Другие статьи

Цель нашей работы - изучение аминокислотного и минерального состава травы чертополоха поникшего
2010

Слово «этика» произошло от греческого «ethos», что в переводе означает обычай, нрав. Нравы и обычаи наших предков и составляли их нравственность, общепринятые нормы поведения.
2010

Артериальная гипертензия (АГ) является важнейшей медико-социальной проблемой. У 30% взрослого населения развитых стран мира определяется повышенный уровень артериального давления (АД) и у 12-15 % - наблюдается стойкая артериальная гипертензия
2010

Целью нашего исследования явилось определение эффективности применения препарата «Гинолакт» для лечения ВД у беременных.
2010

Целью нашего исследования явилось изучение эффективности и безопасности препарата лазолван 30мг у амбулаторных больных с ХОБЛ.
2010

Деформирующий остеоартроз (ДОА) в настоящее время является наиболее распространенным дегенеративно-дистрофическим заболеванием суставов, которым страдают не менее 20% населения земного шара.
2010

Целью работы явилась оценка анальгетической эффективности препарата Кетанов (кеторолак трометамин), у хирургических больных в послеоперационном периоде и возможности уменьшения использования наркотических анальгетиков.
2010

Для более объективного подтверждения мембранно-стабилизирующего влияния карбамезапина и ламиктала нами оценивались перекисная и механическая стойкости эритроцитов у больных эпилепсией
2010

Нами было проведено клинико-нейропсихологическое обследование 250 больных с ХИСФ (работающих в фосфорном производстве Каратау-Жамбылской биогеохимической провинции)
2010


C использованием разработанных алгоритмов и моделей был произведен анализ ситуации в системе здравоохранения биогеохимической провинции. Рассчитаны интегрированные показатели здоровья
2010

Специфические особенности Каратау-Жамбылской биогеохимической провинции связаны с производством фосфорных минеральных удобрений.
2010

Культурная коннотация цветообозначений у разных народов

Цвет имеет огромное значение в жизни современного человека. Зачастую от него напрямую за­висит настроение, эмоции и даже физическое самочувствие людей. Понятно, почему столь популяр­ны исследования в области цвета у психологов. Однако, рассматривая те или иные аспекты, специа­листы зачастую игнорируют глубинный исторический и культурный опыт человека, которому свой­ственно постоянное стремление называть предметы и явления, которые его окружают.

Цветовая картина мира не является исключением. Языковая картина мира — исторически сло­жившаяся в обыденном сознании данного языкового коллектива и отражённая в языке совокупность представлений о мире, определённый способ восприятия и устройства мира, концептуализации дей­ствительности. Каждому естественному языку соответствует уникальная языковая картина мира. По­этому у лингвистов цветонаименование — одна из самых популярных лексических групп.

В ощущениях, передаваемых цветом, скрыты природные ассоциации, компонент образного мышления, спонтанно возникающая связь между отдельными ощущениями, восприятиями, представ­лениями, идеями на основе ассонанса — частичного совпадения, сходства каких-то сторон, качеств, форм различных, не связанных в обыденной жизни предметов, которые в нашем сознании заложены почти на генетическом уровне, влияние культурных национальных традиций человека, а также цве­товые ассоциации личных переживаний и впечатлений. Общие природные цветовые ассоциации практически одинаковы или во многом похожи у людей самых разных национальностей.

Как известно, смена цветов в природе — явление, связанное с угасанием либо приобретением новых цветовых оттенков. В цветовой круг нашего восприятия входят четыре цвета, между которыми располагаются все переходные оттенки. Кроме того, исследователи детально рассматривают меди­цинские, физиологические, эмоциональные аспекты цвета [1].

Ученые-физиологи установили, что кожа — отдаленный орган зрения, так как в ней имеются ре­цепторы, воспринимающие цвет.

Так, красный цвет угнетает, повышает давление; желтый оказывает очень мягкое воздействие, как от теплой ванны, помогает; зеленый располагает к любви, символизирует жизнь, создает гармо­нию; голубой связан с миром, вселенной, духовным состоянием, настраивает на романтический лад.

В слове отражается движение времени, изменение «вещного» мира, развитие идей. Зрительные восприятия столь существенны, так заметны в развитии языка, в развитии семантики отдельных слов, что составляют особую область в науке о языке. Развитие цветообозначений оказывается тесно свя­занным с самим восприятием окружающего мира.

