Другие статьи

Цель нашей работы - изучение аминокислотного и минерального состава травы чертополоха поникшего
2010

Слово «этика» произошло от греческого «ethos», что в переводе означает обычай, нрав. Нравы и обычаи наших предков и составляли их нравственность, общепринятые нормы поведения.
2010

Артериальная гипертензия (АГ) является важнейшей медико-социальной проблемой. У 30% взрослого населения развитых стран мира определяется повышенный уровень артериального давления (АД) и у 12-15 % - наблюдается стойкая артериальная гипертензия
2010

Целью нашего исследования явилось определение эффективности применения препарата «Гинолакт» для лечения ВД у беременных.
2010

Целью нашего исследования явилось изучение эффективности и безопасности препарата лазолван 30мг у амбулаторных больных с ХОБЛ.
2010

Деформирующий остеоартроз (ДОА) в настоящее время является наиболее распространенным дегенеративно-дистрофическим заболеванием суставов, которым страдают не менее 20% населения земного шара.
2010

Целью работы явилась оценка анальгетической эффективности препарата Кетанов (кеторолак трометамин), у хирургических больных в послеоперационном периоде и возможности уменьшения использования наркотических анальгетиков.
2010

Для более объективного подтверждения мембранно-стабилизирующего влияния карбамезапина и ламиктала нами оценивались перекисная и механическая стойкости эритроцитов у больных эпилепсией
2010

Нами было проведено клинико-нейропсихологическое обследование 250 больных с ХИСФ (работающих в фосфорном производстве Каратау-Жамбылской биогеохимической провинции)
2010


C использованием разработанных алгоритмов и моделей был произведен анализ ситуации в системе здравоохранения биогеохимической провинции. Рассчитаны интегрированные показатели здоровья
2010

Специфические особенности Каратау-Жамбылской биогеохимической провинции связаны с производством фосфорных минеральных удобрений.
2010

Межэтнические установки казахов Западной Сибири и сопредельных территорий Казахстана (конец XX - начало XXI вв.)

Рассматривая межэтнические установки казахов Западной Сибири, мы установили, что 82,8 % респондентов общаются с представителями казахской национальности (табл. 1). Например, 56,2 % респондентов отметили казахов в качестве соседей, 76,3 % — в качестве друзей, 30,0 % — как коллег по работе и учебе. При сравнении данных, полученных на территории Западной Сибири, с данными, полученными на территории Северного Казахстана, мы не выявили различий в межэтнических уста­новках казахов исследуемых регионов. Здесь также сохраняется тенденция предпочтения в общении с представителями своей национальности: 77,2 % респондентов Северного Казахстана общаются с казахами (табл. 2). Всего 75,2 % респондентов отметили их в качестве соседей, 81,0 % — в качестве друзей и 63,3 % — коллег по работе и учебе. При сопоставлении процентных данных выявлена сле­дующая зависимость от возраста респондентов: с увеличением возраста растет число лиц, предпочи­тающих общение с лицами своей национальности. При сравнении полученных данных по полу раз­ницы выявлено не было. На территории Северного Казахстана выше процент лиц, отметивших каза­хов в качестве соседей, друзей, коллег по работе и учебе.

Другой национальностью, с которой больше всего общаются респонденты Западной Сибири, яв­ляются русские, их отметили 78,8 % респондентов (табл. 1). Они также преобладают среди других отмеченных респондентами национальностей при ответе на вопрос: «Какой национальности Ваши соседи, друзья, коллеги по работе и учебе?» 70,6 % опрошенных выделили их в качестве соседей, 51,6 % — в качестве друзей, 57,3 % — как коллег по работе и учебе. Наряду с этим русских считают национальностью, находящейся ближе всего к казахам. Например, так считают 24,9 % респондентов. На территории Северного Казахстана, так же как и на территории Западной Сибири, наблюдается высокий процент показателя общения с русскими. Например, 51,3 % респондентов указали, что об­щаются с русскими (табл. 2); 45,3 % отметили русских в качестве соседей, 32,5 % — в качестве друзей, 45,1 % — в качестве коллег по работе и учебе и 32,3 % респондентов считают русских нацио­нальностью, ближе всего находящейся к казахам.

Ответы

респондентов

Мужчины

Итого

Женщины

Ито­

го

Все­

го

до 25 лет

25­

29

лет

30-34

года

35­

49

лет

50­

59

лет

60 и более лет

до 25 лет

25-29

лет

30­

34

года

35-49

лет

50-59

лет

60 и бо­лее лет

Абсолютные

числа

96

40

48

159

76

77

496

127

59

49

211

104

83

633

1129

Казахи

78,1

72,5

77,0

88,0

93,4

83,1

79,8

80,3

77,9

71,4

87,6

90,3

92,7

85,1

82,8

Русские

91,6

80,0

72,9

85,5

82,8

72,7

82,6

79,5

89,8

77,5

83,4

71,1

45,7

75,8

78,8

Татары

16,6

30,0

20,8

29,5

21,0

24,6

23,3

12,5

22,0

22,4

22,2

27,8

20,4

21,0

22,0

Украинцы

14,5

12,5

8,3

12,5

11,8

14,2

12,7

7,0

11,8

6,1

12,7

16,3

9,6

11,2

11,8

Другие

 

 

 

0,6

 

 

0,2

 

1,6

4,0

0,9

1,9

4,8

1,7

1,0

Таблица 1

 

 

На третьем месте после русских идут татары. Всего 22,0 % респондентов Западной Сибири (табл. 1) и 17,3 % респондентов Северного Казахстана (табл. 2) отметили, что общаются с татарами. На четвертом месте представлены украинцы. С ними общаются 11,8 % респондентов Западной Сиби­ри (табл. 1) и 9,3 % респондентов Северного Казахстана (табл. 2). Поскольку исследуемая нами тер­ритория является полиэтничной, мы отметили наиболее многочисленные этносы, с которыми обща­ются респонденты: казахи, русские, татары, украинцы. Остальные национальности мы обозначили как «другие». На территории Западной Сибири 1 % респондентов отметили общение с «другими» национальностями (табл. 1); на территории Северного Казахстана ответ на данный вопрос составил

1,4     % (табл. 2).

