«Еврейский вопрос», безусловно, был одной из злободневных проблем во внутренней политике Российского государства с того самого периода, когда в состав имперских границ стали входить территории, плотно и издревле населяемые евреями. Отношение официальных властей в лице собственно российских государей, а также имперской бюрократии при сохранении устойчивого консервативного отношения к евреям в целом, имело, однако, и свою специфику. Она была связана с политической, экономической либо иной конъюктурой эпохи и отражалась в имперском законодательстве и деятельности различных комиссий (комитетов), занимавшихся исключительно «еврейским вопросом в империи». В этом отношении XIX в., безусловно, занимает особое место, так как он сумел вместить в себя несколько «эпох» в жизни евреев России — эпох, которые в зависимости от личностного отношения правящего императора к евреям, от конкретной экономической, политической ситуации по-разному отразились на их положении.
Необходимо отметить тот факт, что уже в конце XVIII в. была заложена правовая база, определившая положение еврейского населения. Ею стал указ Екатерины II от 23 декабря 1791 г., который фактически положил начало созданию в России черты оседлости, т.е. евреям было запрещено селиться за пределами Белоруссии, Екатеринославского наместничества и Таврической области. Ограждая, с одной стороны, в ущерб потребителям купечество внутренних губерний империи от еврейской конкуренции, закон, с другой стороны, способствовал заселению евреями малонаселенного и экономически бедного Новороссийского края и незадолго перед этим завоеванной Таврической области. Однако при этом российское правительство не стремилось специально ограничить гражданские права евреев, а только придерживалось существовавшей в то время в России практики относительно права купцов и мещан на передвижение. Как бы то ни было, данное положение (понятия черты оседлости тогда еще не существовало) стало основой существовавшего в Российской империи законодательства о евреях.
В XIX в. под влиянием новых религиозно-мистических взглядов императора Александра начинается новый этап в реформировании еврейской жизни. Указом 9 ноября 1802 г. разрешение вопросов еврейской жизни было передано специально сформированному Еврейскому комитету1. Уже в докладе государю в октябре 1804 г. вместе с проектом реформы говорилось о необходимости принять действенные меры для преобразования жизни евреев. Доминирующее значение в ней придавалось стремлению обезвредить еврея, «охранить крестьян от его экономического господства» и вообще оградить интересы христианского населения. Во вступительной части Положения это озвучивалось, следующим образом: «По жалобам многократно к Нам и в Правительствующий Сенат доходившим на разные злоупотребления и беспорядки во вред земледелия и промышленности обывателей в тех Губерниях, где Евреи обитают, происходящие, признали Мы нужным, указом, в 9 день Ноября 1802 года Правительствующему Сенату данным, составить особенный Комитет для рассмотрения дел к сему относящихся, и для избрания средств к исправлению настоящего Евреев положения»1. Вообще, в правление Александра I создавалось 4 Еврейских комитета. Кроме Комитета 1802 г., был созван Еврейский комитет в 1806 г. Затем был Комитет 1809 г. и Комитет 1823 г. Но Комитет 1802 г. был наиболее важным и выдающимся, поскольку на нем были определены основные направления еврейской политики самодержавия, оставшиеся неизменными в целом на долгие полвека. К их числу относятся следующие направления:
1) ограничение экономического и религиозного влияния евреев на христиан;
2) содействие отрыву евреев от их стиля жизни посредством внедрения идей просветительства и образования (Гаскалы);
3) ассимиляция с использованием методов экономического и политического давления с целью поощрения прозелитизма среди евреев.
Евреям в 1820 г. было снова запрещено держать в услужении христиан. В 1824 г. было запрещено постоянное жительство в России иностранных евреев. Из черты оседлости в том же году были исключены Астраханская губерния и Кавказская область. В 1825 г. было велено выселять евреев из тех районов, где были обнаружены субботники, а также из соседних уездов. В том же году император утвердил мнение Государственного Совета о запрещении евреям производить торговлю вне черты оседлости, так как «ожидать можно стачки у них как с иностранными торговыми домами, так и с купцами великорусских губерний, через что непременно перейдет со временем торговля в их руки, и сами евреи, в виде приказчиков, воспользуются свободой иметь долговременное пребывание внутри государства». Эпоха Николая I стала важнейшей вехой в истории российского еврейства. Учитывая, что Николай I в принципе стремился к цивилизованному правовому государству, его деятельность отличалась обилием законотворчества. И еврейский вопрос не стал здесь исключением. На эту тему при Николае Павловиче было принято порядка 600 законодательных актов. В 1835 г. эти законы были систематизированы в очередное «Положение о евреях», в основе которого, хотя и лежало половинчатое Положение 1804 г., но которое еще более жестко ограничило права евреев в России: «Главной целью сего положения постановлено было устроить положение Евреев на таких правилах, кои бы, открывая им свободный путь к снисканию безбедного содержания упражнениями в земледелии и промышленности и к постепенному образованию их юношества, в то же время преграждали им поводы к праздности и промыслам незаконным»2. Свой самый страшный для евреев указ Николай I подписал 26 августа 1827 г. — о введении для евреев воинской повинности. Воинская служба использовалась как средство насильственного отрыва от общины и обращения в христианство значительной группы еврейского населения (50 000 чел. за 29 лет)3. Новым этапом стал секретный законодательный акт — «Положение о евреях 1844 года». В нём главной проблемой во взаимоотношениях евреев и остального населения империи провозглашалось «отчуждение евреев от общего гражданского устройства и от полезного труда». Это «отчуждение» выражалось в следующих факторах повседневной жизни российской еврейской общины:
1) внешний вид;
2) засилье талмудического учения в еврейском образовании в ущерб общеобразовательным школам и училищам, которое настраивает евреев на самоизоляцию от гражданского общества, внутри которого они существуют;
3) засилье кагалов в противовес общему управлению;
4) непререкаемый авторитет раввинов в ущерб авторитету российских судебных и политических инстанций;
5) широкое распространение среди еврейского населения лиц без определенных занятий, а также разнообразных мелких торговцев и шинкарства в ущерб производительному ремесленному труду, земледелию, крупному и среднему предпринимательству и торговле (купечеству).
