Другие статьи

Цель нашей работы - изучение аминокислотного и минерального состава травы чертополоха поникшего
2010

Слово «этика» произошло от греческого «ethos», что в переводе означает обычай, нрав. Нравы и обычаи наших предков и составляли их нравственность, общепринятые нормы поведения.
2010

Артериальная гипертензия (АГ) является важнейшей медико-социальной проблемой. У 30% взрослого населения развитых стран мира определяется повышенный уровень артериального давления (АД) и у 12-15 % - наблюдается стойкая артериальная гипертензия
2010

Целью нашего исследования явилось определение эффективности применения препарата «Гинолакт» для лечения ВД у беременных.
2010

Целью нашего исследования явилось изучение эффективности и безопасности препарата лазолван 30мг у амбулаторных больных с ХОБЛ.
2010

Деформирующий остеоартроз (ДОА) в настоящее время является наиболее распространенным дегенеративно-дистрофическим заболеванием суставов, которым страдают не менее 20% населения земного шара.
2010

Целью работы явилась оценка анальгетической эффективности препарата Кетанов (кеторолак трометамин), у хирургических больных в послеоперационном периоде и возможности уменьшения использования наркотических анальгетиков.
2010

Для более объективного подтверждения мембранно-стабилизирующего влияния карбамезапина и ламиктала нами оценивались перекисная и механическая стойкости эритроцитов у больных эпилепсией
2010

Нами было проведено клинико-нейропсихологическое обследование 250 больных с ХИСФ (работающих в фосфорном производстве Каратау-Жамбылской биогеохимической провинции)
2010


C использованием разработанных алгоритмов и моделей был произведен анализ ситуации в системе здравоохранения биогеохимической провинции. Рассчитаны интегрированные показатели здоровья
2010

Специфические особенности Каратау-Жамбылской биогеохимической провинции связаны с производством фосфорных минеральных удобрений.
2010

Изучение отношения к смерти в юношеском возрасте у верующих и неверующих

В настоящее время растет и развивается осознание того, что духовное измерение человеческого опыта является полноправной сферой исследования и изучения в рамках психологии. Современная психологическая наука предполагает формирование представления о психическом и духовном разви­тии личности в контексте транскультурального и многоуровневого подхода к решению тех проблем, которые встают перед человечеством на рубеже XX и XXI вв. В этой связи особое место в системе психологического знания занимает экзистенциально-гуманистическая парадигма, которая рассматри­вает развитие и становление личности как творческий поиск человеком своего предназначения, со­гласия с самим собой, актуализации своих возможностей.

Самыми значимыми событиями для личности являются те, которые связаны с осознанием собст­венной смертности (неизлечимая болезнь, участие в боевых действиях и т.д.) или столкновения со смертью другого (переживание потери близкого человека). Однако в экзистенциально­гуманистической парадигме различные события и жизненные ситуации можно рассматривать как своеобразное «столкновение со смертью». Причем, смерть в данном контексте понимается как трансформирующий процесс, отказ от старых, привычных способов бытия и подбор, совершенство­вание новых, более адекватных изменившимся условиям [1].

Столкновение со смертью переживается личностью по-разному. С одной стороны, она может оказать разрушительное действие, повышая тревожность и депрессию, чувство беспомощности и безнадежности, что может привести к жизненному кризису, а с другой — придать жизни смысл, сде­лать ее более осознанной, интересной и содержательной. В любом случае столкновение со смертью болезненно переживается личностью и изменяет ее отношение к себе и ценностям, что формирует различные жизненные стратегии, помогающие человеку выйти на более высокие уровни осмысления собственной жизни. Все отмеченное выше позволяет говорить о необходимости изучения данного явления в рамках экзистенциальной психологии.

