Повышение правовой культуры в значительной мере связано с созданием качественной системы правового обслуживания, в том числе правового информирования населения.
Правовая информированность общества – важная предпосылка эффективности государственного управления, развитие демократии, совершенствования законодательства, социально-правовой активности граждан, повышение уровня их правосознания и правовой культуры, укрепления законности и правопорядка. Состояние правовой информированности обуславливается прежде всего объективной потребностью общества в правовой информации, необходимой для правового регулирования общественных отношений.
Правовой информированности общества как социальному явлению могут быть даны различные определения в зависимости от целей и аспектов научного исследования. С учетом задач социального управления правовую информированность можно рассматривать, как специфическое состояние общественного сознания, возникающее в процессе государственного управления обществом и выражающее уровень знания гражданами и непосредственно связанных с ним явлений.
Современными учеными-юристами выработан ряд определений правовой информации в широком и узком планах. Вместе с тем в складывающемся в юридической науке понимании правовой информации большое значение приобретают не столько существующие определения, сколько реальные направления в исследовании правовой информации, поставленные в них практические цели. Первое из них, с которым связано введение в научный оборот термина «правовая информация», направленно на исследование, практическое решение проблем автоматизации информационной службы в области права, правовой информации. В данном случае речь идет о той справочной, осведомительной информации, которая дает сведения о нормативных актах, источниках их опубликования, охватывает данные о судебной практике. Для другого направления характерен информационный подход к исследованию самого права, изучение его информационного содержания. В этом плане можно говорить непосредственно о нормативно-правовой информации, содержащей сведения о принципах, нормах права, о правовой информации в широком смысле, включающей в себя другие сведения о правовой жизни общества. Информационный подход к исследованию права позволяет более глубоко и всесторонне исследовать механизм социального действия права, его взаимосвязь с законодательством, правосознанием, правомерным поведением. При исследовании содержания права с позиций теории информации социальная значимость правовой информированности общества становится особенно очевидной, поскольку между ними устанавливается прямая непосредственная связь. С учетом сказанного правовая информация может быть определена как один из видов социальной информации, отражающий специфическую группу общественных отношений - правовых и представляющая собой совокупность сведений о праве, а также других данных, непосредственно связанных с механизмом его социального действия.
Правовая информированность неразрывно связана с усвоением правовой информации, что, в свою очередь, способствует упорядоченности, приведению в систему правовых знаний членов общества, правильному осознанию правовой действительности. Сказанное позволяет определить сущность правовой информированности индивида или общества в целом как уровень знаний права, достигнутый в результате воздействия на сознание правовой информации. Но нельзя забывать, что без глубокого знания права невозможна правильная оценка правовых явлений, формирование установок, ориентаций в поведении личности. Поэтому сущность правовой информированности конкретизируется в ее содержании – знании, заключенном в сведениях о праве, данных, непосредственно связанных с механизмом его социального действия.
В процессе изучения правовой информированности общества важно установить, в каких сферах человеческой деятельности используется правовая информация, насколько она достаточна и качественна [1, С.39].
Какая именно правовая информация необходима ее получателю, что нужно знать гражданину о праве и законности?
Для ответа на этот вопрос следует принимать во внимание, по-нашему мнению, следующие моменты:
Во-первых, знание права теснейшим образом связано с правосубъектностью гражданина, то есть способностью физического лица иметь и приобретать права и обязанности. Очевидно, что каждый гражданин для реального осуществления субъективных правомочий нуждается в знании своих прав и обязанностей, выраженных и закрепленных в соответствующих правовых нормах. Таким образом, можно считать, что существует некий общеобязательный уровень знания права, который необходим любому гражданину независимо от его социального статуса.
Во-вторых, потребность в знании права, а следовательно, и в правовой информации различается в зависимости от возрастных, профессиональных и иных социально-демографических особенностей личности.
В-третьих, само право, будучи явлением динамическим, постоянно совершенствуется, дополняется новыми нормативными предписаниями в соответствии с потребностями развития и совершенствования регулируемых ими общественных отношений. Таким образом, уровень знания права должен постоянно соответствовать современному состоянию действующего законодательства. И наоборот, действующее законодательство должно соответствовать изменениям в правосознании граждан [2].
