Другие статьи

Цель нашей работы - изучение аминокислотного и минерального состава травы чертополоха поникшего
2010

Слово «этика» произошло от греческого «ethos», что в переводе означает обычай, нрав. Нравы и обычаи наших предков и составляли их нравственность, общепринятые нормы поведения.
2010

Артериальная гипертензия (АГ) является важнейшей медико-социальной проблемой. У 30% взрослого населения развитых стран мира определяется повышенный уровень артериального давления (АД) и у 12-15 % - наблюдается стойкая артериальная гипертензия
2010

Целью нашего исследования явилось определение эффективности применения препарата «Гинолакт» для лечения ВД у беременных.
2010

Целью нашего исследования явилось изучение эффективности и безопасности препарата лазолван 30мг у амбулаторных больных с ХОБЛ.
2010

Деформирующий остеоартроз (ДОА) в настоящее время является наиболее распространенным дегенеративно-дистрофическим заболеванием суставов, которым страдают не менее 20% населения земного шара.
2010

Целью работы явилась оценка анальгетической эффективности препарата Кетанов (кеторолак трометамин), у хирургических больных в послеоперационном периоде и возможности уменьшения использования наркотических анальгетиков.
2010

Для более объективного подтверждения мембранно-стабилизирующего влияния карбамезапина и ламиктала нами оценивались перекисная и механическая стойкости эритроцитов у больных эпилепсией
2010

Нами было проведено клинико-нейропсихологическое обследование 250 больных с ХИСФ (работающих в фосфорном производстве Каратау-Жамбылской биогеохимической провинции)
2010


C использованием разработанных алгоритмов и моделей был произведен анализ ситуации в системе здравоохранения биогеохимической провинции. Рассчитаны интегрированные показатели здоровья
2010

Специфические особенности Каратау-Жамбылской биогеохимической провинции связаны с производством фосфорных минеральных удобрений.
2010

Образ служителя культа в тюркском культовом искусстве

В мемориальном, культовом камнерезном искусстве тюркских кочевников среди серии разно­типных скульптур, устанавливаемых на ритуальных сооружениях в память о величии предков для получения их благословения и покровительства, есть статуи, получившие в литературе наименование изваяний в так называемых «трехрогих» головных уборах. В результате исследования тюркских па­мятников, представленных в мемориалах святилища Жайсан, был открыт и документирован погре­бально-поминальный комплекс Жайсан 26, в состав которого входят курган и ритуальное сооружение с каменным изваянием, головной убор которого увенчан тремя выступами, похожими на рога.

Иконографические особенности изваяния в «трехрогом» головном уборе с памятника Жайсан 26: широкие скулы, крупный нос, каплевидной формы серьги, идентичные с аналогичными украше­ниями, на других, мужских статуях Жайсана позволяют распознать характерные черты мужского об­раза (табл. I, 3). А специфическая форма головного убора указывает на социальный статус персоны, наделенной жреческими функциями. После интерпретации центрального персонажа кудыргинского валуна как изображения женщины изваянные в «трехрогих» головных уборах лица исследователи все более были склонны считать женскими [1].

Наблюдения за особенностями изображений черт лица изваяния из Жайсан 26 и портретов неко­торых статуй с территории Прииссыккулья показывают, что наряду с женскими изваяниями в «трех­рогих» головных уборах в традиционной скульптуре тюркских кочевников показаны и мужские фи­гуры [2]. Исторические корни описываемой изобразительной традиции в хронологическом отноше­нии уводят в эпоху бронзы, а территориальное распространение указывает на ареал бронзолитейного производства и связь с Алтае-Тянь-Шаньским регионом [3].

По мнению А.Гавриловой, персонажи, изображенные на валуне из могильника Кудыргэ и пока­занные в характерном типе головного убора, являлись служителями культа — шаманами. Интерпре­тации изваяний в «трехрогих» уборах как памятников, изображающих жрецов, соответствует и мысль С.М.Ахинжанова, полагавшего, «что статуи несли на себе двойную смысловую нагрузку: почитание культа предка по женской линии и изображение шаманок» [4]. О существовании культа предка по женской линии свидетельствуют другие женские статуи на оградах святилища Жайсан и многочис­ленные изваяния женщин со святилища Мерке, других районов Жетысу (Семиречья), территории Са- ры-Арки, половецкой степи [5].

