Другие статьи

Цель нашей работы - изучение аминокислотного и минерального состава травы чертополоха поникшего
2010

Слово «этика» произошло от греческого «ethos», что в переводе означает обычай, нрав. Нравы и обычаи наших предков и составляли их нравственность, общепринятые нормы поведения.
2010

Артериальная гипертензия (АГ) является важнейшей медико-социальной проблемой. У 30% взрослого населения развитых стран мира определяется повышенный уровень артериального давления (АД) и у 12-15 % - наблюдается стойкая артериальная гипертензия
2010

Целью нашего исследования явилось определение эффективности применения препарата «Гинолакт» для лечения ВД у беременных.
2010

Целью нашего исследования явилось изучение эффективности и безопасности препарата лазолван 30мг у амбулаторных больных с ХОБЛ.
2010

Деформирующий остеоартроз (ДОА) в настоящее время является наиболее распространенным дегенеративно-дистрофическим заболеванием суставов, которым страдают не менее 20% населения земного шара.
2010

Целью работы явилась оценка анальгетической эффективности препарата Кетанов (кеторолак трометамин), у хирургических больных в послеоперационном периоде и возможности уменьшения использования наркотических анальгетиков.
2010

Для более объективного подтверждения мембранно-стабилизирующего влияния карбамезапина и ламиктала нами оценивались перекисная и механическая стойкости эритроцитов у больных эпилепсией
2010

Нами было проведено клинико-нейропсихологическое обследование 250 больных с ХИСФ (работающих в фосфорном производстве Каратау-Жамбылской биогеохимической провинции)
2010


C использованием разработанных алгоритмов и моделей был произведен анализ ситуации в системе здравоохранения биогеохимической провинции. Рассчитаны интегрированные показатели здоровья
2010

Специфические особенности Каратау-Жамбылской биогеохимической провинции связаны с производством фосфорных минеральных удобрений.
2010

Формирование правовых основ противодействия терроризму и религиозному экстремизму — залог обеспечения национальной безопасности Республики Казахстан

Одной из главных задач современного государства является достижение гражданского мира и согласия в обществе в рамках обеспечения национальной безопасности, являющейся гарантией его нормального функционирования. Важным компонентом обеспечения национальной безопасности поликонфессионального государства выступают, прежде всего, система правового регулирования государственно-конфессиональных отношений, а также наличие адекватной государственно- правовой политики, направленной на противодействие религиозному экстремизму.

Крайняя либерализация казахстанской государственной религиозной политики в последнее де­сятилетие XXI в., пришедшая на смену методичному «искоренению» религиозной традиции в совет­ское время, привела к проникновению и распространению на территории современных государств, в том числе и Казахстана, многочисленных религиозных течений и идеологий экстремистского со­держания.

Экстремизм во всех его проявлениях выступает одной из основных проблем, дестабилизирую­щих устойчивое развитие любого современного общества, в том числе и казахстанского. На практике экстремизм проявляется преимущественно в сфере политических, национальных, конфессиональных, общественных отношений. Как правило, выделяют три основные его формы: политическую, нацио­нальную и религиозную, которые переплетены между собой.

Национальный и политический экстремизм, на наш взгляд, является опаснейшим явлением, спо­собствующим разложению государственной власти и системы государственного управления, разжи­ганию нетерпимости, игнорирующим общественные интересы, выражающим притязания на власть в обществе незаконными и противоречащими нормам морали и общественного поведения методами. Этнонациональный и политический экстремизм на современном этапе является самой серьезной уг­розой для общественно-политической стабильности не только Республики Казахстан, но и всех стран мира в целом, вызовом со стороны деструктивных сил как внутри страны, так и из-за рубежа.

Важной объективной причиной возникновения этнонационального и политического экстремиз­ма являются разнообразные межнациональные (этнополитические) конфликты. Конфликтам такого рода сопутствуют противоречия социально-экономического, территориального, демографического и иного характера.