Ответы

респон­

дентов

Мужчины

Ито­

го

Женщины

Итого

Всего

до 25 лет

25­

29

лет

30-34

года

35­

49

лет

50­

59

лет

60 и более лет

до 25 лет

25­

29

лет

30-34

года

35­

49

лет

50­

59

лет

60 и более лет

Абсолют­ные числа

116

88

62

149

37

30

482

165

122

51

149

47

31

565

1047

Казахи

85,3

81,8

88,7

87,9

94,5

100

87,5

44,8

97,5

88,2

51,0

93,6

93,5

68,4

77,2

Русские

58,6

59,0

64,5

61,7

48,6

30,0

57,8

26,6

70,4

58,8

29,5

97,8

29,0

45,8

51,3

Татары

25,0

19,3

20,9

25,5

16,2

13,3

22,1

7,2

24,5

23,5

10,0

8,5

6,4

13,2

17,3

Украинцы

12,9

13,6

14,5

10,7

16,2

6,6

12,4

1,8

10,6

7,8

7,3

10,6

6,4

6,7

9,3

Другие

18,1

14,7

22,5

22,8

16,2

6,6

18,6

4,2

21,3

17,6

8,0

10,6

6,4

10,7

14,4

Таблица 2

 

 

Русские и казахи — два этноса, имеющие многовековой опыт добрососедства. Как известно, в хо­де общения происходят обмен опытом, заимствования одного народа у другого. Приведем примеры заимствований, для которых характерны высокие процентные показатели. На вопрос: «Как Вам кажет­ся, проживая долгое время в тесном соседстве с русскими, казахи что-нибудь переняли у них?», мы по­лучили следующие варианты ответов: кухня, земледелие, алкоголь, традиции. Представим примеры заимствований, на которые было получено наибольшее количество ответов. Всего 23,6 % респондентов Западной Сибири (табл. 3) и 8,2 % респондентов Северного Казахстана (табл. 4) назвали земледелие;

17,0  % респондентов Западной Сибири (табл. 3) и 18,8 % респондентов Северного Казахстана (табл. 4)

—   традиции; 11,4 % респондентов Западной Сибири (табл. 3) и 5,3 % респондентов Северного Казах­стана (табл. 4) — русский язык. Следует отметить, что при ответе на данный вопрос затруднились на­звать заимствования 21,3 % респондентов Западной Сибири (табл. 3) и 47,7 % респондентов Северного Казахстана (табл. 4).

Ответы

респондентов

До 25 лет

25-29 лет

30-34 года

35-49 лет

50-59 лет

60 и более лет

Итого

Всего

ж

м

ж

м

ж

м

ж

м

ж

м

ж

м

ж

м

 

Абсолютные числа

127

96

59

40

49

48

211

159

104

76

83

77

633

496

1129

Национальные блюда

3,9

2,1

20,3

2,5

16,3

4,2

10,9

2,5

12,5

2,6

16,7

6,5

11,7

3,2

7,9

Земледелие

16,5

21,9

8,5

20,0

28,6

2,5

26,5

24,5

26,9

31,6

28,9

19,5

23,4

29,9

23,6

Научились пить алкоголь

4,7

8,3

5,1

10,0

6,1

12,5

1,9

9,4

2,8

10,5

 

15,6

3,0

10,7

6,4

Национальные традиции

18,9

16,7

8,5

20,0

18,4

20,8

16,6

16,9

19,2

23,7

12,0

16,9

16,3

17,9

17,0

Научились русскому языку

8,7

17,7

11,9

12,5

12,2

4,2

10,9

11,3

15,4

11,8

7,2

11,7

10,9

12,1

11,4

Переняли, но не знаю, что

15,7

6,3

6,8

10,0

8,2

10,4

13,3

13,2

6,7

2,6

2,4

2,6

11,1

11,5

9,7

Нет, ничего не переняли

2,4

2,1

3,4

2,5

6,1

4,2

2,4

4,4

0,9

3,9

 

2,6

2,4

3,4

2,7

Затрудняюсь

29,2

24,9

35,5

22,5

4,1

41,2

17,5

17,8

15,6

13,3

32,8

24,6

21,2

11,3

21,3

Таблица 3

 

 

Что переняли у русских?

Респонденты

до 25 лет

25-29 лет

30-34 года

35-49 лет

50-59 лет

60 и более лет

Итого

Всего

ж

м

ж

м

ж

м

ж

м

ж

м

ж

м

ж

м

 

Абсолютные числа

165

116

122

88

51

62

149

149

47

37

31

30

565

482

1047

Национальные блюда

3,0

0,8

 

5,6

5,8

6,5

3,3

2,0

8,5

 

3,2

 

3,1

2,6

2,9

Земледелие

11,5

3,4

4,9

11,3

9,8

6,5

9,3

8,0

8,5

8,1

12,9

3,3

9,2

7,0

8,2

Научились пить алкоголь

4,8

3,4

2,4

3,4

1,9

4,8

6,0

2,0

6,3

13,5

9,6

13,3

4,7

4,5

4,6

Национальные традиции

19,3

20,6

18,0

21,5

15,6

9,6

20,1

20,1

17,0

21,6

12,9

20,0

18,4

19,2

18,8

Научились русскому языку

6,0

2,5

5,7

5,6

3,9

6,5

8,0

4,0

6,3

 

3,2

10,0

6,1

4,3

5,3

Переняли, но не знаю, что

15,7

14,6

15,5

5,6

5,8

8,0

13,4

8,0

14,8

10,8

 

6,6

13,2

9,3

11,4

Нет, ничего не переняли

1,8

1,7

 

 

 

 

2,0

0,6

2,1

 

3,2

3,3

1,4

0,8

1,1

Затрудняюсь

37,9

53,0

53,5

47,0

57,2

58,1

37,9

55,3

36,5

46,0

55,0

43,5

43,9

52,3

47,7

Таблица 4

Далее респондентам был предложен вопрос: «Как Вам кажется, проживая долгое время в тесном соседстве с казахами, русские что-нибудь переняли у них?». Респонденты, отвечая на данный вопрос, назвали следующее: кухня, скотоводство, традиции, гостеприимство. Приведем примеры, на которые было получено наибольшее количество ответов. Всего 35,1 % респондентов Западной Сибири (табл. 5) и 5,1 % респондентов Северного Казахстана (табл. 6) указали, что русские переняли у казахов национальные блюда. Гостеприимность назвали 3,9 % респондентов Западной Сибири (табл. 5) и 6,6 % респондентов Северного Казахстана (табл. 6). Традиции в качестве заимствования указали 5,9 % респондентов Западной Сибири (табл. 5) и 25,8 % респондентов Северного Казахстана (табл. 6). Затруднились с ответом 39,0 % респондентов Западной Сибири (табл. 5) и 45,7 % респон­дентов Северного Казахстана (табл. 6).