Для ликвидации данного положения были определены следующие меры: создание специальных еврейских училищ «в духе, противном нынешнему талмудическому учению», уничтожение кагалов, упорядочение использования средств коробочного сбора — отделение сумм на содержание раввинов от денег, предназначенных на финансирование переселения на казенные земли и на содержание школ; направление «школьных денег» на содержание «казенных школ», учреждение губернских раввинов, которые, получая содержание от казны, влиянием своим могли бы способствовать видам правительства; введение особой платы за ношение длиннополого сюртука. В 1848 г. введен налог на ношение кипы; в 1850 г. вышло высочайшее повеление о запрещении евреям носить национальную одежду, о разделении евреев по свойству их занятий на полезных (купцов, ремесленников, земледельцев) и на «не имеющих постоянного производительного занятия» (последние подвергались усиленному рекрутскому набору и прочее, принятие решения об «открытии для евреев способов заняться земледелием»4. В целом николаевскую эпоху в истории евреев России можно охарактеризовать как продолжение: 1) ассимиляторских тенденций, возникших при Александре I, усугубленных активностью властей в области военной и образовательной реформ; 2) тенденций, направленных на стимулирование полезной с точки зрения власти деятельности (кантонисты, земледельческое движение). То есть либо вы ассимилируетесь, либо должны заслужить свое проживание в империи самым тяжелым трудом на благо родины. Для еврейского народа это были годы жесточайших преследований и усиления гнета.
Великие реформы Александра II вызвали к жизни следующие важнейшие явления:
1) форсирование развития капитализма в России;
2) сокращение перечня традиционных для евреев занятий в черте оседлости вследствие земельной реформы и отмены крепостного права;
3) либерализация законодательства о занятости, допустившая евреев на государственную службу и занятие другими, ранее запрещенными для них профессиями;
4) появление дополнительных возможностей для широких еврейских масс выхода за черту еврейской оседлости.
В наибольшей степени реформы отразились на экономическом положении евреев. В частности, часть евреев получила большие экономические возможности. Появились ипотечные и различные частные банки, необходимые для финансирования экономики, строительные и другие коммерческие компании, началось активное строительство железных дорог. Многие евреи, скопившие себе первоначальный капитал в дореформенный период, смогли начать новый большой бизнес. В становлении различных отраслей экономики России ведущую роль сыграли банкирские дома Гинцбургов и Поляковых, тесно сотрудничавшие с государством. Через их банкирские дома размещались российские займы за границей, они были основными агентами по связи российского правительства с зарубежными банками. Активно евреи участвовали в железнодорожном строительстве. Контролируя значительную часть ж.д. на юге России и часть транспортных судов, евреи создали себе условия для взятия под контроль экспортной торговли зерном и сахаром. Еврейские сахарозаводчики первыми перешли на новые методы производства сахара, организовав выпуск рафинада. В 1878 г. евреи контролировали 60 % хлебного экспорта России, а через несколько лет — уже почти 100 %. Благодаря евреям экономика юга России стала стремительно развиваться в 60–70-х годы XIX в. В то же время антиеврейские правовые ограничения не давали евреям расширить свой бизнес, инвестировать деньги, например, в добывающие отрасли. Так, покупка земель (в т.ч. нефтеносных участков) на Кавказе, а также разведка нефти и ее добыча разрешались только лицам, имеющим право жительства за пределами черты, с согласия министра торговли и промышленности и при отсутствии возражений со стороны наместника Кавказа.
