. Вот так оно и выходило -были всем, стали никем. И став никем, достиг­нув дна, они вытаскивали из чуланов памяти свои давно позабытые умения, открывали в себе новые возможности и таланты. Да, та­ланты. Ведь даже чтобы стать чистильщиком обуви надо было выдержать большую конку­ренцию. Как пишет все тот же Вишняк «Кто мог — и умел — переключался с умственного труда на физический. Другим помогали жены, сестры или дочери, нашедшие скромный зара­боток — пока у них не отобрали carte de travail — в швейных и шляпных мастерских, на фабриках или других службах. Третьи — более настойчивые — пробовали совместить интел­лигентскую работу с физической, урывая время от сна и отдыха. И им это удалось. Они достигли высот, получили признания, дали толчок разви­тию европейской культуры и науки. Написали много трудов, создали много нового[3, с. 35].

К тому же первую и вторую партию эми­грантов дополнили высланные из Советского союза заграницу неугодные власти представи­тели интеллигенции осенью 1922 года. Они же и составили костяк творческой и технической элиты в послевоенной Европе.

Неоценимый вклад в развитие мировой науки и искусства внесли следующие видные пред­ставители эмиграции:

Философы: Сергей Булгаков, Борис Выше­славцев, Николай Бердяев, Владимир Вейдле, Иван Ильин, Николай Лосский, Федор Степун, Василий Зенковский, Симон Франк, Евгений Трубецкой.

Нобелевские лауреаты: Иван Бунин (Лау­реат Нобелевской премии по литературе 1933 года), В.Леонтьев, Илья Пригожин.

Писатели: Михаил Осоргин, Марк Алданов, Владимир Волков, Зинаида Гиппиус, Алек­сандр Куприн, Димитрий Мережковский, Вла­димир Набоков, Анри Труайя, Иван Шмелев.

Ученые: Социолог Питирим Сорокин («отец северо-американской   социологии»), историк М. Ростовцев (чей труд «Рим» был издан в переводе на испанский язык в Буэнос-Айресе в 1968 году, издательством Буэнос-Айресского государственного университета), Татьяна Про­скурякова, расшифровавшая письмена майя, астроном Н.Стойко, отец аэродинамики Р.Рябу-шинский, изобретатель геликоптера (вертолета) и авиоконструктор Игорь Сикорский, изобре­татель телевидения В.Зворыкин, изобретатель высококачественной нефти В.Ипатьев.

Композиторы: Игорь Стравинский, Сергей Прокофьев, Александр Глазунов и Сергей Рах­манинов.

Оперные певцы: Федор Шаляпин, Николай Гедда, Игорь Маркевич.

Хореографы: Баланчин, Сергей Дягилев (знаменитые Русские сезоны Дягилева всегда собирали полные аншлаги), полковник де Базиль, Матильда Кшесинская, Сергей Лифарь, Нижинский, Анна Павлова.

Артисты и кинорежиссеры: Жак Тати (Тати­щев), Роже Вадим, Марина Влади (Полякова), Одиль Версуа (Полякова), Саша Дистель.

Они и многие другие, не перечисленные здесь старались сделать все возможное и невоз­можное, чтобы не только остаться людьми, но и продолжить свою деятельность, создать что-то новое, закончить старое. Они победители. Хотя и высланные оказались гораздо в худшей ситуации, чем те, кто уехал в начале. Они ведь остались в Советской России, пережили Граж­данскую войну, решили быть с Родиной в любых испытаниях. Но Ленин решил по-дру­гому: «т. Дзержинский! К вопросу о высылке за границу писателей и профессоров, помогаю­щих контрреволюции... Собрать системати­ческие сведения о политическом стаже, работе и литературной деятельности профессоров и писателей...» Питерский журнал «Экономист», изд. XI отдела Русского технического об­щества» [4].

Их вызывали на допрос и предлагали рас­стрел или высылку без ничего. Согласно Сте-пуну высылаемым - «Разрешалось взять: одно зимнее и одно летнее пальто, один костюм и по две штуки всякого белья, две денные рубашки, две ночные, две пары кальсон, две пары чулок. Вот и все. Золотые вещи, драгоценные камни, за исключением венчальных колец, были к вывозу запрещены; даже и нательные кресты надо было снимать с шеи. Кроме вещей, разре­шалось, впрочем, взять небольшое количество валюты, если не ошибаюсь, по 20 долларов на человека; но откуда ее взять, когда за хранение ее полагалась тюрьма, а в отдельных случаях даже и смертная казнь[5, с.420-421]. И, при этом, они не сломились в большинстве своем.