Ответы

респондентов

До 25 лет

25-29 лет

30-34 года

35-49 лет

50-59 лет

60 и более лет

Итого

Всего

ж

м

ж

м

ж

м

ж

м

ж

м

ж

м

ж

м

 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

Абсолютные числа

127

96

59

40

49

48

211

159

104

46

83

77

633

496

1129

Национальные

блюда

33,8

27,1

38,9

22,5

38,9

27,1

40,3

31,4

34,6

38,2

32,5

46,7

38,5

32,9

35,1

Скотоводство

0,8

1,0

 

2,5

 

2,1

0,5

1,9

1,9

5,3

2,4

1,3

0,9

2,2

1,5

Национальные

традиции

4,7

8,3

5,1

 

6,1

6,3

6,6

6,3

5,8

6,6

4,8

6,5

5,7

6,2

5,9

Гостеприимство

3,9

 

1,7

 

4,1

6,3

2,8

6,3

9,6

7,9

2,4

 

4,1

3,8

3,9

Переняли, но не

11,8

4,2

10,2

7,5

12,2

10,4

6,2

6,3

6,7

3,9

2,4

3,9

7,7

5,6

6,8

Таблица 5


 

 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

знаю, что

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Нет, ничего не переняли

8,7

7,3

3,4

2,5

12,2

10,4

8,5

10,7

5,8

10,5

4,8

3,9

5,8

8,3

7,8

Затрудняюсь

36,3

52,1

40,7

6,5

26,5

37,4

35,1

37,1

35,6

27,6

50,7

37,7

37,3

41,0

39,0

Таблица 6

 

 

Распределение ответов казахов Северного Казахстана на вопрос: «Как Вам кажется, проживая долгое время в соседстве с казахами, русские что-нибудь переняли у них?» (по данным опросов 2003-2006 гг.), %

Ответы

респондентов

До 25 лет

25-29 лет

30-34 года

35-49 лет

50-59 лет

60 и более лет

Итого

Всего

ж

м

ж

м

ж

м

ж

м

ж

м

ж

м

ж

м

 

Абсолютные числа

165

116

122

88

51

62

149

149

47

37

31

30

565

482

1047

Национальные блюда

6,0

5,1

3,2

7,9

1,9

3,2

10,0

3,3

6,3

 

3,2

 

6,0

4,1

5,1

Скотоводство

6,6

2,5

2,4

7,9

3,8

3,2

5,3

2,6

2,1

 

9,6

6,6

4,9

3,7

4,4

Национальные традиции

20,6

28,4

29,5

29,5

19,6

25,8

22,8

30,9

29,7

24,3

12,9

30,0

23,3

28,8

25,8

Гостеприимство

7,8

4,3

4,0

5,6

19,6

3,2

8,7

7,3

2,1

10,8

3,2

 

7,6

5,6

6,6

Переняли, но не знаю, что

16,3

14,6

13,1

6,8

7,8

9,6

16,7

6,0

23,4

13,5

 

13,2

14,6

9,7

12,4

Нет, ничего не переняли

2,4

 

1,6

 

1,9

 

1,3

 

2,1

 

 

 

1,7

 

 

Затрудняюсь

40,3

45,1

46,2

42,3

45,4

5,5

35,2

49,9

34,3

51,4

71,1

50,2

41,9

48,1

45,7

 

При ответе на вопрос: «Люди какой национальности наиболее близки к казахам» 58,9 % респон­дентов Западной Сибири и 48,7 % респондентов Северного Казахстана назвали кыргызов, узбеков, туркмен, татар. Мы объединили указанные народы под термином «тюркоязычные». Согласно данным предыдущего этносоциологического опроса (1991-1993 гг.), национальностями, близкими к казахам, респондентами также были названы татары, узбеки, киргизы, «мусульмане», «тюркские народы» [1; 51]. Далее идут русские (выше мы приводили данные по этому этносу). На третьем месте респон­денты указали немцев: 11,5 % — на территории Западной Сибири и 9,4 % — на территории Северно­го Казахстана. Следует отметить, что респонденты с большой теплотой отзывались о представителях немецкой национальности. Информаторы отмечали: «Многие немцы знают казахский язык, с уваже­нием относятся к нашим обычаям и традициям, стараются быть ближе к нам».

При ответе на вопрос: «Люди какой национальности наиболее далеки от казахов» 46,0 % рес­пондентов Западной Сибири назвали «другие национальности». Данные, полученные на территории Северного Казахстана, схожи с данными, полученными на территории Западной Сибири. Всего

74,3   % респондентов указали «другие национальности». В качестве «других национальностей» ин­форматоры перечислили американцев, афроамериканцев, французов, грузин. Таким образом, нами были записаны те национальности, с которыми респонденты не сталкиваются в ходе своего общения. На втором месте указаны русские. Так считают 26,5 % респондентов Западной Сибири и 12,4 % рес­пондентов Северного Казахстана. Далее следуют немцы. Их назвали 18,1 % респондентов Западной Сибири и 8,1 % респондентов Северного Казахстана. Следует отметить, что в данном случае речь идет не о «наших немцах» (Слова информаторов. — А.С.С.), а о немцах, проживающих в Германии. При от­вете на вопросы: «Как Вы считаете, проживая долгое время в тесном соседстве, казахи и русские заим­ствовали что-нибудь друг у друга?»; «Люди какой национальности ближе всего к казахам; дальше всего от казахов» респонденты испытывали затруднения. В частных беседах информаторы отмечали, что в настоящее время все национальности схожи и различий между ними нет.