Вышеизложенное выдвигает перед правовой пропагандой необходимость осуществлять свою информационную функцию прежде всего избирательно, дифференцируя потребителей правовой информации в зависимости от их социально-демографических и профессиональных особенностей и соответственно планировать и направлять информационные потоки. Кроме того, непременным условием успешного функционирования правовой информации, является учет их реального уровня знания права и возможностей его повышения. И, наконец, особенности содержания правовой информации, ее динамизм делают необходимым неоднократное обращение к одним и тем же потребителям, систематическое обновление информации.
За последние годы факт увеличения объема правовой информации очевиден. Этот процесс является объективным и определяется реалиями современного мира, так как растет объем общения между людьми внутри отдельных государств и за их пределами. Увеличивается количество юридически значимых поступков индивидов, требующих правового оформления. Международное сотрудничество развивается по всем направлениям деятельности государств. Это находит выражение в многочисленных договорах, конвенциях и других правовых документах. Все активнее становится деятельность международных организаций, в результате которой также рождается информация правового характера. В юридической науке все более детализируются и конкретизируются знания о праве, что выражается в новых научных трудах, статьях, монографиях.
Спектр деятельности человека на нашей планете и за ее пределами увеличивается с каждым годом. С возникновением новых видов деятельности появляется необходимость в ее правовом урегулировании. За последнее десятилетие появились новые отрасли права. Кроме того, существующие отрасли права, по мере совершенствования знаний, все более детализируются, что ведет к увеличению объема правовой информации. Каждый новый кодекс имеет объем больше, чем предыдущий, и почти каждый новый закон обрастает огромным количеством подзаконных актов, по объему часто превосходящих сам закон. Если прибавить к этому научные работы, статьи и комментарии по проблемам правового характера, то есть вторичную волну правовой информации, то становится очевидным, что она все менее способна выполнять свою основную функцию – информировать.
Из-за увеличивающейся сложности правовой материи, наличия в праве разветвленного отраслевого законодательства, а так же огромного количества незаконных актов, поток которых стремительно растет, возникают существенные трудности в обеспечении людей правовой информацией, по крайней мере в том, что касается доведения конкретных норм до членов общества.
На современном этапе возможности правовой информации значительно возросли из-за разветвленности каналов массовой коммуникации, внедрения в информационный процесс автоматизированных поисковых систем, вмещающих в блок памяти почти неограниченное количество нормативных материалов. Но как раз в этом-то и заключается истинный парадокс: с одной стороны, граждане страдают от отсутствия необходимой им информации, а с другой стороны – от избытка информации, что создает трудности в ее использовании в каждом конкретном случае, когда под слоями новой информации теряются базовые, первичные знания, генерализированные и закрепленные в человеческой памяти.
Растет количество правовой информации, ее сложность, но уменьшается время на ее осознание. Это может привести к снижению качества правосознания, потому что уровень знания закона является важнейшей составляющей его применения. Мы разделяем мнение В.П.Казимирчука и В.Н.Кудрявцева, которые считают, что правовая информированность гражданина и правосознание – тесно взаимосвязанные категории [3, С.125]. Достаточно указать на то, что правовые знания составляют ядро правосознания, его когнитивную составляющую, ибо способ, каким существует сознание и каким нечто существует для него, – это знание.
Вместе с тем сознательная деятельность личности в правовой сфере предполагает в качестве основы не только знания, но и понимание тех требований, которые государство предъявляет гражданину. Правила поведения, закрепленные в нормах права, непременно должны быть известны гражданину, понятны и осознаны им – это одно из условий формирования действенного отношения человека к реализации им своих прав и выполнению своих обязанностей.
Влияние отечественных и зарубежных средств массовой информации на процесс социализации и становления правосознания граждан нашей страны велико. Согласно данным опроса, проводимого общественным объединением «Street Law – Казахстан» источники, из которых респонденты черпают информацию о действующем законодательстве, расположились (в %) в следующем порядке:
1.Печать – 53,9;
2.Телепередачи – 36,3;
3.Учителя – 4,4;
4.Сверстники – 2,2;
5.Родители, родственники – 1,8;
6.Радиопередачи – 1 [4, С.11].