Взросление современного молодого человека происходит в ситуации, когда одним из домини­рующих тем в его социальном окружении является проблема смерти. Смерть, на наш взгляд, в жизни молодого человека присутствует везде и повсеместно, например, в книгах, в фильмах, в телепереда­чах, которые показывают различного рода изощренные убийства и мучительные смерти живых су­ществ. Переживания и чувства при внезапной смерти актуальны также и в связи с социальными реа­лиями: юноши живут в ситуации беззащитности перед угрозой терроризма, экстремизма, природных катаклизмов, которые в современном мире происходят все чаще и чаще. События в Америке 11 сен­тября 2001 г., серия взрывов жилых домов в Москве, террористический акт на Дубровке 23-26 октяб­ря 2002 г., захват заложников в Дагестане 1 сентября 2004 г., цунами, землетрясения, наводнения и другие катастрофы, которые потрясли весь мир. Война между США и Ираком повлияла на сознание и поведение людей по всему миру. Все изложенные выше события свидетельствуют о том, что тема смерти и умирания все более и более актуальна в современном мире. Если рассмотреть другой фак­тор, что смертность в большинстве цивилизованных стран превышает рождаемость, и молодому по­колению приходится жить и работать в окружении все более стареющих людей, то проблема смерти является естественной и актуальной.

Террористические акты, случаи экстремизма, экологические и техногенные катастрофы проис­ходят при всем том, что существуют определенные запреты на разговоры с детьми о смерти. Более того, в ситуации мирового социально-экономического кризиса ослабели детско-родительские отно­шения и связи. Родители, которые озабочены социальными проблемами сохранения работы, пропи­тания семьи, обычно не разговаривают с детьми на трудные, а тем более экзистенциальные темы — они, скорей всего, не имеют ни сил, ни желания беседовать с ними о чем-либо вообще. Поэтому про­блема танатической пропедевтики даже и не осознана не только в общественно-социальной жизни в целом, но и в педагогическом процессе, в делах воспитания подрастающего поколения в частности.

Современное общество и наука длительное время тщательно «закрывались» от проблем, связан­ных со смертью и умиранием, только в последние периоды времени появились работы, связанные с танатопсихологией. Выделяют четыре области направления исследований, связанные с тематикой смерти:

1)  изучение психологии смертельно больных (больные с терминальной стадией рака, смертельно раненые, умирающие) и путей психологической помощи им (А.В.Гнездилов, К.Гроф и С.Гроф, С.Левин, Дж. Хэлифакс и другие); смерть для таких людей — либо враг, либо избавитель от страда­ний и боли [2-6];

2)  исследование причин суицида и суицидального поведения, состояний, предшествующих им, а также возможных направлений профилактики суицидов (А.Г.Абрумова, А.В.Боенако, А.В.Маров, Ю.М.Лях и другие) [7, 8];

3)  изучение отношения и восприятия смерти, а также их изменения в разные возрастные перио­ды (Ф.Дольто, А.И.Захаров, Д.А.Исаев, И.С.Кон и другие) [9, 10];

4)   исследование воспоминаний людей, получивших опыт умирания в результате клинической смерти (Б.Грейсон, А.П.Лаврин, Р.Моуди, А.Форд, Б.Харрис и другие) [11, 12].

Целью нашего исследования, является изучение особенностей и различий в отношении к смерти у верующих и неверующих людей в юношеском возрасте, в связи с чем в нашем исследовании при­менялась анкета, составленная нами. При помощи анкеты мы уточняли не только отношение испы­туемых к религии, т.е., являются ли они верующими или неверующими, но и отношение к смерти. На основании результатов анкетирования мы условно разделили испытуемых на 2 группы: верующие и неверующие.

В анкетировании приняли участие 200 человек в возрасте от 18 до 22 лет, все испытуемые явля­лись студентами одного из вузов г. Караганды.

Как показало исследование, испытуемые были заинтересованы темой исследования, у многих существовала потребность высказаться, поделиться мыслями на сложную тему, желание разобраться в том, что не дает покоя, выплеснуться, — все это присутствовало в опросе и дало интересный мате­риал для размышлений.

По результатам анкетирования были получены следующие данные.

На 1-й вопрос: «Как Вы думаете, меняется ли под воздействием длительной болезни отношение к жизни человека?». Верующие студенты ответили на вопрос положительно — 49 %, «не знаю» — 34 %, отрицательно — 15 %; мнение неверующих было следующим: 35 % опрошенных ответили от­рицательно; «не знаю» ответили 25,4 %, положительно — 25 %; «человек не ценит собственную жизнь» — 14 %.