Этнополитические конфликты начинаются, как правило, с изменения сложившейся социально­политической ситуации, затронувшего интересы различных слоев и групп населения, политических партий, общественных движений и объединений, выступающих с определенными требованиями в качестве субъектов политического процесса. Особенность таких конфликтов состоит в том, что сте­пень их урегулированности слабо зависит от рациональных действий по использованию институтов власти и преобразованию характера их деятельности, а также использованию всевозможных техник примирения. Причина устойчивости подобных конфликтов кроется в эмоционально-чувственной сфере, в отношении к людям другой национальности.

Этнонациональный и политический экстремизм проявляется как на уровне политических инсти­тутов (национальных движений), так и на межличностном бытовом уровне. На данном уровне фор­мируются разнообразные степени враждебности, недоброжелательства, провоцируются стихийные мятежи и выступления, совершаются террористические акты.

Национальные и политические движения представляют собой сложную структуру, куда входит ряд компонентов, от содержания которых зависит реализация национальной общностью своих задач и целей в области государственной власти. Особое значение имеет национальная идеология, в кото­рой формулируются основные цели и задачи национального движения. Национальная идеология вы­ступает идейной и духовной основой массовой национальной идентификации, т.е. осознания широ­кими слоями населения своей приобщенности к данной национальной группе, понимания людьми уникальности и непреходящего значения разделяемых ими групповых норм и ценностей для собст­венной жизнедеятельности. Характер идеологических целей национальных движений, как правило, зависит от уровня массового национального самосознания. На формирование национального само­сознания большое влияние оказывают религиозные воззрения как фактор складывания народного менталитета, связанного с историей становления и развития данной общности.

С конца 1990-х годов в научной литературе Казахстана, всего постсоветского пространства вни­мание к проблематике религиозно-политического экстремизма заметно усилилось, что было обуслов­лено двумя главными взаимосвязанными обстоятельствами.

С момента обретения независимости и по настоящее время, благодаря проведению последова­тельной и сбалансированной политики в области религиозных, межэтнических отношений, взвешен­ной внешней политики, проблема религиозно-политического экстремизма не проявилась в той степе­ни и в тех опасных масштабах, которые имеют сегодня место в ряде соседних стран региона. Казах­станские власти смогли избежать на начальном периоде независимости опасного заигрывания с раз­личными религиозными организациями, с так называемым «оппозиционным» исламом, четко опре­делив свои приоритеты и принципы построения светского государства. Президент Казахстана Нур­султан Назарбаев справедливо отмечает: «Казахстан, в котором проживает свыше ста национально­стей и народностей, представляет собой яркий пример межэтнического и межконфессионального со­гласия. Это наша принципиальная и последовательная политика. Она направлена на обеспечение внутренней стабильности. Без нее бессмысленно говорить об устойчивом развитии и экономических успехах» [1]. В целом высокий уровень сопротивляемости казахстанского общества любым формам проявления экстремизма, в том числе и религиозно-политического, обусловлен многими вполне объ­ективными обстоятельствами, такими как специфика «казахского» ислама, полиэтническая структура населения, относительно устойчивое социально-экономическое развитие Казахстана, благополучное геополитическое расположение страны и т.д.

