Другие статьи

Цель нашей работы - изучение аминокислотного и минерального состава травы чертополоха поникшего
2010
Теги: Анализ

Слово «этика» произошло от греческого «ethos», что в переводе означает обычай, нрав. Нравы и обычаи наших предков и составляли их нравственность, общепринятые нормы поведения.
2010

Артериальная гипертензия (АГ) является важнейшей медико-социальной проблемой. У 30% взрослого населения развитых стран мира определяется повышенный уровень артериального давления (АД) и у 12-15 % - наблюдается стойкая артериальная гипертензия
2010

Целью нашего исследования явилось определение эффективности применения препарата «Гинолакт» для лечения ВД у беременных.
2010

Целью нашего исследования явилось изучение эффективности и безопасности препарата лазолван 30мг у амбулаторных больных с ХОБЛ.
2010
Теги: ХОБЛ

Деформирующий остеоартроз (ДОА) в настоящее время является наиболее распространенным дегенеративно-дистрофическим заболеванием суставов, которым страдают не менее 20% населения земного шара.
2010

Целью работы явилась оценка анальгетической эффективности препарата Кетанов (кеторолак трометамин), у хирургических больных в послеоперационном периоде и возможности уменьшения использования наркотических анальгетиков.
2010

Для более объективного подтверждения мембранно-стабилизирующего влияния карбамезапина и ламиктала нами оценивались перекисная и механическая стойкости эритроцитов у больных эпилепсией
2010

Нами было проведено клинико-нейропсихологическое обследование 250 больных с ХИСФ (работающих в фосфорном производстве Каратау-Жамбылской биогеохимической провинции)
2010

C использованием разработанных алгоритмов и моделей был произведен анализ ситуации в системе здравоохранения биогеохимической провинции. Рассчитаны интегрированные показатели здоровья
2010

Специфические особенности Каратау-Жамбылской биогеохимической провинции связаны с производством фосфорных минеральных удобрений.
2010

Историография межнациональных отношений в странах Западной Европы начала XXI века

В начале XXI в. национальная идея занимает одно из ведущих мест в политике и международ­ных отношениях. Национальная жизнь и духовная культура, а также культура межнационального общения в последние годы сильно изменились, поскольку экономический и социально-культурный опыт многих наций находится в процессе модернизации.

В сложившихся условиях многие ученые пытаются сформулировать теорию о новой националь­ной идее, которая могла бы вывести на новый уровень осмысление национальной жизни и межна­ционального взаимодействия [1].

Конец 80-х - начало 90-х годов ХХ в. характеризуются кардинальными политическими и эконо­мическими изменениями, произошедшими в первую очередь в государствах Центральной и Юго­Восточной Европы, которые, наряду с открытием границ и новыми подходами во взаимоотношениях Востока и Запада, вызвали к жизни новые мощные миграционные потоки. В 1990 г. Европа стала свидетелем самого крупного с конца Второй мировой войны передвижения людей: свои страны по­кинули 1,3 млн. человек [2].

По оценкам экспертов, в частности американских политологов Центра стратегических и между­народных исследований в Вашингтоне, расширяющееся экономическое неравенство в сочетании с крупномасштабными гражданскими беспорядками вызвало растущие волны людей, оказавшихся в поясе миграции. В Западной Европе все большее число мигрантов прибывает из Северной Африки, Юго-Восточной Азии, Восточной Европы и бывшего СССР в поисках политического убежища или экономических возможностей, что породило в ряде стран отрицательную реакцию против «чужаков»- мигрантов [3].

Объемы миграционных потоков продолжали оставаться значительными и в последующие годы. Западноевропейские страны стали предпринимать шаги по установлению контроля за миграционны­ми процессами и ограничению притока новых иммигрантов. Был принят ряд документов, состоялось множество международных конференций, встреч и переговоров, в ходе которых обсуждались раз­личные аспекты новой волны миграции населения. Тем не менее из-за непростого экономического положения, политической нестабильности, проявления межэтнических противоречий в странах Вос­точной Европы и СНГ эта проблема продолжает оставаться достаточно острой. Вызывает беспокой­ство и нелегальная миграция. Основную массу незаконных мигрантов составляют граждане Анголы, Эфиопии, Сомали, Турции, Пакистана, Шри-Ланки, Афганистана, Вьетнама, Китая.