Картографирование описанного типа статуй показывает совпадение ареалов распространения женского статуарного образа и персонажей в «трехрогих» головных уборах с территорией Казахской степи и Прииссыкулья включительно. Примечательным в этой связи, являются и новые находки предметов средневекового изобразительного искусства с изображениями людей в трехрогих голов­ных уборах на территории Кырзгыстана, среди которых костяная пластина из могильника Сутту- булак, расположенного в Центральном Тянь-Шане (VII-VIII вв.), и две бронзовые бляшки из Красно- реченского городища (рис. — 1, 2 а, б) [6].

В источниках сохранились данные о религии тюрков, которые «поклонялись богам и духам и верили шаманам, мужчинам и женщинам» [7]. По данным, которые приводит П.Голден, в тюркском пантеоне божеств отмечено присутствие имени Итога. Автор полагает, что слово Итога (Етукен) мог­ло означать с монгольского «etuqeni-етукени» — «мать-земля» или «шаманское божество земли», тесно взаимосвязанное с понятием о священной тюркской земле Отукен или же это слово — «idugan- идуган», означающее женщину-шамана [8]. В связи с описываемым представляет интерес и замеча­ние Е.Турсунова, отметившего, что «шаманская одежда народов Сибири шилась по образцу женской одежды» [9, 79].

Но что означали «три рога» на статуях тюрков? По устному замечанию Ю.А.Зуева, «три рога» на головных уборах могли быть символом дракона. В разделе о тамгах исследователь описывает там­гу племени ашидэ, верхняя часть которой увенчана тремя стрелами, символизирующими «три или четыре головы мифологического Змея/Дракона», ассоциируемого с Луной, плодородием и являвше­гося символом катунской фракции в правящей династийной коалиции каганата [10, 86].

Изображения мифических персонажей на навершиях каменной статуи из Карагола (рис. — 1, 6), стел с надписями в мемориалах Культегина и Бильге кагана, показаны в форме извивающихся туло­вищ дракона, с волчьими головами [11]. Анфас наверший статуй содержит изображения драконов с волчьими головами (рис. — 1, 4а, 5а, 6, 7). Способ изображения витых туловищ драконов, венчаю­щих верхнюю часть стел сходен со стилем, в котором выполнены «три рога» головного убора извая­ния Жайсан 26 (рис. — 1, 3). В профиль вид монументов сходен с формой трех стрел на древке, сим­вола дракона на тамге тюркского племени ашидэ (рис. — 1, 4б, 5б).

Средствами изобразительного искусства на описываемых навершиях стел, созданных в честь первых лиц тюркского государства в символической форме отображена идея престолонаследия. Син­кретический образ мифологического персонажа волкодракона, олицетворявшего идею родства и взаимозаменяемости образов родовых тотемов тюрков волка и дракона в форме наверший каганских стел, являлся символом дуальной структуры государства и престолонаследия в Восточном Тюркском каганате. Тюркский каганат функционировал по принципу, по которому престол принадлежал пред­ставителю рода ашина по отцу (родовым тотемом которых являлся волк) и ашидэ/аштакам по матери (род дракона) [10, 33].

Синкретический образ, воплощенный в едином облике волкодракона на навершиях монументов тюркских каганов, не является новым и в культовом искусстве евразийской степи известен еще в первые века нашей эры, в искусстве племен сарматского круга. Оригинальное захоронение из 10-го кургана Кобяковского могильника, открытое в конце 80-х годов на восточной окраине г. Ростова-на- Дону отчет опубликован в 90-е годы, позволяет во всей полноте раскрыть основные мотивы мифа о происхождении тюрков, который был распространен в этнокультурной среде населения Евразии еще в первые века нашей эры. Примечательными являются все предметы из кургана, но наиболее яркими из них являются диадема, повествующая о картине мира (на ней изображены небесный свод со звез­дами, мировое дерево, птицы и олени), флакон в форме фигурки лежащего барана, изображение стоящего волка, высеченное на пластине, с головой, устремленной ввысь, и гривна. В контексте ис­следуемого нами сюжета об истоках формирования в тюркском искусстве синкретического образа мифического животного, в виде дракона с волчьей головой, особый интерес, представляют персона­жи, изображенные на гривне (рис. — 1, 8). На гривне, наряду с центральным персонажем, который показан сидящим на коврике, со скрещенными по-восточному ногами, кинжалом и с сосудом в обеих руках (рис. — 1, 8г), показан дракон с волчьей головой (рис. — 1, 8 б, в) [12].

По мнению одного из исследователей, кобяковский дракон «иконографически ближе всего дра­кону каргалинской диадемы, датируемой А.Н.Бернштамом I-II вв.н.э» [13]. По мнению А.Н.Бернштама, «каргалинская диадема ... семантически и функционально входит в круг шаманской атрибуции» [14].