Интерес к цветообозначениям в последнее время обусловлен самой жизнью. Формирование цве-тообозначений связано с разными предметами и явлениями: цвет лица, кожи, волос, неба, земли, рас­тений, т.е. того, что не было окрашено самим человеком. Ассоциативные связи цветовых определе­ний способствовали развитию символики. Эти же связи определяли и конкретно-предметные значе­ния (каурый, вороной — конь).

Сила конкретных представлений препятствует образованию «пустой» абстракции, абсолютиза­ции цветового значения.

Как нам известно, каждый из цветов спектра имеет определенную длину волны — от самой ко­роткой (фиолетовый цвет) до самой длинной (красный цвет).

Белый

Белый символизирует чистоту, целомудрие (фр. Fleurs d'orange — белые цветы померанцева дерева — принадлежность свадебного убора невесты, символизирущая её невинность; флёрдоранж), мир, девственность (платье невесты, фата), свет, мудрость, невинность и правду; во время военных действий белый флаг означает сдачу или перемирие, в более широком смысле — мир и добрую волю. Белые животные в ряде культур (лошади в Греции и Риме, слоны в Юго-Восточной Азии) считались священными. Белые одеяния носили кельтские жрецы — друиды. В Китае белый символизирует тра­ур, опасность. В Европе — символ молодости. Он любим мексиканцами.

В христианстве и исламе погребальная одежда (саван и ацырет) бывает белого цвета.

Белый голубь символизирует мир [1].

В русском и казахском языках белый и ақ символизирует контрреволюцию (белая армия — ац армия, белая гвардия — ац гвардия, белые войска — ақ эскер), имеет значение «аристократический, относящийся к знати» (белая кость — ац сүйек), «тот, кто не работает, у кого не запачканы руки» (белоручка — ац саусац); «резко выделяющийся» (белая ворона - ац царга) [2;71-72].

В деловом мире белыми воротничками называют служащих учреждений, работников офисов, клерков, для которых обязателен дресс-код: классический костюм с белым воротником и галстуком.

Белый цвет действует утомляюще; большие пространства, окружённые исключительно белым цветом, вызывают ощущение усталости.

Чёрный

Чёрный обозначает ночь, смерть, раскаяние, грех, тишину и пустоту. В китайской философии это «инь». В христианстве он символизирует скорбь, горе и оплакивание. В средневековом искусстве обозначал раскаяние. Часто использовался в качестве смерти, например, на пиратском флаге «Весё­лый Роджер». В католической церкви используется в мессах по усопшим. В Японии чёрный обозна­чает радость, также символизирует зло.

В печатных изданиях фамилию умершего заключают в чёрную рамку. В предвоенные годы в СССР люди боялись «воронка», чёрной машины, забиравшей арестованных в тюрьму.

У русских чёрный носит усилительный, эмоциональный характер и выражает наивысшую сте­пень тоски, беды и т.д. (черная тоска, черная скука, черная беда), означает «неглавный, непарадный, предназначенный для повседневных нужд» (черный двор, черный ход), а также «государственный, нечастновладельческий» (черные земли). Символизирует чародейство, колдовство (черная книга, чер­ная магия).

В русской традиции чёрный означает «преступный, злостный, подлый» (черное дело, черная со­весть, черная неблагодарность), «предосудительный, плохой» (черные списки, черная книга), «неза­конный, нелегальный» (черный рынок, черная биржа).

В русском и казахском языках чёрный означает «курной, покрытый копотью, сажей» (черная из­ба — цара үй, черный котел — цара цазан), имеет отрицательное символическое содержание «мрач­ный, тяжелый, безотрадный (черные думы, черные мысли — цара ниет, черная судьба — цайгылы тагдыр, черная тоска — цара уайым, черный день -царалы цүн, черный год).