Таким образом, отношение к жизни под воздействием болезни у верующих и неверующих рес­пондентов различается, а именно верующие считают, что отношение к жизни у человека кардиналь­ным образом меняется.

«Как Вы думаете, влияет ли неизлечимая болезнь на отношение к смерти?» 72 % верующих и 72 % неверующих ответили положительно; 20 и 17 % ответили отрицательно; 7 и 14 %, соответст­венно, не знают ответа на данный вопрос.

Из ответа на данный вопрос видно, что у опрашиваемых не существует значительных различий.

«Думаете ли Вы, что наука может сделать человека полностью или отчасти бессмертным?» 96 % верующих респондентов высказали отрицательное мнение по данному вопросу, и лишь 4 % верую­щих верят в науку, которая частично может обеспечить бессмертие. У неверующих ситуация обстоит следующим образом: «нет» — 45 %; «да» — 35 %; «не знаю» — 20 %.

Исходя из ответов на данный вопрос видно, что верующие отрицают бессмертие человека, обос­новывая это тем, что наука не может обеспечить бессмертие человека или надежду на бесконечную жизнь физического тела, тогда как у неверующих существует надежда на научные возможности и прогресс человечества в целом.

«Поменялось ли ваше отношение к жизни после потери близкого человека?» Положительно от­ветили 69 % верующих и 28 % неверующих; «даже не задумывался» — верующие — 14 %, неверую­щие — 42 %; «нет» — 24 % верующих и 30 % неверующих респондентов.

В ходе анализа ответов видно: на данный вопрос верующие (69 %) больше задумываются о смерти, нежели неверующие (28 %). Из этого следует, что отношение к жизни после утраты близкого человека у верующих поменялось больше, чем у неверующих. Респонденты, которые ответили, что «даже не задумывались», а это 14 % верующих и 42 % неверующих, показывают, что, скорее всего, они еще не столкнулись с потерей близкого человека.

Примечательно, что обе группы испытуемых на вопрос: «Как Вы считаете, является ли смерть неизбежностью?», ответили почти одинаково — «да» — 89 % верующих и 87 % неверующих; «не хочу об этом задумываться» — 10 % неверующих; «не знаю» — 11 % верующих и 2 % неверующих.

Несмотря на то, что в этом вопросе принципиальных различий не наблюдается, однако 10 % не­верующих респондентов не хотят задумываться о неизбежности смерти, что на наш взгляд, характе­ризует такое отношение к смерти как боязнь, страх, отрицание, игнорирование, в целом негативное отношение к неизбежности конца жизни человека.

На вопрос «Что такое смерть?» у верующих молодых людей преобладали ответы: «переход в бо­лее совершенный мир» — 49 % от числа опрошенных; «начало вечной жизни» — 35 %; «жизнь после жизни» — 7,5 %; кроме того, «свобода» — 2,5 %; «процесс отделения души от тела» — 2,5 %; «под­ведение итогов жизни» — 2,5 %. Интересно, что неверующие студенты чаще всего отвечали, что смерть — «конец всего» — 42 %, «начало и конец одновременно» — 23 %; «прекращение существо­вания» — 22 %; «остановка функций человеческого тела» — 13 % и т.д.

У верующих смерть обозначается более абстрактно — «начало новой жизни», или «переход» в другую субстанцию, а неверующие понимают ее буквально — как физиологическое или физическое прекращение существования.

На следующий вопрос: «Можете ли Вы представить себе свою собственную смерть?» положи­тельно ответили 30 % верующих респондентов; отрицательно — 54 %. 15 % верующих собираются «умереть достойно», «в глубокой старости, в окружении детей, внуков и правнуков». 52 % неверую­щих признали, что «мы живем в таком мире, где практически ничего нельзя предугадать — можно умереть от старости, а можно окончить свое существование с пулей в голове»; 35,5 % опрошенных заявили, что «не хотят представлять, страшно об этом думать»; а 12,5 % неверующих ответили поло­жительно, т.е. могут представить свое окончание жизни.