И пусть Вишняк писал не о них, но его слова как нельзя, кстати, подходят им: «Мы очутились в таких же условиях, как и все. Общего плана, как устроиться, у нас не было. Каждый силился выплыть, как мог, — лучше или хуже, быстрее или медленнее. Сравнитель­но с другими я устроился скоро — не надолго, но устроился» [3, с.34-35].

Да, каждый силился, как мог - кто шел рабо­тать в таксисты, кто в официанты, кто и в судомойки, как пишет в своих воспоминаниях все тот же князь Юсупов: «Кто пошел на завод, кто на ферму. Многие стали шоферами такси или поступили в услужение. Их дар приспосо­биться был поразителен. Никогда не забуду отцову родственницу, урожденную графиню. Графиня устроилась судомойкой в кафе на Монмартре. Как ни в чем не бывало, пересчи­тывала она мелочь, брошенную в тарелки на чаевые. Я приходил к ней, целовал ей руку, и мы беседовали под звук спускаемой в уборной воды, как в великосветской петербургской гостиной. Муж ее служил гардеробщиком в том же кафе. Оба были довольны жизнью. Стали появляться русские предприятия. Открылись рестораны, ателье, магазины, книжные лавки, библиотеки, школы танца, драматические и ба­летные труппы. В Париже и пригородах строи­лись православные храмы со своими школами, комитетами вспомоществования и богадель­нями» [1, с. 279].

А кто-то шел и в бандиты, открывал при­тоны и отправлял своих жен и дочерей в бор­дели. А кто-то, из этих самых дочерей, остав­шись без отцов, сами шли туда. Об их судьбе создала злободневную песню Мария Вега (литературный псевдоним Марии Николаевны Волынцевой, княгиня Нижерадзе):

Черная моль

Ведь я институтка, я дочь камергера, Я черная моль, я летучая мышь. Вино и мужчины - моя атмосфера. Приют эмигрантов - свободный Париж!

Мой отец в октябре убежать не сумел,

Но для белых он сделал немало.

Срок пришел, и холодное слово «расстрел» -

Прозвучал приговор трибунала.

И вот, я проститутка, я фея из бара,... 

И каждый день они заливали свое горе и свою озлобленность водкой, под треньканье русской балалайки.  А потом они же и шли в Русскую армию на службе у фашистов либо наоборот в Сопротивление. Но это будет потом, а пока - пока разные люди, разные судьбы. Как пишет Нина Кривошеина, дочь А.Мещер-ского - «русского Форда» и невестка Криво-шеина А.В. - министра земледелия Российской Империи и премьер-министра правительства Юга России генерала Врангеля: «... за ресто­ранной стойкой оказалась тогда не я одна, но и многие женщины из эмиграции. Русские ресто­раны и кабаре стали одной из характерных черт Парижа тех лет, от 1922-23 гг. до сере­дины 30-х годов. Были и совсем скромные, куда ходили люди, которым негде было гото­вить, одинокие, часто жившие в самых деше­веньких и подчас подозрительных отельчиках; впрочем, если "заводилась деньга", то и в этих ресторанах можно было кутнуть, закусить с графином водки, и уж обязательно появлялась музыка - бывало, что тренькал на гитаре сам хозяин, а кто-нибудь подпевал, и часто такой кутеж кончался слезами: "Эх! Россия, Рос-сиюшка!" Но были и роскошные, чрезвычайно дорогие кабаре, с джазом, певицами, краси­выми дамами для танцев, обязательным шам­панским, со жженкой, которую зажигали, по­тушив в зале огни, или с шествием молодых людей в псевдорусских костюмах, которые через весь зал торжественно несли на рапи­рах... шашлыки!! Каких тут фокусов не при­думывали! Об этом и сейчас еще горько вспом­нить» [6].

Каждый топил свою ностальгию, как мог и каждый силился выплыть или же утонуть, как можно быстрее.

Как уже было сказано выше центром, серд­цем русской эмиграции стал Париж. Но не все было хорошо. Вот, что пишет Степун. - «Па­рижская эмиграция не горела тем чистым яр­ким пламенем, к которому ее обязывало стра­дание родины. Были и чад, и тоска, и злоба, и уныние. Но все же нельзя отрицать, что в нашей нищей, неприкаянной эмиграции совер­шался процесс покаяния и духовного отрезвле­ния.» (Процесс шел, но не так быстро и сла­женно, как этого бы хотелось мыслящим и страдающим за Россию людям. - «В то же время, как чисто политическая, «ничего не за­бывшая и ничему не научившаяся» эмиграция изнемогала в партийной междоусобице, вокруг представителей так называемого «нового рели­гиозного сознания» уже начиналась творческая работа по осмыслению развернувшейся тра­гедии. В этой работе по-новому пере-груп­пировывались люди и силы, вырастали новые религиозные, культурные и общественно-по­литические фронты» [5, с. 321].