Қара в казахском языке образует следующие специфические значения:

-    «очень сильный, в высшей степени» (о ветре, морозе) цара цыс — самое холодное время зимы; цара күз — поздняя осень; цара суыц — сильный мороз; цара жел — пронизывающий ветер; цара боран, цара согац — вихрь, ураган, смерч);

-    «большой, крупный, обильный» (цара мал) о крупном, рогатом скоте; цара цұс (коршун), цара тер — сильный (обильный) пот;

-    «уважаемый, почитаемый» (цара шаңырац) — отчий дом предков и прямых потомков, ува­жаемый, почитаемый дом;

-    «единственный, самый близкий и дорогой» (көзімнің агы мен царасындай);

-    «простой, необразованный, неграмотный» (черный народ («чернь») — цара халыц, цара бұцара, цара цазац, цара жұрт, «нищий, босяк» (царакедей), «незнатного происхождения» (цара сүйек);

-    «проза» (цара сөз);

-    «казахи, вообще все азиаты» (цара көздер);

-    «жестокий, суровый, немилосердный» (цара көңіл, цара жүрек);

-    «осрамлённый» (цара бет);

-    «проклятие, пожелание зла» (Қара басцыр! Саган бір цара көрінер — «пусть тебя настигнет беда»);

-    «обучение грамоте, письму» (цара/хат тану);

-    «безвкусная, постная пища» (цара сорпа, цара көже, цара ет, цара нан, цара цұрт, цара айран)

[2; 73-75].

Чёрное кольцо на олимпийском флаге символизирует Африку.

Красный

Крaсный — теплый и рaздрaжaющий, стимулирует мoзг, симвoл oпaснoсти и зaпретa. Любим людьми влюбчивыми, эмoциoнaльными. Его не любят в Ирлaндии. В Китяе — цвет прaздникa, удaчи Китайцы красный цвет считают символом долголетия и именно из красной ткани шьют свадебные платья для невест. Древние римляне считали, что красный цвет — это символ силы, мощи, власти. В древней Японии цвет играл роль точного информационного посыла. В известном театре Кабуки цвет играет роль текста, например, сиреневая повязка на голове героя говорит о его смертельной ране. Большое количество определенного цвета в костюме героя подчеркивает черты его характера — доб­родетель или коварство; в Индии — цвет жизни. Теплый, веселый, действует вoзбуждaюще, вызывaет желaние действoвaть, прилaгaть усилия. Красный цвет связан с активным мужским началом, цвет жизни, огня войны, энергии, агрессии, опасности, импульса, эмоций, страсти, любви, радости, празд­ничности, жизненной силы, здоровья, физической силы и молодости [2; 75-76].

Красный — наиболее агрессивный цвет, символизирует кровь, гнев, огонь, чувства, раны, войну, кровопролитие, угрозу, революцию, силу, мужество, смерть, здоровье. В римской мифологии — цвет бога войны Марса, в древнем Вавилоне — цвет бога смерти Неграла. В Египте красный лотос был символом крови, пролитой Осирисом. В Индии это цвет сословия воинов (кшатриев) [1]. Красный флаг широко использовался национальными и революционными движениями (фригийский колпак, знамя Парижской коммуны, флаг Революций в России 1905 и, 1917 гг. и др. — красная гвоздика, красный бант, красное знамя, кумачовый флаг). Красный стал цветом международного социализма (Красная армия, каз. Қызыл эскер) и левого крыла в политике в целом.

Для европейцев и американцев красный означает опасность: запрещающий сигнал светофора и «красная карточка».

Красное кольцо на олимпийском флаге символизирует Америку.

В советское время красную повязку на руке носили дежурные в учебных заведениях, учрежде­ниях, на предприятиях, дружинники (ДНД). Раньше красной ширмой (занавеской) отгораживали больного корью, или коревой краснухой.

Пожарная машина всегда бывает красного цвета.

Красный диплом (тёмно-вишнёвого цвета) — это диплом об окончании среднего специального или высшего учебного заведения с отличием, т.е. одни отличные оценки у выпускника.

Красный также обозначает стыд. Улицу, где находятся публичные дома, называют «улицей красных фонарей», вообще такое заведение называют «жёлтый дом с красными фонарями».

В рекламе красный цвет коробки свидетельствует, что сигареты крепкие; голубой и белый — лёгкие; зелёный — сигареты с ментолом; золотистый ассоциируется с высоким качеством сигарет, обилие золота — высокая цена.

В русском языке реализуются в основном такие символические значения фразеологических еди­ниц с компонентом цвета «красный». Например:

-    проходит красной нитью (основная мысль, главная идея);

-    красная строка — начать с нового абзаца;

-    красный день календаря — выходной день или праздник;

-    пустить красного петуха — поджечь, устроить пожар.