Характеризуя национальные особенности казахов, русских, татар, немцев, респонденты Запад­ной Сибири назвали уже сложившиеся определенные стереотипы национальностей. Следует отме­тить, что в автостереотипах и гетеростереотипах преобладают положительные характеристики. В ка­честве особенностей казахской национальности респонденты в основном отмечают гостеприимность —   46,7 %, доброту — 22,8 %, сплоченность — 15,5 % (табл. 7). У русских были выделены следую­щие особенности: трудолюбие — 6,7 %, доброта — 11,8 %, гостеприимность — 8,3 %. Особенностя­ми татар назвали хитрость — 19,7 %, жадность — 3,1 %. Для немцев считают характерными аккурат­ность — 25,6 %, пунктуальность — 10,3 %.

Респонденты Северного Казахстана в качестве особенностей казахов назвали гостеприимность —    36,6 %, доброту — 16,5 % (табл. 8). Русских охарактеризовали следующим образом: трудолюби­вые — 3,5 %, добрые — 14,5, веселые — 3,7 %. Татар считают хитрыми 19,1 %, жадными 7,2 %. У немцев отметили аккуратность 13,6 %, пунктуальность 10,3 %.

Ответы

респондентов

Мужчины

Итого

Женщины

Итого

Всего

до

25

лет

25­

29

лет

30­

34

года

35­

49

лет

50­

59

лет

60 и более лет

до

25

лет

25­

29

лет

30­

34

года

35­

49

лет

50­

59

лет

60 и более лет

Абсолютные

числа

96

40

48

159

76

77

496

127

59

49

211

104

83

633

1129

Казахи:

гостеприимные

добрые

дружные

36,4

25,5

35,4

50,3

51,3

48,0

43,7

42,5

62,7

53,0

49,2

55,7

38,5

49,1

46,7

14,5

17,5

16,6

25,1

22,3

16,8

19,9

22,0

32,2

40,8

29,3

25,9

19,2

25,1

22,8

21,8

7,5

2,0

20,7

18,4

12,9

16,5

11,8

3,3

10,2

16,5

26,9

9,6

14,6

15,5

Русские:

добрые

трудолюбивые

гостеприимные

11,4

5,0

14,5

11,9

13,1

6,4

10,8

12,5

20,3

18,3

9,9

15,3

7,2

12,6

11,8

3,1

7,5

2,0

7,5

5,2

5,1

5,4

7,0

11,8

4,0

85,7

12,5

 

7,7

6,7

12,5

10,0

 

9,4

10,5

6,4

8,8

9,4

5,0

4,0

9,4

8,6

4,8

7,8

8,3

Татары:

хитрые

жадные

21,8

15,0

33,3

22,6

21,0

10,3

20,7

19,6

25,4

20,4

19,9

18,2

10,8

18,9

19,7

2,0

 

4,1

1,8

3,9

1,2

2,2

3,9

1,6

16,1

5,6

2,8

1,2

3,9

3,1

Немцы:

аккуратные

пунктуальные

21,8

25,0

22,9

31,4

25,0

20,7

25,6

29,1

30,5

18,3

27,0

27,8

15,6

25,7

25,6

11,4

15,0

12,5

11,9

15,7

5,1

11,6

8,6

8,4

4,0

12,7

9,6

4,8

9,3

10,3

Таблица 7

 

 

Ответы

респондентов

Мужчины

Итого

Женщины

Итого

Всего

до

25

лет

25­

29

лет

30­

34

года

35­

49

лет

50­

59

лет

60 и более лет

до

25

лет

25­

29

лет

30­

34

года

35­

49

лет

50­

59

лет

60 и более лет

Абсолютные

числа

116

88

62

149

37

30

482

165

122

51

149

47

37

565

1047

Казахи:

гостеприимные

добрые

27,5

19,3

24,1

18,7

83,7

40,0

28,0

53,3

40,9

45,0

41,6

38,2

21,6

44,0

36,6

15,5

12,5

9,6

13,4

13,5

13,3

13,2

20,6

18,8

15,6

18,7

29,7

5,4

19,2

16,5

Русские:

добрые

трудолюбивые

веселые

14,6

18,1

3,2

4,0

43,2

33,3

13,9

14,5

13,9

15,6

12,0

25,5

89,1

15,0

14,5

0,8

3,4

1,6

4,0

2,7

6,6

2,9

6,6

2,4

1,9

3,3

2,1

2,7

4,0

3,5

3,4

5,6

 

5,3

5,4

 

3,9

4,2

4,0

7,8

1,3

4,2

 

3,5

3,7

Татары:

хитрые

жадные

12,9

27,2

17,7

13,4

27,0

6,6

17,0

23,6

22,9

25,4

15,4

27,6

8,1

21,0

19,1

4,3

20,4

3,2

2,6

8,1

6,6

6,8

11,5

5,7

5,8

15,4

6,3

8,1

7,6

7,2

Немцы:

аккуратные

пунктуальные

4,3

11,3

14,5

9,3

37,8

 

10,7

16,3

10,6

23,5

20,1

14,8

5,4

16,1

13,6

9,4

13,6

6,4

12,7

16,2

 

10,7

7,8

11,4

11,7

10,0

14,8

2,7

9,9

10,3

Таблица 8

 

 

В процессе работы над данным вопросом мы столкнулись с негативным отношением со стороны респондентов. Часть информаторов не желала отвечать на данный вопрос, называя его «некоррект­ным, провокационным, разжигающим национальную вражду». Существует разница в ответах муж­чин и женщин. Например, мы не выявили колебаний процентных данных при характеристике этносов мужчинами. В ответах женщин наблюдается следующая ситуация: процентный показатель, характе­ризующий казахов, значительно превышает процентные показатели, характеризующие остальные этносы.

В ходе этносоциологического опроса мы интересовались причинами негативных отзывов о тата­рах. Респонденты не смогли объяснить свое негативное отношение к лицам татарской национально­сти. Часть из них даже никогда не общались с татарами, но знали, что они «плохие». Одной из воз­можных причин, в результате которой сложилось негативное отношение казахов к татарам, мы склонны считать приграничную торговлю между степной зоной (зоной проживания казахов) и оседлого населения Российской империи. Казахи-кочевники, пригонявшие скот для продажи, зачастую не знали подлинной его стоимости, кроме того, они плохо владели русским языком и старались обра­щаться к купцам-татарам. Те, в свою очередь, знали русский язык и понимали казахский. Покупая скот у кочевников за бесценок, они перепродавали его, получая, таким образом, неплохую прибыль. Исследователь Г.М.Раздыкова отмечает, что обращает на себя внимание почти повсеместное и про­никающее во все сферы деятельности присутствие татар в крае. Львиная доля торговых доходов на­ходилась в руках татарского купечества [2; 195]. В качестве примера она приводит рассказ о татарине Саламане, который, поселившись в Коктереке, вел спекулятивную торговлю с казахами, и, таким об­разом, «ловкий татарин скоро разбогател, что записался в купцы второй гильдии» [2; 195].