Вместе с тем представляется не просто некорректным, но и опасным преувеличение собствен­ных возможностей и недооценка потенциала религиозно-политического экстремизма в Казахстане. Существуют объективные и субъективные предпосылки как внешнего, так и внутреннего характера для усиления потенциала радикальных настроений в казахстанском обществе, в том числе и в рели­гиозной сфере. Прежде всего, не стоит забывать, что Казахстан является частью Центрально­Азиатского региона, считающегося одним из наиболее потенциально конфликтогенных зон в мире. В Центральной Азии за последние десять лет уже не раз вспыхивали конфликты различного вида, характера и интенсивности. Кроме того, судя по богатому опыту мирового развития, очевидно, что международные экстремистские организации, зачастую, для достижения вполне конкретных полити­ческих целей действуют совершенно, на первый взгляд, иррационально, выбирая в качестве объекта далеко не самые «важные» для терроризма страны. Для Казахстана это обстоятельство означает, что, даже не являясь непосредственным объектом со стороны террористических группировок, наша стра­на, по тем или иным причинам, может оказаться в эпицентре их деятельности. События последних лет демонстрируют, что транснациональные экстремистские организации все чаще выбирают в каче­стве своих объектов именно страны, ранее не имевшие опыта террористических акций (это и террак- ты 11 сентября 2001 г. в Нью-Йорке, взрывы в 2002 г. на острове Бали, в ноябре 2003 г. — в Стамбуле и т.д.). Произошедшие события в 1999-2000-х гг. в Баткентской области Кыргызстана, в г. Ташкенте, на территории Ферганской долины и Сурхандарьинской области Узбекистана, связанные с деятель­ностью радикальных исламских группировок, избравших террор в качестве основного средства дос­тижения своих идеологических и политических целей, стали во многом неожиданными для всего ми­рового сообщества. Были наглядно продемонстрированы, с одной стороны, фактическая несостоя­тельность ряда выводов относительно роли влияния исламского фактора на общественно­политическую ситуацию в странах региона, прогнозы о низкой степени вероятности распространения радикальной идеологии, выступающей под религиозными лозунгами. Одновременно были оправдан­ны утверждения о том, что в перспективе именно религиозно-политические экстремистские органи­зации, выступающие от имени ислама, будут представлять реальную угрозу стабильности государст­вам Центральной Азии, Казахстану, в частности. Как подчеркивает Президент Республики Казахстан

Н.Назарбаев, «религиозный экстремизм в Казахстане — явление, которое у нас масштабно не про­явилось, но в то же время существует определенная опасность, что процесс конфессиональной деста­билизации, в конце концов, может проявиться и у нас. Если, конечно, вовремя не осознать и не пре­дотвратить эту потенциальную угрозу» [2].

В целом в результате данных событий возникла объективная настоятельная необходимость для исламоведов, экспертов по безопасности и т.д. скорректировать прежние взгляды и попытаться по- новому определить степень угрозы в контексте обеспечения региональной и национальной безопас­ности стран Центральной Азии.

Одновременно понимание проблемы распространения радикальной идеологии, осознание по­тенциала исходящей от нее реальной угрозы безопасности странам региона обусловили активный поиск объяснения данного явления, выработки конкретных практических рекомендаций для правя­щих политических элит, государственных органов, специальных служб в решении угрозы религиоз­но-политического экстремизма в ряде стран Центральной Азии. Решение указанной проблемы невоз­можно без глубокого анализа причин, обусловивших появление исследуемого явления, знания эво­люционных процессов распространения религиозно-политического экстремизма в регионе. Следует отметить, что религиозно-политический экстремизм в Центрально-Азиатском регионе переживает на данный момент качественно новый по своему содержанию этап развития. Новые тенденции обуслов­лены как влиянием внешних факторов, так и выходом из латентного состояния внутренних.

Общеизвестно, что в современных условиях реальную угрозу как для всего мирового сообщест­ва, так и национальной безопасности того или иного государства, его территориальной целостности, конституционных прав и свобод граждан представляет экстремизм в различных формах его проявле­ния. Особо опасен экстремизм, прикрывающийся религиозными лозунгами, ведущий к возникнове­нию и эскалации межэтнических и межконфессиональных конфликтов.

Основная цель религиозного экстремизма — признание своей религии ведущей и подавление других религиозных конфессий через их принуждение к своей системе религиозной веры. Наиболее ярые экстремисты ставят своей задачей создание отдельного государства, правовые нормы которого будут заменены нормами общей для всего населения религии. Религиозный экстремизм часто смыка­ется с религиозным фундаментализмом, суть которого заключена в стремлении воссоздать фунда­ментальные основы «своей» цивилизации, очистив ее от чуждых новаций и заимствований, вернуть ей «истинный облик». Под экстремизмом зачастую понимают разнородные явления: от разнообраз­ных форм классовой и освободительной борьбы, сопровождающейся применением насилия, до пре­ступлений, совершаемых полууголовными элементами, наемными агентами и провокаторами. Экс­тремизм как специфическая линия в политике означает приверженность политических течений, на­ходящихся на крайне левых или крайне правых политических позициях, радикальным взглядам и та­ким же крайним методам их реализации, отрицающим компромиссы, договоренности с политиче­скими противниками и стремящимися добиться поставленных целей любыми средствами. Важной особенностью ряда неправительственных религиозно-политических организаций экстремистского толка является наличие в них фактически двух организаций — открытой и тайной, законспирирован­ной, что облегчает им политическое маневрирование, помогает быстро менять методы деятельности при изменении обстановки. В качестве основных методов деятельности религиозно-экстремистских организаций можно назвать распространение литературы, видео-, аудиокассет экстремистского тол­ка, в которых пропагандируются идеи экстремизма.