В контексте культурных параллелей эпохи, ставших очевидными при сравнении описанных вы­ше культовых атрибутов, необходимо вспомнить об этнокультурных связях, существовавших между усунями и юечжи. Есть мнение, что как в асманском (усуньском), так и в древнетюркском генеалоги­ческом мифах под образом волка, выступавшего в образе «кормилицы волчицы-драконтины, подра­зумевалась лунная юечжийка». Автор исследования полагает, что «вся жизнь и Первого тюркского каганата прошла под сенью драконтины, одной из ипостасей которой была волчица. Волчица- драконтина считалась не только матерью и кормилицей Первотюрка, но и последующих каганов .» [10, 88].

Иконографический облик центрального персонажа описываемой гривны, клиновидной формы бородка, сосуд, показанный в сведенных на животе руках сходны со стилем, в котором выполнена статуэтка из Сукулука, изображающая мужчину в «трехрогом» уборе (рис. — 1, 8 а, 9) [14, 113]; (рис.—    1, 2). Стиль изображения сидящего мужчины, показанного в позе со скрещенными по-восточному ногами и придерживающего в обеих руках сосуд, является типичным. Этот стиль широко известен в материалах тюркского монументального искусства Центральной Азии и по памятникам святилища Мерке, новым статуям святилища Жайсан [15].

Вопрос об истоках развития образа служителя культа в традиционном искусстве непосредственно связан с историей формирования шаманизма как идеологического направления, сфера функционирования которого диктовалась представлениями о трехчастной структуре вселен­ной. Личность шамана представляла деятельного посредника между тремя мирами: верхним, средним и нижним. В качестве служителя культа жрец должен был содействовать обеспечению равновесия и стабильности между людьми и окружающим его миром. По мнению Е.Турсунова «процесс оконча­тельного оформления обрядности новой религии и сложения типа шамана завершился к середине бронзового века [9, 105].

Предположение о сложении обрядности шаманизма в эпоху бронзы подтверждается атрибутами этого культа, представленного в Галичском кладе, в составе которого были найдены статуэтки шама­нов и фигурки змей. Головной убор статуэток близок по форме «трехрогим» уборам (рис. — 1, 1 а, б). Касаясь вопроса о назначении предметов из клада и указав на связь шаманских представлений с культом змеи, авторы публикации заметили, что змея не только выступает символом нижнего мира, но «наряду с шаманом выступает своеобразным посредником между силами Космоса и ушедшим в прошлое миром предков» [3, 144].

Интерпретации персонажей в «трехрогих» головных уборах как служителей культа способствуют и выводы казахстанских исследователей, полагающих, что «в трезубых головных уборах могли изо­бражаться люди, наделенные магическими свойствами или выполняющие магические функции» [16].

Возможно, теме атрибутики шаманов, в содержании которой должна прослеживаться связь с об­разом дракона/змеи, соответствует и «чешуйчатость» костюмов персонажей, показанных на валуне из могильника Кудырге, одна из которых показана в «трехрогом» головном уборе[1]. На валуне древним мастером был отражен сложный комплекс идей и социальных взаимоотношений в обществе кочев­ников. Содержание одной из них передано в изображении центральных персонажей, принадлежав­ших клану, родовым тотемом которых являлся дракон. Фигура, показанная в «трехрогой» тиаре, при жизни была наделена функциями служителя культа. Можно предположить, что в бытовавшей в тра­диционной тюркской среде строго ранжированной иерархии служителей культа лица, носившие «трехрогие» головные уборы, обладали статусом жрецов высшей категории — своеобразных медиа­торов, основной функцией которых являлась посредническая миссия между миром богов и людей. С другой стороны, свидетельства о существовании племени, родовым тотемом которых являлся дракон и «будучи царицынским по происхождению ..., олицетворяя землю и народ» ... оно обладало особым положением и не принимало участие в кровавых внутренних разборках», было племенем судьи» [10, 20], проясняют реальное содержание описываемых в работе типов памятников культового, монумен­тального искусства. Вероятно, в традиционной структуре социума средневековых тюрков жреческие функции осуществляли представители материнской фратрии, племени судей аштаков/ашидэ.