Итак, значения фразеологизмов и пословиц с этим компонентом имеют в основном положитель­ный оттенок.

Одно из значений красного цвета связано, с одной стороны, с чисто физиологической реакцией организма (из-за стыда или смущения), а с другой — с психологическим признаком, ассоциирую­щимся с чем-либо недостойным, неприличным, безнравственным, позорящим. Выражения с таким значением встречаются как в русском, так и в английском языках. Например:

-    to get/have a red face — покраснеть от смущения;

-    to give some one a red face — вогнать кого-либо в краску, смутить кого-либо;

-    red in the face — покрасневший, смущенный;

-    to blush/gored (букв. вспыхнуть докрасна) — покраснеть/зардеться от смущения;

-    to be come red in face — побагроветь от стыда, смущения, гнева и т.п.

В английском языке также встречаются как положительные, так и отрицательные значения при­лагательного «красный» во фразеологизмах и пословицах. Красный цвет присутствует в следующих фразеологических сочетаниях как символ опасности:

-    to see the red light (букв. видеть красный свет) — предчувствовать приближение опасности, беды и т.п.;

-   a red-light district (букв. район красного фонаря) — опасный район; отрицательных эмоций:

-    red lamp/ light (slang) (букв. красный фонарь/свет) — публичный дом;

-    like a red rag (to a bull) (букв. красная тряпка) — нечто, приводящее в бешенство (как быка красный цвет) [3].

Смысловое значение второстепенных цветов Оранжевый

Оранжевый — жизнерадостный, весёлый, импульсивный, ускоряет пульс, вызывает радость, усиливает активность, не увеличивает кровяное давление, создаёт чувство благополучия. Он очень любим голландцами. Оранжевый, как и красный, — тёплый цвет, но лишённый агрессивности крас­ного. Он часто используется в оформлении интерьеров различных помещений.

Оранжевый — официальный цвет тибетского буддизма и голландского протестантизма.

Кроме того, в конце 90-х годов ХХ века одной из русских анархических групп была предпринята попытка сделать оранжевый цветом движения анархистов, наравне с чёрным. Попытка не удалась. Также нам памятна недавняя «оранжевая революция» на Украине.

Несложно заметить, оранжевый цвет выбирается движениями протеста (в широком смысле — протеста как религиозного, так и социального). Движения протеста всегда возникают и действуют в рамках определённого культурно-исторического контекста, в котором действует собственная, кано­низированная (религиозная или светская) цветовая символика, все основные цвета в которой уже имеют смысловое значение. Встаёт вопрос о выборе цвета движения из второстепенных цветов, а из них оранжевый — наиболее яркий [1].

Голубой

Голубой — антисептический, эффективен при невралгических болях, при воспалениях. Для ки­тайцев — один из траурных цветов. В Индии — символ правдивости. Он любим в Египте, в мусуль­манском мире. Голубой действует успокаивающе и расслабляющее.

Голубое кольцо на олимпийском флаге символизирует Европу.

В Европе этот цвет символизирует новорождённых мальчиков.

Как пишет Д.Тресиддер, ассоциация между голубой кровью и аристократией происходит от час­то применяемой французскими аристократами в средние века клятвы «кровью Бога», где эвфемизмом «Бога» было слово «голубой», что со временем привело к сленговому выражению unsang blue («голу­бая кровь»). В русском и английском языках есть фразеологизмы с этим значением: голубая кровь — blue blood — «аристократическое происхождение» [1].

С голубым цветом в русском языке связаны значения «радостный, приятный, нежный, ясный, безобидный» (голубые дни, голубое утро), «желанный», «романтический» (голубые мысли, голубые мечты = розовые мечты).

Прилагательное голубой в памятниках древнерусской письменности раннего периода употребля­ется только в качестве названия конской масти. История прилагательного голубой как цветообозначе-ния заключается в том, что оно из специального узкого обозначения масти становится одним из очень употребительных цветообозначений с почти неограниченной сферой употребления.

Көк в древнетюркском языке имело предметное значение «небо» и, по всей вероятности, это значение было первичным, что подтверждается употреблением слова көк в значении «Бог», «божест­во» [2; 77-78].

Голубым (бирюзовым) цветом окрашены купола мавзолеев хана Алаша, Жошы хана, Бестам хана и множества других древних могил — в этом мы видим следы поклонения небу. Купола мечетей также имеют голубой, бирюзовый цвет.