Многие страны сталкиваются с действиями экстремистских организаций религиозного толка, Казахстан не является исключением. Особое внимание борьбе с «тремя цветами зла» — терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом — уделяет Шанхайская организация сотрудничества (ШОС). Создан­ная на базе «Шанхайской пятерки», в которую вошли Россия, Казахстан, Кыргызстан, Китай и Тад­жикистан, она ставит своей целью борьбу с международным терроризмом, религиозным экстремиз­мом и национальным сепаратизмом.

Задача нахождения эффективных механизмов нейтрализации угрозы религиозно-политического экстремизма в регионе Центральной Азии является по многим причинам чрезвычайно сложной. С одной стороны, выработка механизмов противодействия современным угрозам, в том числе и экс­тремизму, представляется труднодостижимой и в глобальном контексте. Пока что, к сожалению, в мировом сообществе не существует единых рецептов решения исследуемой проблемы. Однако мно­гие страны имеют значимый практический опыт эффективного противодействия данной угрозе и, прежде всего, страны Ближнего и Среднего Востока. Их опыт будет чрезвычайно полезен для стран Центральной Азии, учитывая, что между этими регионами существует целый ряд одинаковых черт и идентичных факторов, обусловивших появление радикальных движений, выступающих от имени ис­лама. Вместе с тем объективно существующие особенности развития и распространения религиозно­политического экстремизма в некоторых странах Центральной Азии диктуют необходимость нахож­дения собственного пути нейтрализации исследуемой проблемы.

На сегодняшний день на западе нашей страны и в некоторых других регионах актуализирова­лись идеи исламского фундаментализма радикального содержания, которые представляют угрозу на­циональной безопасности государства и оказывают дестабилизирующее влияние на социально­политическую обстановку не только в нашей стране, но и за рубежом. Широкое распространение по­лучили различные тоталитарные секты и деструктивные культы, которые в ходе осуществления своей деятельности нарушают права и законные интересы законопослушных граждан, совершая различного рода противоправные деяния. Особую общественную опасность представляют мусульманские, про­тестантские, миссионерские течения, осуществление которых связано с совершением особо тяжких преступлений: убийств и причинения тяжкого вреда здоровью.

Религиозный экстремизм как политико-правовой феномен отличается исповеданием религиоз­ными группами или отдельными лицами идеологии нетерпимости к представителям других конфес­сий и атеистам или мировоззренческой конфликтогенности в рамках одной конфессии, способст­вующей противоправным деяниям, нарушающим права и законные интересы граждан, государства и общества в целом.

Деструктивность религиозного экстремизма обусловлена как радикальными трактовками того или иного традиционного вероучения с последующим использованием его для достижения некото­рыми лидерами или элитами политических или коммерческих целей, так и изначальной оппозицион­ностью распространяемого вероучения, каноны и догматы которого прямо призывают к экстремист­ским действиям. В последние десятилетия экстремисты все чаще обращаются к использованию тер­рористических актов как к средству достижения своих целей.

Законодательство Республики Казахстан о свободе вероисповедания и религиозных объедине­ниях запрещает пропаганду религиозного экстремизма, а также совершение действий, направленных на использование межконфессиональных различий в политических целях. Законом РК «О противо­действии экстремизму» [3] определяются правовые и организационные основы противодействия экс­тремизму в целях защиты прав и свобод человека и гражданина, основ конституционного строя, обеспечения суверенитета Республики Казахстан, целостности, неприкосновенности и неотчуждае­мости ее территории, национальной безопасности.