Исходя из полученных ответов на данный вопрос можно предположить, что неверующие стара­ются избегать, отрицать и уходить от мыслей о смерти, присутствуют тревога, страх и неуверенность в завтрашнем дне, срабатывают так называемые «защитные механизмы».

На вопрос «Как, по вашему мнению, хороша или плоха смерть и почему?» были получены под­робные описания причин того или иного отношения к смерти. «Хороша» — ответили 44 % верую­щих, объясняя это следующим образом: «так как смерть дается свыше», «заставляет быть более чело­вечным», «после смерти душе станет лучше»; 29 % верующих ответили, что смерть «неизбежна», «естественна как сон, дыхание»; 27 % верующих ответили, что смерть «не хороша и не плоха». Среди неверующих ответы распределились следующим образом: 41,5 % респондентов считают, что смерть «порождает страх», так как после смерти неизвестно, «существует ли жизнь», также у них отношение к смерти негативно, если «умирает ребенок», влечет за собой «разрыв с родными»; 27 % опрошенных считают, что смерть «закономерна»; 20,5 % — «зависит от конкретной ситуации»; 11 % — «необхо­дима для человечества, так как природные ресурсы ограничены».

Из ответа на данный вопрос видно, что неверующие больше подвержены негативному отноше­нию к смерти. Это, на наш взгляд, связано с тем, что неверующие респонденты не верят в существо­вание жизни после смерти, бессмертие человеческой души, что порождает страх и боязнь смерти, то­гда как ответы верующих показывают принятие смерти. Таким образом, для группы верующих испы­туемых религия является реальной опорой в жизни, тогда, как у неверующих подобной опоры не су­ществует.

Любопытны ответы на вопрос: «Что Вы думаете о связанных со смертью церемониях?» 45 % ве­рующих и 36 % неверующих опрошенных считают, что это «традиция, к которой нужно относиться с уважением»; 24 % неверующих и 22 % верующих — что «традиции более нужны живым, чем мерт­вым»; 15 % неверующих заявляют, что «современные церемонии не нравятся», 5 % неверующих счи­тают, что они «кощунственны»; «усугубляют горе живых», «не нравится застолье после похорон» —22,5   % неверующих и 32,5 % верующих.

Ответы неверующих на данный вопрос позволяют нам сделать предположение о том, что данная группа испытуемых желает дистанцироваться от смерти, в том числе и от таких проявлений, как ри­туальные церемонии.

В ответах на вопрос: «Не было ли у Вас желания умереть? Если да, то почему?», ответы были распределены следующим образом, 28 % неверующих респондентов дали положительный ответ, б0 % — отрицательный, 12 % не ответили на данный вопрос. Причины положительного ответа на данный вопрос были следующими: «из любопытства», «испугать», «социальные и личные неуряди­цы». У верующих респондентов ответы были следующие: 17 % опрошенных дали положительный ответ, объясняя, что «жизнь — наказание Господне» и «нет» ответили 80 %.

Полученные выше ответы позволяют нам сделать предположение о том, что для большинства респондентов, которые находятся в юношеском возрасте, жизнь представляется интересной и насы­щенной, поэтому у них нет явного желания прекратить свое существование.

«Обдумывали ли Вы когда-нибудь или пытались покончить жизнь самоубийством? Если да, то почему?» — 38 % неверующих и 7 % из числа верующих дали положительный ответ. Одной из «пси­хологических» причин такого поступка указывается «одиночество и непонимание». 43 % из числа верующих ответили: «Никто не вправе лишать себя жизни, так как это грех». 62 % неверующих и 50 % верующих опрошенных не ответили на данный вопрос.

Таким образом, интерпретируя ответы студентов на этот вопрос, необходимо отметить, что ре­лигиозность респондентов из группы верующих делает их более устойчивыми к жизненным неуря­дицам или экстремальным ситуациям и помогает сохранить гармоничное и умиротворенное состоя­ние, которое дает им религия.