Проблемы международной миграции не могли не стать предметом исследований. В работах рас­сматриваются различные исторические, этнические, социальные аспекты миграционных потоков и деятельности государственных служб по их регулированию [4].

В последнее время международная миграция все чаще рассматривается с точки зрения возник­новения социальных сетей, соединяющих страны эмиграции и иммиграции. Разрабатываемая сейчас концепция «политических и социальных переводов» отражает признание того, что миграция создает обмен идеями и социальным опытом в той же мере, как обмен людьми и деньгами. Сохранение тес­ных связей между людьми, уехавшими в поисках лучшей доли и оставшимися на родине, ведет к формированию сообществ, которые могут рассматриваться как своего рода транснациональный habitus (организм). Современные мигранты определяются как «трансмигранты», поскольку они раз­вивают и поддерживают семейные, социальные, экономические, политические, организационные и религиозные отношения, простирающиеся через границы.

Правительства стран эмиграции все более призывают к росту национальной солидарности, пере­секающей национальные границы. Понятие «подданных», проживающих за границей, родственно кон­цепции «детерриторизации этнического государства», в которой границы определяются социально, а не географически. А это ведет к возникновению своеобразных межнациональных конфликтов [5].

В 1980-е годы исследователи поставили вопрос о том, какой характер носят межнациональные отношения в странах Западной Европы, какое влияние они оказывают на процессы, происходящие в государствах. Были выдвинуты аспекты (исторический, религиозный, политический), в русле кото­рых рассматривались межнациональные отношения. Ученые 1980-х годов рассматривали межнацио­нальные отношения как некую формальность, так как этнические группы не были уравнены в правах. Они подчеркивали тот факт, что отношения между преобладающим большинством и различными этническими группами и национальными меньшинствами имели не столько политическую, сколько религиозную подоплеку. Именно религиозный аспект являлся основополагающим в исследованиях 1980-х гг. [6]. Почти не учитывались культурологические и цивилизационные различия, так как на­циональные группы, преобладающие в те годы в отдельных государствах и являющиеся националь­ными меньшинствами, являлись выходцами из стран Европы. Межнациональные отношения в этот период рассматривались лишь с точки зрения влияния определенных групп населения на развитие социальной и культурной жизни общества. При этом не учитывался тот факт, что проблема уже не носит государственного характера, а приобрела более широкие масштабы.

В исследованиях 1990-х годов в области межнациональных отношений, в связи с изменениями на политической арене, многие вопросы и аспекты проблемы были рассмотрены с новой точки зре­ния. Впервые проблемы межнациональных отношений в Западной Европе освещались с позиций культурологической и цивилизационной идентичности народов, населяющих этот регион. Многие ученые в это время уже предвидят некоторую нестабильность в сохранении традиционных культур­ных ценностей, пишут о том, что культурное наследие становится общим, стираются границы между культурами и традициями. В этот период все более часто поднимается вопрос о расизме и национа­лизме. Исследования были сведены к ряду вопросов:

  • -   станет ли проблема межнациональных отношений и миграции проблемой общеевропейского масштаба?
  • -   готова ли Европа смириться с фактом преобладания смешанных семей?
  • -   возможно ли сохранение культурных ценностей в рамках интеграционных процессов? [7].

Исследование этих вопросов привело к тому, что проблема стала ключевой не только в рамках социальной, но и политической жизни общества. Были выдвинуты теории и предположения о воз­можных путях развития данной ситуации, предложены определенные варианты решения проблемы. Труды начала XXI в. выявили закономерности развития межнациональных отношений в рамках определенных структур. Было выдвинуто предположение о том, что культурологический феномен является главной составляющей вопроса межнациональных отношений. Многие склоняются к тому факту, что западноевропейское общество давно стало мультикультурным, что повлияло не только на отношения определенных групп населения коренных наций к этническим меньшинствам, но и позво­лило в некоторой степени уравнять права тех и других [8].

Специалисты выдвинули теорию о том, что мультикультурное общество, возможно, наиболее при­емлемый вариант развития межнациональных отношений в странах Западной Европы, так как полити­ческие процессы, такие как интеграция и глобализация, в немалой степени способствовали этому.