Идеологическое обоснование законности претензии на право соправления в тюркском государ­стве представителей материнской фратрии нашло выражение и в культуре этноса, известного в ис­точниках как народ змей каи/уран, переселившихся с территории Монголии на Иртыш в конце VII- VIII вв. [17]. Сохранившаяся в описании средневекового автора Гардизи легенда о происхождении кимеков, основанная на связи образов дракона, женщины и воды/реки (Иртыш), является иллюстра­цией реальных исторических событий [17, 25-26]. По данным исследователя, информационный по­тенциал легенды, представленный в персоналиях, позволяет выявить черты этногонического мифа, связанного «с божеством плодородия», тождественным божеству, живущему на земле, и «имеет не­посредственное выражение в женщине — Хатун, как созидательнице и матери человечества, в воде». Выводы С.М.Ахинжанова, что «змей был тотемным животным определенного крупного этнического коллектива, приобретшего известность в источниках . по имени народ змей» способствуют проясне­нию проблемы, связанной с традицией создания женских изваяний на Иртыше.

Возвращаясь к исходному источнику, позволившему нам проследить истоки традиции развития жреческого культа на мировоззренческом уровне, взаимосвязанного с образами родовых тотемных животных, олицетворяющих центральный персонаж тюркского пантеона божеств — божество Жер- Су. В символике «трехрогих» изваяний, в мемориале, посвященном верховному жрецу (Жайсан 26), отражен описанный выше комплекс идеологических представлений. Круг представлений, связанный с образом шамана, выражен и в нестандартной планиграфии погребально-поминального комплекса Жайсан 26 в ландшафте местности. В отличие от закономерного расположения погребальных и риту­альных конструкций на местности долины Жайсан, при которой ритуальные конструкции располага­лись с восточной стороны комплекса, а погребальные курганы занимают площадь за ними, в запад­ной части, на широкой возвышенности долины одиночный большой курган, диаметром около 35 м, высотой 2,8 м, расположен, как раз наоборот, к востоку от ритуальных оград. Складывается впечат­ление, что статуя служителя культа обращенная на восток, на утреннем восходе и в любое время дня и ночи «могла обозревать перед собой свой священный прах». Изолированное местоположение захо­ронений шаманов, вне родовых и семейных кладбищ, их неприкосновенность известны из этногра­фической практики народов Сибири [18].

 

Список литературы

  1. Гаврилова АА. Могильник Кудырге как источник по истории алтайских племен. — М.-Л., 1965. — С. 119; Табалди- ев К.Ш. Курганы средневековых кочевых племен Тянь-Шаня. — Бишкек: Айбек, 1996. — С. 69-70.
  2. Шер ЯА. Каменные изваяния Семиречья. — М.-Л., 1966. Табл. XVI, 71; XIX, 83; XXII, 99; Табалдиев К.Ш. Указ. раб.— С. 68; Табалдиев КШ. Указ. раб. — С. 68.
  3. Студзицкая С.В., Кузьминых С.В. Галичский «Клад»: К проблеме становления шаманизма в бронзовом веке Северной Евразии // Мировоззрение древнего населения Евразии: Сб. статей. — М., 2001. — С. 141-144, 146-147.
  4. Ахинжанов, 1978. Об этнической принадлежности каменных изваяний в «трехрогих» головных уборах из Семиречья // Археологические памятники Казахстана. — Алма-Ата: Наука, 1978. — С. 79.
  5. Маргулан АХ. Каменные изваяния Улытау // Сочинения. Т. 3.4, 2003. — С. 43-44; Шер Я.А. Указ. раб. — С. 67.
  6. Камышев АМ. Раннесредневековый монетный комплекс Семиречья. — Ташкент. Изд-во литературы и искусства им. Гафура Гуляма, 1987. — С. 9.
  7. Golden Peter B. Religion among the Qipchaqs of the Medieval Eurasia // Central Asiatic Journal. International Periodical for Languages, Literature, History and Archaeology of Central Asia. — 1998. — Vol. 42. — Р. 149, not. 203.
  8. Там же. — Р. 206.
  9. Турсунов Е.Д. Возникновение баксы, акынов, сэри и жырау. — Астана. Изд-во «Фолиант», 1999. — С. 251.
  10. ЗуевЮА. Ранние тюрки: очерки истории и идеологии. — Алматы: Дайк-Пресс, 2002. — С. 333.
  11. Жолдасбеков М., Сартқожаулы К. Орхон ескерткіштерінің толық атласы. — Астана: «Күлтегін», 2005. — С. 56-57, рис. 2; с. 123, рис. 5.
  12. Прохорова ТА, Гугуев В.К. Богатое сарматское погребение в кургане 10 Кобяковского могильника. СА. 1992. № 1. Рис. 5-6.
  13. Прохорова Т.Н. Кобяковская гривна. Известия Ростовского областного музея краеведения. Вып. 9. — Ростов н/Д., 2001,— С. 59.
  14. Бернштам А.Н. Труды Семиреченской археологической экспедиции «Чуйская долина». — М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1950. — С. 145.
  15. Досымбаева А. Указ. раб. Табл. VII — 4, 5, 6.
  16. Байпаков КМ, Терновая Г.А. Религии и культы средневекового Казахстана (по материалам городища Куйрыктобе). — Алматы, 2005. — С. 135.
  17. Ахинжанов СМ. Кыпчаки в истории средневекового Казахстана. — Алма-Ата: Наука, 1989. — С. 115, 146.
  18. Кенин-Лопсан М.Б. Обрядовая практика и фольклор тувинского шаманизма. — Новосибирск: Наука. Сибирское отде­ление, 1987. — С. 84.