В Казахстане выработалась и постепенно совершенствуется система мер обеспечения безопасно­сти общества и государства от террористических угроз, что позволило накопить определенный опыт в выявлении и пресечении деятельности террористических организаций. В последние годы в нашей стране проделана значительная работа по созданию и совершенствованию законодательной и органи­зационной базы для выявления и пресечения предпосылок терроризма и экстремизма. В июле 1999 г. в Казахстане был принят Закон РК «О борьбе с терроризмом» [4], определивший правовые и органи­зационные основы борьбы с терроризмом в республике, порядок деятельности государственных ор­ганов и организаций, независимо от форм собственности, а также права, обязанности и гарантии гра­ждан в связи с осуществлением борьбы с терроризмом.

Принят ряд других законодательных актов по линии борьбы с терроризмом и экстремизмом. Проводится работа по предупреждению и нейтрализации предпосылок к возникновению экстремист­ских проявлений, выявлению лиц, причастных к террористической деятельности и скрывающихся на территории Казахстана от преследования за совершенные преступления в других странах.

В последнее время одним из важнейших событий для Казахстана в борьбе с религиозным экс­тремизмом стало принятие нового Закона «О религиозной деятельности и религиозных объединени­ях» [5], который регулирует деятельность религиозных объединений в Казахстане. Данный норма­тивно-правовой акт был разработан и принят практически молниеносно — всего за месяц. Во многом такая скорость принятия закона объясняется не только личным поручением Президента страны, но и обеспокоенностью общества ростом религиозно-экстремистских настроений в стране.

Всякий раз, представляя детище своего ведомства, председатель Агентства РК по делам религии Лама Шариф не уставал подчеркивать, что Казахстан является светским государством, которое жела­ет поставить заслон проникновению в страну экстремистских религиозных течений. На фоне событий минувшего лета, когда на западе Казахстана, а также в столице произошли первые в истории страны террористические акты, слова Лама Шарифа нашли понимание у депутатов. Достаточно жесткий, по мнению экспертов, закон был принят в парламенте единогласно и практически без обсуждения [6].

В соответствии с ним все действующие в стране религиозные объединения обязаны пройти пе­ререгистрацию в Агентстве по делам религии. Кроме того, они должны доказать, что на местном уровне религиозный приход имеет не менее 50 верующих, в регионе — не менее 500, а по всей рес­публике — как минимум, пять тысяч человек.

При этом все прихожане, чьи фамилии находятся в списках, должны быть гражданами Казахста­на. Особые требования выдвигаются к миссионерам. Они ежегодно должны отмечаться в территори­альных подразделениях Агентства по делам религии. Но предварительно их кандидатуры должны быть одобрены.

Стоит заметить, что казахстанский Закон «О религиозной деятельности и религиозных объеди­нениях» [5] существенно повлияет на развитие исламских религиозных объединений. Согласно но­вому закону запрещены богослужения, проведение религиозных обрядов, церемоний и собраний на территории и в зданиях государственных учреждений. Закрыты молельные комнаты, которые отныне фактически могут быть только на вокзалах. Решено контролировать обучение имамов. По данным Агентства по делам религии в действующих 2500 мечетях Казахстана лишь семь процентов предста­вителей мусульманского духовенства способны правильно толковать ислам. С принятием закона об­новилась правовая база для противодействия распространению экстремистской идеологии, а усиле­ние деятельности правоохранительных органов способствовало снижению активности террористиче­ских групп.