Наряду с этим мы выделяем в качестве причины также и религиозный фактор, поскольку оста­лись данные, свидетельствующие о безразличии казахов к исламу. Например, в XIX в. казахов заго­няли в мечеть силой, со стороны казахов были обвинения к муллам в том, что они своими молитвами вызывали непогоду, были случаи, когда казахи запрещали читать муллам по умершим суры из Кора­на и т.д. [3; 43]. Как отмечает Г.М.Раздыкова, в корреспонденции «Степной киргизской газеты» встречается оценка роли татар в степи: «Близкая родня киргизов по вере, обычаям и языку, татары, будучи народом сравнительно высокоразвитым, в глухих закоулках степных областей являются ис­тинным бичом своих единоверцев. ... Наводняя край выходцами из Казани, татары тащат сюда своих сородичей тысячами, но не вносят в местную жизнь решительно никакого залога культуры. Не внося в жизнь степей ни просвещения, ни улучшения и развития производств, они с каждым годом разоря­ют местное население» [2; 195].

Таким образом, ни ислам, который, по мнению казахов, мешал хозяйственно-производственной сфере и не вписывался в привычный уклад номада, ни его служители не пользовались авторитетом и почетом среди населения казахской степи. К татарам это имеет прямое отношение, поскольку, как правило, муллами в казахской степи были именно представители данной национальности. Но, не­смотря на негативные стереотипы по отношению к татарам, межнациональные браки с представите­лями данной национальности находятся на первом месте. Наряду с этим психологами замечено, что чем ближе этносы находятся друг к другу, тем хуже они характеризуют друг друга и наоборот. В ка­честве примера можно привести отношение казахов к немцам. В период полевой работы мы встреча­ли только положительное отношение казахов к немцам.

Рассмотрим межэтнические установки казахов, проживающих в городской среде. Всего 88,2 % респондентов г. Омска и 69,2 % респондентов г. Кокшетау предпочитают общаться с представителя­ми своей национальности. Респонденты г. Омска отметили казахов в качестве соседей — 48,6 %, дру­зей — 70,0 %, коллег по работе и учебе — 15,7 %. Согласно данным предыдущего этносоциологиче- ского опроса, 92,9 % респондентов в г. Омске ответили, что общаются с соседями-казахами [1; 55]. В г. Кокшетау 80,9 % респондентов отметили казахов в качестве соседей, 83,6 % — в качестве дру­зей, 73,8 % — как коллег по работе и учебе. В городской среде наблюдается различие полученных данных от пола. Для женщин больше характерно общение с представителями своей национально­сти. При сравнении полученных данных в зависимости от возраста было выявлено, что в г. Кокшетау с увеличением возраста респондентов наблюдается рост лиц, предпочитающих обще­ние с людьми своей национальности. В г. Омске такой тенденции выявлено не было.

Другой национальностью, с которой больше всего происходит общение респондентов, были от­мечены русские. Например, 84,0 % респондентов г. Омска и 46,5 % респондентов г. Кокшетау обща­ются с русскими. Всего 85,4 % респондентов г. Омска отметили русских в качестве соседей, 45,5 % респондентов — в качестве друзей и 67,2 % — в качестве коллег по работе и учебе. Данные, полу­ченные в г. Кокшетау, расположились следующим образом: 46,7 % респондентов отметили русских в качестве соседей, 30,6 % — в качестве друзей и 48,8 % — как коллег по работе и учебе. Русских счи­тают национальностью, ближе всего находящейся к казахам. Их отметили 15,0 % респондентов г. Омска и 28,4 % — г. Кокшетау.

Далее следуют татары: всего 24,8 % респондентов г. Омска и 15,4 % респондентов г. Кокшетау отметили, что общаются с татарами. С украинцами общаются 10,1 % респондентов г. Омска и 9,6 % респондентов г. Кокшетау. Мы выявили, что данные, полученные по общению респондентов с «дру­гими» национальностями, оказались схожи в городской среде Омска и Кокшетау. На территории г. Омска они составили 14,0 % респондентов, а на территории г. Кокшетау — 15,1 %.

Рассматривая ответы респондентов на вопрос о заимствованиях казахов, мы получили следую­щее. Всего 23,0 % респондентов г. Омска назвали земледелие; 16,8 % — «заимствовали, но я не знаю, что»; 11,6 % — русский язык. Затруднились ответить 20,7 % респондентов. В г. Кокшетау ответы респондентов расположились следующим образом. Традиции назвали 14,7 % респондентов; 14,6 % ответили: «заимствовали, но я не знаю, что»; 6,1 % респондентов в качестве заимствования отметили русский язык. Затруднения с ответом были у 53,2 % респондентов.

Респонденты г. Омска заимствованиями русских у казахов назвали национальные блюда — так считают 27,1 % респондентов; 12,1 % респондентов ответили «заимствовали, но я не знаю, что»; от­веты 11,9 % респондентов «нет, ничего не заимствовали». Затруднились с ответом 40,3 % респонден­тов. Респонденты г. Кокшетау отметили в качестве заимствования назвали традиции — 20,2 %; «за­имствовали, но я не знаю, что» — 15,6 %; кухню и гостеприимство — 6,1 %. Затруднились с ответом 51.0  % респондентов.

При ответе на вопрос: «Люди какой национальности наиболее близки к казахам» 74,3 % респон­дентов г. Омска и 54,7 % респондентов г. Кокшетау назвали тюркоязычные народы. Далее были ука­заны русские, затем немцы. Всего 5,9 % респондентов г. Омска и 9,6 % респондентов г. Кокшетау считают немцев национальностью, наиболее близкой к казахам.