Таким образом, развитие капитализма в России требовало уравнения всех капиталистов в правах, независимо от их вероисповедания. Это было веление времени. При всём этом большая скученность еврейского населения в черте оседлости содействовала росту нищеты и безработицы. Возникала объективная необходимость выхода трудоспособного еврейского населения за пределы черты, где существовало больше возможностей для трудоустройства и начала собственного дела. Однако можно отметить, что в целом политика Александра II трактуется как ограниченная эмансипация евреев (если сравнивать с другими странами)5. К числу важнейших мероприятий можно отнести следующие:
- — 26.08.1856 г. — отмена института кантонистов, уравнение евреев в правах с остальными подданными империи в вопросах рекрутского набора6;
- — 31.03.1856 г. разрешено принимать евреев на государственную службу, если они обладают учеными степенями. В период нахождения на государственной службе они имели право жить вне черты оседлости;
- — 16.03.1859 г. купцам первой гильдии разрешено постоянное проживание по всей империи. В течение 10 лет после переселения они обязаны были состоять в гильдии и платить соответствующие пошлины. Если они выходили из гильдии до этого срока, то обязаны были вернуться в черту. В 1859 г. в России насчитывалось всего 108 евреев-купцов первой гильдии;
- — 27.11.1861 г. Государственный Совет принял закон, который предоставлял евреям, имевшим степень доктора наук, право жить по всей империи, заниматься любым видом деятельности и поступать на государственную службу;
- — в 1862 г. евреям позволено приобретать «земли и угодья, принадлежавшие к помещичьим имениям, в коих обязательные отношения крестьян к владельцам прекращены»;
- — крещение евреев, не достигших 14-летнего возраста, без согласия родителей запрещено:
- — издан закон, разрешавший назначать евреев смотрителями казенных еврейских училищ;
- — в 1864 г. император утвердил новый устав гимназий, где говорилось, что в них «обучаются дети всех сословий без различия вероисповедания»;
- — 28.06.1865 г. принят закон, предоставивший право повсеместного жительства в империи некоторым категориям евреев-ремесленников и членам их семей на период занятия данным ремеслом;
- — в 1868 г. аннулирован закон, запрещавший евреям Царства Польского селиться в России, а российским — в Царстве Польском;
- — в 1873 г. еврейские казенные училища преобразованы в начальные еврейские училища, раввинские училища — в специальные еврейские учительские институты;
- — в январе1879 г. все евреи — выпускники вузов, а также фармацевты, акушеры и дантисты получили право повсеместного жительства в империи;
- — 3.04.1880 г. разослан циркуляр МВД за подписью министра Л.Макова, предписывавший губернаторам внутренних губерний не выселять незаконно поселившихся в них евреев7.
Фактически правительство Александра II выполнило необходимые условия для обеспечения капиталистических реформ в России применительно к еврейскому населению: были сняты практически все ограничения на купцов 1 гильдии, были даны все возможности для получения евреями престижного образования и престижных профессий, что открывало им путь к реальной мягкой интеграции в российское капиталистическое общество.
В целом реформы 60–70-х годов XIX в. сыграли выдающуюся роль в истории евреев России. Они дали толчок к разрушению патриархальной еврейской общины, реальной интеграции части еврейского населения с русским обществом, привели к созданию довольно обширного класса еврейской интеллигенции. В то же время эти реформы в силу своей половинчатости создали предпосылки для активизации антисемитских тенденций в русском обществе (евреи продолжали восприниматься как неравноправная и беззащитная часть населения империи) и не привели к необратимости произошедших изменений. Однако следует признать, что оставалась важнейшая проблема самодержавия, которая состояла в том, что евреям отказывалось в праве называться народом с присущими ему традициями, обычаями, бытовыми пристрастиями (причем народом, равным прочим, населяющим империю) и пр., а вся проблема уводилась в русло межрелигиозной конфронтации с сопутствующими ей проблемами экономического и политического характера. Эпоха контрреформ Александра III наглядно подтвердила указанную нами ситуацию.
Список литературы
- Об устройстве Евреев / Высочайше утвержденное 9 декабря 1804 года Положение // ПСЗРИ. — Собрание первое. Т. 28. 1804–1805. — СПб., 1830. — С. 731.
- Высочайше утвержденное 13 апреля 1835 года Положение о Евреях // ПСЗРИ. Собрание второе. Т. 10. Отд. первое. 1835. — СПб., 1836. — С. 308.
- Феликс Кандель. Очерки времён и событий из истории российских евреев. — Т. 2. — Очерк IX. — Иерусалим, 1988.
- Высочайше утвержденное 19 декабря 1844 года Положение о подчинении Евреев в городах и уездах общему управлению, с уничтожением Еврейских кагалов // ПСЗРИ. Собрание второе. Т. 19. Отд. первое. 1844. — СПб., 1845. — С. 887–890; Свод законов о состояниях. Кн.1. Разд. 5. О состоянии инородцев. Гл.2 //Свод законов Российской Империи. — Т. 9. — Ст. 775.
- Энгель В.В.Эпоха «великих реформ». Еврейская политика императора Александра II // Курс лекций по истории евреев в России. — М., 1985.
- Свод законов о состояниях. Кн.1. Раздел 5. О состоянии инородцев. Гл.2 //Свод законов Российской Империи. — Т. 9. — Ст. 779. (Прил. № 5)
- Свод законов Российской империи // В 5 кн. — Кн.3. — Т. 8. Ч. 2–9; Т. 9. — СПб., 1912. — С. 87–95.