На следующий вопрос, связанный со страхом смерти, были получены такие ответы: страх смер­ти испытывают 28 % опрошенных верующих и 35 % — неверующих; отрицают смерть и ее проявле­ния 39 % верующих 22 % неверующих. Испытуемыми были даны следующие интерпретации: «от смерти не уйти, надо радоваться ее приходу» — 10 % верующих, «боюсь процесса умирания, но не смерти» — 15 % из числа верующих и неверующих, «бояться бессмысленно» — 7 % неверующих и 14 % верующих.

В бессмертие верят 37 % верующих респондентов, не верят 44 % неверующих респондентов. Только 2 % неверующих опрошенных представляют свое бессмертие в детях и внуках.

Следовательно, из ответов испытуемых можно сделать следующее предположение: во-первых, для молодых характерен не страх смерти, а страх разрыва, утраты с близкими и родными людьми; во- вторых, для верующих существование смерти сомнительно, так как не существует конца духовной жизни, а происходит переход из одного состояния в другое (душа бессмертна).

Очевидно поэтому на вопрос: «Верите ли Вы, что у Вас есть душа?» подавляющее большинство верующих испытуемых, а именно 87 %, ответили утвердительно. 100 % неверующих испытуемых затруднялись дать ответ на данный вопрос.

Итак, ответы испытуемых показывают, что у верующих существует четкое подразделение чело­века на две субстанции: души и тела, при этом душа бессмертна, тогда как тело смертно.

Дату своей смерти хотели бы знать только 15 % опрошенных неверующих, а остальные испы­туемые не проявили к этому вопросу интереса.

Таким образом, из ответов респондентов можно выявить следующее: испытуемые не хотят знать дату собственной смерти, так как считают, что страх смерти будет препятствовать гармоничному со­существованию с миром, обществом, самим собой.

На вопрос: «Хотели бы Вы, чтобы врач сообщил Вам о том, что Вы смертельно больны (если бы это было действительно так)?» Ответы испытуемых распределились следующим образом: 63 % ве­рующих ответили согласием, мотивируя, что «близость смерти поможет отдалиться от ненужных дел и поможет приблизиться к Богу». Среди неверующих испытуемых 30 % ответили, что хотели бы, чтобы врач им сообщил о смертельной болезни, мотивируя это тем, что хотели бы получить подроб­ную информацию в зависимости от болезни, т.е. «опасна ли она для окружающих?» и т.д. Остальные испытуемые проигнорировали данный вопрос. Это, на наш взгляд, свидетельствует, что среди неве­рующих испытуемых больше присутствуют страх, игнорирование и отрицание смерти по сравнению с верующими опрошенными.

Следовательно, близость смерти не тревожит верующих студентов, по сравнению с неверующи­ми, так как религия позволяет адаптироваться к принятию смерти.

Отвечая на вопрос: «Существует ли у смерти лицо? Если да, то опишите», ответы респондентов распределились следующим образом: «прекрасное, отважное, с огромными глазами» — 32 % верую­щих; «не существует» — 80 % из числа неверующих. Остальные опрошенные не ответили на данный вопрос.

Исходя из ответов на данный вопрос можно сказать, что неверующие боятся «столкнуться со смертью», отрицают окончание жизни и в связи с этим, может быть, у них присутствует тревожное состояние срабатывают защитные механизмы, такие как отрицание, негативизм.

«Если человек болен неизлечимой болезнью, считаете ли Вы, что он должен: до конца бороться за жизнь» — 20 % неверующих и 65 % верующих; «добровольно уйти из жизни» — 20 % неверую­щих и 3 % верующих; «зависит от желания человека» — 12 % верующих и 8,7 % неверующих.

Таким образом, ответы испытуемых показывают, что верующие придают жизни большую цен­ность жизни человека по сравнению с неверующими.

На последний вопрос: «Были ли Вы честны в своих взглядах и оценках?» 84 % респондентов от­ветили положительно. При этом часть из них допускают, что «со временем отношение к смерти из­менится» — 14 %.

Безусловно, эти ответы не являются показательными в силу небольшой выборки, однако опреде­ленный эмоциональный фон в ответах испытуемых дает некоторое представление (для анализа) об от­ношении к смерти в среде наиболее думающей части студенческой молодежи, которые, на наш взгляд, являются репрезентативными. Признаться, впечатление от прочитанных ответов анкет среди неверую­щей молодежи было немного угнетающим: респонденты в большинстве случаев подробно описывали причины самоубийств, способы, какими планировали это сделать и т.д. Безверие в существование бес­смертной души и жизни после смерти обесценивают ценность человеческой жизни.