Естественно, приняв новый закон и усилив работу правоохранительных органов, невозможно решить проблему распространения экстремистской идеологии, которая до сих пор имеет немало сто­ронников в нашей республике. Для решения данной проблемы необходим ряд мер в различных сфе­рах деятельности общества и государства. Прежде всего, крайне важно решение следующих социаль­но-экономических и политических задач: предоставление работы трудоспособному населению, осо­бенно молодежи; рост доходов населения; социально-бытовые проблемы (жилье, инфраструктура); развитие культурных и образовательных программ; организация досуга; идеологическое и патриоти­ческое воспитание подрастающего поколения; воспитание толерантности, особенно у молодежи; проведение реформ в различных сферах (создание правового государства, гражданского общества, усиление роли демократических институтов, создание независимых судов и т.д.); борьба с коррупци­ей, бюрократией, произволом правоохранительных органов, влиянием олигархических групп на руко­водителей всех рангов и т. д.

Конечно, работа предстоит масштабная. Для ее выполнения потребуются длительное время, огромные финансовые затраты, ломка старых устоев, решение сложных социально-экономических и политических задач и др., но данный процесс необходим, так как вопрос стоит вполне конкретный — быть ли Казахстану суверенной и мощной державой с развитой основой конституционного строя страны.

Процесс регулирования деятельности религиозных объединений уже приносит свои первые пло­ды. В крупных городах Казахстана заметно уменьшилось число мужчин и женщин в мусульманских одеяниях, что в нынешних условиях выглядит весьма благоразумно, так как казахстанская полиция уже достаточно давно получила право задерживать всех «подозрительных людей» для установления их личности.

В настоящее время в отношении ограничения проникновения религиозного экстремизма на го­сударственном уровне проводится комплекс мер, направленных на регулирование деятельности кон­фессий и сект, проведение профилактических мероприятий по выявлению незаконно действующих представителей тех или иных религиозных объединений, а также на выявление и локализацию ис­точников распространения литературы религиозной направленности, в которой пропагандируется насильственное изменение конституционного строя. В то же время не учитывается ряд сдерживаю­щих факторов, которые не позволяют прогнозировать появление через короткий промежуток времени на территории Республики Казахстан религиозных объединений, связанных с религиозным экстре­мизмом, и возникновение широко разветвленной сети организаций экстремистского толка.

Противодействие экстремизму осуществляется по следующим основным направлениям: приня­тие профилактических мер, направленных на предупреждение экстремизма, в том числе на выявле­ние и последующее устранение причин и условий, способствующих его осуществлению; выявление и пресечение экстремизма; международное сотрудничество в области противодействия экстремизму.

В этой связи не вызывает сомнения необходимость выработки адекватной и действенной госу­дарственно-правовой политики в области регулирования религиозных процессов, которая обеспечи­вала бы эффективный контроль за деятельностью различных религиозных объединений и включала комплекс мер по противодействию религиозному экстремизму и обеспечению национальной безо­пасности страны, не противореча конституционно провозглашенным принципам светского государ­ства и свободы совести и вероисповедания.

Система мер, направленных на противодействие религиозному экстремизму, является важней­шим элементом обеспечения национальной безопасности и представляет собой комплекс правовых, правоприменительных и профилактических механизмов, предотвращающих распространение экс­тремистских религиозных проектов и предусматривающих санкции за совершаемые экстремистски­ми религиозными объединениями правонарушения. Элементами данной системы являются: институ­ты юридического предупреждения процессов создания и распространения экстремистских религиоз­ных объединений; нормативно-правовые механизмы пресечения незаконной деятельности экстреми­стских религиозных объединений, в том числе путем ее запрещения, и механизмы привлечения к от­ветственности лидеров и членов религиозных объединений за уже совершенные противоправные деяния.

В противодействии религиозному экстремизму, как одной из угроз национальной безопасности современного Казахстана, приоритет принадлежит превентивным мерам, касающимся формирования толерантного сознания верующих на основе актуализации тех ценностей традиционных религий, ко­торые направлены на терпимость и взаимопонимание, что предполагает развитие религиозно­просветительских программ в образовательных учреждениях и средствах массовой информации.