Более поздней становится идиоматическая связь с меланхолией, возможно, берущая начало в ве­черних грустных песнях африканских рабов в Северной Америке («blues»). В английском языке есть много фразеологизмов со значением плохого настроения, тоски, грусти, в состав которых входит компонент цвета «blue», например:

-    The blues — меланхолия, хандра;

-    To give somebody blue (букв. вводить кого-либо в голубое) — наводить тоску на кого-либо;

-    dark/navy blue (букв. темно-голубой) — испуганный, унылый, подавленный;

-    get/have the blues (букв. иметь/получить голубое — хандрить, стать грустным, подавленным;

-    to be in the blues (букв. быть в голубом) — хандрить, быть в плохом настроении, в подавлен­ном состоянии;

-    blue study (букв. голубое изучение) — мрачное раздумье;

-    blue devils (букв. голубые дьяволы) — уныние [3].

В ряде стран он обозначает мужчин-гомосексуалистов.

Розовый

Розовый — цвет чувственности, очень женственный, эффективен при меланхолии. Все его от­тенки любят как блодинки, так и брюнетки. Этот цвет символизирует новорождённых девочке. У американцев он вместе с бледно-голубым ассоциируется с косметикой. У русских этот цвет соотно­сится с радостным, приятным (розовые мечты), радостным, счастливым временем (розовые дни, ро­зовое утро, розовое детство), с безоблачностью, нереальностью, наивностью (розовые очки, в розо­вом цвете).

Он обозначает также женщин-лесбиянок или вообще гомосексуалистов (эта традиция идёт со времён Второй мировой войны: нацисты Германии обязывали гомосексуалистов оккупированных стран носить повязки с розовыми треугольниками).

Коричневый

Коричневый, точно так же, как и красный, желтый, зеленый, голубой, синий, выступает в качест­ве опорного слова, вокруг которого группируется ряд слов, обозначающих оттенки коричневого цве­та: бежевый, бронзовый, бурый, карий, каштановый, кофейный, оливковый, ржавый, терракотовый.

Если коричневый в русском языке реализует отрицательную окраску, то цоңыр в казахском предназначен для характеристики мягких тонов, теплоты, доброты, обаяния.

Казахи используют цоңыр, когда хотят подчеркнуть особую мягкость и приятность описываемо­го. Здесь нет бьющих в глаза красок, броских тонов. Вот почему они окрашивают в коричневый цвет спасительный в жару ветерок (цоңыр жел), мягкую теплую ночь (цоңыржай кеш), приятную и радо­стную осень (цоңыр күз). Приятный звук домбры или кобыза (цоңыр күй, цоңыр саз), мягкий тембр голоса певца (цоңыр дауыс), лирические песни (цоңыр эн) — все это непременно окрашивается каза­хами в коричневый цвет. Этот цвет — сама камерность, нечто интимное, когда человек остается на­едине со своими сокровенными мыслями и желаниями [2; 81].

Коричневый цвет символизирует нацистское движение.

Фиолетовый

Фиолетовый действует на сердце, лёгкие, кровеносные сосуды. Этот цвет любят люди, в жизни которых наблюдается период неустойчивости. В Индии символизирует печаль и утешение, в Брази­лии — печаль. Фиолетовый — это «ломаный» цвет, полученный от смешения пурпурного и синего. Когда-то, как и чёрный, считался цветом печали и траура, сейчас все его оттенки очень распростра­нены и популярны. Фиолетовый цвет особенно любят женщины с богатым и необычным внутренним миром. Он идёт и к нежным светлым оттенкам кожи, и к смуглым. В равной мере привлекает и от­талкивает, полон жизни, но в некоторых случаях вызывает грусть.

 

Пурпурный

Пурпур, редко применяемый цвет в геральдике, символизирует высшую власть, изображается лиловым и лилово-красным, тёмно-синим и другими оттенками синего. Это связано с тем, что нату­ральную пурпурную краску добывали из двух разных видов раковин в Средиземном море. Один да­вал тёмный, фиолетовый оттенок, а другой, так называемый тирский пурпур — огненно-красный. Из-за баснословной дороговизны пурпурные одежды были доступны только правителям и высшим госу­дарственным лицам (королевская мантия с горностаем, одежда Папы Римского). В Римской империи и Византии символизировал власть, а также благочестие, умеренность, щедрость [1].