Постепенно жизнь налаживалась. Хотя эми­грантов и не принимала Европа - мало кто из русских смог влиться в европейские общества. Они оставались для них людьми, если не второго сорта, то второго плана. Теми, кто отобрал кусок хлеба у местных безработных. Ксенофобия вовсю процветала в послевоенной Европе. Эмигранты отвечали взаимностью и старались общаться только в своем обществе. Образовывали землячества, во главе которых зачастую становились бывшие уездные и го­родские головы. Вдохновленные идей лиги На­ций они защищали права русского меньшин­ства в странах Европы: «В Париже в 1920 году удалось создать Российское Общество в защиту Лиги Наций благодаря согласованным усилиям разнопартийных групп и лиц, признавших Лигу Наций учреждением, стоящим вне политики, не преследующим определенных политических целей. . Наше Общество в защиту Лиги от­стаивало интересы не только русских мень­шинств, но и других — еврейских, армянских, немецких» [3, с. 42-45].

Он же пишет далее: «Бытовая нужда после-большевистской эмиграции породила в Па­риже, прежде всего объединение бывших дея­телей земского и городского самоуправления. Организаторами объединения были главным образом социалисты-революционеры, но были и к.-д., н.-с-ы, меньшевики и беспартийные» [3, с. 55].

Все они, каких бы политических взглядов не придерживались, старались из всех сил нала­дить нормальную общественную, культурную и политическую жизнь эмигрантов. И благодаря самоотверженным усилиям ярких представи­телей русской эмиграции их непревзойденном умении решать проблемы, появилась возмож­ность прослушивать курсы лекций на родном языке. Вот, что пишет по этому поводу в своих воспоминаниях Вишняк: «Читал я и лекции, университетские и публичные, студентам и слушателям в Париже, Праге, Риге, Ревеле, Печорах. Благодаря связям с французскими академическими кругами и министерством про­свещения, русским ученым и политическим деятелям удалось добиться открытия несколь­ких русских высших образовательных учреж­дений», что же именно удалось организовать во Франции, где проживала большая часть актив­ных и творческих эмигрантов? «Был создан в Париже Народный университет для чтения по­пулярных курсов широким кругам эмиграции. При Сорбонне, на юридическом и медицинском факультетах парижского университета органи­зованы были специальные курсы, которые чи­тались на русском языке русскими профес­сорами. Посещаемость этих курсов и препода­вание не могли, конечно, идти ни в какое срав­нение количественно и качественно с обяза­тельными курсами, которые одновременно чи­тали французские профессора или в свое время русские в своих русских университетах» [3, с. 93-95]. Это преподавание финансировало пра­вительство Франции. Нельзя сказать насколько большими или малыми были объемы данной финансовой помощи, но, во всяком случае, это была помощь. Также во Франции выходили русские газеты и журналы. Они существовали вплоть до Второй Мировой Войны.

Газеты, журналы и высшие учебные заведе­ния для русских и на русском появились не только во Франции. Но и в Чехословакии. Это постарались эсэры, договорившиеся с прави­тельством о политической и литературной дея­тельности их партии в стране.

Таким образом, жизнь русской эмиграции постепенно вошла в колею и наладилась, бла­годаря усилиям и стараниям русской интел­лигенции.

Начало ХХ века - время революций, смен режимов, мыслей жизней, время двух мировых войн. И где-то между ними затянутые вихрем перемен миллионы человеческих судеб. А уже среди них сотни и тысячи представителей русской интеллигенции во всех ее проявлениях - творческой, духовной, военной, технической. Часть этой интеллигенции сдалась в эмигра­ции, не желая ничего делать. Часть смогла выбраться и построить свою жизнь сначала, пусть совсем не так как это было до револю­ции. А наименьшая ее часть и в то же время наилучшая приложила все свои силы и та­ланты, чтобы не дать пропасть остальным. Они договаривались с правительствами и органи­зациями. Задействовали свои связи и капиталы. Жертвовали многим ради многих. Они нала­дили быт и культуру эмигрантов, читали лек­ции в университетах, открывали издательства, защищали права. Они подарили Европе новую жизнь, были той искрой, из которой разго­релось пламя обновленной культуры европей­ского общества. И мечтали они о том, чтобы вновь, пусть не они сами, но хотя бы их дети и внуки вернулись в Россию.