 

Список литературы

  1. Послание Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева народу Казахстана «Новое десятилетие — новый эко­номический подъем — новые возможности Казахстана» от 29.01. 2010 г. // inform.kz/rus/article/2232947
  2. Назарбаев Н.А. Критическое десятилетие. — Алматы: Атамура, 2003. — С. 87.
  3. Закон Республики Казахстан «О противодействии экстремизму» от 18.02.2005 г. // e.gov.kz/wps/portal
  4. Закон Республики Казахстан «О борьбе с терроризмом» от 13.07.1999 г. // e.gov.kz/wps/portal
  5. Закон РК «О религиозной деятельности и религиозных объединениях» от 13.10.2011 г. / Казахстанская правда
  6. dw-world.de

Разделы знаний

Архитектура

Научные статьи по Архитектуре

Биология

Научные статьи по биологии 

Военное дело

Научные статьи по военному делу

Востоковедение

Научные статьи по востоковедению

География

Научные статьи по географии

Журналистика

Научные статьи по журналистике

Инженерное дело

Научные статьи по инженерному делу

Информатика

Научные статьи по информатике

История

Научные статьи по истории, историографии, источниковедению, международным отношениям и пр.

Культурология

Научные статьи по культурологии

Литература

Литература. Литературоведение. Анализ произведений русской, казахской и зарубежной литературы. В данном разделе вы можете найти анализ рассказов Мухтара Ауэзова, описание творческой деятельности Уильяма Шекспира, анализ взглядов исследователей детского фольклора.  

Математика

Научные статьи о математике

Медицина

Научные статьи о медицине Казахстана

Международные отношения

Научные статьи посвященные международным отношениям

Педагогика

Научные статьи по педагогике, воспитанию, образованию

Политика

Научные статьи посвященные политике

Политология

Научные статьи по дисциплине Политология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Психология

В разделе "Психология" вы найдете публикации, статьи и доклады по научной и практической психологии, опубликованные в научных журналах и сборниках статей Казахстана. В своих работах авторы делают обзоры теорий различных психологических направлений и школ, описывают результаты исследований, приводят примеры методик и техник диагностики, а также дают свои рекомендации в различных вопросах психологии человека. Этот раздел подойдет для тех, кто интересуется последними исследованиями в области научной психологии. Здесь вы найдете материалы по психологии личности, психологии разивития, социальной и возрастной психологии и другим отраслям психологии.  

Религиоведение

Научные статьи по дисциплине Религиоведение опубликованные в Казахстанских научных журналах

Сельское хозяйство

Научные статьи по дисциплине Сельское хозяйство опубликованные в Казахстанских научных журналах

Социология

Научные статьи по дисциплине Социология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Технические науки

Научные статьи по техническим наукам опубликованные в Казахстанских научных журналах

Физика

Научные статьи по дисциплине Физика опубликованные в Казахстанских научных журналах

Физическая культура

Научные статьи по дисциплине Физическая культура опубликованные в Казахстанских научных журналах

Филология

Научные статьи по дисциплине Филология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Философия

Научные статьи по дисциплине Философия опубликованные в Казахстанских научных журналах

Химия

Научные статьи по дисциплине Химия опубликованные в Казахстанских научных журналах

Экология

Данный раздел посвящен экологии человека. Здесь вы найдете статьи и доклады об экологических проблемах в Казахстане, охране природы и защите окружающей среды, опубликованные в научных журналах и сборниках статей Казахстана. Авторы рассматривают такие вопросы экологии, как последствия испытаний на Чернобыльском и Семипалатинском полигонах, "зеленая экономика", экологическая безопасность продуктов питания, питьевая вода и природные ресурсы Казахстана. Раздел будет полезен тем, кто интересуется современным состоянием экологии Казахстана, а также последними разработками ученых в данном направлении науки.  

Экономика

Научные статьи по экономике, менеджменту, маркетингу, бухгалтерскому учету, аудиту, оценке недвижимости и пр.

Этнология

Научные статьи по Этнологии опубликованные в Казахстане

Юриспруденция

Раздел посвящен государству и праву, юридической науке, современным проблемам международного права, обзору действующих законов Республики Казахстан Здесь опубликованы статьи из научных журналов и сборников по следующим темам: международное право, государственное право, уголовное право, гражданское право, а также основные тенденции развития национальной правовой системы.