При ответе на вопрос: «Люди, какой национальности наиболее далеки от казахов» 42,8 % рес­пондентов г. Омска и 73,9 % респондентов г. Кокшетау ответили «другие национальности». В каче­стве других назывались те национальности, с которыми респонденты не сталкиваются в ходе своего общения. Далее были указаны русские. Так считают 27,4 % респондентов г. Омска и 14,1 % респон­дентов г. Кокшетау. На третьем месте указаны немцы, проживающие в Германии. Всего 19,9 % рес­пондентов г. Омска и 7,1 % респондентов г. Кокшетау указали их как национальность, наиболее да­лекую от казахов.

Характеризуя особенности казахов, 44,6 % респондентов г. Омска назвали гостеприимность, 37,8 % — доброту, 14,0 % — сплоченность. Особенностями русских считают доброту 19,9 % респондентов, трудолюбие — 13,3 %, гостеприимность — 8,0 %. У татар как особенности указали хитрость — 33,8 %, жадность — 4,2 %. Немцев считают аккуратными 35,5 % опрошенных, пункту­альными — 13,4 %. Респонденты г. Кокшетау особенностями казахов считают гостеприимность — 37.0   %, доброту — 19,3 %. В качестве особенностей русских было названо трудолюбие — 4,2 %, доб­рота — 14,6 %, веселый нрав — 6,6 %. Татар считают хитрыми 21,5 % респондентов, жадными — 7,4   %. В качестве особенностей немцев назвали аккуратность — 15,6 % респондентов, пунктуаль­ность — 12,4 %. Рассматривая полученные данные по полу, нами было выявлено, что у женщин на­блюдается колебание показателей при характеристике этносов. Показатель, полученный при характе­ристике казахов, значительно превышает показатели, полученные при характеристике других этно­сов.

Рассмотрим межэтнические установки казахов, проживающих в сельской местности. Общаются с казахами 77,2 % респондентов, проживающих в сельской местности Западной Сибири, и 90,8 % респондентов, проживающих в сельской местности Северного Казахстана. Респонденты, проживаю­щие в сельской местности Западной Сибири, отметили казахов в качестве соседей — 63,9 %, друзей —   82,7 %, коллег по работе и учебе — 44,6 %. На территории Северного Казахстана 68,1 % респон­дентов отметили казахов в качестве соседей, 77,7 % — в качестве друзей, 49,8 % — в качестве коллег по работе и учебе. Для женщин больше характерно общение с представителями своей национально­сти. В сельской местности Западной Сибири процент лиц, отметивших общение с казахами, выше, чем в г. Омске. Это объясняется компактностью проживания казахов сельской местности.

С русскими общаются 73,5 % респондентов Западной Сибири и 57,5 % — Северного Казахстана. Всего 55,5 % респондентов, проживающих в сельской местности Западной Сибири, отметили их в качестве соседей, 57,8 % — в качестве друзей, 44,6 % — в качестве коллег по работе и учебе. В сельской местности Западной Сибири процентный показатель общения респондентов с русскими ниже, чем в г. Омске. На территории Северного Казахстана 43,5 % респондентов отметили русских в качестве соседей, 35,2 % — в качестве друзей, 40,5 % — как коллег по работе и учебе. Как уже от­мечалось, русских считают национальностью, находящейся ближе всего к казахам. Так считают

35.1   % респондентов сельской местности Западной Сибири и 32,2 % — сельской местности Северно­го Казахстана. Следует отметить, что показатель, полученный при ответе на этот вопрос в г. Омске, ниже, чем в сельской местности.

На третьем месте оказались татары. Всего 19,2 % респондентов сельской местности Западной Сибири и 19,1 % — сельской местности Северного Казахстана указали, что общаются с татарами.

С украинцами поддерживают отношения 13,6 % респондентов сельской местности Западной Сибири и 8,9 % — сельской местности Северного Казахстана. С «другими» национальностями общаются 2,2   % респондентов, проживающих в сельской местности Западной Сибири и 13,5 % — в сельской местности Северного Казахстана.

Респонденты, проживающие в сельской местности Западной Сибири, заимствованиями казахов у русских назвали следующее: земледелие — 24,2 %; традиции — 23,7 %; русский язык — 11,3 %; кухня — 10,2 %. Затруднились с ответом 21,5 % респондентов. В сельской местности Северного Ка­захстана 24,6 % респондентов назвали традиции; 13,2 % — земледелие. Затруднились с ответом 43.3   % респондентов.

Респонденты, проживающие в сельской местности Западной Сибири, заимствованием русских у казахов назвали кухню — так ответили 43,6 % респондентов. Затруднились с ответом 37,5 %. Рес­понденты, проживающие в сельской местности Северного Казахстана, назвали следующие заимство­вания: 33,1 % указали традиции; затруднились с ответом 38,7 % респондентов. Мы не приводим при­меры по остальным заимствованиям, названным респондентами, так как процентный показатель в данных случаях не превышает десяти процентов.

При ответе на вопрос: «Люди какой национальности наиболее близки к казахам» 42,9 % респон­дентов сельской местности Западной Сибири и 41,5 % респондентов Северного Казахстана назвали тюркоязычные народы. Далее были указаны русские, на третьем месте — немцы. Их указали 17,2 % респондентов сельской местности Западной Сибири и 13,7 % — Северного Казахстана.

При ответе на вопрос: «Люди какой национальности наиболее далеки от казахов» 49,4 % рес­пондентов сельской местности Западной Сибири и 74,3 % респондентов сельской местности Север­ного Казахстана назвали «другие национальности». На втором месте были указаны русские. Так от­ветили 25,4 % респондентов сельской местности Западной Сибири и 10,2 % — сельской местности Северного Казахстана. На третьем месте указаны немцы, проживающие в Германии. Так считают

16.3   % респондентов сельской местности Западной Сибири и 9,4 % — сельской местности Северного Казахстана.

В качестве особенностей казахской национальности респонденты сельской местности Западной Сибири назвали гостеприимность — 48,9 %, доброту — 7,5 %, сплоченность — 17,0 %. У русских были выделены следующие особенности: доброта — 3,5 %, гостеприимность — 8,6 %. У татар были указаны хитрость (5,3 %), жадность (2,1 %). Особенностями немцев считают аккуратность (15,5 %), пунктуальность (7,1 %). Респонденты сельской местности Северного Казахстана в качестве особен­ностей казахов назвали гостеприимность — 36,1 %, доброту — 12,8 %. Особенностями русских счи­тают трудолюбие 2,6 %, доброту — 14,3 %. Татар считают хитрыми 16,1 % респондентов, жадными

—   6,9 %. В качестве особенностей немцев были названы аккуратность — 11,1 % респондентов, пунк­туальность — 7,6 %. Поскольку респонденты сельской местности Западной Сибири проживают более компактно, в отличие от горожан, соответственно показатель, полученный при характеристике каза­хов, превышает показатель, полученный при характеристике других этносов.