Результаты исследований позволяют выявить некоторые особенности. У четвертой части испы­туемых среди неверующих наблюдается несколько пессимистическое отношение к жизни, а смерть представляется «освобождением от физических и душевных мук»; приблизительно пятая часть вы­сказала склонность решать возникающие проблемы самым легким способом: «уйти из жизни». Ощу­щается дефицит психологической поддержки среди молодежи. Если принять во внимание, что опрос делался в студенческой среде, то налицо «больные» темы нашего общества. Опрошенная молодежь в большинстве выглядит растерянной перед жесткостью и требованиями современного общества. Все это усугубляется тем, что в нашей культуре больной и умирающий человек считается проигравшим. Старость и смерть воспринимаются как поражение, за которым следует социальная незащищенность и унижение, вместо заслуженного уважения и покоя в конце жизненного пути человека.

Таким образом, из проведенного исследования при помощи анкеты, можно выделить следующие тенденции:

  •  испытуемые верующие относятся к смерти как переходному состоянию, т.е., на их взгляд, су­ществует жизнь после смерти;
  • верующие в бога юноши чаще задумываются о смысле жизни и о смерти, это помогает им нормально принимать смерть как неотвратимое событие. Для этой группы испытуемых рели­гия является реальной опорой в жизни;
  • неверующие испытуемые считают, что наука способна удлинить жизнь человека или подарить бессмертие человечеству, что является проявлением психологической защиты, в частности ра­ционализации;
  • верующие отрицают бессмертие человека (но не души!), обосновывая это тем, что пропадает смысл жизни и интерес к ней;
  • у верующих смерть обозначается более абстрактно — «началом новой жизни», а неверующие понимают ее «буквально — «как физиологическое прекращение существования»;
  • неверующие, стараются избегать и «уходить» от мыслей о смерти, присутствует тревога и не­уверенность в завтрашнем дне;
  • неверующие испытуемые желают дистанцироваться от смерти, в том числе от ритуальных це­ремоний;
  • религиозность испытуемых из группы верующих делает их боле устойчивым к жизненным не­урядицам и помогает сохранить умиротворенное состояние;
  • верующие люди придают жизни большую ценность по сравнению с неверующими;
  • большинство респондентов (неверующих) не хотят знать дату собственной смерти, так как считают, что страх смерти будет препятствовать гармоничному существованию;
  • в целом для людей юношеского возраста, как у верующих, так и неверующих, жизнь представ­ляется интересной и насыщенной, поэтому у них нет явного желания умирать;
  • большинство опрошенных (верующих) верят в бессмертие души;
  • несмотря на многолетнюю пропаганду атеизма на постсоветском пространстве, вера в загроб­ную жизнь как составляющая нашей религиозной традиции по-прежнему распространена, да­же среди неверующих.

Список литературы

1  Баканова А.А. Смерть и работа горя. — М.: Фирма, 1996. — 310 с.

2  Гроф С. За пределами мозга. Рождение, смерть и трансценденция в психотерапии. — М.: Энигма, 1992. — 482 с.

3  Гроф С. Книга мертвых: учебник жизни и смерти. — М.: Энигма, 1994. — 483 с.

4   Гроф С. По ту сторону смерти. — М.: Энигма, 1994. — 512 с.

5   Гроф С. Психология будущего: уроки современных исследований сознания. — М.: Энигма, 2001. — 476 с.

6   Гроф С. Человек перед лицом смерти. — М.: Энигма, 2002. — 239 с.

7   БакановаА.А. Смерть и работа горя. — М.: Фирма, 1996. — 310 с.

8   Лаврикова И.Н. Молодежь: отношение к смерти // Социологические исследования. — 2001. — № 4. — С. 134-137.

9   Федорова М.М. Образ смерти в западноевропейской культуре // Психология смерти и умирания: Хрестоматия. Минск: Харвест, 1998. — С. 23-41.