Серый

Серый означает «ничем не примечательный, бесцветный» (серая жизнь, серые будни, серая мас­са), «малокультурный, необразованный» (серый человек, серая публика, серые люди, серый народ). В казахском языке сұр имеет значение «недружелюбный, враждебный» (сұр жылан) [2; 81].

Цвета в геральдике

В геральдике используется семь цветов. Первоначально было только четыре цвета: красный, си­ний, чёрный и белый, но затем появились дополнительные цвета: зелёный, жёлтый и пурпурный. Жёлтый и белый, сначала независимые от золота и серебра цвета, позднее стали заменять эти два ме­талла, и как самостоятельные уже не использовались.

Можно предположить, что только самые первые гербы несли произвольно взятые изображения, не наделённые каким-то особым смыслом. В эпоху Средневековья, проникнутую духом мистицизма, когда даже в элементарных вещах старались разглядеть скрытый смысл, некое божественное откро­вение, цветам, как и другим геральдическим элемента, начали придавать конкретное символическое значение. Существует множество разнообразных толкований, предлагаемых разными источниками. Наиболее распространён следующий вариант толкования:

Золото (король металлов) символизирует знатность, могущество и богатство, а также христиан­ские добродетели: веру, справедливость, милосердие и смирение.

Серебро — благородство, откровенность, а также чистоту, невинность и правдивость.

Красный цвет означает храбрость, мужество, любовь, а также кровь, пролитую в борьбе.

Лазурь (голубой) — великодушие, честность, верность и безупречность, или просто небо.

Зелень символизирует надежду, изобилие, свободу и радость, но может и просто означать луго­вую траву.

Пурпур — власть и производные от неё благочестие, умеренность, щедрость.

Чёрный — символ осторожности, мудрости, постоянства в испытаниях, а также печали и траура.

Но символическое толкование геральдических цветов уместно только тогда, когда заранее из­вестно, что составитель герба вложил смысл в его расцветку. В противном случае есть опасность зай­ти очень далеко, пытаясь обнаружить скрытый смысл там, где его нет. Можно быть уверенными, что в большинстве гербов цвет выбирался не в соответствии с его символическим значением, а в соответ­ствии с элементарными принципами составления композиции [1].

Государственный флаг Республики Казахстан

Автор главного Государственного символа Республики Казахстан — Государственного флага — Шакен Ниязбеков не случайно выбрал небесно-голубой цвет. На языке вексикологов этот цвет счита­ется носителем таких понятий, как честность, безупречность и верность.

Слово көк («голубой») — одно из главных лингвистических понятий не только казахского языка, но и всей тюркской группы, имеет древнее происхождение. Оно сохранило своё первобытное тотемное значение, связанное с культом неба как местом обитания Тәңірі (Бога).

Небесно-голубые флаги (көк асаба) в разные времена поднимали Тюркский каганат, Хазарский каганат, Великий Сельджукский каганат, государство Тамерлана, некоторые ханы и батыры Казахского ханства. На флаге Казахской ССР небольшая лазоревая полоска олицетворяла самобытность республики.

В одноцветности флага РК проявляется идея государственной целостности. На языке геральдики цвет флага говорит о том, что Казахстан расположен на востоке земного шара (в древнетюркском языке слово көк «голубой» означало «восток, восточный»), он представитель восточной культуры, корни которой уходят в великую самобытную цивилизацию.

Образ солнца, как считают геральдисты, олицетворяет богатство и изобилие. Солнце — важный ориентир в миропонимании кочевников. Такие понятия, как пространство и время, вошли в жизнь степной цивилизации через наблюдения за солнцем.

С образом орла в национальном мировоззрении казахов ассоциируются свобода, чистота помыслов, непокорность, чувство достоинства, мужество, высокие идеалы, широта души.

Вертикальный казахский орнамент цошкар мүйіз («бараньи рога») у древка — одна из форм специфического художественного восприятия мира в строгом соответствии с эстетическими вкусами народа. Этот орнамент, представляющий собой гармонию очень сложных, зачастую отвлеченных форм, линий и ритмов, известен еще со времён сакской культуры.