Многие ученые отводят роль международного арбитра в вопросе межнациональных отношений не столько политическим кругам тех или иных государств, сколько неправительственным организа­циям и крупным международным организациям. Некоторые исследователи видят решение проблемы в построении новых политических моделей, заявляют о том, что все большую роль на пути решения проблемы межнациональных отношений играет ООН. Специалисты подчеркивают немаловажную роль законодательных и нормативных актов Европейского Союза в частности и мировой обществен­ности в целом для предотвращения возможных конфликтных ситуаций в Западной Европе, вызван­ных расовой дискриминацией и ксенофобией. Многие ученые указывают, что западноевропейское общество (включая мигрантов и национальные меньшинства) приобретает мультикультурные черты, т.е. становится более терпимым и более разнообразным в культурно-религиозном плане. Большую роль при этом отводят средствам массовой информации, которые нередко являются выразителями идей определенных политических кругов.

В настоящее время исследования в области межнациональных отношений в странах Западной Европы актуальны и разнообразны. Специалисты рассматривают проблему с разных точек зрения и предлагают новые модели и теории. В то же время исследования больше носят теоретический, неже­ли практический характер. А это приводит к тому, что проблема не только не решается, а еще и усу­губляется внешними процессами, происходящими на мировой арене.

 

Список литературы

  1. ВольновВ. Проблема наций в свете теорий цивилизаций. — М., 2003. — 447 с.
  2. Гольдин Г.Г. Международная миграция: зарубежный опыт и Россия. — М., 1998. — 275 с.
  3. Foreign Policy into the 21st Century: The U.S. «Leadership Challenfle». Center for Strategic International Studies. — Wash­ington, 1997. — P. 14.
  4. Современные этнонациональные процессы в странах Западной Европы / Под ред. С.А.Токарева. — М., 1981. — 360 с.; У истоков формирования наций в Европе: общественно-культурное развитие и генезис национального самосознания. — М., 1984. — 220 с.; Денисенко М.Б., Хараева О.А., Чудиновских О.С. Иммиграционная политика в России и странах Запада. —  М., 2003. — 175 с.; Денисенко М. Изменения в иммиграционной политике развитых стран // strana.oz. ru; Международные миграции и глобализация: международные и региональные миграционные тенденции (1965-2000 гг.) // archipelag.ru/
  5. Воробьева О.Д. Миграция населения. Выпуск 1: теория и практика исследования // lib.socio.msu.ru/1/library; Транснационализм мигрантов и перспективы глобального развития. № 243-244. — 17-30 апреля 2006 // demoscope.ru; Гринблат Ж.-А. Иммиграционные сценарии для стареющей Европы // strana-oz.ru
  6. Расы и народы: современные этнические и расовые проблемы // Э.Рапп-Лантарон / Под ред. И.Р.Григулевич. — М., 1976. — 215 с.; Крюков М.В. Эволюция этнического самосознания и проблема этногенеза. — М., 1976. — 256 с.; Современ­ный расизм как он есть / Под ред. Н.Ю.Ножновой, Ю.Оганисьян. — М., 1985. — 175 с.; Павленко А.В. Европейские мигран­ты в Великобритании. — М., 1986. — 275 с. и др.
  7. Формирование наций в Центральной и Юго-Восточной Европе / И.С.Миллер. — М., 1990. — 310 с.; Гольдин Г.Г. Указ. соч.; Зотова О.М. Идея европейского единства и национальная идентичность // Вестн. МГУ. — Сер. 18. — 1999. — № 3; Русский архипелаг — иммиграция: новая проблема нового столетия. — М., 1999. — 150 с.; Jovanovic M.N. European Economic Integration. Limits and Prospects. — London-New York: Routledge, 1997. — 248 p.
  8. Молодчикова И.Н. Особенности этнических миграций в странах Центральной Европы в XX - начале XXI века.— Бу­дапешт, 2006. — 315 с.; Савельев А.Н. Мультикультуризм — угроза Европе и России. — М., 2006. — 260 с.; Многоэтниче­ские государства и защита прав меньшинств // strana-oz.ru; Новые диаспоры / Под ред. В.И.Мукомеля и Э.А.Паина // lib.socio.msu.ru/1/library.