Отвечая на вопрос: «Чью сторону вы займете при межнациональном конфликте, споре», 45,9 % респондентов Западной Сибири (табл. 9) и 51,7 % респондентов Северного Казахстана (табл. 10) от­метили, что займут сторону своей национальности. Наряду с этим наблюдается высокий процент респондентов, отметивших «буду объективен». Данный вариант ответа дали 32,5 % респондентов Западной Сибири (табл. 9) и 28,4 % респондентов Северного Казахстана (табл. 10). Сравнивая полу­ченные данные по полу, мы выявили различия в ответах на вопрос у мужчин и женщин. Доля мужчин преобладает при ответе «займу сторону своей национальности», для женщин более характерны отве­ты: «буду нейтральна», «буду объективна». Мы попытались выяснить причину, которая побуждает респондентов отмечать ответ «Займу сторону своей национальности». В ответ услышали следующее: «Когда идет скандал или происходит драка, некогда разбираться, кто прав, а кто виноват. Сначала подеремся, потом будем разбираться». Таким образом, в данном случае действует принцип «наших бьют», но он не является интолерантным, поскольку этнически не выражен.

Ответы

респондентов

Мужчины

Ито

го

Женщины

Ито

го

Все

го

до

25

лет

25­

29

лет

30­

34

го­

да

35­

49

лет

50­

59

лет

60 и бо­лее лет

до

25

лет

25­

29

лет

30­

34

го­

да

35­

49

лет

50­

59

лет

60 и бо­лее лет

Абсолютные

числа

96

40

48

159

76

77

496

127

59

49

211

104

83

633

1129

Своей нацио­нальности

45,0

42,5

50,1

58,0

46,2

53,5

50,9

33,2

42,5

38,9

39,0

46,3

60,4

42,2

45,9

Другой нацио­нальности

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Буду

нейтрален

20,8

15,0

18,7

8,1

6,5

14,2

12,9

21,2

16,9

24,4

17,5

11,5

14,4

17,3

15,4

Буду

объективен

27,0

25,0

22,9

29,5

43,4

29,8

30,2

36,2

28,8

26,5

39,8

36,5

22,8

34,2

32,5

Затрудняюсь

ответить

7,2

17,5

8,3

4,4

3,9

2,5

6,0

9,4

11,8

10,2

3,7

5,7

2,4

6,3

6,2

Таблица 9

 

 

Ответы

респондентов

Мужчины

Ито­

го

Женщины

Ито­

го

Все­

го

до 25 лет

25­

29

лет

30­

34

года

35­

49

лет

50­

59

лет

60 и более лет

до 25 лет

25­

29

лет

30­

34

года

35­

49

лет

50­

59

лет

60 и более лет

Абсолютные

числа

116

88

62

149

37

30

482

165

122

51

149

47

37

565

1047

Своей нацио­нальности

51,0

44,5

51,8

55,9

73,0

83,4

55,2

50,5

40,4

51,1

43,8

55,5

83,8

48,6

51,7

Другой нацио­нальности

0,8

1,1

 

1,3

 

 

0,8

 

 

 

 

 

 

 

0,3

Буду нейтрален

12,9

23,8

20,9

9,3

2,7

6,6

13,6

15,1

23,7

21,5

10,7

10,6

8,1

15,7

14,8

Буду объекти­вен

31,0

23,8

20,9

29,5

21,6

10,0

25,9

27,8

31,9

19,6

40,9

29,7

8,1

30,6

28,4

Затрудняюсь

ответить

4,3

6,8

6,4

4,0

2,7

 

4,5

6,6

4,0

7,8

4,6

4,2

 

5,1

4,8

Таблица 10

 

 

Отвечая на вопрос: «Чью сторону вы займете при межнациональном конфликте, споре», 45,7 % респондентов г. Омска и 43,9 % респондентов г. Кокшетау отметили, что займут сторону своей на­циональности. Наряду с этим высокий процент респондентов, отметивших «буду объективен». Дан­ный вариант ответа указали 28,5 % респондентов г. Омска и 33,3 % — г. Кокшетау. Сравнивая полу­ченные данные по полу, мы выявили различия в ответах на вопрос у мужчин и женщин. Доля мужчин преобладает при ответе «займу сторону своей национальности», для женщин более характерны отве­ты «буду нейтральна», «буду объективна».

Отвечая на вопрос: «Чью сторону вы займете при межнациональном конфликте, споре», 46,4 % респондентов сельской местности Западной Сибири и 61,5 % — сельской местности Северного Ка­захстана отметили, что займут сторону своей национальности. Наряду с этим высок процент респон­дентов, отметивших «буду объективен». Данный вариант ответа приведен 36,5 % респондентов сель­ской местности Западной Сибири и 22,2 % — сельской местности Северного Казахстана. Наблюдает­ся сохранение выявленной тенденции по полу. Доля мужчин превышает долю женщин при ответе: «займу сторону своей национальности», доля женщин превышает долю мужчин при ответе «буду нейтральна», «буду объективна».

В заключение необходимо отметить, что общение респондентов, как на территории Западной Сибири, так и на территории Северного Казахстана, в основном происходит с лицами своего этноса.

На втором месте следуют русские, затем татары и украинцы. Следует отметить, что русские указаны как этнос, наиболее близкий к казахам и наиболее далекий от казахов. Информаторы объясняли это следующим образом: «Мы живем по соседству с русскими, работаем с ними, дружим и справляем праздники. Поэтому русские и казахи близки друг к другу». О.Б.Наумова отмечает, что анализ казах­ско-русских отношений показывает, что долгое совместное проживание и постепенное узнавание эт­нокультурной специфики друг друга способствовали повышению толерантности между двумя наро­дами. Отрицательное действие экономического фактора, в отличие от этнокультурного, можно было преодолеть, только уничтожив экономическую эксплуатацию казахов. Еще один фактор — политиче­ский. Именно политическими причинами — антирусской государственной политикой, разыгрывани­ем «русской карты» и проч. — объясняется резкое падение толерантности к русским в постсоветское время в странах Балтии, в меньшей степени — в Средней Азии. Такие же процессы происходили и в Казахстане, с той разницей, что общая степень толерантности к русским в советское время в Казах­стане была значительно выше, чем в прибалтийских республиках, и запас этой толерантности остает­ся и сейчас [4].