Небесно-голубой цвет флага, ярко-золотистые изображения солнца, парящего орла и национальный орнамент свидетельствут о высокой эстетичности, гармонии выбранных цветов [4].

Имена и цвета

В газете «Мир TV» (2006, 5 янв.) отмечается: «Именам соответствуют шесть цветов: три основ­ных — синий, желтый и красный; три составных — зеленый, фиолетовый и оранжевый. Например, имя Мария — это небесно-голубой цвет, Михаил — красный, Ян — желтый, и это не случайно. Го­лубой цвет, традиционно, символизирует душу, фиолетовый — тело, зеленый — ум, разум, желтый

—   рассудок, красный — страсти, оранжевый — чувства. Разумеется, речь идет о ведущей тенденции, и не следует полагать, что например, Мария — это сплошная духовность или, если Агнесса — это зеленое имя, то зеленый цвет является для Агнесс любимым. На уровне цвета имя может быть слож­ным (если ему соответствует составной цвет, полученный в результате сложения основных цветов). Таковые имена Магдалена — фиолетовое имя, образованное путем сложения голубого и красного цветов; Филипп — зеленое (голубой + желтый); Тереза — оранжевый (желтый + красный)» [5].

Цветопсихология

Считается, что любимый цвет и аромат — это цвет и аромат вашей души.

Красный — самый яркий (хроматический) цвет, жизнеутверждающий, вселяющий уверенность в своих силах. У многих народов издавна ассоциируется с богатством, роскошью. Люди, выбирающие красный цвет в своей одежде, обычно оптимистичны, у них чаще присутствует хорошее настроение. Гранатовый цвет (тёмный розово-красный) — цвет эмоциональной насыщенности, мощи, сдержи­ваемой страсти. Он эротичен, пробуждает инстинкты.

Зелёный — это женский цвет. Он защищает и расслабляет. Цвет природной мудрости, вечной жизни и надежды. Бледно-изумрудный (бирюзово-зелёный), который на востоке называют «лунным»—   цвет восприимчивости и интуиции, отстранённости и изолированности, внутренней эмоциональ­ности, идеальной женственности.

Жёлтый — самый открытый, юный, весёлый и лёгкий цвет. Устремлённый к новому и совре­менному. Он общительный и беспокойный, быстрый и энергичный, разрушающий ограничения, вы­рывающийся из любой формы. Ярко-жёлтый (оранжево-желтый) — расковывает, настраивает на кон­такт, раскрытие, взаимодействие, интенсивный поиск и живость.

Синий — самый трансцендентный, духовный цвет созерцания космической дали, устремляет в глубину, бесконечность, создает дистанцию, даёт внутреннюю уверенность, интерес к мировоззрен­ческим вопросам. Синий — самый любимый людьми (по статистике), что говорит о его «авторитет­ности», среди других цветов. Светло-голубой даёт ощущение безграничной перспективы, расширяет пространство и раскрывает подсознание через обострённую восприимчивость, создаёт впечатление ясности, приветливости, дружественности, настраивает на парящие мечты, жажду сверхъестествен­ного и беззаботность.

Розовый — самый нежный цвет. Выражая незыблемую вечную женственность, рисует нам образ любящей и нежной натуры, глубоко психологичной, тонко чувствующей. Этот цвет символизирует мягкую сексуальность. Традиционно, розовый причисляют к чисто женским цветам.

Белый, как цвет, долгое время был символом чистоты. Сегодня этот цвет — символ престижа и комфорта. У тех, кто выбирает белый цвет, — прекрасный уравновешенный характер, они оптими­стичны и чаще всего настроены положительно.

Чёрный — ни в коем случае не мрачная аура. Он придаёт достоинство и является цветом, кото­рый внушает уважение. Он может быть динамичным, делая человека способным с многозначитель­ным видом управлять окружающим миром [6].

Цвета в одежде

Цвет ткани играет большую роль для стилистов, дизайнеров одежды, модельеров:

-   коричневый, серый — уверенность, спокойствие;

-   зеленый — монотонность;

-   красный — агрессия, опасность;

-   оранжевый — праздник;

-   желтый — внимание и память;

-   розовый — нежность и забота;

-   синий, голубой — дистанция и рационализм;

-   фиолетовый — сосредоточенность;

-   белый — открытость;

-   черный — деловой, официальный;

-   черный, белый, красный — высокий статус. 