10  Бордуков О.В. Проблема смерти в экзистенциализме // 2 Всерос. науч.-практ. конф. по экзистенциальной психоло­гии: Материалы сообщений / Под ред. Д. А. Леонтьева. — М.: Смысл, 2004. — С. 136-141.

11   БеликА. Измененные состояния сознания и психотерапия. — М., 1991. — 128 с.

12   Белорусов С. Экзистенциально-ориентированная психотерапия. — М.: Изд-во МГУ, 1987. — 526 с.

Разделы знаний

Архитектура

Научные статьи по Архитектуре

Биология

Научные статьи по биологии 

Военное дело

Научные статьи по военному делу

Востоковедение

Научные статьи по востоковедению

География

Научные статьи по географии

Журналистика

Научные статьи по журналистике

Инженерное дело

Научные статьи по инженерному делу

Информатика

Научные статьи по информатике

История

Научные статьи по истории, историографии, источниковедению, международным отношениям и пр.

Культурология

Научные статьи по культурологии

Литература

Литература. Литературоведение. Анализ произведений русской, казахской и зарубежной литературы. В данном разделе вы можете найти анализ рассказов Мухтара Ауэзова, описание творческой деятельности Уильяма Шекспира, анализ взглядов исследователей детского фольклора.  

Математика

Научные статьи о математике

Медицина

Научные статьи о медицине Казахстана

Международные отношения

Научные статьи посвященные международным отношениям

Педагогика

Научные статьи по педагогике, воспитанию, образованию

Политика

Научные статьи посвященные политике

Политология

Научные статьи по дисциплине Политология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Психология

В разделе "Психология" вы найдете публикации, статьи и доклады по научной и практической психологии, опубликованные в научных журналах и сборниках статей Казахстана. В своих работах авторы делают обзоры теорий различных психологических направлений и школ, описывают результаты исследований, приводят примеры методик и техник диагностики, а также дают свои рекомендации в различных вопросах психологии человека. Этот раздел подойдет для тех, кто интересуется последними исследованиями в области научной психологии. Здесь вы найдете материалы по психологии личности, психологии разивития, социальной и возрастной психологии и другим отраслям психологии.  

Религиоведение

Научные статьи по дисциплине Религиоведение опубликованные в Казахстанских научных журналах

Сельское хозяйство

Научные статьи по дисциплине Сельское хозяйство опубликованные в Казахстанских научных журналах

Социология

Научные статьи по дисциплине Социология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Технические науки

Научные статьи по техническим наукам опубликованные в Казахстанских научных журналах

Физика

Научные статьи по дисциплине Физика опубликованные в Казахстанских научных журналах

Физическая культура

Научные статьи по дисциплине Физическая культура опубликованные в Казахстанских научных журналах

Филология

Научные статьи по дисциплине Филология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Философия

Научные статьи по дисциплине Философия опубликованные в Казахстанских научных журналах

Химия

Научные статьи по дисциплине Химия опубликованные в Казахстанских научных журналах

Экология

Данный раздел посвящен экологии человека. Здесь вы найдете статьи и доклады об экологических проблемах в Казахстане, охране природы и защите окружающей среды, опубликованные в научных журналах и сборниках статей Казахстана. Авторы рассматривают такие вопросы экологии, как последствия испытаний на Чернобыльском и Семипалатинском полигонах, "зеленая экономика", экологическая безопасность продуктов питания, питьевая вода и природные ресурсы Казахстана. Раздел будет полезен тем, кто интересуется современным состоянием экологии Казахстана, а также последними разработками ученых в данном направлении науки.  

Экономика

Научные статьи по экономике, менеджменту, маркетингу, бухгалтерскому учету, аудиту, оценке недвижимости и пр.

Этнология

Научные статьи по Этнологии опубликованные в Казахстане

Юриспруденция

Раздел посвящен государству и праву, юридической науке, современным проблемам международного права, обзору действующих законов Республики Казахстан Здесь опубликованы статьи из научных журналов и сборников по следующим темам: международное право, государственное право, уголовное право, гражданское право, а также основные тенденции развития национальной правовой системы.