[1]   На кудыргинском валуне в «трехрогих» уборах показаны и коленопреклоненные персонажи. Если следоватеь логике некоторых исследователей, называющих центральную фигуру в таком же уборе «богиней Умай», то другие фигуры в таких же уборах должны быть изображениями «маленьких Умай»?

Разделы знаний

Архитектура

Научные статьи по Архитектуре

Биология

Научные статьи по биологии 

Военное дело

Научные статьи по военному делу

Востоковедение

Научные статьи по востоковедению

География

Научные статьи по географии

Журналистика

Научные статьи по журналистике

Инженерное дело

Научные статьи по инженерному делу

Информатика

Научные статьи по информатике

История

Научные статьи по истории, историографии, источниковедению, международным отношениям и пр.

Культурология

Научные статьи по культурологии

Литература

Литература. Литературоведение. Анализ произведений русской, казахской и зарубежной литературы. В данном разделе вы можете найти анализ рассказов Мухтара Ауэзова, описание творческой деятельности Уильяма Шекспира, анализ взглядов исследователей детского фольклора.  

Математика

Научные статьи о математике

Медицина

Научные статьи о медицине Казахстана

Международные отношения

Научные статьи посвященные международным отношениям

Педагогика

Научные статьи по педагогике, воспитанию, образованию

Политика

Научные статьи посвященные политике

Политология

Научные статьи по дисциплине Политология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Психология

В разделе "Психология" вы найдете публикации, статьи и доклады по научной и практической психологии, опубликованные в научных журналах и сборниках статей Казахстана. В своих работах авторы делают обзоры теорий различных психологических направлений и школ, описывают результаты исследований, приводят примеры методик и техник диагностики, а также дают свои рекомендации в различных вопросах психологии человека. Этот раздел подойдет для тех, кто интересуется последними исследованиями в области научной психологии. Здесь вы найдете материалы по психологии личности, психологии разивития, социальной и возрастной психологии и другим отраслям психологии.  

Религиоведение

Научные статьи по дисциплине Религиоведение опубликованные в Казахстанских научных журналах

Сельское хозяйство

Научные статьи по дисциплине Сельское хозяйство опубликованные в Казахстанских научных журналах

Социология

Научные статьи по дисциплине Социология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Технические науки

Научные статьи по техническим наукам опубликованные в Казахстанских научных журналах

Физика

Научные статьи по дисциплине Физика опубликованные в Казахстанских научных журналах

Физическая культура

Научные статьи по дисциплине Физическая культура опубликованные в Казахстанских научных журналах

Филология

Научные статьи по дисциплине Филология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Философия

Научные статьи по дисциплине Философия опубликованные в Казахстанских научных журналах

Химия

Научные статьи по дисциплине Химия опубликованные в Казахстанских научных журналах

Экология

Данный раздел посвящен экологии человека. Здесь вы найдете статьи и доклады об экологических проблемах в Казахстане, охране природы и защите окружающей среды, опубликованные в научных журналах и сборниках статей Казахстана. Авторы рассматривают такие вопросы экологии, как последствия испытаний на Чернобыльском и Семипалатинском полигонах, "зеленая экономика", экологическая безопасность продуктов питания, питьевая вода и природные ресурсы Казахстана. Раздел будет полезен тем, кто интересуется современным состоянием экологии Казахстана, а также последними разработками ученых в данном направлении науки.  

Экономика

Научные статьи по экономике, менеджменту, маркетингу, бухгалтерскому учету, аудиту, оценке недвижимости и пр.

Этнология

Научные статьи по Этнологии опубликованные в Казахстане

Юриспруденция

Раздел посвящен государству и праву, юридической науке, современным проблемам международного права, обзору действующих законов Республики Казахстан Здесь опубликованы статьи из научных журналов и сборников по следующим темам: международное право, государственное право, уголовное право, гражданское право, а также основные тенденции развития национальной правовой системы.