 

Список литературы

1       rek36.ru/oboznachenie-tsvetov.html

2       Танабаева А.М., Оразгалиева Ф.Ш. Лексика и фразеология как источник этнокультурной информации: Учеб. посо­бие. — Караганда: Изд-во КарГУ, 2001. — 115 с.

3       Кунин В.В. Англо-русский фразеологический словарь. — М.: Живой язык, 1997.

4       Что в образе вашем, священные символы? // Казахстанская правда. — 2001. — № 67. — С. 4.

5       Цвет и имя // Мир TV. — 2006. — 5 янв.

6       Будь здоров! // Республиканский медицинский вестн. для всей семьи. — 2001. — № 3 (12). — С. 13.

Разделы знаний

Архитектура

Научные статьи по Архитектуре

Биология

Научные статьи по биологии 

Военное дело

Научные статьи по военному делу

Востоковедение

Научные статьи по востоковедению

География

Научные статьи по географии

Журналистика

Научные статьи по журналистике

Инженерное дело

Научные статьи по инженерному делу

Информатика

Научные статьи по информатике

История

Научные статьи по истории, историографии, источниковедению, международным отношениям и пр.

Культурология

Научные статьи по культурологии

Литература

Литература. Литературоведение. Анализ произведений русской, казахской и зарубежной литературы. В данном разделе вы можете найти анализ рассказов Мухтара Ауэзова, описание творческой деятельности Уильяма Шекспира, анализ взглядов исследователей детского фольклора.  

Математика

Научные статьи о математике

Медицина

Научные статьи о медицине Казахстана

Международные отношения

Научные статьи посвященные международным отношениям

Педагогика

Научные статьи по педагогике, воспитанию, образованию

Политика

Научные статьи посвященные политике

Политология

Научные статьи по дисциплине Политология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Психология

В разделе "Психология" вы найдете публикации, статьи и доклады по научной и практической психологии, опубликованные в научных журналах и сборниках статей Казахстана. В своих работах авторы делают обзоры теорий различных психологических направлений и школ, описывают результаты исследований, приводят примеры методик и техник диагностики, а также дают свои рекомендации в различных вопросах психологии человека. Этот раздел подойдет для тех, кто интересуется последними исследованиями в области научной психологии. Здесь вы найдете материалы по психологии личности, психологии разивития, социальной и возрастной психологии и другим отраслям психологии.  

Религиоведение

Научные статьи по дисциплине Религиоведение опубликованные в Казахстанских научных журналах

Сельское хозяйство

Научные статьи по дисциплине Сельское хозяйство опубликованные в Казахстанских научных журналах

Социология

Научные статьи по дисциплине Социология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Технические науки

Научные статьи по техническим наукам опубликованные в Казахстанских научных журналах

Физика

Научные статьи по дисциплине Физика опубликованные в Казахстанских научных журналах

Физическая культура

Научные статьи по дисциплине Физическая культура опубликованные в Казахстанских научных журналах

Филология

Научные статьи по дисциплине Филология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Философия

Научные статьи по дисциплине Философия опубликованные в Казахстанских научных журналах

Химия

Научные статьи по дисциплине Химия опубликованные в Казахстанских научных журналах

Экология

Данный раздел посвящен экологии человека. Здесь вы найдете статьи и доклады об экологических проблемах в Казахстане, охране природы и защите окружающей среды, опубликованные в научных журналах и сборниках статей Казахстана. Авторы рассматривают такие вопросы экологии, как последствия испытаний на Чернобыльском и Семипалатинском полигонах, "зеленая экономика", экологическая безопасность продуктов питания, питьевая вода и природные ресурсы Казахстана. Раздел будет полезен тем, кто интересуется современным состоянием экологии Казахстана, а также последними разработками ученых в данном направлении науки.  

Экономика

Научные статьи по экономике, менеджменту, маркетингу, бухгалтерскому учету, аудиту, оценке недвижимости и пр.

Этнология

Научные статьи по Этнологии опубликованные в Казахстане

Юриспруденция

Раздел посвящен государству и праву, юридической науке, современным проблемам международного права, обзору действующих законов Республики Казахстан Здесь опубликованы статьи из научных журналов и сборников по следующим темам: международное право, государственное право, уголовное право, гражданское право, а также основные тенденции развития национальной правовой системы.