При ответе на вопросы: «Как Вы считаете, проживая долгое время в тесном соседстве, казахи и русские заимствовали что-нибудь друг у друга?»; «Люди какой национальности ближе всего к каза­хам; дальше всего от казахов» респонденты испытывали затруднения. В частных беседах информато­ры отмечали, что в настоящее время все национальности схожи и различий между ними нет. Напри­мер, приусадебные участки, разведение огородов, русскую баню многие информаторы уже не счита­ют заимствованием казахов у русских, а считают это элементами своей культуры. При ответе на во­прос: «Люди какой национальности наиболее далеки от казахов» информаторы называли американ­цев, афроамериканцев, французов, грузин. Таким образом, были названы национальности, не знако­мые респондентам. Следует отметить, что в ходе работы над данным вопросом мы столкнулись с не­гативным отношением со стороны респондентов. Часть информаторов не желала отвечать на данный вопрос, называя его «некорректным, провокационным, разжигающим национальную вражду». Также тяжело было получить ответ на вопрос: «Назовите особенности русских, казахов, татар, немцев». Од­ни респонденты воспринимали его негативно, считая, что от них требуют отрицательных отзывов, другие не могли охарактеризовать предложенные национальности, поскольку считают, что качества человека не зависят от его национальной принадлежности. В ходе работы респонденты отвечали сле­дующим образом: «В каждой нации есть хорошие и плохие люди. Нет плохих и хороших наций, все зависит от самого человека. Мы дружим с теми людьми, с которыми вместе живем и работаем, с ко­торыми нам интересно, а не потому, что они казахи, русские».

References

1      Ahmetova Sh.K. Kazakhs of Western Siberia and their ethnocultural ties in an urban environment, Novosibirsk: Publishing house of institute of archeology and ethnography SO RAS, 2002, 159 p.

2      Razdykova G.M. Ethnic component in Muslim education of Kazakhs of steppes in the end XIX - beg. XX ages.: Dis. of the c- te of hist. Sciences, Pavlodar, 2007, 195 p.

3      Akatayev S.N. World outlook sinkretizm of Kazakhs, Almaty: Science, 1993, 225 p.

4       Naumova O.B. Representations about «own» and «another's» and traditions of tolerance in culture of the Central Asian people //etnosfera.ru /Access date: 02.06.2009.

Разделы знаний

Архитектура

Научные статьи по Архитектуре

Биология

Научные статьи по биологии 

Военное дело

Научные статьи по военному делу

Востоковедение

Научные статьи по востоковедению

География

Научные статьи по географии

Журналистика

Научные статьи по журналистике

Инженерное дело

Научные статьи по инженерному делу

Информатика

Научные статьи по информатике

История

Научные статьи по истории, историографии, источниковедению, международным отношениям и пр.

Культурология

Научные статьи по культурологии

Литература

Литература. Литературоведение. Анализ произведений русской, казахской и зарубежной литературы. В данном разделе вы можете найти анализ рассказов Мухтара Ауэзова, описание творческой деятельности Уильяма Шекспира, анализ взглядов исследователей детского фольклора.  

Математика

Научные статьи о математике

Медицина

Научные статьи о медицине Казахстана

Международные отношения

Научные статьи посвященные международным отношениям

Педагогика

Научные статьи по педагогике, воспитанию, образованию

Политика

Научные статьи посвященные политике

Политология

Научные статьи по дисциплине Политология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Психология

В разделе "Психология" вы найдете публикации, статьи и доклады по научной и практической психологии, опубликованные в научных журналах и сборниках статей Казахстана. В своих работах авторы делают обзоры теорий различных психологических направлений и школ, описывают результаты исследований, приводят примеры методик и техник диагностики, а также дают свои рекомендации в различных вопросах психологии человека. Этот раздел подойдет для тех, кто интересуется последними исследованиями в области научной психологии. Здесь вы найдете материалы по психологии личности, психологии разивития, социальной и возрастной психологии и другим отраслям психологии.  

Религиоведение

Научные статьи по дисциплине Религиоведение опубликованные в Казахстанских научных журналах

Сельское хозяйство

Научные статьи по дисциплине Сельское хозяйство опубликованные в Казахстанских научных журналах

Социология

Научные статьи по дисциплине Социология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Технические науки

Научные статьи по техническим наукам опубликованные в Казахстанских научных журналах

Физика

Научные статьи по дисциплине Физика опубликованные в Казахстанских научных журналах

Физическая культура

Научные статьи по дисциплине Физическая культура опубликованные в Казахстанских научных журналах

Филология

Научные статьи по дисциплине Филология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Философия

Научные статьи по дисциплине Философия опубликованные в Казахстанских научных журналах

Химия

Научные статьи по дисциплине Химия опубликованные в Казахстанских научных журналах

Экология

Данный раздел посвящен экологии человека. Здесь вы найдете статьи и доклады об экологических проблемах в Казахстане, охране природы и защите окружающей среды, опубликованные в научных журналах и сборниках статей Казахстана. Авторы рассматривают такие вопросы экологии, как последствия испытаний на Чернобыльском и Семипалатинском полигонах, "зеленая экономика", экологическая безопасность продуктов питания, питьевая вода и природные ресурсы Казахстана. Раздел будет полезен тем, кто интересуется современным состоянием экологии Казахстана, а также последними разработками ученых в данном направлении науки.  

Экономика

Научные статьи по экономике, менеджменту, маркетингу, бухгалтерскому учету, аудиту, оценке недвижимости и пр.

Этнология

Научные статьи по Этнологии опубликованные в Казахстане

Юриспруденция

Раздел посвящен государству и праву, юридической науке, современным проблемам международного права, обзору действующих законов Республики Казахстан Здесь опубликованы статьи из научных журналов и сборников по следующим темам: международное право, государственное право, уголовное право, гражданское право, а также основные тенденции развития национальной правовой системы.