Приведенные данные дают основание полагать, что в настоящее время источником правовой информации все больше становятся СМИ, выступая основными социальными институтами, формирующими правосознание у школьников. Это обстоятельство повышает требования к четкости, правдивости и своевременности передаваемой СМИ правовой информации. Наблюдения показывают, что многие современные отечественные СМИ слабо осознают свою роль в правовой социализации населения, не имеют обоснованной информационной концепции в подаче правового материала и освещения деятельности правоохранительных органов. Более того, часто слушатели и читатели получают предвзятую информацию о состоянии правопорядка или сведения, которые оказывают негативные воздействия на поведение граждан. Отсутствие информационной концепции в сфере правовой пропаганды ведет к бессистемному подбору материалов и программ. Анализ имеющихся программ показывает, что они носят репортерский, комментаторский характер, акцентируя внимание зрителя на конкретных происшествиях и преступлениях. Причем часто крупным планом показывают жертв преступлений с их травмами и ранами, трупы и т.д. У зрителей создается впечатление разгула преступности и слабости органов правопорядка. При этом отсутствует грамотное юридическое объяснение происходящих событий, и зрители видят только ужасные телевизионные «картинки». Конечно, есть и позитивные моменты в работе СМИ, связанные с правовой пропагандой. Между тем, для успехов в формировании и совершенствовании правосознания людей необходимо понимать и учитывать структуру правовой психологии как особого социально-психологического образования, одним из элементов которого является правовая осведомленность. Это знание членами общества законов и иных правовых установлений, как действующих, так и новых, принимаемых субъектами правотворчества, а также умение ориентироваться в них при принятии решений по вопросам собственной жизни и деятельности. Этот компонент не может быть сформирован раз и навсегда. Он может быть на должном уровне развития, если нужная людям информация постоянно доводится до них, если это делается в соответствии с требованиями времени и потребностями граждан, если поступление этой информации и комментарий к ней ведутся компетентными людьми и характеризуются достоверностью. Формирование и поддержание этого компонента у казахстанских граждан серьезно осложнены. Раньше, когда все СМИ были государственными, практически все они публиковали новые нормативные документы и комментировали их. Ныне эта практика резко ослаблена. Информация ко многим слоям и группам граждан поступает из слухов, работающих по принципу «испорченного телефона». Трудности повседневной жизни и деятельности граждан определяют особую подверженность их психологии слухам, что приводит к искажениям даже значимой и нужной им правовой информации.
На основании вышеизложенного, нами предлагается на телевидении, являющимся одним из самых доступных источников информации, обязательное транслирование еженедельной и выходящей в удобное для населения время, передачи о новостях в праве. Данная передача позволила бы подробно анализировать все процессы, происходящие в правовой жизни общества. Ученые-юристы, практики, государственные деятели объясняли бы в доступной форме о принятых законах, изменениях и дополнениях, вносимых в них, порядок обращения граждан при нарушении их прав и т.д.
Таким образом, правовая культура – во многом результат правового воспитания, целенаправленной работы по достижению запрограммированных изменений в индивидуальном и коллективном правосознании и поведении.
Список использованных источников:
1. Соколов Н.П. Правовая информированность общества: сущность и содержание // Советское государство и право. 1981. №11. С. 37-44.
2. Более подробно об этом, например: Щегорцов В.А. Социология правосознания. – М.: Мысль, 1981. С.63-105; Кальман Кульчар Основы социологии права. С предисловием и под ред. В.П.Казимирчука. М.: Прогресс, 1981. С.190-191; и др.
3. Казимирчук В.Н., Кудрявцев В.Н. Современная социология права. М.: Юридическая литература, 1995.
4. Айтимбет И.А., Мухтарова А.К. Проблемы формирования правосознания у школьников в период перехода от тоталитаризма к правовому государству: Результаты социологического исследования 2000 года. Алматы: Юнчи, 2001.