 

Литература

1  Юсупов Ф.Ф. Мемуары в двух книгах. М., Захаров, 1998

2  Тютчев Ф.И. Полное собрание сочинений. Под ред. П.В.Быкова. С-Петербург, Издание т-ва А.Ф.Маркс, 1913.

3  Вишняк М.Годы эмиграции 1919-1969. Париж-Нью Йорк. (Воспоминания), 1970.

4  Ленин В.И. Письмо Ф.Э.Дзержинскому. 19 мая 1922/РГАСПИ. Ф.2. Оп.1. Д.23211.Л.2-2об. Автограф./ [Электронный ресурс]. Режим доступа: // http://www.ihst.ru/projects/sohist/document/deport/lenin22.htm

5  Степун Ф. Бывшее и несбывшееся. Нью-Йорк,Издательство имени Чехова, Том 2, 1956.

6  Кривошеина Н.А. Четыре трети нашей жизни. Москва, "Русский путь", 1999 [Электронный ресурс]. Режим доступа: //http://www.lib.ru/MEMUARY/KRIWOSHErNA/deparis.txt 

Разделы знаний

Архитектура

Научные статьи по Архитектуре

Биология

Научные статьи по биологии 

Военное дело

Научные статьи по военному делу

Востоковедение

Научные статьи по востоковедению

География

Научные статьи по географии

Журналистика

Научные статьи по журналистике

Инженерное дело

Научные статьи по инженерному делу

Информатика

Научные статьи по информатике

История

Научные статьи по истории, историографии, источниковедению, международным отношениям и пр.

Культурология

Научные статьи по культурологии

Литература

Литература. Литературоведение. Анализ произведений русской, казахской и зарубежной литературы. В данном разделе вы можете найти анализ рассказов Мухтара Ауэзова, описание творческой деятельности Уильяма Шекспира, анализ взглядов исследователей детского фольклора.  

Математика

Научные статьи о математике

Медицина

Научные статьи о медицине Казахстана

Международные отношения

Научные статьи посвященные международным отношениям

Педагогика

Научные статьи по педагогике, воспитанию, образованию

Политика

Научные статьи посвященные политике

Политология

Научные статьи по дисциплине Политология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Психология

В разделе "Психология" вы найдете публикации, статьи и доклады по научной и практической психологии, опубликованные в научных журналах и сборниках статей Казахстана. В своих работах авторы делают обзоры теорий различных психологических направлений и школ, описывают результаты исследований, приводят примеры методик и техник диагностики, а также дают свои рекомендации в различных вопросах психологии человека. Этот раздел подойдет для тех, кто интересуется последними исследованиями в области научной психологии. Здесь вы найдете материалы по психологии личности, психологии разивития, социальной и возрастной психологии и другим отраслям психологии.  

Религиоведение

Научные статьи по дисциплине Религиоведение опубликованные в Казахстанских научных журналах

Сельское хозяйство

Научные статьи по дисциплине Сельское хозяйство опубликованные в Казахстанских научных журналах

Социология

Научные статьи по дисциплине Социология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Технические науки

Научные статьи по техническим наукам опубликованные в Казахстанских научных журналах

Физика

Научные статьи по дисциплине Физика опубликованные в Казахстанских научных журналах

Физическая культура

Научные статьи по дисциплине Физическая культура опубликованные в Казахстанских научных журналах

Филология

Научные статьи по дисциплине Филология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Философия

Научные статьи по дисциплине Философия опубликованные в Казахстанских научных журналах

Химия

Научные статьи по дисциплине Химия опубликованные в Казахстанских научных журналах

Экология

Данный раздел посвящен экологии человека. Здесь вы найдете статьи и доклады об экологических проблемах в Казахстане, охране природы и защите окружающей среды, опубликованные в научных журналах и сборниках статей Казахстана. Авторы рассматривают такие вопросы экологии, как последствия испытаний на Чернобыльском и Семипалатинском полигонах, "зеленая экономика", экологическая безопасность продуктов питания, питьевая вода и природные ресурсы Казахстана. Раздел будет полезен тем, кто интересуется современным состоянием экологии Казахстана, а также последними разработками ученых в данном направлении науки.  

Экономика

Научные статьи по экономике, менеджменту, маркетингу, бухгалтерскому учету, аудиту, оценке недвижимости и пр.

Этнология

Научные статьи по Этнологии опубликованные в Казахстане

Юриспруденция

Раздел посвящен государству и праву, юридической науке, современным проблемам международного права, обзору действующих законов Республики Казахстан Здесь опубликованы статьи из научных журналов и сборников по следующим темам: международное право, государственное право, уголовное право, гражданское право, а также основные тенденции развития национальной правовой системы.